программа внеурочной деятельности в 3 классе на 2014-2015 учебный год "Блистательный Петербург"
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа "Блистательный Петербург" рассчитана на ознакомление младших школьников с историей и культурой Санкт-Петербурга и является программой культурологической направленности.
В настоящее время заметно возрос интерес к истории и культуре Санкт-Петербурга – одному из прекраснейших городов мира, уникальному культурно-историческому комплексу, в судьбе которого огромную роль сыграли многие исторические личности, деятели культуры и искусства. Программа курса позволяет почувствовать нашу сопричастность к исторической и культурной судьбе Санкт-Петербурга, ощутить непрерывность связи времен и поколений. Использование воспитательного потенциала курса во многом является гарантией успешного выполнения поставленных задач, создания необходимых условий этического и интеллектуального выживания и развития детей, их существования в современном многомиллионном городе, что способствует созданию образа города, постоянно изменяющегося во времени, запечатленного в его замечательной архитектуре и скульптуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_blistatelnyy_peterburg.docx | 36.24 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СОШ №400
им. Александра Невского
Т.Ф.Конорева
Программа внеурочной деятельности
для 3 класса
Я познаю мир
«Блистательный Санкт-Петербург»
на 2014-2015 учебный год
учитель начальных классов
Макарова Юлия Аркадьевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности для 3 класса Я познаю мир «Блистательный Санкт-Петербург» рассчитана на ознакомление младших школьников с историей и культурой Санкт-Петербурга и является программой культурологической направленности.
В настоящее время заметно возрос интерес к истории и культуре Санкт-Петербурга – одному из прекраснейших городов мира, уникальному культурно-историческому комплексу, в судьбе которого огромную роль сыграли многие исторические личности, деятели культуры и искусства. Программа курса позволяет почувствовать нашу сопричастность к исторической и культурной судьбе Санкт-Петербурга, ощутить непрерывность связи времен и поколений. Использование воспитательного потенциала курса во многом является гарантией успешного выполнения поставленных задач, создания необходимых условий этического и интеллектуального выживания и развития детей, их существования в современном многомиллионном городе, что способствует созданию образа города, постоянно изменяющегося во времени, запечатленного в его замечательной архитектуре и скульптуре.
Цель программы
Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.
Отличительные особенности программы
Программа включает в себя теоретическую и практическую часть. Для реализации поставленных задач содержание курса ориентирует на диалог, самостоятельность мышления и самовыражения, что способствует творческому развитию учащихся. В курсе обучения предусмотрен хронологический подход к изложению материала с упоминанием наиболее значимых дат и важнейших периодов в развитии города. В программу включены темы, создающие у учащихся представление об основании Петербурга, его великолепном скульптурном убранстве, государственных символах, музеях и театрах города. Значительная роль отводится наиболее важным этапам формирования культуры «северной столицы», а также городского быта. Учащиеся ознакомятся с тем, как строился Петербург, складывались его великолепные архитектурные ансамбли; кто такие петербуржцы и как они жили на берегах р. Невы в течение ХVIII-ХХ веков, каковы были их занятия и интересы. Темы выстроены таким образом, чтобы родители могли в течение нескольких пешеходных экскурсий увидеть с детьми все, о чем шла речь на занятиях.
Адресность
Программа адресована учащимся младшего школьного возраста (7-10 лет).
Условия набора
Данная образовательная программа предполагает групповые занятия с учащимися младшего школьного возраста. Группы комплектуются по возрастному признаку, принимаются все желающие.
Срок реализации программы
Программа внеурочной деятельности «Блистательный Санкт-Петербург» рассчитана на 1 год обучения.
Формы и режим занятий
Обучение по данной образовательной программе осуществляется в группе в форме традиционного, комбинированного и зачетного занятий, а также бесед, экскурсий, слайд-занятий, коллективного рассказа-эстафеты по определенной теме, кроссвордов, рассказов с пропусками, уроков вопросов и ответов, работы с картой и фотоматериалами, выполнения творческих домашних заданий.
Режим занятий –1 раз в неделю по 2 акад. часа (68 академических часов в год).
Вариативность часов обусловлена занятостью учащихся во внеурочное время и пожеланиями родителей.
Продолжительность академического часа – 45 минут.
Наполняемость групп – 15 человек.
Ожидаемые результаты
В результате успешного освоения программы «Блистательный Санкт-Петербург»
- углубят свои знания об истории и культуре Санкт-Петербурга;
- приобретут навыки культурного поведения;
- сформируют уважительное отношение к историческим личностям;
- приобретут способности художественно-образного восприятия города;
- сформируют умение самостоятельно выполнять контрольные и тестовые задания;
- повысят уровень развития творческих и коммуникативных способностей;
- сформируют бережное отношение к историческим, архитектурным, скульптурным памятникам и чувство любви к родному городу в лучших традициях петербургской культуры.
Формы подведения итогов реализации программы
В ходе реализации данной программы предусмотрены:
- промежуточная аттестация– в форме зачетного занятия;
- проектная деятельность по графику;
- итоговая аттестация (май) – в форме зачетного занятия.
Оценка результатов может также проводиться в форме защиты фронтальных опросов, зачетных занятий и конкурсов.
Тематика занятий
I. Мир города – 4 часа.
II. Удивительный Санкт-Петербург – 22 часа.
III. Блистательный Санкт-Петербург – 22 часа.
IV. Прогулки по Санкт-Петербургу – 22 часа.
Итого: 68 часов.
Используемая литература:
- Л.К. Ермакова И.М. Лебедев «Чудесный город» Петербургская тетрадь, Санкт-Петербург 1998.
- Р.П. Андреева «Прогулки по Санкт-Петербургу» Справочник-путеводитель по истории города 1-4 классы
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по программе
«Блистательный Санкт-Петербург»
(34 недели 2ч./нед. 68 часов)
№ | Тема занятия | К-во час. | Сроки | Словарь | Примечание |
1. | I Мир города «Живой город» «Сосуды города» «Клетки города» «Легкие города» | 2 | Проспект Переулок Улица Площадь Перекресток Реки, каналы Набережные Фундамент Фасад Фронтон Дворец Церковь Лесопарки Сады парки скверы | Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедева «Чудесный город» Петербургская тетрадь С.8-18 | |
2. | «Город и горожане» «Жители города» «Болезни города» | 2 | Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица» Проект «Настоящий горожанин не будет…» С.19-23 | ||
3. | II Удивительный Санкт-Петербург «Визитная карточка города»
(возраст города, герб города) | 2 | Герб, щит Санкт-Петербург Петроград Ленинград | Проект «Герб Санкт-Петербурга» С.24-29 Презентация «Домик Петра I» | |
4. | «Отличительные черты Санкт-Петербурга» «Санкт-Петербург – город рек и каналов» | 2 | Нева, наводнение Большая и Малая Нева Большая Невка Средняя Невка Малая Невка Рукав, протока Приток, Фонтанка Мойка Обводный Екатерининский каналы, канал Грибоедова | Работа с контурной картой с.184-185 С.32-38 | |
5. | «Санкт-Петербург – город мостов» | 2 | Мосты | Работа с картой-схемой «Санкт-Петербург с высоты птичьего полета» Самостоятельная работа с.43 з.3 | |
6. | «Санкт-Петербург – город островов» | 2 | Острова: Адмиралтейский Аптекарский Васильевский Елагин Заячий Каменный Крестовский Новая Голландия Декабристов Петровский Петроградский. | Видеофильм «Санкт-Петербург – город мостов» С.38-43 | |
7-8 | «Сказочный город Санкт-Петербург» 1.Решетки мостов 2.решетки и ограды садов и парков. | 4 | Архитектор Декоративное убранство Пилястры Колонны Штукатурка Глазурованный кирпич Гранит мрамор Парапет Решетка Трезубец | С.44-60 Задание с.5 (1,2) Проект «Твоих оград узор чугунный…» (рисование чугунной ограды моста в технике «графика») | |
9. | «Сказочный зверинец» | 2 | |||
10. | «Богатства города» Город-труженик Город музеев Театры города | 2 | Морской порт вокзалы гардероб фойе антракт зрительный зал оркестровая яма портер амфитеатр ложа бенуар ярусы | С.61-63 Правила поведения в музее и театре | |
11. | Петербургские храмы «Александро-Невская лавра» Храм «Александра Невского» | 2 | С.64-65 | ||
12. | «Хранители мыслей» «Храмы науки» | 2 | Университет Институт Академия художеств Академия наук | ||
13. | «Петербуржцы» | 2 | Мемориальные (памятные) доски «Почетный гражданин» Коренной петербуржец Петербургский стиль поведения | С.66-75 Задание с. 70 (1,2,3) c.71 (5) Проект «Сувенир» Перспективное задание-проект с.74 | |
14. | III Блистательный Санкт-Петербург «Дворец Славы Российской» | 2 | Зимний дворец Франческо Бартоломео Рострелли Памятник истории Памятник культуры Эрмитаж | С.76 Задание с.83 (1) С.86 (4) Чтение книги Л.Ф.Шиф «Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком» с.86 (5) Творческое задание | |
15-16. | «Непреступная твердыня» Рождение крепости Жизнь крепости Петропавловский собор | 4 | Куртина Казематы Равелин Кронверк Гарнизон Гауптвахта «Плясовая площадка» Монетный двор Тюрьма Комендант Купол колокольня Шпиль пилястры Портик волюта Звонница Куранты Доменико Трезини Иконостас иконы арка аллегория Барельеф усыпальница | С.90-107 С.90 (1,2,3) c.95 (3,4) c.103 (1) c.107 кроссворд | |
17-18. | «Владыка морей» Центральное здание старинного Петербурга – Адмиралтейство. Адмиралтейский сад. Скульптуры Адмиралтейства | 4 | Андриян Дмитриевич Захаров Постамент Флагшток Куранты Пьедестал Нимфы Верфь Глассис Штаб училище | С.117-133 Видеофильм «Адмиралтейство» С. 125 (1) С.129 (4) С.130 (6,7) С. 132 (12) | |
19-20. | «Стрелка на Неве» Ансамбли стрелки. Храм торговли. Маяки «Созвездие музеев» | 4 | Купцы порт Маяки пакгаузы А.Д. Захаров Жан-Франсуа Тома де Томон | С.134-153 С.147 (1) С.150 (4) С.151 (11) | |
21-22. 23. | «Хоровод достопримечательностей» Площадь Декабристов. Медный Всадник Здание Сената и Синода «Собор соборов» Исаакиевский собор | 4 2 | Морис Фальконе Сенат Синод Карл Иванович Росси Горельеф Витраж Мозаичные иконы Огюст Рикар де Монферан | С.154-163 С.164-172 | |
24. | «Нева – часть ансамбля». Площадь хранит память | 2 | Чиновники священнослужители Корабельные мастера Вольнодумцы Декабристы | С.177 (1) Задание 1 - письменно | |
25. | IV Прогулки по Санкт- Петербургу Памятники Петру I Памятник Екатерине II | 2 | Видеофильм | ||
26. | Памятник Николаю I Александру III | 2 | |||
27. | Памятники полководцам и не только… | 2 | А.В. Суворов М.И. Кутузов М.Б. Барклай де Толли А.С. Пушкин И.Ф. Крузенштерн Н.М. Пржевальский Памятник жертвам 9 января 1905 Памятник «Стерегущему» | ||
28. | Ленинград в годы ВОВ | 2 | Презентация | ||
29. | Пригороды Санкт-Петербурга «Село царей» | 2 | Видеофильм | ||
30. 31. | Павловск Гатчина. «Замок-призрак». | 2 2 | |||
32. | Петергоф – родина фонтанов | 2 | |||
33. | Необычные места Санкт-Петербурга | 2 | |||
34. | Викторина «Знай и люби свой город» | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.
Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...
Рабочая программа по технологии . 4 класс. за 2014-2015 учебный год.
Рабочая программа по технологии . 4 класс. за 2014-2015 учебный год....
Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Введение в проектную деятельность"
Данная рабочая программа рассчитана на один год обучения....
Справка по итогам выполнения учебных программ и их практической части по внеурочной деятельности во 2 четверти 2014-2015 учебного года
Справка по итогам выполнения учебных программ и их практической части по внеурочной деятельностиво 2 четверти 2014-2015 учебного года...
Учебно-исследовательская работа по теме "Воспитание патриотизма у младшего школьника во внеурочной деятельности по окружающему миру" 2014-2015 г.
Сформировать у учащихся чувства патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и гражданской ценности - неотложная задача общеобразовательной школы, начиная с первого года обучения ребенка. Поэтому вн...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 4е класс на 2018-2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 4 Е КЛАССЕ:ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКАУМНИКИ И УМНИЦЫШКОЛА ЮНОГО ПЕШЕХОДАСТУПЕНЬКИ ДОБРАМОДЕЛИРОВАНИЕ...
Отчет о реализации курса внеурочной деятельности «Радуга творчества» за 2014-2015 учебный год
Отчет о реализации курса внеурочной деятельности «Радуга творчества» за 2014-2015 учебный годРуководитель: Горохова Н.А....