«Край родной - Белгородчина.»
классный час (4 класс) на тему

Подвейкина Ольга Николаевна

Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, сознательное отношение к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kray_rodnoy_-_belgorodchina.doc54 КБ
Microsoft Office document icon kray_rodnoy_-_belgorodchina.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа

 им.  А.Ф.Пономарева Белгородского района Белгородской области»

Классный час в 4 «Б» классе

 «Край родной - Белгородчина.»

                                               

                                                                 Провела классный руководитель

                                                                       Подвейкина Ольга Николаевна

Апрель 2014 год

Классный час: « Край родной - Белгородчина.»

Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, сознательное отношение к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Ход мероприятия:

Белогорье … Поле отчее.

По-над лугом белый дым.

Трав густых сиянье сочное

По откосам меловым.

Змейка вьющегося вереска

Розовеет над горой,

И совсем не видно берега

За травой береговой.

Звёзд полночных многоточие,

Туч движение гурьбой.

Белогорье … Поле отчее –

Что зовут своей судьбой!...

(Владимир Молчанов)

Учитель:

У каждого есть место, где дышится легко,

Живется очень просто, и все с ним заодно.

То место, где родился и сделал первый вдох.

И сразу в жизнь влюбился, вобрав весны глоток.

Наша Родина – Россия, большая и сильная страна.

- А как называется наша малая родина?

Малая родина –Белгородчина. Очень красивый край, которым мы все гордимся.

(Слайд. Виды природы Белгородчины).

-Как вы думаете о чём мы с вами будем говорить?

-Сформулируйте тему классного часа.

- Наш классный час о нашем родном крае. О Белгородчине.

-Какую дату отмечает наша область в этом году?

( 60 лет образования Белгородской области)

Учитель.

Быть здесь Граду на реке,

Белгороду на Донце!

Пусть всегда он здесь стоит

Крепок будет как гранит.

Славных дел пускай чета

Не угаснет никогда.

Отныне будет так всегда,

На все грядущие века!

Белгородчина моя

Ты могуча, широка.

Нет прекрасней и милей

Матушки земли моей.

1. Звучит запись звуков природы (пение птиц, журчание ручейка), переходящих в детский смех.

 Работа учащихся проходит в группах.

2. На доске записаны слова: Я ЖИЗНЬ ПРИРОДА

- Попробуйте выбрать главное, на ваш взгляд, из этих слов. Запишите это слово.

Почему вы считаете его важным? Запишите ваши мысли об этом.

(На этом этапе каждый учащийся работает индивидуально).

Ответы учащихся.

Я считаю, что главное – это слово «Я», т.к. если есть я, то есть для меня моя жизнь, природа и весь мир, а если меня нет, то для меня нет ничего в этом мире.

Я считаю, что главное слово – это «ПРИРОДА». Природа – это жизнь, даже больше, чем жизнь. Это очень красивое чудо. Природа – это все вокруг.

ПРИРОДА дает жизнь всему живому, в том числе и мне.

Главное слово – это «ПРИРОДА», т.к. пока на нашей Земле сохранена природа, то будет жизнь и буду я.

Главное слово – это «ЖИЗНЬ». Без жизни нет природы, т.к. она состоит из живых организмов. Даже если нет меня, жизнь была и будет.

Я вижу, что у каждого из вас есть свое собственное мнение по этому поводу.

Давайте вернемся к нашим словам. Попробуем составить им характеристики.

К слову «Я» напишем прилагательные, каким бы каждый из вас хотел бы быть. Например, Я сильный, Я смелый и т.д.

К слову «ЖИЗНЬ» также напишем характеристики, какой бы вы хотели видеть вашу жизнь. Это могут быть разные части речи.

К слову «ПРИРОДА» напишем те слова, которые к вам приходят в качестве ассоциаций на это слово. ( ответы детей)

- Что вы знаете о природе нашего края?

(Сообщения детей)

Заповедники Белгородской области

Расположение и история заповедника Белогорье

Участок Лес-на-Ворскле впервые организован в 1925 г. В современных границах существует с 1979 г. Заповедник является учебной базой Ленинградского государственного университета. Площадь заповедника 1038 га, в том числе 990 га — лесопокрытая площадь. Это типичный ландшафт среднерусской лесостепи. Преобладают вековые дубравы.

Заповедник расположен в юго-западной части Белгородской области. Создан для охраны 80 – 100-летнего дубового леса и 250 – 300-летних дубрав. С трех сторон заповедник ограничивают реки: с юга и востока – Ворскла, с запада – Готня. По границам заповедник расположены селения. Район заповедника интересен не только в природном, но и в историческом отношении. Эта территории с давних времен была местом борьбы с кочевыми племенами - половцами, татаро-монгольскими ордами и крымскими татарами. Густые леса всегда служили надежной защитой от прохождения конницы, а потом люди стали делать искусственные сооружения – лесные «засеки» из поваленных деревьев. 

При правительстве Петра I дубравы охранялись очень строго, так как для строительства морского флота нужно было много дубовой древесины. Вырубка дуба, вяза и ясеня на другие цели каралась смертной казнью. Граф Шереметев устроил в этом районе охотничье лесное хозяйство и строго охранял его от вмешательства посторонних людей. Так, что он и его потомки смогли сохранить первозданную красоту леса. Этот лес упоминает как один из «частных заповедников». Однако в послереволюционные годы некому стало охранять лес, и люди начали хищнически рубить лес и убивать животных. Почти полностью были уничтожены косули, лисицы, куницы. Благодаря стараниям С.И. Малышева на этой территории был создан заповедник Лес-на-Ворскле. Война нанесла огромный ущерб заповеднику, и в первые послевоенные годы Лес-на-Ворскле был преобразован в учебно-опытное лесное хозяйство и только в 1979 г. заповедник был снова восстановлен.

Природа заповедника Белогорье ( Слайды)

Растений 550 видов цветковых и папоротникообразных, мхов около 25 видов, лишайников 61 вид, грибов около 900 видов. На большей части территории растет дуб черешчатый с небольшой примесью других пород. Лесные системы имеют ярусное строение. Первый ярус представляют собой 200-300-летние дубы большой высоты. Второй ярус образуют клен платановидный, липа мелколистная, ильм, ясень. В третьем ярусе в основном мелкорослые деревья – дикая яблоня, дикая груша. В следующий ярус входят кустарники бересклеты бородавчатый и европейский, шиповник, клен полевой и др. Травяной покров представлен лесной растительностью. Также встречаются мхи, лишайники и водоросли на ветвях деревьев. Травяной покров в разные сезоны неодинаков. Ранней весной там преобладают холодостойкие растения – пролеска сибирская, хохлатка Галлера, гусиные луки желтый и малый, ветреница лютичная, чистяк. К началу лета они исчезают, уступая место летним теневыносливым растениям. У них, как правило темные листья и белые цветки. Среди них выделяют сныть и осоку волосистую, ясменник пахучий, звездчатку ланцетовидную, медуницу неясную, колокольчик крапиволистный, фиалки удивительную и приятную, купену. Всего на территории заповедника выделено около 200 ассоциаций. В некоторых частях заповедника есть участки экзотических растений для данной местности, таких как бархат амурский, орех грецкий и маньчжурский, лиственница сибирская, желтая акация и др. Интересна растительность на лесных полянах с отдельно стоящими огромными дубами. Из растений здесь растут ежа сборная, полевица обыкновенная, клевер луговой и горный, мятлик узколистный, тонконог, вероника колосистая. На южных склонах можно увидеть участки сухих степей. Лесостепь представлена маленькими участками с преобладанием терна, боярышника, крушины. Пойма Ворскы представлена лугами, на которых растут осоки острая и пузырчатая, манники большой и наплывающий, двукисточник тростниковидный, бекмания. Среди водных растений представлены плавающие у берегов и в небольших зарослях, погруженные в воду. У берегов обычны камышовые заросли, а также тростника и аира. На окраинах дорог, в селениях широко распространены сорняки – горец птичий, лопух большой, чистотел, пустырник и др. 

Животные заповедника.  ( слайды)

В заповеднике представлены благоприятные условия для жизни многих животных, поэтому эта территория заселена довольно плотно. Но деятельность человека привела к полному уничтожению благородных оленей, бобров и выдр, в то же время здесь появились обыкновенная полевка, серый хомячок, слепыш, перепел, луговой чекан. В Красную книгу России занесены такие виды насекомых, обитающие на территории заповедника, как жук-олень, жук-отшельник, махаон, Мнемозина, переливница, подалирий, голубая орденсакая лента.

Фауна птиц весьма разнообразна. Уже ранней весной можно слышать полевых воробьев, больших синиц, лазоревок, поползней, пищух. По всему лесу слышен стук дятла. В марте обыкновенны перелетные птицы – грачи, скворцы, серые цапли, белые трясогузки, зяблики, певчие и черные дрозды, различные хищные птицы.

В лесах в высоких дуплах живут летучие мыши, белки, каменные куницы. В старых пнях и прикорневых дуплах обитают желтогорлые мыши, рыжи и кустарниковые полевки. Бурозубки прячутся в лесой подстилке. Лисы и барсуки добывают себе окорм в районе высокоствольных участков. Косули и лоси кормятся бересклетом, а кабаны в урожайные годы остаются на всю зиму. В вековой дубраве преобладают галки, дятлы, сизоворонки, воробьи, стрижи, поползни, обыкновенные неясыти. В центральной части обитает колония серых цапель. По близости обустраиваются черные коршуны. Большая колония грачей обитает на участке высокоствольной дубравы. На опушечных дубах гнездятся белые аисты. В коре погибающих деревьев живут жуки-короеды, усачи, златки. Немало среди насекомых и вредителей леса. Например, при нашествии дубовой листовертки уже в начале лета лес оголяется. На опушках по ночам пасутся копытные и заяц-беляк. В солнечные дни над цветами летает масса пчел, шмелей, бабочек. В южной части заповедника находят норы барсуков, лисиц, енотовидных собак. В зарослях ивняка и тростника выводят птенцов коростели, дроздовидные и болотные камышевки. В болотистых местах обитают различные лягушки и жабы.

Учитель:

Какие реки Белгородчины вы знаете?

Конкурс «Реки Белгородчины.»

Обозначить на контурной карте реки Белгородской области: Оскол, Ворсклу, Тихую Сосну, Северский Донец.

Ученик:

Стихотворение. (К.Ибряев)

Утром солнышко встает,

Всех на улицу зовет.

Выхожу из дома я,-

Здравствуй, улица моя!

Я пою – и в вышине

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути:

Ты скорей, дружок, расти.

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветрам я,

Отвечаю солнцу я,-

Здравствуй, Родина моя!

Ученик:

Стихотворение. (С.Смирнов)

Есть просто храм.

Есть храм науки.

А есть еще природы храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток.

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Буть сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

Учитель: Дети, как вы понимаете выражение "Храм природы"?

(Слово "храм" – здание для богослужения, в переносном смысле древнерусское выражение – храм науки).

Учитель: Кратко и емко сказал великий знаток природы, писатель М.Пришвин: "Охранять природу – значит охранять Родину ".

А сейчас послушайте загадки о природе.

1. Рос шар бел, дунул ветер – и шар улетел. (одуванчик)

2. И под старою сосною,

Где склонился пень-старик,

Окружен своей семьею,

Первый найден ....(боровик)

3. Какая ягода снега не боится? (клюква

4. Эй, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (колокольчик)

Ученик:

Стихотворение. (Евгений Карасев)

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляют нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нам понятно было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалосно рвали.

В нас молчало безумное "стой!"

Нам казалось все мало,все мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

Мы не видели, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели.

Учитель: Что вы знаете о цветах и травах?

Цветочные часы: Знаете ли вы, что цветы открываются и закрываются в определенное время?

1. Мак открывается в 5 утра.

2. Одуванчик в – 5-6 утра.

3. Фиалка в – 7-8 утра

А закрываются эти цветы днем или вечером?

1. Мак – в 3 часа.

2. Одуванчик – в 2-3 часа.

3. Фиалка – в 5-6 часов.

4. Мать-и-мачеха – в 5-8 часов.

Учитель:  ( Красная книга)

Около 10 % видов животных относятся к числу нуждающихся в особой охране. 50 видов включены в список Красной Книги. Насчитывается около 279 видов птиц, в том числе 152 — гнездящихся, остальные — пролётные и откочевывающие. Наиболее богаты: отряд воробьёвых (111 видов) ; кулики (45 видов) ; гусеобразные (до 30 видов) ; дневные хищники (21 вид) . Численность охотничьих животных приблизительно составила: лось — 387; олень — 501; косуля — 4474; кабан — 2574; заяц-русак — 18361; лисица — 3856; куница — 2025; хорь — 1120; волк — 36. Ежегодная численность охотничьих животных остаётся стабильной.

Из 1400–1500 видов растений и 10000–12000 видов животных, распространенных в Белгородской области, более 30 видов растений и около 100 видов животных можно видеть на страницах Красной книги России, ещё до 200 видов растений и более 250 видов животных требуют действенной охраны как редкие и исчезающие на региональном уровне (часть их ранее нашли

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! Е.Евтушенко

Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

Что тебя волновало во время нашего занятия?

( Просмотр выставки рисунков детей)



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа

 им.  А.Ф.Пономарева Белгородского района Белгородской области»

Классный час в 4 «Б» классе

 «Край родной - Белгородчина.»

                                               

                                                                 Провела классный руководитель

                                                                       Подвейкина Ольга Николаевна

Апрель 2014 год

Классный час: « Край родной - Белгородчина.»

Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, сознательное отношение к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Ход мероприятия:

Белогорье … Поле отчее.

По-над лугом белый дым.

Трав густых сиянье сочное

По откосам меловым.

Змейка вьющегося вереска

Розовеет над горой,

И совсем не видно берега

За травой береговой.

Звёзд полночных многоточие,

Туч движение гурьбой.

Белогорье … Поле отчее –

Что зовут своей судьбой!...

(Владимир Молчанов)

Учитель:

У каждого есть место, где дышится легко,

Живется очень просто, и все с ним заодно.

То место, где родился и сделал первый вдох.

И сразу в жизнь влюбился, вобрав весны глоток.

Наша Родина – Россия, большая и сильная страна.

- А как называется наша малая родина?

Малая родина –Белгородчина. Очень красивый край, которым мы все гордимся.

(Слайд. Виды природы Белгородчины).

-Как вы думаете о чём мы с вами будем говорить?

-Сформулируйте тему классного часа.

- Наш классный час о нашем родном крае. О Белгородчине.

-Какую дату отмечает наша область в этом году?

( 60 лет образования Белгородской области)

Учитель.

Быть здесь Граду на реке,

Белгороду на Донце!

Пусть всегда он здесь стоит

Крепок будет как гранит.

Славных дел пускай чета

Не угаснет никогда.

Отныне будет так всегда,

На все грядущие века!

Белгородчина моя

Ты могуча, широка.

Нет прекрасней и милей

Матушки земли моей.

1. Звучит запись звуков природы (пение птиц, журчание ручейка), переходящих в детский смех.

 Работа учащихся проходит в группах.

2. На доске записаны слова: Я ЖИЗНЬ ПРИРОДА

- Попробуйте выбрать главное, на ваш взгляд, из этих слов. Запишите это слово.

Почему вы считаете его важным? Запишите ваши мысли об этом.

(На этом этапе каждый учащийся работает индивидуально).

Ответы учащихся.

Я считаю, что главное – это слово «Я», т.к. если есть я, то есть для меня моя жизнь, природа и весь мир, а если меня нет, то для меня нет ничего в этом мире.

Я считаю, что главное слово – это «ПРИРОДА». Природа – это жизнь, даже больше, чем жизнь. Это очень красивое чудо. Природа – это все вокруг.

ПРИРОДА дает жизнь всему живому, в том числе и мне.

Главное слово – это «ПРИРОДА», т.к. пока на нашей Земле сохранена природа, то будет жизнь и буду я.

Главное слово – это «ЖИЗНЬ». Без жизни нет природы, т.к. она состоит из живых организмов. Даже если нет меня, жизнь была и будет.

Я вижу, что у каждого из вас есть свое собственное мнение по этому поводу.

Давайте вернемся к нашим словам. Попробуем составить им характеристики.

К слову «Я» напишем прилагательные, каким бы каждый из вас хотел бы быть. Например, Я сильный, Я смелый и т.д.

К слову «ЖИЗНЬ» также напишем характеристики, какой бы вы хотели видеть вашу жизнь. Это могут быть разные части речи.

К слову «ПРИРОДА» напишем те слова, которые к вам приходят в качестве ассоциаций на это слово. ( ответы детей)

- Что вы знаете о природе нашего края?

(Сообщения детей)

Заповедники Белгородской области

Расположение и история заповедника Белогорье

Участок Лес-на-Ворскле впервые организован в 1925 г. В современных границах существует с 1979 г. Заповедник является учебной базой Ленинградского государственного университета. Площадь заповедника 1038 га, в том числе 990 га — лесопокрытая площадь. Это типичный ландшафт среднерусской лесостепи. Преобладают вековые дубравы.

Заповедник расположен в юго-западной части Белгородской области. Создан для охраны 80 – 100-летнего дубового леса и 250 – 300-летних дубрав. С трех сторон заповедник ограничивают реки: с юга и востока – Ворскла, с запада – Готня. По границам заповедник расположены селения. Район заповедника интересен не только в природном, но и в историческом отношении. Эта территории с давних времен была местом борьбы с кочевыми племенами - половцами, татаро-монгольскими ордами и крымскими татарами. Густые леса всегда служили надежной защитой от прохождения конницы, а потом люди стали делать искусственные сооружения – лесные «засеки» из поваленных деревьев. 

При правительстве Петра I дубравы охранялись очень строго, так как для строительства морского флота нужно было много дубовой древесины. Вырубка дуба, вяза и ясеня на другие цели каралась смертной казнью. Граф Шереметев устроил в этом районе охотничье лесное хозяйство и строго охранял его от вмешательства посторонних людей. Так, что он и его потомки смогли сохранить первозданную красоту леса. Этот лес упоминает как один из «частных заповедников». Однако в послереволюционные годы некому стало охранять лес, и люди начали хищнически рубить лес и убивать животных. Почти полностью были уничтожены косули, лисицы, куницы. Благодаря стараниям С.И. Малышева на этой территории был создан заповедник Лес-на-Ворскле. Война нанесла огромный ущерб заповеднику, и в первые послевоенные годы Лес-на-Ворскле был преобразован в учебно-опытное лесное хозяйство и только в 1979 г. заповедник был снова восстановлен.

Природа заповедника Белогорье ( Слайды)

Растений 550 видов цветковых и папоротникообразных, мхов около 25 видов, лишайников 61 вид, грибов около 900 видов. На большей части территории растет дуб черешчатый с небольшой примесью других пород. Лесные системы имеют ярусное строение. Первый ярус представляют собой 200-300-летние дубы большой высоты. Второй ярус образуют клен платановидный, липа мелколистная, ильм, ясень. В третьем ярусе в основном мелкорослые деревья – дикая яблоня, дикая груша. В следующий ярус входят кустарники бересклеты бородавчатый и европейский, шиповник, клен полевой и др. Травяной покров представлен лесной растительностью. Также встречаются мхи, лишайники и водоросли на ветвях деревьев. Травяной покров в разные сезоны неодинаков. Ранней весной там преобладают холодостойкие растения – пролеска сибирская, хохлатка Галлера, гусиные луки желтый и малый, ветреница лютичная, чистяк. К началу лета они исчезают, уступая место летним теневыносливым растениям. У них, как правило темные листья и белые цветки. Среди них выделяют сныть и осоку волосистую, ясменник пахучий, звездчатку ланцетовидную, медуницу неясную, колокольчик крапиволистный, фиалки удивительную и приятную, купену. Всего на территории заповедника выделено около 200 ассоциаций. В некоторых частях заповедника есть участки экзотических растений для данной местности, таких как бархат амурский, орех грецкий и маньчжурский, лиственница сибирская, желтая акация и др. Интересна растительность на лесных полянах с отдельно стоящими огромными дубами. Из растений здесь растут ежа сборная, полевица обыкновенная, клевер луговой и горный, мятлик узколистный, тонконог, вероника колосистая. На южных склонах можно увидеть участки сухих степей. Лесостепь представлена маленькими участками с преобладанием терна, боярышника, крушины. Пойма Ворскы представлена лугами, на которых растут осоки острая и пузырчатая, манники большой и наплывающий, двукисточник тростниковидный, бекмания. Среди водных растений представлены плавающие у берегов и в небольших зарослях, погруженные в воду. У берегов обычны камышовые заросли, а также тростника и аира. На окраинах дорог, в селениях широко распространены сорняки – горец птичий, лопух большой, чистотел, пустырник и др. 

Животные заповедника.  ( слайды)

В заповеднике представлены благоприятные условия для жизни многих животных, поэтому эта территория заселена довольно плотно. Но деятельность человека привела к полному уничтожению благородных оленей, бобров и выдр, в то же время здесь появились обыкновенная полевка, серый хомячок, слепыш, перепел, луговой чекан. В Красную книгу России занесены такие виды насекомых, обитающие на территории заповедника, как жук-олень, жук-отшельник, махаон, Мнемозина, переливница, подалирий, голубая орденсакая лента.

Фауна птиц весьма разнообразна. Уже ранней весной можно слышать полевых воробьев, больших синиц, лазоревок, поползней, пищух. По всему лесу слышен стук дятла. В марте обыкновенны перелетные птицы – грачи, скворцы, серые цапли, белые трясогузки, зяблики, певчие и черные дрозды, различные хищные птицы.

В лесах в высоких дуплах живут летучие мыши, белки, каменные куницы. В старых пнях и прикорневых дуплах обитают желтогорлые мыши, рыжи и кустарниковые полевки. Бурозубки прячутся в лесой подстилке. Лисы и барсуки добывают себе окорм в районе высокоствольных участков. Косули и лоси кормятся бересклетом, а кабаны в урожайные годы остаются на всю зиму. В вековой дубраве преобладают галки, дятлы, сизоворонки, воробьи, стрижи, поползни, обыкновенные неясыти. В центральной части обитает колония серых цапель. По близости обустраиваются черные коршуны. Большая колония грачей обитает на участке высокоствольной дубравы. На опушечных дубах гнездятся белые аисты. В коре погибающих деревьев живут жуки-короеды, усачи, златки. Немало среди насекомых и вредителей леса. Например, при нашествии дубовой листовертки уже в начале лета лес оголяется. На опушках по ночам пасутся копытные и заяц-беляк. В солнечные дни над цветами летает масса пчел, шмелей, бабочек. В южной части заповедника находят норы барсуков, лисиц, енотовидных собак. В зарослях ивняка и тростника выводят птенцов коростели, дроздовидные и болотные камышевки. В болотистых местах обитают различные лягушки и жабы.

Учитель:

Какие реки Белгородчины вы знаете?

Конкурс «Реки Белгородчины.»

Обозначить на контурной карте реки Белгородской области: Оскол, Ворсклу, Тихую Сосну, Северский Донец.

Ученик:

Стихотворение. (К.Ибряев)

Утром солнышко встает,

Всех на улицу зовет.

Выхожу из дома я,-

Здравствуй, улица моя!

Я пою – и в вышине

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути:

Ты скорей, дружок, расти.

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветрам я,

Отвечаю солнцу я,-

Здравствуй, Родина моя!

Ученик:

Стихотворение. (С.Смирнов)

Есть просто храм.

Есть храм науки.

А есть еще природы храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток.

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Буть сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

Учитель: Дети, как вы понимаете выражение "Храм природы"?

(Слово "храм" – здание для богослужения, в переносном смысле древнерусское выражение – храм науки).

Учитель: Кратко и емко сказал великий знаток природы, писатель М.Пришвин: "Охранять природу – значит охранять Родину ".

А сейчас послушайте загадки о природе.

1. Рос шар бел, дунул ветер – и шар улетел. (одуванчик)

2. И под старою сосною,

Где склонился пень-старик,

Окружен своей семьею,

Первый найден ....(боровик)

3. Какая ягода снега не боится? (клюква

4. Эй, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (колокольчик)

Ученик:

Стихотворение. (Евгений Карасев)

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляют нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нам понятно было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалосно рвали.

В нас молчало безумное "стой!"

Нам казалось все мало,все мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

Мы не видели, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели.

Учитель: Что вы знаете о цветах и травах?

Цветочные часы: Знаете ли вы, что цветы открываются и закрываются в определенное время?

1. Мак открывается в 5 утра.

2. Одуванчик в – 5-6 утра.

3. Фиалка в – 7-8 утра

А закрываются эти цветы днем или вечером?

1. Мак – в 3 часа.

2. Одуванчик – в 2-3 часа.

3. Фиалка – в 5-6 часов.

4. Мать-и-мачеха – в 5-8 часов.

Учитель:  ( Красная книга)

Около 10 % видов животных относятся к числу нуждающихся в особой охране. 50 видов включены в список Красной Книги. Насчитывается около 279 видов птиц, в том числе 152 — гнездящихся, остальные — пролётные и откочевывающие. Наиболее богаты: отряд воробьёвых (111 видов) ; кулики (45 видов) ; гусеобразные (до 30 видов) ; дневные хищники (21 вид) . Численность охотничьих животных приблизительно составила: лось — 387; олень — 501; косуля — 4474; кабан — 2574; заяц-русак — 18361; лисица — 3856; куница — 2025; хорь — 1120; волк — 36. Ежегодная численность охотничьих животных остаётся стабильной.

Из 1400–1500 видов растений и 10000–12000 видов животных, распространенных в Белгородской области, более 30 видов растений и около 100 видов животных можно видеть на страницах Красной книги России, ещё до 200 видов растений и более 250 видов животных требуют действенной охраны как редкие и исчезающие на региональном уровне (часть их ранее нашли

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! Е.Евтушенко

Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

Что тебя волновало во время нашего занятия?

( Просмотр выставки рисунков детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой край - родная Белгородчина

Учащиеся знакомятся с историей Белгородчины, достопримечательностями города Белгорода. Урок способствует развитию интереса к изучению истории родного края, чувства гордости и любви к Родине....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край - родная Белгородчина" 1 класс

Программа содержит календарно-тематическое планирование  на 1 класс...

Классный час на тему: «Мой край – родная Белгородчина»

Цель: Актуализировать знания и расширить кругозор у учащихся в изучении родного края, воспитывать гордость за свою родину - Белгородчину, уметь ценить заслуги наших предков.Ход урока.Учитель:– «Есть, ...

Мой край – родная Белгородчина.

урок, проведенный в 1 классе 1 сентября...

Разработка внеклассного мероприятия по теме "Мой край - родная Белгородчина".

Урок нравственности, направленный на привитие любви к родному краю....

Методическая разработка внеурочной деятельности "Мой край-родная Белгородчина"

Данная разработка раскрывает историю Белгородчины, дает познать интересные факты, и приориты на родной Белгородчине...

Мой край – родная Белгородчина

Внеклассное занятиеБелгородчина  –  своеобразный и интересный регион России. Богата её ратная история, прекрасна природа. Здесь живут замечательные люди  -  прославляющие сво...