Мой край - родная Белгородчина
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Учащиеся знакомятся с историей Белгородчины, достопримечательностями города Белгорода. Урок способствует развитию интереса к изучению истории родного края, чувства гордости и любви к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_kray-rodnaya_belgorodchina.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Мой край – родная Белгородчина»

Цели:

- расширить представления детей о стране, в которой они живут;  

- создать благоприятные условия для знакомства учащихся с историей    Белгородчины, достопримечательностями родного  г.Белгорода;

- развивать интерес к изучению истории родного края, России;

- создать благоприятные условия для воспитания чувства гордости, патриотизма, уважения к родному краю, Родине;

- развивать  внимание, способность анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы;

- формировать навыки работы в группе.

Ход урока

Звучит песня М. Матусовского «С чего начинается Родина?»

1.Сообщение темы и целей  урока.

- Послушайте стихотворение  и подумайте, о чем   мы будем говорить на уроке.

Ученик:

Милая Родина! Тихая Родина!

Выгон да клен у плетня,

Все ль еще вьется за огородами

Тайная тропка моя?

В желтом ли платье, в шелках ли березовых

Видится мне наяву поле родное и небо со звездами-

Все, чем на свете живу.

Как люблю я родное село,

Когда небо едва рассвело,

Когда солнце у всех на виду

Утопает в вечернем пруду.

Село моё, мои края –

БЕЛГОРОДЧИНА МОЯ!

- Наш урок о нашем родном крае. О Белгородчине.

2. Актуализация знаний.

Задумывались ли вы, ребята, что такое Родина? (ответы учащихся).

Вот что говорил выдающий русский педагог К.Д.Ушинский:

«Наше Отечество, наша родина-матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку наши отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережёт нас… Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».

-  Как называется страна, в которой вы живёте?

 - Назовите столицу.

Вот она, какая Россия – Русь, широкая и великая! И в каждом уголке страны   живут люди.

У каждой страны  есть  государственные символы, как герб, флаг и гимн. Символы отражают историю  государства и его народа, отображают национальный характер.  Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам –  это отношение к самому государству. Оскорбление  государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры.

- А теперь, прочитайте самостоятельно произведение Ю. Яковлева «О нашей Родине».

О НАШЕЙ РОДИНЕ

В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился.  Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

 Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы. 

Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.

-  Прочитайте 2 первых предложения. О какой Родине идёт речь?

- Итак, что же такое “малая Родина”?

- А как называется наша малая родина?

Малая родина – Белгородчина. Очень красивый край, которым мы все гордимся.

Ученик:

У каждого есть место, где дышится легко,

Живется очень просто, и все с ним заодно.

То место, где родился и сделал первый вдох.

И сразу в жизнь влюбился, вобрав весны глоток.

Сейчас мы отправимся в небольшое путешествие по Белгородчине.

Белгородчина – своеобразный и интересный регион России. Богата её ратная история, прекрасна природа. Здесь живут замечательные люди  -  прославляющие свой край.

Ученик:    Хмельные ветры рожь колышут,

                  Короча стиснута в садах.

                  Встают у Яковлево вышки,

                  Дробится в Губкине руда.

                  Гремит состав за дальней рощей…

                  - Руду, цемент, зерно, давай!

                  Мой край, родная Белгородчина,

                  Железорудный, хлебный край!    

                                               (В.Михалев)

Степи, дубравы, овраги. Кое-где на меловых холмах, на песке – стройные сосны. И снова поля, небольшие реки, ручьи - такова природа нашего края сегодня. А в давние времена он был покрыт дремучими лесами, в которых росли могучие дубы, ясени, клены, липы. Леса были полны птиц и животных, реки – рыбы.

Ученик:    Когда по родному краю иду,

                 И песнею сердце полно,

                 Березок листва и песни слова

                 Сливаются в чувство одно.

                 Такие просторы полей и лесов!

               И небо такой высоты!

               И рек синева,

               И луга трава,

               И все это, Родина, - ты!

Белгородчина  - исстари русская земля. На страницах истории Белгород появляется в 1502 году. По указу Петра I  29 мая 1719 года Белгород стал административным центром Белгородской провинции.1 марта 1727 года указом Екатерины I была учреждена Белгородская губерния. Первым губернатором был назначен князь Ю. Трубецкой.

С середины XIX века  Белгород растёт и развивается. Строятся больницы, учебные заведения, библиотека, типография. Прокладываются железные дороги, развиваются  промышленные предприятия.

Ученик:  Железная дорога

                 В степи пряма.

                 Станция Лебеди,

                 Станция КМА.

                 Место знаменитое,

                 Клады небывалые –

                 Курская

                 Магнитная

                 Аномалия.         (В. Фёдоров)

Уже в 1919 году на Курской магнитной аномалии начались разведочные работы. Весной 1933 года, под Старым Осколом из подземной шахты подняли первую бадью руды.

Мирный труд белгородцев, как и всех советских людей, был прерван войной.

22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. В октябре 1941 года гитлеровцы  заняли город Белгород. Оккупация обернулась страшными преступлениями фашистов.

Белгород кровоточит. Его дома зияют пустыми, разбитыми глазницами окон, черными проломами в стенах. Фашисты как бы сдавили горло городу, он онемел.

Но пришел день, когда земля стала гореть под ногами фашистов. Одним из крупнейших и решающих сражений Великой Отечественной была Курская битва, прогремевшая летом 1943 года в нашем крае.

Ученик:   Гудит, грохочет металлом битва.

                Сошлись две силы на русском поле.

                Лавина стали сошлась с лавиной.

                Смешались в схватке огонь и люди

                Зловещей гарью покрылось небо.

12 июля 1943 года под селением Прохоровка  произошло крупнейшее танковое сражение.  Почти  полторы тысячи бронированных  машин  сошлись  в этом страшном бою.

Ученик: Третье поле победы и славы-

Обелиски да теплые травы,

Да густая пшеница по пояс

О тебе все шумит во весь голос

Третье поле…

На мраморных плитах

Бесконечные списки убитых,

Да окопов глухие останки,

Да твои придорожные танки.

Третье поле…

А огонь все бежит и искрится,

Осеняя тревожные лица.

Это памяти жаркие блики

Нашей славы и боли великой,

Нашей русской печали и воли.

Что хранишь ты в себе,

Третье поле.                 (И.Чернухин)

Благодаря  воинам  Красной Армии, 5 августа 1943 года Белгород  был освобожден от врагов. 5 августа 1943 года столица нашей Родины город Москва впервые салютовала нашим доблестным войскам, освободившим  города Орёл и Белгород.

В честь этой победы прозвучал салют залпом из 120 орудий.

Ученик: И голос праздничный орудий

В сердцах взволнованных людей

Был отголоском грозных буден,

Был громом наших батарей.

И каждый дом и переулок.

И каждым камнем вся Москва

Распознавала в этих гулах-

ОРЁЛ и БЕЛГОРОД – слова.

                                  (А.Твардовский)

Так Белгород стал городом Первого Салюта. Белгород первым в России (27 апреля 2007 г.) получил почетное звание "Город воинской славы". 

Память о Героях Советского Союза  - белгородцах увековечена на Аллее Героев в Парке Победы. Жители Белгорода бережно хранят память о героях – освободителях, о тех, кто отдал жизнь за освобождение Белгородчины. Братские могилы, памятники и обелиски окружены заботой и вниманием.

Ученик:     Цветёт шиповник у могилы павших,

                   Роняя тихо наземь лепестки,

                   Как сгустки крови, вечно тёплой крови,

                   Как символ героизма и тоски.      

                   Бестрепетно как воины – титаны,

                   Они сражались за тебя, Земля!

                   А в жизни просто чьи – то сыновья…

                   И словно боль незаживлённой  раны

                   Трепещет, бьётся в этих сгустках рдяных.

                    Цветёт шиповник….

-Какие улицы Белгорода носят имена героев?

Работа в группах.

Задание: Сложить пословицы и объяснить их смысл

1группа.  Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

                 На чужой стороне Родина милей вдвойне.

2 группа. Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт.

                   Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. 

  3 группа.  Нет в мире краше Родины нашей.

                    Человек без родины — что соловей без песни.

Путь, который прошел наш город  более чем за тысячу лет, по- своему уникален и неповторим. Но то, что создали старшие поколения белгородцев за последние полвека, подняв из руин и пепла Белгород, преобразив его и передав нам в XXI век красивейший и современный город России, не может быть названо иначе, нежели подвигом. Поклонимся до самой земли всем белгородцам, кто верой и правдой все эти годы служил своему городу! И пусть новые поколения пойдут дальше своих отцов и матерей, сберегут и преобразят Белый Город на Северском Донце –город Первого Салюта, древний русский город -  воин, город  -  труженик.

-Ребята, что же после сегодняшнего урока вы усвоили?

  1. Родина - это самое дорогое, что есть у человека.
  2. Наш родной край  является частицей большой страны  России.
  3. История Белгородчины очень интересна, и её ещё долго можно   изучать.

        4) Чтобы счастливо жить, надо любить и беречь свою Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Край родной - Белгородчина.»

Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край - родная Белгородчина" 1 класс

Программа содержит календарно-тематическое планирование  на 1 класс...

Классный час на тему: «Мой край – родная Белгородчина»

Цель: Актуализировать знания и расширить кругозор у учащихся в изучении родного края, воспитывать гордость за свою родину - Белгородчину, уметь ценить заслуги наших предков.Ход урока.Учитель:– «Есть, ...

Мой край – родная Белгородчина.

урок, проведенный в 1 классе 1 сентября...

Разработка внеклассного мероприятия по теме "Мой край - родная Белгородчина".

Урок нравственности, направленный на привитие любви к родному краю....

Методическая разработка внеурочной деятельности "Мой край-родная Белгородчина"

Данная разработка раскрывает историю Белгородчины, дает познать интересные факты, и приориты на родной Белгородчине...

Мой край – родная Белгородчина

Внеклассное занятиеБелгородчина  –  своеобразный и интересный регион России. Богата её ратная история, прекрасна природа. Здесь живут замечательные люди  -  прославляющие сво...