Экспертиза образовательной среды МБС(к)ОУ «Школа интернат №12 VIII вида» г. Перми
проект (3 класс) на тему
Экспертиза образовательной среды МБС(к)ОУ «Школа интернат №12 VIII вида» г. Перми детей 3-4 класса,рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekspertiza_obraz_sredy_uchr_lena1.doc | 663 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспертиза образовательной среды МБС(к)ОУ «Школа интернат №12 VIII вида» г. Перми
Работу провела:
учитель начальных классов
МБС(к)ОУ «Школа интернат №12 VIII вида» г. Перми
Зяблицева Елена Александровна
2014
В век компьютеров, когда каждый ребенок имеет телефоны, гаджеты и т.д. Меняется не только мир вокруг нас, но меняется и система влияний и условия формирования личности, а так же возможностей для ее развития,
содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Для того, чтобы создать благоприятную образовательную среду ребенка с ОВЗ нужно использовать несколько подходов:
-аксиологический подход,
-культурологический подход,
-гуманистический подход,
-антропологический подход,
-синергетический подход,
-полисубъективный подход,
-деятельностный подход.
Процессы демократизации и гуманизации общественной жизни не могли не сказаться на системе школьного образования. В настоящее время активно идет введение ФГОС. На первое место выдвинуты цели развития личности ребенка. Гуманистический характер этих изменений очевиден: вся образовательная система должна действовать в интересах ребенка, его личности.
Стандарт утверждает основные принципы:
-создание благоприятной социальной ситуации развития и обучения каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, особыми образовательными потребностями и потребностью в специальных условиях получения образования;
-взаимодействия обучающихся с ОВЗ со сверстниками, не имеющих таких ограничений;
-приобщения обучающихся с ОВЗ к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Стандарт преследует следующие цели:
-обеспечение государством равенства возможностей для каждого обучающего с ОВЗ и создания оптимальных специальных условий для получения качественного общего образования;
-обеспечение государством гарантий получения общего образования детьми с ОВЗ;
-обеспечение государственных гарантий реализации заданных Стандартом дифференцированных уровней и вариантов общего образования обучающихся с ОВЗ;
-обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно общего образования обучающихся с ОВЗ;
Ну и конечно, важно, чтобы среда была безопасной. Здесь мы говорим о творческой безопасности, духовной безопасности, информационной безопасности.
Рассмотрев все современные стандарты мной были выдвинуты следующие цели и задачи для раскрытия проблемы организации образовательной среды «Школа-интернат №12 VIII вида» для детей с ОВЗ.
Цель: Создание в школе гуманной лечебно – педагогической среды с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ, в том числе и умственно отсталых учащихся и последующей их интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве.
Задачи:
Оптимизировать культурно-образовательную функцию школы, направленную на коррекцию недостатков развития и формирования навыков учебной деятельности, позволяющих детям с ОВЗ развивать умения учиться и жить в условиях специально организуемого учебно-воспитательного процесса, а так же полноценно участвовать в культурной, спортивной, деятельности местного сообщества;
Усиливать регулятивно-воспитательную функцию школы, направленную на формирование ценностных установок и отношений; развивать мотивационную культуры личности как основы для формирования механизмов регуляции эмоционально-волевой сферой, нейтрализации дезадаптивных форм поведения у школьников;
Совершенствовать организацию учебного процесса в целях сохранения, укрепления и коррекции здоровья обучающихся, воспитанников;
Организовать работу по обеспечению социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников;
Создать условия для повышения профессионализма педагогических работников
Работу по внедрению ФГОС для детей с ОВЗ в нашем учебном учреждении можно представить в виде модели, которая включает в себя несколько этапов:
-консультативно- проективный этап.
-деятельностный этап.
-рефлексивный этап.
1.Диагностический этап
Экспертиза образовательной среды учащихся 3,4 классов МБС (к)ОУ «Школа-интернат №12 VIII вида » г. Перми была проведена используя материалы представленными доцентом кафедры социальной педагогики и психологии ПГПГПУ ,кандидатом педагогических наук
Наумовым Александром Анатольевичем.
Широта образовательной среды | ||
Итоговый балл | 5,85 | |
Коэффициент модальности | ||
Местные экскурсии (пешком, на городском и пригородном транспорте) | ||
• Практически не проводятся | 0 | |
• Проводятся, но не для всех учащихся | 0 | |
• Каждый школьник раз в году имеет возможность принять участие | 0 | |
• Каждый школьник не менее двух раз в году имеет возможность принять участие | 0 | |
• Периодически проводимые экскурсии как неотъемлемая часть образовательного процесса (например, занятия в лабораториях, в музее, на предприятиях и т.п.) | 1,25 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0.1 до 1,25 балла) |
Путешествия | ||
• Практически не проводятся | 0 | |
• Проводятся, но не для всех учащихся | 0 | |
• Каждый школьник раз в году имеет возможность принять участие | 0 | |
• Каждый школьник не менее двух раз в году имеет возможность принять участие | 0 | |
• Периодически проводимые экскурсии как неотъемлемая часть образовательного процесса (например, занятия в лабораториях, в музее, на предприятиях и т.п.) | 1,25 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0.1 до 1,25 балла) |
Посещение учреждений культуры (театры, концерты, выставки и т.д.) | ||
• Практически не бывает | 0 | |
• Не для всех учащихся | 0 | |
• Каждый школьник раз в полгода имеет возможность посещения | 0 | |
• Каждый школьник раз в четверть имеет возможность посещения | 0 | |
• Периодические посещения учреждений культуры как неотъемлемая часть образовательного Процесса | 1,25 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0.1 по 1.25 балла) |
Обмен учащимися | ||
• Обмен учащимися с другими учебными заведениями не производится | 0 | |
• Обмен учащимися с другими учебными заведениями носит разовый эпизодический характер | 0 | |
• Производится систематический прием школьников из других учебных заведений | 0 | |
• Учащиеся имеют возможность какое-то время проучиться в другом учебном заведении (также всероссийские и международные детские и молодежные лагеря, экспедиции и т.п.) | 0 | |
• Реализуется программа постоянного двустороннего обмена учащимися с другими отечественными или/и зарубежными учебными заведениями | 0 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) |
Обмен педагогами | ||
• Обмен педагогами с другими учебными заведениями не производится | 0 | |
• Обмен педагогами с другими учебными заведениями носит разовый, эпизодическим характер | 0,1 | |
• Педагоги имеют возможность какое-то время преподавать (стажироваться) в других учебных заведениях | 0 | |
• Педагоги (специалисты) из других учреждений и организаций (школ, вузов, научных, культурных, спортивных центров и т.д.) систематически работают в школе (классе) | 0 | |
• Реализуется программа постоянного двустороннего обмена преподавателями с другими отечественными или/и зарубежными учебными заведениями | 0 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) |
Возможности выбора образовательных микросред | |||
• Кроме занятий в своем классе у учащихся практически нет других образовательных возможностей | 0 | ||
• Некоторые учащиеся имеют возможности для занятий в различных кружках, секциях, клубах по интересам | 0 | ||
• Каждый учащийся может заниматься в кружках, секциях, клубах по интересам | 0,2 | ||
• Учащиеся имеют возможности выбора класса (профильного, по уровню подготовленности школьников) | 0 | * | |
• Учащиеся имеют возможности выбора учителей | 0 | ||
• Другое, вместо предположенного (от 0.1 до 1.25 балла) |
* Здесь и далее в подобных случаях может быть выбран либо один пункт (строка) из нескольких, обозначенных знаком "+", либо такие пункты могут суммироваться, и тогда в ячейку таблицы (в которой в данном случае расположен символ "*") вписывается сумма баллов по избранным пунктам. Если же был выбран любой другой пункт (без знака " ). т0 именно его показатель и остается итоговым баллом данного блока.
Гости | ||
• • Учащиеся общаются практически только со своими педагогами, гости приглашаются крайне редко | 0 | |
• • Гости (специалисты, ветераны, депутаты и т.д.) периодически выступают с лекциями (рассказами) перед учащимися и педагогами | 0 | |
• • Родители активно привлекаются к воспитательной работе школы, участвуют в различных мероприятиях вместе с детьми (походы, веселые старты, творческие выставки) | 0 | |
• • Периодически организуется общение учащихся и педагогов с интересными людьми в форме бесед, круглых столов, дискуссий и т.п. | 0 | |
• • Периодически организуются фестивали, праздники, конференции или другие формы массового приема гостей | 0,55 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0.1 до 1,25 балла) |
Широта материальной базы | ||
• Учащиеся в основном занимаются в необорудованных классных помещениях, имеются лишь некоторые специализированные кабинеты, многие из них совмещённые | 0 | |
• Занятия проводятся в основном в специализированных оборудованных помещениях (в том числе спортзал, мастерская, библиотека и т.п.), но некоторых необходимых специализированных помещений пока не хватает | 0 | |
• Имеется полный набор необходимых методически и технически оснащённых специализированных помещений | 0 | |
• Наряду со «стандартным набором» хорошо оборудованных помещений имеются какие-либо дополнительные образовательные структуры (школьный музей, зимний сад, фонотека, видеотека, школьное кафе и т.п.) | 1 | |
• Имеются все необходимые оборудованные помещения, а также организована возможность доступа учащихся к компьютерным информационным сетям («Интернет») | 0 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) |
Интенсивность образовательной среды
Интенсивность образовательной среды | ||
итоговый балл | 8 | |
коэффициент модальности | ||
Уровень требований к учащимся | ||
• • К знаниям учащихся предъявляются пониженные требования (обусловлено особенностями контингента учащихся: слабым здоровьем, педагогической запущенностью и т.п.) | 0 | |
• • Требования к знаниям учащихся, как правило, не превышают соответствующих требований госстандарта | 0,5 | |
• • Требования к некоторым учащимся выходят за рамки госстандарта | 0 | |
• • Ко всем учащимся предъявляются повышенные требования | 0 | |
• • Образовательный процесс по ряду учебных дисциплин ведется по усиленным программам (например, по программам вуза) | 0 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5 балла) |
Организация активного отдыха | ||
• Выходные дни и каникулы учащиеся, как правило, проводят в семьях, не связаны с образовательным процессом своего учебного заведения | 0 | |
• В выходные дни для учащихся систематически проводятся рекреационно-образовательные мероприятия (клуб выходного дня, вечера, праздники и т.п.) | 0 | |
• На осенних, зимних и весенних каникулах большинство учащихся включены в рекреационно-образовательный процесс (предметные семинары, походы, конкурсы, олимпиады, фестивали и т.п.) | 0 | |
• На период летних каникул для учащихся учебным заведением организуются лагеря, трудовые объединения, туристические походы и т.п. | 0 | |
• Учебным заведением разработана и реализуется специальная программа организации активного отдыха учащихся (как в выходные дни, так и на период каникул) | 2,5 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5 балла) |
Учебная нагрузка учащихся | ||
• Часто в ходе уроков учащиеся остаются «недогруженными» учебными заданиями, могут заниматься посторонними делами, скучать, болтать и т.п. | 0 | |
• Занятия на уроках проходят достаточно интенсивно, при этом учителя стараются давать минимум домашних заданий; как правило, после уроков учащиеся уходят из школы | 0 | |
• После уроков учащиеся обычно остаются в школе для консультаций с учителями, на факультативы и другие дополнительные занятия; домашние задания минимальны (или объемные домашние задания, но учащиеся не остаются в школе после занятий) | 0 | |
• После уроков учащиеся остаются в школе для дополнительных занятий; а также получают объемные домашние задания | 0 | |
• Практически все время учащихся так или иначе связано с образовательным процессом (например, в специализированных интернатах и т.п.) | 2,5 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0.1 по 2,5 балла) |
Интерактивные формы и методы | ||
• В образовательном процессе преобладают традиционные методы, основанные на воспроизведении учащимися усвоенного материала | 0 | |
• Некоторые педагоги на отдельных занятиях используют интерактивные («диалоговые») формы и методы (тренинги, имитационные игры и т.д.) | 0 | |
• Большинство педагогов стремится использовать интерактивные формы и методы образования | 0 | |
• Педагогическим коллективом декларирован приоритет интерактивного образовательного процесса в данном учебном заведении | 0 | |
• Интерактивные формы и методы образования являются основными в реальной практике педагогов, квалифицированными специалистами систематически проводится соответствующая учебно-методическая работа с педагогами | 2,5 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2.5 балла) |
Осознаваемость образовательной среды
Осознаваемость образовательной среды | ||
итоговый балл | 7,8 | |
коэффициент модальности | ||
Уровень осведомленности об учебном заведении | ||
• Практически никто из учащихся, педагогов и родителей не способен ответить на вопросы типа: Когда и при каких обстоятельствах основано данное учебное заведение? Кто был его первым директором и чем замечателен этот человек? Какие известные люди здесь учились или преподавали? и т.п. | 0 | |
• Отдельные педагоги знают историю и традиции своего учебного заведения | 0 | |
• История и традиции учебного заведения известны нескольким педагогам и группе учащихся, которые специально занимаются их изучением | 0 | |
• Большинство педагогов и учащихся знакомо с историей и традициями своего учебного заведения | 0 | |
• Практически все педагоги, учащиеся и их родители имеют представление об истории данного учебного заведения | 1,4 | |
• Другое, вместо предложенного, (от 0.1 до 1.41) |
Символика | ||
• Уч. Заведение не имеет никаких элементов собственной символики • Соответствующая символика имеется, но совершенно не популярна среди педагогов, учащихся и родителей | 0 | |
• Учебное заведение наряду с формальным типовым названием имеет свое особое название (школа «Радуга», школа имени... и т.п.), и все учащиеся об этом знают | 0 | |
• Учащимся и родителям хорошо знакома эмблема учебного заведения (воспроизводится на стендах, табелях, дипломах, похвальных листах и т.д.) | 0 | |
• Учебное заведение имеет свое знамя, которое хранится на видном почетном месте, под этим знаменем проводятся важные мероприятия | 0 | |
• Учащиеся и педагоги хорошо знают слова гимна своего учебного заведения и с гордостью его исполняют в соответствующих случаях | 0 | |
• Учащиеся и педагоги охотно носят значки своего учебного заведения | 0 | |
• Учебное заведение имеет особую форму или форменные элементы (футболки с символикой своего учебного заведения, «фирменные» шапочки и т.п.), которые учащиеся и педагоги охотно носят | 0 | |
• Другое, вместо предложенного (не превысить 1,5 по данному блоку) |
Формирование осознаваемости | ||
• Специальная работа не проводится или носит эпизодический характер | 0 | |
• Проводятся периодические беседы по истории учебного заведения | +0.1 | |
• Имеются отдельные стенды, рассказывающие об истории и традициях учебного заведения | +0.2 | |
• Ведется летопись учебного заведения (оформляются фото-, кино-, видео- и другие материалы) | +0.3 | |
• Торжественно отмечаются юбилейные даты учебного заведения, к этим торжествам ведется долговременная подготовка | +0,4 | |
• Организован музей (постоянная выставка) истории учебного заведения | 0 | |
• Другое, вместо предложенного, (не превысить 1.5 по данному блоку) |
Связь с выпускниками | ||
• Контакты педагогов и учащихся с бывшими выпускниками носят случайный, эпизодический характер | 0 | |
• Контакты с выпускниками ограничиваются проведением вечера встреч раз в году | 0 | |
• Педагоги и учащиеся ведут постоянную переписку со многими выпускниками | 0 | |
• Педагогический коллектив целенаправленно следит за судьбой выпускников, в необходимых случаях им оказывается соответствующая поддержка | 0 | |
• Многие выпускники продолжают поддерживать контакты с учебным заведением, охотно оказывают ему различную помощь | 1,2 | |
• Действует постоянный общественный орган типа Совета выпускников, который оказывает содействие развитию учебного заведения | 0 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,4) |
Активность сотрудников | ||
• Практически все педагоги и технический персонал крайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) без соответствующей оплаты | 0 | |
• Значительная часть педагогов и технического персонала охотно откликается на просьбы администрации о безвозмездной помощи учебному заведению | 0 | |
• Практически весь коллектив охотно откликается на просьбы администрации о безвозмездной помощи | 0 | |
• Многие сотрудники сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения | 0 | |
• Большинство сотрудников лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении | 1,4 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,4) |
Активность учащихся | ||
• Практически все учащиеся принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) | 0 | |
• Значительная часть учащихся охотно откликается па просьбы педагогов о какой-либо помощи учебному заведению | 0 | |
• Практически все учащиеся охотно откликаются на просьбы администрации и педагогов о какой-либо помощи | 0 | |
• Многие учащиеся сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения | 0 | |
• Большинство учащихся лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении | 1,4 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,4) • Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,4) |
Активность родителей | ||
• Практически все родители крайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) | 0 | |
• Значительная часть родителей охотно откликается на просьбы педагогов о какой-либо помощи учебному заведению | 0 | |
• Практически все родители охотно откликаются на просьбы администрации и педагогов о какой-либо помощи | 0 | |
• Многие родители сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения | 0 | |
• Большинство родителей лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении | 1,4 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,4) |
Обобщённость образовательной среды
Обобщённость образовательной среды | ||
итоговый балл | 8 | |
коэффициент модальности | ||
Команда единомышленников | ||
• Образовательный процесс организуется каждым педагогом на основе его собственных представлений о целях, содержании, принципах и методах обучения и воспитания, никакие единые методические требования к педагогам администрацией не предъявляются | 0 | |
• Заместители директора составляют его «команду», к педагогам ими предъявляется система единых методических требований | 0 | |
• В команду единомышленников наряду с администрацией входит и некоторая часть учителей | 0 | |
• Большинство учителей по существу составляют единую профессиональную команду | 0 | |
• В результате целенаправленной работы с коллективом практически все педагоги данного учебного заведения осознанно реализуют единую образовательную стратегию | 1,7 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,7) |
Концепция развития учебного заведения | ||
• Серьезной концепции развития учебного заведения пока не существует, образовательный процесс осуществляется «по инерции» | 0 | |
• Инициатива разработки концепции учебного заведения исходит от группы педагогов, в то время как администрация остается малокомпетентной и пассивной в этом вопросе | 0 | |
• Концепция учебного заведения разрабатывается директором и его заместителями, а учителя пока не имеют об этом четкого представления | 0 | |
• В учебном заведении реализуется определенная образовательная концепция, суть которой известна и понятна педагогам, однако не все согласны именно с таким подходом | 0 | |
• Концепция учебного заведения, основные стратегические ориентиры его развития хорошо понимаются и поддерживаются коллективом педагогов | 1,7 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,7) |
Формы работы с педагогическим коллективом | ||
• Методическая работа с педагогическим коллективом по осмыслению образовательных целей учебного заведения, содержания образовательного процесса и т.п. реально не ведется | 0 | |
• На педсоветах администрацией ставятся вопросы координации усилий педагогов в плане развития единого понимания целей и методов образовательного процесса | +0,5 | |
• Проблема согласованности работы педагогов является основной в работе их методических объединений | +0,8 | |
• Периодически проводятся педагогические конференции, на которых происходит свободный обмен мнениями, совместно разрабатываются стратегические положения развития учебного заведения | 0 | |
• Организован постоянно действующий педагогический семинар, направленный на повышение уровня понимания сотрудниками целей образовательного процесса, перспектив развития учебного заведения | 1,6 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,6) |
Включённость учащихся | ||
• Учащиеся практически отвечают только за собственную успеваемость, они не информированы об основных положениях образовательной концепции своего учебного заведения | 0 | |
• Учащимся рассказывают о понимании педагогами целей образовательного процесса и стратегических ориентирах развития учебного заведения | 0.4 | |
• Отдельные предложения учащихся по изменению организации образовательного процесса всерьез рассматриваются и могут быть реализованы | 0 | |
• Учащиеся реально участвуют в управлении учебным заведением, активные учащиеся входят в состав «команды», разрабатывающей стратегию развития учебного заведения | 0 | |
• Действует специально разработанная система включения учащихся в процесс стратегического планирования работы учебного заведения, осмысления ими образовательных целей и методов | 0 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,7) |
Включенность родителей | ||
• Родители интересуются только успеваемостью своих детей, они не информированы об основных положениях образовательной концепции учебного заведения | 0 | |
• На родительских собраниях родителям рассказывают о понимании педагогами целей образовательного процесса и стратегических ориентирах развития учебного заведения | 0 | |
• Отдельные предложения родительского комитета по изменению организации образовательного процесса рассматриваются администрацией и могут быть реализованы | 0 | |
• Действует специально разработанная система взаимодействия администрации и педагогов с родителями | 1,3 | |
• Родители реально участвуют в управлении учебным заведением, входят в состав «команды», разрабатывающей стратегию развития учебного заведения | 0 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,7) |
Реализация авторских образовательных моделей | ||
• Учебное заведение не поддерживает тесных контактов с представителями психолого-педагогической науки | 0 | |
• Учебное заведение строит образовательный процесс на основе определенной методической модели, администрация получила консультацию от ученых перед началом реализации проекта | 0 | |
• Ученые - авторы образовательной концепции учебного заведения - периодически консультируют как администрацию, так и педагогов | 0 | |
• Организован постоянно действующий семинар для педагогов, который ведется учеными - авторами образовательной концепции данного учебного заведения | 0 | |
• Учебное заведение является экспериментальной площадкой научного учреждения, ученые - авторы образовательной концепции - работают в постоянном тесном контакте с администрацией и педагогами | 0 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,6) |
Эмоциональность образовательной среды
Эмоциональность образовательной среды | 8,5 | |
итоговый балл | ||
коэффициент модальности | ||
Взаимоотношения в педагогическом коллективе | ||
• Педсоветы, совещания и т.п. проводятся в строгом деловом ритме, различные проявления эмоций и «посторонние разговоры» не поощряются администрацией | 0 | |
• Педсоветы, совещания и т.п. проходят в неформальной обстановке, участники чувствуют себя психологически комфортно, легко и свободно проявляют свои эмоции | +0,4 | |
• Педагоги часто встречаются в неформальной обстановке как «в стенах» учебного заведения, так и за их пределами (отмечают дни рождения, праздники, ходят в гости друг к другу, посещают концерты, выставки и т.п.) | +0,8 | |
• Каждый педагог ощущает сопереживание и поддержку коллег по поводу своих профессиональных успехов и неудач | +0,4 | |
• В педагогическом коллективе принято делиться не только профессиональными, но и личными проблемами | +0,9 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5) |
Взаимоотношения с учащимися | ||
• Взаимоотношения педагогов с учащимися носят преимущественно ролевой, формализованный характер, ограничиваются учебно-дисциплинарной проблематикой | 0 | |
• Взаимоотношения педагогов с учащимися хотя и осуществляются в основном в формальных рамках (на уроках, собраниях и т.п.), но носят преимущественно межличностный характер, отличаются искренностью и сопереживанием, касаются «внеучебных» проблем учащихся | +0,4 | |
• Педагоги и учащиеся часто общаются между собой в неформальной обстановке (как в учебном заведении, так и за его пределами) | +0,8 | |
• Каждый школьник ощущает сопереживание и поддержку педагогов по поводу своих успехов и неудач, связанных с образовательным процессом | +0,4 | |
• Школьники часто делятся с педагогами своими личными проблемами, получая от них сопереживание и поддержку | +0,9 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5) |
Взаимоотношения с родителями | ||
• Взаимоотношения педагогов с родителями преимущественно ролевой, формализованный характер ограничиваются учебно-дисциплинарной проблематикой | 0 | |
• Взаимоотношения педагогов с родителями хотя и осуществляются в основном в формальных рамках (на собраниях и т.п.), но носят преимущественно межличностный характер, отличаются искренностью и сопереживанием, касаются «внеучебных» проблем | +0,4 | |
• Педагоги и родители часто общаются между собой в неформальной обстановке (как в учебном заведении, так и за его пределами) | +0,8 | |
• Родители ощущают сопереживание и поддержку педагогов по поводу успехов и неудач их детей, связанных с образовательным процессом | +0,4 | |
• Родители часто делятся с педагогами различными семейными проблемами, получая сопереживание и поддержку | +0,9 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5) |
Эмоциональность оформления пространственно-предметной среды | ||
• Визуальное оформление учебного заведения (стенды, плакаты, лозунги, доска объявлений и т.д.) строго функционально, ориентировано прежде всего на сообщение серьезной информации | 0 | |
• В оформлении интерьеров учебного заведения присутствуют эмоционально насыщенные элементы (сказочные, юмористические, сатирические сюжеты плакатов, картинок, лозунгов, стенгазет и т.д.) | 0 | |
• Периодически проводятся выставки рисунков (сочинений) учащихся, отражающих их отношение к своему учебному заведению | 0 | |
• Участниками таких выставок являются не только учащиеся, но и педагоги | 0 | |
• Учащиеся и педагоги могут свободно выражать свои эмоции (рисовать шаржи, писать пожелания или благодарности и т.п.) на специальных планшетах, стенгазетах и т.п. | 1 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5) |
Доминантность образовательной среды
Доминантность образовательной среды | ||
итоговый балл | 9,2 | |
коэффициент модальности | ||
Значимость для педагогов | ||
• Большинство педагогов работает еще и в других местах, данное учебное заведение не рассматривается ими как важнейшая сфера своей профессиональной реализации | 0 | |
• Большинство педагогов работают только в данном учебном заведении, но относятся к работе формально | 0 | |
• В учебном заведении есть группа педагогов для которых в их работе заключен главный смысл жизни | 0 | |
• Несмотря на вынужденные подработки в других местах, данное учебное заведение рассматривается большинством педагогов как важнейшая сфера своей профессиональной реализации | 0 | |
• Пожалуй, весь образ жизни большинства педагогов так или иначе обусловлен вовлеченностью в жизнь учебного заведения, которая составляет их главную жизненную ценность | 3,3 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 3,3) |
Значимость для родителей | ||
• У большинства родителей данное учебное заведение и его педагоги не пользуются особым авторитетом | 0 | |
• Значимым для родителей оказывается только общение с отдельными педагогами | 0 | |
• Учебное заведение пользуется авторитетом у родителей | 0 | |
• Родители высоко ценят мнение педагогов и стараются выполнять их рекомендации, даже если они расходятся с их собственным мнением по воспитательным проблемам | 2,5 | |
• Родители гордятся, что их дети учатся именно в данном учебном заведении, многие ради этого изменили место жительства или отправляют сюда детей из других микрорайонов | 0 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 3,3) |
Значимость для учащихся | ||
• Для большинства учащихся данное учебное заведение не стало особо значимым местом в их жизни, а педагоги не входят в круг авторитетных людей | 0 | |
• Значимым для учащихся оказывается скорее общение с отдельными педагогами, нежели образовательная среда данного учебного заведения в целом | 0 | |
• Хотя учебное заведение и не является для большинства учащихся центром социальной реализации, но «школьная (студенческая) жизнь» все-таки составляет для них одну из их важнейших ценностей | 0 | |
• В повседневной жизни большинство учащихся придерживаются принципов и норм, принятых в данном учебном заведении, даже если эти принципы и нормы подвергаются критике со стороны родителей, соседей, сверстников и т.д. | 0 | |
• Пожалуй, весь образ жизни большинства учащихся так или иначе обусловлен вовлеченностью в жизнь учебного заведения, которая составляет их главную жизненную ценность | 3,4 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0, 1 до 3,4) |
Когерентность образовательной среды
Когерентность образовательной среды | ||
итоговый балл | 3,4 | |
коэффициент модальности | ||
Преемственность с другими образовательными учреждениями | ||
• В учебное заведение могут приниматься учащиеся без конкурса, оплаты или других особых условий | +0,5 | |
• Учащиеся любой ступени могут переходить в другие аналогичные учебные заведения без дополнительных условий | +0,5 | |
• Выпускники данного учебного заведения стабильно поступают в различные образовательные учреждения более высокого образовательного уровня (гимназии, училища, вузы и т.д.) | 0 | |
• Учебное заведение имеет сопряженные программы с вузами, в которые выпускники могут зачисляться без вступительных испытаний | 0 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 3,3) |
Региональная интеграция | ||
• Согласование содержания регионального компонента образования (по истории, географии и т.д.) в учебном заведении с местными учеными и компетентными специалистами | 0 | |
• Использование местного научного, производственного, культурного, спортивного и другого социального потенциала в организации образовательного процесса | +0,4 | |
• Учебное заведение тесно сотрудничает с различными экологическими, политическими, молодежными, религиозными и другими организациями | +0,4 | |
• Постоянные контакты учебного заведения с органами местного самоуправления | 0 | |
• Профессиональная подготовка учащихся данного учебного заведения в соответствии с социально-экономическими запросами своего региона | +0,7 | |
• Включенность данного учебного заведения с его особой образовательной функцией в Концепцию развития региональной системы образования (при наличии такой Концепции) | 0 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 3,3) |
Широкая социальная интеграция | ||
• Подготовка учащихся ограничивается требованиями госстандарта | +0,2 | |
• Учащиеся получают не только уровень научных знаний согласно госстандарту, но и практическую подготовку, соответствующую современным требованиям (компьютерную, коммуникативную, валеологическую, экологическую, экономическую и т.д.) | +0,7 | |
• Специальная психолого-педагогическая работа в учебном заведении направлена на развитие у учащихся личностных качеств, необходимых для успеха в современном обществе (целеустремленности, решительности, ответственности, работоспособности и т.п.) | 0 | |
• Учащиеся получают уровень образования (в том числе владение иностранными языками) и личностного развития, обеспечивающий возможность учиться или работать за рубежом | 0 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 3,4) |
Социальная активность образовательной среды
Активность образовательной среды | ||
итоговый балл | 1,8 | |
коэффициент модальности | ||
Трансляция достижений | ||
• Учащиеся данного учебного заведения систематически побеждают на предметных олимпиадах различного уровня | 0 | |
• Учебное заведение является методическим центром, распространяющим свой опыт работы на другие образовательные учреждения (программы, методики и т.д.) | 0 | |
• Учебное заведение славится в регионе каким-либо творческим (спортивным) коллективом (ансамблем, театром, оркестром, командой КВН, спортивной командой) | 0 | |
• Помимо образовательных услуг учебное заведение выставляет на рынок какие-либо товары и услуги (компьютерные продукты, сельхозпродукты, сувениры, игрушки, консультации и т.д.) | 0 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5) |
Социальная значимость выпускников | |||
• Отдельные выпускники учебного заведения стали известными в регионе людьми (в науке, искусстве, спорте, политике, деловой и административной сфере и т.д.) | * + | 0 | |
• Выпускники данного учебного заведения составляют значительную часть местной (региональной) социальной элиты (политической, творческой, деловой, административной) | 0 | ||
• Отдельные выпускники учебного заведения достигли высокого положения в своей сфере деятельности в масштабе всей страны, стали известными, популярными людьми | 0 | ||
• Отдельные выпускники учебного заведения достигли известности за рубежом, их деятельность укрепляет международный престиж России | 0 | ||
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5) |
* Здесь и далее в подобных случаях из трех пунктов (строк), расположенных в одном секторе таблицы (между жирными горизонтальными чертами), можно выбрать только один (или ни одного). Для получения итогового балла данного блока следует суммировать пункты, выбранные в различных секторах.
Работа со средствами массовой информации | |||
• В эфире звучали отдельные радиопередачи о данном учебном заведении | +* | 0 | |
• В эфире периодически звучат радиопередачи о данном учебном заведении | 0 | ||
• Сведения о жизни данного учебного заведения систематически сообщаются по местному радио | 0 | ||
• Имеются отдельные публикации о данном учебном заведении в газетах (журналах) | + | 0 | |
• В газетах (журналах) периодически публикуются материалы о данном учебном заведении | 0 | ||
• Материалы о данном учебном заведении систематически публикуются в прессе (например, в местной газете имеется специальная рубрика, страница и т.п.) | 0 | ||
• Имеются отдельные телетрансляции (сюжеты, сообщения, передачи) об учебном заведении | + | 0 | |
• Различные сведения о деятельности учебного заведения периодически транслируются по телевидению | 0 | ||
• Учебное заведение имеет на телевидении постоянное эфирное время, информация о нем сообщается систематически | 0 | ||
• Изданы специальные буклеты (брошюры, книги), рассказывающие о данном учебном заведении | 0 | ||
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5) |
Социальные инициативы | ||||
• Уч. заведение принимает активное участие в различных региональных выставках, смотрах, конкурсах, фестивалях и других социально значимых формах реализации творческой активности людей | + | 0,5 | ||
• Учебное заведение является инициатором различных региональных выставок, смотров, конкурсов, фестивалей и других социально значимых форм реализации творческой активности людей | 0 | |||
• Учебное заведение принимает активное участие в различных социально значимых акциях и движениях (охрана окружающей среды, помощь ветеранам, инвалидам, шефская работа и т.п.) | + | 0 | ||
• Учебное заведение является инициатором различных социально значимых акций и движений (охрана среды, помощь ветеранам, инвалидам, шефская работа и т.п.) | 1,3 | |||
• Именно данное учебное заведение по существу является признанным лидером в регионе (одним из таких лидеров) в плане организации и проведения различных социальных инициатив | 0 | |||
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5) |
Мобильность образовательной среды
Мобильность образовательной среды | ||
итоговый балл | 8 | |
коэффициент модальности | ||
Мобильность целей и содержания образования | ||
• Образовательный процесс направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков учащихся в рамках требований госстандарта | 0 | |
• В образовательный процесс включена подготовка учащихся также по ряду новых дисциплин, наиболее актуальных в современных социально-экономических условиях (основы предпринимательской деятельности, деловое общение, экология, право и.т.) | 1 | |
• Образовательный процесс целенаправленно ориентирован не только на академическую и профессиональную подготовку учащихся, но и на развитие их функциональной грамотности (лингвистической, коммуникативной, компьютерной, валеологической и т.д.), а также на их личностное развитие и саморазвитие | 0 | |
• Учебное заведение даже изменило свой профиль, ориентируясь на современные социальные запросы (стало экономическим, экологическим, языковым и т.д.) | 0 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5) |
Мобильность методов образования | ||
• Практически весь образовательный процесс строится на использовании традиционных воспроизводящих методов обучения (учитель сообщает новые сведения, а учащиеся оцениваются по способности их воспроизводить и применять) | 0 | |
• Некоторые педагоги используют современные активные (интерактивные) методы (имитационные игры, тренинговые формы, творческие мастерские и т.п.) | 0 | |
• Большинство педагогов владеет современными методами и стремится использовать их в образовательном процессе | 0 | |
• В учебном заведении организовано целенаправленное обучение педагогов современным образовательным технологиям, налажена методическая поддержка педагогов, использующих активные методы образования | 2,5 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5) |
Мобильность кадрового обеспечения образования | ||
• Новые учебные курсы обеспечиваются за счет дополнительной нагрузки педагогов, которые самостоятельно осваивают их содержание и методику | 0 | |
• Новые учебные курсы обеспечиваются педагогами, которые самостоятельно к ним подготовились и теперь преподают только эти дисциплины | 1 | |
• Новые учебные курсы обеспечиваются педагогами, которые ранее преподавали другие предметы, а затем изменили свой профиль, пройдя соответствующее дополнительное обучение | 2 | |
• Для преподавания новых дисциплин приглашаются дипломированные специалисты соответствующего профиля | 0 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5) |
Мобильность средств образования | ||
• В образовательном процессе используются только традиционные учебники, задачники, хрестоматии, наглядные пособия, которые практически не обновляются уже много лет | 0 | |
• Наряду со старыми используются и новые экспериментальные учебники, пособия и т.д. | 0 | |
• Образовательный процесс строится преимущественно на базе новых учебников, современных наглядных пособий и технических средств обучения | 0 | |
• Имеется возможность постоянно следить за новинками рынка образовательных средств и приобретать приглянувшиеся учебники, пособия, программы, технические средства, наглядные пособия и т.д. | 2,5 | |
• Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5) |
Устойчивость образовательной среды
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VIII ВИДА. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащегося, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практики школы. Опыт показывает, что несмотря на б...
Викторина: "Что? Где? Когда?" по теме "Развитие вкусовых качеств" для учащихся 1 класса школы-интернат №6 VIII вида
Данное занятие относится к предмету "Развитие психомоторики и сенсорных процессов". В игравой форме дети знакомятся с вкусовыми качествами....
Интеллектуально-развлекательная викторина: Эрудит-кафе "Мозгодром" для учащихся начальных классов школы-интернат № 6 VIII вида
Данное занятие содержит: разного вида кроссворды, загадки,загадки-шутки и ребусы направленные на коррекцию мыслительных операций, внимания, пополнение словарного запаса....
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения учащихся 3 класса II отделения школы-интерната №15 II вида.
Рабочая программа по предмету « Развитие слухового восприятия и формирование произношения» для 3 класса II отделения составлена в соответствии с содержанием и требованиями типовых программ...
Основные особенности развития детей, обучающихся по специальной (коррекционной) программе школы VII и VIII вида
Основны особенности детей с задержкой психического развития и с умственной отсалостью....
Сценарий к сказке Яблоко" по Сутееву. 2 класс школа - интернат I_II вида
Сценарий сказки Сутеева «Яблоко» 2 кл...
Заключение по результатам экспертизы образовательной среды.
Результаты пилотажного исследования и количественной оценки параметров образовательной среды....