Осенний калейдоскоп
методическая разработка (3 класс) на тему
Мероприятие про осень. Его цели: обобщить и расширить знания об овощных культурах, прививать бережное отношение к природе, развивать память и внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osenniy_kaleydoskop.docx | 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Осенний калейдоскоп.
Мероприятие подготовила и провела: Сергиенко Т.В. учитель начальных классов МОУ «ООШ № 78» Заводского района г. Саратова.
ЦЕЛИ: обобщить и расширить знания об овощных культурах;
прививать бережное отношение к природе;
развивать память и внимание.
Ход мероприятия.
Звучит песня «Осень постучала к нам».
- Вот и осень в который раз шуршит листьями по усталой земле. Одна за другой янтарными свечами загораются на опушке берёзки. Мягкими облаками плывёт по утрам туман. Смотришь и удивляешься многообразию ощущений, переменчивости осенних картин.
- Многие писатели и поэты описывали осень в своих произведениях.
(Дети читают стихи)
Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
А. Плещеев Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льёт,
Лужи у крыльца.
А.С. Пушкин Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
И. Бунин Лес точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
- Какие приметы осени поэты описали в своих стихах?
- Какое вещество, разрушаясь, окрашивает листья в разные цвета?
- Не только поэты, но и художники отображали красоту осени в картинах.
(Дети рассматривают картины) слайды.
- Сейчас вам самим предстоит стать художниками. Из отдельных фрагментов вам надо собрать осенний пейзаж.
(Дети собирают пейзаж и звучит песня «Наступила осень»)
- А теперь назовите названия осенних месяцев.
- Каждый месяц имеет свой приметы. Определите их.
СЕНТЯБРЬ МЕСЯЦ ПЕРВОГО СНЕГА
ОКТЯБРЬ ВОРОТА ЗИМЫ
НОЯБРЬ ОТЛЁТНАЯ ПОРА ДЛЯ ПТИЦ
- Да много сюрпризов у осени. Угадайте, о каком из них рассказывается в загадке?
Стоит лепёшка
На одной ножке,
Кто мимо пройдёт,
Всяк поклонится. (Гриб) слайд.
- Вспомните и отметьте, чем являются грибы?
ГРИБЫ – РАСТЕНИЯ
ОСОБАЯ ФОРМА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
ЖИВОТНЫЕ
- Давайте послушаем, какие грибы можно найти в осеннем лесу.
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту –
Зовусь я подосиновик.
Не спорю, не белый –
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще. подберёзовик.
На пеньке сидят братишки
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются опята.
С ним никто в лесу не дружен
И в лукошке он не нужен.
Мухи скажут это мор
В красной шапке мухомор.
- Напишите, какие грибы нельзя собирать?
- Расшифруйте слово и вы узнаете, чем ещё богата осень. (ЩИ О ВО)
- Правильно. Осень – время сбора овощей и фруктов.
- Сейчас проверим, хорошо ли вы знаете овощи и фрукты. Перед вами лежат листочки разного цвета. Напишите на них названия овощей и фруктов. Цвет листочка и продукта должны совпадать.
(Дети пишут названия овощей и фруктов)
- А какой известный овощ является героем русской народной сказки? РЕПКА
- В каком произведении все герои овощи? ЧИППОЛИНО
- Кто автор этого произведения? ДЖАНИ РОДАРИ
- Об овощах можно прочитать и в стихах. Вот послушайте стихотворении польского поэта Юлиана Тувима, которое так и называется «Овощи».
(Инсценировка)
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох
Петрушку и свёклу.
Ох!
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свёкла?
Ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох
Петрушку и свёклу.
Ох!
- Кто же из овощей по вашему мнению нужней и полезней?
- Правильно! Овощи – ценный продукт питания.
- Давайте послушаем о пользе некоторых из них.
(Дети отгадываю загадки и читают сообщения).
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая. (Морковь) слайд.
Морковь красна потому что в ней содержится вещество под названием «каротин». Когда ты съешь морковку, внутри тебя, в твоём теле, каротин превращается в витамин А. Это витамин роста. Он нужен ребятам, телятам, цыплятам – всем, кто должен расти.
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук) слайд.
Ещё в глубокой древности люди догадались, что лук – не только вкусная приправа к кушаньям: он ещё и целебен. Если человек две-три минуты пожуёт лук, во рту у него не останется ни одного вредного микроба – все они будут убиты. Учёные доказали, что летучие вещества, которыми лук защищает своих деток, могут защищать и здоровье человека. Недаром русский народ сложил поговорку: «Лук – от семи недуг».
Только снег сойдёт весной,
Ты киваешь головой!
Первой зелени подружка –
Раскудрявая …… (Петрушка) слайд.
Петрушку завезли в Россию еще в 17 веке из стран Средиземноморья. Благодаря своим многочисленным целебным свойствам и прекрасному косметическому эффекту, она быстро получила широкое распространение в стране и в настоящее время пользуется большой популярностью не только среди приверженцев здорового питания. Петрушка содержит много полезных веществ. Сок из корнеплодов петрушки обладает жаропонижающим свойством. Также она используется в косметических целях.
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный ….. (Баклажан) слайд.
Баклажаны обладают высокой пищевой ценностью. В них содержатся различные сахара, из минеральных веществ преобладает калий, который очень полезен для организма
. Баклажаны улучшают работу сердца, нормализует водный обмен в организме. Рекомендуются для лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
Он похож на огурец
И такой же молодец!
Греет солнцем свой бочок
Сочный, вкусный ….. (Кабачок) слайд.
Кабачки не только вкусны, но и удивительно полезны для здоровья. Этот замечательный овощ может не просто похвастаться огромным количеством своих полезных свойств, но и достойно проявить их на практике. Ведь с какого ракурса не рассматривать кабачок, его качества просто поражают.
Кабачок - настоящий кладезь очень важных для организма микроэлементов. Калий, кальций, железо, магний - вот что дарит кабачок.
Жёлтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его ….. (Лимон) слайд.
Полезные свойства лимона обусловлены содержащимися в нём пиктинами и эфирными маслами. Сок лимона и его кожура обладают антисептическими свойствами. При заболевании горла надо положить дольку лимона в рот и все микробы будут убиты, а его листья применяются как жаропонижающее средство.
Нужнее всех из овощей,
Для винегретов и борщей.
Из урожая нового
Красавица лиловая. (Свёкла) слайд.
В корнеплодах свёклы содержатся белки, жиры, клетчатка, витамины В и С. Обнаружен в свёкле и витамин У, способствующий заживлению язв желудка, а ещё в свёкле имеются вещества тормозящие развитие злокачественных опухолей.
Неказиста, шишковата.
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка) слайд.
Каждый знает сказку «Вершки и корешки» - о том, как крестьянин обманывал медведя: от репы дал ему вершки, а от пшеницы корешки. Медведь оказался в проигрыше потому, что не знал, у какого растения какая часть идёт в пищу. Но и люди не сразу научились разбираться в растениях. Особенно большая путаница произошла с картофелем.
В Европе о ней впервые узнали четыреста леи назад от испанских моряков, побывавших в Южной Америке. Вернувшись домой, моряки рассказывали, что жители тех мест – индейцы выращивают удивительные «земляные яблоки». Если их испечь, они становятся мягкими и вкусными. В доказательство моряки показывали тёмно-серые клубни.
Слух о чудесных клубнях разнёсся по всей Испании, а потом и по соседним странам. Но не везде новинка пришлась по вкусу. Кое-где пытались есть клубни в сыром виде и после этого ни за что не хотели сажать картофель.
Бывали случаи и похуже: в некоторых деревнях вместо клубней ели картофельные плоды – небольшие зеленоватые ягоды, которые появляются на месте отцветших цветков. И отравлялись, потому что эти плоды ядовиты. Пошла недобрая слава о новом растении.
В России тоже не сразу оценили картофель. Царские чиновники, вместо того чтобы разъяснить людям, как выращивать новое растение, действовали лишь приказом «Сажать картофель! А не то накажем!»
Крестьяне отказывались выполнять распоряжение властей. Начались «картофельные бунты». Но были в России замечательные агрономы, которые разъяснили населению полезность нового растения, богатого крахмалом.
Постепенно в нашей стране все поняли огромную пользу нового растения. Тогда и родились в народе пословицы: «Картофель – хлебу подспорье».
- А теперь давайте проверим, как много нового мы узнали.
(Дети работают с тестом)
1 Какое растение применяют от семи недуг?
А) Яблоко Б) Свёкла В) Лук
2 В каком растении содержится каротин?
А) Морковь Б) Капуста В) Чеснок
3 Из какой страны привезли картофель?
А) Африка Б) Южная Америка В) Испания
4) Какое растение поможет справиться с болью в горле?
А) Капуста Б) Лимон В) Огурец
5) Какое растение нужно для приготовления винегретов и борщей?
А) Яблоко Б) Чеснок В) Свёкла
- Существует большое количество народных пословиц, поговорок и крылатых выражений об овощах. Сейчас проверим, а знаете ли их вы?
- Нужно соединить половинки выражений.
Каждому овощу родные братья.
Капуста любит воду своё время.
Лук с чесноком да хорошую погоду.
- Вот и закончилась наша прогулка по осени. Давайте ещё раз вспомним её приметы.
(Жюри подводит итоги.)
1) СЕНТЯБРЬ МЕСЯЦ ПЕРВОГО СНЕГА
ОКТЯБРЬ ВОРОТА ЗИМЫ
НОЯБРЬ ОТЛЁТНАЯ ПОРА ДЛЯ ПТИЦ
2) ГРИБЫ – РАСТЕНИЯ
ОСОБАЯ ФОРМА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
ЖИВОТНЫЕ
3) Напишите, какие грибы нельзя собирать?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Какой известный овощ является героем русской народной сказки?_______________
- В каком произведении все герои овощи? _____________________________
- Кто автор этого произведения? __________________________________
5) 1) Какое растение применяют от семи недуг?
А) Яблоко Б) Свёкла В) Лук
2) В каком растении содержится каротин?
А) Морковь Б) Капуста В) Чеснок
3) Из какой страны привезли картофель?
А) Африка Б) Южная Америка В) Испания
4) Какое растение поможет справиться с болью в горле?
А) Капуста Б) Лимон В) Огурец
5) Какое растение нужно для приготовления винегретов и борщей?
А) Яблоко Б) Чеснок В) Свёкла
6) Каждому овощу родные братья.
Капуста любит воду своё время.
Лук с чесноком да хорошую погоду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осенний калейдоскоп
Час досуга -развлекательная игра...
Классный час :"Осенний калейдоскоп».3 класс
Данное мероприятие относится к серии занятий по воспитанию у детей здорового образа жизни . Цели занятия : Пробудить у уч-ся заботу о своём здоровье, дать им возможность осознать важн...
Интегрированный урок русского языка, литературного чтения и изобразительного искусства. Тема:Склонение имен существительных. Винительный падеж. Осенний калейдоскоп.
Урок составлен по программе УМК "Школа России" для учащихся 4 класса. Цели урока:1. Углублять знания детей об имени существительном как части речи. Познакомить...
Праздник осени "Осенний калейдоскоп"
Праздник проходит в виде творческих конкурсов....
Осенний калейдоскоп
Праздник для начальной школы...
Внеклассное мероприятие "Праздник Осени" - Осенний калейдоскоп
Осень – удивительное время года. Именно оно познакомило и собрало нас всех вместе в этом классе. За два месяца мы все изменились: дети подросли и поумнели, взрослые стали мудрее, терпимее. Менялась и ...
модуль "Калейдоскоп" проектная задача "Осенний калейдоскоп
Конспект урока к модулю "Калейдоскоп" построенный, как межпредметная интеграция русского языка, литературы, окружающего мира, краеведения и изобразительного искусства в разновозра...