Права ребёнка в новом веке.
методическая разработка на тему

Яндушева Елена Евгеньевна

В методической разработке приведены примеры внекласснх занятий по правовому просвящению младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_pravovoe_prosvyashchenie.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Права ребенка в новом веке»

Методическая разработка

Методическая разработка  предназначена социальным педагогам и учителям начальных классов для работы с учащимися начальных классов, студентам 3-4 курсов ССУЗов и ВУЗов.

Пособие является конспектом по правовому просвещению младших школьников, содержит  теоретический и практический материал.

К конспекту прилагается СD диск, содержащий видео-сопровождение занятия.

       Богатый содержательный познавательный материал поможет социальным педагогам, учителям начальных классов и студентам в подготовке и проведении занятий подобного рода.

Редактор: Яндушева Е.Е.

Тема: «Твои и мои права»

Класс: 3-4

Продолжительность: 40 минут

Цель: дать первоначальное представление об индивидуальных различиях людей и о равенстве их прав.

Задачи: 1. Образовательные

1.1. Формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они                неотъемлемы и неделимы.

1.2. Познакомить с основным законом – Конституцией России

1.3. Дать представления о правах ребенка

1.4. Объяснить детям, что обозначает понятие «право», «закон»

2. Развивающие

2.1. Развивать аналитические умения детей: анализ, синтез, обобщение

2.2. Расширять кругозор учащихся в области правового просвещения

2.3. Развивать познавательную активность учащихся

2.4. Развивать умение обосновывать свою точку зрения, лаконично высказывать свои мысли.

3. Воспитательные

             3.1. Воспитывать взаимоуважение.

Оборудование: название темы,

таблички: Конституция, 12 декабря 1993 года, разрешается, запрещается, таблички для работы с эпизодами сказок, клубок ниток

Оформление доски:

Расположение класса:

План занятия

1.

Организованное начало занятия

1 мин.

1.1.

Приветствие обучающихся

1 мин.

2.

Вступительная часть

5 мин.

2.1.

Игра «Все мы разные»

4 мин.

2.2.

Сообщение темы занятия

1 мин.

3.

Основная часть занятия

30 мин

3.1.

Беседа о праве

5 мин.

3.2.   Знакомство с Конституцией

4 мин.

3.3.   Сообщение учащихся о правах и обязанностях человека

3 мин.

3.4.

Игра «Разрешается – запрещается»

3 мин.

3.5.

Физкультминутка

2 мин.

3.6.

Викторина «Права»

5 мин.

3.7.

Психотренинг «Волшебный клубочек»

5 мин

3.8.

Чтение стихов учащимися

3 мин.

4.

Заключительная часть занятия

4 мин.

4.1.

Итог урока

3 мин.

5.

Организованное завершение занятия

1 мин.

Ход занятия

  1. Организованное начало занятия
  1. Приветствие.

У.: Здравствуйте ребята.

  1. Вступительная часть.
  1.  Игра «Все мы разные»

У.: Вначале нашего занятия мы поиграем в игру  «все мы разные». Сейчас я буду называть какие-либо ваши черты, и у кого они присутствуют, должен будет встать. Договорились?

Итак, встаньте, пожалуйста, те, у кого:

-  голубые глаза;

- кто сегодня пришел в брюках;

-  есть на одежде белый цвет;

- черный цвет волос;

- кто сегодня в юбочках;

- имя Маша, Саша, Андрей;

- у кого сегодня хорошее настроение.

 Молодцы ребята вы были очень внимательны, и мы с вами убедились, что все вы разные и у каждого из вас есть свои отличительные черты у нас разные имена, цвет глаз и много чего другого что нас отличает друг от друга. Но у нас есть одно, что нас всех объединяет: все люди имеют одинаковые права и обязанности.

2.2. сообщение темы занятия

Сегодня тема нашего занятия «Твои и мои права»

  1. Основная часть

3.1. Беседа о праве

У.: Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

  Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Давайте и мы попробуем ответить на эти вопросы. Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что имеют право и на что не имеют?

Д.:

У.: Очень долго решались  эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогли устранить кошмар и неразбериху. Что же такое законы?

Д.: Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны соблюдать все граждане нашей страны.

3.2. Знакомство с основным законом - Конституцией

У.: Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией (показ). Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

Итак, Конституция основной закон, по которому мы с вами живем. Что записано в Конституции? Об этом рам расскажут (Ф.И. учеников)

3.3. Сообщение учащихся о правах и обязанностях

Д.: В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.

У:  У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых, а как вы думаете, что такое право? Как вы понимаете это слово?  

 Д.: право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством.

У: Ребята, а как вы думаете, что значит не нарушать права другого человека?

Д.:

У.:

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить

3.4. Игра «Разрешается – Запрещается»

У: А сейчас я предлагаю вам сыграть в одну игру под названием «Разрешается - Запрещается».

Ваша задача быть очень внимательными, так как последнюю строчку стихотворения будете говорить вы хором. Последняя строчка будет заканчиваться словами: «Это разрешается», либо со словами: «Это запрещается» (на доске слова «разрешается», «запрещается»)

Итак, начнем

У:

  1. Посмотри на этот знак:

     Человеком поднят флаг.

     Слушать мнение ребенка!

Д:           ЭТО РАЗРЕШАЕТСЯ.

У: Ребята, а каком праве здесь идет речь?        

Правильно. Право на свободу мнения.

  1. Этот слабый горбит спину,

      Пред сильным преклоняется

      Быть рабом у господина

     Д:      ЭТО ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

У.: О каком праве идет речь?  (ПРАВО НА СВОБОДУ)

  1. Петь, рисовать и танцевать,

        Уроки в школе посещать,

        Свои таланты развивать

     Д:      ЭТО РАЗРЕШАЕТСЯ.

У: О каком праве говорится?

      Право на БЕСПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

У: Ребята, а вы знаете, какими правами обладаете вы, школьники?

     Как и все школьники, вы имеете право на учебу, право на отдых  между уроками, право на каникулы, право на занятие в кружках и секциях.

  1. Этот трудится ребенок

       Мало у него силенок,

             Ноги подгибаются

              В детстве непосильная работа

     Д:           ЭТО  ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

У: А о каком же праве здесь идёт  речь?  (право на отдых и досуг).

     Молодцы. Вы хорошо справились с этим заданием.

3.5. Физкультминутка

У: А сейчас ребята мы не много отдохнем.

К речке быстро мы спустились

Наклонились и умылись

Раз, два, три, четыре

Вот как славно освежились

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно

Вместе - раз, это – брасс

Одной, другой, это – кроль

Все как один –

Плывем как дельфин

Вышли на берег крутой и отправились домой

3.6. Викторина «Права»

На доске записаны названия сказок  «Три поросенка», «Мороз Иванович», «Золушка», «Красная Шапочка», Дети отвечают, называя сказу.

У: В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни?

Д.: Красная Шапочка

У.: Почему вы выбрали эту сказку? Поясните свой ответ.

В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?

Д.: Три поросенка

У.: В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?

Д.: (Золушка

У.: В каком произведении нарушено право работающего за справедливое вознаграждение?

Д.: Мороз Иванович

3.7. Психотренинг «Волшебный клубочек»

Педагог передает соседу клубочек (оставляя у себя начало веревочки) со словами: У тебя и у меня есть право на медицинское обслуживание …, ученик повторяет начало фразы, самостоятельно дополняет ее правом, передает клубок соседу. В результате все участники держаться за веревочку.

У.: Эта веревочка неразрывная, общая, как наши права.

3.8. Чтение стихов учащимися

1-й ученик

Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных,

Мы знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

2-й ученик

Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить!

Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен Вертер, нужно море.

3-й ученик

Нужно море и леса,

Нужно счастье, нужно горе

И родные голоса.

Невозможно без природы,

Без синеющих небес.

4-й ученик

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Все почувствовать вокруг.

  1. Заключительная часть

4.1. Подведение итогов занятия

У: Ребята, а вам понравилось занятие? А что вам понравилось? А что нового вы узнали из нашего занятия?

Д.:

У.: Где записаны права и обязанности граждан России?

Д.: В основном законе России - Конституции

У.: Когда была принята Конституция?

Д.: 12 декабря 1993 г.

У.: Зачем нужна конституция?

Д.:

У: Мне очень понравилось с вами работать. Спасибо за работу!

  1. Организованное завершение занятия

На этом наше занятие закончилось. Давайте встанем. До свидания!

Тема: «Путешествие по стране Правознайка»

Продолжительность: 40 минут

Форма проведения: путешествие

Цель: повторение и закрепление ранее усвоенных знаний о правах ребенка

Задачи: 1. Образовательные

1.1. Актуализировать знания о правах и обязанностях                                 школьника.

1.2. Закрепить и систематизировать знания детей о Конвенции ООН и  правах ребенка.

1.3. Закрепить знания по теме через выполнение практического задания

                  2. Развивающие

 2.1. Развивать аналитические умения детей: анализ, синтез, обобщение.

 2.2.  Расширять кругозор учащихся в области правового просвещения

 2.3.  Развивать познавательную активность учащихся.

 2.4. Развивать умения обосновывать свою точку зрения,                                 лаконично высказывать  свои мысли.

 2.5. Способствовать развитию творческого потенциала детей в ходе выполнения заданий.

                  3. Воспитывающие

3.1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

3.2.Формировать стремление применять полученные знания на практике (в жизни).

3.3. Формировать положительное отношение и интерес к изучению  правовых основ

3.4. Способствовать сплочению классного коллектива.

  3.5.Создавать ситуацию успеха, одобрения, доброжелательности для успешного усвоения материала

Основной дидактический метод: продуктивный

Частные методы и приемы: демонстрация слайдов, вопросы, диалог, практическая работа, анализ работ, обобщение

Дидактические средства: ТСО (проектор, слайды, экран), иллюстративный материал,  листы (10 шт.), фрагменты мультфильмов

Список использованной литературы:

  1. Антонов В. В. Младшему школьнику о Всеобщей Декларации прав человека: пособия для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1998. – 64 с.
  2. Болотова Е.Л. Права ребенка в современной России. – М.: Школьная Пресса, 2005. 96 с. («Воспитание школьников. Библиотека журнала», Вып. 70)
  3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. С. Я – ребенок, и я имею право. – М.: «Издательство Скрипторий 203», 2007. 96 с.
  4. Шпекепдорф З. К. Младшему школьнику правах человека. – М.: «Вита -Пресс», 1995, - с.
  5. Яковлев Ю. Ваши права, дети. – М.: Междунар. Отношения, 1992. 128 с.  

 

Расположение класса:

План занятия

1.

Организованное начало занятия

4 мин.

1.1.

Приветствие обучающихся и гостей

1 мин.

2.

Вступительная часть

2.1.

Систематизация знаний обучающихся

3 мин.

3.

Основная часть занятия

30 мин

3.1.

Город «Сказочный»

7 мин.

3.1.1.

Встреча с жителями сказочного города

4 мин

3.1.2.

В гостях у героев сказки «Приключения Буратино»

3 мин.

3.2.

Город «Школьный»

5 мин.

3.2.1.

Беседа о правах и обязанностях школьников

3 мин.

3.2.2.

Чтение стихов учащимися

2 мин.

3.3.

Город «Правовой»

18 мин

3.3.1.

Игра:  «Разрешается - запрещается»

3 мин.

3.3.2.

Физкультминутка

1 мин.

3.3.3.

Практическая работа (рисование  паспортов)

10 мин

3.3.4.

Анализ работ учащихся

4 мин.

4.

Заключительная часть занятия

4 мин.

4.1.

Итог урока

3 мин.

4.2.

Рефлексия

2 мин.

5.

Организованное завершение занятия

1 мин.

Ход занятия

1. Организованное начало мероприятия

1.1. Приветствие

У: Встаньте все красиво. Успокоились. Давайте поприветствуем гостей. Теперь тихо – тихо присядем. Здравствуйте ребята, сегодняшнее занятие проведу у вас я, меня зовут Динара Ильдусовна.

2. Вступительная часть

2.1. Систематизация знаний обучающихся

У: Сегодня у нас необычное занятие, мы с вами отправимся в путешествие по стране «Правознайке». Как вы думаете, почему она так называется?

Д: (учащиеся предлагают несколько вариантов ответа).

У: Молодцы, а правильно ли мы предположили, мы узнаем, побывав в этой стране.

У: А отправимся мы с вами в эту страну на «ПРАВОвозе». Как вы думаете, почему он так называется?

Д: Потому что он везет права.

У: В каком документе прописаны права детей?

Д: В Конвенции о правах ребенка.

У: Что вы знаете о Конвенции?

Д: Международный документ, где записаны права всех детей. Она принята в Нью-Йорке 20 ноября 1989 года.

У: А чтобы наш ПРАВОвоз завелся и поехал, нам нужно вспомнить какие права записаны в Конвенции ООН о правах ребенка.

Д: Право на жизнь, право на образование, право на имя и т.д.

У: Сядьте поудобнее, выпрямите спинки, закройте глаза, поехали (звучит музыка).

3. Основная часть

У: Откроем глазки. Перед вами карта страны «Правознайки». Мы с вами по этой карте познакомимся с городами страны с ее жителями, законами и обычаями.

3.1. Город « Сказочный»

У: Первый город, в который мы отправимся, называется

     «Сказочный».

У: Ребята, а как вы думаете, кто живет в этом городе?

Д: Герои сказок

        У: Правильно. В этом городе живут сказочные герои. Здесь мы узнаем, какие права имеют сказочные жители, а какие жители нарушают права других. И сейчас нам с вами нужно ответить на некоторые вопросы.

3.1.1. Встреча с жителями сказочного города

1. Житель этого города сказочная женщина, которая пользуется правом на свободное перемещение на метле.

Д: Баба – Яга

У: А теперь посмотрите на экран и убедитесь, правильно ли вы ответили? (видео - полет Бабы-Яги)

- Ребята, а какое похожее право есть у нас?

Д:  Свободное передвижение по стране.

2. Этот «хлебобулочный» житель несколько раз подвергался попыткам посягательства  на его  жизнь, угрозам быть съеденным.

Д:  Колобок (видео – встреча с волком)

У: Какое право Колобка хотели нарушить Заяц, Волк, Медведь и Лиса?

Д: Право на жизнь

3.  Этот житель ростом с пальчик, который уродился из капустной кочарышки и приобрел семью

Д: Мальчик с пальчик (видео – появление в семье Егорушки)

У: О каком праве идет речь?

Д: Право знать своих родителей (право иметь семью и их заботу).

4. У каждого человека есть имя. Имя этой жительницы связано с ее ростом в дюйм

Д: Дюймовочка (видео – распускание цветка)

У: О каком праве идет речь?

Д: Право на имя.

5. Этот житель много работал вырастил репу и пшеницу, поделился с медведем «вершками» и «корешками»

Д: Старик (видео-старик работает)

У: Какое право помогло вырастить урожай?

Д: Право на труд

У: Молодцы ребята, мы с вами справились с этими заданиями, Познакомились с жителями Сказочного города, с их правами. И мы продолжаем с вами путешествовать

3.1.2. В гостях у героев сказки

 «Приключения Буратино»

 У: Ребята сейчас мы с вами остановимся в гостях у

 героев сказки «Приключения Буратино».

Посмотрите, здесь написаны права,

давайте прочитаем их.  

Д: - Каждый имеет право на образование.

     - Никто не имеет права подвергать другого жестокому обращению.

     - Право на неприкосновенность жилища.

     - Право на медицинское обслуживание (лечение)

У: Сейчас вы просмотрите эпизод из сказки и выберете, какое право к нему относится (видео)

   1. Полицейские ворвались в каморку папы Карло, какое право они нарушили?  

У: Выберите правильный ответ

Д: Право на неприкосновенность жилища.

У: Следующий эпизод  (видео)

 2. Карабас Барабас избивает кукол  

Д: Никто не имеет права подвергать другого жестокому обращению

 3. Сова и лягушка лечат Буратино (видео)

У: Какое право подходит для данного эпизода?

Д: Право на медицинское обслуживание (на лечение)

 4. Следующий эпизод (видео)

У: Каким правом не воспользовался Буратино?

   - Буратино продал свою азбуку, не воспользовался, каким правом?

Д: Право на образование

У: Ребята, а вы пользуетесь правом на образование?

Д: Да. 

У: В стране Правознайка в городе Школьном живут такие же школьники, как и вы. Они имеют права и обязанности, как и все школьники. Эти права и обязанности мы вспомним в городе Школьном.

  1. Город «Школьный»

  1. Беседа о правах и обязанностях школьников

 У: Какие права школьников вы знаете?

Д: право на учебу;

     право на занятия в кружках и секциях;

     право на отдых между уроками;

     право на каникулы.

У: Кроме прав, что еще должны соблюдать школьники?

Д: Обязанности

У: Какие обязанности школьников вы знаете?

Д: Уважать свободу других людей взрослых и сверстников;

     Культурно вести себя в классе, школе и за их пределами;

     Ходить опрятным;

     Выполнять Устав школы;

У: Правильно ребята вы все знаете права и обязанности школьников. Я думаю, что вы все их соблюдаете.  

3.2.2. Чтение стихов учащимися

А теперь мы послушаем стихи о школе.

1 ученик: Открыты все пути у нас

    Без края, без преграды,

    Но школьникам сейчас

    Пока учиться надо.

2 ученик: Учеба – очень интересный труд,

    Нам силу, радость

    Знания несут.

3 ученик: К тому же мы прекрасно понимаем:

    Кто с детства трудности преодолевает,

    Судьбой своей тот управляет.

    И тот, кто учится отлично в школе,

    Характер заколет свой и волю.

У: Спасибо!

3.3. Город «Правовой» 

А мы с вами потихоньку продвигаемся в самый главный город страны «Правознайки», город под названием «Правовой», этот город является столицей страны. И в этом городе есть своя особенность, на каждой улице стоят знаки, но знаки не дорожные, а знаки, на которых изображены различные права.

3.3.1. Игра «Разрешается-запрещается»

У: Я буду вам зачитывать стихи, вы внимательно слушаете и заканчиваете словами: «Это разрешается» или «Это запрещается».

Кроме этого вам нужно найти соответствующий знак, который лежит среди других знаков на столе, и повесить его на доску.

 

1. Вот в углу стоит мальчонка,

    Плачет, надрывается.

    Бить, наказывать ребенка

    Д: Это запрещается.

2. Петь, рисовать и танцевать,

    Уроки  в школе посещать,

    Свои таланты развивать –

     Д: Это разрешается.

3. Вот ребенок груз несет,

    Тащит, надрывается

    В детстве тяжкая работа

    Д:  Это запрещается.  

4. С мамой дети должны жить,

    Ей цветы всегда дарить –

    Д:  Это разрешается.

5. Рисовать и петь, учится,

Если заболел – лечиться.

Д:  Это разрешается.

6. Вместе дружно в мире жить,

    С разными детьми дружить –

     Д:  Это разрешается.

У: Молодцы, вы справились и с этим заданием!

3.3.2.Физкультминутка

        Буратино потянулся

        Раз - нагнулся, два – нагнулся

        Руки в сторону развел

        Видно ключик не нашел.

        Чтобы ключик нам достать

        Нужно на носочки встать

3.3.3. Практическая работа

А сейчас ребята обратим внимание еще на один отрывок из мультфильма. «Каникулы в Простоквашино» (видео)

У: Какой документ просит Почтальон Печкин у Матроскина и Шарика?

Д: Паспорт

У:  Что такое паспорт?

Д: Документ, удостоверяющий личность

У: Правильно

        В этом городе у жителей тоже есть паспорта, и сейчас каждый из вас нарисует свой личный паспорт.

1. Обвести свою руку и написать свое имя или то, как бы вы хотели, чтобы вас называли.

2. На левой стороне развернутого листа каждый нарисует свой портрет.

3. На правой стороне нужно вспомнить и изобразить схематично права, которые вы запомнили.

3.3.4. Анализ работ учащихся

У: Кто желает показать свой паспорт?

- Как бы ты хотел (а), чтобы тебя называли?

- Какие права ты нарисовал (а)?

- Как изобразил (а) право на образование? Право на жизнь? и т.д.

      Молодцы!

4.  Заключительная часть занятия

4.1 Итог урока

Итак, ребята, вот и закончилось наше путешествие, и нам нужно возвращаться домой.  Давайте все сядем поудобнее, закроем глазки и отправимся обратно домой.

У: Итак, мы дома. А вы помните, в самом начале занятия мы пытались узнать, почему же страна называется «Правознайка»

Д: Да.

У: А сейчас вы сможете объяснить, почему она так называется?

Д: (обучающиеся предлагают свои варианты ответов)

4.2. Рефлексия

У: Ребята, если вам понравилось сегодняшнее занятие, я прошу вас похлопать в ладоши.

   - А в каком городе вам больше всего понравилось?

   - Почему?

   - Какие задания вызвали трудности?

   - Что было для вас легким?

5. Организованное завершение занятия

На этом наше занятие подошло к концу, спасибо за участие. Все тихонько встали, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Права ребенка в новом веке". Классный час-презентация. 3 класс.

Права и обязанности граждан России. Права и обязанности детей....

Разработка классного часа на тему: « Права ребёнка в новом веке».

Разработка поможет учителю познакомить учащихся с основным законом России- Конституцией, сформировать представление о правах и обязанностях школьников....

Классный час «Права ребёнка в новом веке».

Классный час«Права ребёнка в новом веке»....

Классный час по теме "Права ребёнка в новом свете" для учащихся 2 класса.

Данный материал позволяет познакомить детей с Конституцией России, формировать представление о правах и обязанностях учащихся младшего школьного возраста, почувствовать себя ответственным гражда...

Классный час "Права ребёнка в новом веке"

Цель классного часа: познакомить учащихся с основными правами и свободами, научить применять их в жизни, формировать представление о правах и обязанностях младшего школьника....

Права ребёнка в новом веке

Классный час в начальных классах...

"Права ребёнка в новом веке"

Внеурочное  занятие по  курсу «Жить -  добро  творить»(духовно-нравственное  направление)Тема  занятия: "О правах  ребёнка  или  всё...