Программа творческого объединения «Рукодельница».
рабочая программа по теме
Рабочая программа творческого объединения «Рукодельница» (декоративно-прикладное творчество)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_obucheniyu_uchashchikhsya_v_kruzhke.docx | 80.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа творческого объединения «Рукодельница».
Раздел 1.Пояснительная записка.
Из всего многообразия видов творчества декоративно-прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:
- в продумывании элементов узора;
- в расположении их на объемах;
- в создании предметов декоративного характера;
- умения найти способ изображения и оформления предмета;
- Развитие детского творчества во многом зависит от умения детей работать с различными материалами и соответствующими инструментами.
- Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
- Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания.
- При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей.
- Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народов. Также дети учатся умению составлять узоры, отличать орнаменты от других. Узнают, что орнаментом украшают одежду, обувь и различные хозяйственные мешочки, сумочки.
- У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.
- На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, вместе составляет общую композицию. В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.
- Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
- Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
Развивающая программа по дополнительному образованию «Рукодельница» является модифицированной и разработана на основе программы по дополнительному образованию «Мастерская изящных искусств» в соответствии с ФГОС. Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ней учтены направления и рекомендации государственных образовательных стандартов дополнительного образования и соответствующих требований к содержанию дополнительного образования; рекомендации методик трудового обучения “Основы дизайнобразования”, “Программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ “Культура быта”.
Вид образовательной деятельности: оригами, изонить, бисероплетение, тестопластика, флористика, мягкая игрушка.
Реализация программы предполагает двухгодичное обучение. Возраст обучаемых школьников со2-го по 7-й класс. Программа рассчитана на 35 часов в год, занятия рекомендуется проводить 1 час 1раз в неделю (с предусмотренными переменками и физпаузами) с группой в 10–12 человек. В группах могут обучаться школьники разного возраста.
Цель программы:
Развитие склонностей, способностей, творческой направленности и ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремёсел и включение их в сферу ДПИ, дизайнобразования.
Задачи программы:
- Знакомство с новыми видами ДПИ и сохранение русского наследия в творчестве ребят и мастерстве
- Формирование готовности ребёнка к самостоятельному выполнению работ и продолжению обучения и овладения другими видами ДПИ
- Овладение приёмами и навыками практической работы в конкретном виде ДПИ
- Воспитание интереса к новым видам ДПИ и эстетического вкуса у детей.
Программа направлена на:
- Психосенсомоторное развитие ребёнка через моделирование предметной среды и познание отдельных законов внешнего мира и его объектов
- Активизацию и развитие центров памяти и речи
- Формирование у детей сенсорного опыта в построении более сложных познавательных процессов
- Формирование у детей духовной культуры, через изучение исторических традиций и народной культуры
- Реализацию личностного потенциала.
В основе концепции программы лежат духовное становление личности ребёнка, практическое освоение культурного и художественного наследия, воспитание любви к родной земле. Общение детей с произведениями народного искусства и их участие в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для их общего художественного развития, воспитания у них нравственного начала, любви и уважения к творческому труду. Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Программа помогает развивать объемно-пространственное мышление, чувство цвета, реализовать способности и желания ребенка. Дети пополняют свой запас знаний в ручном шитье, программа помогает обрести навыки работы на швейной машине. Получить базовые знания о цвете, материале, рисунке, повышение практических знаний и умений и развитие творческой личности.
Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированны на обеспечение личностного роса детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании школьников. Сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной композиций, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с Городецкой росписью, дымковскую игрушку и т.д. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примеры лепки из соленого теста и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.
Темы работы с детьми, выбранные мной, являются актуальными и целесообразными в данное время. На занятиях помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.
Целью данной программы является: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- обучать технологиям разных видов рукоделия.
Воспитательные:
- приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
- способности развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду, формировать потребность учащихся к саморазвитию.
- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивающие:
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус.
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать моторику рук, глазомер.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:
- формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия.
Другими словами, обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении, имидже, одежде и т.п.
- опора на личностно ориентированный подход в образовании и игровые технологии.
- учет особенностей культуры своего народа (этнокультуры), национального менталитета, а также особенностей местной региональной культуры.
Педагогические принципы:
- Любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития – главный принцип работы.
При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:
- ведущие виды деятельности в разновозрастных группах учащихся:
- учебная деятельность в младшем школьном: дети привыкают к новым условиям организации занятий, учатся выполнять требования педагогов, соблюдать дисциплину труда и пр. игры используются преимущественно учебного характера;
- учебная деятельность и личностное общение в подростковом: на занятиях в студии принято раскрепощенное, уважительное общение детей друг с другом; поощряется взаимная помощь; разрешается свободное перемещение в кабинете. Потребность детей в общении реализуется в досуговой деятельности, при выполнении коллективных работ и посещении различных мероприятий;
- профессионально направленное обучение в старшем школьном возрасте: для этого периода характерно осознанное отношение к учебной деятельности; педагоги стараются поощрять самостоятельный творческий поиск, поддерживать интерес к профессиональной специальной литературе по предмету изучения.
2. потребности, интересы учащихся;
3. уровень развития первичного коллектива;
4. уровень развития и самооценка ребенка, его социальный статус.
- К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:
- осознание и признание права личности быть не похожей на других;
- проявление уважения к личности;
- оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
- умение смотреть на проблему глазами ребенка;
- учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в коллективе, активность).
Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.
- Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.
Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы. Образовательная программа «Рукодельница»» разработана на 2 года обучения. Однако по желанию учащихся могут продолжать занятия и более трех лет. Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно – прикладного творчества. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе. Теория преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы учащихся.
На первом году обучения происходит общее знакомство учащихся с различными видами рукоделия, на втором – более углубленное постижение основ мастерства.
В течение первого года обучения дети усваивают правила техники безопасности и навыки грамотного обращения со всеми необходимыми для рукоделия инструментами. Учащиеся приобретают знания по цветосочетанию, композиции и осваивают базовую систему понятий и определений. В течение второго года дети изучают закономерности гармоничного, художественного и стилистически выдержанного исполнения изделий, изучают историю различных видов рукоделия, их народные корни и современное развитие.
Практические результаты и темп освоения программы является индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки учащегося.
Занятия рукоделием развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка.
Чередование занятий тремя – четырьмя видами рукоделия дает ребенку возможность найти себя в одном из видов творчества и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребенок получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.
Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной. Учащиеся реализовывают свои творческие замыслы, готовят поделки, сувениры к своим семейным торжествам и к любимым праздникам. Это позволяет повысить уровень знаний и интереса учащихся.
Раздел 2.Основные формы и методы организации учебного процесса.
Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей; способствовать воспитанию и развитию учащихся, активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка. Исходя из этого, при выборе определенных методов обучения учитывается особенность контингента детей. Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого ребенка, качества знаний формируется в системе, индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально. В целом работа педагога характеризует особым стилем, манерой работы.
Основная форма | Образовательная задача, решаемая на занятиях | Методы |
1 | 2 | 3 |
1. Познавательное занятие | Передача информации. | Беседа, рассказ, доклад, прослушивание |
2. Практическое занятие по отработке определенного умения. | Обучение. Вырабатывать умение обращаться с предметами, инструментом, материалами. Научить применять теорию в практике, учить трудовой деятельности. | упражнения |
3. Самостоятельная деятельность детей | Поиск решения проблемы самостоятельно | Упражнения |
4. Творческие упражнения | Применение знаний в новых условиях. Обмен идеями, опытом | Упражнения, взаимная проверка, временная работа в группах |
5. Игровая форма | Создание ситуации занимательности | Короткая игра, игра-оболочка |
6. Конкурсы | Контроль знаний, развитие коммуникативных отношений. Корректировка знаний, умений, развитие ответственности, самостоятельности | Игра |
7. Выставки | Массовая информация и наглядная информация, пропаганда творчества, оценка роста мастерства | Экспозиция |
8. Занятие – соревнования | Закрепление умений, знаний, навыков | Игра |
9. Занятие – деловая (ролевая) игра | Усиление мотивации учения, формирование познавательной деятельности, углубление и расширение знаний, перенос теоретического учебного материала в практическую деятельность | Урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-интервью, урок-презентация и т.д. |
10. Занятие - лекция | Формирование мотивации, установка на активное восприятие | |
11. Занятие - зачет | Подведение итогов, выявление осознанности знаний, повышение ответственности за результат своего труда | Индивидуальное или групповое занятие, собеседование, экзамен |
12. Интегрированное занятие | Развитие интереса учащихся к предмету | Собеседование, семинар, конференция, ролевая игра, обобщение материала в виде таблиц, стенгазет. |
13. Модульное занятие | Способствует пооперационному усвоению материала, контроль знаний, умений, навыков, их коррекция | Самостоятельная деятельность |
Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.
Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.
В результате обучения дети должны знать:
- Виды декоративно-прикладного творчества;
- Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;
- Название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- Правила организации рабочего места;
- Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
Должны уметь:
- Правильно организовать свое рабочее место;
- Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
- Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные по предмету специализации;
- Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
Формы и методы проведения занятий.
В основе занятий положены принципы дизайна:
1 принцип:
композиционная целостность изделия – ФОРМА.
Один из аргументов необходимости дизайнобразования в школе – восстановить у детей природное чувство красоты, творчества, соответствие отдельных частей друг другу и соответствие части к целому.
2 принцип:
Выявление всех возможностей материала, из которого сделано изделие – материаловедение.
3 принцип:
Учёт декоративных, психологических, физиологических возможностей цвета при разработке изделия – цветоведение.
4 принцип:
Развитие меры и уместности украшений на предмет – декор.
Тип занятий эмоционально-художественный с формирующими приёмами и навыками практической работы с демонстрацией и поэтапной обработкой конкретных практических действий.
Характер занятий репродуктивный с элементами творчества.
При объяснении материала используются методы – словесные, наглядные, практические. Для активизации творческой деятельности рекомендуется вводить декоративные паузы, посвятив их другим видам деятельности. Это позволяет дать возможность сопоставить и проанализировать старинное и современное видение – орнамента, техники.
При проведении первичного инструктажа делать нужно акцент на правильное применение и приёмам работы с инструментами и приспособлениями. На каждом занятии уделять внимание технике безопасности при выполнении работ, а также проводить фронтальный инструктаж, в процессе которого всей группе демонстрируется последовательность технических приёмов. Обязательное проведение индивидуального инструктажа, необходимого для предупреждения ошибок у отдельных учащихся и, чтобы не происходило формирования ошибочных навыков.
Каждую работу школьник старается читать как схему выполнения работы в определённой последовательности:
- определение геометрической формы
- анализ работы: найти направление работы, переходы от одного объекта к другому и последовательность их выполнения
- суметь увидеть будущий рисунок в схеме
- подобрать индивидуальную схему вышивки, плетения
- подобрать индивидуальную цветовую гамму.
Применяю метод творческого варьирования типовых композиций, который активно влияет на профессиональный рост учащихся. Декоративная пауза используется для быстрого переключения деятельности и разнообразия обучения.
Для формирования трудовых навыков и умений подобраны соответствующие упражнения с постепенным переходом от лёгких к более сложным упражнениям. Предыдущие упражнения являются подготовкой к выполнению последующих упражнений и в свою очередь, закрепляя и совершенствуя предыдущие. Повторяемость упражнений служит основой для перехода умений в прочные навыки.
В занятия включены здоровье оберегающие технологии, т. е. упражнения для расслабления глаз, спины и рук.
Для обрабатывания техники работ предусмотрены многократные упражнения: посадка при выполнении вышивки, положение рук, движения, последовательность выполнения схем, физпаузы.
В процессе обучения используются инструкционные карточки, приложения и образцы, которые содержат требуемые технические сведения о предстоящей работе. При объяснении плетения, вышивки элемента используется изображение элемента или целого объекта в графическом изображении или фотографии. Все наглядные пособия, дидактический материал, раздаточный формируется в процессе изучения тем.
Предполагаемые и ожидаемые результаты:
Учащиеся должны иметь представление о:
- видах и свойствах волокон и ниток, материалов, тканей, бисера, стекляруса
- цвете и дизайне
- строении иглы
- правилах работы: с циркулем, линейкой, шилом, иглой и ниткой и другими материалами
- приёмах лепки из различных материалов: солёного теста, пластилина
- пластике и свойствах бумаги
- флристическомматериале и его использовании
Уровень навыков и умений:
Работа с циркулем и линейкой
- соотношение амплитуды движения по размеру геометрических фигур
- начертание геометрических фигур
Работа с шилом
- соотношение силы нажима с качеством бумаги
- равномерное распределение отверстий по геометрической фигуре
Работа с разными материалами
- нитки металлические, проволока, леска
- нитки х/б, лавсан, мулине, шерстенные
- рамки, картон, бумага
- ткани, канва
- бисер, стеклярус
- солёное тесто, пластилин
Работа с иглой и ниткой
- вдеть нитку в ушко иглы
- выполнить узелок
- выполнить закрепку
Работа в технике
- изонить
- флористика
- лепка
- квилинг, оригами
- скрутка проволоки и бисера
Итогом работы мастерской является участие в различных выставках, конкурсах любого уровня проведения и отчетная демонстрация, выставка работ. В течение учебного года по мере накопления работ рекомендуется проводить тематические мини – выставки. Такие мини – выставки являются анализаторами и развивают у детей творческое мышление и художественный вкус, так как они анализируют работы с точки зрения декоративности и технологической особенности. В своих заключительных инструктажах необходимо отмечать достоинства, а затем допущенные недостатки школьником при выполнении работы, давать оценку их умениям и навыкам, полученным в результате изучения курса.
Каждая программа следующего курса состоит из разноуровневых разделов и тем, логично следующих одна за другой, с учётом накопленных знаний и навыков в области ранее изученных приемов и приобретения мастерства и художественного опыта.
Календарно-тематическое планирование является приложением к рабочей программе.
Календарно-тематический план
и краткое содержание курса.
Календарно-тематический план 1года обучения.
№ | ТЕМА | Кол. часов | В том числе | |
Теор. | Практ | |||
1 четверть. | ||||
1 2. 3. 4. | Вводное занятие. Т.Б. на занятиях. Знакомство с видами ДПТ и их техниками выполнения, с материалами и инструментами. Лепка. Флористика. Бумагопластика. | 1 2 4 2 | 1 - 1 1 | - 2 3 1 |
Итого: | 9 | 3 | 6 | |
2 четверть. | ||||
1 2 | Бумагопластика. Изонить. | 3 4 | - 1 | 3 4 |
Итого: | 7 | 1 | 7 | |
3 четверть. | ||||
1. 2. 3. | Изонить Мягкая игрушка. Бисероплетение. | 2 5 3 | - 1 1 | 2 4 2 |
. Итого: | 10 | 2 | 8 | |
4 четверть | ||||
1. 2. 3. | Бисероплетение Декоративное творчество. Работа во всех техниках – панно, картины в стиле коллаж, самостоятельные проекты. Итоговое занятие. | 1 7 1 | - | 1 1 |
Итого: | 9 | - | 9 | |
Итого: | 35 | 6 | 29 | |
Содержание программы 1года обучения.
1.Вводное занятие.(1 час) 05.09
Знакомство с программой и правилами поведения в кружке. Правила техники безопасности при выполнении работ. Инструменты и материалы необходимые для занятий. Режим работы.
2.Учебный план по теме «Лепка»(2 часа).
Хлебосол или лепка из солёного теста.Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук
Лепка развивает не только речь, художественные способности, но и абстрактное и логическое мышление, воображение.
Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.
Фигурки, картины, панно – все можно сделать из соленого теста. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Малыши способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а ребята постарше могут составить композиции из сказок или натюрморт. Взрослые люди, попробовав эту детскую забаву, не остаются к ней равнодушными. Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством.
№ урока | Тема | Изделие | Дата | Место проведения | ||
По пл. | Фак. | Аудиторное | Внеауди торное | |||
1. | Приготовление солёного теста. Окрашивание теста. Способы обработки. Способы изготовления изделий. | Птичка, ёлочка, веночек. | 12.09 | + | ||
2. | Окрашивание изделия.Лакировка. | Птичка, ёлочка, веночек. | 19.09 | + | ||
Итого: 2 часа. | 1 | 1 |
3.Учебный план по теме «Флористика»(4 часа).
Основные цели занятий по флористике:
- помочь правильному формированию личности ребенка;
- раскрыть ребенку мир прекрасного;
- научить его понимать красоту, а если это необходимо, защищать и беречь ее;
- развивать творческое начало ребенка, его способность наблюдать и любить природу.
Основные задачи:
- научить детей через общение с природным материалом узнавать растения, цветы, деревья;
- пробудить в детях интерес и любовь к природе, воспитать бережное отношение к ней;
- научить через общение с природой различать разнообразие форм и красок окружающего мира;
- развить у детей чувство прекрасного, художественный вкус.
Ожидаемый конечный результат:
- ребенок учится работать руками;
- выполняет тонкую, кропотливую работу;
- у ребенка вырабатываются терпение, усидчивость, трудолюбие;
- ребенок учится оценивать результат своего труда;
- учится видеть и понимать красоту во всех ее проявлениях.
№ урока | Тема | Изделие | Дата | Место проведения | ||
По пл. | Фак. | Аудитор-ное | Внеауди- торное | |||
1. | Экскурсия в природу. Сбор и подготовка материалов. | - | 26.09 | + | ||
2. | Основы плоскостной композиции. Изготовление картин-аппликаций. | Аппликация из листьев, цветов, семян. | 03.10 | + | ||
3. | Основы плоскостной композиции. Изготовление картин-аппликаций. | Аппликация из листьев, цветов, семян. | 10.10 | + | ||
4. | Основы объёмной композиции.Применение природного материала для украшения предметов быта. | Ваза с орнаментом. | 17.10 | + | ||
Итого:4 часа. | 2 | 2 |
4.Учебный план занятий по технике - « Бумагопластика».(5 часов)
Основная цель занятий по “Бумагопластике”:
формирование у детей основ эстетической культуры, развитие творческих способностей и задатков путём включения их в освоение приёмов многократного складывания игрушек из бумаги в технике “оригами”, “квиллинг”.
Задачи занятий:
– познакомить детей с историей возникновения искусства складывания бумаги в технике “оригами”, “квиллинг”,
– формирование специальных знаний и умений по технологии изготовления изделий из бумаги в технике “оригами” и “квиллинг”,
– воспитание бережливости и аккуратности при работе с материалами и инструментами,
– способствовать развитию художественного вкуса, творческого воображения, эстетического восприятия окружающего мира.
Ожидаемые результаты:
знать и уметь:
– названия материалов и инструментов, приспособлений для работы и уметь ими пользоваться,
– правила безопасности и личной гигиены при работе с ножницами, бумагой и клеем,
– знать историю возникновения и развития искусства “оригами” и “квиллинг”,
– названия и приёмы складывания базовых форм, уметь их складывать и трансформировать
– решать художественно-творческие задачи на сочетание различных приёмов аппликации (обрывание, вырезание) для достижения выразительности художественного образа,
– у детей будут воспитаны аккуратность и бережливость.
№ урока | Тема | Изделие | Дата | Место проведения | ||
По пл. | Фактич. | Аудитор-но | Внеауди- торно | |||
1. | Вводное занятие. Т.Б. на занятиях. История возникновения «оригами», «квиллинга» . Инструменты и приспособления, материалы. | -- | 24.10 | + | ||
2. | Правила и приёмы «оригами». | насекомые | 31.10 | + | ||
3. | Правила и приёмы «оригами». | животные | 14.11 | + | ||
4. | Правила и приёмы «квиллинга». | насекомые, животные | 21.11 | + | ||
5. | Правила и приёмы «квиллинга». | цветы, природа | 28.11 | + | ||
Итого: 5ч. | 4 | 1 |
5.Учебный план занятий в технике «Изонить».(6часов)
Изонить – как искусство и вид ДПИ достойно для возрождения.
Одной из особенностей раннего развития ребёнка является восприятия размера и пространственного объёма предметов. Для того чтобы эффективно определять форму, объём и размер предмета, ребёнок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи, так как эти три группы мышц обеспечивают функцию восприятия. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи. Чем лучше ребёнок двигается (точно, координировано), тем лучше он будет говорить.
Достоинство изонити в том, что она выполняется быстро и аккуратно с первого раза.
Изонить расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора.
Техника изонити требует от ребёнка ловких действий, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность и точность.
Работа в техники изонити формирует такие качества, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца,воспитывает аккуратность, усидчивость, то есть способствует развитию личности.
№ урока | Тема. | Изделие. | Дата | Место прове-дения | ||
по плану | фактич. | Аудитор-но | Внеауди- торно тоторно. | |||
1. | Водное занятие История возникновения изонити. | -- | 05.12 | + | ||
2. | Элементы изонити: Угол | Выполнение образцов элементов изонити. | 12.12 | + | ||
3. | Элементы изонити: Круг | Выполнение образцов элементов изонити. | 19.12 | + | ||
4. | Работа в разной технике. | Выполнение листьев, травинок, перьев и других мелких элементов | 26.12 | + | ||
5. | Совмещение геометрических фигур в объекте изображения. | Выполнение набора элементов в натюрморте или букете, пейзаже, портрете и других композициях . | 16.01 | + | ||
6 | Создание рельефа. Техника трёхмерного изображения. | Выполнение фруктов, ваз и других объёмных предметов. | 23.01 | + | ||
Итого: 6ч |
| 1 |
6.Учебный план по теме «Мягкая игрушка»(5 часов).
№ урока | Тема | Изделие | Дата | Место проведения | ||
По пл. | Фак. | Аудитор-но | Внеауди- торно | |||
1. | Материалы, инструменты, фурнитура для пошива мягкой игрушки. Рабочие швы для обработки ткани. Основной прием пошива мягкой игрушки. Изготовление выкройки, раскрой деталей. Мягкие игрушки на основе шариков. | - | 30.01 | + | ||
2. | Подбор материала; выполнение раскроя деталей, выполнение игрушки. | «Птичка» | 06.02 | + | ||
3. | Подбор материала; выполнение раскроя деталей, выполнение игрушки. | «Хозяюшка» | 13.02 | + | ||
4. | Подбор материала; выполнение раскроя деталей, выполнение игрушки. | «Ангел» | 20.02 | + | ||
5. | Выставка | 27.02 | + | |||
Итого: 5 часов. | 3 | 2 |
7.Учебный план по теме «Бисероплетение»(4 часа).
Бисер – один из самых волшебных, загадочных и чарующих материалов. История возникновения бисера увлекательна и полна тайн. Материал, формы изготовления бисера разнообразны до бесконечности, по видам бисера можно определять временные эпохи.
Разнообразие работ и приёмов работ с бисером можно разделить на группы:
- вещи,сделанные из бисера (украшения, объёмные фигурки) – плетение;
- вещи, сделанные с использованием бисера – вышивка, вязание;
- вещи с частичным использованием бисера – контурная вышивка, дизайн одежды.
№ урока | Тема | Изделие | Дата | Место проведения | |||
По пл. | Фактич. | Аудитор-но | Внеауди- торно | ||||
1. | Вводное занятие. Т.Б. на занятиях. История возникновения бисера. Виды бисера и виды материалов. Инструменты и приспособления. Правила и приёмы работой с бисером и проволокой. | -- | 06.03 | + | |||
2. | Основы цветоведения, композиции. Подбор цветовой гаммы. | Бусы. | 13.03 | + | |||
3. | Изготовление работ из бисера. | Деревья.цветы. | 20.03 | + | |||
4. | Изготовление работ из бисера. | Деревья.цветы. | 03.04 | + | |||
Итого: 4 часа. | 3 | 1 |
8.Учебный план по теме «Декоративное творчество».
№ урока | Тема | Изделие | Дата | Место пров. | ||
По плану | Фактич. | Аудиторно | Внеауди- торно | |||
1. | Выбор творческого проекта. Подбор материалов. | - | 10.04 | + | ||
2. | Работа над проектом. | По выбору учащихся | 17.04 | + | ||
3. | Работа над проектом. | По выбору учащихся | 24.04 | + | ||
4. | Работа над проектом. | По выбору учащихся | 01.05 | + | ||
5. | Работа над проектом. | По выбору учащихся | 08.05 | + | ||
6. | Работа над проектом. | По выбору учащихся | 15.05 | + | ||
7. | Защита проекта. | - | 22.05 | + | ||
8. | Итоговое занятие.Выставка. | - | 29.05 | + | ||
Итого:8 часов | 6 | 2 |
Календарно-тематический план 2 года обучения.
№ | ТЕМА и краткое содержание. | Кол. часов | В том числе | |
Теор. | Практ | |||
1 четверть. | ||||
1 2. 3. | Вводное занятие. Т.Б. на занятиях. Знакомство с видами ДПТ и их техниками выполнения, с материалами и инструментами. Флористика. Изонить. | 1 4 4 | 1 - - | - 4 4 |
Итого: | 9 | 1 | 8 | |
2 четверть. | ||||
1 2 | Бумагопластика. Лепка | 5 2 | - - | 5 2 |
Итого: | 7 | - | 7 | |
3 четверть. | ||||
1 2 | Мягкая игрушка. Бисероплетение. | 5 5 | 1 1 | 4 4 |
. Итого: | 10 | 2 | 8 | |
4 четверть | ||||
1 2 | Декоративное творчество. Работа во всех техниках – панно, картины в стиле коллаж, самостоятельные проекты. Итоговое занятие. | 8 1 | - | 8 1 |
Итого: | 9 | - | 9 | |
Итого: | 35 | 3 | 32 |
Содержание программы 2года обучения.
1.Вводное занятие.(1 час)
Знакомство с программой и правилами поведения в кружке. Правила техники безопасности при выполнении работ. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Режим работы.
2. Учебный план по теме «Флористика»(4 часа).
№ урока | Тема | Изделие | Дата | Место проведения | ||
По пл. | Фак. | Аудиторно | Внеауди- торно | |||
1. | Экскурсия в природу.Сбор материалов. Подготовка материалов. | - | 11.09 | + | ||
2. | Основы объёмной композиции. Букет. | Осенний букет. | 18.09 | + | ||
3. | Изготовление сюжетной композиции из круп и семян. | Сюжетная аппликация. | 25.09 | + | ||
4. | Изготовление сюжетной композиции из круп и семян. | Сюжетная аппликация. | 2.10 | + | ||
Итого:4часа | 2 | 2 |
3. Учебный план занятий в технике «Изонить».(4часа)
№ урока | Тема. | Изделие. | Дата | Место проведения | ||
По пл. | Фак. | Аудиторно | Внеауди- торно | |||
1. | Вводное занятие Элементы изонити: угол , круг, дуга. | Выполнение образцов элементов изонити. | 09.10 | + | ||
2. | Совмещение геометрических фигур в объекте изображения. Создание собственной композиции. Выбор цветового решения. | Выполнение набора элементов в натюрморте или букете, пейзаже, портрете и других композициях. | 16.10 | + | ||
3. | Совмещение геометрических фигур в объекте изображения. | Выполнение набора элементов в натюрморте или букете, пейзаже, портрете и других композициях. | 23.10 | + | ||
4.. | Совмещение геометрических фигур в объекте изображения. | Выполнение набора элементов в натюрморте или букете, пейзаже, портрете и других композициях. | 30.10 | + | ||
Итого: 4 часа | 4 | 1 |
4. Учебный план занятий по технике - « Бумагопластика».(5часов)
№ урока | Тема | Изделие | Дата | Место проведения | ||
По пл. | Фак. | Аудиторно | Внеауди- торно | |||
1. | Вводное занятие. Т.Б. на занятиях .Знакомство с новыми видами техники «оригами», «квиллинга» .Инструменты и приспособления, материалы. | -- | 13.11 | + | ||
2. | Правила и приёмы модульного «Оригами». | «Лебедь» | 20.11 | + | ||
3. | Работа в технике модульного оригами | «Лебедь» | 27.11 | + | ||
4. | Правила и приёмы «квиллинга». | Подарочная открытка. | 4.12 | + | ||
5. | Правила и приёмы «квиллинга». | Подарочная открытка. | 11.12 | + | ||
Итого: 5ч | 4 | 1 |
5.Учебный план по теме «Лепка»(2 часа).
№ урока | Тема | Изделие | Дата | Место проведения | ||
По пл. | Фак. | Аудиторно | Внеауди- торно | |||
1. | Изготовление панно и декоративных композиций с использованием разнообразных способов. | Панно «Цветущий сад», «Пастушок с овечками». | 18.12 | + | ||
2. | Окрашивание изделия.Лакировка. | Панно «Цветущий сад», «Пастушок с овечками». | 25.12 | + | ||
Итого: 2 часа. | 1 | 1 |
6.Учебный план по теме «Мягкая игрушка»(5 часов)..
№ урока | Тема | Изделие | Дата | Место проведения | ||
По пл. | Фак. | Аудиторно | Внеауди- торно | |||
1. | Объёмные мягкие игрушки. Подбор ткани с учетом цветовой гаммы. Дополнительный материал для игрушек. Построение, уменьшение и увеличение выкроек. Правила раскроя объёмных игрушек. Способы обработки швов. | - | 15.01 | + | ||
2. | Подбор материала; выполнение раскроя деталей, выполнение игрушки. | «Кукла» | 22.01 | + | ||
3. | Выполнение игрушки. | «Кукла» | 29.01 | + | ||
4. | Подбор материала; выполнение раскроя деталей. | «Каркуша» | 5.02 | + | ||
5. | Выполнение игрушки. | «Каркуша» | 12.02 | + | ||
Итого: 5 часов. | 4 | 1 |
7.Учебный план по теме «Бисероплетение»(5часов).
№ урока | Тема | Изделие | Дата | Место проведения | ||
По пл. | Фак. | Аудиторно | Внеауди- торно | |||
1. | Вводное занятие.Виды работ из бисера: низание, вышивка. Основы цветоведения, композиции. Подбор цветовой гаммы. | -- | 19.02 | + | ||
2. | Простейшие приемы бисероплетения. | Браслеты, фенечки. | 26.02 | + | ||
3. | Простейшие приемы бисероплетения. | Браслеты, фенечки. | 5.03 | + | ||
4. | Простейшие приемы бисероплетения. | Цветы, деревья. | 12.03 | + | ||
5. | Простейшие приемы бисероплетения.Выставка | Цветы, деревья. | 19.03 | + | ||
Итого: 5 часов. | 4 | 1 |
8.Учебный план по теме «Декоративное творчество».(8 часов)
№ урока | Тема | Изделие | Дата | Место проведения | ||
По пл. | Фак. | Аудиторно | Внеауди- торно | |||
1. | Выбор творческого проекта. Подбор материалов. | - | 2.04 | + | ||
2. | Работа над проектом. | По выбору учащихся | 9.04 | + | ||
3. | Работа над проектом. | По выбору учащихся | 16.04 | + | ||
4. | Работа над проектом. | По выбору учащихся | 23.04 | + | ||
5. | Работа над проектом. | По выбору учащихся | 30.04 | + | ||
6. | Работа над проектом. | По выбору учащихся | 7.05 | + | ||
7. | Защита проекта. | - | 14.05 | + | ||
8. | Итоговое занятие. | - | 21.05 | + | ||
9. | Выставка. | 28.05 | + | |||
Итого: 9 часов | 5 | 4 |
Муниципальное казённое общеобразовательное образовательное учреждение «Ермоловская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Согласованно» «Утверждаю»
На заседании МО Зам. Директора по УВР Директор школы
_______Руководитель ____________________ Скоробогатов В.А.
«__»__________20__ г. «__»_________20___г. «___»_______20___г.
Рабочая программа
по обучению учащихся в творческом объединении «Рукодельница»
на 2013-2015 уч.год.
Срок реализации программы: 2 года.
Возраст учашихся: 7-12 лет.
Составила: воспитатель Шаркова Инна Леонидовна .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа творческого объединения "Соленое тесто"
Современное декоративно-прикладное искусство очень разнообразно - это керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое.Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, ...
программа творческого объединения "Бумажные кружева"
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение«средняя общеобразовательная школа №3 им. А.С. Пушкина» Принято на ШМО «__»__________20__год. Протокол №...
Рабочая программа творческого объединения "Кем быть?"
Программа расчитана на 4 года . Профессиональная ориентация....
Программа творческого объединения "Экология младших школьников"
Авторская программа по формированию экологического воспитания у младших школьников. Включает пояснительную записку, цели, задачи, перспективное планирование с темами занятий, количеством часов на 4 го...
Рабочая программа творческого объединения "Оранжевая песенка"
Программа внеурочной деятельности....
Рабочая программа творческого объединения ЮИД "Зеленый огонёк"
Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы школы. На заня...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА творческого объединения «Роспись»
Настоящая образовательная программа представляет дополнительный образовательный курс декоративно-прикладной направленности, предназначенный для кружка декоративно-прикладного творчества «Роспись»....