План воспитательной работы 2 класс
учебно-методический материал (2 класс) на тему
Данный воспитательный план соответсвует Концепции духовно-нравственного воспитания личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план воспитательной работы 2 класс | 100.5 КБ |
план-сетка воспитательной работы на год 2 класс | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
на 2014 – 2015 учебный год
2 КЛАСС
Классный руководитель
Грозав З. А.
2014
2 КЛАСС
№ п/п | Ф. И. О. родителей | Телефон | Домашний адрес |
Содержание плана воспитательной работы
2 класса
Тема, цель, задачи воспитательной работы на 2014-2015 учебный год | |
Список класса | |
Особенности развития детского коллектива | |
Работа с семьями, имеющими проблемные ситуации | |
Социальный паспорт класса | |
План работы класса на год 6.1 Циклограмма работы с классом 6.2 План-сетка работы класса на год 6.3 План-сетка классных часов | |
Работа с родителями 7.1 Состав родительского комитета 7.2 План работы с родителями 7.3 Темы родительских собраний | |
Анализ воспитательной работы в классе |
1. Тема, цели и задачи воспитательной работы на 2014-2015 учебный год
Цель: создание условий, чтобы дети моего класса были здоровыми, дружными, любили школу, охотно учились, с удовольствием принимали участие в делах школы и класса.
Задачи воспитательной работы в классе:
- организовать интеллектуально-познавательную деятельность учащихся, формировать эмоционально-положительное отношение к учебе, знаниям, деятельности;
- воспитать гражданско-патриотические качества через воспитательный потенциал урока и внеклассных мероприятий;
- совершенствовать систему индивидуальной работы с детьми, требующими особого внимания и подхода;
- развивать ученическое управление в школе через формирование гражданской активности личности.
Основные направления воспитательной работы:
- изучение личности ребенка на уроках и внеурочное время путем наблюдения за детьми, бесед;
- организация консультативной помощи отдельной группе учащихся по предметам;
- проведение внеклассных мероприятий, расширяющих кругозор детей;
- выработка совместной политики и тактики помощи ребенку со стороны семьи;
- развивать умственные и художественные способности;
- совершенствовать у учащихся талант, художественное, природное дарование;
- помочь детям включиться в учебный процесс, добиваться активного участия детей в общественной жизни класса и школы;
- проводить работу по усвоению правил для учащихся, укреплять детский коллектив;
- организовать интересную жизнь в свободное от уроков время;
- работать над созданием коллектива через индивидуальный подход к каждому ребенку и через общие дела;
- создать родительский актив класса и привлечь родителей к внеурочным делам класса;
- открывать детям мир прекрасного в природе, воспитывать интерес к искусству, развивать выразительность чтения, любовь к музыке, литературе;
- воспитывать личность безопасного типа;
- продолжить работу по привитию гигиенических навыков и умений, культуры поведения в школе, общественных местах, учить заботиться об охране и укреплении своего здоровья.
Организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся:
Контроль за посещаемостью учащихся, анализ причин пропусков учащимися уроков.
Помощь в учебе часто болеющим детям, организация посещения на дому.
Создание обстановки, способствующей благоприятному усвоению учащимися учебного материала.
Координация сотрудничества педагогов, работающих в классе, ведущих внеурочную деятельность.
Создание условий для интеллектуального развития учащихся, их способностей и достижений, познавательных интересов и кругозора.
Развитие индивидуальных качеств личности учащихся.
Создание актива класса.
Организация жизни класса во внеурочное время:
- Создание здорового микроклимата в детском коллективе, формирование положительных межличностных отношений, их регулирование и коррекция.
- Развитие навыков общения, умения отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в выполнении дела, контроль за его выполнением.
- Организация и проведение в соответствии с планом воспитательной работы творческих дел, классных часов с привлечением всего класса или отдельных учащихся.
- Воспитание добра и милосердия.
- Охрана здоровья учащихся класса.
- Организация и проведение часов общения, информационных часов и тематических классных часов.
Изучение и воспитание личности:
1. Создание условий для формирования ценностного отношения к труду.
2. Воспитание эстетической, нравственной культуры учащихся.
3. Воспитание гражданственности.
- Изучение личности учащихся с помощью диагностики и организации коррекционной работы с ними.
2. Список учащихся 2 класса
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
11 | |
3. Особенности развития детского коллектива
1.Лидеры класса ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. «Изолированные» дети ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Дети, избегающие вхождения в коллектив________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ п/п | Список обучающихся | Поведение обучающегося | Пути коррекции | Результат |
Поведение в норме | ||||
Некорректна в отношениях с товарищами | Спланировать индивидуальную работу (беседы) по устранению проблемы | |||
Поведение в норме | ||||
Некорректен в отношениях с товарищами | Спланировать индивидуальную работу (беседы) по устранению проблемы | |||
Поведение в норме | ||||
Поведение в норме | ||||
Некорректен в отношениях с товарищами | Спланировать индивидуальную работу (беседы) по устранению проблемы | |||
Поведение в норме | ||||
Поведение в норме | ||||
Поведение в норме | ||||
Поведение в норме |
4. Работа с семьями,
имеющими проблемные ситуации
№ п/п | Ф.И.О. родителей | Проблемная ситуация | Предпринятые меры для решения проблемы |
5. Социальный паспорт класса
| |||
Всего семей | |||
Социальный статус | полные | ||
неполные | |||
потерявшие кормильца | |||
одинокие матери | |||
ребенка растит отец | |||
в разводе | |||
многодетные | |||
малообеспеченные | |||
беженцы или вынужденные переселенцы | |||
асоциальные (состоят на ВШУ) | |||
Семьи, в которых родители инвалиды | |||
Социальная структура семьи * | служащие | ||
рабочие | |||
предприниматели | |||
Образование родителей | высшее | ||
среднее специальное | |||
11 классов | |||
9 классов | |||
Трудоустройство | родители оба работают | ||
не работает один из родителей | |||
не работают оба родителя | |||
родители – пенсионеры | |||
2. Учет учащихся | |||
Всего учащихся в классе | |||
опекаемые | |||
дети инвалиды | |||
состоящие на ВШУ | |||
состоящие на учете в ПДН Московского РОВД | |||
Количество учащихся, посещающих кружки
| |||
Количество учащихся, посещающих спортивные секции: |
6. План работы класса на год
6.1 Циклограмма работы с классом.
В начале учебного года:
- Составить список класса и оформить классный журнал (в начале первой учебной недели).
- Изучить условия семейного воспитания учащихся (в течение первой четверти).
- Уточнить социальный паспорт класса и сдать социальному педагогу (в течение первого учебного месяца).
- Проводить работу по вовлечению учащихся в разнообразную деятельность, в том числе в деятельность объединений дополнительного образования, в целях развития их способностей.
- Организовать коллективное планирование жизнедеятельности класса на год, на месяц, на неделю.
- Создать актив класса.
Ежедневно:
- Организация питания.
- Организация дежурства учащихся.
- Индивидуальная работа с учащимися.
- Работа с опоздавшими и выяснение причин неявки учащихся.
- Осуществлять контроля внешнего вида учащихся.
Еженедельно:
- Проведение классного часа.
- Проверка дневников.
- Проведение мероприятий в классе (по плану).
- Работа с родителями.
Ежемесячно:
- Обновление информации в классном уголке.
- Анализ занятости обучающихся во внеурочное время.
- Проведение занятий по правилам дорожного движения и плановый инструктаж по технике безопасности и безопасности жизнедеятельности.
За четверть:
- Оформление классных журналов по итогам четверти.
- Анализ выполнения плана воспитательной работы в классе; коррекция плана на следующую четверть.
- Родительское собрание.
- Оформление портфолио учащихся.
За год:
Диагностика учащихся.
Проведение инструктажей по ПТБ и ППБ.
Оформление личных дел учащихся.
Анализ работы с классом, с родителями.
Планирование работы на год.
7. Работа с родителями.
7.1 Состав родительского комитета
Председатель родительского комитета –
Члены родительского комитета:
7.2 Работа с родителями.
Сентябрь | 1.Заседание родительского комитета. Составление плана работы на 2014 – 2015 учебный год 2.Родительское собрание на тему: « Первые уроки школьной отметки. Особенности обучения во 2 классе» 3. Общешкольное родительское собрание 3.Заседание родительского комитета |
Октябрь | 1. Выход на природу 2.Индивидуальные консультации с родителями слабоуспевающих детей 3.Заседание родительского комитета 4.Родительское собрание по итогам 1 четверти. |
Ноябрь | 1.Работа с родителями одарённых детей. 2.Индивидуальные консультации по математике. |
Декабрь | 1.Индивидуальные консультации по чтению «Читаем быстро». 2.Родительское собрание по итогам 2 четверти. «Режим дня младшего школьника». 3.Заседание родительского комитета «Скоро Новый год!» 4.Подготовка к новогодним праздникам. Украшение классной комнаты. |
Январь | 1.Индивидуальные консультации с родителями слабоуспевающих детей. 2.Индивидуальные консультации по математике «Решаем задачи». 3.Посещение совместно с членами родительского комитета семей учащихся. Соблюдение режима дня |
Февраль | 1.Индивидуальные консультации по русскому языку «Пишем под диктовку». 2.Подготовка к празднику «День защитников Отечества» |
Март | 1.Работа с родителями одарённых детей. 2.Подготовка к концерту, посвящённый Международному женскому дню. 3.Родительское собрание по итогам 3 четверти. Родительский тренинг «Ребенок в зеркале родителей». 4.Организация и подготовка экскурсии |
Апрель | 1.Организация и подготовка похода в парк. 2.Индивидуальные консультации с родителями слабоуспевающих детей. 3.Индивидуальная работа с родителями детей, склонных к правонарушениям. |
Май | 1.Заседание родительского комитета. Подведение итогов работы за 2014 – 2015 учебный год. 2.Родительское собрание по итогам 4 четверти и года. «Перелистывая страницы…» 3.Подготовка к празднику «До свидания, 2 класс!». |
- Тематика родительских
собраний во 2 классе
Дата проведения | Тема собрания | Задачи собрания | Формы проведения | Выходной контроль |
сентябрь | «Первые уроки школьной отметки. Особенности обучения во 2 классе» | 1.Формировать культуру родительского восприятия учебных предметов, планируемые результаты обучения своего ребёнка за 2 уч.год. 2.Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка. | 1.Анкетирова-ние родителей и уч-ся. 2.Анализ картины И.Репина «Опять двойка». | 1. Памятка «Как относится к оценкам ребёнка». 2.Упражнения в типичных ситуациях. |
конец октября- ноябрь | «Законы жизни семьи, законы жизни класса. Предваритель-ные результаты обучения уч-ся. Отслеживание успехов и затруднений в обучении». | 1.Научить род. анализировать неудачи, промахи в воспитании. 2.Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты, взаимопонимания . | 1.Работа с формулой «закона семьи» 2.Диагностика 3.Анализ типичных ситуаций. | 1.Формулирова-ние 4 основных законов. 2.Памятки, или тезисы основных видов поведения в ситуациях. |
декабрь | «Причины и последствия детской агрессии» Совместные правила общения детей дома и в школе. | 1.Обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка. 2.Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии.. | 1.Анкеты для родителей и для уч-ся. 2.Тестирова-ние для уч-ся. 3.Беседа-обсуждение 4.Обмен мнением родителей . | 1.Основные причины агрессии. 2.Памятки |
март-апрель | «Роль книги в развитии интеллектуаль-ных умений ребёнка» | 1.Познакомить родителей с результатами развития читательских умений уч-ся класса. 2.Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книг. 3.Эмоц. атмосфера добра и отзывчивости в семье уч-ся. | 1.Анализ читат. интересов уч-ся. 2.Конкурс на самого лучшего чтеца. 3.Копилка родит. опыта. 4.Знакомство родителей с выставкой рекомендован-ной литературы. | .1.Памятки для родителей. 2.Правила чтения для уч-ся. 3.Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей. |
май | «Перелистывая страницы учебного года» . | 1.Обратить внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье. 2.Формировать культуру общения родителей и детей, умение видеть отриц. моменты в воспитании собственных детей. | 1.Пояснение. 2.Оформление работ уч-ся. 3.Консультации по опред. видам работы. 4.Беседа по итогам . 5.Тест- пожеланий родителей на следующий учебный год | 1.Пожелания. 2.Рекомендован-ный список литературы. 3. Правила ОБЖ во время летних каникул. 4.Памятки. |
Предварительный просмотр:
6.2 План-сетка работы класса на год.
Сентябрь | ||||||||
Направление | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||||
Воспитание гражданственности, патриотизма и уважения к правам человека. | Классный час «Моя малая Родина» | |||||||
Воспитание нравственных чувств и этического сознания. | Классный час «Как надо вести себя в школе. Выбор актива класса» | Классный час "Здоровье и вредные привычки" | ||||||
Воспитание трудолюбия и творческого отношения к учению, труду и жизни. | Классный час "Мои любимые книжки" | |||||||
Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде. | Конкурс рисунков «Люблю природу русскую. Осень» | |||||||
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об этических идеалах. | Выставка поделок из природного материала «Творческая мастерская» | |||||||
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. | Акция «Внимание – дети!» | Викторина «Дорожные знаки» | ||||||
Октябрь | ||||||||
Направление | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||||
Воспитание гражданственности, патриотизма и уважения к правам человека. | Акция милосердия ко Дню пожилого человека. | |||||||
Воспитание нравственных чувств и этического сознания. | Классный час «Уважительное отношение к старшим» | Классный час "Вежливые слова" | ||||||
Воспитание трудолюбия и творческого отношения к учению, труду и жизни. | Классный час "Бабушка рядышком с дедушкой" | Уборка пришкольной территории. | ||||||
Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде. | День здоровья. | |||||||
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об этических идеалах. | Выставка рисунков «Мой любимый учитель» | |||||||
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. | Выставка рисунков «Я - пешеход» | Классный час «Безопасный путь в школу» | ||||||
Ноябрь | ||||||||
Направление | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||||
Воспитание гражданственности, патриотизма и уважения к правам человека. | Классный час "Наша страна - Россия" | |||||||
Воспитание нравственных чувств и этического сознания. | Классный час "Произведения Осееевой, Толстого о поступках" | |||||||
Воспитание трудолюбия и творческого отношения к учению, труду и жизни. | Подвижные игры на свежем воздухе. | Классный час "Славит человека труд" | Классный час "Как развить свои физические способности" | |||||
Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде. | Беседа «Огонь – друг, огонь – враг» | |||||||
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об этических идеалах. | Конкурс рисунков «Мой подарок маме» | |||||||
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. | Игра «Пешеходики» | Выставка рисунков «Я играю на улице» | ||||||
Декабрь | ||||||||
Направление | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||||
Воспитание гражданственности, патриотизма и уважения к правам человека. | Классный час «Добро и зло в сказках» |
| Классный час «Символы государства» | |||||
Воспитание нравственных чувств и этического сознания. | Классный час "Как лучше поступить?" | |||||||
Воспитание трудолюбия и творческого отношения к учению, труду и жизни. | День здоровья «Зимушка-зима» | |||||||
Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде. | Классный час «Как сберечь природные богатства» | |||||||
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об этических идеалах. | Выставка рисунков «Люблю природу русскую. Зима» | Акция «Укрась новогоднюю ёлку» | ||||||
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. | Беседа «Правила поведения на дорогах в зимнее время» | Игра «Дорожная Азбука» | ||||||
Январь | ||||||||
Направление | 1,2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 5 неделя | ||||
Воспитание гражданственности, патриотизма и уважения к правам человека. | Каникулы | Классный час «Кто сочиняет сказки?»
| Игра «Русские народные сказки» | |||||
Воспитание нравственных чувств и этического сознания. | Викторина "Рассказы Н.Н. Носова" | |||||||
Воспитание трудолюбия и творческого отношения к учению, труду и жизни. | Конкурс рисунков «Слагаемые здоровья» | Классный час "Кто что любит и умеет делать?" | ||||||
Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде. | Акция «Кормушка!» | |||||||
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об этических идеалах. | Классный час «Чему учат нас герои сказок?» | |||||||
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. | Беседа «Виды светофоров" | Брейн-ринг «Дорога безопасности» | ||||||
Февраль | ||||||||
Направление | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||||
Воспитание гражданственности, патриотизма и уважения к правам человека. | Урок мужества «Вечная слава героям российским…» | Классный час, посвященный Дню Защитника Отечества. | Классный час «Уважай себя, уважай других» | |||||
Воспитание нравственных чувств и этического сознания. | Классный час «Героические поступки» | |||||||
Воспитание трудолюбия и творческого отношения к учению, труду и жизни. | Классный час «Как научиться быть внимательным» | Час здоровья «Сильные, ловкие, смелые» | ||||||
Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде. | Уход за комнатными растениями. | |||||||
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об этических идеалах. | Конкурс рисунков ко Дню Защитника Отечества. | Праздник «День защитников Отечества» | ||||||
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. | Беседа «Мы-пассажиры» | Беседа «Где можно играть?» | ||||||
Март | ||||||||
Направление | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||||
Воспитание гражданственности, патриотизма и уважения к правам человека. | Классный час «Мы помним наших земляков» | Каникулы | ||||||
Воспитание нравственных чувств и этического сознания. | Классный час «Профилактика вредных привычек» | Классный час «Где на улице опасно?» | ||||||
Воспитание трудолюбия и творческого отношения к учению, труду и жизни. | «День здоровья» | Интеллектуальная игра «Дочки-матери» | ||||||
Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде. | Операция «Росток» (посадка и выращивание побегов комнатных растений) | Акция «Чистая школа» | ||||||
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об этических идеалах. | Концерт, посвящённый Международному женскому дню. | |||||||
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. | Викторина «Знатоки дорожного движения» | Игра «Регулировщики дорожного движения» | ||||||
Апрель | ||||||||
Направление | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||||
Воспитание гражданственности, патриотизма и уважения к правам человека. | Классный час «Человек, общество, природа» | Классный час «Жить в мире с собой и другими» | ||||||
Воспитание нравственных чувств и этического сознания. | Классный час «Где нас подстерегают опасности?" | |||||||
Воспитание трудолюбия и творческого отношения к учению, труду и жизни. | Классный час «Мои любимые уроки» | Всемирный день здоровья | ||||||
Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде. | Акция «Здравствуй, пернатый друг» | Конкурс рисунков «Люблю природу русскую. Весна» | ||||||
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об этических идеалах. | Выставка творческих работ «Самоделкин» | |||||||
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. | Праздник по правилам дорожного движения «Правила дорожные знать каждому положено!» | Беседа «На наших улицах» | ||||||
Май | ||||||||
Направление | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||||
Воспитание гражданственности, патриотизма и уважения к правам человека. | Классный час «70-летие победы в Великой Отечественной Войне» | Фото-выставка «Мой дед – герой» | ||||||
Воспитание нравственных чувств и этического сознания. | Классный час «Расскажи о своих успехах» | Беседа «Что в имени твоем?» | ||||||
Воспитание трудолюбия и творческого отношения к учению, труду и жизни. | Классный час «Лето - прекрасная пора!» | Праздник «До свидания, 2 класс!» | ||||||
Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде. | Классный час «Береги всё живое!» | |||||||
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об этических идеалах. | Концерт «Для вас, ветераны…» | |||||||
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. | Праздник «Красный. Желтый. Зеленый» | Беседа «Как провести безопасно лето?» |
6.3 Классные часы.
Четверг – 11.45
Сентябрь | ||||||
Неделя | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
«Моя малая Родина» | «Как надо вести себя в школе. Выбор актива класса» | "Здоровье и вредные привычки" | "Мои любимые книжки" | |||
Октябрь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
«Уважительное отношение к старшим» | "Бабушка рядышком с дедушкой" | "Вежливые слова" | «Безопасный путь в школу» | |||
Ноябрь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
"Наша страна - Россия" | "Славит человека труд" | "Произведения Осееевой, Толстого о поступках" | "Как развить свои физические способности" | |||
Декабрь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
«Добро и зло в сказках» | «Как сберечь природные богатства» | "Как лучше поступить?" | «Символы государства» | |||
Январь | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | |||
Каникулы | «Кто сочиняет сказки?» | «Чему учат нас герои сказок?» | «Кто что любит и умеет делать?» | |||
Февраль | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
«Как научиться быть внимательным» | «Героические поступки» | Классный час, посвященный Дню Защитника Отечества. | «Уважай себя, уважай других» | |||
Март | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
«Профилактика вредных привычек» | «Мы помним наших земляков» | «Где на улице опасно?» | Каникулы | |||
Апрель | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
«Человек, общество, природа» | «Мои любимые уроки» | «Где нас подстерегают опасности?" | «Жить в мире с собой и другими» | |||
Май | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
«70-летие победы в Великой Отечественной Войне» | «Расскажи о своих успехах» | «Лето - прекрасная пора!» | «Береги всё живое!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательной работы класса на 2 полугодие 2011-2012 уч. г.
Запланированные мероприятия с учениками и родителями по различным напралениям....
Перспективный план воспитательной работы класса
Подробное планирование воспитательной работы класса на год...
план воспитательной работы класса
План воспитательной работы на 2013 -2014 уч.год....
план воспитательной работы класса
план воспитательной работы состоит:- характеристика классного коллектива;- план работы с учащимися с высокой мотивацией к обучению;- план работыс учащимися с низкой мотивацией к обучению;- работа с ро...
Технология проектирования плана воспитательной работы класса совместно с родителями
Из опыта работы учителей начальных классов....
Технология проектирования плана воспитательной работы класса совместно с родителями
Из опыта работы учителей начальной школы...
План воспитательной работы класса
План воспитательной работы с классом (таблица)...