КРАЙ РОДНОЙ КОМАРИЧИ
план-конспект занятия (2 класс) на тему
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ЦЕЛЬЮ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ ЗНАКОМСТВО С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ: ПОСЁЛКА КОМАРИЧИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kray_rodnoy_komarichi.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Край родной - Комаричи»
Цели: - познакомить учащихся с историей своего края;
- развитие речи учащихся, памяти;
- развитие творческих способностей учащихся;
- прививать любовь к родному краю, к родной природе.
Оборудование: - карта России;
- карта Брянской области;
- карта Комаричского района;
- фотографии с видами посёлка;
- рисунки ребят;
- памятные открытки-сувениры.
Ход занятия.
У. – (звучит песня о Комаричах)
У каждого человека есть на земле свой любимый уголок, куда хочется возвращаться снова и снова, или запомнившееся место.
А то, что запоминается, становится родным и надолго сохраняется в памяти, как напоминание о детстве, о дружбе, о радости – и есть образ своей родины.
Родина для человека – это так же дорого, как свой дом, близкие, родные, мама.
Послушайте, что написал о Родине русский учитель, писатель К. Д. Ушин-ский: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия.
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной, мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное.
Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила нас своему языку, как мать защищает и бережёт от всяких врагов…
Много есть хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина!»
У. – Как называется страна, в которой мы живём?(Россия)
- Русь, Россия! Это бескрайнее раздолье полей и лесов, рябь озёр и морей.
(работаю с картой России)
У.- Посмотрите, какая большая наша страна. Когда на одном краю наступает ночь, реки скованы льдами и земля покрыта снегами, то на другом – уже давно утро, цветут сады.
Россия – это наша большая Родина.
Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуёмный ветер!
Блажен, кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть.
Звени, звени, златая Русь.
Люблю я ропот буйных вод
И на волне звезды сиянье.
Благословенное страданье,
Благословляющий народ.
Люблю я ропот буйных вод.
С. Есенин.
У. – Но у каждого человека есть своя малая Родина. Это то место, где ты родился, вырос и живёшь.
- В европейской части страны расположена Брянская область.
Наша Брянская область.
Наша Брянская область-
Удивительный край,
Здесь грибов да черники-
Поезда нагружай.
А озёр и озёрец,
А речушек и рек-
Сосчитать не сумеет
Ни один человек!
Будто клады – картошки,
Будто лес – конопля,
Хлеб и сахар, и сало
Всё даёт нам земля.
И машины, и сукна,
И хрусталь, как слеза-
Это наша работа,
Наших рук чудеса!
Здесь такие девчата-
Хоть картину пиши,
Как плясать – до упаду,
А как петь от души!
А ребята, ребята-
И огонь и кристалл!
Даже Тёркина Васю
С них Твардовский писал.
И нигде на планете,
Подчеркнуть это рад,
Столько нет, как у брянцев,
Партизанских наград.
Наша Брянская область –
Край легенд,
Красоты,
Мы хотим, чтоб в России
Стала первою ты!
(на доске карта Брянской области)
У. – Посмотрите, ребята, это наша Брянская область. Каждая область образована из отдельных районов.(называю районы)
- А как называется наш район?
- Как называется главный посёлок?
(на доске карта Комаричского района)
У. – Это место, где мы с вами родились и живём. Это тоже наша родина. Наша маленькая родина.
- Послушайте стихотворение
Край родной, Комаричский
От реки Неруссы
До Лукинки
С лесом чередуются поля.
Нам она знакома
До тропинки
Брянская родимая земля.
В жарких битвах,
Политая кровью,
Всем комаричанам дорога.
Сёла радуют своею новью,
На лугах – духмяные стога,
Реки, где на зорьке плещет рыба,
Гулких проводов стальная нить…
Сердцу я сказал за то спасибо,
Что навек сумело всё вместить!
П. Кульков.
У. – Каждый из нас обязан знать историю своего края.
(доклад «История образования Комаричского района»)
Комаричи и прилегающие к ним земли в истории известны очень давно. Своё название Комаричи получили от Комарицской волости, которая была уже известна в 15 веке.
Комарицская волость была местом пересечения оживлённых торговых путей. Тут и возникли Комаричи, которые вначале представляли собой постоялый двор и ямскую избу, то есть помещение, где останавливались на отдых торговцы и ямщики.
Население Комарицской волости было свидетелем и участником многих исторических событий. Вместе со стрельцами отбивали нападение крымских татар и польских полов.
Вначале 17 века волость оказалась в центре восстания Ивана Болотникова, когда крестьяне поднялись против своих хозяев – помещиков.
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше, выше.
У. – Давайте совершим небольшое путешествие по комаричской земле.
а) Самый старый населённый пункт – посёлок Слобода(8 –9 век ) (флажок).
И возникшее рядом село Радогощь (флажок). В 17 веке, на реке Неруссе, существовал железоделательный завод, работавший на болотной руде.
В Радогощи работали частные спичечная и трикотажная фабрики, лесопильный завод, маслобойня, валяльные мастерские, принадлежавшие местным купцам.
б) В 1895-1896гг. через район была проложена железная дорога. Посёлок Комаричи превратился в станцию Комаричи (флажок), где были построены депо, дом для железнодорожников.
в) В 1898г. в 6 км от Комаричей дворянин Воейков возвёл Лопандинский сахарный завод (флажок), который работает до сих пор и единственный в области.
На деньги помещицы Марии Воейковой построено здание школы(1914г.).
г) Около деревни Ольговка (флажок) есть меловая гора, из неё бьёт мощ-ный родник с целебной водой. На том месте построили купальню и часовню, куда приходят люди, омываются в целебной воде и молятся. Около родника растёт много редких трав, в том числе и лекарственных.
д) Село Литиж (флажок) – старое большое село. Во время Великой Отечественной войны через него проходила Курская Дуга. Погибло очень много советских солдат. Они похоронены в братской могиле.
е) Рядом с селом Литиж расположен посёлок Соколовка (флажок). Там, в берёзовом лесу, много братских могил солдат и офицеров.
ё) В Брянском лесу, в Луганском лесничестве, (флажок) растут две сосны из одного корня, внизу в три обхвата-6 метров, 40 метров высотой. Им уже более 300 лет.
У. – Сейчас Комаричи – большой посёлок. Здесь работают разные предпри-ятия, действуют две школы, четыре детских садика, больница, библиотеки, Дом спорта, Дом культуры, музей, узел связи, много магазинов, построено много благоустроенных домов.
(стихотворение про п. Комаричи)
Посёлок наш Комаричи.
Ни рощей, ни аллеями,
Ни торенным путём
И меж хлебами спелыми
Идём с тобой вдвоём.
Колосья плеч касаются,
Глядит в глаза луна…
Эх, брянская красавица-
Родная сторона.
Здесь все мои товарищи,
Здесь все мои друзья,
Посёлок мой Комаричи-
Родная сторона.
Сады созрели в Марьинке,
Берёзки стали в ряд…
В Комаричах, в Комаричах
Кругом огни горят.
Кому ж ты не понравишься,
Кому ж ты не мила
Комаричи, Комаричи
Родная сторона!
П. Кульков.
У. – Для каждого человека понятие Отчизна, Родина начинается с очень простых, но дорогих для каждого вещей, уголков родной земли.
Посмотрим на нашу выставку рисунков и с их помощью совершим небольшое путешествие по дорогим вашему сердцу местам. Вы расскажите об этом в стихах.
Рисунок – улица.
Утром солнышко встаёт
Всех на улицу зовёт,
Выхожу из дома я,-
Здравствуй, улица, моя!
Я пою - и в вышине
Подпевают птицы мне
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я,-
Здравствуй, Родина, моя!
К. Ибряев.
. Рисунок – цветочная поляна
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Т. Собакина.
Рисунок – ветряная мельница
Дуйте, дуйте ветры в поле,
Чтобы мельницы мололи,
Чтобы завтра из муки
Испекли мы пироги!
Рисунок – берёзовая роща
Зелёная причёска,
Девическая грудь,
О тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чём звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.
С. Есенин.
Рисунок – проливной дождик
По дорожке полевой
От реки спешу домой.
А из тучки-невелички
Льётся дождик проливной.
Будто кто-то в высоте
Носит воду в решете.
Дождик, лей веселей
Тёплых капель не жалей!
Чем сильнее, дождик льёшь,
Тем кучнее будет рожь!
Г. Ладонщиков.
Рисунок – колокольчики
Неказистый, неприметный,
Он качает головой,
Не серебряный, не медный
Колокольчик голубой.
Колокольчик молчаливый –
Этот маленький цветок,
Перезвоны, переливы
Не разносит ветерок.
Е. Ильин.
Рисунок – Марьинское озеро
В школе кончены уроки,
Перешли мы в старший класс.
Полежать на солнцепёке
Приглашает речка нас.
Пусть спокойно в нашей школе
Спит до осени звонок.
Здравствуй, травка,
Здравствуй, поле,
Здравствуй, солнечный денёк!
Г. Ладонщикова.
Рисунок – Радогощь
Ничего дороже нету в жизни
Чем родные, милые края…
Ты мне мать и Родина – Отчизна,
Радогощь любимая моя!
У.- Ребята, ваши рисунки замечательные и стихи вы читали очень хорошо. В своих рисунках вы рассказали о своей малой Родине, доказали, что это самое прекрасное место на земле.
Где всего прекрасней на земле?
Где зелёной тучей тополя
Застят неба золотой простор
С ясным солнцем повстречался я,
С ясным солнцем начал разговор:
- Солнышко, ты в блеске и в тепле
Проплываешь у любых ворот.
Где всего прекрасней на земле?
И какой понравился народ?
-Всякий, - шепчет солнышко, - хорош.
Не могу обидеть никого.
А где ты родился и растёшь
Там, дружок, прекраснее всего!
Д. Павлычко.
У.- Ребята, так, где мы с вами родились и живём? (в Комаричах)
Наше занятие я хочу закончить стихотворением
Гимн Комаричскому краю.
Юн ты друг, или года на склоне,
Все равно, куда ты не пойдёшь,
Под родным российским небосводом
Благостнее края не найдёшь.
Извини, скажу я не в новинку,
Но побывши в нынешних местах
Гениальный композитор Глинка
Написал о здешних мужиках.
А в той музыке, в словах народных
(бедный люд умел и слог сложить)
Сказ о том, как парень благородный
Отказался барыне служить.
С той поры по свету зазвучала
Под рожок и звончатую медь
В праздники навечно для начала
Барыня комаринской греметь.
Дух свободы предками завещен
Он ценнее всех семи чудес.
В сорок первом враг пришёл зловещий.
Зашумел «сурово Брянский лес».
Вновь в трудах весь край наш величавый.
Слышно пенье детских голосов.
Гордость наша – вся Аллея Славы
Аж шестнадцать славных земляков.
Свой район, всю Брянщину объемлем
И, как мать родную защитим
Никому Комаричскую землю
Никогда в обиду не дадим!
П. Кульков.
(гостям вручаются памятные открытки с гимном Комаричскому краю, сделанные руками детей)
У.- Всем большое спасибо. Занятие окончено
Литература:
Р. Русланов, Я. Соколов «На славной Брянской земле». Тула Приок. кн .из-во 1975г.
Районная газета «Верный путь» 1989 за 6.11., 8.12.1993г., 4.04.1989г., 11.12.1996г., 7.03.1989г.
«Брянские известия» от 10.12.1994г.
«Брянский рабочий» от 16.01.1991г.
Материалы школьного музея, руководитель Макласова А. И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кузбасс - мой край родной
Программа по краеведению и статья о патриотическом воспитании младших школьников с применением ИКТ...
Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»
Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...
"Алтайский край-мой край родной".
Материал об Алтайском крае....
Познавательная игра "Край родной-дальневосточный" по факультативному курсу "Край, в котором я живу"
Урок в виде интерактивной игры.Обобщение знаний об истории края, о городах и поселках края, животном и растительном мире. Игра в командах....
Край родной , родимый край.
Внеклассное мероприятие в начальной школе...
Воспитание любви к Родине, родному краю, родным и близким
Статья - отчет о работе воспитателя группы продленного дня...
Приморский край -мой край родной!
Презентация к классному часу...