Работа в парах при внедрении новых ФГОС
статья (2 класс)
Стандарты второго поколения - одна из важнейших образовательных тем сегодня. Причём непосредственно внедрять новые ФГОС придётся всем нам. Поэтому мы сегодня и говорим о совершенствовании работы начальной школы, но должны понимать, что какие бы современные технологии мы не использовали, они должны базироваться не только на развитии творчества и самостоятельности учащихся, но и в первую очередь на уважении к личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
standarty_vtorogo_pokoleniya.docx | 23.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №296 Фрунзенского района
г. Санкт-Петербурга
Работа в парах при внедрении новых ФГОС.
Воспитатель ГПД:
Бостанова Елена Владимировна
Стандарты второго поколения - одна из важнейших образовательных тем сегодня. Причём непосредственно внедрять новые ФГОС придётся всем нам. Поэтому мы сегодня и говорим о совершенствовании работы начальной школы, но должны понимать, что какие бы современные технологии мы не использовали, они должны базироваться не только на развитии творчества и самостоятельности учащихся, но и в первую очередь на уважении к личности ребенка.
Я всегда задаю себе вопрос, а как сделать так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, свободно в группе продленного дня, мог оценить свои возможности, преодолев страх, отвечая , а самое главное – научился свободно мыслить?
Наиболее благоприятными условиями для этого являются групповые формы работы.
Сегодня я хочу поделиться опытом одной из форм такой работы – это работа в парах. Некоторые из воспитателей уже применяют такую форму работы. Но всё же я хотела предложить своим коллегам, воспитателям группы продленного дня, придерживаться методических рекомендаций.
1. При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык. Как сесть за партой, чтобы смотреть на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи.
2. При введении новой формы сотрудничества необходимо дать ее образец. Образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора двух или трех ошибок. Главное – разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия.
3. При оценке работы пары следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, честность, справедливость.
4. Недопустима пара из двух « слабых» учеников.
5. Детей, которые отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (завтра им стоит предложить вновь поработать вместе).
6. Если кто – то пожелал работать в одиночку, необходимо разрешить ему работать самостоятельно. Не следует делать публичные замечания.
7. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы. Дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища.
8. Предложить детям памятку изучить памятку.
Как работать в паре
1. Внимательно прочитайте задание.
2. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.
3. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
4. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.
Изучив эти рекомендации, я шаг за шагом стала применять такую работу в группе продленного дня. Конечно, умения и навыки работать в паре сформировались не сразу.
При выборе пары было шумно, ребятам хотелось сидеть с теми, кто посильнее, или со своим другом, не было навыка совместной работы. Постепенно дети стали работать тише и интенсивней. По мере работы темп ускорялся. Ребята научились слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища;
В паре рождались споры и даже совершались небольшие открытия. В начале ребята старались говорить «книжным языком». Со временем речь стала меняться, она стала логически последовательной и завершенной. Ребята сами учились обсуждать проблемы, искали ответы на вопросы.
Расскажу об отдельных моментах такой работы.
Раньше думала, что выполнение заданий по математике интересным можно сделать только с помощью игры-сказки. Оказывается, дело не только в этом. Гораздо важнее создать такие условия, чтобы ребенок мог наблюдать, анализировать, сравнивать. Тогда у него действительно возникает познавательный интерес.
Выполняя домашнее задание по математике, мы работаем часто с моделями задач. В такой работе использую исследовательские, частично-поисковые, проблемные методы. Например, ребята, работая в паре, выбирают нужную схему, или составляют к ней задачу, составляют схему к обратной задаче. При проверке пары дети могут выйти к доске для обоснования своего мнения.
Те вопросы, на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются всей группой.
Созданные наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу , позволили решить задачу индивидуального подхода в условиях закрепления материала.
На этом примере видно, что информация не вводится в готовом виде, а становится результатом исследовательской деятельности учащихся.
Выполняя домашнее задание по окружающему миру, ребята работают с гербарием. Детям дается время для подготовки.
Есть дети, которые стесняются высказываться, а в более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При такой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.
Так постепенно ребята работая в паре, вырабатывают определённые умения и навыки.
Использование работы в парах убедило меня в том, что
- Изменился характер деятельности ребят - исследовательский, творческий, продуктивный;
- появилась возможность применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий;
- снизилась тревожность, повысилась мотивация к учению.
Если воспитатель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС, потому что , его творчество и профессионализм – один из главных ресурсов, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых ФГОС
Данный материал может быть полезен студентам педагогам-психологам (как будущим специалистам, работающим в школе) для осознания и понимания их деятельности: психологического сопровождения...
Формирование ключевых компетенций младших школьников через интегрированное обучение в процессе внедрения новых ФГОС
Переход на новые государственные образовательные стандарты требует дифференциации и интеграции содержания образования, что способствует не только формированию ключевых компетенций, но и развитию неста...
Сравнительная характеристика видов деятельности учителя начальных классов на уроке в условиях внедрения новых ФГОС
презентация к выступлению на городском методическом объединении...
Внедрение новых ФГОС в образовательном процессе для повышения качества знаний учащихся.
Не просто создать условия для получения новых знаний и умений, а задача учителя научить детей учиться, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития каждого учен...
Презентация "Организация предметно-пространственной среды в начальной школе в условиях внедрения новых ФГОС"
Большое внимание в стандарте уделяется предметно-пространственной среде, которая должна соответствовать запросам современного общества и удовлетворять потребности всех участников о...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ "Подготовка и методическое сопровождение кадрового ресурса в начальной школе в условиях внедрения новых ФГОС"
Подготовка и методическое сопровождение кадрового ресурса в начальной школе в условиях внедрения новых ФГОС НОО....
Работа в парах при внедрении новых технологий
Совершенствование работы начальной школы может быть обеспечено при реализации гуманистической направленности всей системы начального обучения, которая должна проявляться в уважении к личности ребенка,...