Классный час "Спешите творить добро!"
методическая разработка на тему

Евсеева Оксана Павловна

Цели:

  • развивать представления учащихся о добре и зле; формировать у учащихся понимания важности вежливого отношения к окружающим людям;
  • воспитывать стремление совершать добрые дела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon speshite_tvorit_dobro.zip2.54 МБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА   №1

КЛАССНЫЙ ЧАС

«СПЕШИТЕ ТВОРИТЬ ДОБРО!»

                                                                                                     Подготовила и провела

                                                                                                      с учащимися 3 б класса

 учитель начальных классов

                                                                                                          Евсеева Оксана Павловна

2012

г.о. Чапаевск

Самарская область

Цели: 

  • развивать представления учащихся о добре и зле; формировать у учащихся понимания важности вежливого отношения к окружающим людям;
  • воспитывать стремление совершать добрые дела.

Ход классного часа

-Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы собрались  с вами, чтобы обсудить одну важную тему. А вот какую? Придется вам ее самим сначала разгадать, а потом  назвать.(Слайд 1)

(Дети разделены на три группы. Каждая группа сидит за отдельным столом.)

 - Работать будем по группам.  1 группа разгадывает первое слово, вторая  – второе слово, третья  – третье. (Слайд 2)

КЛЮЧ

 

ТЕМА

А   1

Б    2

В   3

Г    4

 

19,17,6,26,10,20,6

Д   5

Е    6

Ё   7

Ж   8

З    9

И   10

Й  11

К   12

Л  13

М   14

Н  15

О  16

20,3,16,18,10,20,30

П  17

Р    18

С  19

Т   20

У  21

Ф    22

Х  23

Ц   24

Ч  25

Ш   26

Щ 27

Ъ   28

5, 16, 2, 18, 16 !

Ы 29

Ь    30

Э 31

Ю  32

Я 33

-Какое слово записано в первой строке? во второй строке? в третьей строке?

Прочитайте тему нашего сегодняшнего разговора.

- СПЕШИТЕ ТВОРИТЬ ДОБРО! (Слайд 3)

-Ребята, а как вы думаете, что такое доброта? (ответы детей)

-Существует словарь Сергея Ивановича Ожегова. Называется «Толковый словарь русского языка». Здесь собраны краткие толкования, объяснения значения слов(показ словаря). Предлагаю прочитать, а  как в словаре определяется доброта.

-Итак, «Доброта есть отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – всё положительное, хорошее, полезное. (Слайд 4)

-Знаете ребята, ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З – “Земля”, Л – “Люди”, М – “Мыслить”, а буква Д обозначалась словом “Добро”. Даже сама азбука как бы призывала: “Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!”

Помните этот призыв и знайте, что основное назначение человека – творить добро.

- Предлагаю провести «Аукцион Доброты». (Слайд 5)

Есть много слов, имён, фамилий с корнем – добр. Давайте проведём конкурс по группам. Назовите  слова с корнем – добр. Победит та  группа, которая  последней  назовёт слово.

-Как вы думаете, легко ли быть добрым? Что для этого нужно делать?

(Ответы детей.)

- Ну вот вы и перечислили все правила доброты. (Слайд 6)

Правила доброты

(ребята читают по очереди)

  1. Помогать слабым, больным, маленьким, попавшим в беду.
  2. Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений
  3. Любить людей знакомых и незнакомых.
  4. Призывать  окружающих к хорошим взаимоотношениям
  5. Будь вежливым в словах, поступках.
  6. Не грубить, даже если сердит.
  7. Уметь управлять своими поступками, желаниями.
  8. Прощать  ошибки других.
  9. Не жадничать.
  10. Не завидовать.

                 Не погибни во мне доброта !

- Мы повесим эти правила в нашем школьном уголке, чтобы вы всегда помнили, как нужно вести себя в обществе и заслужить уважение и доброе отношение к вам окружающих вас людей. А как вы будете придерживаться этих правил, мы сможем убедиться каждый день, встречаясь в школе.

- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы делаете в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе?

(Ответы дети записывают на вырезанных из цветной бумаги цветах , затем каждый зачитывает и крепит на магнитную доску.)

- Какая чудесная «Поляна Добрых Дел» расцвела в нашем классе! (Слайд 7)

- Без добрых дел нет доброго имени.

- Давайте послушаем стихотворение А. Барто “Друг напомнил мне вчера”. (Читает один из учащихся.) (Слайд 8)

Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра.

Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал).

В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка
Не жалел и пирожка –

Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил счет.

Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу. Не влечёт.

- Пожалуйста, прошу вас высказать свои мысли.  (Ответы детей).

.

- Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой сказал:  «Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься творить добро. Сознание доброй жизни, без одобрения за неё людей, есть лучшая награда доброй жизни.»

-  Как вы думаете, почему по словам Толстого надо добро делать тайно? (ответы детей)

-Да, ребята, если вслух говорить о добре, то добро перестаёт быть добром. Иными словами, если делаешь добро, то держи его в себе и не напоминай о нём, тем более не рассказывай каждому встречному о своём поступке.

- А сейчас я хочу с вами поиграть. (Слайд 9)

Опыт с воздушным шаром.

Представьте себе, что шар-это ваше тело, а воздух внутри него - это ваш гнев или злость. Отпустим шар и проследим, что с ним происходит. Шар летит из стороны в сторону, он совершенно неуправляемый. Так бывает и с человеком, когда он злится. Он может совершать поступки, не  контролируя их, может обидеть кого – нибудь, ударить. А теперь надуем шар и попробуем выпускать из него воздух маленькими порциями. Что происходит с шаром?

А что происходит с гневом внутри него?

Шаром можно управлять и выпускать из него гнев. Важно так же научиться выпускать свой гнев, злость наружу, не обижая при этом никого вокруг.

- Прошу вашего внимания. Случай из жизни. (Слайд 10)

  (Две ученицы показывают сценку.)

Сценка «Секретная проверка»

Автор-учитель : Бабушка мыла пол. Услышав настойчивый звонок, она пошла открывать. Вбежала внучка и, бросив портфель на пол, протараторила:

Внучка:

- Мне через час снова в школу! А я ужасно хочу есть!

Бабушка:

 - Во-первых, ступай осторожней: я мою пол. А во-вторых, зачем это опять в школу?

Внучка:

-Секретное пионерское поручение!( взяла книгу и стала читать)

Бабушка у стола:

- Иди, ешь, внученька!

Внучка за столом: пристроила книгу перед тарелкой, не глядя на бабушку, спросила:

-Где у нас чёрный хлеб?

Бабушка:

-Да вот же, перед носом твоим.

Внучка:

 -Сметаны!

Бабушка подала сметану.

Внучка поела и спрашивает:

 - Сколько времени?

Бабушка сходила в другую комнату, посмотрела на часы:

 -Полвторого…

Внучка:

 -Ой, мне уже пора! Мы будем по квартирам наших учеников ходить, проверять, как ребята помогают родителям!

Бабушка:

- И к тебе придут?

Внучка:

- Может быть. Ну, я побежала…

 Бабушка вздохнула и принялась снова мыть полы:

- А вдруг и к нам придут проверять!

-  Правильно ли поступила девочка?               (Ответы учащихся)

-Ребята, я хочу вас проверить. Я приготовила ситуации. Внимательно прочитайте  их и скажите, что в них правильно, что - нет, и как, действительно, нужно поступить в данных ситуациях.

        Каждая группа получает карточку с описанием ситуации.

1 группа:

Бей друзей без передышки

Каждый день по полчаса,

 И твоя мускулатура

 Станет крепче кирпича.

 А могучими руками,

Ты, когда придут враги,

Сможешь в трудную минуту

Защитить своих друзей.

2 группа:

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит, лежа в луже, -

Ты ничуть не огорчен.

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.

 3 группа:

Если что-нибудь случилось,

И никто не виноват,

Не ходи туда, иначе

 Виноватым будешь ты.

Спрячься где-нибудь в сторонке.

А потом иди домой.

 И про то, что видел это,

Никому не говори.

Дети по группам зачитывают ситуации и высказывают свои решения. (Слайды 11, 12, 13)

-Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Добро и зло всегда идут рядом, так же как любовь и ненависть. Дорога к добру нелегка. Но, к сожалению ,на нашей планете встречается не только добро, но и зло. Значит, люди могут творить и добрые, и злые дела. Есть такая притча о Добре и Зле. (Слайд 14)

Притча о Добре и Зле.

      Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль.

       Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение.  Когда добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Вот  вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло всё перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.

       Так Добро отплатило Злу добром за зло.

 

- Добро всегда сильнее зла. Люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту.

- Вопросы «На засыпку»  


1 - Назови трех богатейших людей на планете.
2 - Назови трех  последних победительниц «Мисс мира».
3 - Назови трех последних лауреатов кино-премии «Оскар» за лучшую роль.

-Не совсем получилось? Трудновато, не так ли? Не беспокойтесь, никто этого не помнит.

- А теперь ответьте на эти вопросы:

1 - Назови трех человек, с которыми тебе нравится проводить время.

2 - Назови трех  друзей, которые помогли тебе в трудный час.
3 - Назови трех  человек,  которые ежедневно заботятся о тебе.

Осуществимо? Это легче, не так ли?

-  Люди, которые что-то значат в твоей жизни, не в рейтинге «лучших», не имеют больше всех денег, не выигрывали величайших призов…
   Это те, кто заботятся о тебе, дорожат тобой, те, кто, ни смотря, ни на что, остаются рядом.

-Закончить нашу беседу мне хочется словами М. Горького:
«Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо - увидишь, что все станет лучше. Все в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…»  (Слайд 15)

Использованная литература

  1. Сапегина В. А. Классные часы в начальной школе - Ростов н/Д: Феникс,  2010.

  1. Малегон В. А.  Классные часы в начальной школе - Ярославль: Академия развития, 2009.

  1. Мищенкова Л. В. Учимся быть добрыми. Классные часы для учащихся 1-4 классов – Ярославль: Академия развития, 2009.

  1. Звездина Г. П., Щербакова Т. Классные часы в начальной школе: Программа факультатива Я и Мир - Москва : Сфера ТЦ, 2003.

  1. С .И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. - Москва: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2006.

  1. Барто А. Л. Стихи детям - Москва : Оникс : Центр общечеловеческих ценностей, 2009.

  1. Остер Г. Б. «Вредные советы» - М. : АСТ : Астрель, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Твори добро! Поговорим о милосердии»

 Тема: «Твори добро! Поговорим о милосердии»...

Классный час "Твори добро"

Разработка классного часа в форме устного журнала для 3 класса...

Презентация к классному часу "Твори добро"

Презентация к  классному часу "Твори добро"...

Классный час"Твори добро"

Цели. Учить детей видеть и чувство­вать мир; воспитывать нравственность; дальнейшее развитие представления учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развитие самооценки....

Классный час "Творить добро-это здорово!"

Классный час «Делать добро-это здорово!»Цель: развитие представлений о добре и злеЗадачи:  воспитывать стремление совершать добрые дела,развивать адекватную самооценку.Оборудование:плакаты с посл...

Классный час "Творить добро-это здорово!"

Классный час «Делать добро-это здорово!»Цель: развитие представлений о добре и злеЗадачи:  воспитывать стремление совершать добрые дела,развивать адекватную самооценку.Оборудование:плакаты с посл...

Классный час "Твори добро"

Формировать нравственные качества, развивать у детей чувство товарищества, взаи­мопомощи; воспитывать вежливость, вниматель­ность, уважение к людям. «Доброта - солнечный свет, под которым...