Программа духовно - нравственного развития и воспитания " Взрастим жемчужину добра".
рабочая программа (1 класс) на тему
Авторская воспитательная программа для начальной школы, разработанная на 4 года обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Согласовано Утверждаю
зам директора по ВР директор МБУ школы № 91
Дорогая Г.В. Антонова Т.М.
__________________ ______________________
<<______>>________ 2012г. <<______>>________2012г.
Воспитательная программа
духовно – нравственного развития
« Взрастим жемчужину добра»
Составитель:
Ильина Елена Григорьевна,
учитель начальных классов
МБУ школы № 91.
Тольятти
Пояснительная записка.
« Мыслящий воспитатель не сковывает,
а освобождает, не подавляет, а возносит,
не комкает, а формирует».
Я. Корчак.
Нормативно – правовой и документальной основой Программы духовно – нравственного развития учащихся являются:
Закон « Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программа духовно – нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов МБУ школы № 91.
Воспитание – педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.
В Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности представлен национальный воспитательный идеал как высшая цель образования, которой является « высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Разрабатывая воспитательную программу для учащихся, я думаю всегда о том, какими хочу видеть своих первоклассников по окончании начальной школы, далее во взрослой жизни? Здоровыми, высоконравственными, духовно богатыми, удивительными людьми. Мои малыши, придя в школу, подобно жемчугу в ракушке, пока ещё спрятаны от меня. И только, раскрыв ракушку каждого маленького человека, я смогу увидеть красоту его Души или взрасти её, как взращивают жемчуг в искусственных условиях. Нечто подобное можно совершить в воспитании добра и милосердия. Необходимо лишь поместить в Души детей « песчинку» доверия, создать условия для её роста, приложить силы, терпение и любовь, кропотливо обволакивая эту «песчинку» перламутром добра. Каждый день жизни моих учеников – новая ступенька к самопознанию и совершенствованию. Так формируется Человек с большой буквы: его характер, отношение к жизни, способность к состраданию, которого так не хватает в современном мире. Принцип добровольчества – один из главных в этой работе. Только добрая воля, совместное коллективное дело помогут создать основу для жизненной потребности творить Добро.
Школе в данном направлении должна принадлежать ведущая роль. Задача классного руководителя создать такой детский коллектив, который посредством творческой деятельности будет формировать личность каждого ученика. И чем качественнее будет организована такая деятельность, тем выше будет нравственная культура учащихся. На чём основывается эта работа? Красной нитью через весь воспитательный процесс должно пройти социально педагогическое партнёрство с общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, семьёй и др. Внешкольная деятельность учащихся должна быть социально востребована. Ребята увидят результат своего труда. Я считаю, что продуманным воспитательным действием при этом может стать детская мини – организация на базе одного классного коллектива. Такая организация не может сама по себе возникнуть в 1 – 2 классах, так как в этом возрасте учащиеся только познают себя, свой внутренний мир, учатся дружить и взаимодействовать. Но эти 2 года должны стать стартовой площадкой для подготовки мини – организации с программой действия в 3-4 классах. Изучив исторические вехи тимуровского движения и его возрождение в последние годы во многих областях России, я решила проработать эту идею и воплотить её в жизнь с помощью своих учеников.
Разработанная мною программа « Взрастим жемчужину добра», направлена на развитие положительных качеств каждого ученика: доброты и милосердия к ближним. Составлена по циклическому принципу и рассчитана на 4 года обучения и воспитания учащихся.
Первый год обучения – освоение новой социальной роли обучающегося, члена ученического коллектива.
Второй год обучения – формирование основ морали, нравственных устоев, воспитания оптимистического отношения к жизни.
Третий год обучения – создание тимуровского отряда « Юные доброхоты», социально ориентированного в своей деятельности.
Четвёртый год обучения – становление личностных характеристик выпускника начальной школы.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся .
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование нравственного смысла учения;
• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
• формирование основ российской гражданской идентичности;
• пробуждение веры в Россию, в свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
• формирование патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
• укрепление доверия к другим людям;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• формирование отношения к семье как основе российского общества;
• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• формирование представления о семейных ценностях,
• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Инновационность данной авторской программы состоит в следующем:
- изучение и внедрение в жизнь конкретного детского движения и его адаптация в ученическом коллективе;
- использование для достижения высоких результатов метода социального проектирования;
- нетрадиционные формы работы с родителями.
Основные направления духовно – нравственного развития и воспитания учащихся.
• Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
• Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
• Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
• Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
• Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности на ступени начального общего образования.
Принципы программы духовно – нравственного развития и воспитания учащихся.
Принцип ориентации на идеал. Идеал — это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенным средством нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.
Принцип добровольчества.
Содержание программы.
Первый класс. « Не важно лицо какое, было бы сердце золотое».
Второй класс. « Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром».
Третий класс. « Была бы охота, найдём и доброхота».
Четвёртый класс . « Подручный у мастера сам мастером становится».
План реализации программы.
Направления | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. | Беседы: «Мы – первоклассники», «Давайте познакомимся», «Скажи мне, кто твой друг», «Моя малая Родина». Классные часы: «Моё Отечество», единые кл.часы ко дню Независимости, Дню Победы, уроки Мужества. Конкурсы рисунков : «Тёплый дом», «Что мы Родиной зовём?», «Мой город». Экскурсии: в Краеведческий музей, Художественный музей. Социальный проект «Мы изменяем мир». Акции Добрых дел. | Беседы: «Я-гражданин России», «Любимый уголок», «История названия улиц моего города». Классные часы: «Символика Тольятти», «Символика России», «Разучиваем гимн России», единые кл.часы ко дню Независимости, Дню Победы, уроки Мужества. Конкурсы рисунков : «Моя семья», «Мира на планете хотят все без исключения дети». Мини – исследование «Моя родословная». Экскурсии: в Краеведческий музей, Художественный музей, Технический музей ВАЗа. Социальный проект «Мы изменяем мир». Смотр строя и песни. Акции Добрых дел.
| Беседы: по краеведению в Досуговом центре имени А.Линдгрен. Классные часы: «Читательская конференция. А.Гайдар», «Красные звёзды Тимура», «Я, ты, он, она –вместе целая страна!», единые классные часы ко дню Независимости, Дню Победы, уроки Мужества Экскурсии: в Краеведческий музей, Художественный музей, в Дендрарий. Социальный проект «Мы изменяем мир». Смотр строя и песни. Акции Добрых дел. | Беседы: «Государства мира», «Знаменитые люди нашего города», «Поэты прославляют Русь». Классные часы: «Есть такая профессия – Родину защищать», «Если скажут слово «Родина…», единые кл.часы ко дню Независимости, Дню Победы, уроки Мужества. Фотовыставки «На войне детей не бывает», «На страже Родины». Экскурсии: в Краеведческий музей, Художественный музей. Встреча с папами , принимавшими участие в боевых действиях в Чеченской народной республике. Социальный проект «Мы изменяем мир». Смотр строя и песни. Акции Добрых дел.
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания. | Беседы: «Что такое хорошо?», «Что такое доброта?», «Быть добрым – для чего?». Классные часы: «Делу –время, потехе- час», «Моя помощь по дому», «Бабушки и внуки». Фестиваль Дружбы народов. Ролевые игры: «Чем сердиться, лучше помириться!», «Фонарик». Акции Добрых Дел. | Беседы: «Поговорим о хорошем», «Вместе весело шагать!», «Давайте говорить друг другу комплименты!». Классные часы: «Несвязанный сноп –солома», «Вместе мы – сила!» «17 февраля – День Доброты».Практи кум «Ежели вы вежливы…». Ролевые игры: «Фонарик», «Найти друга». Акции Добрых Дел. | Беседы: «Путешествие в храм», «Русь святая храни веру православную. Сказка «Звёздочка». «Жемчуг природный и искусственный. Жемчужины Добра», «Доброе слово в жемчуге, добрый поступок – в жемчужном ожерелье», «Детское движение в России», «Потомки Тимура – вперёд!». Сочинение «Если был бы я волшебником». Посвящение в Тимуровцы – создание отряда «Юные доброхоты». Операции «ЮД»: «Ветеран живёт рядом», «Доброхоты – малышам», «Подари библиотеке книгу», «Где обедал воробей?», «Снежный десант», «Зелёная ёлочка», «ЮД –приюту бездомных животных», «Георгиевская ленточка», «ЮД –ЮИД». | Беседы: «Мать Тереза.Княжна Елизавета Фёдоровна», «Мои родители – пример». Фотообвинение «За чистоту родного города!», экологические рейды.
Операции «ЮД»: «Ветеран живёт рядом», «Доброхоты – малышам», «Подари библиотеке книгу», «Где обедал воробей?», «Снежный десант», «Зелёная ёлочка», «ЮД –приюту бездомных животных», «Георгиевская ленточка», «ЮД –ЮИД». Летопись отряда «ЮД»: «Чужой беды не бывает!»
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. | Выборы органов самоуправления. Операции: «Чистые руки», «Говорящий портфель». Беседы: «У меня в порядке книжки и тетрадки», «Труд и порядок!». Классные часы: «мамина профессия», «Кем быть?». Просмотр видеофильма о человеке труда. Изготовление кормушек для птиц. Город Мастеров. | Выборы органов самоуправления Интеллектуальный марафон. Участие во Всероссийских заочных конкурсах. Конкурс семейных рецептов «На столе дымится каша». Беседы: «Как важно быть здоровым», «Безопасность на дорогах» «Терпение и труд всё перетрут», «Героические профессии», «Как организовать свой день с пользой» Викторина «А, ну-ка, знайки!». Город Мастеров | Выборы органов самоуправления Беседы: «Я сам», «Труд красит человека», «Навыки самообслужива ния». Викторина «Угадай профессию». Выставка творческих работ «Что я могу?». Участие в предметных олимпиадах и Всероссийских заочных конкурсах. Ролевая игра «Посади картофель». Участие в субботниках. Мастер – класс от родителей «Делай, как я! Делай лучше меня!» | Выборы органов самоуправления Беседы: «Всякое дело человеком ставится и человеком славится», Встреча с родителями «Профессия – моя жизнь». Ролевая игра «Фабрика». Участие в субботниках. Практикум «Моё, наше, чужое», «Наши руки не для скуки!». Круглый стол «Мир моих увлечений». Мастер – класс от родителей «Юный дизайнер». |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, своему здоровью ( экологическое воспитание). | Беседы: «Что такое экология?», «Сказки Б.Заходера», «Легенды о цветах». Классные часы: «Береги лес смолоду», «Природа в поэзии для детей». Аудио-урок «Н.Сладков «Счастливый случай». Конкурс рисунков «Зелёная планета». Дни Здоровья. | Беседы: «Экология в городе», «Польза или вред?». Мини-исследование «Полезные продукты». Поделки из упаковок молочных продуктов. Презентация «Жигулёвский заповедник». Конкурс плакатов «Наряди планету!», «Правила поведения в природе». Акции: «Чистый двор», «Чистые руки». Дни Здоровья | Беседы: «Редкие растения Самарской области», «Редкие животные Самарской области». Сочинение «Береги здоровье смолоду». Сбор макулатуры. Конкурс социальной рекламы. Экскурсия в Дендрарий. Конкурс «Моё зелёное чудо». Выпуск экологических газет. Сочинение экосказок. Дни Здоровья. | Беседы: «Утилизация мусора в природной среде», «Экология жилища», «Мой питомец». Экодесанты. Поделки из бытовых отходов. Конкурс рисунков и плакатов Сбор макулатуры. Конкурс социальной рекламы. «Экологический набат». Интерактивная игра «Экосерпантин». Дни Здоровья. |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному. Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. ( эстетическое воспитание). | Экскурсии по горолу. Посещение театра «Секрет», Филармонии, театра «Колесо», театра Кукол. Культпоходы в Краеведческий музей и Художественный музей.. Практикум «Эта добрая сказка». Лепка из глины и солёного теста. Город Мастеров. «Минута славы-1» | Экскурсии по горолу. Посещение театра «Секрет», Филармонии, театра «Колесо», театра Кукол. Культпоходы в Краеведческий музей и Художественный музей.. Конкурс сочинений «Как бы я улучшил этот мир». «Минута славы-2» | Экскурсии по горолу. Посещение театра «Секрет», Филармонии, театра «Колесо», театра Кукол. Культпоходы в Краеведческий музей и Художественный музей.. Фольклорный праздник «Страна берёзового ситца». Литературная гостиная. Встреча с мамой – писательницей. «Минута славы-3» | Экскурсии по горолу. Посещение театра «Секрет», Филармонии, театра «Колесо», театра Кукол. Культпоходы в Краеведческий музей и Художественный музей.. Конкурс цветочных композиций «Вальс цветов». Литературная гостиная «Посвящается православным героям…» «Минута славы-4» |
Формы проведения мероприятий.
- беседы
- классные часы
- экскурсии
-фотовыставки
- выставки поделок и рисунков
- спортивные соревнования
- исследовательская деятельность
- проектная деятельность
- ролевые игры
- практикумы
- праздники
- Акции Добрых Дел в зоне полезного действия
Работа с родителями учащихся.
В организации воспитательной работы с детским коллективом классный руководитель опирается, прежде всего, на семью. Это среда, в которой растёт и развивается ребёнок. Изучение данной среды – первостепенная задача педагога.
Основные направления работы классного руководителя:
- изучение атмосферы, в которой формируется личность ученика,
- организация психолого – педагогического сопровождения родителей,
- выявление « трудных» семей,
- организация совместного досуга учащихся и родителей ( семейные весёлые старты, выставки поделок, экскурсии, ярмарка «Вторые руки», акции «Домашней книге – вторую жизнь», «Помоги пернатым», « Ветеран живёт рядом» и др., «Мозговой штурм» ( социальное проектирование), мастер - классы родителей « Делай, как я!».
Тематика родительских собраний.
1 класс.
- Готовность первоклассника к обучению.
- Организация режима дня школьника.
- Оценка результатов достижений. Портфолио ученика.
- Как стать другом своему ребёнку.
2 класс.
- Поощрения и наказания.
- Причины и последствия детской агрессии.
- Воспитание культуры поведения.
- Законы жизни семьи.
3 класс.
- Как воспитать милосердие?
- Организация на базе классного коллектива тимуровского отряда. « Мозговой штурм».
- Научиться доверять своему ребёнку.
- Как стать хорошими родителями?
4 класс.
- Компьютер в жизни школьника.
- Роль семьи в трудовом воспитании учащихся.
- Физическое развитие младших школьников.
- « Прощай, начальная школа!». Торжественное собрание.
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
• воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
• эффекта — последствий результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).
Действия педагога, направленные на достижения воспитательного процесса.
Классный руководитель должен поддерживать стремление учащихся к новому социальному знанию, обеспечить благоприятные условия для развития и воспитания, формирования личности гражданина России. Необходимо создать к третьему году обучения зоны полезного действия, в которой учащимся предоставится возможность выхода в пространство общественного действия.
Мониторинг эффективности реализации воспитательной программы.
- Диагностика уровня воспитанности ( методика Н.П.Капустина)
- Межличностные отношения ( социометрия).
- Карта выявления социальной проблемности.
- Изучение уровня самоуправления ( методика М.И.Рожкова).
- Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения ( методика Е.Н.Степанова).
Литература.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4-М.: ВАКО, 2007
- Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Внеклассные мероприятия. 2 класс.- М.: ВАКО,2005
- Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия. Волгоград:-изд. «Учитель» 2007
- Маркин В.А. Я познаю мир.-М.: 2000
- Чернышенко И.Д. Трудовое воспитание школьников.- М.: Просвещение, 1981
- Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья.- М.: «ВАКО»,2007
- Система эстетического воспитания школьников. Под редакцией Герасимова С.А. М.: 1983
- Героико – патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность / авт.сост.Т.А.Орешкина/ - Волгоград: Учитель, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного развития и воспитания "У истоков добра"
Программа " У истоков добра" является программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ ДОД ДЮЦ....
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы "В мире добра".
В МБОУСОШ № 1 г. Советский реализуется программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся «В мире добра».Программа «В мире добра» разработана по циклическому прин...