Беседа на тему "Хлеб - всему голова"
классный час (4 класс) по теме

Василенко Александра Перфирьевна

Беседа для учеников 3-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khleb-vsemu_golova.docx40.2 КБ

Предварительный просмотр:

      Сценарий  беседы: « Чудо земли – хлеб»      1слайд

Цель: формирование бережного отношения к хлебу.

Задачи:

  1. расширить знания детей о значении хлеба, познакомить детей с тем, как выращивают и производят хлеб
  2. развивать внимание, фразовую и монологическую речь, творческие способности
  3. воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство уважения к труду хлебороба.

                                      Ход беседы

В зал входят мальчик и девочка , держат в руках каравай.   2 слайд

Девочка:

Вот он – хлебушко душистый,

С хрустом, с корочкой витой;

Вот он – тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В нём- здоровье наше, сила,

В нём душевное тепло;

Столько рук его растило,

Охраняло, берегло!

В1 Если мы хотим кого- то

     Встретить с честью и почётом,

     Встретить щедро, от души,

    С уважением большим,

    То гостей таких встречаем

    Круглым, пышным караваем

В2: Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим

Поклонясь, отведать просим:

- Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб, соль из рук!

(Мальчик и девочка раздают каравай или отдают взрослому, говорим, что после праздника всех угостят)

В1: - Ребята, хлеб один из самых удивительных продуктов человеческого труда и непременный участник любой трапезы.

В 2: ».  3 слайд - Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой буханки на столе просто невозможно. Ведь недаром гласит русская пословица: «Худ обед, когда хлеба нет»

В1: слайд 4    Хлеб нужен всем, но относимся мы все к нему по- разному. Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы показать всем, что к хлебу нужно относиться бережно.

В 2:   слайд 5- Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово. В самом деле – вдумайтесь! Словом «хлеб» называют  непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что такое хлеб?

(Выходят 5 детей)

Ребёнок 1:  слайд 6

Только снег сошел в апреле,

Как поля позеленели

Мы говорим «Хлеб»

Ребёнок 2:  слайд 7

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим «Хлеб»

Ребёнок 3:  слайд 8

Вот зерно течёт рекой,

Чтобы сделаться мукой

Мы говорим «Хлеб»

Ребёнок 4 

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим « Хлеб»

Ребёнок 5: Слайд 9

Ешь его, расти и помни

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Все:  Свежий хлеб.

В 1: Действительно, ребята! Слайд 10    Выращивание хлеба –это очень сложная и трудоёмкая работа. В ней участвуют люди разных профессий: агрономы, трактористы, комбайнёры, хлеборобы, пекари.

Ребёнок слайд 11

Да не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

В 2: Ребята, давайте посмотрим, какой путь проходит хлеб, прежде чем появиться у нас на столе    слайд 12

В 1: Хлеб рождается в бороздках.

        Посмотри – ка на поля,

        Ведь земля – земля непросто,

        А кормилица Земля!

Слайд 13

В 2:  За лесами, за лугами

         Раздаётся в поле гром:

         Это тракторы плугами

         Пашут лёгкий чернозём.

Слайд 14

         На широкие долины

         Вышли новые машины.

         Глянь в раскрытое окно –

         Сеют сеялки зерно.

Слайд 15

         Сколько в этом зёрнышке

         Вложено труда

         Знают только солнышко,

         Ветер да вода.

Слайд 16

В 1:  Посеяли хлеб хлеборобы весною,

         Созрел он и стал золотою стеною,

         И слышит страна: за уборку пора

         Для хлеба комбайны нужны, трактора.

Слайд 17

В 2:  Выплывают в степь комбайны

         Словно в море корабли.

         Ох, машинища какая!

         Ну, комбайнер, покажи,

          Как пшеницу подсекая,

          Ходят острые ножи,

Слайд 18

          Как из колоса тугого

          Выбирается зерно,

          Как, пожалуйста, готово –

          В ящик  сыплется  оно.

Слайд 19

В 1:   Хлеб созрел, но к нам на стол

          Прямо с поля не пошёл,

          С поля даже  в магазины

          Хлебу ехать рановато,

          Он уселся на машину

          И спешит на элеватор.

Слайд 20

В 2:   В элеваторе для нас

          Хлеб хранится про запас.

          Здесь ему тепло, удобно,

          Скажет он, как будто дома,

          Сколько нужно отдохнуть,

          И опять собраться в путь.

Слайд 21

В 1: Едет хлеб на мельницу,

        Мельницу – чудесницу.

        Здесь пышней, чем облака,

        И в любом количестве

         Получается мука.

         По воле электричества.

Слайд 22

В 2:  И наполнив этим грузом

         Необычный круглый кузов,

         Богатырь – муковоз

         На завод муку привёз.

Слайд 23

В 1:  На большом хлебозаводе

         Станет тестом та мука.

         Тесту тесно, мало места,

          «Ох, пустите», - шепчет тесто.

          Ладно, пустим,

          В печь давай –

          Нарядился каравай.

Слайд 24

В2:  От завода –автомата,

        Льётся тёплый хлебный запах,

         Поздно ночью спят ребята,

         А завод готовит завтрак.

         Всё, что хочешь, испечёт

         Этот сказочный завод.

Слайд 25

В 1:  Так и скачут из печи

         Плюшки, сушки да ватрушки,

         Куличи, да калачи,

         Сладкие коврижки.

В 2: Ребята, в нашем небольшом городе Зернограде тоже есть свой хлебозавод. На нем люди день и ночь не покладая рук пекут хлеб.

Слайд 26

В1: Кстати ,ребята, а название нашего города вам ни  о чём не говорит?

Верно, ребята! Наш родной Зерноград называют еще городом зерна ( название состоит из двух слов: зерно и град). Не случайно на гербе нашего города изображен хлебный колос, ведь одна треть потребляемого в стране хлеба выпекается из сортов пшеницы Зерноградской селекции.

В2: Наши поля одни из самых богатых по урожайности. Кроме того, в нашем городе есть Акционерное общество «Учхоз Зерновое», которое выращивает ежегодно 20 -24 тысячи  тонн семенного зерна.

Слайд 27

В1: Ещё у нас  в городе действует Всероссийский  научно – исследовательский институт зерновых культур имени  И. Г. Калиненко, где постоянно выводят новые сорта пшеницы, устойчивые к различным погодным условиям.

Слайд 28

Также в нашем городе есть академия (АЧГАА), она готовит специалистов, которые принимают участие в выращивании хлеба: агрономов (следят за процессом выращивания хлеба),  инженеров (модернизируют, улучшают производительность техники), механики (следят за исправностью техники), селекционеры-генетики (создают новые сорта).

Слайд 29

В 2: Ребята, давайте с вами немного отдохнём и сделаем физминутку.

                                  Физминутка

                                       Сколько в поле колосков –

                           Столько сделаем шагов.  (Ходьба до 10).

                           Какой вырос каравай?

                           Выше  руки поднимай!  (Руки вверх и потянуться)

Слайд 29                    Теперь ниже наклониться,

                           Как  колышется пшеница. (Наклоны в стороны).

                           Сколько в поле тракторов,

                           Столько  сделаем прыжков! (Прыжки до 6).

Слайд 30         

В1: Хлеб- народное богатство. Каждому гражданину нашей страны надо помнить о настоящей цене хлеба. Его стоимость вовсе не та, что определяется рублями, которые мы платим в магазине, а другая – это цена огромного человеческого труда, затраченного на выращивание и изготовление хлеба.

Слайд 31        

В2: Ребята, в нашей стране было создано несколько музеев хлеба. Первый такой музей в России открылся в 1988 году в Санкт- Петербурге. Экспонаты музея - многочисленные хлебобулочные изделия различной формы, инструменты для выпечки хлеба, Слайд 32      утварь, сохранившаяся до наших дней с прошлых веков.

Слайд 33        

В 2: Давайте попробуем ответить на вопросы: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека?

Слайд 34        

В 1: Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Долго люди не могли дать ответ, почему? Оказывается потому, что в хлебе много питательных веществ – это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.

В 2: Хлеб… Наскучит ли он? Никогда!

Без него обойтись и не пробуй,

Без него человеку беда.

Слайд 35

В 1: Наши бабушки и дедушки знают цену каждому кусочку. Ведь люди, пережившие голодные годы войны, умеют ценить хлеб.

В 2: они помнят, как его не хватало в то время. Чтобы получить несколько граммов хлеба, необходимо было отстоять бесконечные очереди. Им приходилось беречь каждую крошку.

В 1: Был хлеб всегда в почёте на Руси

        Её просторов главное богатство,

        Его ты хочешь цену знать?

        Спроси.

        Тебе ответить могут ленинградцы.

Слайд 36

В 2: Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля – 900 дней вражеской блокады. Пришлось резко снизить нормы выдачи хлеба ленинградцам: рабочие получали 250 грамм,  а остальные жители – 125грамм.

В 1: Посмотрите (показать на тарелке кусочки хлеба-125 и 250 грамм), какой это маленький кусочек! Впрочем его трудно назвать хлебом: его готовили из небольшого количества муки,  жмыхов, отрубей и других примесей. И такой крохотный кусочек выдавали на целый день.

В 2: Но именно этот хлеб  помог ленинградцам не только выстоять, но и победить.

Кстати, именно сегодня наша страна отмечает 70-летие со дня снятия блокады Ленинграда.

 Слайд 37  

В 1: Почти 650 тысяч ленинградцев умерли во время блокады  от голода.  Многим известна печальная история семилетней девочки из Ленинграда Тани Савичевой. От голода у неё умерла вся семья. Умирающую Таню удалось вывезти с детским домом из блокадного  города, но спасти её не удалось – истощённая голодом, девочка умерла.

Слайд 38    

В 2: « При сытости помни голод», - так звучит русская пословица, которую мы не должны забывать никогда. Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Очень часто можно увидеть и на улице, и у нас в школе брошенный под ногами хлеб. А ведь вот такой именно кусочек, по которому безжалостно топчутся ногами, мог в голодное время спасти чью-то  человеческую жизнь.

Слайд 39  

В 1: Есть ещё одна очень хорошая пословица: «Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность, им не сори».  Ребята, за обедом хлеба берите всегда столько, сколько можете съесть, чтобы потом, тот кусочек, который вы не съели, не оказался под чьими-то ногами.

        

Слайд 40  

Если каждый ученик нашей школы за один день недоест и выбросит 50 граммов хлеба (слайд с 50 граммами хлеба), получится, что 30 буханок хлеба окажутся выброшенными.

Слайд 39  

В 2: Ребята, а какие пословицы о хлебе знаете вы?

- Если хлеба не куска, так и в тереме тоска.

- Хлеб в закромах – счастье в домах.  -Как вы понимаете эту пословицу?

- Посей в пору – будешь иметь хлеба гору.

- Не будет  хлеба, не будет и обеда.

- Без печки холодно – без хлеба голодно.

- Много снега – много хлеба.

Слайд 41  

В 1: Молодцы ребята!  Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что в него вложено столько человеческого труда. Трактористы, комбайнёры, пекари работают круглый год, не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд.

Ученик:

В 1: Почёт и честь вам хлеборобы,

За ваш прекрасный урожай,

За то, что Родине вы дали

Душистый хлеба каравай!

В2:  Ребята, относитесь к хлебу бережно. Запомните золотые слова: «Хлеб всему голова»

Берегите хлеб!- наше богатство.

В: Ребята, давайте вспомним о чём мы сегодня с вами говорили на беседе.

В1: Дети, чем мы  встречаем почетных гостей?

В2: Ребята, а сразу ли к нам с поля  на стол приходит хлеб в том виде, в котором мы  его кушаем?

В1:  Как  называют еще наш город  Зерноград?

В2: Дети, почему мы называем хлеб «Чудо земли»

В1:    Как нужно обращаться с хлебом? Почему?

Ребята, о хлебе можно говорить бесконечно, о нём сложено много пословиц, поговорок, песен, сказок. И вот одну из них вы сейчас посмотрите.

Не бывает легким хлеб! (кукольный театр)

Действующие лица:

Косарь
Волк
Конь
Гусь
Дед
Баран

Слева на первом плане несколько деревьев, справа камыши. На втором плане слева лес, справа луг. Из-за деревьев выходит Косарь и начинает косить траву.

Косарь (поёт)

Ты коси, коси, коса,
На траве блестит роса!
Забирай-ка ниже –
Будет сено ближе!
Ты коси, коси, коса,
Траву выше пояса!
Аппетит-то будь здоров
У моих пяти коров!

Косарь останавливается.Косарь

Солнце жарит, как Мамай,
Хоть рубаху выжимай!
Я умаялся косить
И не прочь перекусить,
А коса пусть полежит,
В лес она не убежит!

Косарь кладет косу, садится у камышей и начинает есть краюшку хлеба. Из-за деревьев появляется Волк, принюхивается и подходит к Косарю.

Волк

У меня одна забота –
Каждый день мне есть охота!
Никогда не быть мне сытым
С этим волчьим аппетитом!
Зайцев нет в лесу совсем,
И сейчас тебя я съем!

Косарь

Ты не ешь меня, не надо,
Вот за то тебе награда!

Косарь протягивает Волку кусок хлеба.

Волк (подозрительно)

Это что еще?

Косарь

Краюшка.
Хлеба черного горбушка.

Волк

Вкусная?

Косарь

Попробуй сам.
На, бери, а то не дам!

Волк хватает хлеб и съедает.

Волк

Вкусно, что и говорить!
Ну, и где его ловить?

Косарь

Хочешь хлебушка?

Волк

Хочу!

Косарь

Ладно, Серый, научу!
Землю ты сперва вспаши…

Волк

И наемся от души?

Косарь

Нет, как вспашешь, не тяни,
Сразу землю взборони.

Волк

И готово? Можно есть?

Косарь

Нет, секрет еще не весь.
Рано урожая ждешь!
Не посеял, а уж жнешь!
Рожь взойдет, перезимует,
А потом весну почует,
Вырастет да зацветет…

Волк (со вздохом)

Так и целый год пройдет!

Косарь

… зацветет, заколосится…

Волк

Это ж сколько с ней носиться!
Говори, мужик, давай,
Скоро ль будет каравай?
Издевательство, ей богу!

Косарь

Погоди еще немного.
Рожь пожни, в снопы свяжи…

Волк (тоскливо)

О-у-у!

Косарь

Да не тужи!
Солнышко снопы прогреет,
А как ветерок провеет,
Надо их на ток свезти.

Волк

Вот процесс – с ума сойти!

Косарь

Полно, Серый! А потом
Молоти снопы цепом,
Да зерно в мешки грузи
И на мельницу вези.
Все в муку перемели,
Пересыпь ее в кули,
Тесто замеси и в печь,
Чтоб румяный хлеб испечь.
Вот тогда наешься вволю!

Волк (огорченно)

Тяжела работа в поле,
Да и долго слишком ждать.
Мог бы ты совет мне дать,
Как добыть еду попроще?
Что-то стал я слишком тощий.
Хлеб тяжел твой для меня!

Косарь

Ну, тогда, Волк, съешь коня!
Каждый день он здесь пасется.

Косарь берет косу и уходит за деревья. Волк поглаживает себя по животу.

Волк

Место для него найдется!

Из-за деревьев выходит Конь.

Волк

У меня одна забота –
Каждый день мне есть охота!
Никогда не быть мне сытым
С этим волчьим аппетитом!
Хлеба нету у меня,
И сейчас я съем коня!

Конь

Ешь, но вот совет толковый:
Ты сперва сними подковы.

Волк подходит к Коню. Конь начинает его бить копытами. Волк бежит к камышам. Конь убегает обратно в лес. Из-за камышей навстречу Волку выходит Гусь.

Волк

Эка вышла незадача,
Надо действовать иначе.
Я подков снимать не буду
Ни с коровы, ни с верблюда,
Ни с козла, ни с порося,
Ни с вот этого гуся!
Я оголодал совсем!
Гусь, сейчас тебя я съем!

Гусь

Что же, ешь, но мне как другу,
Окажи одну услугу –
Есть меня ты не спеши,
Спой мне песню от души!

Волк

Песню спеть? Ну, это можно,
Это мне совсем несложно!

Волк поет, а Гусь потихоньку бочком-бочком уходит за камыши.

Волк (поет)

У меня одна забота –
Каждый день мне есть охота!
Никогда не быть мне сытым
С этим волчьим аппетитом!
Вот и песня вышла вся,
И сейчас я съем гуся!

Волк оглядывается по сторонам.

Волк

Ну и дурень я! Зачем
Сразу никого не ем?
Ни козе, ни Чуду-Юду
Больше песен петь не буду!

Из-за деревьев выходит Баран. Волк подбегает к нему.

Баран

Бе! Отбился я от стада!

Волк

Вот тебя-то мне и надо!
Не хочу тебя я слушать!
Стой! Молчи! Я буду кушать!

Баран

Что ж, раз так, а не иначе,
Облегчу тебе задачу.
Ты разинь пошире пасть,
Чтобы мне в нее попасть!

Баран отходит к камышам, разбегается, бодает Волка и убегает в лес. Волк падает. Через некоторое время Волк, пошатываясь, поднимается и ощупывает свой живот.

Волк

Ой, не мил мне белый свет!
Съел его я или нет?

Из-за деревьев появляется Косарь.

Косарь (смеясь)

Что, дружок, ты  пообедал?
Хлеба легкого отведал!
Поделом!

Волк

Тебе смешно!
Все болит, в глазах темно,
Я, наверное, ослеп…

Косарь

Не бывает легким хлеб!

Конец.

В1: Ребята,  вам понравилось? о чём была эта сказка?                

В2:   Что значат слова «Не бывает лёгким хлеб»?

В2: На этом наша беседа подошла к концу, спасибо за внимание.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хлеб всему голова

Дается повторение  сведений о слове, о родственных словах, закрепляется  умение  выделять окончания слов....

Классный час Тема: Хлеб - всему голова.

Тема: Хлеб - всему голова....

Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.

Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".

Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....

Классный час Хлеб-всему голова

Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...

Хлеб - всему голова. Беседа (2 класс)

Это занятие нацелить ребенка  бережно относиться к хлебу. Уважительно относиться к людям выращивающих хлеб....