Родительское собрание "Семья и детская агрессивность"
методическая разработка (4 класс) на тему
На данном собрании выявляются причины детской агрессии, её влияниеи на поведение ребёнка. Рассматривается роль семьи в проявлении детской агрессии. Даются рекомендации по её преодолению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Семья и детская агрессивность.
4 класс.
Цель собрания:
1.Обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка.
2. формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и пути её преодоления.
Вопросы для обсуждения:
1. Анализ проблемы агрессивности.
2. Роль семьи в проявлении детской агрессивности.
3. Поощрение и наказание в семье.
4. Законы преодоления детской агрессии.
5. Экспресс-анкетирование родителей по проблеме собрания.
Человек обладает способностью любить,
И если он не может найти применения способности любить,
Он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость.
Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли.
Эрих Фромм.
Ход собрания.
Тема сегодняшнего собрания: проявление нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли о нём говорить? Вы правы, стоит. Давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь её преодолеть.
Но начну я издалека. Что приводит к конфликтам? Злость или агрессивное поведение. Давайте определимся с понятиями. Что такое, по-вашему, агрессия? А агрессия и злость-это одно и тоже, или нет? Злость это чувство, а агрессия- это поведение, в котором это чувство проявляется. Причём, злость- это лишь степень негативного чувства, которое несёт в себе энергию. Сначала может возникнуть недовольство, затем оно порождает раздражение, затем появляется злость, которая может перерасти в гнев, гнев- в ненависть, а она, в свою очередь, в ярость. Негативные чувства- это вполне естественное явление, которое заложено природой, и его вряд ли можно избежать. Это сигнал о том, что что-то не в порядке. Нужно помнить об этом и учиться справляться с негативными чувствами, которые возникают у нас постоянно, чтобы они не причиняли нам серьёзных неудобств.
Как же соотносятся злость и агрессия? Агрессия-это деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессия может проявляться физически (ударил) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она часто проявляется у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т. д.) У старших, т. е. наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и СМИ.
Причины появления агрессии:
1.Семейные.
2. Личные.
3.Ситуативные.
4. Индивидуально-психологические.
5. Социально-биологические.
Огромную роль играет воспитание детей в семье, в частности характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребёнка.
Ответ родителей на агрессивное поведение ребёнка | Конкретные примеры | Поведение ребёнка | Почему ребёнок так поступает |
1.Резкое подавление агрессивного поведения. | «Прекрати! Не смей так говорить!» Родители наказывают ребёнка. | Ребёнок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время и в другом месте. | Ребёнок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения. |
2. Игнорирование агрессивных вспышек ребёнка. | Родители делают вид, что не замечают агрессии ребёнка или считают, что он ещё мал. | Агрессивный ребёнок продолжает действовать агрессивно. | Ребёнок думает, что всё правильно и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера. |
3. Родители дают возможность ребёнку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим. | Если родители видят, что ребёнок разгневан, они могут вовлечь его в игру, котораяснимет его гнев. Родители объясняют ребёнку, как надо вести себя в определённых ситуациях. | Скорее всего ребёнок научиться управлять своим гневом. | Ребёнок учиться анализировать различные ситуации и берёт пример со своих родителей. |
Каков же портрет агрессивного ребёнка?
Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Он использует любую возможность, стремиться рассердить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Взрослым не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых - наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка отвоевать своё «место под солнцем». Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, бояться их.
Как же выявить агрессивного ребёнка? Существуют определённые критерии агрессивности.
Ребёнок:
- часто теряет контроль над собой;
- часто спорит, ругается со взрослыми;
- часто отказывается выполнять правила;
- часто специально раздражает людей;
- часто винит других в своих ошибках;
- часто сердится и отказывается сделать что-либо;
- часто завистлив, мстителен.
Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявились хотябы 4 из перечисленных признаков.
Попробуйте определить уровень агрессивности у вашего ребёнка. Если утверждение подходит - «да», не подходит - «нет».
- Временами кажется, что в него вселился «злой дух».
- Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
- Когда кто-то причиняет ему зло, старается отплатить тем же.
- Иногда без всякой причины ругается.
- Бывает, с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
- Иногда так настаивает на чём-то, что окружающие теряют терпение.
- Не прочь подразнить животных.
- Переспорить его трудно.
- Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
- Иногда вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
- В ответ на обычное распоряжение стремиться сделать всё наоборот.
- Часто не по возрасту ворчлив.
- Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
- Любит быть первым.
- Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
- Легко ссориться, вступает в драку.
- Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
- Редки приступы мрачной раздражительности.
- Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
- Уверен. что любое задание выполнит лучше всех.
Положительный ответ - 1 балл.
Высокая агрессивность - 15-20 баллов. Средняя агрессивность – 7-14 баллов. Низкая агрессивность – 1-6 баллов.
Как помочь агрессивным детям? Существует три основных этапа в работе над агрессией.
1 этап. Работа с гневом. Обучение приемлемым способам выражения гнева.
Родителям предлагается ответить на вопрос: как вы выражаете свою злость? (напишите, как минимум три способа). Ответы тут же обрабатываются: какие способы преобладают, какие наиболее эффективные и не будут касаться другого человека. В качестве подведения итогов составляется памятка для родителей и их детей.
Способы выражения злости:
- громко спеть любимую песню;
- пометать дротики в мишень;
- попрыгать на одной ноге;
- пускать мыльные пузыри;
- «мешочек для криков»;
- «листок гнева»;
- «обзывалки»;
- постирать бельё;
- отжаться от пола;
- быстро нарисовать обидчика, а затем замалевать его;
и др.
2 этап. Обучение навыкам распознавания и контроля эмоций.
Для того, чтобы дети могли верно оценивать своёсостояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребёнка понимать себя, и, прежде всего – ощущения своего тела.
Приёмы:
- посмотреть на себя в зеркало: что происходит, когда ты сердишься?
- игра «Камушек в ботинке» (что ты чувствуешь, когда в ботинок попадает камушек?)
- таблицы эмоций;
- рисунки: «Когда я дерусь? Радуюсь? Счастлив?».
3 этап. Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию.
Агрессивные дети, как правило, не способны чувствовать состояние другого человека и не умеют вставать на его позицию. Их не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если «агрессор» сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее.
Взрослым рекомендуется говорить о своих чувствах и переживаниях. Провинившегося ребёнка нужно не обвинять, не обзывать и не оценивать. Вы говорите о себе, о своих ощущениях.
Разыгрывание ситуаций, в которых ребёнок может быть «агрессором» и «жертвой» помогает научить ребёнка сочувствовать и сопереживать.
Все предлагаемые способы и приёмы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения. Внимание к ребёнку, его нуждам, потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – вот что помогает наладить взаимоотношения с ребёнком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка плана - конспекта родительского собрания. Тема:"Как вести себя с агрессивным ребёнком? Причины детской агрессивности."
- исследование причины агрессивности-помощь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребёнка-вызвать у родителей желание по-новому строить взаимоотношения в своих семьях....
Родительское собрание "Как вести себя с агрессивным ребёнком. Причины детской агрессивности"
На собрании обсуждаются с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение на поведение ребёнка. Задача: помочь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребё...
Родительское собрание на тему "Как вести себя с агрессивным ребёнком? Причины детской агрессивности"
Цель собрания: познакомить родителей с причинами, которые приводят к агрессивному поведению детей. Помочь родителям находить способы преодоления агрессивности у детей....
Родительское собрание по теме : "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности "
Актуальность. Тема детской агрессивности не случайна. За последнее десятилетие во всём мире, особенно в странах СНГ, отмечается рост насильственных действий, сопряжённых с особой жестокостью, вандализ...
Родительское собрание. Тема: «Детская агрессивность»
Духовную нищету детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой любви нужно учиться всем, причем обучение родителей должно носить опережающий характер....
Родительское собрание "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности"
Родительское собрание во 2 классе...
План-конспект родительского собрания в 4 классе "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности".
Данный план-конспект - это итоговая работа дистанционных курсов повышения квалификации, которые организует Педагогический университет «Первое сентября».Во время обучения на курсах у...