Классный час «Дети блокадного Ленинграда» (с презентацией)
классный час (4 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Классный час «Дети блокадного Ленинграда»
Цели:
- познакомить учащихся с историей блокадного Ленинграда;
- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, проявивший стойкость и мужество в схватке с врагом.
Ход классного часа
(под звучание музыки «Священная война» говорит учитель)
Учитель: Зловещие языки пламени, рвущие ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, еще недавно думающих о будущем, мечтавших о любви и счастье.
Все это и есть война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.
Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.
22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии, во главе которой стоял Адольф Гитлер, вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. (слайд 2)
Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.
Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.
Этому городу и его отважным жителям посвящаем мы сегодня наш классный час.
Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.
«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта». (слайд 3)
В сентябре 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты захватили город Шлиссельбург и прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши. (слайд 4)
Взрослое население города сражалось на войне, а в городе оставались старики, женщины, дети. И они дружно сражались за свой город.
До войны это были обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали взрослым, бегали, разбивали носы и коленки. Но пришел час, и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что порою в это сложно поверить. Но это было и в истории нашей страны и в судьбах ребят. (слайд 5)
Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда.
Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции.
Вышел из строя водопровод.
Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток. (слайд 6)
Не было топлива. Не было электричества.
Рабочие-мостовики начинали чинить мосты. Рабочие-электрики быстро восстанавливали повреждения на линиях электропередач. Рабочие-водопроводчики быстро меняли повреждённые трубы, быстро восстанавливали насосные станции. Но фашисты продолжали безжалостно обстреливать Ленинград. Посылали на город снаряды огромной мощности, и всё снова выходило из строя.
Начался голод.
Голод косит ленинградцев. В городе не хватало продовольствия. Смерть входила во все дома. Свыше 650 тысяч ленинградцев погибли от голода.
20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом.
Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины. (слайд 7)
Представьте хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась. Ольга Бергольц писала: «сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.
В Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет.
Голодная смерть косила людей. Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани Савичевой. Это была обычная большая ленинградская семья. Во время блокады все члены этой семьи умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.
«Женя умерла 28 декабря в 12-00 дня 1941года»
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года»
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года»
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года»
«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года»
«Мама умерла 13 мая в 7 – 30 утра 1942 года»
«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Тогда ещё не все. Таню вывезли вместе с другими детьми из Ленинграда в 1942 году в глубь страны в детский дом. Здесь детей кормили, лечили, учили. Здесь их возвращали к жизни. Часто это удавалось. Иногда блокада оказывалась сильнее. И тогда их хоронили. Таня умерла 1 июля 1944 года. Она так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжёлого ранения на фронте и брат Миша. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.
Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников. (слайды 8- 9)
Но не сдавался город.
Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась. И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)
« Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили
« Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.
Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. (слайд 10-11)
Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.
В 1942 году симфонический оркестр Филармонии под руководством дирижёра К.И.Элиасберга впервые исполнял в блокадном Ленинграде героическую Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. В зал доносился гул артиллерийской канонад, а симфонический концерт продолжался и был закончен под бурю оваций. (Звучит финал 7-ой симфонии Шостаковича
Какая музыка была!
Какая музыка играла,
Когда и души и тела
Война проклятая попрала.
(слайд 12)
Рушились дома от обстрелов.
Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ, позже их стало более 80.
Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Писатель Александр Фадеев сказал: «Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились».
Это действительно был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.
В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. (слайд 13)
Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.
Девчушка руку протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали – уснула
А оказалось – умерла.
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон (Ю. Воронов)
Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и не просыпались.
Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым (слайды 14-17)
- Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов.
- Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.
- Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.
- В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.
- Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.
Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, 15 249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда». (слайд 18)
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?.. Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом
Паспорта.
И в этом нет беды.
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно от того,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда". (Ю.Воронов.)
В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду. 18 января 1943 года вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землёй. Это означало, что ленинградцы не будут больше умирать от холода и голода.
27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение.
Памятник-ансамбль «Разорванное кольцо».
Здесь начиналась «Дорога жизни». (слайд 19)
За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.
Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась здесь фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто» (слайд 20)
Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.
Памятник "Цветок жизни" (бетонный памятник возвышается на высоком берегу небольшой речки Лубья, он посвящён юным ленинградцам, погибшим в годы блокады). (слайд 21)
Итог классного часа
Минута молчания.
Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей. И среди них те, кому было столько, сколько сегодня вам. И пусть каждый задаст себе вопрос «А я смог бы поступить так же?» и подумает, как надо жить и учиться сегодня, чтобы быть достойными памяти своих замечательных ровесников.
Исполнение песни «Солнечный круг»
|
|
| |
| |
| |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Дети блокадного Ленинграда"
Материал классного часа знакомит детей с событиями, происходящими в блокадном Ленинграде....
Классный час "Дети блокадного Ленинграда"
Данный материал познакомит учащихся с тяжёлой судьбой, выпавшей на долю детей из блокадного Ленинграда....
Классный час на тему "Детям блокадного Ленинграда посвящается"
К празднованию дня освобождения Ленинграда от блокады....
Классный час в 3 классе "Дети блокадного Ленинграда"
СрКлассный час в 3 классе"Дети блокадного Ленинграда" Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к старшему поколению, памятни...
Классный час "Дети Блокадного Ленинграда"
классный час...
Классный час "Дети блокадного Ленинграда"
Данный материал можно использовать для классного часа, посвященного Дню снятия блокады....
Методическая разработка классного часа: «Дети Блокадного Ленинграда» для учащихся 1-4-х классов Архипова Наталья Петровна
Методическая разработка классного часа «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся3 классов. Классный час посвящается годовщине снятия блокады Ленинграда, проблеме детских судеб во время бое...