Статья на тему "Духовно- нравственное воспитание в ГПД"
статья (1 класс) на тему

Татьяна Анатольевна Богдан

         Духовно-нравственное воспитание – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, ответственности и коллективизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukhovno_nravstvennoe_vospitanie.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Духовно-нравственном воспитании в ГПД.

         Духовно-нравственное воспитание – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, ответственности и коллективизма.

         Духовно – нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, и чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

            Процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь.

            Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведения берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

            Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания:

(знания и представления) + (мотивы) +

+ (чувства и отношения) + (навыки и привычки) +

+ (поступки и поведения) = нравственное качество.

             Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.

Духовно – нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Средства нравственного воспитания можно объединить в несколько групп.

  • художественная литература
  • изобразительное искусство
  • музыка
  • кино

диафильмы и другие средства  можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствуют эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им  стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам, принимают активное участие в беседах, клубных часах, праздниках. На детей особо сильное впечатление производят работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно.

           Средством нравственного воспитания является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.

Средством воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью и т.д. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения.

             Содержание нравственного воспитания: воспитание гуманности как личности; трудолюбия, умения и желания трудиться; патриотизма, гражданственности; коллективизма. В каждом из блоков воспитания следует решать задачу по двум взаимосвязанным направлениям: воспитать у ребенка соответствующие нравственные качества и создавать условия для проявления детьми этих качеств в отношении друг друга и остальных людей.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья о духовно-нравственном воспитании в ГПД.

Духовно-нравственное воспитание – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качест...

Статья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях ФГОС

Статья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях ФГОС....

Статья на тему: " Нравственное воспитание в ГПД"

Современное общество живёт в сложных социоэкономических условиях в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов при высокой степени неопределённости условий принятия решений и неоднозначности мно...

Статья о духовно-нравственном воспитании «В СЕРДЦЕ ТВОЁ СТУЧУСЬ»

Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.  Л.Н. Толстой....

Статья на тему: «Нравственное воспитание младших школьников в деятельности группы продленного дня»

Нравственное воспитание учеников в начальной школе можно считать важнейшей задачей. Актуальность нравственно-патриотического воспитания подтверждают слова Д. С. Лихачёва: «Русский народ не долже...

Статья "Особенности духовно-нравственного воспитания обучающихся младших классов"

Духовно-нравственное развитие человека – неотъемлемая часть развития, помогающая в формировании личности....