Заключение по результатам экспертизы образовательной среды.
статья на тему

Стряпчих Кристина Вадимовна
Результаты пилотажного исследования и количественной оценки параметров образовательной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekspertiza_obrazovatelnoy_sredy.docx52 КБ

Предварительный просмотр:

Заключение

по результатам экспертизы образовательной среды

КОУ ВО «Воронежская школа-интернат №6 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

В результате пилотажного исследования и количественной оценки параметров образовательной среды мы получили следующие результаты:

Показатели

Максимальный балл

Итоговый балл

Широта образовательной среды

32

15

Интенсивность образовательной среды

16

6

Осознаваемость образовательной среды

28

16

Обощенность образовательной среды

24

14

Эмоциональность образовательной среды

16

11

Доминантность образовательной среды

12

10

Когерентность образовательной среды

12

4

Социальная активность образовательной среды

16

11

Мобильность образовательной среды

16

8

Делая общий анализ данной экспертизы, мы видим, что в нашем учебном учреждении наблюдаются низкие показатели по таким критериям как:

  • Интенсивность образовательной среды;
  • Когерентность образовательной среды;
  • Мобильность образовательной среды;

Интенсивность образовательной среды – структурно-динамическая характеристика, показывающая степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления. О высокой степени интенсивности образовательной среды можно говорить, когда уровень требований к учащимся выходит за рамки Госстандарта. Однако, специфика данного учреждения такова, что уровень требований к учащихся депривированным по слуху не может выходить за рамки Госстандарта, однако, большинство педагогов стремится использовать интерактивные формы и методы образования, налажена система внеурочной работы, во время каникул организуются активные развивающие формы отдых.

Здесь возможно существенное улучшение в ходе реализации программы педагогического эксперимента за счет внедрения активных форм и методов работы педагогов и повышения требований к учащимся, как общего их уровня, так и индивидуально к учащимся, проявляющим особые способности

Когерентность образовательной среды показывает степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания. Когерентность показывает, является ли данная образовательная среда чем-то обособленным в среде обитания личности или она тесно с ней связана, высоко интегрирована в нее. По результатам диагностики нами выявлено, что в школу-интернат №6 могут приниматься учащиеся без конкурса, оплаты или других особых условий. А подготовка учащихся ограничивается требованиями Госстандарта.

Для повышения данного параметра необходимо направить усилия, прежде всего на расширение социальной интеграции школы. Достичь этого можно, в частности, за счет целенаправленного развития профилизации обучения, социально-психологической работы, усиления внимания к предметам и методам обучения, развивающим коммуникативность учащихся.

Мобильность образовательной среды служит показателем ее способности к ограниченным эволюционным изменениям, в контексте со средой обитания. Мы видим, что образовательный процесс в данном учреждении направлен, прежде всего, на формирование знаний, умений и навыков учащихся в рамках требований Госстандарта. Лишь некоторые педагоги используют современные активные (интерактивные) методы на занятиях.

Для повышения данного параметра необходимо пересмотреть учебный план, ориентируясь на современные запросы учащихся, их родителей, общества. В соответствии с изменением содержания следует менять и методы (технологии). Повышению квалификации педагогов также следует придать целенаправленный характер.

Наиболее высокие показатели наблюдаются по таким критериям как:

  • Осознаваемость образовательной среды;
  • Эмоциональность образовательной среды;
  • Социальная активность образовательной среды

Высокая оценка осознаваемости образовательной среды показывает меру сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса. Практически все педагоги школы, учащиеся и их родители имеют представление об истории данного учебного заведения. Многие выпускники продолжают поддерживать контакты с учебным заведением, охотно оказывают ему различную помощь. Каждый год торжественно отмечаются юбилейные даты учебного заведения.

Показатели эмоциональности образовательной среды говорят нам о том, что в педагогическом коллективе школы-интернат №6 принято делиться и профессиональными, и личными проблемами в малых группах; педагоги сопереживают и поддерживают воспитанников; эмоциональность оформления пространственно-предметной среды на достаточно хорошем уровне. В эмоционально насыщенной среде каждый педагог и учащийся ощущает сопереживание и поддержку по поводу своих успехов и неудач, связанных с образовательным процессом.

Социальная активность образовательной среды служит показателем ее социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии данной образовательной среды в среду обитания. Школа-интернат №6 славится в регионе творческим коллективом «Поющие сердца», участники которого регулярно принимают участие во всероссийских и международных конкурсах жестового пения. Фотографии отдельных выпускников, которые достигли высокого положения в своей сфере деятельности в масштабе всей страны, стали известными, популярными людьми, висят на доске почета школы-интерната, тем самым показывая пример остальным учащимся.        

ПАРАМЕТРЫ ЭКСПЕРТИЗЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

        Для проведения ориентировочной количественной оценки параметров психолого-педагогической экспертизы образовательной среды необходимо следующее:

  1. В каждом блоке пометить ту строку, в которой, на Ваш взгляд, наиболее точно отражается реальное положение дел в анализируемой среде. Для пометки соответствующих строк служит первый (чистый) столбец таблицы.
  2. Каждый блок снабжён дополнительной чистой строкой. В эту строку можно записать своё содержание, если оно значительно отличается от предложенного в других строках данного блока. ВНИМАНИЕ! Это новое содержание блока должно рассматриваться только вместо предложенных в таблице, но не суммироваться с ними.
  3. Баллы, полученные по данному блоку (в случае необходимости они суммируются), записываются в строку с названием данного блока.
  4. Далее суммируются баллы, полученные во всех блоках данного параметра  и записываются в строку “итоговый балл” под названием соответствующего параметра.
  5. Итоговые результаты представляются в процентном соотношении от максимально возможного балла по данному параметру.

Бланк методики

ШИРОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ШИРОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

итоговый балл

32

1.МЕСТНЫЕ ЭКСКУРСИИ

(пешком, на городском и пригородном транспорте)

  • практически не проводятся

0

  • проводятся, но не для всех учащихся

1

  • каждый школьник раз в году имеет возможность принять участие

2

  • каждый школьник не менее двух раз в году имеет возможность принять участие

3

  • периодически проводимые экскурсии как неотъемлемая часть образовательного процесса (например, занятия в лабораториях, в музее, на предприятиях и т.п.)

4

2. ПУТЕШЕСТВИЯ.

  • практически не бывает

0

  • не для всех учащихся

1

  • каждый школьник раз в году имеет возможность принять участие

2

  • каждый школьник не менее двух раз в году имеет возможность принять участие

3

  • поездки школьников в другие города как неотъемлемая часть образовательного процесса

4

3.ПОСЕЩЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

(театры, концерты, выставки и т.д.)

  • практически не бывает

0

  • не для всех учащихся

1

  • каждый школьник раз в пол года имеет возможность посещения

2

  • каждый школьник раз в четверть имеет возможность посещения

3

  • периодические посещения учреждений культуры как неотъемлемая часть образовательного процесса

4

4.ОБМЕН УЧАЩИМИСЯ

  • обмен учащимися с другими учебными заведениями не производится

0

  • обмен учащимися с другими учебными заведениями носит разовый эпизодический характер

1

  • производится систематический приём школьников из других учебных заведений

2

  • учащиеся имеют возможность какое-то время проучиться в другом учебном заведении (также всероссийские и международные детские и молодёжные лагеря, экспедиции и т.п.)

3

  • реализуется программа постоянного двустороннего обмена учащимися с другими отечественными или (и) зарубежными учебными заведениями

4

5.ОБМЕН ПЕДАГОГАМИ

  • обмен педагогами с другими учебными заведениями не производится

0

  • обмен педагогами с другими учебными заведениями носит разовый эпизодический характер

1

  • педагоги имеют возможность какое-то время преподавать (стажироваться) в других учебных заведениях

2

  • педагоги (специалисты) из других учреждений и организаций (школ, ВУЗов, научных, культурных, спортивных центров и т.д.) систематически работают в школе (классе)

3

  • реализуется программа постоянного двустороннего обмена преподавателями с другими отечественными или (и) зарубежными учебными заведениями

4

6.ВОЗМОЖНОСТИ ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МИКРОСРЕД

  • кроме занятий в своём классе у учащихся, практически, нет других образовательных возможностей

0

  • некоторое учащиеся имеют возможности для занятий в различных кружках, секциях, клубах по интересам

1

  • каждый учащийся может заниматься в кружках, секциях, клубах по интересам

2

+

  • учащиеся имеют возможности выбора класса (профильного, по уровню подготовленности школьников)

3

+

  • учащиеся имеют возможности выбора учителей

4

7.ГОСТИ

  • учащиеся общаются, практически, только со своими педагогами, гости приглашаются крайне редко

0

+

  • гости (специалисты, ветераны, депутаты и т.д.) периодически выступают с лекциями (рассказами) перед учащимися и педагогами

1

+

  • родители активно привлекаются к воспитательной работе школы, участвуют в различных мероприятиях вместе с детьми (походы, весёлые старты, творческие выставки)

2

+

  • периодически организуется общение учащихся и педагогов с интересными людьми в форме бесед, круглых столов, дискуссий и т.п.

3

+

  • периодически организуются фестивали, праздники, конференции или другие формы массового приёма гостей

4

8.ШИРОТА МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ

  • учащиеся в основном занимаются в необорудованных классных помещениях, имеются лишь некоторые специализированные кабинеты, многие из них совмещённые

0

  • занятия проводятся в основном в специализированных оборудованных помещениях (в том числе спортзал, мастерская, библиотека и т.п.), но некоторых необходимых специализированных помещений пока не хватает

1

  • имеется полный набор необходимых методически и технически оснащенных специализированных помещений

2

  • наряду со “стандартным набором” хорошо оборудованных помещений имеются какие-либо дополнительные образовательные структуры (школьный музей, зимний сад, фонотека, видеотека, школьное кафе и т.п.).

3

  • имеются все необходимые оборудованные помещения, а также организована возможность доступа учащихся к компьютерным информационным сетям (“Интернет”)

4

ИНТЕНСИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ИНТЕНСИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

итоговый балл

16

1.УРОВЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ К УЧАЩИМСЯ

  • к знаниям учащимся предъявляются пониженные требования (обусловлено особенностями контингента учащихся: слабым здоровьем, педагогической запущенностью и т.п.)

0

  • требования к знаниям учащихся как правило не превышают соответствующих требований госстандарта

1

  • требования к некоторым учащимся выходят за рамки госстандарта

2

  • ко всем учащимся предъявляются повышенные требования

3

  • образовательный процесс по ряду учебных дисциплин ведётся по усиленным программам (например по программам ВУЗа)

4

2.УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА УЧАЩИХСЯ

  • часто в ходе уроков учащиеся остаются “недогруженными” учебными заданиями, могут заниматься посторонними делами, скучать, болтать и т.п.

0

  • занятия на уроках проходят достаточно интенсивно, при этом учителя стараются давать минимум домашних заданий; как правило после уроков учащиеся уходят из школы

1

  • после уроков учащихся обычно остаются в школе для консультаций с учителями, на факультативы и другие дополнительные занятия; домашние задания - минимальны (или объемные домашние задания, но учащиеся не остаются в школе после занятий)

2

  • после уроков учащихся остаются в школе для дополнительных занятий; а также получают объёмные домашние задания

3

  • практически всё время учащихся так или иначе связано с образовательным процессом (например в специализированных интернатах и т.п.)

4

3.ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА

  • выходные дни и каникулы учащиеся как правило проводят в семьях, не связаны с образовательным процессом своего учебного заведения

0

  • в выходные дни для учащихся систематически проводятся рекреационно-образовательные мероприятия (клуб выходного дня, вечера, праздники и т.п.)

1

  • на осенних, зимних и весенних каникулах большинство учащихся включены в рекреационно-образовательный процесс (предметные семинары, походы, конкурсы, олимпиады, фестивали и т.п.)

2

  • на период летних каникул для учащихся учебным заведением организуются лагеря, трудовые объединения, туристические походы и т.п.

3

  • учебным заведением разработана и реализуется специальная программа организации активного отдыха учащихся (как в выходные дни, так и на период каникул)

4

4.ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ

  • в образовательном процессе преобладают традиционные методы, основанные на воспроизведении учащимися усвоенного материала

0

  • некоторые педагоги на отдельных занятиях используют интерактивные (“диалоговые”) формы и методы (тренинги, имитационные игры и т.д.)

1

  • большинство педагогов стремится использовать интерактивные формы и методы образования

2

  • педагогическим коллективом декларирован приоритет интерактивного образовательного процесса в данном учебном заведении

3

  • интерактивные формы и методы образования являются основными в реальной практике педагогов, квалифицированными специалистами систематически проводится соответствующая учебно-методическая работа с педагогами

4

ОСОЗНАВАЕМОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ОСОЗНАВАЕМОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

итоговый балл

28

1.УРОВЕНЬ ОСВЕДОМЛЁННОСТИ ОБ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

  • Практически никто из учащихся, педагогов и родителей не способен ответить на вопросы типа: Когда и при каких обстоятельствах основано данное учебное заведение? Кто был его первым директором и чем замечателен этот человек? Какие известные люди здесь учились или преподавали? и т.п.

0

  • Отдельные педагоги знают историю и традиции своего учебного заведения

1

  • История и традиции учебного заведения известны нескольким педагогам и группе учащихся, которые специально занимаются их изучением

2

  • Большинство педагогов и учащихся знакомо с историей и традициями своего учебного заведения

3

  • Практически все педагоги, учащиеся и их родители имеют представление об истории данного учебного заведения

4

2.СИМВОЛИКА

  • Учебное заведение не имеет никаких элементов собственной символики
  • Соответствующая символика имеется, но совершенно не популярна среди педагогов, учащихся и родителей

0

  • Учебное заведение наряду с формальным типовым названием имеет своё особое название (школа “Радуга”, школа имени... и т.п.) и все учащиеся об этом знают

1

  • Учащимся и родителям хорошо знакома эмблема учебного заведения (воспроизводится на стендах, табелях, дипломах, похвальных листах и т.д.)

2

  • Учебное заведение имеет своё знамя, которое хранится на видном почётном месте, под этим знаменем проводятся важные мероприятия

3

  • Учебное заведение имеет особую форму или форменные элементы (футболки с символикой своего учебного заведения, “фирменные” шапочки и т.п.) которые учащиеся и педагоги охотно носят

4

3.ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАВАЕМОСТИ

  • Специальная работа не проводится или носит эпизодический характер

0

  • Имеются отдельные стенды, рассказывающие об истории и традициях учебного заведения

1

  • Ведётся летопись учебного заведения (оформляются фото, кино, видео и другие материалы)

2

  • Торжественно отмечаются юбилейные даты учебного заведения, к этим торжествам ведётся долговременная подготовка

3

  • Организован музей (постоянная выставка) истории учебного заведения

4

4.СВЯЗЬ С ВЫПУСКНИКАМИ

  • Контакты педагогов и учащихся с бывшими выпускниками носят случайный эпизодический характер

0

  • Контакты с выпускниками ограничиваются проведением вечера встреч раз в году

1

  • Педагогический коллектив целенаправленно следит за судьбой выпускников, в необходимых случаях им оказывается соответствующая поддержка

2

  • Многие выпускники продолжают поддерживать контакты с учебным заведением, охотно оказывают ему различную помощь

3

  • Действует постоянный общественный орган типа Совета выпускников, который оказывает содействие развитию учебного заведения

4

5.АКТИВНОСТЬ СОТРУДНИКОВ

  • Практически все педагоги и технический персонал крайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) без соответствующей оплаты

0

  • Значительная часть педагогов и технического персонала охотно откликаются на просьбы администрации о безвозмездной помощи учебному заведению

1

  • Практически весь коллектив охотно откликается на просьбы администрации о безвозмездной помощи

2

  • Многие сотрудники сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения

3

  • Большинство сотрудников лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении

4

6.АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

  • Практически все учащиеся крайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.)

0

  • Значительная часть учащихся охотно откликаются на просьбы педагогов о какой-либо помощи учебному заведению

1

  • Практически все учащиеся охотно откликаются на просьбы администрации и педагогов о какой-либо помощи

2

  • Многие учащиеся сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения

3

  • Большинство учащихся лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении

4

7.АКТИВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

  • Практически все родители крайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.)

0

  • Значительная часть родителей охотно откликаются на просьбы педагогов о какой-либо помощи учебному заведению

1

  • Практически все родители охотно откликаются на просьбы администрации и педагогов о какой-либо помощи

2

  • Многие родители сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения

3

  • Большинство родителей лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении

4

ОБОБЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ОБОБЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

итоговый балл

24

1.КОМАНДА ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ

  • Образовательный процесс организуется каждым педагогом на основе его собственных представлений о целях, содержании, принципах и методах обучения и воспитания, никакие единые методические требования к педагогам администрацией не предъявляются

0

  • Заместители директора составляют его “команду”, к педагогам ими предъявляется система единых методических требований

1

  • В команду единомышленников наряду с администрацией входит и некоторая часть учителей

2

  • Большинство учителей по существу составляют единую профессиональную команду

3

  • В результате целенаправленной работы с коллективом практически все педагоги данного учебного заведения осознанно реализуют единую образовательную стратегию

4

2.КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

  • Серьёзной концепции развития учебного заведения пока не существует, образовательный процесс осуществляется “по инерции”

0

  • Инициатива разработки концепции учебного заведения исходит от группы педагогов, в то время как администрация остаётся малокомпетентной и пассивной в этом вопросе

1

  • Концепция учебного заведения разрабатывается директором и его заместителями, а учителя пока не имеют об этом чёткого представления

2

  • В учебном заведении реализуется определённая образовательная концепция, суть которой известна и понятна педагогам, однако не все согласны именно с таким подходом

3

  • Концепция учебного заведения, основные стратегические ориентиры его развития хорошо понимаются и поддерживаются коллективом педагогов

4

3.ФОРМЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

  • Методическая работа с педагогическим коллективом по осмыслению образовательных целей учебного заведения, содержания образовательного процесса и т.п. реально не ведется

0

+

  • На педсоветах администрацией ставятся вопросы координации усилий педагогов в плане развития единого понимания целей и методов образовательного процесса

1

+

  • Проблема согласованности работы педагогов является основной в работе их методических объединений 

2

  • Периодически проводятся педагогические конференции, на которых происходит свободный обмен мнениями, совместно разрабатываются стратегические положения развития учебного заведения

3

  • Организован постоянно действующий педагогический семинар, направленный на повышение уровня понимания сотрудниками целей образовательного процесса, перспектив развития учебного заведения

4

4. ВКЛЮЧЁННОСТЬ УЧАЩИХСЯ

  • Учащиеся практически отвечают только за собственную успеваемость, они не информированы об основных положениях образовательной концепции своего учебного заведения

0

  • Учащимся рассказывают о понимании педагогами целей образовательного процесса и стратегических ориентирах развития учебного заведения

1

  • Отдельные предложения учащихся по изменению организации образовательного процесса всерьёз рассматриваются и могут быть реализованы

2

  • Учащиеся реально участвуют в управлении учебным заведением, активные учащиеся входят в состав “команды”, разрабатывающей стратегию развития учебного заведения

3

  • Действует специально разработанная система включения учащихся в процесс стратегического планирования работы учебного заведения, осмысления ими образовательных целей и методов

4

5. ВКЛЮЧЁННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

  • Родители интересуются только успеваемостью своих детей, они не информированы об основных положениях образовательной концепции учебного заведения

0

  • На родительских собраниях родителям рассказывают о понимании педагогами целей образовательного процесса и стратегических ориентирах развития учебного заведения

1

  • Отдельные предложения родительского комитета по изменению организации образовательного процесса рассматриваются администрацией и могут быть реализованы

2

  • Действует специально разработанная система взаимодействия администрации и педагогов с родителями

3

  • Родители реально участвуют в управлении учебным заведением, входят в состав “команды”, разрабатывающей стратегию развития учебного заведения

4

6. РЕАЛИЗАЦИЯ АВТОРСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ

  • Учебное заведение не поддерживает тесных контактов с представителями психолого-педагогической науки

0

  • Учебное заведение строит образовательный процесс на основе определённой методической модели, администрация получила консультацию от учёных перед началом реализации проекта

1

  • Учёные - авторы образовательной концепции учебного заведения - периодически консультируют как администрацию, так и педагогов

2

  • Организован постоянно действующий семинар для педагогов, который ведётся учёными - авторами образовательной концепции данного учебного заведения

,

3

  • Учебное заведение является экспериментальной площадкой научного учреждения, учёные - авторы образовательной концепции - работают в постоянном тесном контакте с администрацией и педагогами

4

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

итоговый балл

16

1.ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

  • Педсоветы, совещания и т.п. проводятся в строгом деловом ритме, различные проявления эмоций и “посторонние разговоры” не поощряются администрацией

0

  • Педсоветы, совещания и т.п. проходят в неформальной обстановке, участники чувствуют себя психологически комфортно, легко и свободно проявляют свои эмоции

1

  • Педагоги часто встречаются в неформальной обстановке как “в стенах” учебного заведения, так и за их пределами (отмечают дни рождения, праздники, ходят в гости друг к другу, посещают концерты, выставки и т.п.)

2

  • Каждый педагог ощущает сопереживание и поддержку коллег по поводу своих профессиональных успехов и неудач

3

  • В педагогическом коллективе принято делиться не только профессиональными, но и личными проблемами

4

2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С УЧАЩИМИСЯ

  • Взаимоотношения педагогов с учащимися носят преимущественно ролевой, формализованный характер, ограничиваются учебно-дисциплинарной проблематикой

0

  • Взаимоотношения педагогов с учащимися хотя и осуществляются в основном в формальных рамках (на уроках, собраниях и т.п.), но носят преимущественно межличностный характер, отличаются искренностью и сопереживанием, касаются “внеучебных” проблем учащихся

1

  • Педагоги и учащиеся часто общаются между собой в неформальной обстановке (как в учебном заведении, так и за его пределами)

2

  • Каждый школьник ощущает сопереживание и поддержку педагогов по поводу своих успехов и неудач, связанных с образовательным процессом

3

  • Школьники часто делятся с педагогами своими личными проблемами, получая от них сопереживание и поддержку 

4

3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

  • Взаимоотношения педагогов с родителями носят преимущественно ролевой, формализованный характер, ограничиваются учебно-дисциплинарной проблематикой

0

  • Взаимоотношения педагогов с родителями хотя и осуществляются в основном в формальных рамках (на собраниях и т.п.), но носят преимущественно межличностный характер, отличаются искренностью и сопереживанием, касаются “внеучебных” проблем

1

  • Педагоги и родители часто общаются между собой в неформальной обстановке (как в учебном заведении, так и за его пределами)

2

  • Родители ощущают сопереживание и поддержку педагогов по поводу успехов и неудач их детей, связанных с образовательным процессом

3

  • Родители часто делятся с педагогами различными семейными проблемами, получая сопереживание и поддержку 

4

4. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ОФОРМЛЕНИЯ

ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ

  • Визуальное оформление учебного заведения (стенды, плакаты, лозунги, доска объявлений и т.д.), строго функционально, ориентировано прежде всего на сообщение серьезной информации

0

  • В оформлении интерьеров учебного заведения присутствуют эмоционально насыщенные элементы (сказочные, юмористические, сатирические сюжеты плакатов, картинок, лозунгов, стенгазет и т.д.)

1

  • Периодически проводятся выставки рисунков (сочинений) учащихся, отражающих их отношение к своему учебному заведению

2

  • Участниками таких выставок являются не только учащиеся, но и педагоги

3

  • Учащиеся и педагоги могут свободно выражать свои эмоции (рисовать шаржи, писать пожелания или благодарности и т.п.) на специальных планшетах, стенгазетах и т.п.

4

ДОМИНАНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ДОМИНАНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

итоговый балл

12

1. ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

  • Большинство педагогов работает ещё и в других местах, данное учебное заведение не рассматривается ими как важнейшая сфера своей профессиональной реализации

0

  • Большинство педагогов работают только в данном учебном заведении, но относятся к работе формально 

1

  • В учебном заведении есть группа педагогов, для которых в их работе заключён главный смысл жизни 

2

  • Несмотря на вынужденные подработки в других местах, данное учебное заведение рассматривается большинством педагогов как важнейшая сфера своей профессиональной реализации

3

  • Пожалуй, весь образ жизни большинства педагогов так или иначе обусловлен вовлечённостью в жизнь учебного заведения, которая составляет их главную жизненную ценность

4

2. ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  • Для большинства учащихся данное учебное заведение не стало особо значимым местом в их жизни, а педагоги не входят в круг авторитетных людей 

0

  • Значимым для учащихся оказывается скорее общение с отдельными педагогами, нежели образовательная среда данного учебного заведения в целом

1

  • Хотя учебное заведение и не является для большинства учащихся центром социальной реализации, но “школьная (студенческая) жизнь”, всё-таки, составляет для них одну из их важнейших ценностей

2

  • В повседневной жизни большинство учащихся придерживаются принципов и норм, принятых в данном учебном заведении, даже если эти принципы и нормы подвергаются критике со стороны родителей, соседей, сверстников и т.д.

3

  • Пожалуй, весь образ жизни большинства учащихся так или иначе обусловлен вовлечённостью в жизнь учебного заведения, которая составляет их главную жизненную ценность

4

3. ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • У большинства родителей данное учебное заведение и его педагоги не пользуются особым авторитетом 

0

  • Значимым для родителей оказывается только общение с отдельными педагогами

1

  • Учебное заведение пользуется авторитетом у родителей

2

  • Родители высоко ценят мнение педагогов и стараются выполнять их рекомендации, даже если они расходятся с их собственным мнением по воспитательным проблемам

3

  • Родители гордятся, что их дети учатся именно в данном учебном заведении, многие ради этого изменили место жительства или отправляют сюда детей из других микрорайонов

4

КОГЕРЕНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

КОГЕРЕНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

итоговый балл

12

1. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

С ДРУГИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

  • В учебное заведение принимаются учащиеся по микрорайону

0

  • В учебное заведение могут приниматься учащиеся без конкурса, оплаты или других особых условий

1

  • Учащиеся любой ступени могут переходить в другие аналогичные учебные заведения без дополнительных условий

2

  • Выпускники данного учебного заведения стабильно поступают в различные образовательные учреждения более высокого образовательного уровня (гимназии, училища, ВУЗы и т.д.)

3

  • Учебное заведение имеет сопряжённые программы с ВУЗами, в которые выпускники могут зачисляться без вступительных испытаний

4

  • другое, вместо предложенного, (от 0,1 до 3,3)

2. РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

  • Учебное заведение практически не сотрудничает с другими организациями

0

  • Учебное заведение тесно сотрудничает с различными экологическими, политическими, молодёжными, религиозными и другими организациями

1

  • Постоянные контакты учебного заведения с органами местного самоуправления

2

  • Профессиональная подготовка учащихся данного учебного заведения в соответствии с социально-экономическими запросами своего региона

3

  • Включённость данного учебного заведения с его особой образовательной функцией в Концепцию развития региональной системы образования (при наличии такой Концепции)

4

3. ШИРОКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

  • Подготовка учащихся не всегда соответствует требованиями стандарта

0

  • Подготовка учащихся ограничивается требованиями госстандарта •        В учебное заведение могут приниматься учащиеся без конкурса, оплаты или других особых условий

1

  • Учащиеся получают не только уровень научных знаний согласно госстандарту, но и практическую подготовку, соответствующую современным требованиям (компьютерную, коммуникативную, валеологическую, экологическую, экономическую и т.д.)

2

  • Специальная психолого-педагогическая работа в учебном заведении направлена на развитие у учащихся личностных качеств, необходимых для успеха в современном обществе (целеустремлённости, решительности, ответственности, работоспособности и т.п.)

3

  • Учащиеся получают уровень образования (в том числе владение иностранными языками) и личностного развития, обеспечивающий возможность учиться или работать за рубежом

4

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

АКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

итоговый балл

16

1. ТРАНСЛЯЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ

  • Достижения учебного заведения незначимы

0

+

  • Учащиеся данного учебного заведения систематически побеждают на предметных олимпиадах различного уровня

1

+

  • Учебное заведение является методическим центром, распространяющим свой опыт работы на другие образовательные учреждения (программы, методики и т.д.)

2

+

  • Учебное заведение славится в регионе каким-либо творческим (спортивным) коллективом (ансамблем, театром, оркестром, командой КВН, спортивной командой)

3

+

  • Помимо образовательных услуг учебное заведение выставляет на рынок какие-либо товары и услуги (компьютерные продукты, сельхозпродукты, сувениры, игрушки, консультации и т.д.)

4

2. РАБОТА СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

  • В СМИ не бывает информвции об учебном заведении

0

  • В эфире периодически звучат радиопередачи о данном учебном заведении

1

  • Сведения о жизни данного учебного заведения систематически сообщаются по местному радио

2

  • Материалы о данном учебном заведении систематически публикуются в прессе (например, в местной газете имеется специальная рубрика, страница и т.п.

3

+

  • Изданы специальные буклеты (брошюры, книги), рассказывающие о данном учебном заведении

4

3. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

  • Учебное заведение не принимает активное участие в различных региональных выставках, смотрах, конкурсах, фестивалях и других социально значимых формах реализации творческой активности людей

0

  • Учебное заведение является инициатором различных региональных выставок, смотров, конкурсов, фестивалей и других социально значимых форм реализации творческой активности людей

1

  • Учебное заведение принимает активное участие в различных социально значимых акциях и движениях (охрана среды, помощь ветеранам, инвалидам шефская работа и т.п.)

2

  • Учебное заведение является инициатором различных социально значимых акций и движений (охрана среды, помощь ветеранам, инвалидам, шефская работа и т.п.)

3

  • Именно данное учебное заведение по существу является признанным лидером в регионе (одним из таких лидеров) в плане организации и проведения различных социальных инициатив

4

4. СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ

  • Выпускники учебного заведения не являются известными людьми

0

  • Отдельные выпускники учебного заведения стали известными в регионе людьми (в науке, искусстве, спорте, политике, деловой и административной сфере и т.д.)

1

  • Выпускники данного учебного заведения составляют значительную часть местной (региональной) социальной элиты (политической, творческой, деловой, административной)

2

+

  • Отдельные выпускники учебного заведения достигли высокого положения в своей сфере деятельности в масштабе всей страны, стали известными, популярными людьми

3

+

  • Отдельные выпускники учебного заведения достигли известности за рубежом, их деятельность укрепляет международный престиж России

4

МОБИЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

МОБИЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

итоговый балл

16

1. МОБИЛЬНОСТЬ ЦЕЛЕЙ И СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

  • Образовательный процесс направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков учащихся в рамках требований госстандарта

0

  • В образовательный процесс включена подготовка учащихся также по ряду новых дисциплин, наиболее актуальных в современных социально-экономических условиях (основы предпринимательской деятельности, деловое общение, экология, право и.т.)  

1

  • Образовательный процесс целенаправленно ориентирован не только на академическую и профессиональную подготовку учащихся, но и на развитие их функциональной грамотности (лингвистической, коммуникативной, компьютерной, валеологической и т.д.), а также на их личностное развитие и саморазвитие

2

  • Учебное заведение даже изменило свой профиль, ориентируясь на современные социальные запросы (стало экономическим, экологическим, языковым и т.д.)

3

  • Учебное заведение тесно сотрудничает с вузами, реализуются совместные программы обучения

4

2. МОБИЛЬНОСТЬ МЕТОДОВ ОБРАЗОВАНИЯ

  • Практически весь образовательный процесс строится на использовании традиционных воспроизводящих методов обучения (учитель сообщает новые сведения, а учащиеся оцениваются по способности их воспроизводить и применять)

0

  • Некоторые педагоги используют современные активные (интерактивные) методы (имитационные игры, тренинговые формы, творческие мастерские и т.п.)

1

  • Большинство педагогов владеет современными методами и стремится использовать их в образовательном процессе

2

  • В учебном заведении организовано целенаправленное обучение педагогов современным образовательным технологиям, налажена методическая поддержка педагогов, использующих активные методы образования

3

Все педагоги имеют возможность стажироваться в других учебных заведениях

4

3. МОБИЛЬНОСТЬ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

  • Новые учебные курсы обеспечиваются за счёт дополнительной нагрузки педагогов, которые самостоятельно осваивают их содержание и методику

0

  • Новые учебные курсы обеспечиваются педагогами, которые самостоятельно к ним подготовились и теперь преподают только эти дисциплины

1

  • Новые учебные курсы обеспечиваются педагогами, которые ранее преподавали другие предметы, а затем изменили свой профиль, пройдя соответствующее дополнительное обучение

2

  • Для преподавания новых дисциплин пригашаются иногда дипломированные специалисты соответствующего профиля

3

Для преподавания новых дисциплин пригашаются всегда дипломированные специалисты соответствующего профиля 

4

4. МОБИЛЬНОСТЬ СРЕДСТВ ОБРАЗОВАНИЯ

  • В образовательном процессе используются только традиционные учебники, задачники, хрестоматии, наглядные пособия, которые практически не обновляются уже много лет

0

  • Наряду со старыми используются и новые экспериментальные учебники, пособия и т.д.

1

  • Образовательный процесс строится преимущественно на базе новых учебников, современных наглядных пособий и технических средств обучения

2

  • Эпизодически приобретаются приглянувшиеся учебники, пособия, программы, технические средства, наглядные пособия и т.д.

3

  • Имеется возможность постоянно следить за новинками рынка образовательных средств и приобретать приглянувшиеся учебники, пособия, программы, технические средства, наглядные пособия и т.д.

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи образовательного учреждения и деятельности педагогов в работе по профилактике аддиктивного поведения в образовательной среде.

К статье добавлен  материал одного из классных часов, который  возможно  использовать  образовательными  учреждениями  в  своей  работе  по  проф...

«Электронные образовательные ресурсы как часть информационно-образовательной среды школы».

В статье анализируются подходы к определению информационно-образовательной среды, выделены свойства информационно-образовательной среды и предложен вариант о...

Экспертиза образовательной среды МБС(к)ОУ «Школа интернат №12 VIII вида» г. Перми

Экспертиза образовательной среды МБС(к)ОУ «Школа интернат №12 VIII вида» г. Перми детей 3-4 класса,рекомендации....

Бланк заключения по результатам проверки рабочих программ

Бланк будет полезен заместителю директора по УВР для анализа соответствия рабочих программ учителей требованиям ФГОС...

Педагогические чтения «Планирование и достижение образовательных результатов в новой образовательной среде» Обмен педагогическим опытом

Обеспечение положительной динамики образовательных результатов, ориентированных на поддержку индивидуального прогресса обучающихся....

Изменение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов

В работе  описывается практика  достижения новых образовательных стандартов в соответствии с требованиями  ФГОС в начальной школе через создание педагогически комфортной образовательной...

Экспертное заключение по результатам экспертизы профессиональной деятельности педагога

Представлено экспертное заключение по результатам экспертизы профессиональной деятельности педагога...