Чтобы радость людям дарить, надо вежливым быть
классный час (1 класс) на тему

Осипович Ирина Вениаминовна

Классный час в 1 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час в 1 классе

Тема. "Чтобы радость людям дарить, надо вежливым быть".

Цели: воспитание уважения к старшим; закрепление навыков культурного поведения, умения использовать вежливые слова на практике; активизация активного и пассивного словаря;

закрепление понимания и значимости употребления вежливых слов в быту; закрепление правил вежливого, доброго отношения к окружающим; развитие ассоциативного мышления; развитие связной устной речи; воспитание чувства товарищества, доброты, чуткости.

Оборудование:  выставка книг, магнитофон, аудиозаписи мелодий песни “Улыбка”, мелодии для частушек, мультимедийный проектор, экран, электронная презентация.

Ход занятия

Учитель. Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые, самые нужные и самые важные для каждого человека. В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости.  Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.  Вежливость – неотъемлемое качество общения.

- А известно ли вам , ребята, что обозначает слово «вежливость»?

До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке, чтобы другим было приятно с ним общаться. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.) Вежество - качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.  Вот и мы наше сегодняшнее занятие посвятим вежливым словам.

- Какими первыми словами мы начинаем день?

Это «доброе утро». Произнося их, мы желаем нашим домашним, близким, знакомым хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным, веселым, добрым.

Чтение стихотворения.

Солнышко ясное встало.

- Доброе утро! - сказало.

- Доброе утро!

-Кричу я прохожим,

Веселым прохожим,

 На утро похожим...

Но если проснешься,

 А дождик в окно

 Стучит да стучит

И без солнца темно?

Доброе утро,

Друзья, все равно.

Придумано мудро:

- Доброе утро!

Ученик читает стихотворение "Добрые слова ".

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!» - я кричу.

«Добрый день!» - кричу я вслед

 Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!»- так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

 О. Дриз

Учитель. Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, стоит сказать: «Доброе утро!» - и сразу станет теплее, радостнее. А как надо произнести эти слова? Можно ли говорить «доброе утро» нахмурясь, недовольным голосом? Почему?

Есть в русском языке еще одно хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это всем вам знакомое слово «здравствуйте».

- Зачем мы его произносим?

Это очень старое слово, связано оно со словом «здоровье». Произнося слово «здравствуйте», мы желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым.

Один мальчик тоже решил быть вежливым, всегда со всеми здороваться. А как он это делал, мы узнаем из стихотворения.

Чтение стихотворения «Невежливая вежливость»

Обещал отцу Петрусь:

- Я за вежливость возьмусь,

 Буду всех благодарить,

 Первым «здравствуй» говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье!

Видим - утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Петрусь как заорет:

- С добрым утром, дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

- Убирайся, постреленок.

Вот Петрусь догнал Яринку,

Да как дернет за косынку:

- Ты куда, Ярина, стой,

Я здороваюсь с тобой!

-Та отпрянула в сторонку...

Как невежлива девчонка!

Нес вожатый горку книг,

А Петро с ограды - прыг!

Чуть не сел ему на плечи:

- Извините, добрый вечер!

- Ты, - вожатый закричал,

 -И невежа, и нахал!

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?!

И. Кульская

Учитель  Что бы вы посоветовали Петрусю?

Учитель. А вы, ребята, умеете правильно приветствовать других людей? Вот несколько основных правил приветствия? /Говорит учитель./

  1. Куда бы ни пришел вежливый человек: в школу, домой, в гости, – он всегда поздоровается. Даже тогда, когда он входит в кабинет к зубному врачу. А самое главное, он всегда поздоровается первым и сделает это сразу же.
  2. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них вы видите своего классного руководителя. Проходя мимо, вы вежливо с ним здороваетесь: “Здравствуйте, Мария Петровна!”. Правильно ли вы поступили? (Обязательно надо поздороваться со всеми учителями, а на Марию Петровну можно выразительно посмотреть, улыбнуться или чуть-чуть склонить голову).
  3.  Когда входишь в дом, в театр, музей, снимай головной убор (обязательное правило для мальчиков, юношей, мужчин).

Учитель. Для того чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще пользоваться такими словами. Их еще называют волшебными словами, потому что от них людям становится теплее, радостнее, светлее на душе. В слове заключается великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

/Чтение отрывка из рассказа В.Осеевой «Волшебное слово»/

Учитель. Как вы думаете, про какое волшебное слово рассказал старик Павлику?

Дети. Пожалуйста.

Физкультминутка. «Пожалуйста»

Ведущий находится в середине комнаты, делает различные движения, обращаясь к играющим

с просьбой повторять их. Играющие повторяют движения только в том случае, если ведущий прибавляет к своей просьбе слово «Пожалуйста»:

  • попрыгайте на одной ножке
  • возьмите друг друга за руки, пожалуйста
  • подергайте своего соседа за ухо
  • поклонитесь друг другу, пожалуйста
  • похлопайте в ладоши
  • найди себе пару и станцуй, пожалуйста
  • громко посмейся
  • погладь друг друга по головке, пожалуйста
  • скажи своему партнеру спасибо за игру, пожалуйста

Учитель. Добрыми, волшебными словами будут слова благодарности: спасибо, благодарю

Посмотрите, из каких частичек состоит слово «благодарю»: дарю благо, дарю добро. Эти слова мы произносим в ответ на «спасибо» и «пожалуйста».

А какие еще вы знаете волшебные слова?

Ученик 1.

- Добрый день! - тебе сказали.

- Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали

-Теплоты и доброты.

Ученик 2.

- Здравствуйте! - ты скажешь человеку.

- Здравствуй! - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Ученик 3.

За что мы говорим "спасибо"?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы -

Кому сказали? Сколько раз?

Ученик 4.

Будьте добры, -

Это я говорю по секрету.

Будьте добры, -

И не ждите за это конфету.

Будьте добры, —

Без игры и во время игры.

Если сумеете,

Будьте скорее добры.

Ученик 5.

Нам желают:

-Доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно,

Добрый путь

Тоже к доброму

Чему-нибудь.

Ученик 6.

Отменить, что ли, слово

"пожалуйста"?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без "пожалуйста"

Нам становится неуютно.

 Ученик 7.

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать.

Но если я все же забуду -

Простите, я больше не буду.

Учитель. Слова-извинения - тоже слова вежливости: извините, простите

Часто к ним добавляют слово «пожалуйста».

Чтение стихотворения «Простите»

Папа разбил

 Драгоценную вазу,

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу.

Но папа нашелся:

Взглянул им в глаза

 И робко, и тихо «Простите» сказал.

И мама молчит,

Улыбается даже:

- Мы купим другую,

Есть лучше в продаже...

«Простите»

-Казалось бы,

Что в нем такого?

 А вот ведь какое

 Чудесное слово!..

И. Юсупов

Учитель.  Да, много дел ждет вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми - добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта радуют людей, поднимают им настроение, делают их веселыми. А как иногда у ребят  обстоят дела с вежливостью, мы узнаем из частушек..

Частушки

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка, три струны,

Запевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

Лида в круг вбежала смело,

Завертелась, как юла,

И под музыку запела

Про знакомые дела.

Тетя Сима попросила

Слазить Витю на чердак:

"Извините, тетя Сима,

 Я вам вовсе не батрак".

Мама шла из магазина,

Рядом с ней шагала Зина.

Не догадывалась дочь

Маме груз нести помочь.

В поезд входят три юнната:

"Ух, народу сколько тут!

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут".

Говорит лентяйке мать:

 "Убери свою кровать".

"Я бы, мама, убрала,

Только я еще мала".

Коля ссориться с друзьями,

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

Витя очень умный парень,

Может все он мастерить.

Только "здравствуй" и "спасибо"

Не умеет говорить.

Учитель. Мне кажется, что в нашем классе все дети употребляют в своей жизни волшебные слова.

Нетрудно уступить в трамвае или в автобусе место пожилому человеку. Нетрудно здороваться с людьми при встрече. И говорить им "до свидания", "всего хорошего" при расставании. Нетрудно помочь по дому старшим.

Нетрудно не разбрасывать по комнате свои вещи и складывать игрушки. Нетрудно быть опрятным, причесанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с тобой общаться.

Но вежливый человек должен выполнять много правил.

Правила вежливого человека

Ученик 8.

Ежели вы

Вежливы

И к совести не глухи.

Вы место

Без протеста

Уступите

Старухе.

Ученик 9.

Ежели вы

Вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус

Вы поможете

Взобраться

Инвалиду.

Ученик 10.

И ежели вы Вежливы,

 То, сидя на уроке,

Не будете

С товарищем

 Трещать, как две сороки.

Ученик 11. 

И ежели вы Вежливы,

Поможете Вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы –

То есть сами.

Ученик 12. 

И ежели вы Вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой,

И с бабушкой

Вы их не перебьете.

Ученик 13. 

И ежели вы Вежливы,

То вам, товарищ, надо

Всегда без опоздания

Ходить на сбор отряда:

Не тратить же Товарищам,

Явившимся заранее,

Минуты на собрание,

Час на ожидание!

Ученик 14. 

И ежели вы Вежливы,

То вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя

Возьмете не навеки.

И ежели вы Вежливы,

Вы книжечку вернете

В опрятном, не измазанном

 И целом переплете.

Ученик 15. 

И ежели вы Вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Учитель. Молодцы! Я очень рада, что вы понимаете, как важно быть вежливым. И знаете, что для этого следует делать. Но всё же главное - показать это на деле в своей повседневной жизни. Чтобы они оставались волшебными, запомните правило: слова не должны расходиться с делом.

Надо, чтобы не только слова, но и поступки ваши были разумными и ясными, такими, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть и стыдиться.

Как нужно себя вести, если хочешь, чтобы у тебя всегда было много друзей?

1. Никогда не груби своим товарищам. Не называй обидными словами. Не давай им прозвищ.

2. Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя место.

3.  Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и с мальчиками, и с девочками.

4. Если кто-то обиделся на своего друга, нужно постараться поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злиться.

5. Если друг просит какую-нибудь игрушку или посмотреть-почитать   книгу, не нужно отказывать ему. Нехорошо жадничать!

6. Если взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя

Учитель.  Если вы всегда будете выполнять эти правила, у вас будет много хороших и добрых друзей, которые будут любить вас и всегда придут на помощь в трудную минуту

Учитель. А теперь давайте немного поиграем, а заодно и проверим, как вы усвоили наш небольшой урок вежливости. Итак, я вам буду читать загадки-складки, а вы мне хором говорите ответ.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого... Дети. Спасибо.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит... Дети. Добрый день.

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы... Дети. Спасибо.

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь... Дети. Здравствуйте.

Когда нас бранят за шалости,

Мы говорим...  Дети. Простите, пожалуйста.

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят…  Дети. До свидания.

Учитель. Я очень рада, что вы запомнили волшебные слова, а теперь проверим - сумеете ли вы их применить. Представьте, вы находитесь в магазине. Вам надо узнать у продавца, сколько стоят яблоки. Как лучше к нему обратиться:

- продавец, сколько стоят яблоки?

- гражданин, сколько стоят яблоки?

- тетенька, сколько стоят яблоки?

(Извините, пожалуйста, сколько стоят яблоки? Простите, сколько стоят яблоки? Скажите, пожалуйста, сколько стоят яблоки?)

Учитель. Обращение должно быть вежливым. К знакомым взрослым надо обращаться по имени и отчеству. Обращение ТЕТЯ, ДЯДЯ – только для твоих родственников.

Если ты не знаешь имени человека, к которому обращаешься, начни фразу со слов: ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

Близким людям, друзьям говори ТЫ, взрослым – ВЫ. Обращение к человеку на ТЫ или ВЫ зависит от его возраста.

Учитель. На уроках чтения мы познакомились со многими пословицами и знаем, что в пословицах выражается мудрость народа. Насколько хорошо вы знаете пословицы,  мы сейчас проверим.

“Пословицы о приветствиях, встречах и гостеприимстве”

На одной половине доски начало пословицы, на другой - продолжение вразноброс. Необходимо собрать пословицы.

Каков привет …(таков ответ)

Приветливое слово… (гнев побеждает)

Доброе слово …(и кошке приятно)

Не дорог обед… (дорог привет)

Ласковое слово лучше…(мягкого пирога)

Своего спасибо не жалей, а чужого (не жди)

От доброго слова язык … (не усохнет)

Доброе слово …(что дождь в засуху)

Доброе слово…(дороже богатства)

На добрый привет … (добрый ответ)

Учитель. А теперь вы должны показать нам, много ли волшебных слов вы знаете. Играем в игру «Передай, пожалуйста»

Игроки встают в 2 шеренги и бросают друг другу мячик или круглую игрушку. При этом надо обязательно сказать волшебные слова, но так, чтобы они не повторялись.

(Здравствуй, привет, рад тебя видеть, приятно с тобой встретиться, добрый день, добрый вечер, доброе утро…)

Учитель. А теперь сказочные вопросы. Вам нужно угадать по отрывкам, которые я зачитаю название сказки или сказочного героя. Все вопросы связаны с употреблением волшебных слов  или с правилами поведения.

  1. Кто пришел в гости без приглашения и еще все съел?

(Маша из сказки «Три медведя», Винни-Пух)

  1. Герой какой сказки постоянно хвастался?

(Колобок -   я от всех ушел, Лягушка-путешественница – это я придумала,  это я придумала)

  1. Герой какой сказки ушел   из дома, ничего не сказав домашним?

(Колобок)

  1. Как звали сказочную героиню, которая благодаря доброте спасла своих 11 братьев?

(Элиза из сказки «Дикие лебеди»)

  1. Какой сказочный герой здоровался такими словами: «Приветствую тебя,  о прекрасный мудрый отрок!», к кому он обращался?

(Старик Хоттабыч к Вольке )

  1. Кто смог уместиться под одним грибом во время дождя? Почему?

(Муравей, Воробей, Бабочка, Мышка, Заяц – они хотели помочь друг другу, старались найти место для другого, сказка Сутеева «Под грибом»)

  1. Кто обращается к герою со словами: «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!»

(Царевна-лебедь в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина)

  1. Герой какой сказки говорил: «Здравствуй, барыня сударыня дворянка! Чай, теперь твоя душенька довольна?» (Старик в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина)
  2. В одной сказке медвежонок придумал страну тили-мили-трямдию. Что означает

 по тили-мили-трямски слово «трям»?  (Здравствуйте,  сказка С.Козлова «Трям, здравствуйте!»)

Учитель. Молодцы. А теперь, в конце нашего урока, произнесем клятву рыцарей, которые, как известно, всегда отличались своим вежливым отношением ко всем людям, как к женщинам, так и к мужчинам.

Ученик 15

Клянемся рыцарями быть!

Всегда "спасибо" говорить,

Добрый день, до свидания

-Нет в мире выше знания!

Ученик 16

Клянемся рыцарями быть!

И лень, и грубость позабыть.

Учиться этикету

 -Науку помнить эту.

Ученик 17

 Клянемся рыцарями быть,

В борьбе со злом добро добыть,

Невежу разить мечом волшебным,

И строгим словом, и целебным.

Учитель.

Да, ребята. Слово обладает огромной силой, но один писатель когда-то сказал: “А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу, – все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было просто, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет”. Поэтому не забывайте приветствовать людей еще и улыбкой. Когда вы разговариваете с кем-то, вы можете выразить жестом, взглядом, улыбкой свое отношение к нему.

Но самому человеку улыбка, конечно же, тоже очень нужна. Не случайно существует поговорка: от улыбки человек становится красивее.

Шекспир считал, что улыбкой можно добиться большего, чем мечом.

Хочешь завоевать друзей – улыбайся!

Итак, давайте будем добрее друг к другу и чаще друг другу улыбаться. И все будет хорошо.

Все поют песню "Улыбка".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"

Привитие навыков культурного поведения ,уважения старших на основе стихов,песен и частушек, на примере сценки с участием Мальвины и Буратино....

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

Данное мероприятие проводится для учащихся 3-4 классов....

Праздник "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"

Разработка праздника вежливости и добраты для начальных классов....

Внеклассное мероприятие на тему: "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"

Внеклассное мероприятие на тему: "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"...

Открытый классный час "Чтобы радость людям дарить, надо вежливый и добрым быть"

Сценарий открытого классного часа во 2 классе  на тему вежливости и доброты....

Классный час на тему: "Чтобы радость людям дарить - надо добрым быть!"

•Нацелить учащихся задуматься о понятии добра, милосердия, человечности•Расширить знания учащихся о добре и зле•Развивать у учащихся умение анализировать, делать выводы•Формировать коммуникативные уме...

«Чтобы радость людям дарить, надо вежливым быть»

материал содержит воспитательные задачи о правилах вежливого обращения к окружающим людям...