Сказки ученого кота
план-конспект занятия по теме

Макарова Юлия Анатольевна

В этом году 215 годовщина со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.Мир пушкинской поэзии- это добрый, радостный, светлый мир любви, дружбы и созидания. Сказки для детей, написанные поэтом, одно из мощных средств воспитания чувств.Данное занятие является одним из серии занятий по работе над сказками А.С.Пушкина. Занятие расчитанно на детей подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_makarovoy_yu.a._11-_kopiya.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Аленка»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область

 «Развитие речи / Художественное творчество»

Тема: «Там чудеса, там сказка бродит …»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

                                                      Подготовила:                                                                                    Педагог-психолог

Макарова Юлия Анатольевна,                                                                МБДОУ Детский сад «Аленка»

п.Тюльган – 2014г.

Тема:  «Там чудеса, там сказка бродит …»

Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)

Цель: расширять знания детей о жизни и творчестве А.С.Пушкина, помочь ребёнку открыть мир литературы, заложить эмоционально – чувственную основу литературного образования дошкольника.

Задачи:  

Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к поэту, к русской литературе; побуждать детей применять свои знания в игре.

Развивающие:  развивать навыки анализа, сравнения, способствовать развитию памяти и воображения; умения обращать внимание детей на выразительные средства языка, используемые поэтом (выразительность, музыкальность, точность), расширять словарный запас детей; гармонизировать психоэмоциональное состояние, способствовать развитию творческого потенциала дошкольников.

Образовательные:  познакомить детей с приемами аппликации из ткани, как художественным материалом; продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А.С.Пушкина; формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать  изобразительно-выразительные средства; уметь определять название сказок по сюжетным картинам и предметам; развивать воображение, внимание.  

Работа над словарем: «бакенбарды», «кликать», «разбранила», «темница», «витязь»


Материалы и оборудование: портрет А. С. Пушкина; проектор, экран, магнитная доска с магнитами, 6 коробок, ларец, разрезные картинки, черные нитки, бархатная бумага, рамка, клей ПВА.

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:  
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД:  
  3. Приемы организации практической деятельности детей:  
  4. Приемы поддержания интереса у детей:  
  5. Приемы оценки и самооценки.

Виды детской деятельности в НОД:

- Индивидуальная работа,

- подгрупповая работа,

-работа в парах,

- коллективная работа.

Игровая: «Путешествие по сказочной стране», собирание разрезных картинок, разгадывание загадок

 Коммуникативная: беседа  об А.С.Пушкине, развитие воображения детей

цель: пополнять опыт детей поддерживать беседу, ситуативный разговор; отгадывание загадок.

Трудовая: самообслуживание, совместные действия,
        цель: вырабатывать привычку самостоятельно убирать материалы
        после   продуктивной деятельности.
         
Продуктивная: создание коллективной аппликации

 Музыкально-художественная: слушание

цель: формировать способность эмоционально воспринимать речь воспитателя, музыку;

Восприятие художественной литературы: задание на понимание смысла старинных слов, подбор слов в рифму, повторение слов известной сказки.
        цель: пополнить опыт умений внимательно слушать, выразительно читать  стихи.

Планируемые е результаты:

Личностные: может поддерживать беседу о сказках Пушкина А.С., сопровождая речь положительными эмоциями.

Интеллектуальные: высказывает свою точку зрения.

Критерии оценки деятельности детей в НОД

  1. Активность  
  2. Самостоятельность.
  3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым.
  4. Сопереживание.
  5. Эмоциональность
  6. Проявление волевых усилий
  7. Самооценка  

Интеграция образовательных областей:

Области

Интеграция  

Решаемые задачи

Познавательное развитие

Просмотр презентации

Развивать интерес к жизни и творчеству поэта

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативные игры

Закреплять умение подчиняться правилам в  играх, вызывать эмоционально    - положительный отклик на игровое действие.

Развитие речи

загадывание загадок, слушание художественного слова,

Формировать умение строить высказывания, поддерживать беседу, поощрять попытки высказывать свою точку зрения, закрепить умение подбирать слова в рифму;понимать смысл непонятных слов и выражений, используемых А. С. Пушкиным.

Формировать умения делать выводы, умозаключения.

Художественно-эстетическое развитие

 Аппликация, слушание музыки

Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальное произведение, умение выполнять аппликацию, развивать творческое воображение;

вырабатывать привычку самостоятельно убирать материалы после продуктивной работы и протирать столы.

Физическое развитие

Физминутки

Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.

Аннотация

В этом году 215 годовщина со дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина. Хочется рассказать подрастающему поколению о величайшем гении. Мир пушкинской поэзии — это светлый, добрый, радостный мир любви, дружбы и созидания. Сказки для детей, написанные поэтом, одно из мощных средств воспитания чувств. Данное занятие является одним серии занятий по работе над сказками А.С.Пушкина. Занятие интегрированное «Развитие речи/Художественное творчество(аппликация)». Воспитатель заранее готовит «картину»( из листа бумаги формата  А3  с рамкой из потолочных бордюр, детали из ткани, которые позволяют детям работать аккуратно, эстетично)

План НОД

1.Вводная часть:                                                          

Психологический настрой на занятие, снятие напряжения.

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей  

Определение цели.

Физкультурная пауза

2. Основная часть:

Работа по составлению пазлов.

Разгадывание загадок.

Словарная работа.

Игры «Доскажи словечко», «Узнай из какой сказки предметы?»

 Знакомство с биографией поэта.

Коллективная аппликация.

Комментирование,  дискуссия.

Определение способа изготовления.

Творчество детей.


3.Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Длительность НОД – 30 минут

5 мин

17 мин

3 мин.

 

5 мин.

Ход

непосредственно образовательной деятельности

Части НОД  

Содержание

Области

1. Вводная часть.                                                           Психологический настрой на занятие, снятие напряжения.

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей  

Определение цели.

Физкультурная пауза

- Здравствуйте дорогие ребята!

-  Я рада видеть вас всех в хорошем настроении  и мне хочется чтобы такое настроение у вас было до самого вечера!

Игра на знакомство «Волшебный шарик»

-  Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу частичку своего тепла.

- Мне очень хочется с вами познакомиться, я сейчас буду передавать по кругу желтый клубочек, это «сын солнышка», каждый кому он попадает  в руки, должен назвать свое имя и любимое занятие (меня зовут Юлия Анатольевна, я люблю петь)

Дети передают по кругу клубок, называя свое имя и любимое занятие.

Игра на снятие напряжения

 «Поменяйтесь местами»

-Ребята, мне очень интересно, а среди вас есть дети, которые с удовольствием ходят в детский сад? Поменяйтесь местами.

- Поменяйтесь местами те, кому уже исполнилось 6 лет.

- Поменяйтесь местами те, кто любит животных.

- Поменяйтесь местами те, кто любит путешествовать. Есть такие? Хорошо.

- Я предлагаю вам отправиться в путешествие, хотите?

- Попробуйте догадаться куда мы отправимся, садитесь на ковер, закрывайте  глаза.

(Звучит музыка «В гостях у сказки»)

- Итак, мы отправляемся в СКАЗКУ.  

Физминутка

- Кто подскажет, на чем можно отправиться в путешествие? (На самолете, на велосипеде, на машине, вплавь, пешком, на поезде)

- Я предлагаю вам отправиться пешком, потому что только так можно заметить много интересного.

Развитие речи

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

2.Основная часть.

Работа по составлению пазлов.

Разгадывание загадок.

Словарная работа.

Игры «Доскажи словечко», «Узнай из какой сказки предметы?»

 Знакомство с биографией поэта.

Коллективная аппликация.

Комментирование,  дискуссия.

Определение способа изготовления.

Творчество детей.

Помощь сказочным героям, разгадывание подсказок

- Пойдемте за мной:

Мы, шагая по дорожке,

Прямо в сказку попадем,

А внимательными будем,

Много нового найдем.

(Дети проговаривают слова за педагогом хором)

- Шли мы шли и нашли ларец, в нем записка от Ученого Кота:

«Дорогие ребята, я ученый кот из «Лукоморья».  У нас случилась беда. Кощей Бессмертный перепутал все сказки одного гениального автора. И теперь мы не знаем,   кто их написал. Помогите, пожалуйста, нам. Найдите 6 подсказок, которые мы успели Вам оставить. Если вы правильно их разгадаете, узнаете фамилию великого русского поэта.

 Но помните есть 2 правила:

  1. Подсказки необходимо разгадывать по порядку.
  2. В сказке ведите себя очень-очень тихо, чтобы Кощей Бессмертный Вас не услышал.

Заранее благодарю Вас, дорогие ребята.

 Кот Ученый»

- Что ребята, поможем Ученому Коту?

- По залу расставлены подсказки с номерами. В них задания и буквы

(Под музыку дети ходят  по залу, находят коробочки с подсказками, расставляют их по порядку номеров на столе )

1 задание (П) пэ

Собери на полу изображение героев сказки (Групповая работа: 3 группы детей собирают картинки из 8 фрагментов,  отгадывают сказку)

Отгадка: «Сказка о золотом петушке»

2 задание (У)

- Разгадай загадку:

Отгадайте представителя животного мира, который в сказке исполнял желания. Кто это? Назовите сказку.

Отгадка: «Сказка о рыбаке и рыбке»

3 задание (Ш) ша

«Старинные выражения»

Догадайся, что означают старинные выражения,  которые встречаются в сказках:

- ВИТЯЗЬ (воин)

(И тридцать витязей прекрасных
 Чредой из вод выходят ясных ...)

- ТЕМНИЦА (темная комната, подвал)

( В темнице там царевна тужит,
  А бурый волк ей верно служит …)

- КЛИКАТЬ (звать)

(Стал он кликать золотую рыбку,
 Приплыла к нему рыбка, спросила …)

- РАЗБРАНИЛА (поругала)

(Разбранила меня моя старуха,

  Не дает старику мне покою …)

4 задание (К) ка

- По картинкам необходимо догадаться, из какой они сказки?  (зеркало, яблоко, веретено, собака, 7 богатырей)

Отгадка: «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»

5 задание (И)

Игра «Скажи в рифму»

Три девицы под окном
Пряли поздно…( вечерком)

Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку,

А неведому…( зверюшку)

Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюёт,
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море… (Топит)

 

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых…( парусах)

Белка песенки поет

И орешки всё грызет,

А орешки не простые,

Всё скорлупки…( золотые)

А сама-то величава.
Выплывает, будто… (Пава)


И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян –
Так велел – де царь… (Салтан)

Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете… (Чудо)


Отгадка: «Сказка о царе Салтане»

6 задание (Н) эн

Загадка

Всех героев его сказок

Мы узнали из подсказок:

Петушок  и Черномор,

Златая рыбка,  Царь Гвидон,

Царевна-Лебедь, и Руслан.

Кто эти сказки написал?

- Ребята, посмотрите на доску, какое слово у нас получилось?

ПУШКИН

-Ребята, знакома ли вам эта фамилия?

- А вот кем он был я расскажу вам, когда мы вернемся из СКАЗКИ в детский сад.

- Давайте, ребята, вспомним, о чем нам писал  Ученый Кот и посмотрим, все ли мы правильно сделали.

- Пора возвращаться в детский сад.

- Становитесь за мной. Повторяйте слова:

Чтоб из сказки нам вернуться:

Руки вверх поднимем мы,

Нужно дважды повернуться

И на стульчики идти.

Знакомство с биографией А.С.Пушкина

Присели на стулья (показ презентации)

Сл 1

- Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт.

Сл 2

- Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве

Сл 3

 - Отца его звали Сергей Львович.

Сл  4

-  Мать – Надежда Осиповна.

Сл 5

- Детей в семье Пушкиных было трое. Старшая - дочь Ольга, второй - Александр и младший сын – Левушка.

Сл 6

- Александр Пушкин учился в Лицее.

Сл 7

-  Писать стихи Пушкин начал рано.

  Сл 8

- Александр Сергеевич Пушкин создавал свои произведения для взрослых, но он умел писать так просто и в то же время так интересно, что многое из написанного им понятно и близко детям.

 

  Сл 9

- Пушкин открыл нам прекрасную сказочную страну «Лукоморье».

- Послушайте, как звучит прекрасно…

(Прослушивание звукозаписи отрывка)

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…

  Сл 10

-  Подрастая, вы будете ближе и подробнее знакомиться с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Тогда Пушкин станет вам понятнее и дороже.
 Сл 11

- В каждом городе есть памятники этого великого писателя. В городе Оренбурге, на улице Советской, есть музей имени Пушкина, и его памятники.  

  Сл 12

- Прошло уже много лет с тех пор, как погиб поэт, а наша любовь к нему все также не ослабевает, и до сих пор его сказками, стихами зачитываются и взрослые и дети. Ведь недаром Пушкина называют «солнцем русской поэзии».  

Выполнение коллективной работы

- А сейчас я предлагаю вам создать коллективный портрет Александра Сергеевича Пушкина

- Посмотрите внимательно на портрет.

-Как вы думаете, с какой детали  мы с вами начнем клеить портрет?

1 силуэт головы

 2 волосы

3 бакенбарды (полоска волос, оставляемая при  бритье между висками и ртом)

    4 цилиндр (так раньше называли шляпы)

 5 ворот рубашки

 6 фрак (так называли раньше пальто)

Работа в парах

- Вам, необходимо, найти себе пару.

- У каждой пары будет своя деталь портрета. Один из вас будет намазывать клеем деталь, а другой приклеивать.

- Вот этот портрет  великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина вы заберете с собой в группу. Он будет Вам напоминать о нашей встрече.

Развитие речи

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

3.Заключительная часть. 

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

- Ребята, вам понравилось наше занятие?

- Что вы взяли для себя из нашей сегодняшней встречи?

- До следующей встречи!

социально-коммуникативное развитие

Длительность НОД: 30 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру во 2 классе "Африканская сказка "Похождение кота Симбы" Африка. Природная зона -саванна"

Интегрированный урок по чтению и окружающему миру, который знакомит детей с зоной Африки -саванной, с животными этой зоны, с их жизнью, повадками, используя литературное произведение....

Сказка о коте Золотое Брюхо

В прошлом году сын с классом в школе делал исследование о котах. Это был и фольклор, и сказки, и сихи и рассказы, и мифы. Дети придумывали веселые викторины,  и игры разыгрывали сценки. С этим пр...

Африканская сказка « Похождения дикого кота Симбы»

Краткая аннотацияЗнакомство с африканской сказкой.Формирование умения отвечать на вопросы, думать, сопереживать героям сказки.Развитие антиципации (умения предполагать, предвосхищать содержание текста...

Урок литературного чтения во 2 классе по африканской сказке "Похождения дикого кота Симбы"

Урок реализован по УМК Школа 2100, отвечает требованиям ФГОС. Реализован как флипчарт для интерактивной доски....

Сказка."Два кота"

Сказка о настоящей дружбе....

Проектная задача. Спасение Ученого кота. (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир)

Проектная задача. Спасение Ученого кота. (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир) конспект урока...

В гостях у Кота Ученого

Материал для выступления на конкурсе чтецов.     Задачи: закрепить и расширить знания детей о творчестве А. С. Пушкина; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание ...