Заключение
по результатам экспертизы образовательной среды
КОУ ВО «Воронежская школа-интернат №6 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
В результате пилотажного исследования и количественной оценки параметров образовательной среды мы получили следующие результаты:
Показатели | Максимальный балл | Итоговый балл |
Широта образовательной среды | 32 | 15 |
Интенсивность образовательной среды | 16 | 6 |
Осознаваемость образовательной среды | 28 | 16 |
Обощенность образовательной среды | 24 | 14 |
Эмоциональность образовательной среды | 16 | 11 |
Доминантность образовательной среды | 12 | 10 |
Когерентность образовательной среды | 12 | 4 |
Социальная активность образовательной среды | 16 | 11 |
Мобильность образовательной среды | 16 | 8 |
Делая общий анализ данной экспертизы, мы видим, что в нашем учебном учреждении наблюдаются низкие показатели по таким критериям как:
- Интенсивность образовательной среды;
- Когерентность образовательной среды;
- Мобильность образовательной среды;
Интенсивность образовательной среды – структурно-динамическая характеристика, показывающая степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления. О высокой степени интенсивности образовательной среды можно говорить, когда уровень требований к учащимся выходит за рамки Госстандарта. Однако, специфика данного учреждения такова, что уровень требований к учащихся депривированным по слуху не может выходить за рамки Госстандарта, однако, большинство педагогов стремится использовать интерактивные формы и методы образования, налажена система внеурочной работы, во время каникул организуются активные развивающие формы отдых.
Здесь возможно существенное улучшение в ходе реализации программы педагогического эксперимента за счет внедрения активных форм и методов работы педагогов и повышения требований к учащимся, как общего их уровня, так и индивидуально к учащимся, проявляющим особые способности
Когерентность образовательной среды показывает степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания. Когерентность показывает, является ли данная образовательная среда чем-то обособленным в среде обитания личности или она тесно с ней связана, высоко интегрирована в нее. По результатам диагностики нами выявлено, что в школу-интернат №6 могут приниматься учащиеся без конкурса, оплаты или других особых условий. А подготовка учащихся ограничивается требованиями Госстандарта.
Для повышения данного параметра необходимо направить усилия, прежде всего на расширение социальной интеграции школы. Достичь этого можно, в частности, за счет целенаправленного развития профилизации обучения, социально-психологической работы, усиления внимания к предметам и методам обучения, развивающим коммуникативность учащихся.
Мобильность образовательной среды служит показателем ее способности к ограниченным эволюционным изменениям, в контексте со средой обитания. Мы видим, что образовательный процесс в данном учреждении направлен, прежде всего, на формирование знаний, умений и навыков учащихся в рамках требований Госстандарта. Лишь некоторые педагоги используют современные активные (интерактивные) методы на занятиях.
Для повышения данного параметра необходимо пересмотреть учебный план, ориентируясь на современные запросы учащихся, их родителей, общества. В соответствии с изменением содержания следует менять и методы (технологии). Повышению квалификации педагогов также следует придать целенаправленный характер.
Наиболее высокие показатели наблюдаются по таким критериям как:
- Осознаваемость образовательной среды;
- Эмоциональность образовательной среды;
- Социальная активность образовательной среды
Высокая оценка осознаваемости образовательной среды показывает меру сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса. Практически все педагоги школы, учащиеся и их родители имеют представление об истории данного учебного заведения. Многие выпускники продолжают поддерживать контакты с учебным заведением, охотно оказывают ему различную помощь. Каждый год торжественно отмечаются юбилейные даты учебного заведения.
Показатели эмоциональности образовательной среды говорят нам о том, что в педагогическом коллективе школы-интернат №6 принято делиться и профессиональными, и личными проблемами в малых группах; педагоги сопереживают и поддерживают воспитанников; эмоциональность оформления пространственно-предметной среды на достаточно хорошем уровне. В эмоционально насыщенной среде каждый педагог и учащийся ощущает сопереживание и поддержку по поводу своих успехов и неудач, связанных с образовательным процессом.
Социальная активность образовательной среды служит показателем ее социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии данной образовательной среды в среду обитания. Школа-интернат №6 славится в регионе творческим коллективом «Поющие сердца», участники которого регулярно принимают участие во всероссийских и международных конкурсах жестового пения. Фотографии отдельных выпускников, которые достигли высокого положения в своей сфере деятельности в масштабе всей страны, стали известными, популярными людьми, висят на доске почета школы-интерната, тем самым показывая пример остальным учащимся.
ПАРАМЕТРЫ ЭКСПЕРТИЗЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Для проведения ориентировочной количественной оценки параметров психолого-педагогической экспертизы образовательной среды необходимо следующее:
- В каждом блоке пометить ту строку, в которой, на Ваш взгляд, наиболее точно отражается реальное положение дел в анализируемой среде. Для пометки соответствующих строк служит первый (чистый) столбец таблицы.
- Каждый блок снабжён дополнительной чистой строкой. В эту строку можно записать своё содержание, если оно значительно отличается от предложенного в других строках данного блока. ВНИМАНИЕ! Это новое содержание блока должно рассматриваться только вместо предложенных в таблице, но не суммироваться с ними.
- Баллы, полученные по данному блоку (в случае необходимости они суммируются), записываются в строку с названием данного блока.
- Далее суммируются баллы, полученные во всех блоках данного параметра и записываются в строку “итоговый балл” под названием соответствующего параметра.
- Итоговые результаты представляются в процентном соотношении от максимально возможного балла по данному параметру.
Бланк методики
ШИРОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ШИРОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
|
|
итоговый балл | 32 |
1.МЕСТНЫЕ ЭКСКУРСИИ (пешком, на городском и пригородном транспорте) |
|
| - практически не проводятся
| 0 |
| - проводятся, но не для всех учащихся
| 1 |
| - каждый школьник раз в году имеет возможность принять участие
| 2 |
| - каждый школьник не менее двух раз в году имеет возможность принять участие
| 3 |
| - периодически проводимые экскурсии как неотъемлемая часть образовательного процесса (например, занятия в лабораториях, в музее, на предприятиях и т.п.)
|
4 |
2. ПУТЕШЕСТВИЯ. |
|
| | 0 |
| | 1 |
| - каждый школьник раз в году имеет возможность принять участие
| 2 |
| - каждый школьник не менее двух раз в году имеет возможность принять участие
| 3 |
| - поездки школьников в другие города как неотъемлемая часть образовательного процесса
| 4 |
3.ПОСЕЩЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ (театры, концерты, выставки и т.д.) |
|
| | 0 |
| | 1 |
| - каждый школьник раз в пол года имеет возможность посещения
| 2 |
| - каждый школьник раз в четверть имеет возможность посещения
| 3 |
| - периодические посещения учреждений культуры как неотъемлемая часть образовательного процесса
| 4 |
4.ОБМЕН УЧАЩИМИСЯ |
|
| - обмен учащимися с другими учебными заведениями не производится
| 0 |
| - обмен учащимися с другими учебными заведениями носит разовый эпизодический характер
| 1 |
| - производится систематический приём школьников из других учебных заведений
| 2 |
| - учащиеся имеют возможность какое-то время проучиться в другом учебном заведении (также всероссийские и международные детские и молодёжные лагеря, экспедиции и т.п.)
|
3 |
| - реализуется программа постоянного двустороннего обмена учащимися с другими отечественными или (и) зарубежными учебными заведениями
|
4 |
5.ОБМЕН ПЕДАГОГАМИ |
|
| - обмен педагогами с другими учебными заведениями не производится
| 0 |
| - обмен педагогами с другими учебными заведениями носит разовый эпизодический характер
| 1 |
| - педагоги имеют возможность какое-то время преподавать (стажироваться) в других учебных заведениях
| 2 |
| - педагоги (специалисты) из других учреждений и организаций (школ, ВУЗов, научных, культурных, спортивных центров и т.д.) систематически работают в школе (классе)
|
3 |
| - реализуется программа постоянного двустороннего обмена преподавателями с другими отечественными или (и) зарубежными учебными заведениями
|
4 |
6.ВОЗМОЖНОСТИ ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МИКРОСРЕД |
|
| - кроме занятий в своём классе у учащихся, практически, нет других образовательных возможностей
| 0 |
| - некоторое учащиеся имеют возможности для занятий в различных кружках, секциях, клубах по интересам
| 1 |
| - каждый учащийся может заниматься в кружках, секциях, клубах по интересам
| 2 |
+ | - учащиеся имеют возможности выбора класса (профильного, по уровню подготовленности школьников)
| 3 |
+ | - учащиеся имеют возможности выбора учителей
| 4 |
7.ГОСТИ |
|
| - учащиеся общаются, практически, только со своими педагогами, гости приглашаются крайне редко
| 0 |
+ | - гости (специалисты, ветераны, депутаты и т.д.) периодически выступают с лекциями (рассказами) перед учащимися и педагогами
| 1 |
+ | - родители активно привлекаются к воспитательной работе школы, участвуют в различных мероприятиях вместе с детьми (походы, весёлые старты, творческие выставки)
| 2 |
+ | - периодически организуется общение учащихся и педагогов с интересными людьми в форме бесед, круглых столов, дискуссий и т.п.
| 3 |
+ | - периодически организуются фестивали, праздники, конференции или другие формы массового приёма гостей
| 4 |
8.ШИРОТА МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ |
|
| - учащиеся в основном занимаются в необорудованных классных помещениях, имеются лишь некоторые специализированные кабинеты, многие из них совмещённые
|
0 |
| - занятия проводятся в основном в специализированных оборудованных помещениях (в том числе спортзал, мастерская, библиотека и т.п.), но некоторых необходимых специализированных помещений пока не хватает
|
1 |
| - имеется полный набор необходимых методически и технически оснащенных специализированных помещений
| 2 |
| - наряду со “стандартным набором” хорошо оборудованных помещений имеются какие-либо дополнительные образовательные структуры (школьный музей, зимний сад, фонотека, видеотека, школьное кафе и т.п.).
|
3 |
| - имеются все необходимые оборудованные помещения, а также организована возможность доступа учащихся к компьютерным информационным сетям (“Интернет”)
|
4 |
ИНТЕНСИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ИНТЕНСИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
|
|
итоговый балл | 16 |
1.УРОВЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ К УЧАЩИМСЯ |
|
| - к знаниям учащимся предъявляются пониженные требования (обусловлено особенностями контингента учащихся: слабым здоровьем, педагогической запущенностью и т.п.)
|
0 |
| - требования к знаниям учащихся как правило не превышают соответствующих требований госстандарта
| 1 |
| - требования к некоторым учащимся выходят за рамки госстандарта
| 2 |
| - ко всем учащимся предъявляются повышенные требования
| 3 |
| - образовательный процесс по ряду учебных дисциплин ведётся по усиленным программам (например по программам ВУЗа)
|
4 |
2.УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА УЧАЩИХСЯ |
|
| - часто в ходе уроков учащиеся остаются “недогруженными” учебными заданиями, могут заниматься посторонними делами, скучать, болтать и т.п.
|
0 |
| - занятия на уроках проходят достаточно интенсивно, при этом учителя стараются давать минимум домашних заданий; как правило после уроков учащиеся уходят из школы
|
1 |
| - после уроков учащихся обычно остаются в школе для консультаций с учителями, на факультативы и другие дополнительные занятия; домашние задания - минимальны (или объемные домашние задания, но учащиеся не остаются в школе после занятий)
|
2 |
| - после уроков учащихся остаются в школе для дополнительных занятий; а также получают объёмные домашние задания
|
3 |
| - практически всё время учащихся так или иначе связано с образовательным процессом (например в специализированных интернатах и т.п.)
| 4 |
3.ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА |
|
| - выходные дни и каникулы учащиеся как правило проводят в семьях, не связаны с образовательным процессом своего учебного заведения
|
0 |
| - в выходные дни для учащихся систематически проводятся рекреационно-образовательные мероприятия (клуб выходного дня, вечера, праздники и т.п.)
| 1 |
| - на осенних, зимних и весенних каникулах большинство учащихся включены в рекреационно-образовательный процесс (предметные семинары, походы, конкурсы, олимпиады, фестивали и т.п.)
| 2
|
| - на период летних каникул для учащихся учебным заведением организуются лагеря, трудовые объединения, туристические походы и т.п.
| 3 |
| - учебным заведением разработана и реализуется специальная программа организации активного отдыха учащихся (как в выходные дни, так и на период каникул)
|
4 |
4.ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ |
|
| - в образовательном процессе преобладают традиционные методы, основанные на воспроизведении учащимися усвоенного материала
|
0 |
| - некоторые педагоги на отдельных занятиях используют интерактивные (“диалоговые”) формы и методы (тренинги, имитационные игры и т.д.)
|
1 |
| - большинство педагогов стремится использовать интерактивные формы и методы образования
| 2 |
| - педагогическим коллективом декларирован приоритет интерактивного образовательного процесса в данном учебном заведении
|
3 |
| - интерактивные формы и методы образования являются основными в реальной практике педагогов, квалифицированными специалистами систематически проводится соответствующая учебно-методическая работа с педагогами
|
4 |
ОСОЗНАВАЕМОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ОСОЗНАВАЕМОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
|
|
итоговый балл | 28 |
1.УРОВЕНЬ ОСВЕДОМЛЁННОСТИ ОБ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ |
|
| - Практически никто из учащихся, педагогов и родителей не способен ответить на вопросы типа: Когда и при каких обстоятельствах основано данное учебное заведение? Кто был его первым директором и чем замечателен этот человек? Какие известные люди здесь учились или преподавали? и т.п.
|
0 |
| - Отдельные педагоги знают историю и традиции своего учебного заведения
| 1 |
| - История и традиции учебного заведения известны нескольким педагогам и группе учащихся, которые специально занимаются их изучением
|
2 |
| - Большинство педагогов и учащихся знакомо с историей и традициями своего учебного заведения
| 3 |
| - Практически все педагоги, учащиеся и их родители имеют представление об истории данного учебного заведения
|
4 |
2.СИМВОЛИКА |
|
|
| - Учебное заведение не имеет никаких элементов собственной символики
- Соответствующая символика имеется, но совершенно не популярна среди педагогов, учащихся и родителей
|
0 |
| - Учебное заведение наряду с формальным типовым названием имеет своё особое название (школа “Радуга”, школа имени... и т.п.) и все учащиеся об этом знают
| 1 |
| - Учащимся и родителям хорошо знакома эмблема учебного заведения (воспроизводится на стендах, табелях, дипломах, похвальных листах и т.д.)
| 2 |
| - Учебное заведение имеет своё знамя, которое хранится на видном почётном месте, под этим знаменем проводятся важные мероприятия
| 3 |
| - Учебное заведение имеет особую форму или форменные элементы (футболки с символикой своего учебного заведения, “фирменные” шапочки и т.п.) которые учащиеся и педагоги охотно носят
| 4 |
3.ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАВАЕМОСТИ |
|
| - Специальная работа не проводится или носит эпизодический характер
| 0 |
| - Имеются отдельные стенды, рассказывающие об истории и традициях учебного заведения
| 1 |
| - Ведётся летопись учебного заведения (оформляются фото, кино, видео и другие материалы)
| 2 |
| - Торжественно отмечаются юбилейные даты учебного заведения, к этим торжествам ведётся долговременная подготовка
| 3 |
| - Организован музей (постоянная выставка) истории учебного заведения
| 4
|
4.СВЯЗЬ С ВЫПУСКНИКАМИ |
|
| - Контакты педагогов и учащихся с бывшими выпускниками носят случайный эпизодический характер
| 0 |
| - Контакты с выпускниками ограничиваются проведением вечера встреч раз в году
| 1 |
| - Педагогический коллектив целенаправленно следит за судьбой выпускников, в необходимых случаях им оказывается соответствующая поддержка
| 2 |
| - Многие выпускники продолжают поддерживать контакты с учебным заведением, охотно оказывают ему различную помощь
|
3 |
| - Действует постоянный общественный орган типа Совета выпускников, который оказывает содействие развитию учебного заведения
| 4
|
5.АКТИВНОСТЬ СОТРУДНИКОВ |
|
| - Практически все педагоги и технический персонал крайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) без соответствующей оплаты
|
0 |
| - Значительная часть педагогов и технического персонала охотно откликаются на просьбы администрации о безвозмездной помощи учебному заведению
|
1 |
| - Практически весь коллектив охотно откликается на просьбы администрации о безвозмездной помощи
| 2 |
| - Многие сотрудники сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения
|
3 |
| - Большинство сотрудников лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении
|
4 |
6.АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
|
| - Практически все учащиеся крайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.)
|
0 |
| - Значительная часть учащихся охотно откликаются на просьбы педагогов о какой-либо помощи учебному заведению
|
1 |
| - Практически все учащиеся охотно откликаются на просьбы администрации и педагогов о какой-либо помощи
| 2 |
| - Многие учащиеся сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения
|
3 |
| - Большинство учащихся лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении
|
4 |
7.АКТИВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ |
|
| - Практически все родители крайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.)
|
0 |
| - Значительная часть родителей охотно откликаются на просьбы педагогов о какой-либо помощи учебному заведению
|
1 |
| - Практически все родители охотно откликаются на просьбы администрации и педагогов о какой-либо помощи
| 2 |
| - Многие родители сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения
|
3 |
| - Большинство родителей лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении
|
4 |
ОБОБЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ОБОБЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
|
|
итоговый балл | 24 |
1.КОМАНДА ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ |
|
| - Образовательный процесс организуется каждым педагогом на основе его собственных представлений о целях, содержании, принципах и методах обучения и воспитания, никакие единые методические требования к педагогам администрацией не предъявляются
|
0 |
| - Заместители директора составляют его “команду”, к педагогам ими предъявляется система единых методических требований
|
1 |
| - В команду единомышленников наряду с администрацией входит и некоторая часть учителей
| 2 |
| - Большинство учителей по существу составляют единую профессиональную команду
| 3 |
| - В результате целенаправленной работы с коллективом практически все педагоги данного учебного заведения осознанно реализуют единую образовательную стратегию
| 4 |
2.КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ |
|
| - Серьёзной концепции развития учебного заведения пока не существует, образовательный процесс осуществляется “по инерции”
|
0 |
| - Инициатива разработки концепции учебного заведения исходит от группы педагогов, в то время как администрация остаётся малокомпетентной и пассивной в этом вопросе
|
1 |
| - Концепция учебного заведения разрабатывается директором и его заместителями, а учителя пока не имеют об этом чёткого представления
|
2 |
| - В учебном заведении реализуется определённая образовательная концепция, суть которой известна и понятна педагогам, однако не все согласны именно с таким подходом
|
3 |
| - Концепция учебного заведения, основные стратегические ориентиры его развития хорошо понимаются и поддерживаются коллективом педагогов
|
4 |
3.ФОРМЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ |
|
| - Методическая работа с педагогическим коллективом по осмыслению образовательных целей учебного заведения, содержания образовательного процесса и т.п. реально не ведется
|
0 |
+ | - На педсоветах администрацией ставятся вопросы координации усилий педагогов в плане развития единого понимания целей и методов образовательного процесса
|
1 |
+ | - Проблема согласованности работы педагогов является основной в работе их методических объединений
| 2 |
| - Периодически проводятся педагогические конференции, на которых происходит свободный обмен мнениями, совместно разрабатываются стратегические положения развития учебного заведения
|
3
|
| - Организован постоянно действующий педагогический семинар, направленный на повышение уровня понимания сотрудниками целей образовательного процесса, перспектив развития учебного заведения
|
4 |
4. ВКЛЮЧЁННОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
|
| - Учащиеся практически отвечают только за собственную успеваемость, они не информированы об основных положениях образовательной концепции своего учебного заведения
|
0 |
| - Учащимся рассказывают о понимании педагогами целей образовательного процесса и стратегических ориентирах развития учебного заведения
|
1 |
| - Отдельные предложения учащихся по изменению организации образовательного процесса всерьёз рассматриваются и могут быть реализованы
|
2 |
| - Учащиеся реально участвуют в управлении учебным заведением, активные учащиеся входят в состав “команды”, разрабатывающей стратегию развития учебного заведения
|
3 |
| - Действует специально разработанная система включения учащихся в процесс стратегического планирования работы учебного заведения, осмысления ими образовательных целей и методов
|
4 |
5. ВКЛЮЧЁННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ |
|
| - Родители интересуются только успеваемостью своих детей, они не информированы об основных положениях образовательной концепции учебного заведения
| 0 |
| - На родительских собраниях родителям рассказывают о понимании педагогами целей образовательного процесса и стратегических ориентирах развития учебного заведения
| 1 |
| - Отдельные предложения родительского комитета по изменению организации образовательного процесса рассматриваются администрацией и могут быть реализованы
|
2 |
| - Действует специально разработанная система взаимодействия администрации и педагогов с родителями
| 3 |
| - Родители реально участвуют в управлении учебным заведением, входят в состав “команды”, разрабатывающей стратегию развития учебного заведения
| 4 |
6. РЕАЛИЗАЦИЯ АВТОРСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ |
|
| - Учебное заведение не поддерживает тесных контактов с представителями психолого-педагогической науки
| 0 |
| - Учебное заведение строит образовательный процесс на основе определённой методической модели, администрация получила консультацию от учёных перед началом реализации проекта
| 1 |
| - Учёные - авторы образовательной концепции учебного заведения - периодически консультируют как администрацию, так и педагогов
|
2 |
| - Организован постоянно действующий семинар для педагогов, который ведётся учёными - авторами образовательной концепции данного учебного заведения
| , 3 |
| - Учебное заведение является экспериментальной площадкой научного учреждения, учёные - авторы образовательной концепции - работают в постоянном тесном контакте с администрацией и педагогами
|
4 |
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
|
|
итоговый балл | 16 |
1.ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ |
|
| - Педсоветы, совещания и т.п. проводятся в строгом деловом ритме, различные проявления эмоций и “посторонние разговоры” не поощряются администрацией
|
0 |
| - Педсоветы, совещания и т.п. проходят в неформальной обстановке, участники чувствуют себя психологически комфортно, легко и свободно проявляют свои эмоции
|
1 |
| - Педагоги часто встречаются в неформальной обстановке как “в стенах” учебного заведения, так и за их пределами (отмечают дни рождения, праздники, ходят в гости друг к другу, посещают концерты, выставки и т.п.)
|
2 |
| - Каждый педагог ощущает сопереживание и поддержку коллег по поводу своих профессиональных успехов и неудач
|
3 |
| - В педагогическом коллективе принято делиться не только профессиональными, но и личными проблемами
| 4 |
2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С УЧАЩИМИСЯ |
|
| - Взаимоотношения педагогов с учащимися носят преимущественно ролевой, формализованный характер, ограничиваются учебно-дисциплинарной проблематикой
|
0 |
| - Взаимоотношения педагогов с учащимися хотя и осуществляются в основном в формальных рамках (на уроках, собраниях и т.п.), но носят преимущественно межличностный характер, отличаются искренностью и сопереживанием, касаются “внеучебных” проблем учащихся
|
1 |
| - Педагоги и учащиеся часто общаются между собой в неформальной обстановке (как в учебном заведении, так и за его пределами)
|
2 |
| - Каждый школьник ощущает сопереживание и поддержку педагогов по поводу своих успехов и неудач, связанных с образовательным процессом
|
3 |
| - Школьники часто делятся с педагогами своими личными проблемами, получая от них сопереживание и поддержку
| 4 |
3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ |
|
| - Взаимоотношения педагогов с родителями носят преимущественно ролевой, формализованный характер, ограничиваются учебно-дисциплинарной проблематикой
|
0 |
| - Взаимоотношения педагогов с родителями хотя и осуществляются в основном в формальных рамках (на собраниях и т.п.), но носят преимущественно межличностный характер, отличаются искренностью и сопереживанием, касаются “внеучебных” проблем
|
1 |
| - Педагоги и родители часто общаются между собой в неформальной обстановке (как в учебном заведении, так и за его пределами)
|
2 |
| - Родители ощущают сопереживание и поддержку педагогов по поводу успехов и неудач их детей, связанных с образовательным процессом
|
3 |
| - Родители часто делятся с педагогами различными семейными проблемами, получая сопереживание и поддержку
|
4 |
4. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ОФОРМЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ |
|
|
| - Визуальное оформление учебного заведения (стенды, плакаты, лозунги, доска объявлений и т.д.), строго функционально, ориентировано прежде всего на сообщение серьезной информации
|
0 |
| - В оформлении интерьеров учебного заведения присутствуют эмоционально насыщенные элементы (сказочные, юмористические, сатирические сюжеты плакатов, картинок, лозунгов, стенгазет и т.д.)
|
1 |
| - Периодически проводятся выставки рисунков (сочинений) учащихся, отражающих их отношение к своему учебному заведению
|
2 |
| - Участниками таких выставок являются не только учащиеся, но и педагоги
| 3 |
| - Учащиеся и педагоги могут свободно выражать свои эмоции (рисовать шаржи, писать пожелания или благодарности и т.п.) на специальных планшетах, стенгазетах и т.п.
|
4 |
ДОМИНАНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ДОМИНАНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
|
|
итоговый балл | 12 |
1. ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ |
|
| - Большинство педагогов работает ещё и в других местах, данное учебное заведение не рассматривается ими как важнейшая сфера своей профессиональной реализации
|
0 |
| - Большинство педагогов работают только в данном учебном заведении, но относятся к работе формально
| 1 |
| - В учебном заведении есть группа педагогов, для которых в их работе заключён главный смысл жизни
| 2 |
| - Несмотря на вынужденные подработки в других местах, данное учебное заведение рассматривается большинством педагогов как важнейшая сфера своей профессиональной реализации
|
3 |
| - Пожалуй, весь образ жизни большинства педагогов так или иначе обусловлен вовлечённостью в жизнь учебного заведения, которая составляет их главную жизненную ценность
|
4 |
2. ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ |
|
| - Для большинства учащихся данное учебное заведение не стало особо значимым местом в их жизни, а педагоги не входят в круг авторитетных людей
|
0 |
| - Значимым для учащихся оказывается скорее общение с отдельными педагогами, нежели образовательная среда данного учебного заведения в целом
|
1 |
| - Хотя учебное заведение и не является для большинства учащихся центром социальной реализации, но “школьная (студенческая) жизнь”, всё-таки, составляет для них одну из их важнейших ценностей
|
2 |
| - В повседневной жизни большинство учащихся придерживаются принципов и норм, принятых в данном учебном заведении, даже если эти принципы и нормы подвергаются критике со стороны родителей, соседей, сверстников и т.д.
|
3 |
| - Пожалуй, весь образ жизни большинства учащихся так или иначе обусловлен вовлечённостью в жизнь учебного заведения, которая составляет их главную жизненную ценность
|
4 |
3. ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ |
|
| - У большинства родителей данное учебное заведение и его педагоги не пользуются особым авторитетом
| 0 |
| - Значимым для родителей оказывается только общение с отдельными педагогами
| 1 |
| - Учебное заведение пользуется авторитетом у родителей
| 2 |
| - Родители высоко ценят мнение педагогов и стараются выполнять их рекомендации, даже если они расходятся с их собственным мнением по воспитательным проблемам
|
3 |
| - Родители гордятся, что их дети учатся именно в данном учебном заведении, многие ради этого изменили место жительства или отправляют сюда детей из других микрорайонов
|
4 |
КОГЕРЕНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
КОГЕРЕНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
|
|
итоговый балл | 12 |
1. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ С ДРУГИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ |
|
| - В учебное заведение принимаются учащиеся по микрорайону
| 0 |
| - В учебное заведение могут приниматься учащиеся без конкурса, оплаты или других особых условий
| 1 |
| - Учащиеся любой ступени могут переходить в другие аналогичные учебные заведения без дополнительных условий
|
2 |
| - Выпускники данного учебного заведения стабильно поступают в различные образовательные учреждения более высокого образовательного уровня (гимназии, училища, ВУЗы и т.д.)
|
3 |
| - Учебное заведение имеет сопряжённые программы с ВУЗами, в которые выпускники могут зачисляться без вступительных испытаний
|
4 |
| - другое, вместо предложенного, (от 0,1 до 3,3)
|
|
2. РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ |
|
| - Учебное заведение практически не сотрудничает с другими организациями
| 0 |
| - Учебное заведение тесно сотрудничает с различными экологическими, политическими, молодёжными, религиозными и другими организациями
|
1 |
| - Постоянные контакты учебного заведения с органами местного самоуправления
|
2 |
| - Профессиональная подготовка учащихся данного учебного заведения в соответствии с социально-экономическими запросами своего региона
|
3 |
| - Включённость данного учебного заведения с его особой образовательной функцией в Концепцию развития региональной системы образования (при наличии такой Концепции)
| 4 |
3. ШИРОКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ |
|
| - Подготовка учащихся не всегда соответствует требованиями стандарта
| 0 |
| - Подготовка учащихся ограничивается требованиями госстандарта • В учебное заведение могут приниматься учащиеся без конкурса, оплаты или других особых условий
| 1 |
| - Учащиеся получают не только уровень научных знаний согласно госстандарту, но и практическую подготовку, соответствующую современным требованиям (компьютерную, коммуникативную, валеологическую, экологическую, экономическую и т.д.)
|
2 |
| - Специальная психолого-педагогическая работа в учебном заведении направлена на развитие у учащихся личностных качеств, необходимых для успеха в современном обществе (целеустремлённости, решительности, ответственности, работоспособности и т.п.)
|
3 |
| - Учащиеся получают уровень образования (в том числе владение иностранными языками) и личностного развития, обеспечивающий возможность учиться или работать за рубежом
|
4 |
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
АКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
|
|
итоговый балл | 16 |
1. ТРАНСЛЯЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ |
|
| - Достижения учебного заведения незначимы
| 0 |
+ | - Учащиеся данного учебного заведения систематически побеждают на предметных олимпиадах различного уровня
|
1 |
+ | - Учебное заведение является методическим центром, распространяющим свой опыт работы на другие образовательные учреждения (программы, методики и т.д.)
|
2 |
+ | - Учебное заведение славится в регионе каким-либо творческим (спортивным) коллективом (ансамблем, театром, оркестром, командой КВН, спортивной командой)
|
3 |
+ | - Помимо образовательных услуг учебное заведение выставляет на рынок какие-либо товары и услуги (компьютерные продукты, сельхозпродукты, сувениры, игрушки, консультации и т.д.)
|
4 |
2. РАБОТА СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |
|
| - В СМИ не бывает информвции об учебном заведении
| 0 |
| - В эфире периодически звучат радиопередачи о данном учебном заведении
| 1 |
| - Сведения о жизни данного учебного заведения систематически сообщаются по местному радио
| 2 |
| - Материалы о данном учебном заведении систематически публикуются в прессе (например, в местной газете имеется специальная рубрика, страница и т.п.
| 3 |
+ | - Изданы специальные буклеты (брошюры, книги), рассказывающие о данном учебном заведении
| 4 |
3. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ |
|
| - Учебное заведение не принимает активное участие в различных региональных выставках, смотрах, конкурсах, фестивалях и других социально значимых формах реализации творческой активности людей
|
0 |
| - Учебное заведение является инициатором различных региональных выставок, смотров, конкурсов, фестивалей и других социально значимых форм реализации творческой активности людей
|
1 |
| - Учебное заведение принимает активное участие в различных социально значимых акциях и движениях (охрана среды, помощь ветеранам, инвалидам шефская работа и т.п.)
|
2 |
| - Учебное заведение является инициатором различных социально значимых акций и движений (охрана среды, помощь ветеранам, инвалидам, шефская работа и т.п.)
| 3 |
| - Именно данное учебное заведение по существу является признанным лидером в регионе (одним из таких лидеров) в плане организации и проведения различных социальных инициатив
| 4 |
4. СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ |
|
| - Выпускники учебного заведения не являются известными людьми
| 0 |
| - Отдельные выпускники учебного заведения стали известными в регионе людьми (в науке, искусстве, спорте, политике, деловой и административной сфере и т.д.)
|
1 |
| - Выпускники данного учебного заведения составляют значительную часть местной (региональной) социальной элиты (политической, творческой, деловой, административной)
|
2
|
+ | - Отдельные выпускники учебного заведения достигли высокого положения в своей сфере деятельности в масштабе всей страны, стали известными, популярными людьми
|
3 |
+ | - Отдельные выпускники учебного заведения достигли известности за рубежом, их деятельность укрепляет международный престиж России
| 4
|
МОБИЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
МОБИЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ |
|
итоговый балл | 16 |
1. МОБИЛЬНОСТЬ ЦЕЛЕЙ И СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ |
|
| - Образовательный процесс направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков учащихся в рамках требований госстандарта
|
0 |
| - В образовательный процесс включена подготовка учащихся также по ряду новых дисциплин, наиболее актуальных в современных социально-экономических условиях (основы предпринимательской деятельности, деловое общение, экология, право и.т.)
|
1 |
| - Образовательный процесс целенаправленно ориентирован не только на академическую и профессиональную подготовку учащихся, но и на развитие их функциональной грамотности (лингвистической, коммуникативной, компьютерной, валеологической и т.д.), а также на их личностное развитие и саморазвитие
|
2 |
| - Учебное заведение даже изменило свой профиль, ориентируясь на современные социальные запросы (стало экономическим, экологическим, языковым и т.д.)
|
3 |
| - Учебное заведение тесно сотрудничает с вузами, реализуются совместные программы обучения
| 4 |
2. МОБИЛЬНОСТЬ МЕТОДОВ ОБРАЗОВАНИЯ |
|
| - Практически весь образовательный процесс строится на использовании традиционных воспроизводящих методов обучения (учитель сообщает новые сведения, а учащиеся оцениваются по способности их воспроизводить и применять)
|
0 |
| - Некоторые педагоги используют современные активные (интерактивные) методы (имитационные игры, тренинговые формы, творческие мастерские и т.п.)
|
1 |
| - Большинство педагогов владеет современными методами и стремится использовать их в образовательном процессе
|
2 |
| - В учебном заведении организовано целенаправленное обучение педагогов современным образовательным технологиям, налажена методическая поддержка педагогов, использующих активные методы образования
|
3 |
| Все педагоги имеют возможность стажироваться в других учебных заведениях | 4 |
3. МОБИЛЬНОСТЬ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ |
|
| - Новые учебные курсы обеспечиваются за счёт дополнительной нагрузки педагогов, которые самостоятельно осваивают их содержание и методику
|
0 |
| - Новые учебные курсы обеспечиваются педагогами, которые самостоятельно к ним подготовились и теперь преподают только эти дисциплины
|
1 |
| - Новые учебные курсы обеспечиваются педагогами, которые ранее преподавали другие предметы, а затем изменили свой профиль, пройдя соответствующее дополнительное обучение
|
2 |
| - Для преподавания новых дисциплин пригашаются иногда дипломированные специалисты соответствующего профиля
|
3 |
| Для преподавания новых дисциплин пригашаются всегда дипломированные специалисты соответствующего профиля | 4 |
4. МОБИЛЬНОСТЬ СРЕДСТВ ОБРАЗОВАНИЯ |
|
| - В образовательном процессе используются только традиционные учебники, задачники, хрестоматии, наглядные пособия, которые практически не обновляются уже много лет
|
0 |
| - Наряду со старыми используются и новые экспериментальные учебники, пособия и т.д.
| 1 |
| - Образовательный процесс строится преимущественно на базе новых учебников, современных наглядных пособий и технических средств обучения
|
2 |
| - Эпизодически приобретаются приглянувшиеся учебники, пособия, программы, технические средства, наглядные пособия и т.д.
|
3 |
| - Имеется возможность постоянно следить за новинками рынка образовательных средств и приобретать приглянувшиеся учебники, пособия, программы, технические средства, наглядные пособия и т.д.
| 4 |