"Конституция - основной закон государства"
классный час (4 класс) на тему

Зушенская Любовь Владимировна

Цель: воспитание чувства гордости за свою страну;

            знакомство учащихся с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstitutsiya_stsenariy.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСТИТУЦИЯ —  ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА

□ Цели и задачи:

  • воспитание чувства гордости за свою страну;
  • знакомство учащихся с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями.

Оборудование:

  • Конституция России;
  • таблица «Права и обязанности граждан России»;
  • «Толковый словарь».

□ Ход классного часа

Учитель: Сегодня мы продолжим наш разговор о нашей Родине. Наш разговор пойдет о Конституции. Но прежде чем получить новые знания, давайте вспомним то, что мы уже с вами знаем.

Как называется наша Родина?

Учащиеся: Наша Родина называется — Россия.

Учитель: Как называют людей, живущих в России?

Учащиеся: Людей, живущих в России, называют россиянами.

Учитель: Почему к Москве у нас особое отношение?

Учащиеся: Москва — это столица нашей Родины.

Учитель: Какие символы государства вы знаете?

Учащиеся: Основные символы государства — это государственный герб, государственный флаг и государственный гимн.

Учитель: Что представляет собой Государственный герб России?

Учащиеся: Государственный герб России представляет собой четырёхугольный, с закругленными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой.
В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла в красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.

Учитель: Опишите российский флаг.

Учащиеся: Государственный флаг Российской Федерации — это прямоугольное полотнище трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого цвета, средней — синего, а нижней — красного цвета.

Учитель: Что вы можете рассказать о Государственном гимне России?

 Учащиеся: Гимн — это песня, посвящённая своей Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Он прославляет могущество и величие нашей огромной страны. Каждая страна имеет свой государственный гимн. Есть он и у России. Его авторы — С.В. Михалков и А.В. Александров. Гимн мы учили на уроках музыки. То, как мы относимся к гимну, говорит о том, как мы относимся к государству.

  • Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Молодцы! Вы все правильно ответили. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.

Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу — это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов — это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.

Кстати, а что такое Конституция?

Учащиеся: Конституция — это основной закон государства.

Учитель: Верно. Обратимся к нашему помощнику – «Толковому словарю».

В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.

  • Учащимся показывается Конституция Российской Федерации.

Учитель: А знаете ли вы, когда была принята наша Конституция? 

Учащиеся: Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.

Учитель: Правильно. Но мне хотелось бы немного обратиться к истории, думаю, что вам это будет интересно.

    В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Великой Октябрьской социалистической революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, — вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже России, действительно была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Вот так она начиналась:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».

Ребята, а вам не показалось странным то, что мы с вами живём в России, а в тексте написано о принятии Конституции Российской Федерации. Как вы думаете, почему?

 Учащиеся: Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация.

Учитель: В статье 1 Конституции так и записано: «Российская Федерация Россия...». А что значит слово «федерация»?

  • Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: И вновь обратимся к толковому словарю. «Федерация» в переводе с латинского означает «договор, союз».

Наша страна называется Российской, потому, что большинство её населения — русские. А вот слово «федерация» поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию — добровольный союз равноправных народов нашей страны.

Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации:

 «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».

  И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.

  А как вы понимаете выражение «демократическое государство»? Что такое демократия?

  • Заслушиваются ответы учащихся.

 Учитель: В толковом словаре написано, что «демократия» в переводе с греческого языка переводится как «народ» и  «власть» или «народовластие». Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством.

А каким образом, по вашему мнению, народ может это делать?

Учащиеся: Например, народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу, одобрять или критиковать какие-либо решения правительства.

Учитель: Кто такой президент? Какими полномочиями он наделен?

Учащиеся: Президент России — это глава государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей страной, её политикой, ведёт международные переговоры
от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил Российской Федерации.

Кто является президентом в России в настоящее время?

         Заслушиваются ответы учащихся.

Учащиеся: Каждый гражданин Российской Федерации  имеет право выбирать или быть избранным, право на образование, на медицинскую помощь, на труд, на защиту Отечества.

Учитель: Что такое право и что такое обязанность? В чем их различие?

Учащиеся: Право — это узаконенная возможность что- нибудь делать, осуществлять, а обязанность — это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие.        .

Права и свободы граждан

Обязанности граждан

Право на жизнь

Обязанность сохранять природу и окружающую среду

Право на защиту своей чести

Обязанность защищать

и доброго имени

                      Родину

Право на личную

Обязанность соблюдать

неприкосновенность

                     законы

Право на жилище и его

Обязанность платить

неприкосновенность

                    налоги

Право на свободное передвижение

Свобода совести, свобода вероисповеданий

Свобода мысли и слова

Право избирать и быть избранным

Право на труд

Право на отдых

Право на получение социальной помощи

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Право на образование

Право на получение юридической помощи

Свобода информации

Свобода творчества

 Учитель: Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина. Многие из них нам хорошо понятны, но вот на некоторых хотелось бы остановиться и узнать, как вы понимаете, например, право на жизнь и право на свободное передвижение.

Учащиеся: Это значит, что жизнь любого человека охраняется законом и государством.

Никто не может лишать человека жизни, подвергать его пыткам, унижению как физическому, так и моральному.

Никто не вправе силой удерживать человека в каком- либо месте или стране.

Но если гражданин совершил какой-либо проступок или преступление, нарушил права других людей и. его вина доказана в суде, то человека могут посадить в тюрьму и тем самым ограничить его свободу.

  Учитель: Какую свободу получает гражданин при свободе мысли и слова, свободе вероисповеданий?

Учащиеся: Каждый гражданин России может выражать свои мысли во всеуслышание. Его никто не может заставить изменить свои убеждения. ]Но при этом он не должен разжигать ненависть и вражду между людьми государствами. Также, человек может принадлежать любой вере, религии, но своими словами или действиями не должен разжигать войну между народами.

Если человек высказывает свои мысли, но при этом несправедливо оговаривает кого-нибудь, оскорбляет, то в соответствии с Конституцией его могут привлечь к правовой ответственности за клевету. Прежде чем что-то сказать, нужно хорошо подумать!

 Учитель: Молодцы! Ещё мне хотелось бы обратить особое внимание на последнюю строчку в нашей таблице. Не думайте, что она касается только ваших родителей. Да, сегодня вы — дети, а в 18 лет вы станете полноправными взрослыми гражданами и, конечно же, родителями. Всегда помните о том, что забота о детях, их воспитание — это не только право, но и обязанность. У каждого ребёнка есть право на любовь и заботу. Как много сегодня в мире, да и в нашей стране, детей оставленных в детских домах, детей, чьи родители лишены родительских прав, детей-беспризорников. Они не виноваты ни в чём, они расплачиваются за ошибки взрослых. Задача государства, как, впрочем, и каждого гражданина, помочь им. Нельзя никогда оставлять человека в беде, а тем более ребёнка!

Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно такие же!

Наш разговор сегодня подошёл к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы — будущее нашей Родины.

Вам строить новую Россию, преумножать её славу и беречь её богатства.

У меня предложение закончить наше занятие песней.

Ф Учащиеся исполняют, песню «Широка страна моя родная» (В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский).

От Москвы до самых до окраин,

С южных гор до северных морей

 Человек проходит как хозяин

Необъятной Родины своей.

Всюду жизнь привольна и широка,

Точно Волга полная течет.

Молодым — везде у нас дорога,

Старикам — везде у нас почет.

        Припев:

Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек!

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек!

Наши нивы взглядом не обхватишь,

Не упомнишь наших городов,

Наше слово гордое «товарищ»

Нам дороже всех красивых слов.

С этим словом мы повсюду дома,

Нет для нас ни чёрных, ни цветных,

Это слово каждому знакомо,

С ним везде находим мы родных.

Припев.

Над страной весенний ветер веет,

С каждым днём всё радостнее жить,

И никто на свете не умеет Лучше нас смеяться и любить!

Но сурово брови мы насупим,

Если враг захочет нас сломать.

Как невесту, Родину мы любим,

Бережем, как ласковую мать!

Припев.

Е.В. Бондаренко, г. Пенза




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа в начальной школе «Конституция – Основной закон государства»

познакомить учащихся с Конституцией России;объяснить основные обществоведческие понятия;развивать познавательный интерес к своей Родине...

"Конституция – основной закон государства"

Открытый классный час посвящён 20-ти летию принятия Конституции Российской Федерации....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Конституция - основной закон государства". 2 класс, УМК "Гармония".

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Конституция - основной закон государства". 2 класс, УМК "Гармония"....

Внеклассное мероприятие на тему "Конституция- Основной закон государства"

Рассказать для чего люди придумали конституцию, для чего она нужна, воспитывать чувства гордости за свою Родину...

Классный час «Конституция – основной закон государства ».

Классный час «Конституция – основной закон государства »....

Конституция - Основной закон государства

Гражданско-патриотическое воспитание....