Программа духовно-нравственного развития и воспитания "У истоков добра"
методическая разработка (1,2,3,4 класс) по теме

Наталия Валентиновна Устинова

Программа " У истоков добра" является программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ ДОД ДЮЦ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon u_istokov_dobra.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

                      Администрация  Сосновского муниципального района

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Детско-юношеский центр

         «Утверждаю»                                                                     Принято

         Директор МОУ ДОД ДЮЦ                                              решением  педсовета

         __________Е.А.Касаткина                                                протокол №3

         «01» марта  2011 г.                                                            от «01» марта 2011 г.        

Программа духовно - нравственного

развития и  воспитания обучающихся

МОУ ДОД Детско-юношеский центр

«У истоков добра»

                                                             

                                                                 Составители:

                                                                                        директор МОУ ДОД ДЮЦ

                                                                    Е.А.Касаткина

                                                                                              методист МОУ ДОД ДЮЦ

                                                                   Н.В.Устинова

                                                            п. Сосновское

2011 г

                             

Паспорт

   Программы духовно-нравственного развития и воспитания  «У истоков добра»

Наименование Программы

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МОУ ДОД Детско-юношеский центр «У истоков добра»

Основание для разработки Программы

  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России

Заказчик Программы

Управление образования Администрации Сосновского муниципального района

Разработчик Программы

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский центр

Цель Программы

Создание  системы духовно-нравственного воспитания обучающихся,  основанной на традиционных ценностях отечественной культуры и  ее историческом фундаменте - православии.

Задачи Программы

  1. Сформировать организационно-управленческую модель духовно- нравственного воспитания обучающихся;
  2. Создать единое воспитательное пространство на основе сохранения исторической преемственности поколений, развития национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  3. Интегрировать духовно-нравственное содержание в социально-педагогические программы развития обучающихся;
  4. Создать механизм интенсивного взаимодействия МОУ ДОД ДЮЦ с различными социальными институтами для решения актуальных задач духовно-нравственного становления обучающихся.

Сроки реализации Программы

2011-2014 гг.

Основные направления программных мероприятий

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям граждан
  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания
  3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
  4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
  5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
  6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

Исполнители Программы

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский центр

Финансовое обеспечение Программы

Средства районного бюджета

Ожидаемые результаты

  1. Создание системы духовно-нравственного воспитания и просвещения обучающихся на основе изучения и возрождения нравственных традиций русского народа.
  2. Гармоничное развитие каждой личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности, доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепление семейных уз, любви к детям и уважения к старшим.
  3. Формирование у обучающихся бережного отношения к культурному и историческому наследию народов России, природе, людям, Отечеству.
  4. Воспитание деятельностного отношения подрастающего человека ко всему, что его окружает на основе творческой деятельности по улучшению окружающей среды.

Система контроля за исполнением Программы

Контроль за выполнением Программы осуществляет Управление образования Администрации Сосновского муниципального района

                                                       

Содержание

I.Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

II. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

III. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

IV. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

V. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся

VI. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

Приложение

Программа духовно-нравственного развития и  воспитания обучающихся

Программа духовно-нравственного воспитания и развития разработана

в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта  общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации воспитательной работы МОУ ДОД Детско-юношеский центр.

          Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся направлена на воспитание в каждом ребёнке гражданина и патриота,

на раскрытие его способностей и талантов, подготовку  к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Программа реализуется образовательным учреждением дополнительного образования детей в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами МОУ ДОД ДЮЦ: Территориальным органом управления социальной защиты населения Сосновского муниципального района, МОУ ДОД Центр внешкольной работы «Патриот», МОУ ДОД Дом детского творчества, МОУ ДОД Детско-юношеская спортивная школа, МОУ ДОД Детская художественная школа,  образовательными  учреждениями района.

Портрет обучающегося МОУ ДОД Детско-юношеский центр

Обобщенный результат образовательной деятельности МОУ ДОД ДЮЦ фиксируется в портрете ее  выпускника, который:

  1. умеет  учиться, пользоваться информационными источниками, способен самостоятельно организовать свою деятельность;
  2. владеет опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах муниципального, регионального и международного уровней;
  3. обладает  основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
  1. любознателен, активно познает  мир;
  2. любит свой край и свою Родину;
  3. уважает и принимает ценности семьи и общества;
  4. готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  5. выполняет правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
  6. чувствует  свою связь со своим народом, страной, культурой
  7. бережно относится  к слову, к своим речевым поступкам
  8. толерантный (уважающий других, не похожих на него)

I. Цель и задачи Программы

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

МОУ ДОД Детско-юношеский центр

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Цель Программы:

Создание  системы духовно-нравственного воспитания обучающихся,  основанной на традиционных ценностях отечественной культуры и  ее историческом фундаменте - православии.

Задачи программы:

  1. Сформировать организационно-управленческую модель духовно- нравственного воспитания обучающихся;
  2. Создать единое воспитательное пространство на основе сохранения исторической преемственности поколений, развития национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  3. Интегрировать духовно-нравственное содержание в социально-педагогическую направленность  деятельности центра
  4. Создать механизм интенсивного взаимодействия МОУ ДОД ДЮЦ с различными социальными институтами для решения актуальных задач духовно-нравственного становления обучающихся.

Ожидаемые результаты:

  1. Создание системы духовно-нравственного воспитания и просвещения обучающихся на основе изучения и возрождения нравственных традиций русского народа.
  2. Гармоничное развитие каждой личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности, доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепление семейных уз, любви к детям и уважения к старшим.
  3. Формирование у обучающихся бережного отношения к культурному и историческому наследию народов России, природе, людям, Отечеству.
  4. Воспитание бережного отношения подрастающего человека ко всему, что его окружает на основе творческой деятельности по улучшению окружающей среды.

II. Ценностные установки духовно-нравственного развития

и воспитания обучающихся

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми  являются следующие ценности:

  1. патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
  2. социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  3. гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  4. семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
  5. труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  6. наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
  7. традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных  школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
  8. искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  9. природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
  10. человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.  

III. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МОУ ДОД Детско-юношеский центр

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания реализуется через направления:

       Направление 1. «Я – гражданин».  Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Направление 2. «Если добрый ты…». Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Направление 3. «Труд для себя и для других». Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Направление 4. «Быть здоровым – здорово». Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Направление 5. «Зеленый дом». Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

   Направление 6. «Красота вокруг нас».  Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Красота во всем: в природе, в космосе, в жизни людей, красота духовной жизни.

     

IV. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

        Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый специалист Центра, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

  1. в содержании и построении занятий;
  2. в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
  3. в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности обучающихся;
  4. в специальных событиях, спроектированных с  учетом определенной ценности и смысла;
  5. в личном  примере.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования согласованы усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, Воскресной школы, образовательных учреждений района.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

  1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных  и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление обучающегося  к проявлению и развитию своих природных и социальных приобретенных возможностей.
  2. Принцип индивидуализации. Создание условий для формирования индивидуальности личности обучающего - главная задача педагога дополнительного образования. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и содействовать их дальнейшему развитию.
  3. Принцип субъектности. Человек обладает субъектными полномочиями и использует их в построении деятельности, общения и отношений. Необходимо помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности вне школы, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.
  4. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы обучающиеся жили, учились и воспитывались в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в школе и вне школы.
  5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности обучающегося и уникальность объединения.  Благодаря творчеству ребенок может выявлять свои способности, узнавать о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности обучащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самоопределению своего «Я».
  6.  Принцип доверия и поддержки. Педагогика ненасильственного формирования личности ребенка. Необходимо обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и  воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны  прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех воспитания и обучения ребенка.
  7.  Принцип преемственности. Данный принцип предполагает построение программы воспитания и развития на основе имеющихся положительных достижениях и наработанного опыта по применению технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания.
  8. Принцип демократизации. Он проявляется, прежде всего, в том, что обучающийся самостоятельно определяет траекторию своего развития. В том числе, принцип демократизации необходим при формировании запроса на дополнительное образование
  9.  Принцип развивающего характера образования. Реализация данного принципа основана на определении и организации деятельности обучающегося  в зоне его ближайшего развития.

Механизм реализации основных направлений Программы:

Направление «Я – гражданин» 

  1. Деятельность волонтерского объединения  «Созвездие» 

          - знакомство с правилами, образцами гражданского поведения, обучение   распознаванию гражданских и антигражданских, антиобщественных поступков в ходе различных добрых дел

          – беседы, диспуты по  темам:  «Что значит любовь к Родине?», «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?», «Что я могу сделать для своих земляков, своих сограждан?», «Кем из наших предков я горжусь?», «Что делать, если я столкнулся с несправедливостью?», «Как разные народы могут жить в мире друг с другом»

        – просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения;

        – групповая работа в объединении – опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях;

       - социальное проектирование, проект «Равный – равному», «Улица героя-земляка»

      - участие в конкурсе «Лидер XXI века»

  1. Экскурсии и путешествия в местный краеведческий музей по  теме: «Герои Великой Отечественной войны в памяти нашего края», «Патриотизм в дни мира», «Культурное наследие предков в музеях нашего края»
  2. Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся

          - «Моя семья в истории страны»

          - «Кем из наших предков я горжусь?»

          - «Декларация прав ребенка. Что я знаю об этом?»

  1. Проект «Встречи» - организация встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий, ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться
  2. Проект «Родные истоки» - организация экспедиций по этноэкологии с целью изучения фольклора, традиционной одежды, промыслов жителей Сосновского района
  3. Организация русских народных праздников для жителей микрорайона

     п. Сосновское: - Масленица, праздник Русской березки, Семик

7.  «Добрая воля» - программа волонтерского объединения «Созвездие» Средствами программы в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Учащиеся знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя гражданами великой страны.

Направление «Если добрый ты…»

  1. Реализация курса «Уроки духовной жизни» в рамках регионального эксперимента «Содержательные и организационно-методические основы гуманно-личностных моделей образования детей 5-11 лет»
  2. Курс «Познай себя и других»  способствует построению образа «Я», которое включает в себя самопознание, саморазвитие и самооценку, формирование гражданской идентичности личности, принятие и осмысление нравственных и культурных ценностей, правил взаимодействия с окружающим миром.
  3. Курс «Радость познания» в рамках программы «Весёлая Академия». Процесс обучения строится как совершенствование субъект - субъектного и субъект - объектного общения, то есть, во-первых, дети учатся свободно вести конструктивный диалог, слушать и слышать собеседника, а во-вторых, формируется информационная культура — дети учатся находить необходимые источники знаний, получают информацию из различных источников, анализируют ее.
  4. «Дорогами развития» (Мастер-класс для детей с ограниченными возможностями здоровья) – это программа взаимодействия педагогов учреждений дополнительного образования, детей с ограниченными возможностями здоровья и родителей. Программа реализуется посредством посещения музеев, выставок детской художественной школы, совместных спортивных мероприятиях с МОУ ДЮСШ, занятий специалистов МОУ ДОД ДДТ. Программа реализуется совместно с Территориальным органом социальной защиты населения Сосновского муниципального района.
  5. Программа «Прикосновение» - знакомство с нетрадиционными техниками рисования для детей с ограниченными возможностями здоровья
  6. Проект «Дети - детям» - организация и проведение праздников для детей с ограниченными возможностями здоровья
  7. Проект «Подари радость» - изготовление витражных картин для детского отделения центральной районной больницы, МДОУ д/с «Рябинушка», «Колокольчик»
  8. Участие в Сосновских православных чтениях (ежегодно)
  9. Творческий проект «Мир театра» - изготовление кукол, постановка спектакля и  выступление в детских садах района (совместно с родителями)
  10.  Занятия социального педагога «Приглашаем в мир общения» - проведение тренингов для детей из малообеспеченных и неполных семей
  11.  «Сказкотерапия», «Песочная терапия» - занятия психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Направление «Труд для себя и других»

  1. Реализация программы «Ориентир» - занятия с выпускниками 9 классов по дальнейшему выбору профессии
  2. Участие в районном празднике «Город мастеров» (ежегодно)
  3. Фестиваль профессий (организация и участие)
  4. Встречи-беседы с людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами
  5. Экскурсии на предприятия с целью знакомства с разными профессиями своего поселка
  6. Занятия в объединениях центра художественной направленности:
  1. Народные художественные промыслы
  2. Фантазия
  3. Мир батика
  4. Театр кукол
  1. Организация исследовательской и проектной деятельности

Проект «Профессии моих родителей»

Направление «Быть здоровым – здорово!»

  1. Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи  в ходе различных добрых дел (мероприятий):

          – спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями);

         –  проведение дней здоровья

         – туристические походы

  1. Программа эколого-биологической направленности «Школа здоровья» Важно сохранить здоровье в процессе обучения и научить детей самим  заботиться о здоровье, понимая, что здоровье – это не только физическая, но и духовная ценность.  В этой связи, в понятие здоровье включены не только правила гигиены и правила безопасного поведения, но и определенные ценностные установки: умение сопереживать, сочувствовать, заботиться о себе, о природе,  об окружающих людях, беречь и чтить то, что ими создано.
  2. Курс «Уроки здоровья» - занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья
  3. Реализация программы «Разговор о правильном питании. Две недели в лагере здоровья»
  4. Районный конкурс агитбригад «Быть здоровым – стильно!» - организация и участие
  5. Районный этап областного конкурса «Скажем наркотикам – нет!» - участие
  6. Всероссийская акция «За здоровье и безопасность наших детей» - организаторы акции в районе, участие
  7. Районная акция «Меняем сигарету на конфету» - участие
  8. Участие в профильной смене «Здоровое поколение»
  9.  Проект «Танцуй ради жизни», «Мы выбираем жизнь!» - участие

Направление «Зеленый дом»

  1.  Экскурсии в краеведческие и биологические музеи, парки
  2. Туристический поход «Сказки леса» для детей с ограниченными возможностями здоровья
  3. Участие в акциях:
  1. Ель
  2. Муравейник
  3. Родник
  4. Сделаем берега озер чище! (очистка берегов от мусора)
  5. Кормушка
  1. Создание и распространение текстов (объявления, рекламы, инструкции)     на тему «Сбережем природу родного края»

Направление «Красота вокруг нас»

  1. Объединение художественной направленности «Театр кукол» - красота сценического действия.
  2. Посещение театральных представлений, концертов, фестивалей;  прогулки
  3. Организация экскурсий с целью знакомства с художественными промыслами Нижегородской области
  1. г. Семенов
  2. г. Городец
  3. с. Казаково Вачского района
  1. Занятия в творческих кружках – опыт самореализации в художественном творчестве:
  1. Народные художественные промыслы
  2. Фантазия
  3. Мир батика
  1. Встречи-беседы с людьми творческих профессий;
  2. Участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.
  3. Участие в художественном оформлении помещений к праздникам

Календарь традиционных  дел и праздников МОУ ДОД ДЮЦ

Время проведения

Тема мероприятия

Сентябрь

 Праздник День знаний;

Открытие программ Центра

Октябрь

Праздник осени «Осенний вальс»;

Традиционная  акция «За здоровье и безопасность наших детей»

Ноябрь

День народного единства;

День матери

Декабрь

Праздник «Разноцветный мир» ко дню инвалида;

Новогодние праздники  для  объединений Центра и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Январь

Фестиваль профессий

Февраль

День защитника России

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».

Март

Праздник мам «Дочки-матери»;

Конференция «Юный исследователь»

Апрель

Праздник «Полёт в космос»

Май

Парад знаний

Июнь

Поход в лес с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Сказки леса»

Август

Профильная смена на базе ДОЛ им. Дубинина и образовательных учреждений района

Средовое проектирование

Создание среды духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности МОУ ДОД ДЮЦ, именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.

В МОУ ДОД ДЮЦ организованы подпространства, позволяющие учащимся:

  1. изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные праздники; историю, культурные традиции, достижения обучающихся и педагогов Центра; связи школы с социальными партнерами;
  2. осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (оформленные рекреации, используемые в воспитательном процессе); эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства; ценности здорового образа жизни (специально оборудованная сенсорная комната);
  3. демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (наличие актового зала для проведения праздников, культурных событий, социальных проектов).

V.Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся

Организация эффективного взаимодействия Центра и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся ведётся в следующих направлениях:

  1. Повышение педагогической культуры родителей  (законных представителей) обучающихся
  1. Создание  семейного клуба «Ступени»,
  2. Организация родительского лектория по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания в семейном клубе «Ступени»,
  3. Проведение родительских конференций, круглых столов, деловых игр,  тематических расширенных педагогических советов,
  4. Выпуск информационных материалов.

  1. Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций:
  1. традиционная  акция «За здоровье и безопасность наших детей»,
  2. праздники «День знаний», Осенний бал, Новогодний праздник, спортивный праздник  к 23 февраля, праздник мам, Полёт в космос, Парад знаний,
  3. мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья «Сказки леса», «Разноцветный мир», «Солнечный зайчик»,
  4. реализация программы для детей с ограниченными возможностями здоровья «Прикосновение»,
  5. организация мастер-классов для детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Проведение открытых занятий для родителей и расширение образовательной среды путём привлечения родителей для проведения занятий для дошкольников:

- «Радоваться вместе» (разучивание фольклорных игр с детьми),

- «Поговорим о доброте» (тренинговые занятия)

- «Моя счастливая семья» (оформление презентаций, альбомов)

- «Творческая мастерская» (изготовление игрушек из глины, пластика, гипса);

- «Мои первые исследования» (сотворчество и сотрудничество детей, родителей и педагогов в исследовательской деятельности)

        4. Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета МОУ ДОД Детско-юношеский центр.

          Центр активно взаимодействует с социальными партнерами в целях ре6ализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

С учреждениями культуры, образования, Территориальным органом социальной защиты населения реализуются программы совместной деятельности «Дорогами развития», «Прикосновение», «Добрая воля» и другие.

VI. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития

и воспитания обучащихся

По каждому направлению планируется достижение следующих результатов: 

Направление 1. «Я – гражданин».

– элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан, об их самостоятельных объединениях (гражданском обществе);  

– знание важнейших вех истории России, своего народа, представления об общей судьбе народов единой страны, о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России;

– знание о свободе совести, о взглядах на религиозные идеалы (вера, мировоззрение) традиционных российских религий и светской культуры;

– знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств ради развития всего человечества;

– осуществление чего-то полезного для «своих» – друзей, одноклассников, земляков, граждан своей страны (даже вопреки своим личным интересам и желаниям);

– умение отвечать за свои проступки (принятие наказания, в т.ч. самооценка проступков, «самонаказание»);

– избегание насилия, препятствование его проявлениям;

– недопущение (в пределах своих возможностей) оскорбления, высмеивания людей другой национальности, религии, убеждений, расы;

– умение вести корректный, доброжелательный  разговор с человеком других взглядов, религиозных убеждений, национальности;

– проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам истории и культуры, религии разных народов России и мира; );

– самостоятельное  и добровольное проявление уважения и заботы по отношению к защитникам Родины, ветеранам.  

Направление 2. «Если добрый ты…».

– знание главных нравственных правил, норм;

– представления о базовых российских ценностях – идеях и правилах, объединяющих людей разных поколений, народов, общественных групп и убеждений в единую «российскую нацию»;

– различение хороших и плохих поступков;

– умение разумно управлять собственной речью в многообразных ситуациях общения, соблюдая принцип эффективного общения

– избегание плохих поступков, капризов;

– признание собственных плохих поступков;

– осуществление чего-то полезного для своей семьи, самых близких людей, в том числе – отказ ради них от каких-то собственных желаний;

– защита (в пределах своих возможностей) собственной чести и достоинства, своих друзей и близких;

– уважительное отношение (в действиях) к старшим, к традициям семьи, школы и общества, к чести и достоинству других людей;

– добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим, к людям, попавшим в трудную ситуацию, ко всему живому;

– следование правилам вежливого, приличного поведения («волшебные слова», правила этикета) в  общественных местах.

Направление 3. «Труд для себя и для других»

– знание о важной роли в современной жизни разных профессий, науки, знаний

– понимание особой роли творчества в жизни людей;

– отрицательная оценка лени и небрежности.

–  уважение в действии к результатам труда других людей;

– стремление и умение делать что-то полезное (вещи, услуги) своими руками;

– умение работать в коллективе;

– стремление к творческому, нестандартному выполнению работы;

– выражение своей личности в разных видах творчества;

– проявление настойчивости в работе – доведение начатого дела до конца;

– соблюдение порядка на рабочем месте.

Направление 4. «Быть здоровым – здорово!».

– знание о  ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и  о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;

– знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;

– знание о важности физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;

– знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения;

– отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;

– понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека.

– соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;

– подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования)

Направление 5. «Зеленый дом».

– начальные знания о роли жизни в природе, её развитии (эволюции);

– начальные знания о взаимосвязи живой и неживой природы, о том вреде, который наносит ей современное хозяйство человека, о нормах экологической этики;

– знание о богатствах и некоторых памятниках природы родного края, России, планеты Земля;

– отрицательная оценка (на основе норм экологической этики) действий,  разрушающих природу;

– умение с помощью слова убедить другого бережно относиться к природе.  

– самостоятельное заинтересованное изучение явлений природы, форм жизни, роли человека;

– бережное, заботливое отношение к растениям и животным;

– добровольные природоохранные действия (уборка мусора после пикника,  экономия воды и электричества и т.д.);

– добровольное участие в экологических проектах

Направление 6. «Красота вокруг нас».

– представление о красоте души и тела человека, о гармонии в природе и творениях человека;

– умение видеть и чувствовать красоту природы, творчества, поступков людей;

– начальные представления о выдающихся художественных ценностях культуры России и мира;

– проявление эмоциональных переживаний при восприятии произведений искусства, фольклора и т.п.

– отрицание некрасивых поступков (в т.ч. речевых поступков, жестов), неряшливости, знание норм речевого этикета;

– самостоятельное заинтересованное обращение к произведениям искусства (чтение литературы, посещение концертов, спектаклей, музеев);

– реализация себя в художественном творчестве;

– украшение пространства своей жизни – дома, класса, школы, улицы;

– соблюдение правил этикета,  поддержание опрятного внешнего вида.

 Результаты духовно-нравственного воспитания - это принятие человеком конкретных духовных ценностей: правил или идей. Это принятие может произойти

– на словах, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции;

– на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках.

Оценивать результаты воспитания очень сложно. Делать это надо осторожно,  не вторгаясь во внутренний мир обучающего, не нарушая безопасности и приватности этого мира.

Принятие духовных ценностей «на словах» поддаётся проверке с помощью письменных (не подписываемых) диагностических работ. В них ученикам предлагается оценить те или иные жизненные ситуации, заявить о том, какой поступок в них они бы выбрали  и т.п. Защитой от лицемерия (т.е. от попыток писать «не как думаешь», а «как надо») здесь является то, что подобные работы:

– либо не подписываются учениками;

– либо оценивается не занятая учеником позиция, не данная им нравственная оценка, а умение сформулировать и аргументировать свою позицию, оценку, мнение.  

Принятие же духовных ценностей «на деле» возможно оценить только в ходе наблюдения, рефлексии по результатам конкретного поведения. Избежать лицемерия и вторжения в личную жизнь школьника помогут следующие правила и приёмы:  

– оценивается не личность, не её качества, а только конкретные поступки, поведение в ходе какого-либо дела, проекта;

– оценивание осуществляет сам ребёнок, т.е. это самооценивание, саморефлексия по предлагаемым вопросам после завершения того или иного дела – устная или фиксируемая им (по желанию) оценка в портфолио своих достижений;  

– допускается неперсонифицированная оценка педагогами по результатам наблюдения за тем, как на деле проявляются те ценности, о которых он говорил с детьми.

Диагностические методики

  1. диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана);
  2. диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика  А.С. Прутченкова);
  3. изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской);
  4. диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);
  5. диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана);
  6. диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой);
  7. письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?»;
  8. диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок);
  9. диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной);
  10. диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников "К истокам духовности"

Новые стандарты в образовании и воспитании  ориентирует педагогов   на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач гос...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «Истоки»

Представлены материалы из опыта работы учителя по программе духовно- нравственного воспитания младших школьников «Истоки». Содержательной основой программы является изучение родного края, природ...

Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни,включающего воспитательную,учебную,внеучебную,социально-значимую деятельность обучаю...

программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников «Истоки»

    По учебному плану региональный компонент «АСК» вводится в нашей школе в 3 классе и интегрируется с окружающим миром. Следует отметить, что в полном объеме изучить...

«Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»

laquo;Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»...