Технологии дополнительного образования учащихся начальных классов
статья по теме

Одинцова Людмила Дмитриевна

  Школа - это место интенсивного и целенаправленного умственного и нравственного развития человека на протяжении 10 лет. Абсолютным критерием качества образовательной системы является выпускник школы. И задачей школы является идти клмичности выпускника как к цели, добиваясь работы школы через адекватные формы, содержащие и средства обучения, а также через воспитательную работу. Воспитательная работа - это чисто технологический термин, который означает организацию во внеурочное время различных видов деятельности и общения детей, которые обеспечивают их воспитание и социализацию. Система дополнительного образования в гимназии существует как органическая составляющая часть всего воспитательно-образовательного процесса. Особое место система дополнительного образования занимает в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии дополнительного образования учащихся начальных классов

И.И.Зернова, руководитель кружка "Умелые ручки",

Л.Д.Одинцова, руководитель танцевального ансамбля "Непоседы",

гимназии №631

 

   Школа - это место интенсивного и целенаправленного умственного и нравственного развития человека на протяжении 10 лет. Абсолютным критерием качества образовательной системы является выпускник школы. И задачей школы является идти к личности выпускника как к цели, добиваясь работы школы через адекватные формы, содержащие и средства обучения, а также через воспитательную работу. Воспитательная работа - это чисто технологический термин, который означает организацию во внеурочное время различных видов деятельности и общения детей, которые обеспечивают их воспитание и социализацию. Система дополнительного образования в гимназии существует как органическая составляющая часть всего воспитательно-образовательного процесса. Особое место система дополнительного образования занимает в начальной школе.

   Выбор предметов дополнительного образования обусловлен целями и задачами обучения младших классов. Так, например, художественный труд позволяет развить мелкую моторику, что необходимо ребёнку для развития речи, письма. Занятие в кружке "Умелые ручки", развивают трудолюбие, усидчивость, позволяют ребенку создать конкретный предмет, удовлетворяющий его потребность в деятельности. Ручной труд дает знания о возможностях различных материалов, об отдельных видах художественных ремесел, приобщает детей к народному декоративному искусству. Перед началом работы кружка используются такие здоровьесберегающие технологии, как: самомассаж кистей рук, физкультминутки, сопровождающиеся речёвками-ритмовками, гимнастика для глаз.

  Специфическим для нашей гимназии является концептуальное направление воспитательной системы. Оно предполагает проведение праздников международного уровня, праздников, посвящённых Санкт-Петербургу, гимнастических праздников и пр.

 Наличие системы дополнительного образования и концептуальной системы воспитания создало возможность интеграции работы кружка "Умелые ручки" с уроками технологии и занятиями танцевального ансамбля "Непоседы". Наше сотрудничество, как показали проведенные вместе праздники, оказалось успешным. Большая его ценность состоит в том, что в совместную работу вовлечены целые классы ребят, участвующих в подготовке и проведении праздников. Для участников кружка стало традицией делать подарки учителям и родителям своими руками (лоскутные прихватки, открытки, народные тряпичные куклы), которые мы используем при оформлении сцены для проведения праздников. Таким образом, были оформлены праздники "День учителя", "8 марта", где использовались открытки, куклы и бабочки, сделанные учениками начальной школы.

   К празднику "Народные промыслы России" ребята сами делали весь реквизит, часть костюмов, а непосредственное оформление сцены - коллективная работа. Так, артехнология борется с вредным стрессом, это метод самокоррекции, метод посредством художественного творчества в разных его проявлениях, где конечный результат - это самокоррекция, самосовершенствование. 

  Сказкотерапия - это технология, которая позволяет ребёнку ощущать себя волшебником, тогда ребёнок всегда верит в чудеса, всегда встает на сторону добра. Эту технологию мы использовали при написании сценариев сказок "Гиси-лебеди", "Бал Феи танцев", один из них написан в прозе, а другой - в стихотворной форме.

  Одной из важнейших здоровьесберегающих технологий является художественно-творческая доминанта. Главное здесь: "Я хочу это делать", "Я буду это делать, потому что мне это интересно". А основное:"Я знаю, как это делать". Технология поэтапна - это движение ребёнка от самосознания до саморегуляции "Я хочу, я буду, потому что умею и знаю, как это делать!"

  Использование этих технологий помогло детям участвовать в создании реквизита для танцевального ансамбля, а так же в оформлении сцены к спектаклям. Особенно рады этой работе были те ребята, которые сами танцуют в ансамбле.

 П.Л. Капица писал:"...большинство из нас по своему опыту знает, как необходим личный контакт между людьми при согласовании творческой деятельности. Только когда видишь работу, слышишь интонацию его голоса, видишь выражение его лица, появляется доверие к его работе и желание сотрудничать с ним". Приблизительно так началось наше сотрудничество с Л.Д.Одинцовой.

  Танцетерапия - здоровьесберегающая технология, которая лежит в основе моей работы. Я преподаю ритмику в начальной школе и руковожу танцевальным ансамблем, который в целом насчитывает более 100 человек. Я убеждена, что хореография оказывает огромное влияние на развитие эмоционально-нравственной культуры личности, в том, что искусство танца развивает воображение и творческие способности у детей.

 Искусство танца богато и многообразно. Любой танец может заиграть красками, если проявить изобретательность и фантазию. Изобретательность отнюдь не означает умение поражать детей и зрителей какими-то танцевальными трюками и сложностями. Хореографическая изобретательность состоит в умении сочинения танца со своей "изюминкой" и сюжетом. Например, сама школьная жизнь может подсказать множество идей: это взаимодействие девочек и мальчиков, школьные праздники, спорт, юмор и многое другое. Необходимо только уметь точно выбрать определенный материал для каждой темы и преподнести его в доступных ребёнку формах. Кроме танцевальных занятий это еще и прекрасная возможность отдохнуть, расслабиться, подарить себе хорошее настроение  и самочувствие. Помимо требовательности к детям, нужна предельная требовательность к себе, ведь каждое произнесённое слово, интонация, взгляд и даже внешний облик - все имеет огромное значение. Проникнув в мир детства, жить его темпами и идеями - вот моя цель как учителя танцев, педагога дополнительного образования. Мы ответственны за то, каким человеком станет ребёнок, переступивший порог класса и сделавший под нашим руководством первое па. И главное - никогда не утрачивать ощущение профессии как праздника, как счастья общения с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система дополнительного образования учащихся начальной школы в условиях внедрения ФГОС

Система дополнительного образования в начальной школе в условиях введения ФГОС признана объединить все виды деятельности учащихся.О том, как это было организовано в нашей школе, вы можекте узнать из д...

Организация взаимодействия основного и дополнительного образования с учащимися начальных классов по типу элективных курсов.

В статье говорится о  форме работы с детьми нашего Дома творчества  по типу элективных курсов – «Клуб юных мастеров». Основа деятельности клуба – объединение детей, занимающихся разными вида...

Презентация по технологии "Кораблик" для учащихся начальных классов.

Презентацию можно использовать на уроках технологии, а также во внеурочной деятельности младших школьников....

Модель технологии рефлексивных умений учащихся начальных классов

По требованиям ФГОС НОО у выпусники должны уметь планировать , прогнозировать,контролировать ,вносить коррективы,оценивать адекватно свои результаты.Данный методический прием более эффективно способст...

Роль дополнительного образования в начальных классах

Роль дополнительного образования в начальной школе, его влияние на формирование личности и развития творческого потенциала ребенка...

Программа дополнительного образования для начальных классов "Оригами" 72 ч.

Приведена программа доп. образования для 1-2 классов начальной школы по обучению оригами....