Гражданско-патриотическое воспитание на примере проекта"Малые народы России".
статья (4 класс) на тему
Материал по воспитательной работе. Описание проекта для формирования понятий "толерантность","патриотизм","гражданственность" Помогает формированию знаний о малых этнических группах России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_proekta.docx | 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №358
Московского района
Гражданско-патриотическое воспитание на примере проекта « Малые народы России».
Автор: Артамонова Елена Валентиновна, учитель начальных классов.
Санкт-Петербург
2014
«Гражданско-патриотическое воспитание на примере проекта Малые народы России»
Современное общество характеризуется нарастающим количеством социально-экономических, политических и культурных противоречий. Жизнь общества становится подверженной настроениям нетерпимости, которые связаны с возрастающими культурными, религиозными, социальными различиями между людьми. Преодоление данной ситуации, в частности, формирование толерантности в качестве ценностной мировоззренческой установки школьников, становится актуальной задачей современного образования. Именно школа оказывается тем пространством взаимодействия, той актуальной средой, которая ответственна за формирование толерантности в обществе.
Основной идеей проекта является знакомство учащихся с малыми народами России, с их бытом, традициями в условиях модернизации. Формируется толерантное отношение к народам, проживающим на территории Российской Федерации. Актуальность именно этой темы продиктована сокращением численности малых народов, исчезновением их культуры и самобытности.
К огромному сожалению, у современного поколения растет культурная пропасть, прогрессируя с каждым годом. В проекте содержатся различные формы деятельности, что позволяет привлечь детей с разным восприятием и мышлением к поставленной проблеме.
Целью проекта является :формирование качеств толерантной личности у учащихся на основе полученных знаний о культуре малых этнических групп, проживающих на территории Российской Федерации:
- открытых к восприятию других культур;
- способных уважать человеческие достоинства и индивидуальность.
Задачи проекта.
- Развитие способности адекватно и полно познавать себя и других людей;
- Формирование у учащихся знаний о малых народах России;
- Развитие воображения, способности к эмпатии (сопереживанию);
- Развитие универсальных умений: эффективный поиск информации, синтез и анализ полученной информации, целевое применение полученных результатов;
- Совершенствование личных качеств учащихся: самостоятельности, собранности, работоспособности;
- Совершенствование коммуникативных навыков: сотрудничество, умение работать в творческой группе, коллективное решение задач;
- Формирование качеств: толерантность, гражданственность и патриотизм.
Проект рассчитан на один год .Время проведения с октября по апрель месяц.
Этапы проведения проекта.
Подготовительный:
- Выбор направления деятельности(этнической группы).
- Определение творческой группы по работе с проектом.
- Распределение деятельности группы по направлениям.
Основной:
- Исследовательская работа.
- Образовательные мероприятия.
- Творческая работа.
Заключительный:
- Подготовка отчёта по проекту.
Основное содержание проекта.
Проект формирования знаний о культуре малых этнических групп России включает в себя целый ряд исследовательских, общеобразовательных, творческих мероприятий, направленных на знакомство и формирование знаний о их быте и традициях в условиях современного мира.
У каждого учебного коллектива есть возможность выбора любого малого народа России из предложенных ниже вариантов: алеуты, алюторцы, вепсы, долганы, ительмены, камчадалы, кереки, кеты, коряки, кумандинцы, манси, нанайцы, нганасаны, негидальцы, ненцы, нивхи, ороки (ульта), орочи, саамы, селькупы, сойоты, тазы, теленгиты, телеуты, тофалары, тубалары, удыгейцы, ульчи, ханты, челканцы, чуванцы, чукчи, чулымцы, шорцы, эвенки, эвены, энцы, эскимосы, юкагиры.
Целевая категория.
Основная целевая группа проекта – учащиеся 4-11 классов.
Учащиеся 4-х классов выбирали задания по одному из следующих направлений для одного из малых народов: народность, жилище, традиции, костюм, культура.
Участники: все субъекты образовательного процесса – родители, педагоги, учащиеся, социум.
План реализации проекта.
№№ | Описание | Дата | Описание видов |
1 | Концерт, посвященный открытию школьного проекта (открытие фестиваля). | Ноябрь | Создание творческой презентации о выбранном народе (учащиеся готовят творческий номер, включающий информацию о местах традиционного проживания, видах хозяйственной деятельности, культуре). Предоставляются фотографии выбранной этнической группы и электронная презентация (учащиеся 4-х классов демонстрировали постановку эвенкской сказки). |
2 | 1. Исследовательская работа. 2. Обще-образовательные мероприятия. 3. Творческие мероприятия. | В течение года В течение года В течение года | Подробное изучение быта, традиций, видов хозяйственной деятельности, культуры малых этнических групп России.
|
3 | Фестиваль малых народов России. | Апрель | Творческое представление классом выбранной народности: в костюмах, с играми, танцами, песнями, обрядами. |
4 | Выставка малых народов России | Апрель | Оформление выставки малых народов России (макет жилища, орудие труда, национальный костюм, фотографии, книги, статьи). |
Партнерами проведения проекта являются:
- Этнографический музей;
- ДДЮТ Московского района;
- Российская Национальная библиотека;
- Библиотека им. С.Я. Маршака;
- Библиотека им. К.Г. Паустовского;
- Библиотека «Спутник».
Ожидаемые результаты.
- Формирование знания у учеников о малых этнических группах России.
- Возникновение интереса к самопознанию и познанию других людей.
- Возникновение эмпатии (сопереживания, сочувствия) и толерантного отношения к народам России.
- Развитие навыков работы с информацией и ее целесообразного применения.
- Развитие навыков сотрудничества, умения работать в творческой группе.
- Формирование таких понятий, как «толерантность», «гражданственность», «патриотизм».
Данный проект используется в системе гражданско-патриотического воспитания и имеет огромное значение для формирования понятий «толерантность», «гражданственность», «патриотизм».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов.Моя малая Родина
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов. ...
Проект «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы на примере краеведческого материала.»
Тема проекта «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы на примере краеведческого материала». На нашей улице живет участник ВОВ Ахтырский В.И. Однажды я встретила его...
Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников "Моя малая Родина"
Программа предназначена для классных руководителей, учителей начальных классов, с ц елью формирования патриотического сознания у учащихся как важнейшей ценности, одно из основ духовно-нравственного ед...
Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников "Моя малая Родина"
Программа разработана творческой группой и направлена на формирование гражданственности, привития любви к родному краю, возрождение народных традиций, воспитание уважительного отношения к родите...
Проектная работа Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников. "Моя малая родина - Ревда"
Цель проекта: формирование основ патриотизма, развитие творческих способностей обучающихся младших классов, привлечение родителей к работе над проектом.Задачи: вовлекать обучающихся в проектную деятел...
Внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» .
САХАЛИНЯ живу у самого начала,Здесь начало дня и край страны...
Выступление на школьном педагогическом совете на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание классного коллектива на примере 4 класса».
Краткая характеристика направлений гражданско-патриотического воспитания детей с примерами работы....