Роль семьи в обучении и воспитании ребёнка.
статья на тему

Дёмина Наталия Викторовна

Статья о значении семьи в полнценном развитии ребёнка. Отношение родителей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_obuchenii_i_vospitanii_rebyonka.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в обучении и воспитании ребёнка.

Закон Российской Федерации “Об образовании” гласит: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”.

Мыслители прошлого ставили под сомнение значение семьи, ее устоев, нравственного микроклимата, считая, что для того чтобы стать добропорядочным человеком, вовсе не нужно расти в такой семье, можно стать таким под влиянием людей, которые для тебя авторитетны. В Российской культуре и педагогике воспитание всегда было связано с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей  не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. 

Главная задача школы заключается в том, чтобы сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Родители должны понимать, что их участие в жизни школы важно не только потому, что этого хочет учитель, а потому что это важно для развития их ребёнка. Успех в обучении и воспитании ребёнка зависит во многом от того, какую позицию занимают родители. На практике же отношение родителей к своим детям неоднозначно.  Отношении обучения и воспитания детей Л.М.Зальцман выделял три группы родителей:

Активные родители: они активно интересуются жизнью своего ребёнка, часто общаются с учителями, понимают свои обязанности, пользуются специальной литературой, выполняют все рекомендации.

Пассивные родители: они, конечно же, заботятся о своих детях, но безынициативно, рекомендации выполняют только под контролем учителей, жизнь ребёнка в школе их не интересует, успехи в учёбе не впечатляют.

Безразличные родители: это те родители, которые привезли ребёнка в детский сад или школу и забыли о нём, эти родители тяжело переживают общение с ребёнком.

В связи с данной классификацией можно сделать вывод, что даже самая тщательная работа специалиста не даст положительной динамики, если она будет строиться без совместной помощи родителей. В таком случае непрерывную связь с родителями необходимо осуществлять с помощью коллективной и индивидуальной работы.

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определённых ситуациях поступают так, а не иначе. При этом в каждой семье случаются ситуации, когда поведение ребёнка ставит родителей в тупик. И родители время от времени совершают ошибки. Ничего страшного в этом нет. Семью нужно принимать такой, какая она есть. И думать, много думать, как и чем помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания.

Для ребёнка младшего школьного возраста характерно то, что он копирует поведение взрослых, подражает им, берёт с них пример. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Дети часто видят то, что мы хотим скрыть от них. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении — хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных качеств. В то время как крик, грубые интонации — приведут к противоположным результатам. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

Очень часто родители хотят добиться от своих детей выполнения требований, которым не следуют сами. И очень часто им это удаётся с помощью мер принуждения: ребёнок будет выполнять требования ребёнка формально, из страха перед наказанием. Этот страх порождает обман, лицемерие и хитрость. Иногда родители с упоением рассказывают о том, что стоит им только глянуть на ребёнка, он тут же сникает, становится смирным и послушным. Однако это чаще всего оборачивается большими проблемами. Необдуманная строгость приводит опять же к лукавству ребёнка и отчуждению.  

Очень часто дети поступают «неправильно» именно в силу незнания, как поступить правильно! Родителям, взрослым необходимо постоянно учить, направлять, помогать своим детям. Например, пригласил ваш ребёнок своих друзей в день своего рождения. Вот прекрасный повод обсудить маленькие секреты радушия и мастерства хозяев. Как рассадить и чем их занять, как завязать общую беседу, как поблагодарить за подарок, какой-бы он не был.

     Очень ценный источник знаний о нормах поведения и нравственных качеств – это книги. Чтобы ребёнок полюбил чтение, очень важно создать собственную библиотеку, куда могут войти книги, помогающие в учебном и внеучебном труде: словари, энциклопедии, художественная литература. Семейное чтение должно стать хорошей доброй традицией для многих семей.

Такая семейная традиция не только воспитывает бережное отношение к книге, повышает уровень знаний, но и дополняется чувствами к самым дорогим людям.

Для того чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми, являются:

- принятие ребёнка – это значит любить его не за отметку в дневнике, а за сам факт его существования.

- признание ребёнка – это сохранения у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе и своих силах.

- родительская любовь.

- быть доступным – это значит прийти на помощь в любую минуту, отложив все дела.

- воспитание ответственности и самодисциплины – чем раньше ребёнок начнёт проявлять ответственность  за свои поступки и слова, тем больше шансов на то, что он сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность.

- авторитет родителей во многом зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просить прощение. Ребенок никогда не будет просить прощения, если он не наблюдал подобного опыта в собственной семье.

Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребёнку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от взрослых детей.

Взаимодействие школы и семьи, по моему мнению, должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.

Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся. “Наша миссия” – оберегать детское сердце от горечи, бед и страданий” (В.А.Сухомлинский).

Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание"«Семья и школа: партнёры в обучении и воспитании ребёнка».

Родительское собрание проводится с целью приивлечения родителей и педагогов работать в сотрудничестве. Все вопросы, касающиеся ребенка, необходимо решать в полном понимании и доверии. В классном колле...

Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка

Ребёнок большую часть времени (жизни) проводит в семье.  Нельзя  недооценивать роль семьи в развитии творческих способностей своего ребёнка....

Роль семьи в обучении и воспитании на современном этапе

Современное обучение и воспитание неразрывно связано с формированием у обучающихся умения самостоятельно планировать, ставить и достигать серьезных целей. А для достижения этих целей необходима компле...

Роль семьи в развитии школьных успехов ребёнка.

Роль семьи в развитии школьных успехов ребёнка....

Роль семьи в развитии и воспитании ребёнка.

Данная статья может быть полезна как педагогам, так и родителям. В ней раскрыта роль семьи в  формировании ребёнка, даются рекомендации для достижения  данной цели....

Роль семьи в обучении и воспитании ребенка.

Социальный педагог выступает в различных профессиональных ролях: в качестве посредника, защитника, организатора и наставника, который  помогает своевременно определить, предупредить и нейтра...

"Роль семьи в развитии моральных качеств ребёнка"

Материал можно использовать для выступления на педсовете, а так же на родительском собрании. Тематика - морально-нравственное воспитание....