классный час по теме "Вежливость помогает или мешает жить"
классный час (2 класс) на тему
классный час 2 класс вежливость помогает или мешает жить
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vezhlivost_pomogaet_ili_meshaet.docx | 42.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа пгт. Нема»
Немского района Кировской области
(Час общения)
пгт. Нема 2013 г.
БЕСЕДА
«Вежливость помогает или мешает жить людям?»
Цели: познакомить учащихся с понятием «вежливость»; развивать у учащихся способность отличать хорошие поступки от плохих; вырабатывать навыки поведения в разных этикетных ситуациях.
Ход занятия:
1.Актуализация
Давным-давно в очень далекой стране был город. Это был очень грустный город, потому что там не светило солнце, не цвели сады, не распускались цветы. Люди там были печальные и унылые, а дети плакали, потому что их мамы не говорили им нежных, добрых, ласковых слов. И жизнь всем была не в радость. Но вот однажды в город на воздушном шаре прилетел мудрый волшебник. Он был очень вежлив. Проходя по улицам города, он говорил всем «волшебные» слова: «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры». И от его слов люди стали улыбаться. И они тоже стали говорить друг другу: «простите», «будьте любезны», «добрый день». Как только люди стали вежливыми, они сразу заметили, как засветило солнце, расцвели сады и распустились цветы.
- Ребята, как вы поняли, почему преобразился город? (ответы детей)
2.Объявление темы занятия
Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу.
Быть вежливым очень легко мне,
Я «здравствуйте» первым скажу.
- Здравствуйте – это не просто приветствие, но и пожелание здоровья. Давайте поздороваемся друг с другом. Встаньте, повернитесь друг к другу, объединитесь в пары. Хором повторяйте за мной слова и выполняйте движения.
Добрый день, мой милый друг (рукопожатие).
Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону).
Здесь есть ты (кладем правую руку на плечо соседа).
Здесь есть я (кладем правую руку себе на грудь).
Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа)
Жить (хлопаем в ладоши),
Друзья (соединяем руки ладонями).
- Как хорошо вы поздоровались, я увидела на ваших лицах улыбки, дружелюбие и хорошее настроение. Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
А сейчас поговорим?
О разном и о прочем.
О том, что хорошо.
И хорошо не очень.
чего – то знаешь ты.
А что – то мне известно.
Поговорим.
Вдруг будет интересно.
Постановка проблемы: сегодня мы собрались здесь, чтобыпоговорить
вежливость помогает или мешает жить людям?
- Давайте вместе попробуем в этом разобраться.
- Как вы понимаете, что такоевежливость?
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
- Как вы думаете, хорошо или плохо быть вежливым?
- Почему хорошо?Когда мы вежливы, нам легко понять друг друга, легко договориться, можно играть, не ссорясь, не отнимая друг у друга игрушки, нам легко общаться.
- А какого человека мы называем вежливым, начнем со слов
вежливый человек - это тот, кто...(продолжают дети из класса по желанию).
- умеет уступать место женщине и старикам;
- приветствует друга при встрече;
- умеет прийти на помощь в нужный момент;
- не перебивает собеседника при разговоре;
- не употребляет бранных и грубых слов;
- не отмахивается от просьб друзей и старших;
- не мешает в работе другим людям;
- не опаздывает на встречи, уроки, в гости;
- поздравляет с днем рождения окружающих;
- не забывает возвращать взятые книги, вещи;
- умеет встречать гостей и т.д.
- говорит вежливые слова;
- делает хорошие поступки.
- Как относятся окружающие люди к вежливым людям? Вежливых людей любят, с ними приятно разговаривать, общаться,играть, с ними интересно и хорошо. После общения с вежливым человеком и настроение улучшается.
- А к невежливым? С невежливым человеком и общаться не хочется.
- Можно ли назвать вежливым человека, который не с кем не здоровается или обманывает, обижает маленьких? Нет, такого человека нельзя назвать вежливым. Такой человек ведет себя грубо и невоспитанно, его никто не любит и не уважает.
4. Решение нравственных проблемных ситуаций.
1.Представьте, что вы идете по улице, очень спешите и нечаянно задели прохожего. Тот оглянулся, вопросительно посмотрел на вас.
Что вы должны сказать?
2.Наташа подошла к двери класса, неся в руках стопку книг из библиотеки. В это время дверь резко открылась, несколько книг упало, анапороге показался Миша. Что он должен сделать?
3.Девочка возмущенно жаловалась маме: «В нашем классе один мальчик такой невежа – все время зовет меня Валькой!». – «А ты как его зовешь?» - спросила мама. – «Я его вообще никак не зову, я ему просто кричу: «Эй, ты!» Как нужно правильно обращаться к одноклассникам?
- Скажите, ребята, как вы думаете, вежливый человек может быть злым?
- Верно, ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. А значит, она всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением к другому. А если человек добр, он спокоен, а значит, и весел, правда?
_ Об этом очень убедительно говорится в маленькой сказке Л.Н.Толстого «Белка и волк».
Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк»
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя». Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».
- Ребята, права белка? Почему? (Ответы детей)
- Какие слова мы называем «волшебными»?
- А почему их называют «волшебными»? Без них просто жить на свете нельзя.
- Как они помогают людям в различных ситуациях? От них теплее и светлее становится людям, могут подбодрить, вызвать улыбку.
- Каким голосом их нужно говорить вежливые слова? Нужно говорить вежливо, спокойно, приветливо, глядя на того, к кому обращаемся.Нельзя говорить резким тоном, отвернувшись в сторону.Грубое, невежливое обращение оскорбляет и обижает человека.
- Трудно отказать человеку в просьбе, если он говорит "пожалуйста", "прошу" и т.д.
- А вы знаете вежливые слова? Сейчас вы по очереди их называйте, но не перебивая друг друга и, не повторяясь. Итак, начали.
5. Релаксация.
Игра “Не ошибись, пожалуйста”
Я буду просить вас исполнить задания, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Руки вперед.
Я сказала, руки вперед!
Садитесь, пожалуйста!
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Вежливо — невежливо». Если вы считаете, что так поступать вежливо - хлопаете два раза, если невежливо - один.
1. Поздороваться при встрече -
2. Толкнуть и не извиниться -
3. Помочь подняться -
4. Не встать, обращаясь к учителю -
5. Поднять упавшие вещи -
6. Не уступить место пожилому человеку -
7. Не заметить недовольство мамы –
8. Кричать на уроке-
9. Грубить старшим-
10. Помочь бабушке пройти на другую сторону улицы-
6. Работа над рассказом:
- А вы знаете, что вежливость даже может спасти жизнь.
Послушайте шутливую мексиканскую сказку «Вежливый кролик».
«Жил-был кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался, было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
У кролика дрогнуло сердце. Бежать – то куда?
Недалеко он заметил пещеру и со всех ног бросился туда. Он не знал, что там его поджидала другая грозная опасность – в пещере поселилась змея.
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой
дом входить не полагается. « Нужно поздороваться, - подумал он. – Но с кем? С пещерой, конечно!»
И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал: «Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти!»
До чего же обрадовалась змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.
- Входите, входите! – ответила она, желая обмануть Кролика.
Но Кролик по голосу понял, с кем имеет дело.
- Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. – Я совсем забыл, что меня ждет Крольчиха! До свидания! – и бросился бежать прочь со всех ног.
Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила.
Змея же свернулась в клубок и проворчала: «Лучше бы я ему не отвечала! Ох, уж эти мне вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!».
- Понравилась вам сказка? Чему она учит нас? А вас когда-нибудь выручала вежливость?
- Вежливые люди ведут себя культурно, не вредничают, заботятся о других.
С такими людьми приятно общаться, дружить. С ними легко. Они говорят хорошие слова.
7.Вежливость. А нужна ли она нам? Может она нам мешает?
- Почему с одними людьми нам легко общаться, а с другими - трудно?
- Отчего с кем-то мы ладим, а с кем-то все время ссоримся?
Не держат слово, обещание;
Фамильярничают в обращении;
Допускают грубость, сквернословие в речи;
Постоянно хихикают;
Секретничают с кем-то в присутствии друзей;
Забывают вернуть, если что-то взял;
Болтливые люди, которые не умеют хранить секреты.
- Каждый знает из своего опыта, как бывает обидно и как портится настроение, когда кто-то толкнет, пусть даже нечаянно, и не извинится, или скажет грубое слово, или не поймет вашего состояния и будет шутить, когда вам совсем не до шуток или, еще хуже, ответит грубостью, нахамить.
8. Вредные советы.
- Я приготовила вредные советы Григория Остера. Внимательно послушайте их и скажите, что в них неправильного, вредного и как нужно поступать в данных ситуациях.
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже,-
Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
Что неправильного? (ответ) А как нужно поступить правильно?
- Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун
Что неправильного? (ответ) А как нужно поступить правильно?
- Девчонок надо никогда
Нигде не замечать
И не давать проходу им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из – за угла.
Что неправильного? (ответ) А как нужно поступить правильно?
Итог: Можно повлиять, если мысленно поставить их на место других.
- Если человек делает только то, что ему хочется, не считаясь с другими, то о нем говорят, что он невоспитан. Таких людей не уважают. Грубость, бестактность, в какой бы форме они ни проявлялись, разъединяют даже родных и друзей, вызывают чувство неприязни и вражды.
- Волшебником может стать каждый человек, у которого есть доброе сердце и желание делать людям только доброе и приятное, приносить пользу, быть вежливым. Вежливость сплачивает нас, вызывает чувство взаимной радости и симпатии.
9. Вывод:значит, вежливость больше помогает людям жить или мешает?
- Если она вам помогает, прикрепите к солнышку свои лучики. Посмотрите какое яркое у нас получилось солнышко, чтобы оно нас всегда согревало своим теплом вы должны выполнять и соблюдать следующие правила вежливости
Правила вежливости:
Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
Вежливый человек приветлив и внимателен к людям
Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек
Не спорь по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.
Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.
Так давайте учиться быть вежливыми. Говорить, друг другу хорошие слова,быть всегда вежливыми, приветливыми, дарить людям радость, и тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться.
- Ребята, наш разговор подошел к концу. Мне было приятно с вами общаться.
Вы многое поняли, но главное из сказанного я хочу повторить известные слова писателяСервантеса:«Ничего не стоит так дёшево и не ценится такдорого, как вежливость». Постарайтесь это запомнить.
Разбор ситуаций
- Представьте, что вы идете по улице, очень спешите и нечаянно задели прохожего. Тот оглянулся, вопросительно посмотрел на вас.Что вы должны сказать?
- Наташа подошла к двери класса, неся в руках стопку книг из библиотеки. В это время дверь резко открылась, несколько книг упало,анапороге показался Миша. Что он должен сделать?
- Девочка возмущенно жаловалась маме: «В нашем классе один мальчик такой невежа – все время зовет меня Валькой!». – «А ты как его зовешь?» - спросила мама. – «Я его вообще никак не зову, я ему просто кричу: «Эй, ты!»Как нужно правильно обращаться к одноклассникам?
1.Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
2.Девчонок надо никогда
Нигде не замечать
И не давать проходу им
Нигде и никогда.
Им надо ножку подставлять,
Пугать из-за угла.
3.Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже,-
Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
Правила вежливости:
Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
Вежливый человек приветлив и внимателен к людям.
Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек.
Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.
Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.
Так давайте учиться быть вежливыми. Говорить, друг другу хорошие слова, быть всегда вежливыми, приветливыми, дарить людям радость, и тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться.
Оборудование:
- Картинки: волшебник, дети, солнышко, лучики, шарик воздушный (напечатанные на нем вежливые слова).
- Напечатаны слова: Сервантеса, вежливость, помогает, мешает; ситуации; правила вежливости.
- Магнитики
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Если мёд на столе - будешь жить до ста лет!"
Цели: Сформировать знания детей о традиционной народной медицине, связанной с использованием меда, и его полезными свойствами.Дать представление о многообразии видов меда.Закре...
Классный час о вреде курения "КУРИТЬ ИЛИ ЖИТЬ?"
Классный час рассчитан на учащихся 3, 4 классов . Данное мероприятие показывает с разных сторон вред, который курение наносит здоровью; знакомит с мерами борьбы с курением в разных странах....
Классный час о добре и зле : "Давайте жить дружно!"
Цель данного классного часа – формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся на основе примеров и жизненного опыта дете...
Классный час "Вежливость помогает или мешает жить человеку?"
Классный час в начальной школе во 2 классе "Вежливость помогает или мешает жить людям?"...
Классный час "Вежливость помогает или мешает жить людям?"
Цели: Углубить знания обучающихся о вежливости, привить навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми....
Конспект занятия в ГПД. Тема: Вежливость помогает или мешает людям жить?
Цель: Воспитывать у детей вежливость и такт по отношению к окружающим.« Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость» - эти слова вы должны помнить всег...
Занятие в группе продленного дня "Дружба помогает учиться и жить"
Занятие в группе продленного дня "Дружба помогает учиться и жить" - способствует формированию дружеских отношений, пониманию ложного представления о дружбе, а также тренирует навыки межлично...