Классный час в 4 классе "Моя родословная"
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Классный час
ТЕМА: «Моя родословная».
(Звучит песня)
«Семейный Альбом» Сл. М.Танича Муз. Д.Тухманова
Учитель: Нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Часто люди не знают своих предков дальше бабушек и дедушек, однако все мы являемся плодами нашего родословия, и поэтому было бы интересно, а может быть, и важно понять наши корни.
Откуда вы появились? Кто те люди, которые составляли вашу семью на протяжении последних ста лет? Где они жили и что делали? Какие у них были семьи - большие или маленькие? Как они выглядели? Похожи ли вы на них? Говорили ли они на том же языке, что и вы?
Исследователь: В газете «Неделя» под рубрикой «Сенсация» была напечатана заметка «Кто твой предок?». Оказывается каждого новорожденного человечество ждёт в течении полутора веков и готовится к его появлению на свет.
Исследования доказывают, что отдаленные предки влияют на физическое развитие детей. Выяснилось, каждое поколение вносит свой вклад в развитие ребенка, причем наиболее сильно воздействует пятые-деды и бабки прабабок. Ни одна жизнь рожденного ранее не пропадает бесследно.
К сожалению, сведения о предках бывают, как правило, чрезвычайно скупыми.
Чтец: А.С. «Моя родословная»
Понятна мне времен превратность,
Не прекословлю, право, ей:
У нас нова рожденьем знатность,
И чем новее, тем знатней.
Родов дряхлеющих обломок
(И, по несчастью, не один)
Бояр старинных я потомок;
Я, братцы, мелкий мещанин.
Не торговал мой дед блинами,
Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками,
В князья не прыгал из хохлов
И не был беглым он солдатом
Австрийских пудреных дружин.
Так мне ли быть аристократом?
Я, слава богу, мещанин.
Учитель: Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты, достоинства и слабости. А что мы знаем о них? По существу, во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене. Это наша беда. Забылась мудрость пушкинских слов: «уваженье к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости». Фамильная гордость, интерес к своей родословной – все это ветви одного дерева. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства.
Родословная, или, как говорили раньше, «родословие» - это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них.
- Но вы уже знакомы с этой работой. Как вы ее начинали?
Ученик: Работу над родословной я начинала с расспросов мамы, папы, бабушки и дедушки... Мы проследили линию нашего рода, я думаю, что это большое дело не только для меня, но и для будущих моих детей.
Учитель: Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так нет и одинаковых семейств. К тому же миллионы из них не составляют своих родословных, а в вашей она будет.
- А сейчас послушаем совет практиков как продолжить начатую работу.
Практик: Приступая к работе, заведите себе папку, конверты, куда вы будете складывать фотографии, документы черновики. Клей лучше не применять, чтобы не портить ценные документы. Для наклеивания нужно пользоваться фотоуголками, липкими краями от марок. Фотографии следует подписать (кто изображен на них, время)
Можно записать любые воспоминания о жизни и поступках членов ваших семей, различные случаи, предания, истории.
- Кто хочет рассказать о своей родословной?
(рассказ детей)
Чтец:
Нам были память и любовь даны,
Чтобы сердцам ушедшим поклониться,
И, может статься, будут неполны
Без этих строк истории страницы.
В нашей республике создана книга памяти, в которую занесены имена наших дедов и прадедов, которые защищали нашу Родину во время ВОВ. Одна из веточек на вашем родословном дереве связана с войной.
- Кто хочет рассказать о военной веточке на вашем дереве?
(рассказ детей)
Слово эксперту – лингвисту:
Родительский дом, родители, род… Итак, род – это ряд поколений, происходящих от одного предка. Синонимами понятия « потомство » является порода, родня, родственники.
Родство бывает
* кровное родовое - по общему предку,
* свойственное (сватовство)- по брачным союзам,
* духовное (крестные, кумовья)- по восприятию от купели
Различают родство по мужскому и женскому колену.
Дети, происходящие от одних и тех же родителей, называется единокровными, родившиеся от одной матери, но от разных отцов – единоутробными.
- Зная все тонкости родства, легко ответить на вопросы:
Кто является золовкой, снохой, деверем и т.д. Во многих семьях не поддерживают отношений далее, чем с двоюродными братьями и сестрами, считая остальных родственников «седьмой водой на киселе».
А сейчас проверим, как мы разбираемся в родственных связях.
Вам предлагаются вопросы викторины.
Викторина
1. В каком родстве состоят свояки? (женаты на сестрах)
2. Твоя сестра вышла замуж. Как зять может называть тебя? (шурин, свояченица)
3. Я тебе не отец, но ты мне – сын. Кто я? (мать)
4. Шел старец. Жили молодец с девицей. Старик и говорит: «Как вам не стыдно жить вдвоем?» Они и отвечают: «Какой нам стыд? Мы большая родня: моя мать – то мать ее матери – родная свекровка». (дядя с племянницей)
5. Кто такие сватья и кумовья? (Родители жениха и невесты – сватовья, кровные родители и духовные – кумовья).
(Звучит мелодия песни «Уголок России – отчий дом»)
Чтец: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику, больно будет…, а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Волковского, мне будет стыдно! »- так напутствует сына один из героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
Учитель: Мы многое запретили бы себе делать и немало бы сделали. Если бы никогда не забывали, что каждый из нас – звено в цепи поколений. Наши лучшие поступки окрыляют детей и внуков, а просчеты и ошибки лягут на них тяжким бременем. Ведь они наследуют не только цвет наших глаз и волос, рисунок носа и рта, но и историю нашей жизни со всеми ее достоинствами и просчетами.
Чтец: Эту таинственную связь с предшествующими поколениями описал А.С.Пушкин:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,-
Залог величия его
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва;
Без них нам целый мир – пустыня.
Душа – алтарь без божества.
Учитель: А сейчас интервью
1. - Представьте, что у вас есть машина времени, на которой вы можете совершить путешествие в прошлое. Представьте, что вы навестили вашу семью, ваших предков.
- Какие они по- вашему? (внешние черты, например, кудрявые волосы, голубые глаза)
- Черты поведения (как говорят, ходят, какие привычки)
- Отдельные черты характера, например, честность, гостеприимство, великодушие.
2. - Замечаете ли вы. В чем вы похожи на своих родственников?
- О чем бы вам хотелось поговорить с ними?
- Расскажете ли вы им, кто вы?
3. А сейчас вернемся в настоящее.
- С кем вместе ты живешь дома?
- А что вы всей семьей вместе делаете?
- Что тебе больше всего нравится в твоей семье?
- А с кем у тебя в семье отношения лучше всего, с кем конфликтов не бывает?
- У вас есть в семье какие-нибудь праздники, которые вы все вместе празднуете? Семейные праздники?
- Похожи ли вы на маму или папу? Чем вы похожи на них? Чем отличаетесь?
(Слово эксперту историку)
Слово «фамилия» в значении «семья» заимствовано из лат.языка – «наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям».
В русском языке это слово появилось в эпоху Петра 1, когда в разных учреждениях людей стали называть по фамилии, имени и отчеству. Фамилия присваивалась на основании единственного признака- родства.
(Лаптев, Ложкин)
Учитель: Но недаром в народе говорят: «Не смотри на кличку, а смотри на птичку». (Как вы понимаете?)
Важно, кто и как носит свою фамилию.
Чтец:
Вчерашний день, минувший год
Не умирают в человеке
Прошедший век – он нашем веке
Еще звенит, еще поет.
Живут высокие веленья
Ума и сердца прежних лет,
Давно участие волненья
Еще отбрасывают свет,
И фотография в альбоме,
И куст сирени под окном,
И тишина в отцовском доме
Твердят о времени ином.
Учитель: Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели.
Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.
Мы гордимся членами наших семей, которые при жизни делали добро другим людям.
Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами.
Обобщение: «Я такой же, как люди, жившие до меня, и в то же время, я – это я и никто другой».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Моя родословная"
Итоговый классный час по теме "Моя родословная"...
Классный час "Моя родословная".
Классный час "Моя родословная". Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит,кем были его предки,где его настоящая "малая Родина".Откуда я родом?...
Классный час "Моя родословная"
Цель: дать детям понятие о родословной.Задачи: развивать у учащихся потребность узнать историю своей семьи; формировать понимание ценности семьи;воспитание чувств гордост...
Презентация к классному часу "Моя родословная"
Презентация к классному часу "Моя родословная"...
классный час на тему "Шежере - моя родословная"
классный час для учащихся 3-4 классов с предварительной подготовкой презентаций учащимися своих семейных родословных...
Классный час на тему: "Моя родословная"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11571080","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Что может быть интереснее, чем изучение своего родословного др...
Разработка классного часа "Моя родословная"
Цель: Стимулировать интерес учащихся к изучению родословной своей семьи.Задачи: -познакомить детей с понятиями «генеалогия», «поколение», «род» и «родос...