Роль семьи в обучении и воспитании ребенка.
материал

Кириллова Марина Сергеевна

Социальный педагог выступает в различных профессиональных ролях: в качестве посредника, защитника, организатора и наставника, который  помогает своевременно определить, предупредить и нейтрализовать проблемы связанные с родителями и их детьми, так как семья находится в кризисном состоянии: это падение жизненного уровня (алкоголизм или наркомания родителей, непонимание родителями своих детей) и многие другие факторы действующие неблагоприятно на семью, естественным образом привлекают внимание специалиста, требуют глубокого и всестороннего изучения и решения на уровне государства, общества и конкретной личности. Задача социального педагога   - это разрешение кризисных ситуации, и их своевременное предупреждение и нейтрализация. Социальный педагог кроме педагогических проблем решает также социальные, экономические, медицинские и психологические задачи. Главная цель социального педагога в работе с семьей — мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo._sentyabr_2020.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Бутурлинская средняя общеобразовательная школа имени В.И. Казакова

«Роль семьи

в обучении и воспитании детей»

Подготовил: социальный педагог

Кириллова Марина Сергеевна

р.п. Бутурлино


Закон Российской Федерации «Об образовании» гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте».

Семья как социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности.

Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

На нравственный облик ребенка влияет вся жизнь семьи с ее повседневными заботами, бытом, устоями. Через семью ребенок приобщается к культуре общества, приобретает опыт общения, что в значительной степени определяет характер его  взаимоотношений с окружающими людьми в последующей жизни.

По мнению многих ученых, наиболее важными факторами, влияющими на формирование личности ребенка, на его отношение к окружающим, являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, позиция ребенка, структура семьи. Многие исследователи подчёркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых являются для ребенка необходимым своеобразным, жизненно важным «витамином», который даёт ему ощущение защищённости, обеспечивает эмоциональное равновесие, повышает его самооценку. Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, формированы не будут.

Задача школы – это поддержка и развитие тёплых чувств детей к близким, превращение их любви из эмоционального отношения в действие (должны делиться с воспитанниками опытом взаимоотношений в своей семье, рассказывать о традициях семьи и побуждать ребят писать поздравления, делать своими руками подарки, оказывать другие знаки внимания членам семьи, помогать семье в домашних делах).

Школа - «второй дом» для детей. Поэтому любовь к школе, помогающей найти себя, свое место в жизни, - одна из наших главных задач. Здесь важно знакомство с традициями школы, класса (дни рождения, походы, встречи с выпускниками, праздничные мероприятия - народные, календарные и тематические). Подготовка к ним (беседы, подбор материала, репетиции, оформление) и само проведение должны вызывать положительные, яркие эмоциональные переживания у учащихся.

Эффективность работы школы по воспитанию детей во многом зависит оттого, насколько она взаимодействует с семьей. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают действия, проводимые школой по отношению к обучению детей, и участвуют в их реализации. Одна из важнейших задач классного руководителя - способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей. Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей, большая удовлетворенность своей работой, более творческий подход к ней.

Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми. Для детей - лучшее отношение к школе, к учебе, развитие их знаний и умений, успешное социальное положение.

В связи с вышеизложенным перед школой стоят сложные и многогранные задачи работы с семьей.

Работой с семьей в школе занимается и социальный педагог.

Семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать социальный педагог. Поэтому множество людей, в основном с педагогическим образованием, стали овладевать профессией социального педагога, а в педагогические институты на специальность социальной педагогики поступают молодые люди, заинтересованные в том, чтобы помогать обществу решать проблемы важной ее подструктуры – семьи.

Объем решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждении, окружающих семью и социального педагога, работающего с ней. Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а также принимать непосредственное участие в работе социального педагога с семьями «группы риска».
   Социальный педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребенок живет в постоянных ссорах родителей, родители, злоупотребляющие алкоголем или наркотическими веществами, хронически больные или инвалиды.

Современные условия добавили еще и безработицу родителей.
     Задача социального педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций и их своевременное предупреждение и нейтрализация. К предупреждениям относится материальные: помощь семьям со стороны государства в виде выплат пособий, предоставление льгот, социальной помощи. Кроме педагогических проблем социальный педагог решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.

Главная цель социального педагога - это мобилизировать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Любая работа социального педагога в семье начинается с изучения этой семьи, анализа проблем и определения пути выхода из кризиса.

В работе с семьей социальный педагог выделяет работу с родителями. Контакт с родителями помогает эффективно осуществлять индивидуальную реабилитационную программу, организовать патронаж.

Особое внимание обращается на семьи, которые оказались в тяжелом материальном положении, работающие на вредном предприятии, многодетные, нетрудоспособные, имеющие детей инвалидов.

На сегодняшний день социальный педагог рассматривает семью, как социальную среду, которая коренным образом определяет ситуацию развития ребенка в период детства. Но в тоже время, на современном этапе, социальный педагог испытывает значительные трудности: бывает трудно установить суть проблемы, разобраться в причинах тех или иных нарушений. Поэтому социальному педагогу необходимо подключать к организации процесса взаимодействия классного руководителя, семью и ребенка; приложить все усилия для оптимальной, результативной работы.  

Для семьи как малой социальной группы характерно наличие ряда общественных целей, которые изменяются на разных жизненных циклах; частичное различие в  интересах, потребностях и установках членов семьи; опосредованность совместной деятельности. Следовательно, от того в какой мере супруги и другие члены семьи способны и готовы заботиться друг о друге, сочувствовать, сострадать, сопереживать, объединять усилия для преодоления трудностей, проявлять терпимость и снисходительность, зависят благополучие долголетие семьи.

Все множество проблем, связанных с современной семьей можно разделить на следующие группы.

1. Социально-экономические проблемы - проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом, удельным весом в структуре общества  малообеспеченных семей и семей живущих ниже черты бедности, со специфическими потребностями многодетных и молодых семей, государственной системы материальной помощи.

2. Социально-бытовые проблемы - по смысловому содержанию сходны с социально-экономическими проблемами. К данной группе относятся проблемы связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а также потребительский бюджет средней семьи и т.д.

3. Социально-психологические проблемы   - самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее брачно-семейной адаптацией ролей личности автономией и самоутверждение в семье. Кроме того, к ним относятся и проблемы супружеской совместимости, семейный конфликт, сплоченность семьи как малой группы, насилие в семье.

4. Проблемы стабильности современной семьи - данную проблематику состояния и динамика семейных разводов, их социально-типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворение браком как фактор стабильности  семейного союза, ее социально-психологического характера.

5. Проблемы семейного воспитания. Проблемы этой группы рассматривают  состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли. Положение ребенка в семье. Условия эффективности и прочеты семейного воспитания. Указанные проблемы естественным образом связаны с социально-психологическими проблемами и проблемами стабильности семьи.

6. Проблемы семей группы риска - факторы, обуславливающие социальный риск, могут иметь социально-экономический, медико-санитарный, социально-демографический, социально-психологический, криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию.

Под семьей группы риска понимается семья  с низким материальным достатком, низкой педагогической культурой, асоциальным  образом жизни.

К семьям группы риска  относятся: неполные семьи, семьи, воспитывающие или имеющие в своем составе инвалидов, многодетные семьи, малоимущие и бедные семьи и др.

Современная семья переживает не лучшие времена: упадок престижа семьи, экономическая нестабильность, жилищные проблемы и т.д. привели к несущей потребности профессионального вмешательства социального педагога для детей и их родителей, для поддержки их личного статуса жизни.

Семья выступает как социальный институт и призвана выполнять ряд функций (репродуктивная, экономическая, хозяйственно-бытовая, воспитательная, рекреационная и психолого-терапевтическая и другие функции) и имеет определенный статус.

Социальный статус семьи — сочетание индивидуального характера каждого члена семьи с ее структурными и функциональными параметрами. В психолого-педагогической литературе описаны 4 статуса семьи: социально-экономический (материальное положение семьи, жилищные условия, имущественная обеспеченность);    социально-психологический (благоприятный психологический климат); социокультурный (общая культура семьи, уровень образования взрослых членов) и ситуационно-ролевой (отношение к ребенку и его проблемам).

По статусу семьи можно назвать ряд факторов определяющих неблагополучие семьи:

  • падение жизненного уровня, безработица и низкий доход семьи тем самым ухудшение условий содержания ребенка;
  • отсутствие и недостаток в семьях эмоционального и доверительного общения, тем самым конфликты в отношениях между взрослыми членами семьи и детей;
  • падение нравственных устоев семьи (алкоголизм, наркомания родителей), и, как следствие, жестокое отношение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.

Семья выступает в роли защитника, чтобы обеспечить наилучшие возможности для жизни детей. На родителях лежит ответственность за физическое и духовное развитие своих чад. Обязанности семьи - воспитывать детей в любви и праведности, дать им моральный компас, чтобы они отличали добро от зла, научились верить и надеяться на лучшее.

Родители имеют огромную свободу воспитывать детей в соответствии со своей совестью и ценностями (в рамках законов государства).

Помните: только счастливые родители могут воспитать счастливого ребёнка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании экологической культуры ребенка

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне живого мира. Однако проблема взаимоотношений ребёнка с природой ещё полностью не исследована.Таким образом, целью и задачам...

Роль семьи в развитии умственно отсталого ребенка

Проблемы семьи, в которой родился ребенок с интеллектуальной недостаточностью, система помощи семьям в настоящее время, психологические типы родителей....

Роль семьи в обучении и воспитании ребёнка.

Статья о значении семьи в полнценном развитии ребёнка. Отношение родителей к школе....

Роль семьи в обучении и воспитании на современном этапе

Современное обучение и воспитание неразрывно связано с формированием у обучающихся умения самостоятельно планировать, ставить и достигать серьезных целей. А для достижения этих целей необходима компле...

Роль семьи и специалистов в воспитании ребенка с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)

Данный материал будет интересен педагогам, работающими с детьми с нарушениями слуха, а также родителям, воспитывающих таких детей....

Роль семьи и школы в воспитании личности ребенка

Общеизвестно, что семья и окружение важно и влияет на развитие личности. Мы не можем избежать влияния генов на личность, потому что он встроен в нас, но мы можем попробовать преодолеть некоторое генет...

"Роль семьи в духовно - нравственном воспитании ребенка"

В чем же секрет взаимопонимания и добрых отношений между родителями и детьми разных возрастов? Секрет очень прост. Нужно развить у детей способность дружить, и впоследствии она создаст основу для норм...