Права ребёнка в новом веке.
методическая разработка на тему
В методической разработке приведены примеры внекласснх занятий по правовому просвящению младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_pravovoe_prosvyashchenie.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Права ребенка в новом веке»
Методическая разработка
Методическая разработка предназначена социальным педагогам и учителям начальных классов для работы с учащимися начальных классов, студентам 3-4 курсов ССУЗов и ВУЗов.
Пособие является конспектом по правовому просвещению младших школьников, содержит теоретический и практический материал.
К конспекту прилагается СD диск, содержащий видео-сопровождение занятия.
Богатый содержательный познавательный материал поможет социальным педагогам, учителям начальных классов и студентам в подготовке и проведении занятий подобного рода.
Редактор: Яндушева Е.Е.
Тема: «Твои и мои права»
Класс: 3-4
Продолжительность: 40 минут
Цель: дать первоначальное представление об индивидуальных различиях людей и о равенстве их прав.
Задачи: 1. Образовательные
1.1. Формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы.
1.2. Познакомить с основным законом – Конституцией России
1.3. Дать представления о правах ребенка
1.4. Объяснить детям, что обозначает понятие «право», «закон»
2. Развивающие
2.1. Развивать аналитические умения детей: анализ, синтез, обобщение
2.2. Расширять кругозор учащихся в области правового просвещения
2.3. Развивать познавательную активность учащихся
2.4. Развивать умение обосновывать свою точку зрения, лаконично высказывать свои мысли.
3. Воспитательные
3.1. Воспитывать взаимоуважение.
Оборудование: название темы,
таблички: Конституция, 12 декабря 1993 года, разрешается, запрещается, таблички для работы с эпизодами сказок, клубок ниток
Оформление доски:
Расположение класса:
План занятия
1. | Организованное начало занятия | 1 мин. | |
1.1. | Приветствие обучающихся | 1 мин. | |
2. | Вступительная часть | 5 мин. | |
2.1. | Игра «Все мы разные» | 4 мин. | |
2.2. | Сообщение темы занятия | 1 мин. | |
3. | Основная часть занятия | 30 мин | |
3.1. | Беседа о праве | 5 мин. | |
3.2. Знакомство с Конституцией | 4 мин. | ||
3.3. Сообщение учащихся о правах и обязанностях человека | 3 мин. | ||
3.4. | Игра «Разрешается – запрещается» | 3 мин. | |
3.5. | Физкультминутка | 2 мин. | |
3.6. | Викторина «Права» | 5 мин. | |
3.7. | Психотренинг «Волшебный клубочек» | 5 мин | |
3.8. | Чтение стихов учащимися | 3 мин. | |
4. | Заключительная часть занятия | 4 мин. | |
4.1. | Итог урока | 3 мин. | |
5. | Организованное завершение занятия | 1 мин. |
Ход занятия
- Организованное начало занятия
- Приветствие.
У.: Здравствуйте ребята.
- Вступительная часть.
- Игра «Все мы разные»
У.: Вначале нашего занятия мы поиграем в игру «все мы разные». Сейчас я буду называть какие-либо ваши черты, и у кого они присутствуют, должен будет встать. Договорились?
Итак, встаньте, пожалуйста, те, у кого:
- голубые глаза;
- кто сегодня пришел в брюках;
- есть на одежде белый цвет;
- черный цвет волос;
- кто сегодня в юбочках;
- имя Маша, Саша, Андрей;
- у кого сегодня хорошее настроение.
Молодцы ребята вы были очень внимательны, и мы с вами убедились, что все вы разные и у каждого из вас есть свои отличительные черты у нас разные имена, цвет глаз и много чего другого что нас отличает друг от друга. Но у нас есть одно, что нас всех объединяет: все люди имеют одинаковые права и обязанности.
2.2. сообщение темы занятия
Сегодня тема нашего занятия «Твои и мои права»
- Основная часть
3.1. Беседа о праве
У.: Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:
- Что люди могут делать и чего не могут?
- Что они обязаны делать и чего не обязаны?
- На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Давайте и мы попробуем ответить на эти вопросы. Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что имеют право и на что не имеют?
Д.:
У.: Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогли устранить кошмар и неразбериху. Что же такое законы?
Д.: Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны соблюдать все граждане нашей страны.
3.2. Знакомство с основным законом - Конституцией
У.: Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией (показ). Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.
Итак, Конституция основной закон, по которому мы с вами живем. Что записано в Конституции? Об этом рам расскажут (Ф.И. учеников)
3.3. Сообщение учащихся о правах и обязанностях
Д.: В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.
У: У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых, а как вы думаете, что такое право? Как вы понимаете это слово?
Д.: право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством.
У: Ребята, а как вы думаете, что значит не нарушать права другого человека?
Д.:
У.:
Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить
3.4. Игра «Разрешается – Запрещается»
У: А сейчас я предлагаю вам сыграть в одну игру под названием «Разрешается - Запрещается».
Ваша задача быть очень внимательными, так как последнюю строчку стихотворения будете говорить вы хором. Последняя строчка будет заканчиваться словами: «Это разрешается», либо со словами: «Это запрещается» (на доске слова «разрешается», «запрещается»)
Итак, начнем
У:
- Посмотри на этот знак:
Человеком поднят флаг.
Слушать мнение ребенка!
Д: ЭТО РАЗРЕШАЕТСЯ.
У: Ребята, а каком праве здесь идет речь?
Правильно. Право на свободу мнения.
- Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется
Быть рабом у господина
Д: ЭТО ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
У.: О каком праве идет речь? (ПРАВО НА СВОБОДУ)
- Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать
Д: ЭТО РАЗРЕШАЕТСЯ.
У: О каком праве говорится?
Право на БЕСПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
У: Ребята, а вы знаете, какими правами обладаете вы, школьники?
Как и все школьники, вы имеете право на учебу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятие в кружках и секциях.
- Этот трудится ребенок
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются
В детстве непосильная работа
Д: ЭТО ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
У: А о каком же праве здесь идёт речь? (право на отдых и досуг).
Молодцы. Вы хорошо справились с этим заданием.
3.5. Физкультминутка
У: А сейчас ребята мы не много отдохнем.
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре
Вот как славно освежились
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно
Вместе - раз, это – брасс
Одной, другой, это – кроль
Все как один –
Плывем как дельфин
Вышли на берег крутой и отправились домой
3.6. Викторина «Права»
На доске записаны названия сказок «Три поросенка», «Мороз Иванович», «Золушка», «Красная Шапочка», Дети отвечают, называя сказу.
У: В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни?
Д.: Красная Шапочка
У.: Почему вы выбрали эту сказку? Поясните свой ответ.
В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?
Д.: Три поросенка
У.: В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?
Д.: (Золушка
У.: В каком произведении нарушено право работающего за справедливое вознаграждение?
Д.: Мороз Иванович
3.7. Психотренинг «Волшебный клубочек»
Педагог передает соседу клубочек (оставляя у себя начало веревочки) со словами: У тебя и у меня есть право на медицинское обслуживание …, ученик повторяет начало фразы, самостоятельно дополняет ее правом, передает клубок соседу. В результате все участники держаться за веревочку.
У.: Эта веревочка неразрывная, общая, как наши права.
3.8. Чтение стихов учащимися
1-й ученик
Мы знаем о законе мало,
Не больше всех иных,
Мы знаем, делать нужно то,
Что благо для других.
2-й ученик
Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить!
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен Вертер, нужно море.
3-й ученик
Нужно море и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
4-й ученик
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Все почувствовать вокруг.
- Заключительная часть
4.1. Подведение итогов занятия
У: Ребята, а вам понравилось занятие? А что вам понравилось? А что нового вы узнали из нашего занятия?
Д.:
У.: Где записаны права и обязанности граждан России?
Д.: В основном законе России - Конституции
У.: Когда была принята Конституция?
Д.: 12 декабря 1993 г.
У.: Зачем нужна конституция?
Д.:
У: Мне очень понравилось с вами работать. Спасибо за работу!
- Организованное завершение занятия
На этом наше занятие закончилось. Давайте встанем. До свидания!
Тема: «Путешествие по стране Правознайка»
Продолжительность: 40 минут
Форма проведения: путешествие
Цель: повторение и закрепление ранее усвоенных знаний о правах ребенка
Задачи: 1. Образовательные
1.1. Актуализировать знания о правах и обязанностях школьника.
1.2. Закрепить и систематизировать знания детей о Конвенции ООН и правах ребенка.
1.3. Закрепить знания по теме через выполнение практического задания
2. Развивающие
2.1. Развивать аналитические умения детей: анализ, синтез, обобщение.
2.2. Расширять кругозор учащихся в области правового просвещения
2.3. Развивать познавательную активность учащихся.
2.4. Развивать умения обосновывать свою точку зрения, лаконично высказывать свои мысли.
2.5. Способствовать развитию творческого потенциала детей в ходе выполнения заданий.
3. Воспитывающие
3.1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
3.2.Формировать стремление применять полученные знания на практике (в жизни).
3.3. Формировать положительное отношение и интерес к изучению правовых основ
3.4. Способствовать сплочению классного коллектива.
3.5.Создавать ситуацию успеха, одобрения, доброжелательности для успешного усвоения материала
Основной дидактический метод: продуктивный
Частные методы и приемы: демонстрация слайдов, вопросы, диалог, практическая работа, анализ работ, обобщение
Дидактические средства: ТСО (проектор, слайды, экран), иллюстративный материал, листы (10 шт.), фрагменты мультфильмов
Список использованной литературы:
- Антонов В. В. Младшему школьнику о Всеобщей Декларации прав человека: пособия для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1998. – 64 с.
- Болотова Е.Л. Права ребенка в современной России. – М.: Школьная Пресса, 2005. 96 с. («Воспитание школьников. Библиотека журнала», Вып. 70)
- Зеленова Н. Г., Осипова Л. С. Я – ребенок, и я имею право. – М.: «Издательство Скрипторий 203», 2007. 96 с.
- Шпекепдорф З. К. Младшему школьнику правах человека. – М.: «Вита -Пресс», 1995, - с.
- Яковлев Ю. Ваши права, дети. – М.: Междунар. Отношения, 1992. 128 с.
Расположение класса:
План занятия
1. | Организованное начало занятия | 4 мин. | ||
1.1. | Приветствие обучающихся и гостей | 1 мин. | ||
2. | Вступительная часть | |||
2.1. | Систематизация знаний обучающихся | 3 мин. | ||
3. | Основная часть занятия | 30 мин | ||
3.1. | Город «Сказочный» | 7 мин. | ||
3.1.1. | Встреча с жителями сказочного города | 4 мин | ||
3.1.2. | В гостях у героев сказки «Приключения Буратино» | 3 мин. | ||
3.2. | Город «Школьный» | 5 мин. | ||
3.2.1. | Беседа о правах и обязанностях школьников | 3 мин. | ||
3.2.2. | Чтение стихов учащимися | 2 мин. | ||
3.3. | Город «Правовой» | 18 мин | ||
3.3.1. | Игра: «Разрешается - запрещается» | 3 мин. | ||
3.3.2. | Физкультминутка | 1 мин. | ||
3.3.3. | Практическая работа (рисование паспортов) | 10 мин | ||
3.3.4. | Анализ работ учащихся | 4 мин. | ||
4. | Заключительная часть занятия | 4 мин. | ||
4.1. | Итог урока | 3 мин. | ||
4.2. | Рефлексия | 2 мин. | ||
5. | Организованное завершение занятия | 1 мин. |
Ход занятия
1. Организованное начало мероприятия
1.1. Приветствие
У: Встаньте все красиво. Успокоились. Давайте поприветствуем гостей. Теперь тихо – тихо присядем. Здравствуйте ребята, сегодняшнее занятие проведу у вас я, меня зовут Динара Ильдусовна.
2. Вступительная часть
2.1. Систематизация знаний обучающихся
У: Сегодня у нас необычное занятие, мы с вами отправимся в путешествие по стране «Правознайке». Как вы думаете, почему она так называется?
Д: (учащиеся предлагают несколько вариантов ответа).
У: Молодцы, а правильно ли мы предположили, мы узнаем, побывав в этой стране.
У: А отправимся мы с вами в эту страну на «ПРАВОвозе». Как вы думаете, почему он так называется?
Д: Потому что он везет права.
У: В каком документе прописаны права детей?
Д: В Конвенции о правах ребенка.
У: Что вы знаете о Конвенции?
Д: Международный документ, где записаны права всех детей. Она принята в Нью-Йорке 20 ноября 1989 года.
У: А чтобы наш ПРАВОвоз завелся и поехал, нам нужно вспомнить какие права записаны в Конвенции ООН о правах ребенка.
Д: Право на жизнь, право на образование, право на имя и т.д.
У: Сядьте поудобнее, выпрямите спинки, закройте глаза, поехали (звучит музыка).
3. Основная часть
У: Откроем глазки. Перед вами карта страны «Правознайки». Мы с вами по этой карте познакомимся с городами страны с ее жителями, законами и обычаями.
3.1. Город « Сказочный»
У: Первый город, в который мы отправимся, называется
«Сказочный».
У: Ребята, а как вы думаете, кто живет в этом городе?
Д: Герои сказок
У: Правильно. В этом городе живут сказочные герои. Здесь мы узнаем, какие права имеют сказочные жители, а какие жители нарушают права других. И сейчас нам с вами нужно ответить на некоторые вопросы.
3.1.1. Встреча с жителями сказочного города
1. Житель этого города сказочная женщина, которая пользуется правом на свободное перемещение на метле.
Д: Баба – Яга
У: А теперь посмотрите на экран и убедитесь, правильно ли вы ответили? (видео - полет Бабы-Яги)
- Ребята, а какое похожее право есть у нас?
Д: Свободное передвижение по стране.
2. Этот «хлебобулочный» житель несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным.
Д: Колобок (видео – встреча с волком)
У: Какое право Колобка хотели нарушить Заяц, Волк, Медведь и Лиса?
Д: Право на жизнь
3. Этот житель ростом с пальчик, который уродился из капустной кочарышки и приобрел семью
Д: Мальчик с пальчик (видео – появление в семье Егорушки)
У: О каком праве идет речь?
Д: Право знать своих родителей (право иметь семью и их заботу).
4. У каждого человека есть имя. Имя этой жительницы связано с ее ростом в дюйм
Д: Дюймовочка (видео – распускание цветка)
У: О каком праве идет речь?
Д: Право на имя.
5. Этот житель много работал вырастил репу и пшеницу, поделился с медведем «вершками» и «корешками»
Д: Старик (видео-старик работает)
У: Какое право помогло вырастить урожай?
Д: Право на труд
У: Молодцы ребята, мы с вами справились с этими заданиями, Познакомились с жителями Сказочного города, с их правами. И мы продолжаем с вами путешествовать
3.1.2. В гостях у героев сказки
«Приключения Буратино»
У: Ребята сейчас мы с вами остановимся в гостях у
героев сказки «Приключения Буратино».
Посмотрите, здесь написаны права,
давайте прочитаем их.
Д: - Каждый имеет право на образование.
- Никто не имеет права подвергать другого жестокому обращению.
- Право на неприкосновенность жилища.
- Право на медицинское обслуживание (лечение)
У: Сейчас вы просмотрите эпизод из сказки и выберете, какое право к нему относится (видео)
1. Полицейские ворвались в каморку папы Карло, какое право они нарушили?
У: Выберите правильный ответ
Д: Право на неприкосновенность жилища.
У: Следующий эпизод (видео)
2. Карабас Барабас избивает кукол
Д: Никто не имеет права подвергать другого жестокому обращению
3. Сова и лягушка лечат Буратино (видео)
У: Какое право подходит для данного эпизода?
Д: Право на медицинское обслуживание (на лечение)
4. Следующий эпизод (видео)
У: Каким правом не воспользовался Буратино?
- Буратино продал свою азбуку, не воспользовался, каким правом?
Д: Право на образование
У: Ребята, а вы пользуетесь правом на образование?
Д: Да.
У: В стране Правознайка в городе Школьном живут такие же школьники, как и вы. Они имеют права и обязанности, как и все школьники. Эти права и обязанности мы вспомним в городе Школьном.
- Город «Школьный»
- Беседа о правах и обязанностях школьников
У: Какие права школьников вы знаете?
Д: право на учебу;
право на занятия в кружках и секциях;
право на отдых между уроками;
право на каникулы.
У: Кроме прав, что еще должны соблюдать школьники?
Д: Обязанности
У: Какие обязанности школьников вы знаете?
Д: Уважать свободу других людей взрослых и сверстников;
Культурно вести себя в классе, школе и за их пределами;
Ходить опрятным;
Выполнять Устав школы;
У: Правильно ребята вы все знаете права и обязанности школьников. Я думаю, что вы все их соблюдаете.
3.2.2. Чтение стихов учащимися
А теперь мы послушаем стихи о школе.
1 ученик: Открыты все пути у нас
Без края, без преграды,
Но школьникам сейчас
Пока учиться надо.
2 ученик: Учеба – очень интересный труд,
Нам силу, радость
Знания несут.
3 ученик: К тому же мы прекрасно понимаем:
Кто с детства трудности преодолевает,
Судьбой своей тот управляет.
И тот, кто учится отлично в школе,
Характер заколет свой и волю.
У: Спасибо!
3.3. Город «Правовой»
А мы с вами потихоньку продвигаемся в самый главный город страны «Правознайки», город под названием «Правовой», этот город является столицей страны. И в этом городе есть своя особенность, на каждой улице стоят знаки, но знаки не дорожные, а знаки, на которых изображены различные права.
3.3.1. Игра «Разрешается-запрещается»
У: Я буду вам зачитывать стихи, вы внимательно слушаете и заканчиваете словами: «Это разрешается» или «Это запрещается».
Кроме этого вам нужно найти соответствующий знак, который лежит среди других знаков на столе, и повесить его на доску.
1. Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Д: Это запрещается.
2. Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать –
Д: Это разрешается.
3. Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается
В детстве тяжкая работа
Д: Это запрещается.
4. С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Д: Это разрешается.
5. Рисовать и петь, учится,
Если заболел – лечиться.
Д: Это разрешается.
6. Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить –
Д: Это разрешается.
У: Молодцы, вы справились и с этим заданием!
3.3.2.Физкультминутка
Буратино потянулся
Раз - нагнулся, два – нагнулся
Руки в сторону развел
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать
3.3.3. Практическая работа
А сейчас ребята обратим внимание еще на один отрывок из мультфильма. «Каникулы в Простоквашино» (видео)
У: Какой документ просит Почтальон Печкин у Матроскина и Шарика?
Д: Паспорт
У: Что такое паспорт?
Д: Документ, удостоверяющий личность
У: Правильно
В этом городе у жителей тоже есть паспорта, и сейчас каждый из вас нарисует свой личный паспорт.
1. Обвести свою руку и написать свое имя или то, как бы вы хотели, чтобы вас называли.
2. На левой стороне развернутого листа каждый нарисует свой портрет.
3. На правой стороне нужно вспомнить и изобразить схематично права, которые вы запомнили.
3.3.4. Анализ работ учащихся
У: Кто желает показать свой паспорт?
- Как бы ты хотел (а), чтобы тебя называли?
- Какие права ты нарисовал (а)?
- Как изобразил (а) право на образование? Право на жизнь? и т.д.
Молодцы!
4. Заключительная часть занятия
4.1 Итог урока
Итак, ребята, вот и закончилось наше путешествие, и нам нужно возвращаться домой. Давайте все сядем поудобнее, закроем глазки и отправимся обратно домой.
У: Итак, мы дома. А вы помните, в самом начале занятия мы пытались узнать, почему же страна называется «Правознайка»
Д: Да.
У: А сейчас вы сможете объяснить, почему она так называется?
Д: (обучающиеся предлагают свои варианты ответов)
4.2. Рефлексия
У: Ребята, если вам понравилось сегодняшнее занятие, я прошу вас похлопать в ладоши.
- А в каком городе вам больше всего понравилось?
- Почему?
- Какие задания вызвали трудности?
- Что было для вас легким?
5. Организованное завершение занятия
На этом наше занятие подошло к концу, спасибо за участие. Все тихонько встали, до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Права ребенка в новом веке". Классный час-презентация. 3 класс.
Права и обязанности граждан России. Права и обязанности детей....
Разработка классного часа на тему: « Права ребёнка в новом веке».
Разработка поможет учителю познакомить учащихся с основным законом России- Конституцией, сформировать представление о правах и обязанностях школьников....
Классный час «Права ребёнка в новом веке».
Классный час«Права ребёнка в новом веке»....
Классный час по теме "Права ребёнка в новом свете" для учащихся 2 класса.
Данный материал позволяет познакомить детей с Конституцией России, формировать представление о правах и обязанностях учащихся младшего школьного возраста, почувствовать себя ответственным гражда...
Классный час "Права ребёнка в новом веке"
Цель классного часа: познакомить учащихся с основными правами и свободами, научить применять их в жизни, формировать представление о правах и обязанностях младшего школьника....
Права ребёнка в новом веке
Классный час в начальных классах...
"Права ребёнка в новом веке"
Внеурочное занятие по курсу «Жить - добро творить»(духовно-нравственное направление)Тема занятия: "О правах ребёнка или всё...