Классный час для 1-3 классов "Толеантность. Умеем ли мы прощать"
классный час (1 класс) по теме
Цель: знакомство учащихся с понятием "толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Задачи: Образовательная:
- Помочь учащимся понять, почему очень важно уважать окружающих.
- Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивающая:
- Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
- Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
- Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, к друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час для 1-3 классов | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Дмитриево Усадская ООШ»
Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия
Классный час
"Толерантность. Умеем ли мы прощать"
1 - 3 класс
Провела: Классный руководитель Шабарина А.С.
2014 г.
Классный час "Толерантность. Умеем ли мы прощать"
Участники: учащиеся 1 – 3 класса, классный руководитель.
Цель: знакомство учащихся с понятием "толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Задачи: Образовательная:
- Помочь учащимся понять, почему очень важно уважать окружающих.
- Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивающая:
- Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
- Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
- Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, к друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Оборудование: раздаточный материал (карточки), мультимедийное оборудование, фонограмма песни "Я, ты, он, она".
План классного часа:
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. (1- 2 мин.)
2. Введение в тему. (3-5 мин.)
3. История понятия толерантность. (3-5 мин.)
4. Упражнения на закрепление понятия "толерантность" (25-30 мин.)
5. Итог. (2-3 мин)
Ход проведения
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
2. Введение в тему. Прослушивание песни "Я, ты, он , она".
Учитель: "Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове "мы"- сто тысяч "я"! - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная песня в нашей стране.
Но так поётся в песне, а в жизни намного сложнее. Не так легко быть объединённым одним "ансамблем" отношений, входя в такие социальные образования, как "страна", "семья", "школа", "класс".
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал в обществе и продолжает существовать в наше время. Не является исключением и школа.
Предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, социальная, половая принадлежность человека, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки. В школах, классах очень часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых часто лежат явления нетерпимости.
Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, сдержанность, уступчивость, терпимость:
- Что вы понимаете под словом терпимость?
Дети: Терпимость - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего- либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
Учитель: Как поступает терпимый человек?
Дети: Терпимость - это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что- то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему ещё хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.
Учитель: Сформулировать тему классного часа нам поможет китайская притча "Ладная семья". (Учитель читает притчу)
Китайская притча "Ладная семья"
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго - видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
- любовь;
- прощение;
- терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И всё? - Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:- И мира тоже.
Учитель: Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
Дети: Любовь, терпение, прощение.
Учитель: Как вы думаете, о чём будем беседовать на классном часе?
Дети: О дружбе, доброте, терпимости, любви, уважении.
Учитель: Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом "толерантность".
3. История понятия толерантность. Учитель: Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность имеет свою историю. На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связано понятие "толерантность". Дать определение толерантности довольно-таки трудно из- за того, что в разных языках оно трактуется по- разному. И сейчас мы с вами в этом убедимся. У вас на столах в конверте №1 карточки, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: "Что общего в определениях?"
Дети зачитывают:
- Толерантность - способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения. (Испанский).
- Толерантность - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам. (Французский)
- Толерантность - готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
- Толерантность - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
- Толерантность - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. (Арабский)
Учитель: Теперь послушайте определение толерантности, данное в "Декларации принципов толерантности" (подписана 16 ноября 1995года в Париже 185 государствами ЮНЕСКО, включая и Россию). Толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира". - Что общего в этих определениях?
Дети: Умение жить в мире и согласии со всем миром.
Учитель: Каждый человек - это отдельный мир, со своими чувствами и эмоциями, взлётами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.
- Что значит быть толерантным? Постарайтесь ответить на вопрос. У вас на столах в конверте №2, лежат карточки, на них записаны высказывания. Ваша задача: прочитать высказывания, подумать и соотнести с соответствующей заповедью.
4. Упражнения на закрепление понятия "толерантность"
а) соотнесение высказывания с заповедью.
"Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сёстрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения". (Возлюби ближнего своего)
- "Не делай другому того, от чего больно тебе". (Золотое правило)
- "Ничто притворное не может быть продолжительным" (Не лги).
- "Любовь к родителям - основа добродетелей". (Почитай отца своего и матерь свою)
- "Воровство порождает лень и жадность". (Не кради)
б) импровизированный монтаж.
Учитель: На каждой парте лежит текст со стихотворением, цифрами обозначены номера парт. Вы должны по очереди читать строки стихотворения, учитывая номер парты.
1. Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
2. А быть может это то, что маме
Я на день рождения принёс?
3. Понял я, что это - уважение
К мнению не только своему.
4. Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.
5. Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
6. Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.
7. Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
8. Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
9. Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь.
10. Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.
11. Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.
12. Оставайся им всегда и
Будь ещё галантен.
13. Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
14. Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
15. Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
Все вместе (хором): Если каждый друг к другу будет терпим, То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
Учитель: Быть толерантным, значит:
- уважать другого;
- не злиться;
- любить ближнего своего;
- быть добрым, терпимым;
- сострадать.
Учитель: "Толерантность" я изобразила в виде солнышка. Солнышко обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит на помощь.
в) работа в группах. Учитель: Придумайте и нарисуйте свой символ толерантности.
г) определение качеств толерантной личности.
Учитель: Каждый человек в знак благодарности матушке - природе должен вырастить дерево. Давайте и мы вырастим дерево, только не простое дерево, а волшебное - дерево Толерантности. Для этого выполним творческую работу. Пусть наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Крону дерева составим из листочков с вашими высказываниями на тему: "Основные качества толерантной личности". Возьмите каждый по листочку и напишите на них качества характера, которые, по вашему мнению, характеризуют толерантную личность. Затем листочки приклейте на дерево.
Учитель: Итак, толерантная личность обладает следующими качествами:
Дети называют: Доброта, терпимость, уважение, сострадание, прощение, милосердие, миролюбие, сердечность, желание что-либо делать вместе, великодушие, сотрудничество, уважение прав других, равенство, принятие другого таким, какой он есть.
г) решение проблемной ситуации.
Учитель: Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
Дети: Нет, часто ссоримся:
Учитель: Из - за чего разгораются конфликты?
Дети: Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один на один и тот же вопрос.
Учитель: Можно ли мирно жить и не ссориться? Как это сделать?
Дети: ДА, нужно проявлять уважение к одноклассникам. Относится ко всем людям, как относимся к самим себе.
Учитель: Предлагаю вам проблемную ситуацию. Вы играете с игрушкой или в игру, а кто - то подходит и забирает её, даже не спросив, закончили вы играть или нет.
- Как поступите в этой ситуации?
- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
Дети: Обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.
Учитель: Я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
Памятка
- Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
- Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
- Имей терпение выслушать собеседника.
- Спокойно объясни свою точку зрения.
- Подумай, из- за чего возник спор.
5. Итог. Учитель: Вот и подошёл к концу классный час. Попрошу всех встать в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытяните её к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором скажем:
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
Учитель: Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.
- Благодарю всех за активное участие. Думаю, что классный час оставил глубокий след в душе каждого из вас, помог всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость - это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Умеем ли мы прощать? Всё ли можно простить?»
http://smeschariki.ucoz.ru/publ/vneurochnaja_dejatelnost/vneurochnaja_dejatelnost/klassnyj_chas_umeem_li_my_proshhat_vsjo_li_mozhno_prostit/14-1...
Умеем ли мы прощать?
"Умение прощать - свойство сильных, слабые никогда не прощают" ...
классный час по теме умеем ли мы прощать
Данный материал я использовала на конкурсе учитель года. Здесь представлена презентация по теме Умеем ли мы прощать....
Классный час по теме "Умеем ли мы прощать?"
Классный час с использованием работы со словарем и пословицами, интерактивной игры "Дерево Добра", работы по группам и другое....
Классный час "Умеем ли мы прощать"
Разработка классного часа...
Конспект классного часа. Тема : "Умеем ли мы прощать обиды"
Конспект классного часа....