Лингистический турнир
классный час (2 класс) на тему

Кузьмичева Любовь Владимировна

Цель: формирование  интереса у учащихся к русскому языку посредством игрового и занимательного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvisticheskiy_turnir.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Основная общеобразовательная школа

с. Николаевка Благовещенский район

Республика Башкортостан

                                                                 Выполнила: Кузьмичева

                                                           Любовь Владимировна

                                                                     учитель начальных классов

2013 год

Лингвистический турнир

Цель: формирование  интереса у учащихся к русскому языку посредством игрового и занимательного материала.

Задачи:

обучающая: создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий; формирования и обогащения словарного запаса обучающихся;

развивающая: развивать  внимание, логическое  мышление, познавательный интерес к русскому языку;

воспитывающая: способствовать воспитанию  культуры общения, умения работать коллективно.

Оборудование:  карточки с заданиями, чистые листочки,  грамоты, сладкие призы.

Турнир проводится меду командами четвертых классов. Состав команды 10 человек.

От каждой команды группа поддержки.

Ход игры

  1. Слово ведущих

Ведущий 1. Здравствуйте, сегодня мы проводим лингвистический турнир среди учащихся 4 классов. Вы знаете, что лингвистика – это наука, изучающая законы языка, и сегодня мы еще раз убедимся в том, что велик и богат наш русский язык. Итак, начинаем наш турнир дружной, веселой песней.

Дети исполняют песню.

Ведущий 2. Любая игра начинается с разминки. Сейчас вы должны показать, какая вы дружная команда, поэтому первый конкурс называется «Дружная семейка».

  1. Конкурс  «Дружная семейка»

Ведущий 1. Перечислите все части речи, которые вы знаете.

Дети выполняют задание.

Ведущий 2. А теперь на каждую букву написанных слов по вертикали («трудолюбие» и «литература») подберите дружную семейку. Кто быстрее подберет дружную семейку, тот и победитель.

Слова написаны на листе бумаги, количество букв соответствует количеству участников, дети по очереди подбегают, пишут слова.

«т» - ты, местоимение

«р» - разве, частица

«у» - удивляться, глагол

«д» - десять, числительное

«о» - ох, междометие

«л» - легко, наречие

«ю» - юла, существительное

«б» - без, предлог

«и» - или, союз

«е» -еловый, прилагательное

«л» - ли, частица

«и» - или, союз

«т» - три, числительное

«е» - есть, глагол

«р» - радостно, наречие

«а» - арбуз, существительное

«т» - тот, местоимение

«у» - у, предлог

«р» - ручной, прилагательное

«а» - ай, междометие

Ведущий 1. Молодцы, хорошо справились с заданием. Это задание определило, какая команда является дружной семейкой.

Ведущий 2. Вы удачно провели разминку, следующий наш конкурс называется «Намеки».

  1. Конкурс  «Намеки»

Ведущий 1 предлагает играющим первую букву загаданного слова и какой- то намек на него – другое слово, которое он считает некоторым образом, связанным с первым. Называемые словами  явления могут встречаться в реальной жизни, быть связаны неким общим сюжетом, высказыванием, одно может быть похоже на другое, связь может быть чисто ассоциативной. Словом, ограничения минимальны. Важно только, чтобы связь была общей для людей, говорящих по – русски и общающихся с русской культурой в широком смысле слова. Каждой команде по очереди называется буква. Если команда не отгадала, ведущий сам говорит правильный ответ.

Буква «к», намек - «сумка». (Кенгуру)

Буква «б», намек - «нос».  (Буратино)

Буква «м», намек - «лягушонок».  (Маугли)

Буква «у», намек - «горячий, холодный».  (Утюг)

Буква «д», намек - «мышь».  (Джойстик)

Буква «ш», намек - «1001». (Шахерезада)

Буква «м», намек - «очки».  (Мартышка)

Буква «т», намек - «привет». (Тетя)

Буква «к», намек - «ура!». (Каникулы)

Буква «м», намек - «колено». (Море)

Буква «к», намек - «крыша». (Карлсон)

Буква «к», намек - «самолет». (Ковер)

  1. Конкурс «Собери текст»

Ведущий 1. Для участия в следующем конкурсе нужны пять человек. Представители команд должны собрать из отдельных предложений, то есть наклеить предложения в правильном порядке на лист бумаги. Затем один человек от каждой команды прочитает этот текст вслух.

Для команды 1

И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

Голова сказала: «Разойдемся!»

Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю: если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

( Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».  Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю: если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься». Голова сказала: «Разойдемся!» И хвост оторвался от головы и пополз вперед. Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.)

Для команды 2

Сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину».

Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

Братья послушались соседа, и у них ничего не осталось.

У одного отца было два сына.

Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

Они пошли судиться к соседу.

Они сказали: «Он велел делить все пополам».

( У одного отца было два сына.  Он сказал им: «Умру, разделите все пополам». Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?» Они сказали: «Он велел делить все пополам». Сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину». Братья послушались соседа, и у них ничего не осталось. )

В это время, когда команда собирает текст, остальные члены команд играют в игру «Найди лишнее».

  1. Игра «Найди лишнее».

Условия игры: каждой команде называется по пять предметов. Игроки должны объяснить, почему одно слово является «лишним».

Для команды 1

  1. Существительное, прилагательное, глагол, союз.
  2.  Дождь, снег, град, луна.
  3. Земля, серая, желтая, зеленая.
  4. Увидеть, покрасить, краска, добежать.
  5. Белый, белизна, белеет, белка.

Для команды 2

  1. Тетрадь, книга, дневник, самолет.
  2. Пароход, тепловоз, землетрясение, экипаж.
  3. Касса, маска, тонна, килограмм.
  4. Ночь, дочь, печь, рожь.
  5. Вкусный, интересный, искусный, грустный.

Ведущий 1. Придумайте команде противника цепочку из четырех слов, чтобы одно являлось «лишним».

Дети выполняют задание.

  1. Конкурс «Домашнее задание»

Ведущий 2. А сейчас домашнее задание. Каждая команда представляет части речи. Задача другой команды узнать, о какой части речи идет речь.

Команда 1 представляет глагол + частица.

Команда 2 представляет наречие + глагол.

Ведущий 1. С домашним заданием вы справились прекрасно, продолжаем наш лингвистический турнир. Как говорил Маршак: «Человек нашел слово для всего, что обнаружено им во Вселенной». Мы тоже должны обнаружить слова, которые здесь спрятались.

  1. Игра «Собери слово»

Условия игры: у каждого ребенка на груди листок с «маленьким» словом, участники каждой команды должны найти себе пару, чтобы получилось другое слово. Команда, которая быстрее соберет слова и объяснит их значения, побеждает.

Ведущий 1. Возьмите по карточке, у каждого из вас теперь есть свое имя. Поднимите вверх и прочитайте. А теперь найдите пару, чтобы из этих двух слов получилось одно слово, и, посовещавшись, объясните значение этого слова.

след        соль

зал           дог

газ           ель

фа            рот

град        ежи

оса          опыт

штука      тур

банк         кон

буй           вол

бал           ус

(Следопыт, залежи, газель, фасоль, градус, осадок, штукатур, банкрот, буйвол, балкон).

Следопыт:

  1. Охотник, высматривающий зверя по следам;
  2. Человек, который собирает материал о былых исторических событиях, об исторических лицах.

Залежи:

              1) Скопление полезного ископаемого;

              2) Надолго оставленная без обработки пахотная земля;

              3)То что долго лежит без движения;

         4) Залежавшийся товар.

Газель: родственное антилопе млекопитающее, отличающееся стройности и быстротой бега.

Балкон:

  1. Выступающая у стены здания площадка с перилами, решеткой;
  2. Верхний или средний ярус в зрительном зале.

Фасоль: растение семейства бобовых с длинными стручками, а также сами стручки и его плоды.

Штукатур: рабочий, специалист по штукатурным работам.

Градус:

  1. единица измерения дуг и углов, равная 1/360 окружности;
  2. единица измерения температуры или вязкости жидкости.

Банкрот:

  1. несостоятельный должник, отказавшийся платить своим кредиторам вследствие разорения;
  2. тот, кто оказался несостоятельным в своей деятельности, в личной жизни

Буйвол: крупное жвачное животное, родственное быку, с большой головой на короткой шее и короткими ногами.

Осадок:

  1. твердые частицы, находившиеся в жидкости и осаждающиеся на дне или стенках сосуда после отстаивания;
  2. тяжелое чувство, остающееся после чего- нибудь.

Ведущий 2. Сегодня на турнире мы убедились, что вы очень дружные, находчивые, многое умеете и знаете. Но сейчас мы проверим,  как вы умеете слушать друг друга. Итак, конкурс «Умеем ли мы слушать друг друга».

  1. Конкурс «Умеем ли мы слушать друг друга»

Ведущий вызывает команду к доске и дает задание составить маленький рассказ.

Каждый должен произнести по одной фразе. Первый участник называет предложения. Второй называет первое предложение и свое, стараясь развить заданную тему. Третий повторяет два предложения и говорит третье и т.д.

Ведущий 1. Николай Васильевич Гоголь сказал: «Нет слова, которое бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под сердца, так бы кипело и животрепало, как метко сказанное русское слово!» Сейчас мы в этом постараемся убедиться.

  1. Конкурс «Угадай фразеологизм»

Команда инсценирует фразеологизм, а другая команда угадывает и объясняет его смысл.

 Ведущий 2. Мы сегодня много сочиняли, угадывали, инсценировали, намекали, а теперь я предлагаю вам собрать венок сравнений.

  1.  Игра «Венок сравнений»

Игра идет по кругу, то есть каждый должен знать, после кого он выступает.

Играющие выбирают какое-либо слово (в данном случае слово говорит ведущий). Затем все по кругу начинают сравнивать его с чем-либо, называя при этом основание для сравнения. Задача каждого следующего игрока привести убедительное сравнение. Повторяться запрещено. Тот, кто не сумеет ответить, выходит из игры.

Побеждает ответивший последним. (Снимать сравнения как неубедительные можно только в том  случае, если сам игрок не может назвать сходные черты или говорит очевидную нелепицу).  Победивший зарабатывает своей команде очко.

Слово для команды 1

Река (она похожа на ленту, такая же длинная и блестящая).

Слово для команды 2

Дождь (как водопад, как душ, как колыбельная песня).

  1.  Конкурс «Дальше, дальше, дальше, или Гонка за лидером»

Ведущий 1. Следующий конкурс поможет выровнять счет и набрать дополнительные баллы. За 2 мин команда должна дать правильные ответы на большее количество вопросов. Если ответа нет, то капитан говорит: «Дальше», а ведущий задает следующий вопрос.

Вопросы команде 1

  1. Сколько звуков в слове «лью»?
  2. Антоним к слову «временный»?
  3. От кого Айболиту пришла телеграмма?
  4. «Подруга дней моих суровых». О ком?
  5. Слово с удвоенной «н».
  6. Объясните значение выражения «хоть кровь из носу»?
  7. Словарь, в котором можно узнать о правильности слов.
  8. Часть слова без окончания.
  9. Есть ли непроизносимая согласная в слове «участвовать»?
  10.  Слово с приставкой «при -»?

Вопросы команде 2

  1. Сколько звуков в слове «ель»?
  2. Синоним к слову «отважный»?
  3. Кто спас Муху - Цокотуху?
  4. В каком городе родился Пушкин?
  5. Слово с удвоенной «м».
  6. Объясните значение выражения «попасть пальцем в небо»?
  7. Словарь, в котором можно узнать о происхождении слов.
  8. Часть слова, стоящая перед корнем.
  9. Есть ли удвоенная согласная в слове «искусный»?
  10.  Слово с приставкой «пре -»?

Жюри считает количество правильных ответов.

  1. Конкурс «Объясни пословицу»

Ведущий 2. Пока жюри подводит итоги, каждой команде предлагается прочитать зашифрованную пословицу.

Пословицы нарисованы на плакатах.

  1. Хорошую речь хорошо слушать.
  2. Красна птица оперением, а человек умением.

Представитель от каждой команды читает пословицу и объясняет ее смысл.

Ведущий 1. Слово представляется жюри.

Жюри объявляет итоги турнира. Далее следует награждение. Праздник заканчивается песней.

Используемая литература

  1. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Олимпиады и  интеллектуальные игры: Книга для учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рыцарский турнир"

Данное мероприятие помоджет в интересной и творческой форме организовать и провести праздник 23 февраля....

Блиц-турнир. 3 класс

Внеклассное мероприятие, способствующее развитию познавательной активности, умению работать в группах, слушать своих товарищей и принимать решения....

Лингвистический турнир

Материал для проведения внеклассного занятия по русскому языку во 2 классе...

Рыцарский турнир (конкурсная программа, посвященная 23 февраля)

Цель: развитие творческих способостей детей и здорового духа соперничества; расширение кругозора; организация досуга....

Задания для подготовки учеников 1 класса к интеллектуальному турниру "ПОНИ"

В нашем городе проводится интеллектуальный турнир для младших школьников "ПОНИ". В него включены задания на логику, эрудицию, речевое развитие и т.д. Подготовка к турниру - процесс сложный, подбор зад...

Турнир Здоровья

Внеклассное мероприятие  «Турнир Здоровья» предназначено для учащихся 4 классов, может быть проведено в рамках Недели Здоровья или  приурочено ко Дню Защитников Отечества. Сопровождается пре...

Турнир! Турнир!

Спортивное мероприятие ко Дню Защитника Отечества...