2 класс Музейный урок
план-конспект урока на тему
Материал используется для проведения классного часа. Возможно использовать на уроках краевединия, окружающего мира, чтения.
Заочное путешествие в музей
Цели:
- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
- формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем;
- развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
- формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynyy_urok.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Заочное путешествие в музей
Цели:
- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
- формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем;
- развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
- формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Ход занятия
Введение:
- Какие сказочные средства передвижения рассказывают нам о мечте человека заглянуть в другую страну, в другое время?
- Правильно, ковер-самолет, машина времени. Представьте эту машину. (Выслушиваются ответы детей)
- Представили? Машины готовы отправить вас в дорогу? К каким последствиям может привести малейшая неисправность? (Ответы детей)
- Можно заблудиться во времени, превратиться в вечного странника, оказаться в окружении непонятных вещей, людей, говорящих на непонятном языке, верящих в неведомых богов.
Существует ли машина времени в действительности? Для осуществления своей мечты люди придумали все-таки «машину времени». Она есть почти в каждом городе. Мы часто становимся «пассажирами» этой удивительной «машины». Угадайте, что это за «машина» по следующим признакам:
- Она похожа на дом, но дом необычный.
- В «машине» нужно соблюдать особые правила поведения: вести себя тихо, быть внимательным, осторожным, чтобы не мешать другим и не сбиться с пути.
- Двигателем этой «машины» являются редкие вещи, произведения искусства, уникальные создания природы и многое другое.
- Управляют ею люди, профессии которых связаны с культурным наследием, с ценностями культуры.
- Кто догадался, что это за «машина»?
Да, это музей. Слайд 1
В музее много старинных вещей, хранятся вещи из разных стран, они рассказывают о жизни в прошлом. Отправиться в увлекательное путешествие может тот человек, который понимает безмолвный язык вещей. Само слово «музей» уходит своими корнями в культуру Древней Греции. Выражение MUSEION на русский язык буквально переводится как храм муз. Слайд 2
Однако музей греков был отличным от нашего понимания этого выражения. В античности это заведение рассматривалось как место познания окружающего мира, всевозможных раздумий. Наиболее известным считался музей в Александрии, созданный Птолемеем Сотером в 280 году до н.э. Здесь находилась самая крупная библиотека древности, которой пользовались многие ученые того времени. В те же времена существовали прототипы современных музеев, т.е. собрания определенных предметов. Именитые аристократы, собирающие в своих домах дорогие предметы искусства, ювелирные работы мастеров, стремились выделиться. Так владельцы красивых вещей отделяли себя от низших варваров. Музей был одним из способов самовыражения.
- Какие бывают музеи? Как вы думаете, что бы ответили сами музеи на вопрос: «Что может храниться в ваших стенах?» Слайд 3
Варианты ответов. Одежда, домашняя утварь, машины, музыкальные инструменты, останки древних животных и растений, технические изобретения, картины, произведения искусства и т.д.
На сегодняшний день принято выделять следующие типы музеев: слайд 4
- художественные,
- исторические,
- естественнонаучные,
- технические,
- литературные,
- мемориальные,
- краеведческие.
Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени. Слайд 5
Музейным экспонатом или музейной ценностью может стать:
- любой предмет из окружающего мира, если он помогает представить время, в которое создан и «жил»,
- уникальное создание природы,
- предмет, хранящий память о выдающемся человеке или событии,
- прекрасное творение рук человеческих (техническое сооружение, картина, скульптура, парк).
Коллекция музейных экспонатов может рассказать нам больше, чем одна вещь о своем времени, владельцах.
В музее есть подлинные экспонаты и копии экспонатов. Слайд 6
Подлинник – это вещь, свидетельство эпохи. Слайд 7
Копия во всем похожа на подлинник. Копия необходима музею, если подлинник нельзя держать на свету, на открытом воздухе, если она заменяет утраченную часть ветхого подлинника. Поэтому в музеях рядом с экспонатом указано, подлинная ли она. Но даже самая точная копия не может заменить подлинную вещь.
Почему вещи попадают в музей?
Причины:
- Красота
- родная, русская,
- чужая, иноземная. Слайд 8 - Память
- о важном событии,
- о великом или ужасном человеке,
- об обычаях, образе жизни
- русских,
- иноземных. - Мастерство (технический прогресс)
- русское,
- иноземное. - Древность.
- Диковинка, редкость (раритет).
- Реликвия (всеми почитаемая вещь, вещь-символ).
- Часть коллекции.
- Вещь, воскресшая под рукой реставратора.
Сегодня я хочу пригласить вас в музей. И даже не в один, а сразу в несколько.
Остановка 1. Художественные музеи Слайд 9
Государственный Эрмитаж слайд 10
Находится в Санкт-Петербурге. Основан в 1764году императрицей Екатериной II. Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира. Экспозиция размещена в 350 залах. Слайды 11- 14
Третьяковская галерея Слайд 15 -16
Находится в Москве. Музей основан купцом Павлом Михайловичем Третьяковым в 1856 году. Он собирал коллекцию с 1856 по 1892 годы и в 1892году передал ее в дар Москве. Экспозиция музея насчитывает 150 тысяч экспонатов. Слайд 17- 20
В основном – картины русских художников: Брюллов, Крамской, Куинджи, Врубель, Васнецов и многие другие.
Художественный музей нашего города Слайд 21 -22
- Вспомните, что вы видели в этом музее?
Остановка 2. Исторические музеи слайд 23
Исторический музей (слайд 25) в Москве, центральный государственный музей. Расположен он на Красной площади, напротив Покровского собора. Основан в 1872 году как общественный музей для сбора «памятников знаменательных событий истории Русского государства».
Кижи (слайд 26)Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» основан 1 января 1966 года. Расположен он на острове Кижи Онежского озера (Карелия). (Слайд 27) В музее 75 построек-произведений народного деревянного зодчества XIV – XX веков. (Слайд 28)
Исторический музей нашего города слайд 29
-Вспомните, какому событию посвящена эта экспозиция? Слайд 30 (Курская битва)
- В музее народной культуры г. Белгорода (Слайд 31).
- Какие экспозиции ещё вы можете описать?
Музей связи в Белгороде. слайд 32 – 33
- В этом музее нам предстоит ещё побывать. А как вы думаете, с чем мы там познакомимся?
И ещё встреча с одним музеем ждёт нас в будущем: В музее милиции в Белгороде. Слайд 34
Остановка 2. Естественнонаучные музеи Слайд 35
Кунсткамера слайд 36
Находится в Санкт-Петербурге. Основан в 1714 году по указу Петра I с целью собирания и исследования раритетов, созданных природой и руками человека. Сейчас в нем находится более 1000000 экспонатов. Слайд 37 - 37
Государственный Дарвиновский музей слайд 38
Находится в Москве. Основан он в 1907 году. Сегодня Государственный Дарвиновский музей – крупнейший естественнонаучный музей Европы. слайд 39-42 Экспозиция рассказывает о теории эволюции, разнообразии жизни на Земле.
Остановка 4. Технические музеи слайд 43
Политехнический музей слайд 44
Находится в Москве. Основан в 1872 году. Крупнейший технический музей России. Экспозиция рассказывает об истории техники и ее творцах, поясняет принцип действия различных технических устройств. Слайды 45 – 47 В музее 190 тысяч экспонатов по различным направлениям техники и научных знаний. В музее работает техническая библиотека, насчитывающая 3 миллиона книг.
Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов слайд48 -51
Находится в Москве. Основан в 1987 году. Семья Ломаковых за 40 лет собрала коллекцию из 120 автомобилей и мотоциклов.
Технический музей нашего города слайд 52
- Вспомните, на территории какого крупного учебного заведения находится этот музей? Какими экспонатами он представлен?
Остановка 5. Литературные музеи слайд 53
Государственный литературный музей слайд 54 -55
Находится в Москве. Основан в 1934 году. В фондах музея собраны уникальные книги, рукописи, рисунки писателей, произведения живописи, редкие фотографии. Экспозиция насчитывает 700 тысяч экспонатов.
Государственный музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское» слайд 56
Находится в поселке Пушкинские горы (Псковская область). Основан в 1922 году. Посетители музея знакомятся с жизнью и творчеством А.С.Пушкина Михайловского периода, его окружением, ( слайды 57-59) бытом русской деревни начала XIX века, дворянской усадебной культурой пушкинского времени.
Остановка 6. Мемориальные музеи слайд 62 - 63
Музей, расположившийся в доме, в котором все напоминает нам о знаменитом и любимом человеке, называется «мемориальным» (от английского слова «memory» – память). В таком музее все – от дверной ручки до вида из окна – интересно нам, так как все это видел тот человек, который здесь жил. Когда исчезнет обстановка мемориального дома, он гибнет.
Дом-музей Л.Н.Толстого «Ясная Поляна» слайд 64 - 67
Ясная Поляна – усадьба Л.Н.Толстого (14 км от Тулы), где он родился и прожил около 60 лет, создал романы «Война и мир», «Анна Каренина», повести, рассказы, статьи, организовал школу для крестьянских детей.
Музей-усадьба В.И.Сурикова. слайд 68 - 71
Находится в Красноярске. Основан 5 июня 1947 г. к 100-летию художника и занимает двухэтажный деревянный рубленый дом, построенный дедом и отцом художника в 1830 году. В музее хранятся материалы о творчестве В.И.Сурикова, подлинные произведения художника, портреты и пейзажи. В этом доме художник родился и вырос, жил до поступления в Академию художеств. Здесь родились многие образы его будущих картин и написано одно из последних полотен – «Взятие снежного городка». Здесь до последних дней жили его мать и младший брат.
Историко-театральный музей М.С.Щепкина в белгородской области слайд 74
Музей народного творчества в с.Купино Белгородской области слайд 75-76
- Какие экспозиции этого музея вам запомнились и почему?
Остановка 6. Краеведческие музеи слайд 77 -78
В краеведческих музеях собраны экспонаты, относящие к истории какой-либо части страны. Вот пример музея старинного города Коломна неподалёку от Москвы. Слайд 79 Музей нашего города мы с вами часто посещаем. Почему? Слайд 80 - 82
Остановка 7. Города – музеи слайды 83-85
Памятники истории и культуры могут найти себе пристанище не только в стенах музея. Есть города, сохранившие свой первоначальный облик. В таком городе мы можем мысленно «перенестись» в прошлое. Представить, как жили люди 100, 200 и больше лет назад. Такие города с полным правом можно назвать «городами-музеями». Часто сохраняется лишь небольшая часть города, как правило, самая древняя. Во многих русских городах эта часть города обнесена оборонительной стеной и называется Кремль. Кремль можно назвать «музеем под открытым небом». Кремль есть в Москве, Новгороде, Пскове, (слайд 86) Туле. Слайд 87
Может ли музеем стать улица, дом? Прислушайтесь в говорящие названия старых московских улиц: Остоженка, Пречистенка, Сретенка, Столешников переулок, Гончарный проезд, Кузнецкий мост, Мясницкая улица, Лубянка и т.д. Остоженка – здесь на лугу стояли стога сена. Пречистенка – вела к Новодевичьему монастырю, где находилась особо чтимая икона Смоленской Богоматери – Пречистая.
Скажите, кто из вас бывал в северной столице нашей страны – Санкт-Петербурге? (Слайды 88-91) А знаете ли вы, что Санкт-Петербург часто называют городом – музеем. Это название совершенно справедливо, ведь в городе сотни исторических мест: площадей, улиц, дворцов, мостов, памятников. Но Санкт-Петербург не только город-музей, но и город музеев. Ни один город на нашей планете не насчитывает такое количество музеев, какое находится в Санкт-Петербурге. Сегодня в нем создано более 200 больших и маленьких музеев, среди которых есть «долгожители», родившиеся еще в 18 веке.
Во многих приморских городах есть корабли-музеи, не исключение и Санкт-Петербург. Крейсер «Аврора» стал таким музеем в городе на Неве.
Остановка 8. Необыкновенные музеи слайд 92
Существуют необыкновенные музеи. Например:
- Музей футбола (Англия)
- Музей перца (Венгрия)
- Музей картофеля (Бельгия)
- Музей шпионажа (Финляндия)
- Музей Шерлока Холмса (Англия)
Итог: Сегодня наше путешествие подошло к концу. Какими впечатлениями вы захотите поделиться с родителями? Мы совершили заочное путешествие, но музеи нашего города вас ждут. Они расскажут вам, что удивительное не надо искать в далёких краях – оно может быть рядом. Приглашаю вас на следующую встречу и, возможно, ваш слайд будет следующим. Слайд 93
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музейный урок "«Жизнь и деятельность Н.Ф. Ватутина"
Музейный урок для учащихся начальных классов....
Музейный урок "ПАМЯТЬ СЕРДЦА"
Цели:1) способствовать формированию у учащихся чувства безграничной любви к Родине, чувства долга и готовности к ее защите;2) установить и поддерживать контакты ста...
Разработка музейного урока на тему: «Не забуду этой даты, что покончила с войной». ( для учащихся 1-2 классов)
Урок можно провести в школьном музее, где имеются стенды, посвящённые Великой Отечественной войне. Можно использовать мультимедиа, мастер - класс, музыкальное сопровождение ( в записи + живая музыка)....
Музейный урок в 1 классе. Тема. "История БАМа в истории класса"
Данный материал в доступной форме знакомит детей с историей стороительства БАМа. Материал может быть использован на уроках краеведения....
Конспект музейного урока в 1 классе
Музейный урок с элементами интеграции (ИЗО и окружающий мир") в 1 классе...
Музейные уроки в Краеведческом музее как один из видов «музейной педагогики»
laquo;Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями»....