Праздник чая
материал на тему

Гамаюнова Ирина Владимировна

Внеклассное мероприятие для начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_chaya.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

                 Внеклассное мероприятие «Праздник чая».

Цели:

1.Пропагандировать трезвый образ жизни.

2. Познакомить учащихся с целебными свойствами чая.

3. Расширять кругозор учащихся.

4. Прививать навыки этикета.

Оборудование и реквизит:

  1. Мини-выставка пачек и банок из-под чая.
  2. Плакаты с пословицами и поговорками.
  3. Выставка рисунков на тему «У самовара я и моя семья».
  4. Накрытый стол к чаепитию.

     1-й скоморох.

Не толпитесь у дверей-

Проходите поскорей.

Ждут вас с чаем, ребятишки,

И баранки, и коврижки .

 2-й скоморох.

Это всё для вас, гости дорогие!

Калачи, ватрушки, пышки.

Налетайте, разбирайте,

Сладким чаем запивайте.

3-й  скоморох.

Все на праздник к нам спешите

И друзей с собой ведите!

Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем!

Все трое (хором)

К нам смотри, не опоздай,

А не то остынет чай.

1-й ведущий. Чай – это прекрасный, полезный напиток, пришедший к нам из далёких времён. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем незаменим, как хлеб

 1-й ученик.  Чай горячий, ароматный,

                        И на вкус весьма приятный,

                        Он недуги исцеляет

                      И усталость прогоняет,

                      Силы новые даёт

                      И друзей за стол зовёт.

                      С благодарностью весь мир

                      Славит чудо-эликсир.

2-й ведущий.

Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая.

Давным – давно пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив сил.

1-й ведущий.

Действительно,  впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времён. Чай там ценился очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных придворных церемоний. Поэты воспевали чай в стихах. Выращивание и изготовление чая в Китае стало таким же секретом, как производство шелка, фарфора, бумаги и других великолепных китайских изобретений. Чайные плантации скрывали и строго охраняли от чужеземцев. Хотя чай позже и стал любимым напитком в большинстве стран мира, выращивать его долгое время не умели и привозили из Китая.

- А сейчас мы посмотрим кто больше знает названий чая.(За правильный ответ, за победу в конкурсе участники получают сушки).

2- й ведущий.

На первых порах не все европейцы умели обращаться с чаем. Сохранился забавный рассказ об одном английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок – фунт чая (400 г). Мать пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь чай в миске, она слила ненужную, по её мнению, коричневую горькую воду и разложила по порциям вываренные чайные листья, затем она приправила их сметаной и подала к столу.

1- ведущий.

А как чай попал в Россию?

2-й ученик.

В 1638 году  русский царь Михаил Фёдорович Романов направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю. Тот встретил их с почестями. Во время знатного обеда гостей поили каким- то горьковатым напитком.

3-й ученик.

Провожая русских посланников, хан подарил царю связку пушнины- мех соболя, барса, бобра, а также 200 пакетов с надписью «бахча». «Чай для заварки»- так перевели царю эти слова. Русские послы деликатно пытались отказаться от бесполезных, по их мнению, пакетов, но хан настоял на своём, уверяя, что царю напиток из листьев придётся по душе.

4-й ученик.

Возвратившись в Москву и вручая царю дорогие ханские дары, послы с опаской передали ему пакеты с сушёными листьями, ссылаясь на утверждение монголов об их целебной силе. Лекарь испробовал действие отвара на заболевшем придворном. Тот выпил и подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали лечить этим питьём царя и его приближённых.

5-й ученик.

Для бедных людей чай был почти недоступен и они пили его лишь в особых случаях, так как чай был очень дорогим. Поэтому и возникло выражение «чайком побаловаться». А многие простые люди даже не знали, как  заваривать чай.

Разыгрывается сценка «Раз привёз мне барин чаю».

6– й ученик.

Раз привёз мне барин чаю

И велел его сварить.

А я отроду не знаю,

Как проклятый чай варить!

Взял тогда налил водички,

Кинул чай я весь в горшок,

Да приправил перцем, луком

И петрушки корешок.

Гости с барином плевались,

Сам он ажно озверел

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся:

Чем же мог не угодить?

А потом-то догадался-

Чай забыл я посолить.

1-й ведущий.

Чтобы не случалось таких курьёзных историй, секретами заварки чая поделятся наши  родители. (Слово предоставляется родителям)

7-й ученик.

Утро в свежести яркой

Не проспать на боку,

А с хорошей заваркой

Выпить кружку чайку

Да приняться за дело,

Ту найти целину,

Чтобы дело задело

Крепко в сердце струну.

2- й ведущий.

Сейчас трудно себе представить наш завтрак без чашки чая. Давайте посмотрим, какой же путь проходит чай от плантации до нашего стола.

8-й ученик.

Чайный куст- это вечнозелёное растение, которое требует большого ухода. Круглый год у чайных кустов хлопочут люди: мотыжат землю, удобряют её, пропалывают сорняки, подрезают кусты.

9-й ученик

Но основная работа- сбор чайного листа, он длится семь месяцев. С чайных кустов срывают верхушки плодовых побегов с двумя-тремя листочками и складывают в специальные корзины.

10-й ученик

Собранные зелёные листочки чая отправляют на фабрику, где их сортируют, скручивают в особых машинах и сушат. Готовый чай в специальной таре перевозят на другую фабрику, где его фасуют в пакеты, банки, коробки. И только после этого чай поступает в магазины, а потом уж – к нам на стол.

Демонстрация пачек и банок из-под чая.

1-й ведущий

Объявляется конкурс загадок.

В брюхе-баня,

В носу-решето,

На голове-пупок.

Всего одна рука

И та -на спине.(Чайник)

Бел, как снег,

В чести у всех..

В рот попал-

Там и пропал.(Сахар)

 

Что на сковородку наливают,

Вчетверо сгибают,

Да в сметану макают?(Блин)

Ножек четыре,

Шляпок одна.

Нужен, коль станет

Чаёвничать вся семья.(стол)

Цветом жёлт и ароматен,

В чай кладут и чай приятен,

Только очень кислый он,

А зовут его ……(лимон)

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит-

Всем пить чай велит.(самовар)

2-й ведущий

Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар- символ семейного очага, уюта, дружеского общения- занимал почётное место в каждом жилище, будь то купеческий дом или крестьянская изба. И отношение к нему было особое. Недаром в народе говорили- «печка-матушка, да самовар-батюшка».

1- ведущий.

Самовар- исконно русское изобретение. Поначалу его изготовили на Урале. Когда же началось массовое производство самоваров, особенно много их изготавливали в Туле. Были они не только металлические, но и из фарфора, фаянса и даже хрусталя.

2-й ведущий.

Как же пользовались таким самоваром?

11-й ученик

Внутри самовара находилась труба. В неё засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь, и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки чайника. С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела.

12-й ученик.

Посидеть за самоваром

Рады мы наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

13-й ученик

Самовар гудит, шумит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар,

Наш красавец-самовар.

14-й ученик.

Самовар пыхтит, искрится-

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

Объявляется конкурс «Кто быстрей соберёт шишки для самовара»

1-й ведущий

А говорят что чай лечит, неужели это правда?

2-й ведущий.

А об этом нам сейчас расскажет доктор Пилюлькин.

Пилюлькин.

Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечится.

Чай всех снадобей полезней,

Помогает от болезней.

Чай в жару нас освежает.

А в морозы согревает

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью - лучший друг!

Учёные давно установили, что в чае содержатся полезные, биологически активные вещества. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, повышают умственную и физическую способность человека. Чай усиливает сопротивляемость организма простуде, инфекционным заболеваниям, воспалительным процессам. Особенно хорошо утоляет жажду и быстрее восстанавливает силы чай с лимоном. При солнечных ожогах помогают компрессы и примочки из настоя теплого чая. При воспалении глаза промывают охлажденным крепко заваренным чаем. А если смешать мелко нарезанный чеснок с чайным настоем и подержать эту смесь во рту, то перестанут болеть зубы.

Конкурс «Определите на вкус, что добавлено в чай»

(чай с лимоном, вареньем, молоком)

15-й ученик

Добро сидеть за самоваром

И пить из блюдца не спеша:

Поёт, горит, исходит жаром

Его славянская душа.

Частушки.

На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки.

Так споём же под чаёк

Чайные частушки!

Самовар блестит, кипя,

Чай в нём пенится!

Погляди-ка на себя-

Ну и отраженьице!

Подавай мне чашку чая,

Ведь тебе не жалко чай?

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай!

В пляске не жалей ботинки,

Предлагай-ка чай друзьям,

Если в чашке есть чаинки,

Значит письма пишут нам!

Из богатых я невест,

Не волнуйся, миленький:

У меня в приданом есть

Самовар красивенький.

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли?

А теперь мы вас попросим,

Чтобы вы похлопали.

2-й ведущий

А сейчас конкурс. Узнайте из какого произведения эти строчки и кто автор этих произведений.

А на белой табуреточке,

Да на вышитой салфеточке

Самовар стоит,

Словно жар горит,

И пыхтит,

И на бабу поглядывает. (К.И.Чуковский. Фёдорино горе.)

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла,

Пошла муха на базар

И купила самовар.

«Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!» (К.И.Чуковский. Муха-Цокотуха)

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня. (К.И.Чуковский. Мойдодыр)

-Кто там?

-Это я, почтальон Печкин. Принёс для вас посылку, только я вам её не отдам, потому что у вас документов нету А ты, говоришка, помалкивай себе на шкафу!

А кот ему говорит:

-Ладно вам сердиться. Идите лучше чай пить. У меня пироги на столе. (Э.Успенский. Дядя Фёдор, пёс и кот).

- Мне нужно  немедленно лечь в постель, потому что я самый тяжёлый больной в мире,- воскликнул он и бросился на диванчик.

-А у тебя есть какое-нибудь лекарство?- спросил Малыш.

-Нет, а разве ты не взял? Ведь ты обещал, что будешь мне родной мамой!

-Лекарства нет, но я взял с собой банку малинового варенья.

_Замечательно, ведь это самое лучшее лекарство в мире!. (А.Линдгрен. Малыш и Карлсон)

16-й ученик

А самовар, как  верный друг,

Все споры слушал молчаливо

И пар струистый выпускал.

Иль вдруг на наш рассказ бессвязный

Какой-то музыкою странной,

Как собеседник, отвечал….

Исполняется русский народный танец.

Конкурс пословиц и поговорок о чае.

17- ученик.

Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Тех, кто чай с охотой пьёт,

Чайная давно уж ждёт

Исполнение песни «Песенка о чайном празднике» (на мотив песенки «Голубой вагон»)

Если вы пришли сегодня в гости к нам,

Будем рады чаем угостить.

Вы поспели к нашим сдобным пирогам,

Вкус их всех вас может удивить.

Припев:

Скатертью, скатертью

Стол скорей накрывай.

И налевай-ка всем ароматный чай.

Знаем лучше доктора серьёзного-

Лечит чай и скуку и тоску.

Приглашаем взрослых мы и малышей

Выпить ароматного чайку!

1-й ведущий.

А сейчас мы приглашаем всех в свои классы, чтобы отведать этого полезного, приятного напитка.

 1-й скоморох.

Не толпитесь у дверей-

Проходите поскорей.

Ждут вас с чаем, ребятишки,

И баранки, и коврижки .

 2-й скоморох.

Это всё для вас, гости дорогие!

Калачи, ватрушки, пышки.

Налетайте, разбирайте,

Сладким чаем запивайте.

3-й  скоморох.

Все на праздник к нам спешите

И друзей с собой ведите!

Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем!

Все трое (хором)

К нам смотри, не опоздай,

А не то остынет чай.

1-й ученик.  Чай горячий, ароматный,

                        И на вкус весьма приятный,

                        Он недуги исцеляет

                      И усталость прогоняет,

                      Силы новые даёт

                      И друзей за стол зовёт.

                      С благодарностью весь мир

                      Славит чудо-эликсир.

2-й ученик.

В 1638 году  русский царь Михаил Фёдорович Романов направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю. Тот встретил их с почестями. Во время знатного обеда гостей поили каким- то горьковатым напитком.

3-й ученик.

Провожая русских посланников, хан подарил царю связку пушнины- мех соболя, барса, бобра, а также 200 пакетов с надписью «бахча». «Чай для заварки»- так перевели царю эти слова. Русские послы деликатно пытались отказаться от бесполезных, по их мнению, пакетов, но хан настоял на своём, уверяя, что царю напиток из листьев придётся по душе.

4-й ученик.

Возвратившись в Москву и вручая царю дорогие ханские дары, послы с опаской передали ему пакеты с сушёными листьями, ссылаясь на утверждение монголов об их целебной силе. Лекарь испробовал действие отвара на заболевшем придворном. Тот выпил и подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали лечить этим питьём царя и его приближённых.

5-й ученик.

Для бедных людей чай был почти недоступен и они пили его лишь в особых случаях, так как чай был очень дорогим. Поэтому и возникло выражение «чайком побаловаться». А многие простые люди даже не знали, как  заваривать чай.

Разыгрывается сценка «Раз привёз мне барин чаю».

6– й ученик.

Раз привёз мне барин чаю

И велел его сварить.

А я отроду не знаю,

Как проклятый чай варить!

Взял тогда налил водички,

Кинул чай я весь в горшок,

Да приправил перцем, луком

И петрушки корешок.

Гости с барином плевались,

Сам он ажно озверел

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся:

Чем же мог не угодить?

А потом-то догадался-

Чай забыл я посолить.

7-й ученик.

Утро в свежести яркой

Не проспать на боку,

А с хорошей заваркой

Выпить кружку чайку

Да приняться за дело,

Ту найти целину,

Чтобы дело задело

Крепко в сердце струну.

8-й ученик.

Чайный куст- это вечнозелёное растение, которое требует большого ухода. Круглый год у чайных кустов хлопочут люди: мотыжат землю, удобряют её, пропалывают сорняки, подрезают кусты.

9-й ученик

Но основная работа- сбор чайного листа, он длится семь месяцев. С чайных кустов срывают верхушки плодовых побегов с двумя-тремя листочками и складывают в специальные корзины.

10-й ученик

Собранные зелёные листочки чая отправляют на фабрику, где их сортируют, скручивают в особых машинах и сушат. Готовый чай в специальной таре перевозят на другую фабрику, где его фасуют в пакеты, банки, коробки. И только после этого чай поступает в магазины, а потом уж – к нам на стол.

11-й ученик

Внутри самовара находилась труба. В неё засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь, и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки чайника. С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела.

12-й ученик.

Посидеть за самоваром

Рады мы наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

13-й ученик

Самовар гудит, шумит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар,

Наш красавец-самовар.

14-й ученик.

Самовар пыхтит, искрится-

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

Пилюлькин.

Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечится.

Чай всех снадобей полезней,

Помогает от болезней.

Чай в жару нас освежает.

А в морозы согревает

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью - лучший друг!

Учёные давно установили, что в чае содержатся полезные, биологически активные вещества. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, повышают умственную и физическую способность человека. Чай усиливает сопротивляемость организма простуде, инфекционным заболеваниям, воспалительным процессам. Особенно хорошо утоляет жажду и быстрее восстанавливает силы чай с лимоном. При солнечных ожогах помогают компрессы и примочки из настоя теплого чая. При воспалении глаза промывают охлажденным крепко заваренным чаем. А если смешать мелко нарезанный чеснок с чайным настоем и подержать эту смесь во рту, то перестанут болеть зубы.

15-й ученик

Добро сидеть за самоваром

И пить из блюдца не спеша:

Поёт, горит, исходит жаром

Его славянская душа.

Частушки.

На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки.

Так споём же под чаёк

Чайные частушки!

Самовар блестит, кипя,

Чай в нём пенится!

Погляди-ка на себя-

Ну и отраженьице!

Подавай мне чашку чая,

Ведь тебе не жалко чай?

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай!

В пляске не жалей ботинки,

Предлагай-ка чай друзьям,

Если в чашке есть чаинки,

Значит письма пишут нам!

Из богатых я невест,

Не волнуйся, миленький:

У меня в приданом есть

Самовар красивенький.

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли?

А теперь мы вас попросим,

Чтобы вы похлопали.

16-й ученик

А самовар, как  верный друг,

Все споры слушал молчаливо

И пар струистый выпускал.

Иль вдруг на наш рассказ бессвязный

Какой-то музыкою странной,

Как собеседник, отвечал…

17- ученик.

Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Тех, кто чай с охотой пьёт,

Чайная давно уж ждёт

Исполнение песни «Песенка о чайном празднике» (на мотив песенки «Голубой вагон»)

Если вы пришли сегодня в гости к нам,

Будем рады чаем угостить.

Вы поспели к нашим сдобным пирогам,

Вкус их всех вас может удивить.

Припев:

Скатертью, скатертью

Стол скорей накрывай.

И налевай-ка всем ароматный чай.

Знаем лучше доктора серьёзного-

Лечит чай и скуку и тоску.

Приглашаем взрослых мы и малышей

Выпить ароматного чайку!

Исполнение песни «Песенка о чайном празднике» (на мотив песенки «Голубой вагон»)

Если вы пришли сегодня в гости к нам,

Будем рады чаем угостить.

Вы поспели к нашим сдобным пирогам,

Вкус их всех вас может удивить.

Припев:

Скатертью, скатертью

Стол скорей накрывай.

И налевай-ка всем ароматный чай.

Знаем лучше доктора серьёзного-

Лечит чай и скуку и тоску.

Приглашаем взрослых мы и малышей

Выпить ароматного чайку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкального праздника, посвященного Дню Победы. Этот праздник со слезами на глазах"

Этот материал поможет учителям начальных классов провести утренник, торжественное мероприятие, линейку, посвященные Дню Победы....

Сценарии праздников: "Осень, Осень, в гости просим", "Здравствуй, праздник Новогодний"

Сценарии праздников: «Осень, Осень, в гости просим!»   «Здравствуй, праздник новогодний!»      ...

"Праздник Букваря." сценарий праздника.

В сценарии представлен вспомогательный материал  для проведения праздника в 1 классе " Прощай,Азбука!"...

Пасха – праздник праздников»

Сенмейные праздники в традициях народов....

Пасха – праздник праздников.

Семейные праздники в традициях народов...

Праздники и календари. Праздники буддизма и праздники христианства. (1-ый урок)

Конспект открытого урока по ОРКСЭ. ( "Основы   религиозных культур и светской этики"...

Православный праздник "Пасха - праздник праздников!"

Праздник православного праздника - Пасха....