Родительское собрание. Тема: «Детская агрессивность»
методическая разработка (3 класс) по теме

Барсукова Наталья Васильевна

Духовную нищету детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой любви нужно учиться всем, причем обучение родителей должно носить опережающий характер. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.detskaya_agressiya._roditelskoe_sobranie.docx588.38 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Тема:

«Детская агрессивность»

Форма проведения: круглый стол (родительский тренинг – выведение формулы родительской педагогики).

Автор: Барсукова Наталья Васильевна.

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 п. Селижарово

Должность: учитель начальных классов.

Стаж: 29 лет.

Оглавление.

                                                                                    стр.

1. Цель и задачи.                                                                              1                          

2. Актуализация темы.                                                                     1

3.Материально-техническое  обеспечение.                                   1

4.Подготовительный  период.                                                         1

5.Вступительное слово классного руководителя.                         2

6.Анализ проблемы агрессивности.                                                2

7.Практикум.  Творческие задания.                                                3

8.Экспресс-анкетирование родителей по проблеме собрания.    3- 4

9.Законы преодоления детской агрессии:                                      4

а). Работа с гневом. (Работа в группах.)                                         5-6

б). Обучение навыкам распознавания и контроля  эмоций.

 (Практикум - игра)                                                                           6-7

в). Формирование способности к доверию,                                    

сочувствию, сопереживанию.                                                           7

6. Поощрение, наказание в семье.                                                  

 (Обсуждение итогов анкетирования).                                            7-9

7. Заключение.                                                                                   10

8. Использованные материалы.                                                       10

Цель: способствовать формированию у родителей навыков продуктивного общения с детьми.

Задачи:

  1. Повышение педагогической культуры родителей.
  2. Освоение конкретных  приемов и методов семейного воспитания.
  3. Выработка коллективных решений и требований к воспитанию детей.
  4. Содействие сплочению  родительского коллектива.

1.Актуализация темы.

Семья всегда занимала  одно из первых мест в традиции русской народной культуры. Семья-это первый коллектив, который дает человеку представление о жизненных целях и ценностях. Именно здесь он получает уроки милосердия, послушания, покаяния, терпения и трудолюбия. От качества этих семейных уроков зависит нравственное здоровье не только самого человека, но и нации в целом. Основной проблемой ребенка в современном обществе является неумение общаться, он старается завоевать свое место под солнцем иногда при помощи крика, драки, грубости. Духовную нищету детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой любви нужно учиться всем, причем обучение родителей должно носить опережающий характер. Вот поэтому было подготовлено и проведено родительское собрание в нетрадиционной форме, а именно, встреча за «круглым столом» (родительский тренинг – выведение формулы родительской педагогики), которая способствовала освоению родителями конкретных приемов и методов воспитания.

2.Материально-техническое  обеспечение.

Собрание проводится в классной комнате, родители и учитель сидят за одним столом. Плакаты с цитатами: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной.» (Макаренко А.С.) «В воспитательной работе нет пустяков….Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно» ( Макаренко А.С), «Ребенок должен быть уверен, что его кто-то очень, очень, любит и он тоже  кого-то любит безгранично» ( Сухомлинский В.А.), карточки с заданиями для групп, воздушные шарики, компьютер, листы бумаги, ручки, смайлики, сердечки, карточки-памятки.

3. Подготовительный  период.

Учитель заранее проводить анкетирование родителей с целью выявления уровня знаний родителей по вопросам воспитания. Анкетирование детей по теме собрания.

- 1

1.Вступительное слово классного руководителя.

 Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнюю встречу  мне хотелось бы начать с разговора о проблеме агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров. Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация: агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.

Возраст проявления агрессии явно помолодел. Её проявляют не только взрослые и подростки, как принято считать. Агрессию проявляют даже малыши.

Как бороться с проявлением детской агрессии? На этот вопрос мы попытаемся найти сегодня ответ.

2. Анализ проблемы агрессивности.

Каков же портрет агрессивного ребёнка?

Агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Он использует любую возможность, чтобы привлечь к себе внимание. Стремиться разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку.

Взрослым не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё « место под солнцем».

Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Как же выявить агрессивного ребёнка? Существуют определённые критерии агрессии.

- 2 –

3. Практикум.

 На доске открывается «Дерево зла ». Родители срывают листочки, читают критерии. Обсуждают.

1.Часто теряет контроль над собой.

2.Часто спорит, ругается со взрослыми.

3.Часто отказывается выполнять правила.

4.Часто специально раздражает людей.

5.Часто винит других в своих ошибках.

6.Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7.Часто завистлив и мстителен.

8.Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые раздражают его.

 Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков

4. Экспресс-анкетирование родителей по проблеме собрания.

Теперь давайте попробуем определить уровень агрессивности у вашего ребёнка. Сейчас необходимо обозначить подходят ли предложенные утверждения вашему ребёнку или нет. Если подходит утверждение, то ответ «да», если нет – соответственно ответ «нет»

Родители получают  и заполняют тест.

«Агрессивен ли ваш ребёнок?»

Временами кажется, что в него вселился злой дух.

Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

       Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

Иногда он так настаивает на чём-то, что окружающие теряют терпение.

Он не прочь подразнить животных.

Переспорить его трудно.

Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

- 3 -

Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

В ответ на обычные распоряжения стремиться сделать всё наоборот.

Часто не по возрасту ворчлив.

Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

Любит быть первым.

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

Легко ссорится, вступает в драку.

Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

У него нередки приступы мрачной раздражительности.

Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

На доске  - ключ для теста. Положительный ответ – 1 балл. Родители только для себя получают результат тестирования.

Высокая агрессивность – 15 – 20 баллов.

Средняя агрессивность – 7 – 14 баллов.

Низкая агрессивность – 1 – 6 баллов.

5.Законы преодоления детской агрессии.

Как же помочь агрессивным детям? Существуют три основных этапа работы над агрессией.

На доске появляется схема:

Этапы в работе над агрессией

  Работа с гневом.                                Обучение навыкам                              Формирование

 Обучение приемлемым                     распознавания и                                   способности

 способам выражения                         контроля, умению                                к доверию,

 гнева.                                                   владеть собой в ситуациях,                сочувствию,

                                                              провоцирующих вспышки                 сопереживанию.

                                                              гнева.                                              

- 4 –


а). Работа с гневом.

Прежде, чем говорить о приемлемых способах, выражения гнева, хотелось бы, чтобы Вы, уважаемые родители, рассказал, какие способы есть у Вас.

 Родители делятся на группы. Классный руководитель раздаёт листочки бумаги, на которых родители должны ответить на вопрос: Как Вы выражаете свою злость? Ответы тут же  обрабатываются, представители групп записывают свои варианты на доске. Давайте посмотрим, какие же способы Вы предложили. Какие из них наиболее эффективны на ваш взгляд и не будут касаться другого человека?

Обсуждаются способы, выделяются наиболее эффективные.

В качестве подведения итогов данной работы, родителям раздаются памятки для них и их детей, в которых указано большое количество способов выражения злости. Желающие могут дописать какие-либо недостающие способы из числа обсуждаемых ранее.

Памятка «Способы выражения (выплёскивания) злости».

Громко спеть любимую песню.

Пометать дротики в мишень.

Попрыгать на одной ноге.

Использовать стаканчик для криков, высказать свои отрицательные эмоции.

Налить в ванну воды, запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом.

Пускать мыльные пузыри.

Устроить бой с боксёрской грушей или подушкой.

Пробежать по коридору.

Полить цветы.

Быстрыми движениями стереть с доски.

Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.

Погоняться за кошкой (собакой).

Пробежать несколько кругов вокруг дома.

Передвинуть в квартире мебель.

Поиграть в настольный  футбол (хоккей).

Постирать бельё.

Отжаться от пола максимальное количество раз или заняться другими физическими упражнениями.

Сломать несколько ненужных игрушек

Устроить соревнование «Кто громче крикнет. Кто выше прыгнет . Кто быстрее пробежит».

Стучать карандашом по парте.

Скомкать или помять несколько листов бумаги, а затем выбросить.

Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем замалевать его.

- 5 –

Слепить из бумаги фигуру обидчика и сломать её.

Помыть посуду.

Принять прохладный душ.

Послушать музыку.

 

б). Следующий этап или  способ работы над агрессией является обучение навыкам распознавания и контроля  эмоций.

  Далеко не всегда агрессивный ребёнок признаётся, что он агрессивен. Более того, он уверен, что все вокруг агрессивные. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить своё состояние, а тем более состояние окружающих. Эмоциональный мир агрессивного ребенка очень мал.

   Для того, чтобы дети могли оценивать и  контролировать  в нужный момент своё состояние, необходимо научить каждого ребёнка понимать себя.

  Рассмотрим один  способ контролировать свои эмоции – это заявить о них. В этом поможет игра «Камушек в ботинке».

   I этап  (подготовительный). (Практикум-игра)

Беседа с ребёнком. Случалось ли, что  тебе в ботинок попадал камешек? Сначала камешек не очень мешает, ты пытаешься  отодвинуть его, найти удобное положение для ноги, но боль постепенно становится сильнее, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если не очень хочется, приходится ботинок снимать и вытряхивать камешек. Он почти всегда крошечный и ты удивляешься, что он мог причинять такие неудобства, такую большую боль. Тебе-то казалось, что в ботинке огромный камень с острыми, как лезвия бритвы, краями. А бывает  так, что ты камешек не вытряхнул, а придя домой просто снимал ботинок? Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль затихала, происшествие забывалось. Но на утро, сунув ногу в ботинок, ты снова ощутишь острую боль, соприкоснувшись с камушком.

   Уважаемые родители, наши дети испытывают такие же чувства – боль, злость, обиду, только более сильные, чем накануне. И часто маленькая проблема становиться большой неприятностью.

II этап. Распознавание ребёнком своих собственных эмоций.

    Беседы с ребёнком. Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается так же, как маленький камушек в ботинке. Вспомни, что если ты сразу, почувствовав неудобства, вытащишь камушек, то нога останется невредимой, а если нет, то возникнут проблемы. Поэтому всем людям – и взрослым, и детям – полезно поговорить о - 6 -

своих проблемах сразу, как только они заметят их. Давай же договоримся: если кто-то из вас скажет: « У меня камушек в ботинке», мы сразу поймём, что вам что-то мешает, и сможем

- 6 –

поговорить об этом. Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какого-то неудовольствия, чего- то такого. Что мешало бы вам? Если чувствуете, скажите нам, например: « У меня камушек в ботинке. Мне не нравиться, что Коля толкает меня на перемене. Расскажите, что вам ещё не нравиться. Если вам ничего не мешает, вы можете сказать : « У меня нет камешка в ботинке.»

И вместе с детьми оговариваете способ, как можно избавиться от «камушка». Поиграв в такую игру несколько раз, дети в дальнейшем всегда стараются рассказать о своих проблемах. Когда ребёнок научиться  распознавать свои собственные эмоции и  говорить о них, то можно переходить к следующему этапу.

в). Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию.

   Агрессивные дети, как правило, не способны чувствовать состояние другого человека и не умеют вставать в его позицию. Их чаще всего волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор посочувствует «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее.

   Взрослым, которые  общаются с таким ребёнком, необходимо также говорить о своих чувствах и переживаниях. Например, если ребёнок разбросал игрушки, и вы ему говорите:

«Ты - плохой. Ничего не делаешь.  От тебя одни проблемы». То такое заявление не будет эффективным в разговоре  с агрессивным ребёнком. А если вы скажете: «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны». То в  этом случае вы быстрее найдёте общий язык. Ведь вы не обвиняете ребёнка, не обзываете и не оцениваете его поступок. Вы говорите о себе, о своих переживаниях.

   Необходимо помнить, что все предлагаемые способы и приёмы не  приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения. Внимание к ребёнку, его  - 7 -

нуждам, потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – вот что помогает наладить взаимоотношения с ребёнком.

6.Поощрение, наказание в семье.

   Уважаемые родители,  спасибо, что Вы откликнулись на мою просьбу и ответили дома на вопросы  анкеты «Эмоционален ли Ваш ребёнок?». Давайте подведём итоги, поговорим о поощрении и наказании в семье.

1. Эмоционален ли Ваш ребёнок?

Да

Скорее «да», чем «нет»

91%

9%

- 7 -

2.В каких случаях Ваш ребёнок проявляет радость, восторг?

          Слушает музыку, когда на него обращают внимание, хвалят, успеха в чём-либо, во время экскурсии,  общего домашнего праздника.

3.В каких случаях он проявляет негативные эмоции?

Когда мешают что-то делать, ругают, устал, в случае неудачи, при выполнении домашнего задания,  случаях несправедливого к нему отношения, плохой отметки, не выспался.

4.Говорит ли Вам ребёнок о своих неудачах?

Всегда

Иногда.

95%

5%

5.Как Вы помогаете своему ребёнку преодолевать негативные эмоции?

Беседуем, хвалим, успокаиваем, обнимаем и жалеем, занимаем чем-нибудь, чтобы отвлечь, проговариваем проблему, разбираем ситуацию и стараемся найти выход.

Обсуждение итогов.

Перед собранием я провела предварительное анкетирование детей. Они отвечали вот на такие вопросы.

Если тебя наказывают, то как…

Если тебя поощряют, то как….

Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают

Аналитическая справка для родителей  по итогам анкетирования детей. Обсуждение справки. Вели разговор о недопустимости физического наказания детей, лишения прогулки на свежем воздухе.

Если тебя наказывают, то как…

Если тебя поощряют, то как….

Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают

1.Ругают – 8 чел. (42%)

2.Ставят  в угол – 7 чел (36,8%)

3.Бьют ремнём (шнуром), подзатыльники –10 чел. (52,6%)

4.Не отпускают гулять – 2чел (10,5%)

5.Обижаются и не разговаривают – 1чел (5,2%)

6.Заставляют что-то делать – 1 чел. (5,2%)

7.Доводят до слёз – 1 чел. (5,2%)

8.Не пускают в гости -1 чел. (5,2%)

  1. Деньгами – 7 чел (36,8%)
  2. Сладостями –5 чел. (26,3%)
  3. Школьные принадлежности – 2 чел (10,5%)
  4. Игрушки (подарки) – 8 чел. (42%)
  5. Обнимают, гладят по головке, хвалят – 6 чел. (31,5%)
  6. Игра в компьютер, телефон – 5 чел. (26,3%)
  7. Разрешают гулять – 5 чел. (26,3%)

1.Не ругали (орали) – 9 чел. (47,3%)

2.Били ремнём (шнуром), подзатыльники –12 чел. (63,1%)

3. Не запрещали гулять – 3чел. (15,7%)

4. Не ставили в угол – 8 чел. (42%)

5. Не молчали, а разговаривали – 2 чел. (10,5%)

Огромное значение в воспитании  детей имеет поощрение словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:

  • оно следует немедленно за проступком;
  • объяснено ребенку;
  • оно суровое, но не жесткое;

      -     оно оценивает действия ребенка,  а не его человеческие качества.

          Наказывая ребенка, вы, уважаемые родители, должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку. И по традиции каждый из вас получает «Золотые правила» воспитания, связанные с темой данного собрания (достают из воздушных шариков).

  1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
  2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
  3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
  4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
  5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
  6. К агрессивным проявлениям в  поведении  ребенка приводит агрессивность семьи.

- 9 –

7.Заключение.

 «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей

способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим

средством он руководствуется от собственной душевной боли» (Эрих Фромм)

Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.

Родители оценивают работу, прикрепляют сердечки.

   - Понравилось.

        - Затрудняюсь ответить.

         - Не понравилось.

           

8.Использованные материалы

Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. Москва  «ВАКО» 2001

Дереклеева Н.И.Справочник классного руководителя в 5-11 классах. Москва  «ВАКО» 2004г

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя в1-4 классах. Москва «ВАКО»2007г.

Дереклеева Н.И. Справочник Справочник завуча. 1-4 классы.

Москва «ВАКО» 2006г.Журнал «Первое сентября . Начальная школа »№11 2009г

Интернет ресурсы.

- 10 -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка плана - конспекта родительского собрания. Тема:"Как вести себя с агрессивным ребёнком? Причины детской агрессивности."

- исследование причины агрессивности-помощь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребёнка-вызвать у родителей желание по-новому строить взаимоотношения в своих семьях....

Родительское собрание.Тема: «Детская агрессия»

Родительское собрание.Тема: «Детская агрессия» - презентация...

Родительское собрание на тему "Детская агрессивность".

Целью собрания является формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.В данной разработке есть иг...

Род. собрание на тему "Детская агрессивность. Причины возникновения и способы преодоления"

Промедление может обернуться  чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро. НикколоЗадачи: обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведен...

Родительское собрание на тему: «Детская агрессивность и её причины»

Проведение данного собрание оказывает родителям важность умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях; способствоват...

Родительское собрание на тему:Детская агрессивность"

Родительское собрание на тему: "Детская агрессивность"...