ПРОБЛЕМНЫЙ РЕБЕНОК В КЛАССЕ
статья на тему

АНТАЛЬ НАТАЛЬЯ ГЕННАДИЕВНА

КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ ПРОБЛЕМНОГО УЧЕНИКА? СТАТЬЯ ПРЕДЛАГАЕТ РАЗНООБРАЗНЫЕ ПОДХОДЫ. ГЛАВНОЕ - ЛЮБИТЬ СВОИХ УЧЕНИКОВ!

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           Проблемный ребенок в классе.

                                                                               «Каждый человек – исключение».

                                                                                                           К. Ижиковский

        Человек начинается с детства. Именно с детства начинается посев добра, но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими или же сорняки зла погубили их. Будет видно, какой человек вошел в жизнь и стал членом нашего общества.

        В одной общине жили разные люди. Их объединяло стремление самосовершенствованию. Общиной руководил Мудрый Наставник. Однажды ему необходимо было уехать на длительный срок. Вместо себя он оставил руководить общиной своего заместителя – милую и симпатичную женщину. Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которую он попросил записывать проступки всех членов общины, независимо от их значимости. Пока его не было, главным нарушителем спокойствия был один – единственный мальчик. Меньше всего нарушений было у его заместителя.

        После возвращения из путешествия руководитель общины собрал всех. Он объявил, что хочет раздать вознаграждение за поведение членам общины во время его отсутствия. Первым он подозвал к себе мальчика и вручил ему такую пачку денег, что все оторопели. Другим он тоже выдал премии, но они были гораздо меньше, чем та, которую получил мальчик.

        Меньше всех получила его заместитель. На этом собрание закончилось, и все, недоумевая, разошлись. Лишь только мальчик никак не хотел мириться с таким положением вещей. Ему не терпелось узнать, почему именно ему достались незаслуженные деньги.

        С этим вопросом он пришел к наставнику. «Деньги твои. Ты их заработал. Без конфликтов, друг мой, невозможно никакое внутреннее развитие. Конфликты, причиной которых ты становился чаще всех, нельзя организовать нарочно. В отличие от других, ты вел себя естественно, не оглядываясь на тетрадь, которую я дал своему заместителю. А это дорогого стоит».

        Мальчик повернулся и ушел, немногое поняв. Уже ему вдогонку, но как бы для себя, Учитель сказал: «Эта история – не индульгенция для хулигана. Она для тех, кто за любым поступком видит необходимость осуждения кары. Она для всех нас, стоящих друг к другу. В первую очередь, она важна не тем, кого воспитывают, а тем, кто воспитывает.

        Для многих воспитателей юный возраст их подопечных – это нерешенная проблема собственного детства… они, начисто забыв о нем, заново открывают, что такое ребенок. То это абсолютное совершенство, «образ Христов» на земле, как говаривали встарь; то это вроде малолетнего нарушителя, за которым надо бдительно следить. Чаще всего взрослые приходят к выводу: надо смириться с тем, что дети не сразу становятся взрослыми, и утешаться тем, что сегодня они дети, а завтра – писатели, поэты, художники, врачи, инженеры. Песталоцци утверждал: «Детство – равноправная часть жизни, а не подготовка к ее наиболее значительному, взрослому периоду».

        В характере каждого ребенка есть свои очень определенные черты. Но, пожалуй, нежный возраст – то и существует для того, чтоб старшие с любовью и терпением лепили характер юного человека, повседневно заботясь о гармоничности его интеллектуального и эмоционального развития. В школьном возрасте нервная система отличается высокой пластичностью и восприимчивостью, поэтому воспитание в эти годы оставляет наиболее глубокий след в сознании человека. Но для процесса воспитания характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.

        В детстве переживания очень остры, а ум еще недостаточно подготовлен для того, чтобы правильно оценить происходящее вокруг. Человек и сказать – то еще не может о том, что он чувствует, а впечатления уже формируют его характер.

        В детстве нет незаметных происшествий. Мелочь, пустяк могут оказаться важнейшими событиями в жизни ребенка, навсегда запечатлеться в его памяти и сыграть свою роль, дурную или хорошую.

        Спору нет, характер меняется, его можно перевоспитать. А как хорошо было бы не перевоспитывать, а просто сразу хорошо воспитать человека! Из любого ребенка можно вырастить доброго, отзывчивого, мужественного, честного человека.

        Бывает, человек еще совсем маленький, только начинает жить, а характер его уже нуждается в перестройке, в «лечении».

        Главное в воспитании - не упустить время. Можно о должно преградить дорогу всему дурному.

        Вопрос о педагогических оценках аномального поведения сложен и тонок. Истории известно много случаев, когда весьма плохое поведение или хроническая школьная неуспеваемость не мешали отдельным людям достигать величайших вершин в науке и искусстве. Более того, некоторые характерологические особенности, проявление которых порой воспринимается  как странное поведение, не только не препятствует развитию природных дарований и способностей к труднейшим видам деятельности, но и способствует ему. Учителя порой очень поспешны в своих диагнозах и выводах.

        На детей и легче и трудней воздействовать, чем на взрослых. Легче потому, что они чутки и восприимчивы; трудней поэтому же: дети, многого не зная, многое чувствуют. Если бы старшие почаще думали об этом, то несомненно тревожились бы о воспитании чувств своих подопечных ничуть не меньше, чем о том, чтоб получить образование.

        Попробуем определить, кто он – трудный ребенок? Н. И. Дереклеева выделяет следующие группы учащихся: одаренных детей, детей, имеющих физические проблемы, трудных учащихся.

       Одаренные учащиеся. Это учащиеся с ярко выраженными умственными способностями, широкими познавательными интересами, любознательностью, высокой мотивацией учебной деятельности. У таких учащихся хорошо развиты воображение, память, внимание. У этих учащихся наблюдается ненасыщаемость интеллектуальной деятельностью, желание много знать. Однако такие дети имеют трудности личностного развития. Это и высокая самооценка, и трудности общения с другими детьми, и одиночество в детском коллективе и т. д. в работе с одаренными учащимися педагог должен помнить о необходимости особого внимания к личности таких учащихся. Н. И. Дереклеева предлагает следующие правила работы с одаренными детьми: общаться с учащимися на равных; постоянно удовлетворять желание деятельности со стороны учащихся; выполнять обязательства, данные учащимся; создавать атмосферу творчества, поиска интеллектуальной загруженности; индивидуально работать с одаренными детьми при преодолении проблем общения с учащимися класса; использовать различные методы поощрения интеллектуальных усилий и личностных качеств учащихся в той или иной ситуации; проводить мероприятия, направленные на разностороннее развитие личности учащихся; формировать навыки самовоспитания, самоутверждения и самоконтроля; формировать нравственные качества личности у одаренных детей.

        Трудные учащиеся. Особого внимания требуют к себе учащиеся, которых называют трудными. Ни один ребенок, который приходит в школу, не хочет быть в их числе. Трудными учащиеся становятся в результате семейного воспитания. Плохие, враждебные взаимоотношения в семьях, манипулирование детьми, издевательства в семьях, разводы родителей, перебрасывание ребенка из одной семейной ситуации в другую – все это приводит к тому, что ребенок становится трудным.

        Патология характера развивается не только в семьях, где существуют плохие отношения между родителями или нет за детьми достаточного надзора. Очень часто такой причиной является избалованность ребенка, излишнее внимание к нему, особенно если он воспитывается  без братьев и сестер, да еще имеет, помимо родителей, дедушек и бабушек, дрожащих над каждым его шагом, потакающих всем капризам.

         Учащиеся, выросшие в сложной семейной ситуации, не имеют привычки работать, немотивированы на учебную деятельность, ленивы, неряшливы, переменчивы в настроении, жестоки, агрессивны, у них отсутствуют коммуникативные умения и навыки.

         При поиске причин появления трудностей в поведении ребенка Н. И. Дереклеева предлагает ответить на следующие вопросы: - какие особенности характера ребенка влияют на неадекватность поведения?; - какие неблагоприятные внешние условия влияют на неадекватность поведения ученика?; - какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть самостоятельно?; - какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть с помощью родителей?; - какую помощь может оказать общественность?; - какие педагогические ошибки недопустимы в воспитании ребенка?; - как исправить ошибки, которые уже допущены педагогами и семьей?

        Поток информации, о том, как работать с проблемными детьми, сегодня, как никогда насыщен и разнообразен. Каждый выбирает для себя самое полезное и рациональное. Конечно, от ошибок в выборе методов воспитания никто не застрахован, но «под лежачий камень вода не течет».

       Издавна учителя называют «второй мамой» для ребенка. И она, «вторая мама», своим чутким сердцем обязательно поймет, что нужно ее чаду в данный момент. Эту мудрость дает матерям природа, Бог, если хотите. Кто  - то мудрым становится, когда закончит педагогический институт. Кто – то, прочитав книгу о воспитании. У каждого свои пути. И хорошо, что они, эти пути, есть. Главное, чтобы пути эти были гуманными. В. А. Сухомлинский подчеркивал гуманное начало в воспитании.

      «Мои дети». Так я отношусь к ученикам своего класса. Сложные и Смешные, Грустные и Добрые, Обидчивые и Капризные, Непослушные и Медлительные... Хочу познакомить вас с некоторыми из них.

        Артур Костромин. Учится в 4 классе. В тетрадях грязь и много ошибок. Совершенно не старается учиться. Часто бывает неуправляем. Неусидчивый. Часто не доводит начатое дело до конца. Читать не любит. Техника чтения очень низкая. Устные предметы учит, почти всегда,  в школе. Всегда находит оправдание своим поступкам. Хочет, чтобы все было только так, как хочет он. Из – за этого конфликты с детьми. Дети его не любят. Не умеет играть в игры. Часто врет. Интеллектуальный потенциал не плохой, но запущен. Нравится выступать, делать поделки, рисовать. Предоставлен сам себе. Семья малообеспеченная.

        Русских Таисия. Ученица 4 класса. Много ошибок в тетрадях, грязь. Любит послушать, что говорят другие, посмотреть, что делают другие. Если захочет, то подготовит устные предметы очень хорошо. Но не любит утруждать себя учебным трудом. Ленива. Часто можно увидеть бесцельно гуляющей по поселку. Предоставлена сама себе. Любит участвовать во внеклассной работе. Любит рисовать, делать поделки. Семья малообеспеченная.

        Мусанова Маша. Ученица 4 класса. Слабоуспевающая. Речь, память слабо развиты. Но много берет старанием. Добрая, чуткая. Может за себя постоять. Любит участвовать во внеклассной работе. Любит уроки труда, рисования. Семья малообеспеченная.

        В зависимости от индивидуальных особенностей каждого строю свою работу.

        Разные дети…У каждого свой характер, свои интересы, свои способности. Но каждый – душа. Живая душа. И как же не любить их, если мы вместе столько учимся, смеемся, играем, спорим друг с другом, готовимся к мероприятиям, ходим на прогулки…  За каждого переживаю, как за своего, родного. Каждый день спешу к ним. Верю в каждого. У каждого есть что – то хорошее, то к чему тянутся люди. Вот и я тянусь к ним, словно к маленьким солнышкам.  Гроза  проходит, а мы остаемся. Мы дарим друг другу радость и тепло.

        Всегда стараюсь придумать для детей что – то интересное, потому что не могу терпеть однообразия. Стараюсь проводить уроки необычно.  И во внеклассной работе много места для фантазии и творчества. Каждый момент школьной жизни – воспитательный, познавательный, развивающий. И поиск новых технологий  воспитания, как учителя, классного руководителя, жизненная необходимость, мой хлеб, мой воздух.  Тем более, что главная цель – РЕБЕНОК. Его развитие.

        Для успешного проведения воспитательной работы учитель должен развивать в себе стремление самому учиться, расширять и углублять свои знания. Он должен уметь следить за развитием своих учеников, их ростом, проникать во внутренний мир ребенка, понимать его мысли и переживания, мотивы поступков, подходить к каждому ребенку с оптимистической перспективой.

        Стремление к постоянному саморазвитию, расширению своих знаний  в области воспитательных технологий, идей, направлений, школ - привело меня к неожиданному открытию! Я открыла для себя, что в воспитательной работе с детьми использую элементы PR – технологии. Технология - эффективная в работе с трудными детьми. Технология, которая не требует специальной подготовки.  По сути, не вполне осознанное применение этой технологии наблюдается сплошь и рядом, только часто называется это по – другому.

        Макаренко А. С. считал, что негативное влияние социума можно преодолеть, создав в учебно – воспитательном учреждении целостную воспитательную систему, в рамках которой нивелировать отрицательные последствия воздействия среды и корректировать черты формирующейся личности. Воспитание посредством коллектива и через коллектив – основной тезис данного учения.

        Все мы «пиарим» с самого рождения, привлекая к себе внимание первым криком! Ведь «пиарить» - это попросту привлекать к кому – то или чему – то внимание, посылать о предмете «пиара» потоки информации: звуковой, зрительной, «чувственной».

        В нашем обществе наблюдается в основном негативное отношение к PR – технологиям, применение которых связано в умах многих с черными избирательными технологиями, с бизнесом, с большими деньгами. Тем не менее существует PR без денег, социальный PR, который можно назвать белым PR.

        Являясь комплексом самых современных коммуникативных технологий, PR в школе может стать «наукой и искусством организации любви к предмету, к процессу познания и самоусовершенствования, к учителю и ученику, к одноклассникам, к другим членам общества, называемого школой. А это, в конечном счете принесет успех каждому, поскольку, как сказал в свое время Иоганн Гете, «научиться можно только тому, что любишь, а учатся у того, кого любят».

         Методы PR помогают субъектам образовательного процесса определиться в системе отношений  с коллективом и миром, учесть специфику и акценты социальных ролей, совокупности поведенческих актов, позиционировать себя в группе. Они содействуют установлению взаимопонимания и доброжелательности между личностью, группой и их окружением посредством развития обмена информацией и оценки общественного мнения.

        PR – это планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание благоприятной коммуникативной среды для учителей, учеников, родителей, властей, ученых, спонсоров и т. д.

        Педагогика, оставаясь одной из самых консервативных наук, все еще употребляет сухой и маловыразительный термин «мероприятие» ко всем праздникам, проводящимся в школе, она старается не употреблять термин «пиар», хотя все до единого занимаются им.  

        PR – коммуникативная технология, которая опирается на «трех китов» - целевую аудиторию (люди), ключевое сообщение (информация) и каналы коммуникаций (контакты, связи). Если сопоставить это с ресурсами школы, оперирующей этими «китами» в силу своей специфики, то вопрос - «Нужен ли PR  школе?» - кажется надуманным.

        Среди активно используемых педагогических средств, родственным  PR технологиям, есть такие, как методы развития системы отношений:

  • организация совместных мероприятий, различных традиций и ритуалов, деятельности в группах в урочной и внеурочной работе;
  • приемы побуждения (стимулирования) к учению, учитывающие внутриколлективные отношения: организация коллективной работы; применение сочетания различных форм совместной работы; создание ситуации успеха, эмоционального фона;
  • приемы, стимулирующие социальную активность учащихся;
  • средства формирования положительной мотивации обучения, связанные с предоставлением учащемуся возможности свободного выбора темы, материалов и техник, проявление себя в различных видах совместной деятельности;
  • индивидуальные беседы, анкетирование, наблюдение и другие социологические методы измерений;
  • средства развития коммуникативной культуры учащихся: дискуссии, представления, праздники, создающие условия для демонстрации личностных данных учащихся.

        В нашей школе используется технология самоуправления (элемент PR – коллективная работа). Каждый класс - город. В этом году наш класс - город дети назвали «Дельфины». Выбрали девиз: «Дельфин всегда плывет вперед и никогда не отстает!» Придумали флаг. Нашли песню про дельфинов. Выбрали органы самоуправления: мера города, министров спорта, охраны порядка и чистоты, культуры и досуга, охраны природы.

        Один раз в четверть проводим собрание – отчет о работе министерств. Это стало доброй традицией (PR). Каждый рассказывает о проделанной работе. И самое любимое – награждение победителей. Призерами были и проблемные учащиеся. Победителями становятся не только лучшие учащиеся, но и те, кто активно участвует во внеклассной работе, делает добрые дела, хорошо подметает в классе, содержит в порядке свои учебные книги. Можно придумать еще много разных поощрений, чтобы проблемные дети не остались в стороне. У каждого найдется что – то хорошее. Бывают и радость, и слезы.

        Специальная задача учителя – приучить детей отчитываться перед классным коллективом, а коллектив высказывать свое отношение к работе группы и отдельных ребят, оценивать их работу. При обсуждении общей работы  и ее оценке обращается внимание детей не только на результат, но и на процесс общей работы, на отношения между детьми. Дети должны с помощью учителя осмыслить реальные отношения, которые возникают между ними, увидеть и отметить проявления терпимости, требовательности, уступчивости, доброжелательности, справедливости, заинтересованности в успехе общего дела. Необходимо показать и отрицательные стороны, которые возникают в отношениях между детьми: зависть, злорадство, тщеславие, злость, хитрость, несправедливость. Воспитание происходит не только на примере хорошего, но и на примерах активного преодоления плохого.

        Детский коллектив – маленькая страна, в которой необходимо жизнь построить так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность  другого. Нужно уметь заинтересовывать детей игрой,  уметь включать детей в игру, уметь играть с детьми. Игра – один из путей познания мира, действительности. В игре ребенок осмысливает  и по – своему переживает важные общественные события. Макаренко придавал большое значение игре, в которой ребенок  чувствует себя немного выше того, что он есть в действительности. Неиграющий коллектив никогда не будет настоящим детским коллективом, утверждал он.

        Выготский  Л. С. разработал теорию о развитии у человека высших психических функций – мышления, воли, речи, которые составляют основное ядро в структуре личности и основывается на овладении собственным поведением. Причем возникают они из коллективных социальных форм поведения. Перенесение внутрь внешних социальных отношений между людьми является основой построения личности. Высший фундаментальный закон психологии поведения, по определению Выготского, заключается в том, что мы ведем себя по отношению к самим себе так, как мы ведем себя по отношению к другим.

        Традицией стало и проведение классных вечеров с чаепитием, познавательными играми, дискотекой. Стараюсь привлекать к проведению мероприятий детей и проблемных тоже.  Дети просятся сами проводить конкурсы, викторины, эстафеты. Им это уже давно все понравилось. И они этого не боятся. Им интересно.

            Традиция нашего государства – выращивание рассады для своего огорода. В апреле идем на поля за черноземом. Дети приносят баночки, семена. Кто – то одно семечко, кто - пять. Перемешиваем чернозем с землей с грядок, насыпаем землю в баночки, сеем огурцы, помидоры, цветы. Надо еще поливать. И как же радуются дети, когда увидят, что семечко пустило росток. Все радуются.  

        Традицией нашего города стало и оформление портфолио (PR) каждого ученика. Дети собирают туда грамоты, благодарности, рисунки, фотографии.

        Есть у нас и «Дневник класса» (PR). Здесь содержится информация о классе – городе (герб, гимн, песня, флаг). Летопись интересных мероприятий года, рисунки детей, посвященные этим мероприятиям, грамоты, благодарности классу, фотографии.

        Портфолио, «Дневник класса» – управление своей репутацией, поддержание достигнутого уровня и стремление к росту.

        Во внеклассной работе использую такую форму работы – «Уроки здоровья». На уроках здоровья провожу разнообразные конкурсы на личное первенство: «Большие прыгалки», «Мой веселый, звонкий мяч!», «Президентские состязания», «Спортаукцион». Дети записывают свои рекорды в заранее подготовленные таблицы. Таблицы хранятся в папке. Всем нравится. И дети просят проводить такие конкурсы еще и еще. И как подтверждение сказанному, недавно услышала от Таисии: «Вы для нас стараетесь все интересно сделать!»  Всем интересно. Все включены в деятельность.

         Элементы  PR, включаемые в какое – то заурядное событие, вполне может стать его «фишкой». «Фишка»- это нечто яркое, запоминающееся, что привлекает внимание, что сразу бросается в глаза или «ложится» на слух, западает в подсознание.

         Такие «фишки» у меня везде!

        Удивляю детей и тем, что на уроках физической культуры делаю те же упражнения, что и дети. Не у всех получается. Но получается у учителя! Дети удивляются. Младшим школьникам свойственны внушаемость, стремление подражать тем, кто является для них авторитетом, и в первую очередь – учителю. Подражать быть такими же спортивными. А, значит, проводить время не в бесцельных гуляниях в поисках приключений, а в занятиях спортом.

        Удивляю детей тем, что стараюсь на уроках труда и занятиях во внеурочное время делать разнообразные поделки. Дети всегда удивляются моим поделкам. И стараются подражать. У меня в классе – выставка  работ учащихся. Мы участвуем в различных творческих конкурсах.

        Интересным моментом воспитания является и занятие танцами. Мы их придумываем вместе к праздникам. Стараюсь учить детей показывать в танце какую – нибудь историю, сценку.

        Необычным включением в воспитательную работу может стать чтение «Библии для детей» с поучительными рассказами и вопросами для анализа. А вопросы здесь же. Они направлены к совести каждого ребенка. Воспитание духовности должно быть в школе. Народу нужно верить. Но пусть это будет без навязывания.

        Большое значение для развития и воспитания имеет  непосредственное общение детей с миром природы. Интересным моментом является прием: «Обнимись с деревом!» Природа любит нас. Она дает нам все самое лучшее. Обнимая дерево, человек берет у дерева добрую энергию. Можно в это верить и не верить. Можно это делать и не делать. Но издавна народ относился к природе, как к живой. Поэты, писатели воспевали живую красоту деревьев, сравнивая их с человеком.

        В PR существует пять принципов устного сообщения, с опорой на которые приходится заниматься в школах многим и часто.

        1. «Хук»- запоминающееся начало (или переключение внимания). Повышение голоса, изменение интонации и другое действие, немедленно привлекающее внимание. Такое, например, как хлопок журналом, когда ученик ведет себя вызывающе, чтобы привлечь свое внимание (пиаровский прием).

        Со своей стороны для переключения внимания предлагаю использовать прием  изображения  ученика, который ведет себя вызывающе. Мне кажется, этот прием можно использовать только в начальной школе учителям, которые не боятся быть иногда смешными. Здесь важна мера (есть такой прием в литературном чтении – «изобразить» слово). Несколько раз я ставила ,таким образом, неугомонного шалуна на место: «Посмотри на себя со стороны! Нравится?» И ребенок смущенно и виновато опускал глаза.

         2. Лицо – ссылка на авторитетное лицо или группу лиц, которые вовлечены в проблемную ситуацию (например, на известного ученого, путешественника, автора книги).

        В беседах с детьми постоянно использую пословицы и поговорки. На столе у меня даже лежит такая книга. Дети иногда даже просят найти подходящую пословицу или поговорку для того, кто ведет себя не совсем правильно. Как же тут не согласишься, если это мудрость народная!

        У детей вызывает улыбку, при использовании мной в воспитательных беседах фразеологических оборотов. Помню, как учила однажды: «Не будешь учиться, не получишь профессию. Кем будешь работать? Придется «зубы на полку положить»! Дети воспринимают эту фразу буквально.

        Дереклеева Н. И. называет это методом переубеждения. Метод переубеждения нацелен на изменение мотивов неправильного поведения у учащихся, на формирование социально ценных мотивов поведения.

        Большой воспитательный эффект дает обращение к книгам. Какие же это книги? Стихи Маршака, веселые повести и рассказы Носова, Драгунского, Голявкина, советы Остера, понимающих, что юмор - это порою кратчайшее расстояние между самой серьезной проблемой и сознанием ребенка.

        Стараюсь всегда шутить. Дети откликаются на шутку. Смех – признак душевного здоровья, верная примета живого восприятия жизни. Юмор – некое хитрое стеклышко, сквозь которое даже черное не видится таким черным и белое – не таким белым. Юмор рождает у нас чувство личной полноценности и состояние внутренней раскованности, ощущение своих жизненных сил и чувство человеческого братства. Чувство юмора нужно ценить, развивать, беречь. Это – жизнестойкий витамин, помогающий человеку в самые трудные минуты жизни. Человек, лишенный чувства юмора, чаще всего обидчив и поэтому несчастен. Ему трудно уживаться в коллективе. «Смех не только признак силы, но сам – сила» - А. В. Луначарский.

          Интересным и полезным будет обращение к басням И. А. Крылова. Баснописец применяет прием сравнения людей и животных. Не полезно ли делать это и нам? Не только, когда идет изучение басен по программе, а в любом подходящем случае. Но не нужно злоупотреблять. Говорили однажды про Стрекозу из басни «Стрекоза и Муравей». Все ее жалеют, Муравья ругают. А сами не захотели пригласить ее к себе домой. Вот и делайте вывод: кому нужны лентяи?

         Нужно обращать детей к сказкам. Не просто читать, смотреть, а анализировать. Очень хороша для таких целей сказка «Морозко», где все построено на контрастах. В воспитательных беседах не раз спрашивала ребенка: «На кого ты хочешь быть похожим? На Настеньку или Марфушу!» И никто не хотел быть похожим на Марфушу, чтобы его качали, словно ребенка, пихали в рот леденец, не заставляли что – то делать. Неумеха никому не нравится. А все хотели походить на Настеньку. Но чтобы быть Настенькой, нужно трудиться, быть добрым…

         Волшебные сказки – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Об этом рассказывает книга Бруно Беттельгейма «Психоанализ волшебной сказки». Эта книга получила две высшие премии. Беттельгейм увидел, во – первых, что отношение ребенка к той или иной сказке помогает распознать природу той психической травмы, которую ребенок получил в семье, а во – вторых, и это самое главное, ребенок, работая над сказкой, залечивает свои душевные раны. Погружаясь в сказочный мир, ребенок погружается в глубины своей души, в которой творится хаос. Блуждая в этом дремучем лесу, знакомясь с разнообразными персонажами своей психики, ребенок осваивает это скрытое от сознания пространство. И когда он возвращается из путешествия обратно в реальный мир, он чувствует себя более уверенным в своих силах, в том, что он сможет справиться с самим собой, и с теми трудностями, которые подстроит ему жизнь.

        3. Статистика – один или несколько ярких примеров из жизни с иллюстрациями.   Дети ведут себя иногда очень плохо. Трудно достучаться до сердца, до ума проблемного ребенка. Кажется, он о жизни – то знает больше, чем взрослый. Но нужно открывать глаза на его знание жизни. Примеры из жизни, порой самые страшные – помогают. Сидит перед тобой ребенок, слепо уверенный в своей правоте и знаниях. Но вот на глазах появились слезы. И заплакал. Понял. Дошло до ума, до сердца. Вспоминаются слова одной учительницы. Она рассказывала: «Мой отец часто учил меня примерами из жизни других людей. Примерами некрасивыми, порой страшными…». Так вот и воспитывается неприятие к плохому.

        Ребенок должен не бояться, но он должен стыдится за свой поступок, переживать из – за него, мучаться и страдать, чтобы никогда больше подобного с ним не произошло.

        4. Набор возможных вариантов действий в вашу поддержку, из которого каждый мог бы выбрать для себя что – то как ответную реакцию на проблему. Этот прием связан с третьим. Ребенку предлагается сделать выбор между добром и злом, предлагается выбор между героями литературных произведений, между реальными людьми, живущими рядом. Кем ты хочешь быть?

        5. Призыв – запрос – призыв к специфическому действию, которое аудитория выполнит немедленно, либо вскоре. Прием связан со всеми остальными, содержащими в подтексте призыв к действию, к принятию правильного выбора.  

        Среди приоритетов образовательной политики России – создание условий для повышения качества общего образования. Под новым качеством образования понимается достижение учащимися таких образовательных результатов, которые обеспечат им возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности. К числу таких образовательных результатов относится – формирование ключевых компетенций.

       Интеграция PR – технологии в педагогику будет:

  • информационно – технологическая компетентность как  способность

находить и использовать информацию;

  • компетентность толерантного социального взаимодействия как  способность

установления взаимопонимания, избегания конфликтов, создания атмосферы сотрудничества;

  • компетентность общения как способность  нахождения средств и способов

 формирования и формулирования мысли при  подготовке и реализации контактного мероприятия;

  • компетентность социально – ориентационная как умение ориентироваться в мире

духовных ценностей, в ключевых проблемах межкультурного взаимодействия.

  • компетентность ситуационно – ролевая как способность решать проблемы,

 связанные с реализацией определенных социальных ролей.

        Есть в жизни школьного коллектива, каждого ребенка трудноуловимая вещь – душевное равновесие. Это ощущение детьми полноты жизни, уверенности в своих силах, вера в преодоление трудностей. А чтобы душевное равновесие стало возможным, нужно помнить о том, что каждое наше слово и дело оставляют след в душе ребенка. Потом они обязательно вернутся к ним и, не всегда в образе синей птицы. И кто будет в этом виноват? Ответ на этот вопрос дает стихотворение Н. Матвеевой «Девочка и пластилин». В нем говорится о маленькой девочке, которая, трудясь над клоуном и куклой, повторяет:

                                       Если кукла выйдет плохо,

                                       Назову ее – Дуреха,

                                       Если клоун выйдет плохо,

                                       Назову его - Дурак .

        А в конце стихотворения есть слова, которые заставляют заново осмыслить прописные истины, что дети похожи на мягкий воск, на чистые листы бумаги:

                                       Ты их любишь маловато,

                                       Ты их лепишь грубовато,

                                       Ты сама и виновата,

                                       А никто не виноват.

        Значит, детей нужно просто любить. Просто, да не очень… учительской любви нужно учиться: любовь к детям и умение строить работу с ними согласно современным педагогическим технологиям нельзя разложить на разные чаши и выяснить, что весомее в деле образования, что окажет большее влияние на желаемый результат. Идти надо от реальных индивидуальных особенностей ребенка, принимая и любя его таким, какой он есть. «Немало можно добиться строгостью, много – любовью, но всегда – знанием дела и справедливостью, невзирая на лица», - учил И. Гете. Любовь способна творить чудеса!

        Получилось ли у меня посеять семена добра в каждом ребенке? Будет ли каждый из них достойным членом нашего общества? Не погубят ли сорняки зла добрые всходы? Можно уже сейчас увидеть некоторые результаты. Дети не совершили ни одного правонарушения за все годы обучения.  Наш класс – город занял второе место в конкурсе классов городов по итогам года в нашей школе. Это говорит о том, что дети научились быть вместе – общаться, готовиться к мероприятиям, научились терпимости, уступчивости, научились делать первые самостоятельные шаги во взрослой жизни, заинтересованности в успехе общего дела, справедливости, требовательности. Научились ненавидеть зло, хитрость, тщеславие, несправедливость.  Дети поняли, что коллективный труд дарит радость, развитие, успех. Они научились любить деятельность, труд. И это понимание поможет не потеряться  в жизни. Дети заканчивают в этом году 4 класс. Переходят в среднее звено. Я желаю вам  добра!

Список литературы:

Александрова М. А. Классному руководителю о самоуправлении  в классе. – М., 2006.

Воробьева О. Я. Коммуникативные технологии в школе. – Волгоград. – 2009.

Глазунова Л. Праздник улыбки // Газета «Начальная школа». – 2009 год. – №5.

Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания. – М., 2006

Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. -  М., 2007.

Дмитриева А. С. Методика воспитательной работы в начальных классах // Журнал «Завуч начальной школы». – 2009год. - № 6.

Корчагина Е. Р. Школа и дети в моей жизни // Журнал «Начальная школа».- 2003 год. - № 9.

Максимов М. В. Не только любовь. – М., 1992.

Михалков С. В. Все начинается с детства. – М., 1969.

Смолеусова Т. В. Уроки  - экскурсии по математике в начальной школе. – М., 2005.

   

       

       

       

       

       

   

       

       

     

       

     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный ребенок. Как быть?

Рекомендации для родителей, воспитывающих ребёнка с проблемами интеллектуального развития ...

Работа с «Проблемными" детьми в классе

Учителя часто жалуются на детей, которых трудно учить или контролировать. Но успех или неудача в классе часто зависят от наших отношений с “проблемными детьми”....

Презентация "Проблемное поведение в классе"

Способы реагирования на проблемное поведение. Основные принципы психологической гигиены....

Тема урока «Знакомство с системой времён глагола». Педагогические технологии: технология проблемного диалога. 3 класс УМК "Гармония"

Тема урока «Знакомство с системой времён глагола».  Место и роль урока в изучаемой теме:  3 урок в теме «Глагол»Тип урока:  открытие новых знаний.Педагогические ...

Родительское собрание для 3 класса на тему: Развитие учебных способностей ребенка (3 класс)

Задачи:1. Оценка значимости и действенности поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны родителей.2. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднени...

«Применение элементов технологии проблемного обучения»-мастер класс

по теме: «Применение элементов технологии проблемного обучения»Дидактическая цель: создать условия для мотивационной готовности обучающихся к работе с источниками информации.  Задачи:...