Программа воспитательной работы "Путь к успеху"
рабочая программа по теме
Формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности ребенка через организацию партнёрского сотрудничества семьи и школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatiya_v_ramkakh_programmy_put_k_uspekhu.doc | 296.5 КБ |
programma_vospitatelnoy_raboty_put_k_uspekhu.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Мероприятия в рамках реализации программы
1 класс
направления | Интеллект | Досуг | Гражданин | Нравственность | Здоровье | Общение | Семья |
Сентябрь | День Знаний. Экскурсия «Мы в школе». Игра «Волшебные сказки» | Устный рассказ про осень. Выбор темы проектной деятельности. | Экскурсия в осень. | Учебная игра по правилам поведения в школе.
| Разучивание подвижных игр в перемены и динам. часы. ПДД «Дорога и ее элементы. Безопасный путь в школу». Выявление детей с ослабленным здоровьем. | Тренинг «Знакомство»
Я – человек. Беседа-представление «Я и мои таланты» | Родительское собрание «Особенности обучения учащихся 1-х классов» |
Октябрь | Игра «Угадай – кА» | Праздник «Посвящение в первоклассники» Праздник “Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики” | Знакомство с Уставом школы.
Права и обязанности школьника.
| День пожилого человека.
Классный час «Волшебное слово – что ясный день»
| Классный час «Что такое режим».
Классный час «Здоровье и гигиена»
ПДД «Остановочный путь» | Выбор актива класса. Распределение поручений. Выпуск классной газеты ко Дню пожилого человека. Оформление классного уголка. | Конкурс поделок из природного материала “Дары осени” |
Ноябрь | Экскурсия в школьную библиотеку. Творческие лаборатории по предметам. | «Осенний марафон».
| Правила поведения в общественных местах. Классный час «День примирения и согласия» | Беседа-игра «Как вести себя в театре» | ПДД «Где можно и где нельзя играть» | Час общения «Это я» Самопредставление | Эмоциональные проблемы учащихся (индивидуальные консультации для родителей) Совместные дела с классом «Праздник мам» |
Декабрь | Экскурсия в детскую библиотеку. «Детские журналы. Обзор и чтение» | Мастерская Деда Мороза. Викторина «Сколько лет Деду Морозу?» | Классный час, посвященный Дню Конституции. | Практическая работа «Птичкам надо помогать». Изготовление кормушек. | «Хорошо с горы кататься!» (игры на улице). | Выпуск классной газеты. | Совместные дела с классом «Новогодняя елка» |
Январь | Творческие лаборатории по предметам. | Работа над проектами. | Экскурсия | Беседа «Как мы бережем учебные вещи». | ПДД «На дороге»
Игры на улице. Выход на лыжах в лес. | Классный час «Не говори да, если хочешь сказать нет». | Консультация психолога (по запросам родителей) Родительское собрание « Как прошел период адаптации детей в школе? Школьные трудности». |
Февраль | Математическое соревнование «Кто лучше считает». | Конкурс рисунков Участие в празднике «Широкая Масленица» | Урок мужества | Ролевая игра «Мы в гостях». | Веселые старты «А ну-ка, мальчики»
Беседа о настроении, чувствах, эмоциональных переживаниях, ощущениях. |
| Классный час «Семейный досуг» |
Март | Поздравление- открытка «Мы уже писать умеем».
| Праздник «Прощание с Букварем». |
| Чтение и обсуждение книг о братьях наших меньших.
| Классный час «Знаешь ли ты правила дорожного движения» | Выпуск классной газеты. | Родительское собрание «Как привлечь ребенка к чтению?» Утренник «О наших бабушках, мамах и сестричках» |
Апрель | Конкурс рассказов «Мое любимое животное» | Защита проектов «Семейный праздники, традиции и обычаи» | Устный журнал «День космонавтики»
Профилактика правонарушений. | Классный час «О лени и лентяях» | «Где нас подстерегают опасности». (Разбор ситуаций) Игра – конкурс «Человек и природа». | Классный час «Не надо ссориться» Диагностика детского коллектива.
| Дни открытых дверей в классе |
Май | Мои любимые уроки. (Викторина- игра).
|
| «В природе должно быть все чисто и красиво» (Прогулка с пользой). | Беседа «Правда и ложь» | Беседа «Друзья Мойдодыра». | Поход в природу.
Диагностика детского коллектива. | Значение внимания в обучении детей. Организация летнего отдыха. Консультации для родителей (по запросам родителей) Совместный утренник «Прощай 1 класс» |
2 класс
направления | Интеллект | Досуг | Гражданин | Нравственность | Здоровье | Общение | Семья |
Сентябрь | День Знаний.
Классный час «Школьный дневник. Как с ним работать». | Конкурс поделок из природного материала «Дары осени».
Выбор темы проектной деятельности | «Классный коллектив».
Планирование работы. | Мы – часть большой семьи Ролевая игра «Учимся дружить» | ПДД «Дорога и ее элементы». День здоровья. | Составление графика дежурства.
Распределение поручений.
Оформление классного уголка. | Родительское собрание «Воспитание в семье» |
Октябрь | Беседа. Почему возникают пожары?
| Праздник «Золотая волшебница Осень» | Экскурсия в природу «Осень».
| Классный час «Дружба начинается с улыбки»
Декада пожилого человека. | Проектная работа «Составляем режим дня». | Выпуск классной газеты.
«День именинника» | Конкурс поделок из природного материала “Дары осени” |
Ноябрь | Классный час «Развивай свою память»
Творческие лаборатории по предметам.
Игра – конкурс «Русский медвежонок». | Конкурс рисунков «Люблю природу русскую». | 16 ноября. «День толерантности» классный час | Беседа «Об аккуратности».
Практическая работа «Скоро птички прилетят». | ПДД «Правила на дорогах».
Игра-путешествие в страну Здоровья. | 18 ноября Международный день отказа от курения. Беседа: «Друг или враг нам этот табак?».
| Классный час «Профессии наших родителей» Индивидуальное консультирование родителей |
Декабрь | Классный час: «Какая у меня память?» | Подготовка стихов и песен к новогоднему празднику. Работа над проектами. Конкурс рисунков “Славный город Клин” | 3 декабря – День инвалидов. Беседа: «Чем мы можем помочь». 10 декабря – День прав человека. Беседа: «Права ребенка – это важно». 12 декабря День Конституции» Беседа «Символы России - наши символы». | Классный час «К тебе пришли гости». | Беседа-игра: «14 декабря - День Наума Грамотника» | Урок социальной жизни –Радоваться жизни или жаловаться на судьбу? | Совместные дела с классом «Новогодняя елка» |
Январь | Классный час: «Береги своё время и время других» | Конкурс рисунков «Ой, ты, зимушка – зима!» | Наша Российская армия (литературная композиция) | Игра-путешествие «Где жить - там и слыть» | Игры на улице «Все на лыжи и санки». | Классный час «Честность – прежде всего».
Шутливые соревнования. | Родительское собрание «Трудовое воспитание в семье» |
Февраль | Творческие лаборатории по предметам.
Игра «Кенгуру». | Подготовка к конкурсам мальчиков и девочек.
Конкурс чтецов. | Классный час «О людях нашей страны» | Тренинг «Не забывай о вежливых словах». | Правила поведения в общественных местах | Конкурс «Вперед, мальчишки!» | Индивидуальные встречи с родителями |
Март | Культура речи классный час | Конкурс стихов и пословиц о маме. | Конкурс рисунков «Мои мама, бабушка, сестра». Классный час “Эти интересные профессии” | Классный час «Ты не один, вокруг тебя люди». (Правила поведения в общественных местах) | Спорт в жизни людей | Конкурс «А ну-ка, дочки, матери»
Выпуск классной газеты. | Семейный праздник «Род, родные, Родина» |
Апрель | Классный час: Экологический урок.
Игра – конкурс «Человек и природа». | «Светлый праздник Пасхи». | Кл час «Доброе семя – добрые всходы» | Утренник «Откуда берутся грязнули?» | Зарядка в стране Олимпиоников | День смеха | Дни открытых дверей в классе |
Май | Брейнринг по литературным произведениям.
| Подготовка к празднику. Защита проектов “Красивые города России” | «День победы» Встреча с ветеранами войны, тружениками тыла. Поход . | Интеллектуальная игра «Все обо всем на свете» | Мама, папа, я – спортивная семья | Праздник «Прощание со 2 классом».
Выпуск классной газеты.
Диагностика детского коллектива. | «Мама, папа, я – спортивная семья» (Спортивный праздник) |
3 класс
направления | Интеллект | Досуг | Гражданин | Нравственность | Здоровье | Общение | Семья |
Сентябрь | День Знаний «Семья, семейные ценности» Игра «Умники и умницы» | Выпуск ежемесячной классной газеты. Оформление классного уголка. Выбор темы проектной деятельности | Культура общения | Этика и этикет | Олимпийский урок День здоровья | «Школьный этикет».
Планирование работы на год. | Родительское собрание «Умел дитя родить, умей и научить» |
Октябрь | Беседа «Домашние задания. Как мы их выполняем»
| Подготовка утренника ко Дню Учителя
Выставка поделок из природного материала «Дары осени». | Правила этикета. Знакомство. | Декада пожилого человека. (Помощь ветеранам). | Проект «Мой режим дня». | Классный час «Как дарить подарки». | Конкурс поделок из природного материала “Дары осени” |
Ноябрь | Подготовка к олимпиадам. Игра – конкурс «Русский медвежонок». | Утренник «Золотая волшебница-осень». | Поисковая работа «Ищу героя». | Классный час «Уважай свое время и время других». | Что может носовой платок? | Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?
| Индивидуальное консультирование родителей Родительское собрание с детьми «Вечер вопросов» |
Декабрь | Игры на доверие | Конкурс новогодней игрушки. «Своя игра». | «Народные традиции. Встреча Нового года». | Классный час Государственная символика
| Соревнование «Все на лыжи». | Новогодний огонек. | Совместные дела с классом «Новогодняя елка» |
Январь | Детская библиотека «Неделя детской книги».
Творческие лаборатории по предметам. | Чтение и обсуждение художественного произведения | Права ребёнка в новом веке | Классный час «Поделись улыбкою своей».
Изготовление кормушек для птиц. | Движение – есть жизнь КВН «Мы и наше здоровье» | Я мои друзья | Родительское собрание «Мой ребёнок становится взрослым» |
Февраль | Игра «Кенгуру» Игра «Золотое Руно» | Игра «Любовь с первого взгляда» | На что имеем право. | Беседа «Творить добро или разрушать то, что сделали другие? | Спортивный праздник «Да здравствуют мальчики». | Что такое ответственность? | Индивидуальные встречи с родителями |
Март | Игра «Счастливый случай» | Праздник- поздравление «Я песню пою милой маме».
Конкурсная программа «Мисс Весна 2013». | Конвенция о правах ребёнка | Словесные головоломки» | Беседа о здоровом питании.
Проектная работа «Вкусное часто бывает опасным». | «Познай самого себя» классный час – беседа | Встреча с мамами и бабушками «Как трудно быть мамой» Родительское собрание «Как помочь ребёнку в учёбе?» |
Апрель | Беседа «Понятие об анекдоте» Игра – конкурс «Человек и природа». | Конкурс рисунков ко Дню смеха» | Проект «Дети войны» | Диспут « Что такое характер?»
Тест «Конфликтная ли вы личность». | Опасные и безопасные ситуации | Игра «Устами младенца». | Дни открытых дверей в классе |
Май | Задание на лето «Прочти и расскажи»
Выявление активного читателя | Защита проектов “Школа будущего” Праздник «До свиданья, 3 класс». | Праздник «День победы» | Классный час «Добрым быть совсем не просто» | «С огнем шутить нельзя» | Диагностика детского коллектива.
| Родительское собрание «Итоги года» |
4 класс
направления | Интеллект | Досуг | Гражданин | Нравственность | Здоровье | Общение | Семья |
Сентябрь | День знаний. | Выпуск ежемесячной газеты. Оформление классного уголка. Выбор темы проектной деятельности | Принятие правил поведения в классе и в школе. | Классный час «Благодарность – это…» | ПДД «Дорога домой и в школу День Здоровья. Пионер-бол | Классный час «Мои сильные и слабые стороны»
| Родительское собрание «Мы уже четвероклассники» |
Октябрь | Подготовка к школьным и районным олимпиадам.
Диагностика школьной мотивации. Информационный час «Как читать газету». | Конкурс поделок из природного материала «Мир природы глазами детей» | Уборка школьной территории | Беседа – диспут «За что уважают в семье и обществе» | Классный час «Запасайся витаминами» | Классный час «Мир моих увлечений» | Консультации родителей по текущим вопросам |
Ноябрь | Игра – конкурс «Русский медвежонок» Анкетирование. Изучение мотивации к учебным предметам.
Брейн – ринг. | Деловая игра «Мир моих увлечений»
Конкурс рисунков «Антиреклама вредных привычек» | Утренник «Россия, мы дети твои» | Семейная гостиная «Тепло родного очага» | Беседа о вреде алкоголизма, табака и наркотиков. | «Встречают по одежке, провожают по уму» (история одежды мальчиков и девочек)
| Родительское собрание «Капризы и неврозы детей (ситуационная норма) |
Декабрь | Информационный час «Это интересно»
| Мастерская Деда Мороза».
Конкурс новогодних открыток. | Классный час «20 лет Конституции» | Классный час «Как празднуют Новый год в разных странах» | ПДД «Знаки дорожного движения».
Совместный отдых «Хорошо зимой на лыжах» | «Мое хочу и мое надо» (час доверительного разговора)
| Родительское собрание Беседа «Учим детей мыслить» |
Январь | Устный журнал «Книга - друг, советник».
Игра «Слабое звено».
| Работа над проектами | Классный час «Я – гражданин России» | Классный час «Рождество – праздник семейный». | ПДД «Регулировщик и его движения»
Вечер вопросов и ответов «Как защитить себя от насилия и жестокости». | Классный час «Все работы хороши» | Родительское собрание – доверительная беседа «Мой ребенок становится взрослым» |
Февраль | Викторина «Растительный мир земного шара» Игра «Кенгуру» Игра «Золотое Руно» | Конкурс стихов «Я люблю тебя, жизнь».
| Классный час «Душевность и бездушность» | Классный час «Кому нужна моя помощь?» | Спортивные соревнования между учащимися 4 класса | Классный час «Благодарность это…»
| Родительское собрание « О детской дружбе» |
Март | Игры для тренировки памяти, внимания. | Праздник «Я песню милой маме пою» | Классный час «Дружно - не грузно, а врозь – хоть брось» (о семье) | День театра. (27 марта). Поход в театр. | Беседа «Почему важно не забыть о гигиене?» | Классный час «Готов ли я к учебе в 5-ом классе»
| Родительское собрание «Как помочь ребёнку в учёбе?» |
Апрель | «Космический» КВН Игра – конкурс «Человек и природа». | Работа над проектами | «День космонавтики» Космическая игра.
Читательская конференция «Будь человеком» (по произведениям С. Михалкова) | Классный час «Международный день птиц» | ПДД «Мы велосипедисты». | Классный час (психология) «Тренировка памяти»
| Беседа с родителями по теме «Проблемы преемственности обучения в начальном и среднем звене, пути и способы решения» |
Май | Информационный час «Это интересно» | Конкурс сочинений «Кем я буду, когда вырасту». Защита проектов | Конкурс - викторина ко Дню Победы. | «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (беседа –диспут) | Игра – путешествие «Станции здоровья» | Классный час «Умеем ли мы обижаться?», Автопортрет класса | Родительское собрание «Прощай, начальная школа» |
Предварительный просмотр:
Актуальность программы
Воспитывают все: люди, вещи, явления, но прежде всего, и дольше всего - люди. Из них на первом месте педагоги и родители. А.С.Макаренко |
Крылья воспитания – это родители и учителя, семья и школа – естественные союзники. Это две могучие силы воспитания, определяющие целостное формирование личности ребенка. И от их взаимодействия зависит успешность самого воспитательного процесса.
Семья - это опора, крепость, начало всех начал. Это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости, уникальности. Здесь дети получают первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Это - первый коллектив ребенка, естественная среда ребенка, где закладываются основы будущей личности. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.
Кто, как не классный руководитель, является самым близким и непосредственным союзником между детьми и родителями, между семьёй и школой. Это тот человек, которому может довериться каждый ученик и каждый родитель, это тот, кто, пусть даже на короткое время, может «заменить» самых дорогих людей. Для каждого учителя быть классным руководителем – это особая миссия, которая требует полной отдачи себя, поскольку для того, чтобы добиться поставленной цели и хороших результатов своей работы, необходимо не просто «слиться», сжиться с классным коллективом, а стать с ними единым целым: думать, чувствовать, творить, то есть строить жизнь рядом и вместе.
Сотрудничество – вот, пожалуй, то самое важное во взаимоотношениях семьи и школы. «Воспитание как сотрудничество с детьми вовсе никакое не открытие, это естественное воспитание, и мы чувствуем дух сотрудничества в каждой дружной семье. Собственно говоря, это и есть коллективное воспитание, ибо коллектив – совместная работа и совместная духовная жизнь какого-то множества людей», – писал Симон Львович Соловейчик. А ведь школа – это тоже семья, где ребёнок проводит довольно много времени. Семья большая, разнохарактерная, с самыми противоположными взглядами и индивидуальными особенностями каждого. Некое сообщество людей, призванное на определённый отрезок времени быть вместе, быть рядом, и не просто сосуществовать, а общаться. И очень важным моментом является стремление к тому, чтобы это общение переросло в сотрудничество, а сотрудничество – в сотворчество.
Цели и задачи программы
Целью программы является формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности ребенка через организацию партнёрского сотрудничества семьи и школы.
Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:
- формирование в классе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;
- вовлечение родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации;
- формирование классного коллектива, развитие ученического самоуправления в классе;
- создание системы мониторинга развития воспитательной системы.
Особенностью программы является системный подход к формированию семейных ценностей и гражданской позиции школьника, создание условий для более полного взаимодействия семьи и школы, родительский всеобуч, нормализация и регуляция взаимоотношений родителей и детей, развитие творческих способностей ребенка в кругу семьи, привлечение его к социально ценной деятельности, укрепление семейных традиций, педагогическая диагностика, выработка механизмов эффективного взаимодействия школы и семьи, в перестройке взглядов на роль семьи, возрождению семьи как главного воспитательного института.
Принципы построения программы.
- Принцип природосообразности – надо принимать ребёнка и его родителей такими, какие они есть.
- Принцип целостности – охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную и внеурочную деятельность;
- Принцип сотрудничества, сотворчества – работа строится на отношениях партнёрства, уважения, доверия.
- Принцип деятельности – в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками, родителями и учителем.
- Принцип открытости – совместное планирование работы в классе, учитывая интересы, потребности и желания родителей и учащихся.
- Принцип привлекательности будущего дела – увлечение конечным результатом выполняемого дела.
- Принцип свободы участия – предоставление детям и их родителям возможности выбора задания с учётом своих интересов, личных качеств воспитание ответственности за выполнение порученного дела.
- Принцип обратной связи – каждое внеклассное мероприятие заканчивается рефлексией. Обсуждается, что получилось и что не получилось.
Приоритетные направления воспитательной работы
- Здоровье (воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения).
- Интеллект (оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно).
- Общение (передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений).
- Нравственность (обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей).
- Досуг (создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности).
- Гражданин (формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него).
- Семья (максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности).
Участники программы: программа предлагается для учащихся 1-4х классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе учебно-воспитательного процесса. В реализации программы участвуют: учащиеся, родители, педагоги, администрация школы, социальный педагог, психолог.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на четыре учебных года.
Этапы программы:
Первый этап (1 класс) – "Познай себя – это интересно!";
Второй этап (2 класс) – "Утверди себя – это возможно!";
Третий этап (3,4 класс) – "Прояви себя – это реально!".
Воспитательная работа в рамках программы включает: проектную деятельность и исследовательскую деятельность; классные часы; походы, экскурсии; поездки в театр, цирк, музей; праздники, викторины, конкурсы, КВНы.
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Содержание программы
Этап «Познай себя – это интересно»
Цели этапа: создать условия для адаптации обучающихся в новом коллективе; определить общие цели, близкие и дальние перспективы деятельности; сформировать деловые отношения в общей деятельности.
Задачи этапа:
- удовлетворение потребности обучающихся и их родителей в информации: о содержании и формах деятельности в рамках работы обучающихся по программе; требованиях и педагогической позиции учителя.
- изучение личностных особенностей обучающихся и их родителей.
Особенность данного этапа – учитель инициатор, тьютор, который ведет за собой родителей и детей.
Роль учителя в рамках работы на этапе "Познай себя – это интересно!"
«Источник информации»
Ознакомление родителей с Уставом школы.
Предъявление единых требований к родителям и детям.
Знакомство родителей и детей с работниками школы.
Ознакомление родителей и детей с правилами поведения в школе.
«Хранитель школьных традиций»
Вовлечение детей и родителей в традиционный круг школьных мероприятий: День знаний, Посвящение в ученики, День науки, Посвящение в ученики, Праздник Букваря, Масленица, спортивные праздники, новогодний утренник и др.
Создание классных традиций (поздравление именинников и др.)
Выявление детских талантов
«Аналитик»
Анализ выполнения плана воспитательной работы.
Определение степени реализации воспитательной программы.
Проведение и анализ диагностики.
«Организатор»
Организация учебной, внеурочной и внеклассной деятельности обучающихся и родителей.
Критерии успешного завершения этапа "Познай себя – это интересно!":
- имеется достаточная первичная информация о каждом ребенке и родителях обучающихся;
- созданы условия для комфортного пребывания обучающихся в школе;
- дети и их родители знают, к кому по какому вопросу можно обратиться в школе, классе;
- в классе сложились традиции: день рождения коллектива, день именинников, совместные походы с родителями;
- выявлены лидеры, распределены социальные роли (поручения).
Этап «Утверди себя – это возможно!»
Цель этапа: обеспечить организационное единство класса и родителей.
Задачи этапа:
- сплочение детского коллектива, коллектива родителей;
- организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;
- вовлечение каждого учащегося в коллективную творческую деятельность;
- организация работы актива класса.
Особенность данного этапа – родители и учащиеся – участники, помощники учителя.
Роль учителя в рамках работы на этапе «Утверди себя – это возможно!»
«Старший товарищ»
Помощь во включении в различные виды деятельности.
Забота об учащихся.
Организация различных творческих дел
«Корректор»
Обеспечение свободного и полного проявления и развития способностей ребенка
«Организатор»
Создание оптимальных условий для взаимодействия и сотрудничества всех участников воспитательного процесса.
Помощь в организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлечение в разнообразные коммуникативные ситуации
Критерии успешного завершения этапа «Утверди себя – это возможно!»:
- обучающиеся и родители могут самостоятельно организовать внеклассное мероприятие;
- полноценно функционирует актив класса;
- дети самостоятельно распределяют поручения и контролируют их выполнение.
Этап «Прояви себя – это реально!»
Цель этапа: формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса.
Задачи этапа:
- изучение степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений;
- обеспечение взаимозависимых результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива;
- обеспечение разнохарактерной деятельности, позволяющей выявить и закрепить лидерство учащихся с позитивными ценностными установками.
Особенность данного этапа – родители и учащиеся – инициаторы.
Роль учителя в рамках работы на этапе «Прояви себя – это реально!»
«Организатор»
Организация общественно-значимых мероприятий на уровне школы, района,
"Сподвижник"
Оказание детям помощи в самореализации
"Носитель культуры"
Помощь в освоении культурных ценностей, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, походов)
Критерии успешного завершения этапа "Прояви себя – это реально!":
- обучающиеся и родители могут самостоятельно организовать внеклассное мероприятие;
- повышение уровня социальной активности детей в процессе выполнения социально-значимой деятельности.
Список литературы
- К.Фопель Как научить детей сотрудничать (психологические игры и упражнения).- М.,2000
- Тренинг партнёрского общения. Под ред. С.В.Поляковой .-М.,1996.
- Л.Г.Федоренко. Секреты общения.-С-Пб.,2003.
- Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений.-Ростов-на-Дону, 2002.
- Журнал «Начальная школа»,№6.2002. 1991, № 9; 1992, № 2; 1994, № 1
- Журнал «Классный руководитель»,№1,2003; №3,1,2004,№2,2005,1997, № 3.
- 3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
- Играем с пользой: организаторам развивающего досуга / Авт.-сост. А.А. Данилков, Е.М. Литвиченко. - Новосибирск: Изд-во Сиб.ун-та, 2005.
- Календарь школьных праздников Авт.-сост. СИ. Лобачева, К.В. Щиголь, О.Е. Жиренко. - М., 2006.
- Осипенко И.Л. «Классные» праздники, или как научит школьника жить весело. - Ярославль, 2001.
- Подари себе праздник: энциклопедия. В 2 т. / Сост. НЛ. Вадченко, Н.В. Хаткина. - М.: Сталкер, 1998.
- Современная работа с родителями в начальной школе / Авт.-сост. О.В. Перекатьева, С.Н. Подгорная. - М.: Март, 2004.
- ЧерёмошкинаЛ.В. Развитие внимания детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
- Школа этикета: поучения на всякий случай /Сост. Л.С. Лихачева. - Екатеринбург, 1995.
- Азбука воспитания: советы родителям /Сост. Г. Перегибов //
Воспитание школьников. - 2001. - № 7. - С. 50. - Взаимодействие детей и родителей: (тесты) // Воспитание
школьников. - 2001. - № 8. - С. 50-51. - Галицких, А. А. Тематика «часов общения» и родительских собраний в различных возрастных воспитательных программах /
А. А. Галицких, Л. В. Швецова // Практика административной работы. -
2005. ~№3.- С. 59-60. - Гараева, Г. 111. Разрешение конфликтных ситуаций (родительское собрание) / Г. Ш. Гараева // Начальная школа: плюс До и После. - 2002. -№ П. - С. 40-44.
- Гепло, Т, А, Ценности вашего ребенка / Т. А. Гелло // Начальная школа: плюс До и После. - 2005. - № 3. - С. 44-47.
- Ефимова, Е. Е. Конфликтная компетентность: вопросы теории и практики / Е. Е. Ефимова, Е. А. Крюкова. - Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2006.
- Шанцов, А. Изучение особенностей воспитания в семьях / А. Иванцов // Воспитание школьников. - 2000. - № 9. - С. 16-17.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы "На пути к успеху"
Программа воспитательной работы в начальной школе....
Программа по воспитательной работе "Лестница успеха"
Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.К.Д. Ушинский...
Программа воспитательной работы «Дадим ребёнку шанс на успех»
Ориентируясь на конечную цель специального образования и рекомендации Комитета по образованию Санкт-Петербурга, в программе воспитательной работы «Дадим ребёнку шанс на успех» определены пять разделов...
Программа воспитательной работы класса "Ступеньки успеха"
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что с...
Программа воспитательной работы "Ступенька успеха"
Программа воспитательной работы "Ступенька успеха"...
Программа по воспитательной работе "Лестница успеха" на 2020-2024 учебный год
В данной работе предоставлена программа по воспитательной работе для учащихся 1-4 классов. Цель, задачи, классные часы и система работы с классом....
Программа воспитательной работы "Путь к успеху".
Программа содержит направления работы классного руководителя на 4 года....