Программа духовно-нравственного развития и воспитания "У истоков добра"
методическая разработка (1,2,3,4 класс) по теме
Программа " У истоков добра" является программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ ДОД ДЮЦ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_istokov_dobra.doc | 200 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Сосновского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Детско-юношеский центр
«Утверждаю» Принято
Директор МОУ ДОД ДЮЦ решением педсовета
__________Е.А.Касаткина протокол №3
«01» марта 2011 г. от «01» марта 2011 г.
Программа духовно - нравственного
развития и воспитания обучающихся
МОУ ДОД Детско-юношеский центр
«У истоков добра»
Составители:
директор МОУ ДОД ДЮЦ
Е.А.Касаткина
методист МОУ ДОД ДЮЦ
Н.В.Устинова
п. Сосновское
2011 г
Паспорт
Программы духовно-нравственного развития и воспитания «У истоков добра»
Наименование Программы | Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МОУ ДОД Детско-юношеский центр «У истоков добра» |
Основание для разработки Программы |
|
Заказчик Программы | Управление образования Администрации Сосновского муниципального района |
Разработчик Программы | Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский центр |
Цель Программы | Создание системы духовно-нравственного воспитания обучающихся, основанной на традиционных ценностях отечественной культуры и ее историческом фундаменте - православии. |
Задачи Программы |
|
Сроки реализации Программы | 2011-2014 гг. |
Основные направления программных мероприятий |
|
Исполнители Программы | Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский центр |
Финансовое обеспечение Программы | Средства районного бюджета |
Ожидаемые результаты |
|
Система контроля за исполнением Программы | Контроль за выполнением Программы осуществляет Управление образования Администрации Сосновского муниципального района |
Содержание
I.Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
II. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
III. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
IV. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
V. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся
VI. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
Приложение
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Программа духовно-нравственного воспитания и развития разработана
в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации воспитательной работы МОУ ДОД Детско-юношеский центр.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся направлена на воспитание в каждом ребёнке гражданина и патриота,
на раскрытие его способностей и талантов, подготовку к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Программа реализуется образовательным учреждением дополнительного образования детей в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами МОУ ДОД ДЮЦ: Территориальным органом управления социальной защиты населения Сосновского муниципального района, МОУ ДОД Центр внешкольной работы «Патриот», МОУ ДОД Дом детского творчества, МОУ ДОД Детско-юношеская спортивная школа, МОУ ДОД Детская художественная школа, образовательными учреждениями района.
Портрет обучающегося МОУ ДОД Детско-юношеский центр
Обобщенный результат образовательной деятельности МОУ ДОД ДЮЦ фиксируется в портрете ее выпускника, который:
- умеет учиться, пользоваться информационными источниками, способен самостоятельно организовать свою деятельность;
- владеет опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах муниципального, регионального и международного уровней;
- обладает основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
- любознателен, активно познает мир;
- любит свой край и свою Родину;
- уважает и принимает ценности семьи и общества;
- готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- выполняет правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
- чувствует свою связь со своим народом, страной, культурой
- бережно относится к слову, к своим речевым поступкам
- толерантный (уважающий других, не похожих на него)
I. Цель и задачи Программы
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
МОУ ДОД Детско-юношеский центр
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Цель Программы:
Создание системы духовно-нравственного воспитания обучающихся, основанной на традиционных ценностях отечественной культуры и ее историческом фундаменте - православии.
Задачи программы:
- Сформировать организационно-управленческую модель духовно- нравственного воспитания обучающихся;
- Создать единое воспитательное пространство на основе сохранения исторической преемственности поколений, развития национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- Интегрировать духовно-нравственное содержание в социально-педагогическую направленность деятельности центра
- Создать механизм интенсивного взаимодействия МОУ ДОД ДЮЦ с различными социальными институтами для решения актуальных задач духовно-нравственного становления обучающихся.
Ожидаемые результаты:
- Создание системы духовно-нравственного воспитания и просвещения обучающихся на основе изучения и возрождения нравственных традиций русского народа.
- Гармоничное развитие каждой личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности, доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепление семейных уз, любви к детям и уважения к старшим.
- Формирование у обучающихся бережного отношения к культурному и историческому наследию народов России, природе, людям, Отечеству.
- Воспитание бережного отношения подрастающего человека ко всему, что его окружает на основе творческой деятельности по улучшению окружающей среды.
II. Ценностные установки духовно-нравственного развития
и воспитания обучающихся
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
III. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МОУ ДОД Детско-юношеский центр
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания реализуется через направления:
Направление 1. «Я – гражданин». Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Направление 2. «Если добрый ты…». Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Направление 3. «Труд для себя и для других». Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Направление 4. «Быть здоровым – здорово». Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Направление 5. «Зеленый дом». Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Направление 6. «Красота вокруг нас». Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Красота во всем: в природе, в космосе, в жизни людей, красота духовной жизни.
IV. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый специалист Центра, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
- в содержании и построении занятий;
- в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
- в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности обучающихся;
- в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
- в личном примере.
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования согласованы усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, Воскресной школы, образовательных учреждений района.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:
- Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление обучающегося к проявлению и развитию своих природных и социальных приобретенных возможностей.
- Принцип индивидуализации. Создание условий для формирования индивидуальности личности обучающего - главная задача педагога дополнительного образования. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и содействовать их дальнейшему развитию.
- Принцип субъектности. Человек обладает субъектными полномочиями и использует их в построении деятельности, общения и отношений. Необходимо помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности вне школы, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.
- Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы обучающиеся жили, учились и воспитывались в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в школе и вне школы.
- Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности обучающегося и уникальность объединения. Благодаря творчеству ребенок может выявлять свои способности, узнавать о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности обучащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самоопределению своего «Я».
- Принцип доверия и поддержки. Педагогика ненасильственного формирования личности ребенка. Необходимо обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех воспитания и обучения ребенка.
- Принцип преемственности. Данный принцип предполагает построение программы воспитания и развития на основе имеющихся положительных достижениях и наработанного опыта по применению технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания.
- Принцип демократизации. Он проявляется, прежде всего, в том, что обучающийся самостоятельно определяет траекторию своего развития. В том числе, принцип демократизации необходим при формировании запроса на дополнительное образование
- Принцип развивающего характера образования. Реализация данного принципа основана на определении и организации деятельности обучающегося в зоне его ближайшего развития.
Механизм реализации основных направлений Программы:
Направление «Я – гражданин»
- Деятельность волонтерского объединения «Созвездие»
- знакомство с правилами, образцами гражданского поведения, обучение распознаванию гражданских и антигражданских, антиобщественных поступков в ходе различных добрых дел
– беседы, диспуты по темам: «Что значит любовь к Родине?», «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?», «Что я могу сделать для своих земляков, своих сограждан?», «Кем из наших предков я горжусь?», «Что делать, если я столкнулся с несправедливостью?», «Как разные народы могут жить в мире друг с другом»
– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения;
– групповая работа в объединении – опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях;
- социальное проектирование, проект «Равный – равному», «Улица героя-земляка»
- участие в конкурсе «Лидер XXI века»
- Экскурсии и путешествия в местный краеведческий музей по теме: «Герои Великой Отечественной войны в памяти нашего края», «Патриотизм в дни мира», «Культурное наследие предков в музеях нашего края»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся
- «Моя семья в истории страны»
- «Кем из наших предков я горжусь?»
- «Декларация прав ребенка. Что я знаю об этом?»
- Проект «Встречи» - организация встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий, ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться
- Проект «Родные истоки» - организация экспедиций по этноэкологии с целью изучения фольклора, традиционной одежды, промыслов жителей Сосновского района
- Организация русских народных праздников для жителей микрорайона
п. Сосновское: - Масленица, праздник Русской березки, Семик
7. «Добрая воля» - программа волонтерского объединения «Созвездие» Средствами программы в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Учащиеся знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя гражданами великой страны.
Направление «Если добрый ты…»
- Реализация курса «Уроки духовной жизни» в рамках регионального эксперимента «Содержательные и организационно-методические основы гуманно-личностных моделей образования детей 5-11 лет»
- Курс «Познай себя и других» способствует построению образа «Я», которое включает в себя самопознание, саморазвитие и самооценку, формирование гражданской идентичности личности, принятие и осмысление нравственных и культурных ценностей, правил взаимодействия с окружающим миром.
- Курс «Радость познания» в рамках программы «Весёлая Академия». Процесс обучения строится как совершенствование субъект - субъектного и субъект - объектного общения, то есть, во-первых, дети учатся свободно вести конструктивный диалог, слушать и слышать собеседника, а во-вторых, формируется информационная культура — дети учатся находить необходимые источники знаний, получают информацию из различных источников, анализируют ее.
- «Дорогами развития» (Мастер-класс для детей с ограниченными возможностями здоровья) – это программа взаимодействия педагогов учреждений дополнительного образования, детей с ограниченными возможностями здоровья и родителей. Программа реализуется посредством посещения музеев, выставок детской художественной школы, совместных спортивных мероприятиях с МОУ ДЮСШ, занятий специалистов МОУ ДОД ДДТ. Программа реализуется совместно с Территориальным органом социальной защиты населения Сосновского муниципального района.
- Программа «Прикосновение» - знакомство с нетрадиционными техниками рисования для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Проект «Дети - детям» - организация и проведение праздников для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Проект «Подари радость» - изготовление витражных картин для детского отделения центральной районной больницы, МДОУ д/с «Рябинушка», «Колокольчик»
- Участие в Сосновских православных чтениях (ежегодно)
- Творческий проект «Мир театра» - изготовление кукол, постановка спектакля и выступление в детских садах района (совместно с родителями)
- Занятия социального педагога «Приглашаем в мир общения» - проведение тренингов для детей из малообеспеченных и неполных семей
- «Сказкотерапия», «Песочная терапия» - занятия психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Направление «Труд для себя и других»
- Реализация программы «Ориентир» - занятия с выпускниками 9 классов по дальнейшему выбору профессии
- Участие в районном празднике «Город мастеров» (ежегодно)
- Фестиваль профессий (организация и участие)
- Встречи-беседы с людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами
- Экскурсии на предприятия с целью знакомства с разными профессиями своего поселка
- Занятия в объединениях центра художественной направленности:
- Народные художественные промыслы
- Фантазия
- Мир батика
- Театр кукол
- Организация исследовательской и проектной деятельности
Проект «Профессии моих родителей»
Направление «Быть здоровым – здорово!»
- Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных добрых дел (мероприятий):
– спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями);
– проведение дней здоровья
– туристические походы
- Программа эколого-биологической направленности «Школа здоровья» Важно сохранить здоровье в процессе обучения и научить детей самим заботиться о здоровье, понимая, что здоровье – это не только физическая, но и духовная ценность. В этой связи, в понятие здоровье включены не только правила гигиены и правила безопасного поведения, но и определенные ценностные установки: умение сопереживать, сочувствовать, заботиться о себе, о природе, об окружающих людях, беречь и чтить то, что ими создано.
- Курс «Уроки здоровья» - занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья
- Реализация программы «Разговор о правильном питании. Две недели в лагере здоровья»
- Районный конкурс агитбригад «Быть здоровым – стильно!» - организация и участие
- Районный этап областного конкурса «Скажем наркотикам – нет!» - участие
- Всероссийская акция «За здоровье и безопасность наших детей» - организаторы акции в районе, участие
- Районная акция «Меняем сигарету на конфету» - участие
- Участие в профильной смене «Здоровое поколение»
- Проект «Танцуй ради жизни», «Мы выбираем жизнь!» - участие
Направление «Зеленый дом»
- Экскурсии в краеведческие и биологические музеи, парки
- Туристический поход «Сказки леса» для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Участие в акциях:
- Ель
- Муравейник
- Родник
- Сделаем берега озер чище! (очистка берегов от мусора)
- Кормушка
- Создание и распространение текстов (объявления, рекламы, инструкции) на тему «Сбережем природу родного края»
Направление «Красота вокруг нас»
- Объединение художественной направленности «Театр кукол» - красота сценического действия.
- Посещение театральных представлений, концертов, фестивалей; прогулки
- Организация экскурсий с целью знакомства с художественными промыслами Нижегородской области
- г. Семенов
- г. Городец
- с. Казаково Вачского района
- Занятия в творческих кружках – опыт самореализации в художественном творчестве:
- Народные художественные промыслы
- Фантазия
- Мир батика
- Встречи-беседы с людьми творческих профессий;
- Участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.
- Участие в художественном оформлении помещений к праздникам
Календарь традиционных дел и праздников МОУ ДОД ДЮЦ
Время проведения | Тема мероприятия |
Сентябрь | Праздник День знаний; Открытие программ Центра |
Октябрь | Праздник осени «Осенний вальс»; Традиционная акция «За здоровье и безопасность наших детей» |
Ноябрь | День народного единства; День матери |
Декабрь | Праздник «Разноцветный мир» ко дню инвалида; Новогодние праздники для объединений Центра и детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Январь | Фестиваль профессий |
Февраль | День защитника России Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья». |
Март | Праздник мам «Дочки-матери»; Конференция «Юный исследователь» |
Апрель | Праздник «Полёт в космос» |
Май | Парад знаний |
Июнь | Поход в лес с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Сказки леса» |
Август | Профильная смена на базе ДОЛ им. Дубинина и образовательных учреждений района |
Средовое проектирование
Создание среды духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности МОУ ДОД ДЮЦ, именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.
В МОУ ДОД ДЮЦ организованы подпространства, позволяющие учащимся:
- изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные праздники; историю, культурные традиции, достижения обучающихся и педагогов Центра; связи школы с социальными партнерами;
- осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (оформленные рекреации, используемые в воспитательном процессе); эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства; ценности здорового образа жизни (специально оборудованная сенсорная комната);
- демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (наличие актового зала для проведения праздников, культурных событий, социальных проектов).
V.Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся
Организация эффективного взаимодействия Центра и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся ведётся в следующих направлениях:
- Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся
- Создание семейного клуба «Ступени»,
- Организация родительского лектория по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания в семейном клубе «Ступени»,
- Проведение родительских конференций, круглых столов, деловых игр, тематических расширенных педагогических советов,
- Выпуск информационных материалов.
- Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций:
- традиционная акция «За здоровье и безопасность наших детей»,
- праздники «День знаний», Осенний бал, Новогодний праздник, спортивный праздник к 23 февраля, праздник мам, Полёт в космос, Парад знаний,
- мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья «Сказки леса», «Разноцветный мир», «Солнечный зайчик»,
- реализация программы для детей с ограниченными возможностями здоровья «Прикосновение»,
- организация мастер-классов для детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Проведение открытых занятий для родителей и расширение образовательной среды путём привлечения родителей для проведения занятий для дошкольников:
- «Радоваться вместе» (разучивание фольклорных игр с детьми),
- «Поговорим о доброте» (тренинговые занятия)
- «Моя счастливая семья» (оформление презентаций, альбомов)
- «Творческая мастерская» (изготовление игрушек из глины, пластика, гипса);
- «Мои первые исследования» (сотворчество и сотрудничество детей, родителей и педагогов в исследовательской деятельности)
4. Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета МОУ ДОД Детско-юношеский центр.
Центр активно взаимодействует с социальными партнерами в целях ре6ализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
С учреждениями культуры, образования, Территориальным органом социальной защиты населения реализуются программы совместной деятельности «Дорогами развития», «Прикосновение», «Добрая воля» и другие.
VI. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития
и воспитания обучащихся
По каждому направлению планируется достижение следующих результатов:
Направление 1. «Я – гражданин».
– элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан, об их самостоятельных объединениях (гражданском обществе);
– знание важнейших вех истории России, своего народа, представления об общей судьбе народов единой страны, о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России;
– знание о свободе совести, о взглядах на религиозные идеалы (вера, мировоззрение) традиционных российских религий и светской культуры;
– знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств ради развития всего человечества;
– осуществление чего-то полезного для «своих» – друзей, одноклассников, земляков, граждан своей страны (даже вопреки своим личным интересам и желаниям);
– умение отвечать за свои проступки (принятие наказания, в т.ч. самооценка проступков, «самонаказание»);
– избегание насилия, препятствование его проявлениям;
– недопущение (в пределах своих возможностей) оскорбления, высмеивания людей другой национальности, религии, убеждений, расы;
– умение вести корректный, доброжелательный разговор с человеком других взглядов, религиозных убеждений, национальности;
– проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам истории и культуры, религии разных народов России и мира; );
– самостоятельное и добровольное проявление уважения и заботы по отношению к защитникам Родины, ветеранам.
Направление 2. «Если добрый ты…».
– знание главных нравственных правил, норм;
– представления о базовых российских ценностях – идеях и правилах, объединяющих людей разных поколений, народов, общественных групп и убеждений в единую «российскую нацию»;
– различение хороших и плохих поступков;
– умение разумно управлять собственной речью в многообразных ситуациях общения, соблюдая принцип эффективного общения
– избегание плохих поступков, капризов;
– признание собственных плохих поступков;
– осуществление чего-то полезного для своей семьи, самых близких людей, в том числе – отказ ради них от каких-то собственных желаний;
– защита (в пределах своих возможностей) собственной чести и достоинства, своих друзей и близких;
– уважительное отношение (в действиях) к старшим, к традициям семьи, школы и общества, к чести и достоинству других людей;
– добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим, к людям, попавшим в трудную ситуацию, ко всему живому;
– следование правилам вежливого, приличного поведения («волшебные слова», правила этикета) в общественных местах.
Направление 3. «Труд для себя и для других»
– знание о важной роли в современной жизни разных профессий, науки, знаний
– понимание особой роли творчества в жизни людей;
– отрицательная оценка лени и небрежности.
– уважение в действии к результатам труда других людей;
– стремление и умение делать что-то полезное (вещи, услуги) своими руками;
– умение работать в коллективе;
– стремление к творческому, нестандартному выполнению работы;
– выражение своей личности в разных видах творчества;
– проявление настойчивости в работе – доведение начатого дела до конца;
– соблюдение порядка на рабочем месте.
Направление 4. «Быть здоровым – здорово!».
– знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;
– знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;
– знание о важности физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;
– знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения;
– отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;
– понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека.
– соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;
– подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования)
Направление 5. «Зеленый дом».
– начальные знания о роли жизни в природе, её развитии (эволюции);
– начальные знания о взаимосвязи живой и неживой природы, о том вреде, который наносит ей современное хозяйство человека, о нормах экологической этики;
– знание о богатствах и некоторых памятниках природы родного края, России, планеты Земля;
– отрицательная оценка (на основе норм экологической этики) действий, разрушающих природу;
– умение с помощью слова убедить другого бережно относиться к природе.
– самостоятельное заинтересованное изучение явлений природы, форм жизни, роли человека;
– бережное, заботливое отношение к растениям и животным;
– добровольные природоохранные действия (уборка мусора после пикника, экономия воды и электричества и т.д.);
– добровольное участие в экологических проектах
Направление 6. «Красота вокруг нас».
– представление о красоте души и тела человека, о гармонии в природе и творениях человека;
– умение видеть и чувствовать красоту природы, творчества, поступков людей;
– начальные представления о выдающихся художественных ценностях культуры России и мира;
– проявление эмоциональных переживаний при восприятии произведений искусства, фольклора и т.п.
– отрицание некрасивых поступков (в т.ч. речевых поступков, жестов), неряшливости, знание норм речевого этикета;
– самостоятельное заинтересованное обращение к произведениям искусства (чтение литературы, посещение концертов, спектаклей, музеев);
– реализация себя в художественном творчестве;
– украшение пространства своей жизни – дома, класса, школы, улицы;
– соблюдение правил этикета, поддержание опрятного внешнего вида.
Результаты духовно-нравственного воспитания - это принятие человеком конкретных духовных ценностей: правил или идей. Это принятие может произойти
– на словах, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции;
– на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках.
Оценивать результаты воспитания очень сложно. Делать это надо осторожно, не вторгаясь во внутренний мир обучающего, не нарушая безопасности и приватности этого мира.
Принятие духовных ценностей «на словах» поддаётся проверке с помощью письменных (не подписываемых) диагностических работ. В них ученикам предлагается оценить те или иные жизненные ситуации, заявить о том, какой поступок в них они бы выбрали и т.п. Защитой от лицемерия (т.е. от попыток писать «не как думаешь», а «как надо») здесь является то, что подобные работы:
– либо не подписываются учениками;
– либо оценивается не занятая учеником позиция, не данная им нравственная оценка, а умение сформулировать и аргументировать свою позицию, оценку, мнение.
Принятие же духовных ценностей «на деле» возможно оценить только в ходе наблюдения, рефлексии по результатам конкретного поведения. Избежать лицемерия и вторжения в личную жизнь школьника помогут следующие правила и приёмы:
– оценивается не личность, не её качества, а только конкретные поступки, поведение в ходе какого-либо дела, проекта;
– оценивание осуществляет сам ребёнок, т.е. это самооценивание, саморефлексия по предлагаемым вопросам после завершения того или иного дела – устная или фиксируемая им (по желанию) оценка в портфолио своих достижений;
– допускается неперсонифицированная оценка педагогами по результатам наблюдения за тем, как на деле проявляются те ценности, о которых он говорил с детьми.
Диагностические методики
- диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана);
- диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова);
- изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской);
- диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);
- диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана);
- диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой);
- письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?»;
- диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок);
- диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной);
- диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников "К истокам духовности"
Новые стандарты в образовании и воспитании ориентирует педагогов на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач гос...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «Истоки»
Представлены материалы из опыта работы учителя по программе духовно- нравственного воспитания младших школьников «Истоки». Содержательной основой программы является изучение родного края, природ...
Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни,включающего воспитательную,учебную,внеучебную,социально-значимую деятельность обучаю...
программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников «Истоки»
По учебному плану региональный компонент «АСК» вводится в нашей школе в 3 классе и интегрируется с окружающим миром. Следует отметить, что в полном объеме изучить...
«Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»
laquo;Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»...