Притчи - мыслить и жить помогают.
материал на тему
Роль притчи в воспитании ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pritchi_ramazanova_naylya_muratovna.docx | 58.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Рамазанова Найля Муратовна,
учитель начальных классов,
МБУ лицея №67
Притчи – мыслить и жить помогают…
Притча, как известно это то же событие, тот же жизненный рассказ со смыслом, но во-первых, в иносказательной форме, а во-вторых, он несет в себе некую мудрость. Попробуем проецировать некоторые притчи на конкретные жизненные ситуации.
Многие говорят – меня это не касается. Это может быть связано, как с выражением социального протеста либо же с выражением сплоченности трудового коллектива перед несправедливыми требованиями работодателя. А вот вам небольшая притча для размышления.
В одном из деревенских дворов серая мышка заметила, что хозяева поставили во дворе мышеловку. Мышь поведала об этом овце, корове и курице. Однако, все они ответили – это твои проблемы, нас это не касается. А в мышеловку угодила ядовитая змея, которая и укусила хозяина, когда он пытался достать ее от туда. Хозяин слег и потерял аппетит. Пришлось из курицы сварить наваристый бульон, чтобы его кормить. Но хозяину становилось все хуже и пришлось заколоть овцу, чтобы отблагодарить доктора, приехавшего из города. А затем заколоть и продать корову, т.к. хозяин не смог выздороветь и умер, а семью надо было кормить. За всем этим мышка наблюдала из своей уютной норки. Подумайте – стоит ли поддержать другого или просто отсидеться, возможно, скоро его проблемы коснуться и вас.
Один мой знакомый всегда считал, что жить надо для себя. Это, в общем, верно, но в жизни всегда должна быть какая-то цель. В противном случае жизнь просто теряет смысл и вы превращаетесь в овощ, который растет, цветет, плодоносит и умирает.
А сможете ли вы применить эти простые притчи к своей жизни?
И, что самое главное – сможете ли вы сделать для себя какие-нибудь выводы?
Когда я на уроках литературного чтения, стала детям читать притчи, сначала было трудно их читать, затем дети стали прислушиваться, задумываться. Сейчас они сами приносят притчи и просят прочитать их в классе.
Притчи, прочитанные с выразительностью и выдержкой, остаются в памяти надолго. Совсем недавно, попросила вспомнить притчи, которые мы уже читали, ребята вспомнили даже те, которые мы читали в первом классе. Теперь решили завести папку, куда складываем притчи и периодически их перечитываем; довольно интересное это занятие. В притчах столько мудрости, важности и самоопределения. Я, думаю, что они помогают в воспитании школьников. Вот несколько притч, которые особенно помнят дети.
- Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идет песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.
Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжелые и несчастные времена в его жизни. Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
— Не Ты ли говорил мне: если последую путем Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?
— Господь отвечал:
— Мое милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нес тебя на руках.
- Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стекляный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили что полон.
Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили - факт, полон.
И наконец мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок конечно же заполнил последние промежутки в сосуде.
"Теперь," - обратился мудрец к ученикам,- " я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь! Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети - те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, ваша работа, ваша квартира, ваш дом или ваша машина.Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песоком, то уже не останется места для более крупных камней. Также и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание прежде всего на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями - только они имеют цену, все остальное - лишь песок. " - Притча о дружбе которая рассказывает про двух друзей, идущих в пустыне:
Однажды они поспорили и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:
— Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
— Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либоделает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.
- Один из учеников спросил Будду:
— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?
— Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты будешь делать? — спросил тот в ответ.
— Что я буду делать? Это же простая случайность, совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка, — сказал ученик.
Тогда Будда заметил:
— Так делай то же самое. Кто-то был безумен, разгневан и ударил тебя — это все равно, что ветка с дерева упала на твою голову. Пусть это не тревожит тебя, иди своим путем, будто ничего не случилось. - Однажды шел по дороге старый мудрый человек, разглядывал природу и любовался весенними яркими красками. Тут он увидел мужчину, который нес на плечах необъятно огромный груз. Было заметно, как у него от такой тяжести подкашиваются ноги.
- Почему ты обрекаешь себя на такой тяжкий труд и страдания? – спросил старик.
- Я страдаю для того, чтобы мои внуки и дети были счастливыми, - ответил бедолага. - Мой прадед обрекал себя на тяжкий труд ради деда, дед - ради отца, отец - ради меня, а я буду страдать ради счастья моих детей.
- А кто-то в вашей семье был счастливым? - поинтересовался мудрый собеседник.
- Пока ещё нет, но дети и внуки наверняка станут счастливыми! - мечтательно воскликнул мужчина.
- К сожалению, неграмотный не может научить читать, а крот никогда не воспитает орла! - вздохнул старый мудрый человек. - Сперва нужно научиться самому быть счастливым, только тогда ты сможешь научить детей счастью. Это и будет твой самый ценный подарок.
6. Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.
- Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил.
- А какой волк в конце побеждает?
Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка и он ответил.
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
7. Давным-давно сгорела большая библиотека, и уцелела лишь одна рукопись. Долгие годы она покоилась в глубине книжной лавки, и никто не обращал на нее внимания. До тех пор, пока однажды в лавке не сменился хозяин…
Он перебирал свитки, книги, рукописи и избавлялся от ненужного. Старую рукопись он выбросил, и она попала в руки случайного прохожего – нищего. Тот собирался разжечь ею костер, чтобы согреться, но прежде поинтересовался, что в ней написано.
А в рукописи было вот что: "Тот человек, который найдет на берегу моря горячий камень, обретет в жизни все, о чем мечтал". Нищий решил, что терять ему нечего, и отправился к морю.
Он поднимал камень за камнем, но они были холодны, и человек бросал их в волны. Так шли дни, недели, месяцы, годы… И вот однажды рука нищего коснулась горячего камня…
Он поднял его и… по привычке выбросил в море.
Наша жизнь – как берег моря, мы день за днем ищем свою судьбу. Но часто мы, найдя то, что искали, пройдем мимо лишь потому, что привыкли искать, а не находить.
8 . Однажды Лягушка услышала пение Соловья и пришла в восторг. Соловьи ведь действительно неплохо поют, это даже лягушки не могут не заметить. «Вот было бы здорово, — подумала она, — если бы и другие птицы так же умели! А то во всём лесу ни одного настоящего певца: одни курлыкают, другие каркают, третьи ухают, а чтобы за душу брало — этого нету. Такая жалость!» И Лягушка принялась учиться у Соловья. Каждый вечер она приходила к тому дереву, где он имел обыкновение петь, и старательно повторяла все его трели — ну, как умела. Сперва ничего не получалось. Но прошло несколько месяцев, и её усердие было вознаграждено — Лягушка выучила несколько нот. Не все, конечно, только две или три, но для начала (и для лягушки) это большое достижение.
Поскольку ей не терпелось поскорее приступить к работе, она сразу поскакала в лес, и там стала обучать птиц и зверей тому, что выучила сама. Конечно, её мало кто воспринял всерьёз. Но Лягушка не сдавалась, она уговаривала, убеждала, вдалбливала новые идеи в неподатливые головы лесных жителей, заражала их личным примером… И её усердие вновь было вознаграждено. Прошло несколько месяцев, и в лесу все научились квакать. С присвистом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Вежливость помогает или мешает жить человеку?"
Классный час в начальной школе во 2 классе "Вежливость помогает или мешает жить людям?"...
Притчи. Притча "Осёл и фермер".
"ПРИТЧА - нравственное поучение в аллегорической форме, отличающееся от басни тем, что свой поэтический материал оно черпает из человеческой жизни" . Такое опрделение мы можем прочитать в Словаре лите...
классный час по теме "Вежливость помогает или мешает жить"
классный час 2 класс вежливость помогает или мешает жить...
Классный час "Вежливость помогает или мешает жить людям?"
Цели: Углубить знания обучающихся о вежливости, привить навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми....
Конспект занятия в ГПД. Тема: Вежливость помогает или мешает людям жить?
Цель: Воспитывать у детей вежливость и такт по отношению к окружающим.« Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость» - эти слова вы должны помнить всег...
Статья "Музыка строить и жить помогает" или использование классической музыки на уроке технологии
применение классической музыки на уроке технологии в начальной школе...
Занятие в группе продленного дня "Дружба помогает учиться и жить"
Занятие в группе продленного дня "Дружба помогает учиться и жить" - способствует формированию дружеских отношений, пониманию ложного представления о дружбе, а также тренирует навыки межлично...