ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - исследователь»
рабочая программа (2 класс) на тему

Зенина Инна Николаевна
Программа внеурочной деятельности «Я – исследователь» на 2014-2015 учебный год, разработана на основе методических рекомендаций А.И. Савенкова и соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.). Рабочая программа составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,учебным планом школы на 2014 – 2015 учебный год. Программа «Я – исследователь» - интеллектуальной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-_issledov_2kl.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Красненского района

Белгородской области

Муниципальное  общеобразовательное учреждение «Красненская средняя общеобразовательная школа имени М.И.Светличной»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

МОУ «Красненская СОШ имени М.И.Светличной»

_______________Федосова Т.Н.

          приказ №299

         от «___» ___________ 2014 г.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Я - исследователь»

(интеллектуальное направление)

2- ой год  обучения

Возраст обучающихся  8 – 9 лет

Учитель начальных классов:

                                                                                Зенина Инна Николаевна

с. Красное, 2014 год

Программа внеурочной деятельности: «Я – исследователь»  

Направление: интеллектуальное

Автор программы:  Зенина Инна Николаевна

                                     

Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета от «__» _______ 2014 г., протокол № ____

Председатель _________        ______________________

                                  подпись              Ф.И.О

Пояснительная записка

Программа  внеурочной деятельности «Я – исследователь» на 2014-2015  учебный    год,  разработана    на   основе    методических      рекомендаций

А.И. Савенкова и соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.).

Рабочая программа составлена в соответствии

с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,учебным планом школы на 2014 – 2015 учебный год.

Программа  «Я – исследователь» - интеллектуальной направленности.

Направленность программы.

 Программа «Я - исследователь»

  • по содержанию является научно-педагогической;
  • по функциональному назначению - учебно-познавательной;
  • по форме организации - общедоступной;
  • по времени реализации -  четырехгодичной.

Отличительные особенности программы

Изучение практики применения в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского поиска убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Так, современные технологии исследовательского обучения учащихся предполагают в основном лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику. Большинство педагогов начальной, средней школ и тем более высших учебных заведений убеждены, что стоит только загрузить учащегося задачей проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как работа пойдет полным ходом.

Считается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Однако ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник никакого исследования провести не смогут, если их этому специально не учить. Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся.

Кроме того, любая учебная деятельность, и учебно - исследовательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.

Предполагаемая программа учебно - исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы:

- тренинг исследовательских способностей;

- самостоятельная исследовательская практика;

- мониторинг исследовательской деятельности.

Тренинг исследовательских способностей

В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

-  видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определение понятиям;

- классифицировать;

-  наблюдать;

-  проводить эксперименты;

-  делать умозаключения и выводы;

-  структурировать материал;

-  готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, учащиеся вернутся к аналогичным занятиям во втором - четвертом классах.

Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.

Самостоятельная исследовательская практика

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Мониторинг исследовательской деятельности

Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини - курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

Актуальность программы - практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Учителя все чаще стремятся предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно - культурными традициями. Их смена  - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока этого не произошло, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.

Предлагаемый курс рассчитан на внеурочную работу с детьми 8-9 лет.

Цели и задачи программы

Цель - трансформация процесса развития интеллектуально - творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Задачи:

- развивать познавательные потребности младших школьников;

- развивать познавательные способности младших школьников;

          - обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;

- формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

          Место курса « Я - исследователь»  в учебном плане.

Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю на 34 учебных недели  - 34 часа. Занятия запланированы для работы  под руководством учителя и для  самостоятельной работы.

Во втором классе целесообразно программу тренинговых занятий поделить на две самостоятельные части - два цикла.

Одна часть реализуется в первой четверти, вторая - в третьей (во второй и четвертой четвертях лучше сделать перерывы в тренировочных занятиях). Каждая из этих частей должна быть спланирована как относительно автономная и цельная.

                         Общая характеристика курса

Все дети во втором классе готовы и должны быть включены в самостоятельную исследовательскую практику. Каждый ребенок получает рабочую тетрадь «Я  - исследователь», где подробно описаны все этапы проведения собственного исследования, и начинает работу.

Некоторые дети с большей готовностью берутся за коллективные исследовательские работы и проекты, часть детей ориентирована на индивидуальные исследования. Педагогу следует проявить гибкость в данном вопросе. Изучив мотивацию выбора ребенка в пользу индивидуальной и коллективной работы, можно принять решение и кому - то предложить поработать в коллективе, а кому - то - индивидуально.

Результаты собственной исследовательской работы второклассники впервые будут представлять на специально организованных «конкурсных» защитах исследовательских работ и творческих проектов.

В первом классе они уже побывали на защитах работ других ребят, поэтому в основном представляют, с чем им предстоит иметь дело.

Очень важно учесть, что дети в силу разности темпераментов и характеров, особенностей когнитивного развития и специфики темы будут работать с разной скоростью. Кто - то уже через неделю заявит, что он готов доложить результаты своих изысканий, а кто - то «созреет» лишь к концу учебного года.

Этого не следует бояться, надо позволить каждому работать в том темпе, который ему свойственен. При этом надо бороться с попытками представить некачественные, не доведенные до конца работы и с искусственным затягиванием времени защиты (последнее у второклассников практически не встречается).

Планировать сроки проведения защиты следует по мере готовности детских работ (преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года). Так, например, если в группе завершено 5 - 6 работ, следует предложить авторам их защитить. При правильной организации защита шести работ займет около полутора часов  - это максимум, что могут выдержать дети.

Особенно важно, чтобы первые защиты детских исследовательских работ и творческих проектов были «конкурсными».

Жюри должно отметить и наградить авторов за первые, вторые, третьи и другие места, занятые в итоге.

Формы и режим занятий:

  • беседа,
  • игра,
  • практическая работа,
  • эксперимент,
  • наблюдение,
  • экспресс-исследование,
  • коллективные, групповые и индивидуальные исследования,
  • самостоятельная работа,
  • защита исследовательских работ.

Планируемые результаты освоения обучающимися  курса

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

-  положительное отношение к исследовательской деятельности;

-аширокая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

-оориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности и неуспешности исследовательской деятельности;

- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-  планировать свои действия;

-  осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- оценивать свои действия на уровне ретро - оценки;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно - следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому - либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-  фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;

- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-  допускать существование различных точек зрения;

-  учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-  формулировать собственное мнение и позицию;

-  договариваться, приходить к общему решению;

-  соблюдать корректность в высказываниях;

-  задавать вопросы по существу;

-  использовать речь для регуляции своего действия;

-  контролировать действия партнера;

-  владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

-  учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-  допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-  осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:

  •  выставки;
  • фестивали;
  • соревнования;
  •  учебно – исследовательские конференции.



Календарно - тематический план

2 «А» класса

№п/п

Разелы программы

и темы учебных занятий

   Всего     часов

            В том числе

  Дата проведения

Теория

Практика

По плану

Фактич.

Тренинг исследовательских способностей

                                17ч

17

1

Научные исследования и наша жизнь

1

1

5.09

2

Методы исследования

1

1

12.09

3

Наблюдение и наблюдательность

1

1

19.09

4

Эксперимент – познание в действии

1

1

26.09

5

Гипотезы и провокационные идеи

1

1

3.10

6

Анализ и синтез

1

1

10.10

7

Как давать определения понятиям

1

1

17.10

8

Планирование и проведение наблюдений и экспериментов

1

1

24.10

9

Наблюдение и экспериментирование

1

1

31.10

10

Основные логические операции

1

1

14.11

11

Гипотезы и способы их конструировании

1

1

21.11

12

Искусство задавать вопросы

1

1

28.11

13

Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

1

1

5.12

14

Ассоциации и аналогии

1

1

12.12

15

Суждения, умозаключения, выводы

1

1

19.12

16

Искусство делать сообщения

1

1

26.12

17

Как подготовиться с защите собственной исследовательской работы

1

1

16.01

Самостоятельная и исследовательская практика                                11ч

Теория

Практика

По плану

Фактич.

18

Как выбрать тему собственного исследования

1

1

23.01

19

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

1

30.01

20

Коллективная игра-исследование

1

1

6.02

21

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1

1

13.02

22

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1

1

20.02

23

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1

1

27.02

24

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1

1

6.03

25

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1

1

13.03

26

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1

1

20.03

27

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1

1

3.04

28

Семинар

1

1

10.04

Мониторинг  6ч.

29

Участие в защите исследовательских работ и творческих проектов обучающихся

1

1

17.04

30

Участие в защите исследовательских работ и творческих проектов обучающихся

1

1

24.04

31

Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)

1

1

8.05

32

Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)

1

1

15.05

33

Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов

1

1

22.05

34

Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов

1

1

22.05

Всего часов

34

19

15

 


Содержание программы

Тренинг исследовательских способностей

Общий объем тренинговых занятий в классе - 17 часов (из расчета один час в неделю). На домашнюю самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать примерно 3 часа.

Занятия в каждой четверти проводятся относительно автономно. Поэтому каждый цикл, имея разные акценты, содержит практически весь комплекс знаний, умений и навыков, отрабатываемых на тренинговых занятиях.

Первый цикл (первая четверть)

Тема 1 «Научные исследования и наша жизнь»

Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.

Тема 2 «Методы исследования»

Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).

Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»

Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.

Тема 4 «Эксперимент -  познание в действии»

Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).

Тема 5 «Гипотезы и провокационные идеи»

Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.

Тема 6 «Анализ и синтез»

Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения».

Тема 7 «Как давать определения понятиям»

Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.

Тема 8 «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов»

Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».

Второй цикл (третья четверть)

Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»

Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.

Тема 2 «Основные логические операции»

Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.

Тема 3 «Гипотезы и способы их конструирования»

Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез».

Тема 4 «Искусство задавать вопросы»

Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Тема 5 «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное»

Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом».

Тема 6 «Ассоциации и аналогии»

Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия».

Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий.

Тема 7 «Суждения, умозаключения, выводы»

Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.

Тема 8 «Искусство делать сообщения»

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.

Тема 9 «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы»

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.

Самостоятельная исследовательская практика

Общий объем занятий -  11 часов, из них 7 часов отведено на индивидуальную работу. Занятия проводятся периодически, в течение учебного года.  

Тема 1 «Как выбрать тему собственного исследования»

Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).

Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.

Тема 3 «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения игр-исследований описана в методических рекомендациях. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.

Тема 4 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Тема 5 «Семинар»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

Мониторинг исследовательской деятельности

Общий объем - 6 часов. Из них на коллективную работу,  присутствие на защитах других ребят, на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа)представляет собственную работу, отводится по 2 часа.

Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»

Планирование собственного выступления. Подготовка

текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.

Подготовка к ответам на вопросы.

Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ

и творческих проектов»

Участие предполагает доклад, ответы на  вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

 

                                  Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

  • Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2010. - 32 с.
  • Савенков А.И. Маленький исследователь: Развитие логического мышления. 7-8 лет.

      Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010.  32 с.

  • Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.  Самара:             Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.  224 с.
  • Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7-8 лет.

            Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010.

  • Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7-8 лет. Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011.
  • Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 6- 8 лет.  Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010.
  • Савенков А.И. Психология исследовательского обучения.  М.: Академия, 2005.
  • Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников.- М., 2004.

 Дополнительная литература

  • Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

 

  • Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.-М.: АРКТИ, 2008.
  • Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996.  
  • Пержинская Е.В. Как организовать исследовательскую работу в первом классе //      Начальная школа.- 2008.- №5.
  • Пичугин С.С. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики // Начальная школа.- 2008.- № 6.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...

Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"

Программа  курса рассчитана на 4 года, 135   часов,  предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у...

Программа внеурочной деятельности "Я -исследователь" 1 - 4 классы

Программа внеурочной деятельности  "Я -исследователь"для обучающися 1-4 классов, соответствует ФГОС вторго поколения...

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Программа рассчитана на детей от 6,5 до 10,5 лет. Срок реализации 4 года. Включает формы и методы исследовательской деятельности, этапы исследования в начальной школе, общие темы исследования, содержа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" 3 класс...

рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стил...

рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь" (проектная деятельность)

Рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь".Тематическая направленность программы - страноведение. Великобритания...