Классный час "Твори добро"
классный час (4 класс) на тему
Формировать нравственные качества, развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям.
«Доброта - солнечный свет, под которым
распускается цветок добродетели».
(А. Грин)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.chas_.tvori_dobro.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
4 класс
Цели. Формировать нравственные качества, развивать у детей чувство товарищества, взаи мопомощи; воспитывать вежливость, вниматель ность, уважение к людям.
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические; беседа, анализ, сравнение, эмоциональное воздействие, театрализация.
Оборудование. Пословицы о доброте; слова, написанные в «сердечках»; цветок Доброты; цветы; аудиозапись «Вальс цветов» П.И. Чайковского
«Доброта - солнечный свет, под которым
рас пускается цветок добродетели».
(А. Грин)
Ход занятия
Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте сти хотворение и скажите, о чем будет разговор. Ученик 1.
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти
вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
У. О каком качестве пойдет речь?
Дети. О доброте.
У. Да, сегодня мы будем говорить о доброте. Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит ми лосердия. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?
Доброта... Добро... Что же это такое? Прочитаем высказывания великих людей. Ученики читают на доске:
Доброта - отзывчивость, сочувствие, друже ское расположение к людям, все положительное, хорошее, полезное..
(Л. Толстой)
Доброта - вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от оди ночества, душевных ран и непрошеных обид.
(В. Розов)
- Это человеческое качество ценилось всегда, во все времена. Знаете ли вы пословицы и поговорки о добре, доброте?
Дети называют пословицы и поговорки, подго товленные заранее. Некоторые пословицы написа ны на доске. По ходу занятия дети будут находить нужные пословицы, и объяснять их смысл:
• Спеши делать добро.
• Добрые дела красят человека.
• Без добрых дел нет доброго имени.
• Жизнь дана на добрые дела.
• Злой не верит, что есть добрые люди.
• Добро век не забудется.
• Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
• От добра добра не ищут.
• Доброе сердце лучше богатства.
• Доброе слово - половина счастья.
• При солнышке тепло, при матушке добро.
• Доброе слово и кошке приятно.
• Добро, сделанное втайне, оплатится явно.
• Худо тому, кто добра не делает никому.
• Не ищи красоты - ищи доброты.
• Доброе дело дороже богатства.
• Красоту уносят годы, доброту не унесут.
- А как много добрых слов образовано от этого слова -добро!
На доске изображен ЦВЕТОК ДОБРОТЫ. Дети рассматривают цветок, читают на лепестках слова (доброжелательный, добродетельный, добродушный, добросовестный, добросердечный, добропорядочный, добронравный, добро, добро та, добродетель), знакомятся с высказыванием А. Грина, которое оформлено в виде эпиграфа:
«Доброта - солнечный свет, под которым рас пускается цветок добродетели». (А. Грин)
- Вспомните: как называется сказка о волшеб ном цветке, кто ее автор?
Д. Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик».
У. Кому и как помогла девочка в этой сказке? Дети отвечают.
- А на что бы вы потратили лепестки волшеб ного цветка?
Учитель выслушивает ответы детей.
- Ребята, как вы думаете, легко ли быть по-на стоящему добрым?
Д. Нет.
У. Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, не легкий. На нем человека ожидают взлеты и паде ния, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
Девочка исполняет песню «Доброта» {ел. Н. Тулуповой, муз. И. Лученко):
Добрым быть совсем, совсем не просто:
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Припев:
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
Будет вертеться Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем не просто:
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Припев.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
У. Выберите пословицу, отражающую смысл песни.
Дети находят и объясняют смысл пословицы: Красоту уносят годы, доброту не унесут.
- Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? Можно ли стать добрым на время?
Дети отвечают.
Ученик 2.
Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастил деревце
Иль очистил пруды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее -
Хорошеть самому.
{Л. Татъяничева)
У. Какие пословицы можно отнести к этому стихотворению?
Д. Добрые дела красят человека.
Жизнь дана на добрые дела.
У. Как вы понимаете смысл этих слов? Выслушиваются ответы детей.
- Никому не нравятся люди, совершающие пло хие поступки. Хорошие поступки говорят о том, что человек хороший. Надо стремиться всегда и во всем быть полезным людям.
Ученик 3.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
У. Доброта - это стремление человека дать сча стье всем людям. Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов.
СИТУАЦИЯ 1. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяже лый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.
В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
СИТУАЦИЯ 2. Когда старушка-соседка попро сила мальчика отнести и сдать в магазин бутыл ки из-под кефира, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.
- Проанализируйте эти ситуации и скажите: по каким мотивам совершилось доброе дело?
Д. В первом случае - бескорыстно, а во вто ром - с выгодой для себя.
У. Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям?
Д. Нет.
У. Как бы вы поступили на месте мальчиков? Какие пословицы вы отнесете к этим ситуациям? Где и как проявляете доброту? Творите добро ради самого добра, будьте в этом бескорыстны!
Ученик 4.
Добрые люди, на свете все бывает...
В наших окошках то свет, а то темно.
Песни не любят, когда их забывают.
Сердце не любит, когда оно одно.
Добрые люди, никто нас не рассудит -
Только мы сами поймем, в чем смысл и суть.
Добрыми будем - тогда и выйдем в люди,
Добрыми будем - и будет добрый путь!
Добрые люди, ничто нас не остудит,
И не захлопнуть распахнутых дверей!
Добрыми будем, и мир добрее будет.
Добрыми будем, и будет жизнь добрей.
(Р. Казакова)
У. Добрый человек - это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям!
Ребята, а где добро всегда побеждает зло?
Д.В сказках.
У. Вспомните сказки, в которых добро побеж дает зло.
Дети перечисляют сказки.
- Антон Павлович Чехов обратился к вам, моло дому поколению, с такими словами: «Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро!»
Добрые сердца - это сады. Добрые слова - это корни. Добрые мысли - цветы. Добрые дела - плоды.
Давайте вернемся к нашему цветку Доброты. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?
Дети записывают на лепестки цветов, которые они приготовили заранее, качества доброго человека. Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского. Дети прикрепляют свои цветы рядом с цветком Доброты.
- Какая чудесная получилась цветочная поля на! На ней расцвели необходимые человеческие качества. Это милосердие, сострадание, трудо любие, бескорыстие, сочувствие, благодарность, уважение, нежность, скромность.
Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами! Спешите делать добро!
Дети поют песню «Дорога добра» (ел. Ю. Энтина, муз. М. Минкова):
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Добро и зло"
В данной разработке даны тексты и вопросы к ним для обсуждения....
классный час "Добро и зло"
данный классный час разработан для учащихся 4 класса по теме "Добро и зло". Он стал продолжеие тем по курсу ОРКЭСе....
Классный час "Добрым быть совсем,совсем не просто."..
В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей это и есть человеческое счастье....
КЛАССНЫЙ ЧАС «ДОБРО И ЗЛО».
«добро» и «зло», с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни; показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому....
Классный час "Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло..." (В. О. Ключевский) 2 класс
Данный материал содержит сценарий классного часа о добре, доброте. Рассуждая на эту тему, дети создают картину ДОБРА....
Классный час "Доброму везде добро".
Мой педагогический опыт представлен на Фестивале педагогических идей "Открытый урок" Тема "Доброму везде добро"...
Классный час "Добрые мысли, добрые слова"
Классный час для детей 9-11 лет...