"Хлеб-всему голова!"
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Сценарий праздника посвящён бережному отношению к хлебу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  «Хлеб - всему голова!»

                                                        (классный час)

Тема: « Хлеб – всему голова»

Цели:

1. Расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба.

2. Развивать умение взаимодействовать друг с другом.

3. Воспитывать чувство бережного отношения к хлебу.

Оборудование: слайдовая презентация, самовар, колосья пшеницы, хлебные изделия, рисунки детей.

                                                        Ход занятия

На экране тема : «Хлеб- всему голова»

 (1 слайд)

Учитель: - Ребята, сегодня у нас праздничный классный час, а на праздник всегда приходит много гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им!

- Сегодня мы с вами поговорим о самом простом, но самом важном – о хлебе!

2 

слайд 

Учитель: Нет лучшего цветка, чем пшеничный колос.

3 слайд

Учитель : Нет лучшего сада, чем пшеничное поле.

4 слайд

Учитель : Нет лучшего аромата, чем запах свежеиспечённого хлеба. Так говорит народная мудрость.

-Вот он- венец труда земледельца. Каким только не бывает хлеб:   и вкусным, и жарким, горячим, холодным, редко лёгким и очень часто тяжёлым. Хлеб всегда был важным продуктом. И в наш век, он продолжает составлять  основу всей жизни. Люди ворвались в космос, покоряют реки, моря, океаны, а хлеб остаётся хлебом.

5слайд

(под музыку выходит девочка в русском народном костюме с караваем)

Если мы хотим кого – то,

 Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем,

 Он на блюде расписном

С белоснежным рушником! (подходит к гостям)

С караваем соль подносим,

Поклоняясь отведать просим-

 Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб- соль из рук!( гости угощаются)

6слайд

(под музыку выбегают 4 колоска)

 Учитель: Из каких же глубин истории пришёл ты к нам, хлебушко?

                    Вот послушайте сказку.

1колосок: Давным-давно это было, когда люди жили племенами в пещерах и питались мясом животных. Случилось так, что всех животных они истребили и есть им стало нечего. Вот и отправились они в поисках других мест, где можно было бы прокормиться.

2колосок : Шли они долго, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком. Он упал, потеряв от изнурительного голода сознание. Когда он очнулся, вокруг него никого не было. И вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки.

3 колосок: Он решил попробовать один из них, и вдруг приятный запах и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зёрнышками, и есть их. Эти зёрна подействовали на него, как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему сразу же захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зёрна и пошёл искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, а он рассказал им о чудо-колоске.

1колосок: с тех пор люди стали употреблять в пищу чудо-колоски. Позднее они начали зёрна размельчать, подсушивать на камнях и питаться этим.

(Колоски садятся на места)

Учитель:  Издавна говорили: «Хлеб - всему голова», «Хлеб-это жизнь». Как вы думаете почему? (высказывания детей )

(Люди едят каждый день хлеб и он не надоедает. В нём много белков,  жиров, углеводов, а так же мин. солей  и витаминов.)

Учитель: -  Словом хлеб называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. (Обращение к столу с выпечкой)

  • Посмотрите, какой богатый ассортимент хлебных изделий у нас на столе и всё это можно назвать одним словом - хлеб.
  • А вы хотите узнать, как пришли эти изделия к нам на стол?
  • Нелёгкий труд у землепашца. Не в уютном помещении  создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле.

(Выходят 5 учеников и рассказывают стихи одновременно со слайдовой презентацией)

  1. слайд

Учитель:

Есть пословица в народе –

«Хлеб - на стол, и стол расцвёл».

 Ну а всё же, как приходит

Этот хлеб к тебе на стол?

8слайд

Он рождается в бороздках.

 Посмотри-ка на поля,

 Ведь земля - земля не просто,

А кормилица - земля!

9 слайд

Зеленеют дружно всходы. Присмотрись: увидишь тут

Самый главный труд народа, Самый нужный в мире труд!

10слайд

Хлеб созрел.

В полях моторы песню жатвы завели.

 В степь выводят хлеборобы  -полевые корабли.

11слайд

Из машин рекой струится

 На совхозное гумно

Наше золото-пшеница,

Золотистое зерно.

12слайд

Стал ветряк уже не годен –

Староват и маловат.

 Заменил его сегодня

 Мукомольный комбинат.

13слайд

По цехам пройдёшь - порядок:

Закрома полны муки,

Зёрна мелют автоматы –

 Очень умные станки.

Автомат замесит тесто,

 Автомат развесит тесто,

Автомат нарежет тесто

 И отправит тесто в печь.

14слайд

Хлеб нелёгкий путь проходит,

Чтоб попасть к тебе на стол.

 И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

 Привкус доброго труда.

Учитель: - Вот какой длительный путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол. А теперь давайте немного поиграем. Посмотрим, как вы запомнили путь хлеба от поля до нашего стола. У вас на столах лежат карточки со словами ( поле, элеватор, швейная фабрика, мельница, огород, мукомольный комбинат, пекарня, хлебокомбинат, магазин, дом), вы должны выстроить цепочку пути хлеба ( каждая группа выстраивает цепочку).

 - Давайте проверим,  что у вас получилось! ( 1 ребёнок от группы зачитывает цепочку). Согласны?

Вывод: - Я вижу, теперь вы знаете , что булки и буханки не на дереве родятся, что достаются они нам тяжёлым трудом многих людей.

15слайд -Ребята, а как не хватало хлеба во время войны. Чтобы получить несколько граммов хлеба, необходимо было отстоять бесконечные очереди, держа в руках заветную хлебную карточку. Жители города получали 125 гр( показ этого кусочка хлеба) , а рабочие 250 гр ( показ кусочка хлеба) , но именно этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить.

Очень много ленинградцев умерли во время блокады от голода. На Пискарёвском кладбище 1000 могил. Около одной всегда много людей, они стоят и молча плачут. На могиле лежит ломтик чёрного хлеба, а рядом записка : « Доченька, если б я могла дать его тогда».

Многоим известна печальная история 11- летней ленинградки Тани Савичевой. От голода у неё умерла вся семья. Умирающую Таню удалось вывезти с детским домом в посёлок Шатки Горьковской области, но спасти её не удалось – истощённая голодом девочка умерла.

- Ребята, у нас в гостях моя мама Иванова Зинаида Алексеевна, которая является  ветераном труда. В годы войны она жила в нашем городе, ей было 8 лет. Сейчас она расскажет о том, как тяжело доставался ей хлеб.

( рассказ Ивановой З.А.)

- Зинаида Алексеевна, спасибо за интересный рассказ!

- Ребята, я надеюсь вы поняли, что и в наше время мы должны ценить и беречь каждый кусочек хлеба!

16слайд

 -А сейчас, давайте подсчитаем , сколько потеряет семья денег, состоящая из 4 человек,  если каждый член семьи будет не доедать по полкусочка хлеба.

17слайд ( говорю по слайду )

Вывод: - Вот какова потеря семейного бюджета!

Учитель: - Ребята, а как в вашей семье относятся к хлебу? Что вы с ним делаете, если он остаётся? К классному часу вы получили задание найти рецепты приготовления блюд из чёрствого хлеба. Поделитесь со всеми!!!

*

18слайд

Наш скаутский отряд ежегодно участвует  в операции : « Каждую крошку в ладошку». Давайте расскажем об этом.

19слайд

Мы после обеда собираем оставшиеся куски хлеба и сушим их.

20слайд

Мы сделали  кормушки и развесили их в школьном саду.

21слайд

Мы ежедневно подкармливаем птиц собранным сухим хлебом.

22слайд

Сберегая каждую крошку мы помогаем птицам не только в суровое зимнее время, но и в холодные осенние дни.

23- 26 слайды (под музыку )

 В заключении, мне хотелось бы спросить у вас:

 - А для чего мы с вами так много говорили о самом повседневном в нашей жизни – о хлебе? ( чтобы с уважением относиться к чужому труду; знать, беречь хлеб; учить других)

 И закончить наше занятие мне бы хотелось такими словами:

27 слайд ( на нём слова )

« Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы : Берегите,

Берегите хлеб родной.

Не мечтаем мы о чуде.

К нам полей живая речь.

Берегите хлеб, вы, люди!

Научитесь хлеб беречь!»

         

                Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

                                                       Мастер – класс

«Удивительное оригами»

 (изготовление игрушек - забав)

                                                                                   учитель начальной школы

                                                                     высшей категории

     Ныркова Альбина Петровна

                                                       г. Димитровград, 2012г.

1сл.                                            Мастер – класс

2 сл.             «Удивительное оригами» (изготовление игрушек - забав)

Цель: познакомить родителей с историей развития искусства «оригами» и его значением для всестороннего развития детей.

Развивать творческий потенциал взрослых для совместной досуговой деятельности с детьми.

Задачи:

- познакомить с базовыми формами оригами и обучать различным приемам работы с бумагой;

- способствовать развитию психических процессов у детей дошкольного возраста с применением в работе методов и приемов техники «оригами»;

Оборудование: бумага цветная, презентация «Удивительное оригами», проектор, ноутбук, экран.

Ход проведения:

  1. Вводная беседа.

Оригами - это древнее японское искусство. Оно способно не только увлечь и развлечь, но и развить творческие и мыслительные способности, как у ребенка, так и у взрослого человека. Ведь каждый поворот или складка – это результат серьезной умственной работы. Я уверена, что благодаря сегодняшней нашей встрече вы узнаете много нового не только о складывании фигурок из бумаги, но и о собственных незаурядных способностях.

 2. Знакомство с историей оригами.

3 сл. Таинственный мир превращенья бумаги

         Здесь все чародеи, волшебники, маги,

         Творят они сказки своими руками,

         И мир тот чудесный, зовут оригами.

4 сл. Немного из истории…

5 сл.    Оригами (в переводе с японского  означает «сложенная бумага»).

«Ори» - сложенный, «Кама» - бумага

 Само оригами в Японии называют искусством целого листа. Именно целого, так как неразрывность его является обязательным условием

6 сл.     Есть версия, что возникло оригами одновременно с появлением бумаги, в 12 веке. И хотя бумага возникла в Китае, а оригами начали заниматься в Японии. Владение оригами являлось признаком хорошего образования и воспитания. В зажиточных семьях родители нанимали учителей оригамистов для преподавания искусства бумажной пластики своим детям.

7 сл.           Но нельзя сказать, что искусство оригами развивалось только в Японии. Многие страны могут похвастаться своими собственными традициями складывания фигурок из цельного листа бумаги.

8 сл.         Не обошло стороной оригами и Россию. Если верить историкам, то первым об оригами узнал юный наследник престола Николая II. Недоверчивый ребенок вел себя капризно, мешал занятиям. Чтобы хоть как-то подружиться с ним, учитель решил показать мальчику фокус. Взяв простой лист бумаги, он принялся на глазах у класса складывать из него фигурку птицы. Затем животного, потом цветок занятие это так захватило царских отпрысков, что в дальнейшем учителю пришлось каждый свой урок сопровождать обучением изготовлению новой фигурки.

9 сл.          Хотя на протяжении веков искусство делать фигурки из бумажного листа развивалось у каждого народа по-своему и очень многое внесли в него мастера Европы, Япония навсегда останется неоспоримым лидером в области оригами. Ведь именно она подарила миру это искусство.

 И ещё. Считается,  что складывая фигурки, мастер вкладывает в них частичку себя.
Создавать оригами стоит только в хорошем расположении духа. Японцы верят, что все изделия, сделанные в плохом настроении, надо сжигать. Никогда не стоит такие фигурки дарить друзьям, чтобы на них не напала никакая хворь.  А если дар мастера в какой-то момент будет испорчен, разорван или выброшен, то уже заболеет сам мастер. Именно по этой причине оригамисты просят хранить свой подарок, как талисман и редко дарят свои изделия незнакомцам.
 3. Изготовление оригами ( 10 слайд)

- Сегодня я хочу предложить Вам сделать « летящего журавлика» с помощью техники оригами.

11 сл. – 31 сл.

b_f_pt_1.jpg 
1. Возьмите квадратный лист бумаги и сложите его по диагонали
b_f_pt_2.jpg
2. Перегните заготовку "долиной" пополам
b_f_pt_3.jpg
3. Раскрйте "горой" карман и расплющите
b_f_pt_4.jpg
4. Вот что получилось. Переверните
b_f_pt_5.jpg
5. Перелестните вправо верхний слой бумаги
b_f_pt_6.jpg
6. Раскройте и расплющите еще один карман
b_f_pt_7.jpg
7. Сложите "долиной" боковые стороны
b_f_pt_8.jpg
8. Разверните
b_f_pt_9.jpg
9. Раскройте верхний карман, выполняя все указанные складки
b_f_pt_10.jpg
10. Вот что получилось. Переверните
b_f_pt_11.jpg
11. Наметьте две боковые складки
b_f_pt_12.jpg
12. Раскройте карман, повторяя все складки из №9
b_f_pt_13.jpg
13. Базовая форма "Птица"

14.  На правой нижней части наметьте линию

15. Вогните правый нижний угол в сторону

16. Сложите "долиной". Повторите с другой стороны

17. Выгните левый нижний угол в левую сторону

18. Сформируйте голову журавлика

19. Наметьте складку. Повторите с другой стороны

20. Наш летящий журавлик готов. На рисунке указаны точки, за которые нужно держать журавлика

4. Итог мастер – класса.

 - Я вижу у всех получились журавлики, надеюсь что ваши знания вы передадите детям. И в заключении нашей встречи я хочу подарить вам одну легенду:

Сама легенда звучит примерно так. Когда-то давно на земле жил очень бедный мастер, который всю свою жизнь посвятил оригами и был удивительно добр ко всем и ко всему, что его окружало. Он целыми днями складывал из листов бумаги различные фигурки, а потом раздавал детям.
Но однажды он встретил на дороге странствующего монаха и подарил ему фигурку журавлика. Монах был растроган. Потом он сказал: «Складывай свои фигурки дальше. Главное — твоя вера в их важность. Даже если вокруг война, оставайся верен своему искусству, и оно отблагодарит тебя, сделав тебя богатым и известным».
Вскоре и правда как по пророчеству монаха началась война. Молодые ушли сражаться, но конца этому ужасу и видно не было. Только бедный мастер упрямо продолжал изводить бумагу на свои фигурки. Разозлившись, люди решили сжечь его мастерскую. Но когда они оказались в ней, они были поражены разнообразием и великолепием фигурок. Тогда мастер подарил каждому фигурку по душе и по вкусу. На глазах у гостей мастер свернул из листа журавлика, который тут же захлопал крыльями и улетел — он был вестником мира. Люди поверили в себя, вдохновились и вскоре победа была за ними.

Таким образом, маленький бумажный журавлик стал символом мира. Но суть легенды в том, что если ты будешь складывать фигурки не себе, а дарить их окружающим, то у тебя  обязательно появятся новые друзья, которые будут дарить тебе улыбки и, конечно же, с их помощью  исполнится твоё самое заветное желание. В память о нашей встрече я хотела бы подарить вам цветы, сделанные руками моих любимых детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хлеб всему голова

Дается повторение  сведений о слове, о родственных словах, закрепляется  умение  выделять окончания слов....

Классный час Тема: Хлеб - всему голова.

Тема: Хлеб - всему голова....

Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.

Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".

Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....

Классный час Хлеб-всему голова

Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....