Проект " Год 1941-1945..."
статья (3 класс) на тему

Проект " Год 1941-1945..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_1941-1945.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

                  Муниципальное автономное образовательное учреждение    

                                           «Гимназия №3»

                                       

                               Проект «Год 1941…Год 1945»

                                                                                 

                                                                             Подготовила

                                                                             учитель начальных классов

                                                                             Гвоздева Юлия Владимировна

                                              г.Саратов

                                               

                                                  2013

Задачи:

-создать условия для знакомства учащихся с основными событиями Великой Отечественной войны;

-способствовать формированию представлений о Великой Отечественной войне как неотъемлемой части истории нашей страны;

-способствовать повышению интереса учащихся к патриотической и краеведческой работе;

-формировать у детей активной творческой позиции при выборе информации, навыков продуктивной коллективной деятельности;

-создать условия для продуктивной читательской деятельности, для самостоятельного поиска информации в различных источниках;

-содействовать развитию познавательной активности учащихся;

-развивать мотивацию к чтению, ИКТ компетенции;

-воспитание уважительного отношения к истории своей страны, к защитникам Родины.

(Слайд 1)

- Перед началом работы над проектом учащимся было предложено определить темы, над которыми им было  бы интересно работать. Ребята предложили следующие темы: «Великие сражения ВОВ», «Женщины на войне» и « Саратов во время Великой Отечественной войны».

В соответствии с определёнными темами,  учащиеся разделились на две группы в зависимости от интересов. Началась активная работа – сбор и анализ полученной информации. Была выпущена газета, созданы буклеты

«Год 1941…Год 1945» и « 68 лет памяти», проведён конкурс рисунков на тему «Я помню, значит, я живу», конкурс на лучшее сочинение «Этот праздник со слезами на глазах…», конкурс чтецов  стихотворений о войне. Проведено анкетирование

        Память…Какое счастье, что сегодня узнать о той войне помогает только память, сохранившаяся в книгах и письмах, в кинофильмах и песнях, в сердцах людей, прошедших страшные четыре года Великой Отечественной войны.

(Слайд 2)

         

  Песня «Священная война»

Память – это ежедневное, ежеминутное, ежесекундное напоминание о том, что в нашей жизни нет и никогда не может быть места фашизму, войне.

Последним мирным днём 1941 года была суббота. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Лишь дымили трубы, безостановочно работающих предприятий, по железным дорогам мчались грузовые и пассажирские поезда…

На нашу милую и горделивую,

На нашу Родину счастливую,

На наш родимый, мирный край,

Напал фашистский негодяй!

Он осквернил всё дорогое,

Где только подлая нога

Ступала фрица-негодяя

Там пепел, смерть и  нищета

Выступление первой группы «Великие сражения ВОВ». 

Во время рассказа показываются слайды с фотографиями  военных лет.

                                       Битва под Москвой.

Битва под Москвой — самая масштабная во Второй мировой войне. Именно здесь, недалеко от столицы, крупнейшего в мире государства, хваленая гитлеровская армия, впервые потерпела серьезное поражение. Разгром фашистских войск под Москвой явился началом значительного поворота в ходе войны и истории.

«Остановить теперь противника на подступах к нашей столице, не пустить его, перемолоть в боях гитлеровские дивизии и корпуса… Московский узел является сейчас решающим… Пройдет ещё немного времени, и наступление врага на Москву должно будет захлебнуться. Нужно во что бы то ни стало выдерживать напряжение этих дней» (Г. К. Жуков, 26.11.1941г.)

Битва под Москвой включает в себя два периода: оборонительный — с 30 сентября по 5 декабря 1941 года, и наступательный, который состоит из 2-х этапов: контрнаступление — с 6 декабря 1941 по 7 января 1942 гг., и общее наступление советских войск — с 8 января по 20 апреля 1942 года.

Москва ощетинилась полосами противотанковых ежей. На улицах строились баррикады, подвалы домов превращались в огневые точки. Сотни тысяч москвичей строили на окраинах города глубокую противотанковую оборону, особенно мощную вдоль северных и южных границ города.

Советские бойцы и командиры, пехотинцы и артиллеристы, летчики и танкисты, кавалеристы и саперы проявляли чудеса храбрости. Подвиги совершали не отдельные бойцы, а целые взводы, роты, батальоны и дивизии.

Московская битва (30 сентября 1941 — 20 апреля 1942) — боевые действия советских и немецких войск на московском направлении. С советской стороны включала в себя Московскую оборонительную стратегическую операцию, контрнаступление под Москвой и Ржевско-Вяземскую стратегическую операцию. В германской и западной военной истории известна как «Операция Тайфун».

Незадолго до битвы наш земляк, политрук Панфиловской дивизии Василий Клочков сказал своим солдатам: «Велика Россия, а отступать некуда — за нами Москва!»

В Москве, у стен Кремля, в Александровском саду есть могила Неизвестного солдата, погибшего в битве под Москвой. Монумент был открыт к 30-летию битвы.

Разгромив фланговые группировки фашистов, угрожавших Москве с севера и юга, советские войска освободили Калинин, Елец, Калугу. В феврале–марте 1942г. Контрнаступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии, в ходе которого она продвинулась на запад до 400км,полностью очистив от оккупантов Московскую и Тульскую области, десятки городов и сотни сел  других областей. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой имел огромное военно-политическое и международное значение. Впервые в ходе второй мировой войны фашистские армии потерпели жестокое поражение, был развеян миф об их непобедимости. План “молниеносной войны “против СССР полностью провалился, и война приняла затяжной характер.

                                  Сталинградская битва.

Для защиты города советским командованием был образован Сталинградский фронт.. Оборонительные бои на подступах к Сталинграду продолжались 57 дней и ночей. 28 июля нарком обороны Сталин издал приказ №227, известный больше как «Ни шагу назад!».
К началу решительного наступления немецкое командование заметно усилило армию. Превосходство в танках было двукратным, в самолётах – почти четырёхкратным. А в конце июля с кавказского направления сюда ещё была переброшена 4-я танковая армия. И, тем не менее, продвижение фашистов к Волге нельзя было назвать быстрым. За месяц им под отчаянными ударами советских войск удалось преодолеть лишь 60 километров. Для укрепления юго-западных подступов к Сталинграду был создан Юго-Восточный фронт. Но благодаря самоотверженности советских воинов наступление немцев было остановлено.

Победа в Сталинградской битве имела для СССР огромное международное и военно-политическое значение. Она наметила коренной перелом в ходе Второй мировой войны.

                                         Курская битва.

С марта 1943 г. работала над планом стратегического наступления, задача которого состояла в том, чтобы разгромить основные силы группы армий "Юг" и "Центр", сокрушить вражескую оборону на фронте от Смоленска до Чёрного моря. Предполагалось, что советские войска первыми перейдут в наступление. Однако в середине апреля на основании данных о том, что командование вермахта планирует провести наступление под Курском, было принято решение обескровить немецкие войска мощной обороной, а затем перейти в контрнаступление. Владея стратегической инициативой, советская сторона преднамеренно начинала боевые действия не наступлением, а обороной. Развитие событий показало, что этот замысел был правильным.

Вермахт потерял в Курской битве 30 отборных дивизий, в том числе 7 танковых, свыше 500 тыс. солдат и офицеров, 1,5 тыс. танков, более 3,7 тыс. самолётов, 3 тыс. орудий. Соотношение сил на фронте резко изменилось в пользу Красной Армии, что обеспечило ей благоприятные условия для развёртывания общего стратегического наступления.

В результате наступления советской армии в 1942 году и начала 1943 года в районе города Курска образовался  в линии расположения наших войск большой выступ – очень соблазнительная для немцев позиция: если в него ударить, то можно затем легко окружить и разгромить советские войска. У фашистов родился замысел наступательной операции на Курск под кодовым названием «Цитадель».

В  сражении  у Прохоровки с обеих сторон участвовало до 1200 танков и самоходных орудий. За день боя противоборствовавшие стороны потеряли от 30 до 60% танков и САУ каждая.

     12 июля наступил перелом в Курской битве, враг прекратил наступление, а 18 июля начал отводить все свои силы в исходное положение. Войска Воронежского, а с 19 июля и Степного фронтов перешли к преследованию и к 23 июля отбросили противника на рубеж, который он занимал накануне своего наступления.

    «Цитадель» провалилась, врагу не удалось повернуть ход войны в свою пользу. В этот день завершилась Курская оборонительная операция советских войск.

Дорогой ценой обошлась победа в Курской битве советским войскам. Они потеряли свыше 860 тыс. человек, более 6 тыс. танков и САУ, 5,2 тыс. орудий и минометов, свыше 1,6 тыс. самолетов.

          В кровопролитных боях враг понес огромные потери. Престижу немецкого оружия был нанесен непоправимый урон. Разгрому подверглись 30 немецких дивизий, в том числе 7 танковых. Общие потери Вермахта составили более 500 тыс. солдат и офицеров, до 1,5 тыс. танков, 3 тыс. орудий и более 3,5 тыс. самолетов.

Ученица читает свое сочинение на тему «Этот праздник со слезами на глазах…» (Алексеева Ольга)

Выступление второй группы «Женщины на войне»

(во время рассказа также идёт показ слайдов)

Война – дело не женское. Участие женщин в войне за последнее столетие, причём не только в качестве медицинского персонала, но и оружием в руках, стало реальностью. Особенно массовым это явление имело место в период Великой Отечественной войны.

Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии… Армейская дисциплина, солдатская форма на много размеров больше, тяжёлые физические нагрузки – всё это явилось нелёгким испытанием. Потом был сам фронт – со смертью и кровью, с ежеминутной опасностью.

 Они служили в разных войсках .  А сколько раненых вынесли на своих хрупких плечах молоденькие девушки-санитарки с поля боя.

В подразделениях связи служило около 80% женщин, а в дорожных войсках  почти половина личного состава. Немало женщин служило в стрелковых частях: автоматчицы, пулемётчицы, миномётчицы, разведчицы.

Во время Великой Отечественной войны прославился женский авиационный полк, располагавшийся в нашем крае, в г. Энгельсе.

Немцы прозвали наших лётчиц «Ночные ведьмы».

Были женщины и снайперы. Служили они и в танковых войсках. Большой вклад внесли женщины и девушки, работавшие в разведке партизанских формирований.

   Они, матери и жены, невесты и сестры умели ждать. Ждать, надеяться, любить. И вселять надежду в того, кто на фронте, на передовой. Кто на войне. Но просто ждать и надеяться они не могли. Матери, жены, сестры, невесты – все, кто не на фронте – это есть тыл. Тыл должен работать на фронт: ведь победа ковалась не только на фронте, но и в тылу врага.

Женщины на заводах, в госпиталях, на транспорте, в поле. Уже в первые дни войны заменили они ушедших на фронт мужей и братьев, взяли в свои руки производство военного снаряжения, снабжали фронт не только военной техникой, но и концентратами, хлебом, обмундированием. Советские женщины в тылу стали боевым резервом действующей армии. Рабочий день длился по 14-15 часов, о выходных и не вспоминали.

Простое русское слово «надо» вдруг приобрело глубокий смысл. Огромная тяжесть легла на плечи женщин, о судьбе которых в те годы написал поэт Михаил Исаковский.

«Русской женщине»

...Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все - без конца и без счёта -

Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя на одну.

Одной тебе - волей-неволей -

А надо повсюду поспеть;

Одна ты и дома и в поле,

Одной тебе плакать и петь.

А тучи свисают всё ниже,

А громы грохочут всё ближе,

Всё чаще недобрая весть.

И ты перед всею страною,

И ты перед всею войною

Сказалась - какая ты есть.

Ты шла, затаив своё горе,

Суровым путём трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,

У той у далёкой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

Рубила, возила, копала -

Да разве всего перечтёшь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живёшь.

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву

И встретить готовый её,

Как клятву, шептал, как молитву,

Далёкое имя твоё...

У войны – не женское лицо.  Не каждый мужчина способен выдержать трудности войны, а женщины выдержали. Наверное, в них было заключено то, что фашисты называли «русской силой». А ещё сила русской женщины заключалась в умении ждать.

Баллада о матери

Постарела мать за тридцать лет,
а вестей от сына нет и нет.
Но она все продолжает ждать,
потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет как кончилась война.
Много лет как все пришли назад.
Кроме мертвых, что в земле лежат.

...Раз в село прислали по весне
фильм документальный о войне.
Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,

И зашелся материнский крик:
- Алексей! Алёшенька! Сынок! -
Словно сын ее услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.
Все боялась - вдруг он упадет.
Но сквозь годы мчался сын вперед.
- Алексей! - кричали земляки.
- Алексей, - просили, - добеги...-
Кадр сменился. Сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит.
Жив-здоров, не ранен, не убит.
Дома все ей чудилось кино.
Все ждала - вот-вот сейчас в окно
посреди тревожной тишины
постучится сын ее с войны...

А. Дементьев

 Звучит песня «Катюша».

Ученик читает свое сочинение. ( Акимов А.)

Выступление  третьей группы « Саратов во время Великой Отечественной войны»

Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз вызвало у трудящихся Саратовской области чувство гнева и возмущения. На митингах, состоявшихся в области в первые дни войны, представители рабочих, колхозников, интеллигенции призывали всех советских людей еще теснее сплотиться. Трудящиеся заявляли о своем горячем желании идти добровольцами в действующую Армию, громить врага.

На фронтах Великой Отечественной войны тысячи саратовцев проявили высокую боевую доблесть. За мужество и героизм, проявленные в боях, 47 тысяч солдат, сержантов и офицеров-саратовцев были награждены орденами и медалями. Более 200 воинов-саратовцев удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Всему народу известны имена Героев Советского Союза: генерал-майора И.В. Панфилова.

Большая часть именных самолетов была построена на Саратовском авиационном заводе  - это прославленные истребители Як-1 и Як-3. Но среди именных самолётов были и бомбардировщики Пе-2 .

В годы войны в Саратове дислоцировались многие военные учебные заведения. Здесь размещался штаб Приволжского военного округа - одного из центров формирования частей и соединений для фронта. Саратов подготовил и отправил на фронт свыше 500 различных войсковых единиц. Около тридцати военных школ, училищ и курсов готовили командиров и специалистов для действующей армии. Наиболее известны в Саратове были 1-е и 2-е танковые, пехотное и пограничное училища.

Саратовское военно-пехотное училище  в годы войны подготовило около 5 тысяч командиров стрелковых, пулемётных и миномётных подразделений. В числе его воспитанников военных лет Герои Советского Союза Н. Ерощенко и В. Кузьмин.

Большую заботу проявляли саратовцы о раненых воинах, о трудовом устройстве и обучении инвалидов Отечественной войны, об оказании помощи семьям военнослужащих.

В годы войны в госпиталях г. Саратова лечились десятки тысяч бойцов и командиров Красной Армии. Самоотверженно работал медицинский персонал области. Благодаря правильной организации лечения и ухода, саратовские врачи добивались возвращения в строй 80—90% раненых.

Немалую помощь селу оказывали рабочие и служащие городов Саратовской области, а также студенты вузов и учащиеся старших классов школ. Только летом 1942 г. на полях колхозов и совхозов работало около 200 тысяч человек молодежи и школьников, из них 9000 студентов и 16000 школьников г. Саратова

Война была суровым испытанием для страны, для всего народа. Выдержав его, одержав историческую победу благодаря жизненной силе страна смогла вернуться к мирному строительству

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, 2005]

Не отводи, солдат, глаза!

Горька солдатская слеза:

В ней боль негаданных разлук

И учащённый сердца стук,

Боль отступлений и утрат,

Дороги, раны, медсанбат…

Не отводи, солдат, глаза!

Светла солдатская слеза:

В ней радость долгожданных встреч,

Тепло любимых губ и плеч,

И свет зари, и солнца свет,

 Святое торжество побед

Заключение

4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и более 20 миллионов погибших людей!

Если по каждому из погибших, в стране объявить минуту молчания,  то страна будет молчать более 32 лет!

Не забывайте зла военных лет.

Не возводите в мифы достоверность.

Четыре года шла солдатам вслед

Кровавыми шагами повседневность.

Не говорите громкие слова

Тем, кто присяге с молодости предан.

Не отживёт высокая молва

О тех, над кем склоняется Победа.

Звучит песня «День Победы»

Наш народ хорошо знает цену миру, мирной жизни.

Мир – это утро, полное света и надежд.

Мир – это цветущие сады и колосящиеся нивы.

Мир – это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце.

Хорошо просыпаться  и знать, что у тебя впереди прекрасный день, что тебе ничего не угрожает, и все твои мечты сбудутся. Хорошо быть счастливым!

Дети, родившиеся после войны, уже стали взрослыми, у них родились свои дети, и война постепенно уходит в прошлое, становиться страницей истории. Почему же  мы вновь вспоминаем о ней? Почему надо помнить об этих трагических событиях в истории нашей страны?

- надо помнить, чтобы гордиться своей Родиной;

- надо помнить тех, кто отдал свои жизни, чтобы жили мы;

-надо помнить тех, кто своим трудом ковал победу в тылу;

 

-Мы помним ! Мы гордимся !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария, посвященного 70-летию начада ВОВ 1941-1945 гг.

Данный сценарий посвящен теме Великой Отечественной войны. Тема Великой Отечественной войны актуальна и в наши дни, мы не должны забывать все ужасы войны и   мужество нашего народа, кот...

Внекласное мероприятие, посвящённое великой Отечественной Войне 1941-1945 года для 2-3 класса

Цель: воспитание патриотизма, сострадания. Подготовлена презентация....

Презентация классного часа, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне (1941-1945)

Презентация посвящена Победе Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 года. Показана героическая роль советского народа в достижении Победы. Использованы стихи...

Урок ОМ 4 класс по теме "Великая Отечественная война 1941-1945"

Урок  знакомства с героической историей нашей страны....

Проект " Год 1941-1945..."

Проект " Год 1941-1945..."...

Гражданско – патриотический проект «Война 1941 – 1945 год»

Гражданско – патриотический проект   «Война 1941 – 1945год»...

Проект "О Великой Отечественной войне 1941-1945 годов из первых уст" (3 класс, внеклассное мероприятие)

Проект учащихся 3 класса "О Великой Отечественной войне 1941-1945  годов из первых уст"...