Анализ воспитательной работы школы
материал на тему
Предварительный просмотр:
Анализ воспитательной работы
МБОУ «Алешковичская СОШ» за 2013-2014 учебный год.
Информация:
1.Количество учащихся в школе: | 101 чел |
2. Количество классных коллективов | 11 |
3. Количество классных руководителей в школе: | 10 чел. |
4. Количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете : | На начало – 6 чел. На конец – 7 чел. |
5. Количество кружков и секций | 6 |
6. Количество победителей, призёров районных мероприятий | 19 чел |
ТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ: «Формирование устойчивого нравственного поведения и учебной деятельности учащихся в системе личностно-ориентированного воспитания»
Цель воспитательной системы школы в 2013-2014 учебном году.
Воспитание и развитие свободной, творческой, физически здоровой личности, обогащённой научными знаниями, устойчивым нравственным поведением и готовой к сознательной трудовой деятельности в современном обществе.
Задачи развития коллектива в 2013-2014 учебном году.
- приобщение к духовным ценностям своего Отечества, воспитание гордости за свою Родину;
- на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний, создать условия и благоприятную среду для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития человека, патриота своего государства;
- организация социально ценных отношений и переживаний воспитанников в школьном сообществе;
- развитие познавательных интересов учащихся;
-координировать и укреплять взаимодействие всех участников воспитательного процесса:
учащихся - педагогов – родителей – общественности;
Цель и задачи воспитательной системы школы в 2013-2014 учебном году были решены, хотелось бы отметить положительные моменты:
- Участие в районных и школьных заседаниях МО педагогов с целью оказания помощи для реализации методических приемов обучения и воспитания учащихся.
- Учащиеся школы принимают активное участие в областных, районных мероприятиях: смотрах, конкурсах, выставках, фестивалях, спортивных соревнованиях.
- В школе созданы все условия для развития адаптированной творческой личности: опытные педагоги, руководители кружков и секций. Имеется: спортивный зал, актовый зал, музыкальная аппаратура, спортивная площадка на улице, библиотека, школьная музейная комната.
В течение всего учебного по плану проводились классные часы, встречи, беседы, на которых педагоги показывали различные формы работы с детьми.
- Учащиеся школы принимают активное участие в акциях, проводимых в школе, наши школьники участники всех спортивных соревнований в районе. ( Лыжи, эстафета, шашки, легкая атлетика, настольный теннис).
- В школе подключен Интернет, есть свой сайт.
Направления воспитательной работы школы.
1. Гражданско-патриотическое направление
Цель: Понимание основ Я – Гражданин, Я –Патриот. Осознание ответственности за коллектив, за село, в котором проживаем, за Родину. Знание основ правовой культуры, гражданской позиции, умение самоопределиться.
Большое значение в подготовке к мероприятиям помогали материалы, которые хранятся в школьном музее. Он способствует патриотическому воспитанию школьников.
Работа с учащимися по гражданско-правовому, военно-патриотическому воспитанию осуществляется через проведение ежегодных месячника военно- патриотической работы, а также мероприятий, посвященных Дню Победы. Основные мероприятия: содержание в надлежащем порядке памятников и братских могил, проведение рейда «Забота», традиционные встречи с узниками, воинами – интернационалистами, тружениками тыла, конкурсы рисунков: «Сталинградская битва», «Моя малая родина», «Мы и космос», «Животные заповедника «Брянский лес», «День Победы», «Все профессии важны», мероприятия по благоустройству села и школы, общешкольные праздники «День матери», «День защиты детей», «День пожилого человека», «Мать – земля ещё только в расцвете», проведение памятных дней : «День освобождения Брянской области», «День вывода войск из Афганистана», «День Защитника Отечества», «День Победы», организация и проведение мероприятий совместно с сельской и школьной библиотеками и Алешковичским КДЦ, Ратные страницы истории отечества (участие –Бормотова В., Кошелев О.), Конкурс чтецов (участие – Мойсиевич Г., Манушина В.) , «Навстречу Рождеству» (участие – Атрошко М., Светильникова Е.), «Рождественский фестиваль», «Пасхальный фестиваль»(Мойсиевич Г.-лауреат) «Пою моё Отечество» («Стимул», Мойсиевич Г. – призёр). Проведён конкурс экологического плаката, выпущены стенгазеты, на тему: «Чернобыль», оформлен стенд «Заповедник «Брянский лес».
Выводы: Гражданско- патриотическое воспитание в условиях построения цивилизованного, демократического государства является фундаментом, поэтому необходимо обратить особое внимание на воспитание истинного гражданина своей Родины. Анализируя работу педагогического коллектива в этом направлении, следует отметить ее периодичность и отсутствие системы. Назрела необходимость в создании и внедрении новых технологий, способных формировать активную гражданскую позицию подрастающего поколения.
2. Художественно – эстетическое развитие
Цель: Развитие чувства прекрасного, любовь, понимание и интерес к культуре. Развитие творческих способностей, фантазии, вкуса. Создание условий для их реализации.
Количество мероприятий разного уровня, растет с каждым годом. Учащиеся нашей школы принимают активное участие в районных, областных, всероссийских конкурсах, дистанционных олимпиадах. Количество мероприятий по направлениям тоже растет, особенно творческое – учащиеся нашей школы имеют звания лауреатов и дипломатов .
Учащихся школы приняли участие в районном конкурсе «Пою моё Отечество» (студия «Стимул», Мойсиевич Г. – призёры) , конкурсах «Новогодняя игрушка» (Мамаев С. – победитель, уч-ся – 5 кл. – призёры), «Зеркало природы», «Звёздные дали», «Волшебство детских рук» (Мамаев С.- 1м, 5кл-2м)
.
Вывод: с каждым годом количество мероприятий разного уровня увеличивается. Учащиеся нашей школы принимают в них активное участие. Успешность выступлений можно объяснить качественной подготовкой со стороны педагогов и классных руководителей, а также желанием и интересом учащихся.
Рекомендации: использовать новые формы в работе с детьми.
3. Учебно-познавательное направление
Цель: Формирование положительное отношение к учебе. Повышение престижа знаний и образования. Создание условий для интеллектуального развития. Развитие любознательности, мыслительной деятельности, расширение кругозора.
Формированию приоритета знаний в жизни школьников способствовали предметные олимпиады. На районных олимпиадах были достигнуты следующие результаты: Мойсиевич Галина , уч-ся 11 класса , призёр – математика, призёр -ОБЖ, Кошелев Олег, учащийся 10 класса, призёр- физическая культура, Шведов Владимир , уч-ся 7 класса, призёр – физика.
Учащиеся нашей школы принимают активное участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах по предметам : «Ребус», «Кенгуру», «Львёнок» . «Летописец» и др.. Показывают неплохие результаты. Победители и призёры получают дипломы, грамоты и призы.
4. Нравственное воспитание
Цель: Формирование правильной нравственной позиции и выбора поступков. Знание законопослушных норм и умение ориентироваться в социальной среде.
Проведены классные часы «Культура поведения», «Дружба и взаимопомощь», «Сотвори себя сам», диспуты «Жизнь – ты прекрасна», «Почему мы так говорим», «Я и мои друзья», лекции «Мы выбираем, нас выбирают», презентации по нравственному воспитанию.
5. Творческо-трудовое направление
Цель: Воспитание положительного отношения к труду и людям труда. Развитие навыков труда, навыков самообслуживания.
Трудовое воспитание в школе ежегодно расширяет условия для приобретения умений и навыков труда учащихся (работа с землей, полив, прополка, посадка на пришкольном участке). Учащиеся школы активно участвуют в посадке и уборке картофеля. Полученный урожай с пришкольного участка и с поля используем на питание детей в школьной столовой.
Вывод: трудовое воспитание играет большую роль в становлении личности человека.
6. Работа с родителями
Цель: Сближение интересов и создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательного процесса. Организация психолого-педагогического просвещения родителей приемам воспитания и взаимодействия с детьми.
В 2013-2014 учебном году в процентном отношении удовлетворенность родителей условиями жизнедеятельности в школьном коллективе составляет: творчество-70%, обучение-50%
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс - одна из главных задач педагогического коллектива. Существенной стороной в совместной работе семьи и школы является единый подход к реализации целевых установок и повышение содержательности образовательно-воспитательной работы с учащимися. Важно, чтобы родители осознавали целевые установки школьного воспитания. Проводились плановые и внеплановые родительские собрания «Суицид. Психологическое состояние ребёнка» , «Введение школьной формы» , «Профилактика правонарушений» «Подготовка учащихся к ГИА и ЕГЭ» (Иванова А.П.), «Всему начало отчий дом» (Пехтерева А.А.), «Как наше слово отзовётся» (Свиридченкова О.П..), «Родителям о пьянстве, алкоголизме, наркомании и токсикомании» (Амалицкая О.Г..).
Вывод:
Анализируя работу за 2013- 2014 уч. год можно отметить положительные результаты:
- повышение активности участия родителей в классных и общешкольных мероприятиях;
- хорошая работа общешкольного родительского комитета
7. Работа по профилактике правонарушений
Цель: формирование правового сознания, правой культуры учащихся школы, активной гражданской позиции .
Профилактическая работа в школе осуществляется через организацию и проведение профилактической работы с учащимися и родителями, совместное сотрудничество с КДН и ПДН.
В нашей школе имеются программы и планы по профилактике:
- План внутришкольного контроля за воспитательным процессом.
- План совместных мероприятий с администрацией Алешковичского сельского поселения.
- План работы по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма.
- План работы школьного ученического самоуправления.
- План профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди учащихся .
- План по профилактике правонарушений, приобщения подростков к курению, алкоголю, наркотикам (ПАВ)
- План работы с проблемными детьми.
- План работы с «трудными и слабоуспевающими детьми»
Ежедневно ведётся выявление учащихся, пропускающих занятия и причины пропусков.
Работа с детьми «Группы риска»: оформление картотеки, вовлечение во внеурочную учебно-познавательную деятельность, индивидуальные разъяснительные и профилактические беседы по предотвращению правонарушений, посещение уроков с целью контроля за дисциплиной и успеваемостью, посещение учащихся на дому. Выставка тематической литературы: «Права ребёнка», «Предупреждение вредных привычек у подростков».
Вывод:
Работу по профилактике правонарушений нужно продолжать , проводить мероприятия. Вести контроль за каждым учеником, который относится к «группе риска», не допускать правонарушений с его стороны.
Рекомендации: Всем классным руководителям применять различные формы работы с трудными детьми, заинтересовать их интересными кружками, заданиями в классе, давать общественные поручения, всю работу отражать в документации классного руководителя.
8. Экологическое направление
Цель: Формирование ответственного отношения к окружающей среде. Соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования. Активная деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Учащиеся школы участвовали в акциях «Белая книга леса», «Марш парков», в конкурсе «Заповедными тропами». По экологическому воспитанию в школе прошёл праздник «Сбережём нашу ЗЕМЛЮ».
Была организована поездка в заповедник «Брянский лес» и встреча в школе с представителями заповедника с показом фильма о природе.
Проходили викторины «Знаешь ли ты животных», «Лекарственные растения», «Грибы съедобные и несъедобные».
9. Спортивное направление
Цель: укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности; воспитание высоких нравственных качеств, потребности в систематических физкультурных упражнениях; понимание необходимости физической культуры и заботы о здоровье; стремление к физическому совершенствованию.
Популяризация спорта способствуют спортивные соревнования, проводимые на базе школы, а также цикл спортивных мероприятий с привлечением учащихся и их родителей. Более 40 % учащихся школы посещают спортивные секции.
10. Формирование здорового образа жизни
Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия
Внимание к проблемам здоровья учащихся в последнее время заметно возросло. Педагогический коллектив школы осознает, что именно классный руководитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач. Создание образовательный среды идет в комплексе с решением проблемы здоровьесбережения. Классные руководители на классных часах и родительских собраниях, обсуждают темы: «Наркотики», «Вред курения», «Алкоголизм», только тесное сотрудничество родителей, учащихся и учителей даст положительные результаты. Охрана жизни и здоровья детей – одно из направлений воспитательной деятельности. Она предусматривает ежемесячные классные часы по ПДД и профилактике вредных привычек, работу спортивных секций , проведение соревнований и Дней здоровья. Ежегодно врачи районной больницы проводят медосмотр, который оставляет желать лучшего. На основании медосмотра определяются группы здоровья.
Вывод: по итогам медицинских осмотров выявляются дети с различными заболеваниями, преобладают заболевания органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата.
Рекомендации: включать комплекс упражнений на уроках физкультуры, направленный на снижение уровня заболеваний; правильное питание; профилактическая работа.
11. Моральное воспитание
Цель: личностный рост каждого школьника, проявляющийся в приобретении им социально значимых знаний, в развитии его социально значимых отношений и в накоплении им опыта социально значимого действия.
Проводились различные классные часы, беседы по данному направлению. Классные руководители проводят мониторинг по уровню воспитанности два раза в год. Зам. директора по ВР анализирует и сравнивает результаты.
Работа школьного самоуправления
Самоуправление в школе основано на взаимодействии всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей. Цель школьного самоуправления – способствовать повышению качества воспитательного процесса.
Задачи: Формирование зрелой, целостной личности адаптированной к требованиям жизни в обществе через создание актива, организацию и проведение КТД, сборов, акций, конкурсов, фестивалей. Создание условий для роста инициативы, самостоятельности, чувства ответственности через развитие системы ученического самоуправления.
Формы реализации: дежурство по школе и по классам, организация трудовых дел (уборки, субботники), конкурсов, поисковая работа, организация досуга.
Руководит советом председатель, которого выбирают на заседании из числа лидеров классов сроком на один год. (Учащаяся 11 класса – Мойсиевич Г.)
Вывод: Анализ деятельности ученического самоуправления школы показал, что наблюдается увеличение общественной активности учащихся. Процент занятости учащихся в органах школьного самоуправления повышается. Многие учащиеся имеют навыки организаторской деятельности, устанавливают деловые контакты, управляют процессом общения, но из-за того, что часть детей проживает в близлежащих селах, они ограничены временем, поэтому их трудно вовлечь в деятельность школьного самоуправления. Существует также категория учащихся, которые пассивно относятся к жизни класса и школы.
Рекомендации: Школьное самоуправление должен координировать педагог, выявлять затруднения в работе, оказывать помощь через коллективно-творческие дела, совместные мероприятия. Привлекать малоактивных учащихся к классным и общешкольным делам (поручения, дежурство ..)
Система дополнительного образования
Цели:
- Организация внеурочного времени учащихся.
- Создание условий для полной реализации каждого ученика в школе.
- Развитие творческих способностей и талантов учащихся.
- Наиболее полный охват сетью кружков, студий и секций ученического коллектива школы.
- Приобщение к кружкам различных направлений детей из бдизлежащих населенных пунктов.
- Создание условий для участия учащихся в школьных, районных, областных, всероссийских, международных смотрах и конкурсах.
Работают следующие кружки и секции:
«В мире информатики» - руководитель: Кулинич В.Г
«Умелые ручки» руководитель: Коняева Н.Б.
«Безопасное колесо» - руководитель: Козлова В.В..
Студия «Стимул» - руководитель: Мойсиевич Е.М.
Спортивная секция по волейболу - руководитель: Дубоделов В.П..
Спортивная секция по баскетболу - руководитель: Дубоделов В.П..
В жизни учащихся важное место занимают кружки дополнительного образования: художественного творчества, прикладного искусства, спортивные секции. Через данные творческие объединения дети имеют оптимальные условия для развития, в них высока роль воспитания, осуществляемого через игру, поиск, творческую деятельность. Учащиеся школы, занимающиеся в кружках и секциях дополнительного образования под руководством педагогов, добиваются хороших результатов, примером чего служат ежегодные призовые места в фестивалях и конкурсах.
Вывод: Анализ дополнительного образования в школе показывает, что количество учащихся посещающих кружки и секции не снижается, а остается на том же уровне, имеет положительную динамику. Проблемой является то, что не полностью удовлетворяются запросы родителей и учащихся на кружковую деятельность.
Рекомендации: Найти специалистов для того, чтобы предложить учащимся новые интересные кружки.
Мониторинг деятельности классного руководителя
Одна из первых задач – повышение качества воспитательного процесса и профессионального мастерства классных руководителей через совместную деятельность взрослых и детей по созданию воспитательной системы.
Без педагогической диагностики невозможно контролировать воспитательный процесс, грамотно формулировать педагогические задачи, невозможно организовать целенаправленный обоснованный процесс развития личности учащихся.
Проводимый в школе мониторинг деятельности классного руководителя призван в первую очередь побудить к самоанализу и понять, педагогу вычленить первоначальные задачи в профессиональном самосовершенствовании. Диагностирование, основанное на наблюдениях, собеседованиях, анализе имеющейся информации помогает отслеживать результативность воспитательной работы в школе, рост профессионального мастерства каждого педагога.
Диагностика, оценка деятельности классного руководителя осуществляется раз в год на основе программы, включающую в себя 20 параметров и 4 уровня: недопустимый, критический, допустимый, оптимальный.
По этой программе классный руководитель проводит самоанализ деятельности, определяя свой уровень по каждому направлению. Работу классного руководителя оценивает зам. директора по ВР, используя информацию, полученную в течение всего года. По направлениям, где видны расхождения оценки с самооценкой, с классным руководителем проводится собеседование, в результате которого объективно оценивается работа классного руководителя.
Итоги подводятся по горизонтали, суммарно, а затем делятся на 10 ( число классных руководителей). В итоге получаем оценку по данному направлению. По вертикали суммарно делится на 20-число параметров- средний бал каждого педагога. На основании данных составляем диаграмму, где очень хорошо видны положительные, наиболее удачные моменты в работе с классным коллективом, рост профессионального мастерства каждого педагога, на основании диагностики отслеживается общее состояние воспитательной работы в школе.
Отслеживая общее состояние воспитательной работы в школе за год сделали вывод, что слабым звеном являются направления:
- промежуточный анализ дел,
- работа с учащимися, требующими усиленного педагогического внимания.
- самоуправления в школе
- составления банка данных класса.
Все эти направления находятся на критическом и допустимом уровнях. Поэтому первоочередными задачами нового учебного года являлось решение именно этих проблем. Эти направления взяты за основу методической работы с классными руководителями. Большой объем работы был выполнен в направлении «Работа с трудными». Разработана система, где в воспитании участвуют все участники образовательного процесса, составлен банк данных на каждого трудного, психолого- педагогическая характеристика. Диагностика помогает выявить наиболее опытных, знающих педагогов по конкретным вопросам. Диагностика дает возможность учитывать индивидуальные способности, возможности. Возможность оказания помощи более опытных знающих- молодым. Диагностика дает возможность целенаправленно, конкретно планировать работу, используя различные формы повышения профессионально мастерства.
Мониторинг деятельности классного руководителя просто необходим, т.к. дает реальную картину положения воспитательной работы в школе, выделяет проблемы- отсюда целенаправленность процесса развития личности учащегося.
Основные направления деятельности классного руководителя
∙ индивидуальная работа с учащимися;
∙ аналитико- диагностическая работа;
∙ работа с семьей;
∙ работа с документацией класса;
∙ организация внеурочной работы;
∙ работа с педагогами- предметниками
Принципы деятельности классного руководителя
∙ системность и планомерность;
∙ единый для школы подход к воспитательному процессу;
∙ сотрудничество с воспитанниками и их родителями;
∙ ориентация на интересы, потребности и возможности каждого ребенка.
Оценка качества воспитательной работы классных руководителей по направлениям
(средний балл)
| Направления | 2013-2014 уч. год |
А | Планирование воспитательной работы | 8,0 |
Б | Выполнение плана воспитательной работы | 8,0 |
В | Система информации состояния дел | 7,5 |
Г | Промежуточный анализ работы классного руководителя | 7,2 |
Д | Корректировка плана работы с классом | 7,5 |
Е | Наличие и ведение дневника психолого- педагогических наблюдений | 7,5 |
Ж | Уровень воспитанности обучающихся | 7,5 |
З | Контроль за посещаемостью обучающихся со стороны классного руководителя. | 9,0 |
И | Контроль за успеваемостью обучающихся со стороны классного руководителя | 8,5 |
К | Работа классного руководителя с «трудными» | 7,5 |
Л | Посещение учащихся на дому | 7,5 |
М | Проведение родительских собраний в классе | 8,5 |
Н | Организация дежурства в классе | 8,5 |
О | Организация работы с дневниками обучающихся | 8,5 |
П | Внешний вид учащихся | 7,0 |
Р | Работа классного руководителя с активом класса. | 7,6 |
С | Организация самоуправления в классном коллективе | 7,7 |
Т | Работа с классным уголком | 8,0
|
У | Работа классного руководителя по изучению интересов и склонностей обучающихся |
7,6 |
Ф | Наличие картотеки класса | 7,0 |
Вывод: проблемными являются следующие критерии:
- выполнение плана воспитательной работы
- промежуточный анализ состояния дел в классе
- корректировка работы с классным руководителем
- посещение на дому
- работа с активом
- самоуправление в классе
- картотека, банк данных класса.
Одна из первых задач – повышение качества воспитательного процесса и профессионального мастерства классных руководителей через совместную деятельность взрослых и детей по созданию воспитательной системы.
Вывод: с каждым годом количество мероприятий разного уровня увеличивается. Учащиеся нашей школы принимают в них активное участие. Успешность выступлений можно объяснить качественной подготовкой со стороны педагогов и классных руководителей, а также желанием и интересом учащихся.
Использование ИКТ в реализации воспитательной работы школы.
Современные условия жизни требуют от классного руководителя умений и навыков работы с новыми технологиями. Поэтому в своей работе классные руководители используют современные информационные технологии при проведении внутриклассных мероприятий, родительских собраний, конкурсов, занятий, создание классных уголков. Эти технологии позволяют классному руководителю в новой форме преподносить учебно-воспитательный материал. Для учащихся потребность овладения ИКТ технологиями очевидна. В воспитательной работе это проявляется в создании мультимедийных презентаций к праздникам, концертам, в оформительской работе (газеты, стенды).
Заместитель директора по ВР Е.М.Мойсиевич
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ воспитательной работы, анализ итоговых контрольных работ за 2010\2011учебный год
Анализ контрольных содержит тексты работ....
Анализ воспитательной работы начальной школы
Анализ воспитательной работы школы за 2010-2011 учебный год...
Анализы воспитательной работы в начальной школе
Данные работы пригодятся всем работающим учителям в помощь при составлении анализа работы за год...
Анализы воспитательной работы в начальной школе
Данные работы пригодятся всем работающим учителям в помощь при составлении анализа работы за год...
Анализ воспитательной работы школы и класса
Предлагаю вашему вниманию полный анализ воспитательной работы, который требуют от классных руководителей школ нашего района. Раньше анализ был горздо короче, а сейчас многие учителя испытывают труднос...
Качество воспитательного образования Анализ воспитательной работы в 1 «в» классе
Младший школьный возраст- это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно, в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные...
Анализ воспитательной работы в ГКОУ Школа -интернат по слуху
Анализ воспитательной рабоы в 3 классе...