Родительское собрание по теме : "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности "
классный час (2 класс)

Суманева Вера Васильевна

Актуальность. Тема детской агрессивности не случайна. За последнее десятилетие во всём мире, особенно в странах СНГ, отмечается рост насильственных действий, сопряжённых с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров. Такие социально-опасные проявления, обычно связанные с понятиями агрессии и агрессивности, вызывают серьёзное беспокойство. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши. С чем это связано? Стремительный рост детской агрессивности вызван целым рядом неблагоприятных факторов: -ухудшение социальных условий жизни детей; -отсутствие воспитания в ряде семей; -невнимание школы к нервно-психическому состоянию отдельных учащихся; -увеличение доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждения головного мозга ребёнка; -социокультурные факторы, например: СМИ, кино- видео индустрия, которые регулярно пропагандируют культ насилия. Причинами возникновения детской агрессивности являются: 1.Заболевание центральной нервной системы(ЦНС).Неспровоцированная агрессивность, неадекватность поведения ребёнка, особенно внезапно возникшая, может быть одним из симптомов таких тяжёлых расстройств, как эпилепсия, шизофрения. В этом случае необходимо тщательное обследование ребёнка. 2.Агрессивность как средство психологической защиты. «Лучшее средство защиты- это нападение» --звучит поговорка взрослых людей. Но такой способ защиты выбирают дети с сильным типом нервной системы, обладающие холерическим или сангвиническим темпераментом. Для флегматов такой способ защиты неприемлем, так как требует мобилизации внешней активности, которую они избегают. 3.Агрессивность как следствие нарушения семейного воспитания, что является одной из главных причин детской агрессивности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agressiya.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

       Родительское собрание по теме :

« Как вести себя с агрессивным ребенком?

     Причины детской агрессивности».

                          

Классный руководитель, учитель начальных классов  Суманева В.В.

                                    Дата проведения 24мая  2013г

                                                         ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

 Тема детской агрессивности не случайна. За последнее десятилетие во всём мире, особенно в странах СНГ, отмечается рост насильственных действий, сопряжённых с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров. Такие социально-опасные проявления, обычно связанные с понятиями агрессии и агрессивности, вызывают серьёзное беспокойство. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши. С чем это связано?

Стремительный рост детской агрессивности вызван целым рядом неблагоприятных факторов:

-ухудшение социальных условий жизни детей;

-отсутствие воспитания в ряде семей;

-невнимание школы к нервно-психическому состоянию отдельных учащихся;

-увеличение доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждения головного мозга ребёнка;

-социокультурные факторы, например: СМИ, кино- видео индустрия, которые регулярно пропагандируют культ насилия.

Причинами возникновения детской агрессивности являются:

1.Заболевание центральной нервной системы(ЦНС).Неспровоцированная агрессивность, неадекватность поведения ребёнка, особенно внезапно возникшая, может быть одним из симптомов таких тяжёлых расстройств, как эпилепсия, шизофрения. В этом случае необходимо тщательное обследование ребёнка.

2.Агрессивность как средство психологической защиты. «Лучшее средство защиты- это нападение» --звучит поговорка взрослых людей. Но такой способ защиты выбирают дети с сильным типом нервной системы, обладающие холерическим или сангвиническим темпераментом. Для флегматов такой способ защиты неприемлем, так как требует мобилизации внешней активности, которую они избегают.

3.Агрессивность как следствие нарушения семейного воспитания, что является одной из главных причин детской агрессивности.

Объект: агрессивное поведение детей

Предмет:   психологические особенности личности агрессивных детей.

Цели: Формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать свое поведение в отношениях с ребенком в конфликтных ситуациях.

Гипотеза: агрессивное поведение обусловлено набором психологических особенностей личности и уровнем их проявления у конкретного человека

С учётом этого в работе поставлены следующие задачи: повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов школ); повышение уровня коммуникативной культуры учащихся; преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем у учащихся; разработать стратегию поведения по отношению к сыну или дочери; профилактика агрессивного ребёнка в семье.

Методы и приемы исследования: наблюдение; беседа; рекомендации ;методики, направленные на изучение уровня агрессивности, тестирование взрослых и родителей

     Коррекционные мероприятия:

    -психологические тренинги;

     -профилактические беседы

      -ролевые игры

        Ожидаемый результат:

1)полная занятость воспитанников

2)снижение правонарушений на территории школы и дома

3)положительная динамика в физическом и психическом здоровье воспитанников

4)снижения агрессивного поведения воспитанников

5)реализация потребностей воспитанников в общении со сверстниками в различных видах деятельности

Форма проведения- родители  совместно с  учащимися 2 класса.

Приглашены: социальный педагог, воспитатель, школьный психолог

Родительское собрание по теме « Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности».

               Дата проведения 24мая  2013г.

1.Классный руководитель, учитель начальных классов  Суманева В.В.

Уважаемые родители, тема нашего родительского собрания выбрана нами неслучайно. Мы поговорим на тему проявления детьми агрессивности.

Агрессивность- это устойчивая характеристика человека, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное эмоциональное состояние (гнев, злость). Но истинная агрессивность как прямое стремление причинять окружающим боль и вред- самый редкий вариант развития ребенка младшего школьного возраста. Чаще всего речь идет о защитной агрессии, которая возникает как следствие невозможности удовлетворения тех или иных потребностей ребенка. Таким образом,  ребенок сигнализирует о внутреннем неблагополучии, о потребности в помощи и внимании взрослых.

Однако, многие родители  осуществляют воспитание интуитивно, испытывают трудности в установлении контактов с детьми из-за нехватки времени, из-за незнания возрастных и индивидуальных особенностей ваших детей. Задумайтесь над вопросом: как ваши дети относятся к вам? В народе недаром говорят, что человека нужно оценивать по отношению к родителям. Предлагаем вам дома провести мини - эксперимент: куда сядет ваш ребёнок. Если ваш ребёнок выбирает стул рядом с мамой, папе следует призадуматься о своем отношении с ребенком и наоборот, если он выбирает стул рядом с папой, пусть задумается мама. Если ребенок захотел сесть между родителями и просит пересесть кого-либо из вас, - радуйтесь, он относится к вам практически одинаково. Но если ребенок садиться отдельно куда-то в угол, вашему ребенку в семье тоскливо и одиноко. Уделите ему значительно больше внимания внимания и любви.                                                                            Недостаток внимания и любви со стороны взрослых рождает у ребёнка агрессивность.

Сейчас я предоставлю слово нашему психологу, которая расскажет о психологических аспектах этой проблемы.

2. Психолог.

Психологи утверждают, что существуют два вида агрессии: инструментальная, которая проявляется человеком для достижения определённой цели, что очень часто выражается у младших детей (помните пример с первоклассником?), и враждебная, направленная на то, чтобы причинить боль, она чаще свойственна старшим детям. Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, понимая его как враждебное.

К агрессивности склонны больше мальчики, т.к. агрессивность, очевидно, входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации. Причины агрессивного поведения могут быть самыми разными, иногда являясь врожденным качеством, как следствие особенностей темперамента и нервной системы. Возникновению агрессивных качеств  способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Но гораздо чаще – является отражением неправильного воспитания или внутреннего дискомфорта у ребёнка, которого не научили адекватно реагировать на происходящее вокруг события.

Очень часто причиной агрессивности детей являются семейные отношения.

1.     Психологи считают, что ребенок проявляет агрессию во много раз чаще, если видит её в своей семье, унижение друг друга, взаимные оскорбления и упреки в повседневной жизни накладывают отпечаток на поведение ребёнка, порождают его жестокость и агрессивность по отношению к другим.

2.     Если родители сегодня говорят детям одно, завтра им удобно говорить другое, негативно отзываются об учителях, воспитателях, классе в целом, навязывают свои противоречивые высказывания ребёнку.

Повышенная агрессивность может быть криком о помощи, за которым подчас стоят неподдельное горе и настоящая трагедия. Иногда поведение ребенка диктуется страхом. Мы знаем по себе, что очень испуганный человек в большинстве случаев мыслит и действует неадекватно ситуации. Когда ребенок напуган, он иногда перестает понимать, кто ему друг, а кто враг.
Если семья помогает ребенку преодолевать трудности, умеет слушать ребёнка, включает в общение доброту, ласку, то тем самым вызывает у него расположение, способствует преодолению агрессивности.

Поговорим о поощрении и наказании

Когда в общении с ребёнком присутствуют мягкость, ребёнок окружён заботой и вниманием, эти качества агрессии не вырабатываются. Поощрять своего ребёнка вы можете взглядом, жестом, действием, ласковыми словами и т.д. На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы 2 полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость.

Как ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Педагогические наблюдения показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая, в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.

Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.

Если родители вовсе не обращают внимание на агрессивные реакции ребенка, то он скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.        

  Наказание же допустимо, если оно:

  • следует немедленно за поступком;
  • объяснено ребёнку;
  • не жестокое, хотя может быть суровое;
  • оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества;
  • не унижает ребёнка, а способствует пониманию негативности его поступка.

Негативное настроение должно иметь выход, но в социально приемлемой форме. Кто-то из взрослых в спокойной обстановке, и желательно в игровой форме, должен продемонстрировать ребёнку адекватные способы выражения протеста, тем самым, указав ему путь поиска самовыражения.

Попробуйте в момент накала страстей, осознав, что ребёнок кипит от испытываемого им протеста, помочь ему выразить чувства, постепенно навязав и правила игры. Пусть он просто громко покричит. Глубокое дыхание и громкий звук способны снимать даже очень сильный стресс, если ребёнку хочется чего-нибудь стукнуть, то дайте ему в руки выбивалку для ковров и отправьте выколачивать подушки. В процессе таких игр острота негативных эмоций, как правило, уходит. В конце игры обязательно скажите друг-другу приятное. Такая игра полезна не только для агрессивных, но и для не в меру обидчивых детей.

Еще один способ побороть гнев – с помощью бумаги. Заведите листок "гнева”. Это обычный лист бумаги, достаточно большой, на котором изображено какое-то чудовище. Хозяин листа может выместить на нем свои негативные эмоции, скомкав лист или разорвав его.

Классный руководитель Суманева В.В.

Портрет агрессивного ребёнка.

 Агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребёнка уверенность, что его не любят.

"Как стать любимым и нужным?” – неразрешимая проблема, стоящая перед ребёнком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше – он не знает.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание.

В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё "место под солнцем”.

Ребенок не имеет представление, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, наоборот, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь, боятся их.

Как выявить агрессивного ребёнка?

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, что бы поставить "точный” диагноз, или "приклеить ярлык”, а в оказании своевременной помощи ребенку.

Как определить агрессивность?

3.Родителям выдается памятка « Критерии агрессивности»

Содержание памятки.(страница №1)

Ребёнок:

1. Часто теряет контроль над собой;

2. Часто спорит, ругается со взрослыми;

3. Часто отказывается выполнять правила;

4. Часто специально раздражает людей;

5. Часто винит других в своих ошибках;

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо;

7. Часто завистлив, мстителен;

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

 Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.

И напоследок,  «золотые» правила воспитания, связанные с данной темой собрания (страница №2 Памятки):

Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.

Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.

Не запрещайте детям выражать свои отрицательные эмоции.

Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.

4. В продолжение нашего разговора  слово предоставляется социальному педагогу.        

Разрушение эмоциональных связей в семье

К повышенной агрессивности ребенка может привести разрушение положительных эмоциональных связей как между родителями и ребенком, так и между самими родителями. Когда супруги сосуществуют в постоянных ссорах, жизнь в их семье напоминает жизнь на дремлющем вулкане, извержения которого можно ждать в любую минуту. Жизнь в такой семье становится для ребенка настоящим испытанием. Особенно, если родители используют его как аргумент в споре между собой. Часто в меру своих сил, ребенок пытается примирить родителей, но в результате он сам может попасть под горячую руку.

В конце концов, ребенок либо живет в постоянном напряжении, страдая от нестабильности в доме и конфликта между двумя самыми близкими ему людьми, либо черствеет душой и приобретает опыт использования ситуации в своих целях, дабы извлечь из нее как можно больше выгоды для себя. Нередко такие дети вырастают прекрасными манипуляторами, полагающими, что весь мир им должен. Соответственно, любая ситуация, в которой они сами должны что-то сделать для мира или чем-то пожертвовать, воспринимается ими в штыки, вызывает резкие проявления агрессивного поведения.

Неуважение к личности ребенка


Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями, - в общем, всем тем, что способно пробудить не только гнев, но и откровенную ярость у взрослого, не говоря уже о ребенке. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и в своих силах.

Чрезмерный контроль или полное отсутствие его

Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) и его собственный чрезмерный контроль над собой не менее вреден, чем полное отсутствие такового (гипоопека). Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу. И его последствия, с точки зрения стороннего наблюдателя, будут тем страшнее и  неадекватнее , чем дольше он копился.

Одной из причин подавляемой до поры до времени агрессии бывает жестокий характер матери или отца. Жестокосердные, чрезмерно властные родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх. Особенно опасно, если в качестве наказания практикуется моральная изоляция, лишение ребенка родительской любви. Результатом такого воспитания станет направленное на окружающих (детей и взрослых), агрессивное поведение "угнетаемого" ребенка. Его агрессия - это завуалированный протест против существующего положения вещей, неприятие ребенком ситуации подчинения, выражение несогласия с запретами. Ребенок пытается защитить себя, отстоять свое "Я", и формой защиты он выбирает нападение. Он смотрит на мир настороженно, не доверяет ему и защищается даже тогда, когда никто даже и не думает на него нападать.

Избыток или недостаток внимания со стороны родителей

Когда в семье ребенку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным и привыкает к тому, что его капризам всегда потакают. Такое часто случается в семьях, где, как говорится "и мамки и няньки". Родители с пеленок приучают малыша к мысли, что он - небесное создание, которому все готовы служить. Только проснулся - вот тебе тапочки, чтобы ножки не застудить, только за игрушкой потянулся - держи, мы ее тебе в ручку вложим. Стремление родителей угодить малышу и предугадать каждое его желание оборачивается против них. Если родители не исполняют очередной каприз такого дитяти, они получают в ответ вспышку агрессии. Не купили мне игрушку, - я на пол упаду и буду орать на зло вам до посинения, не дали мне папиным ножом поиграть, я вам ножницами занавески порежу.

Диаметральная природа возникновения агрессии - у детей вечно занятых родителей. Их агрессия - это способ привлечь к себе любые, пусть даже негативные проявления родительского внимания, в котором дети так нуждаются. Они действуют по принципу: "лучше пусть отчитает, чем не заметит".

"Взрослое" восприятие мира очень отличается от детского. То, что представляется нам пустяком, может показаться нашему ребенку катастрофой вселенского масштаба. Мы, взрослые, иногда смеемся над тем, что происходит в детских душах, не верим им, считаем, что они притворяются или балуются. Нередко случается, что мы не обращаем внимания на страдания детей, на настоящую душевную боль, но при этом придаем огромное значение тому, что для них кажется пустяками. В результате у ребенка может сложиться ощущение, или даже убеждение в том, что взрослые совершенно не способны его понять. Не способны понять - значит, не способны и помочь. Вокруг ребенка сгущается атмосфера одиночества и безысходности, он чувствует себя напуганным, незащищенным и беспомощным. И как результат - неадекватные, агрессивные реакции.

Запрет на физическую активность

Часто вспышки агрессивного поведения ребенка напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. Представьте, что живой и активный ребенок провел день со строгой няней. Его поведение жестко контролировалось, а попытки поиграть в шумные подвижные игры пресекались. Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то разрядку предстоит наблюдать вам, дорогие родители, а не удалившейся домой Фрекен Бок. Его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.

А если учесть, что вы пришли домой после нелегкого рабочего дня и, возможно, не в самом радужном настроении, остается только посочувствовать вам и воспользоваться бессмертным советом Карлсона: "Спокойствие, только спокойствие". Потому что если и вы попытаетесь поставить ребенка по стойке "смирно", он, скорее всего, станет не только агрессивным, но и совершенно неуправляемым, и дело закончится неконтролируемой длительной истерикой. Ведь вы посягнули на главный закон поведения ребенка: его энергия обязательно должна найти выход. Поэтому активным детям совершенно необходимо посещать детский сад, где они могут вволю набегаться и наиграться, не боясь проявления эмоций. И тогда дома ваше своенравное дитя будет тихим ангелом.

5. Выступление воспитателя 2А класса.


Когда родители заняты собой или выяснением собственных отношений, а ребенок предоставлен самому себе, у него может возникнуть неуверенность в собственной безопасности. Он начинает видеть опасность даже там, где ее нет, становится недоверчивым и подозрительным. Семья и дом не дают ему необходимой степени защиты и гарантии стабильности. А результатом становится проявляемая к месту и не к месту агрессивность, возникающая то от неуверенности в себе, то от чувства страха и ожидания нападения. Ребенок психологически сжимается в комочек и, замирая от страха, ждет "удара". Удивительно ли, что он боится приближающейся руки? Откуда ему знать, каково ее намерение - погладить или ударить? Тем более, что он всегда подсознательно настроен на плохое. Такой ребенок в ответ на невинное утверждение: "Сегодня плохая погода" ответит с вызовом: "Ну и что?!" Если родитель поддается на вызов, проигрывают оба. Главное в такой ситуации, - убедить ребенка в том, что на него никто не нападает и, следовательно, он может спрятать "колючки" и расслабиться.


Агрессивная реакция может быть связана с личностными особенностями ребенка, его характером и темпераментом, или провоцироваться фактами личного опыта ребенка.
Приведу пример, предупреждаю, что все имена вымышлены, но речь идет о моих воспитанниках.
Гоша - мальчик из сложной семьи. Отец пьет и периодически становится буйным. Мать пребывает в раздражении и вечном страхе. С сыном оба родителя общаются по преимуществу посредством окриков и затрещин. С первого дня своего пребывания в интернате Гоша ударил другого ребенка. Казалось бы, совершенно немотивированно: тот подошел к нему с самыми добрыми намерениями, и только собрался было обнять нового друга, как неожиданно получил крепкий удар. Откуда ему было знать, что для Гоши поднятая рядом с его лицом рука означает угрозу?
Поскольку подобные случаи повторились несколько раз, я постаралась побольше узнать о жизни Леши в семье. Надежда на то, что ради сына родители изменят свое отношение к ребенку и друг другу, не оправдалась. Поэтому педагогам пришлось день за днем помогать ребенку убеждаться в том, что интернат не представляет для него угрозы, и там его окружают друзья. Грустно, но теперь этот ребенок с радостью идет в интернат и  порой с грустью  уходит домой. Он стал менее агрессивным благодаря объединенным усилиям классного руководителя,  воспитателей и психолога. Но то, что он вынужден одновременно жить в двух полярных мирах, не способствует становлению стабильной психики и вполне способно привести ребенка к неврозу. Поэтому мама мальчика получила направление  на консультацию к детскому неврологу.

6. Классный руководитель Суманева В.В.

Уважаемые родители. Ваши дети сегодня тоже участвуют в родительском собрании. И сейчас они из игровой комнаты идут к нам.

7.Входят воспитанники , рассаживаются и читают стихотворение  «Совет драчунам».

1.Если первым драку начал,

Или дал другому сдачу,

Значит, началась война.

Не решит проблем она.

2.Важно понимать, что сдача —

Злой ответ тому, кто начал.

Если кто-то сдачу дал,

Просто он вторым напал.

3.Ты не трус, если прощаешь

И словами спор решаешь.

Своей силой не гордись,

Сдерживать себя учись.

4.Драки не ведут к победам,

Слезы в них одни и беды.

Лучше сдачу не давать,

Лучше мирно все решать.

 

8.Классный руководитель Суманева В.В. «Как вы думаете, всегда ли нужно отвечать на оскорбления такими же действиями?

Бывают ли ситуации, когда мирно нельзя решить проблему? Как вы думаете, трус ли тот, кто не отвечает на оскорбления или не дает сдачи?

9.Диалог «Драка с другом»

Выбирается пара детей. Один человек из пары играет роль отца, другой — сына. Дети читают по ролям диалог, а затем обсуждают его по вопросам.

Отец:

Костя, ты опять подрался?

Сразу видно, постарался,

Весь в грязи и в синяках

На лице и на руках.

Сын:

Лешка первый начал драку,

Проучил я забияку.

Трусом он меня назвал,

Я ему за это дал!

Отец:

Лешка — друг твой закадычный,

Вы с ним ладили отлично.

Он, наверно, тоже в ранах?

Поступил, сынок, ты странно!

Сын:

Да уж, Лешку я побил,

У меня хватило сил!

Будет знать теперь как драться,

Перестанет обзываться!

Отец:

Костя, откровенно можно?

Драться мальчикам — несложно.

Разговаривать сложнее,

Это мало кто умеет.

В жизни только дураки

Распускают кулаки.

Хочешь друга сохранить,

Постарайся умным быть!

Сын:

Ладно, позвоню я Лешке,

С ним поговорю немножко.

Я не потеряю друга,

Знаю, Лешке тоже туго!

 

10. Классный руководитель Суманева В.В. Вопросы и задания  для учащихся:

• Почему мальчишки дерутся чаще, чем девочки?

• Если ваши друзья дерутся из-за пустяка, как вы поступите?

• Что скажет Лешке герой стихотворения?

• Как вы думаете, что сложнее: решить проблему мирно или с помощью кулаков?

• Почему дети дерутся?

 Выслушиваются мнения детей.

11. Вы сами все слышали. Это мнения  детей. А теперь Ваши мнения, уважаемые родители.

Как же научить детей действовать в сложных обстоятельствах без применения силы?

Рекомендации родителям:

• Прежде всего, научите ребенка сохранять самоконтроль в сложной ситуации. Придумайте вместе с ним способ, который поможет ему. Например, сделать глубокий вздох и посчитать до десяти; сказать про себя десять раз какую-либо фразу, например: «не беда».

• Обсуждая с ребенком драку, не судите, кто был прав, а кто виноват, так как дети всегда считают правыми себя.

• Не поощряйте в детях ябедничества.

• Поднимите самооценку ребенка. Докажите ему, что он является ценной личностью для вас и для окружающих.

12. Классный руководитель Суманева В.В. « А сейчас задание для родителей и детей.» (Раздаются листы с тестом).

Тест для детей и родителей.

“Насколько мы знаем своих детей”.

Детям: закончите приведенные ниже предложения.

  1. Мне бывает очень радостно, когда…
  2. Я очень грущу, когда …
  3. Мне бывает страшно, когда…
  4. Мне бывает стыдно, когда…
  5. Я очень горжусь, когда…
  6. Я сержусь, когда…
  7. Я бываю очень удивлен, когда…

Взрослым: закончите приведенные ниже предложения так, как, на Ваш взгляд, закончил бы ваш ребенок.

  1. Вашему ребенку бывает очень радостно, когда…
  2. Ваш ребенок очень грустит, когда…
  3. Вашему ребенку бывает очень страшно, когда…
  4. Вашему ребенку бывает стыдно, когда…
  5. Ваш ребенок гордится, когда…
  6. Ваш ребенок сердится, когда…
  7. Ваш ребенок бывает очень удивлен, когда…

На следующем родительском собрании  (в сентябре)  мы продолжим разговор о наших детях и начнем его с анализа данных, полученных в результате сегодняшнего анкетирования.

                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Родительское собрание было проведено в конце учебного года. Пришли  около 60%  родителей,  их явка оказалось выше, чем обычно.  Видимо, сказалась актуальность выбранной темы и  участие в собрании  детей.

Кроме того, персональные  разговоры по этой проблеме  происходили с родителями  в течение этого учебного года неоднократно. И ситуация назрела к проведению родительского собрания по этой  теме.                                                                                                                                                    Заранее со всеми выступающими были обговорены  обсуждаемые вопросы,  выбраны и отрепетированы сценки с участием детей, которые очень оживили  разговор с родителями, предали ему неформальный характер. Уходя, родители благодарили педагогов за  содержательное собрание,  своеобразный педагогический ликбез.

Собрание было построено таким образом, что в результате  должно помочь родителям не только определить проблему взаимоотношений со своим ребенком, но разработать стратегию поведения по отношению к своему сыну или дочери. Цели данного собрания соответствуют его результату.

 Использование на собрании различных форм работы (тестирование, обсуждение, детское творчество, разработанные памятки, ) позволяют учителю решить поставленные цели, а родителям разобраться в проблеме взаимоотношений со своим ребенком и наметить дальнейшую линию поведения, направленную на разрешение конфликтов.

               

                                      Используемая литература.

1Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2004. (Педагогика. Психология. Управление.)

2.Социальные сети . В.В.Ахмедгалиева  «Все про агрессивность детей».

3.Ю.Б. Можгинский «Агрессивность детей и подростков
Распознавание, лечение, профилактика».

4.Е.К. Лютова, Г.Б. Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми».

5. Бэрон Р., Ричардсон Д. «Агрессия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка плана - конспекта родительского собрания. Тема:"Как вести себя с агрессивным ребёнком? Причины детской агрессивности."

- исследование причины агрессивности-помощь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребёнка-вызвать у родителей желание по-новому строить взаимоотношения в своих семьях....

Родительское собрание "Как вести себя с агрессивным ребёнком. Причины детской агрессивности"

На собрании обсуждаются  с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение на поведение ребёнка. Задача: помочь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребё...

Родительское собрание на тему "Как вести себя с агрессивным ребёнком? Причины детской агрессивности"

Цель собрания: познакомить родителей с причинами, которые приводят к агрессивному поведению детей. Помочь родителям находить способы преодоления агрессивности у детей....

План-конспект родительского собрания в 4 классе "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности".

 Данный план-конспект - это итоговая работа дистанционных курсов повышения квалификации, которые организует Педагогический университет «Первое сентября».Во время обучения на курсах  у...

Родительское собрание на тему «Повышение техники чтения у второклассников. Каковы причины? Как преодолеть трудности?»

В данной методической разработке речь идёт о причинах низкой техники чтения и о их преодолении....