ИГРОВАЯ ПРОГРАММА « Рынок трудовых умений и навыков самообслуживания» для учащихся начальных классов.
учебно-методическое пособие на тему
Игоровая программа направлена на развитие у учащихся начальных классов трудовых навыков и элементов самообслуживания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_programma.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Именно в труде, и только в труде
велик человек, и чем горячей его любовь
к труду, тем более величествен сам он,
тем продуктивнее, красивее его работа»
А.М. Горький
ИГРОВАЯ ПРОГРАММА
« Рынок трудовых умений и навыков
самообслуживания»
для учащихся начальных классов
Автор-составитель:
Кручинина Татьяна Аркадьевна –
воспитатель негосударственной
школы - интерната №7 ОАО «РЖД»
В о л г о г р а д
2014
Пояснительная записка
Игровая программа «Рынок трудовых умений и навыков самообслуживания» является составной частью моей темы самообразования «Формирование у воспитанников начальных классов умений и навыков
самообслуживания, соблюдения правил личной гигиены и внешнего вида в условиях обновления содержания образования». Эту тему я выбрала потому, что по словам К.Д Ушинского «само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать не для счастья, а приготовления к труду жизни». И потому еще, что жизнедеятельность учащихся в нашей школе-интернате №7 ОАО «РЖД» обязывает заниматься этой проблемой.
Самообслуживание – это начальная стадия трудового воспитания учащихся начальных классов в школе и дома, развития у них наиболее распространенных трудовых умений и навыков, необходимых в жизни. Самообслуживание направлено также на профилактику, улучшение и сохранение своего здоровья, для чего каждый школьник должен владеть минимумом знаний в области гигиены, смолоду уметь поддерживать свой организм в порядке.
Ежедневное выполнение обязанностей по уходу за собой и совместная общественно-полезная работа в школе по обслуживанию коллектива воспитывает в детях самостоятельность, дисциплинированность, стремление к взаимопомощи, бережное отношение к личному и школьному имуществу. Важнейшее значение имеет и тот факт, что учащиеся своими рукам улучшают то, что их окружает. У них воспитывается привычка не быть созерцателями, беспомощными людьми там, где от каждого требуется активное участие, инициатива и самостоятельность в работах по устройству быта и повышению его культуры.
Подбирая и изучая материалы по теме самообслуживания, удалось установить, что ребенок в 6-9 лет должен уметь сам без посторонней помощи быстро одеться и раздеться, убрать вещи на место, постелить постель, помочь сделать это младшим братьям и сестрам. В этом возрасте дети должны следить за своей одеждой и обувью, устранять небольшие неполадки в вещах, стирать, пришивать пуговицы, зашить распоровшийся шов. Ребенку по силам вынести мусор, сходить в магазин, расположенный неподалеку от дома.
Ученик любого возраста должен уметь дежурить по классу и в столовой, содержать в образцовом порядке свое рабочее место, книги, тетради, другие учебные пособия; инструменты, игрушки, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты; соблюдать режим дня, правила личной гигиены, следить за своим внешним видом.
В домашних условиях родители могут совместно с ребенком составить перечень бытовых дел по самообслуживанию, которые ребенок мог бы выполнять систематически самостоятельно без посторонней помощи. В этом возрасте он вполне сможет помыть посуду, ухаживать за цветами, за домашними животными, пользоваться некоторыми несложными бытовыми
3
приборами, например, электрическим утюгом. Желательно также привлекать
детей к совместной уборке в квартире.
По мере роста обязанностей усложняется и самообслуживание. Если ученики 1-4 классов выполняют элементарные, но важные работы по самообслуживанию, то дети постарше выполняют больший объем работы, который к тому же постоянно усложняется.
Умение детей обслуживать себя формируется постепенно: в семье под руководством родителей, в школе – учителей, воспитателей.
Памятуя о том, что дети начальных классов любят жить активно, радостно, интересно, я решила «оживить» технологию приобщения учащихся к ежедневному выполнению навыков самообслуживания, воспитать у них привычку ухаживать за собой, создавать комфортные условия для быта. С этой целью разработала Игровую программу «Рынок трудовых умений и навыков самообслуживания» (далее – Игра), приближенную к рыночному развитию трудовых отношений в обществе. В Игре учащиеся становятся «продавцами», воспитатель – «покупателем».
Ниже представлена технология Игры.
Игровая программа
«Рынок трудовых умений и навыков самообслуживания»
- Цель Игры: в занимательной ненавязчивой форме привлечь учащихся к бытовому труду, развить в их сознании трудовые умения и навыки самообслуживания, сделав их привычными на каждый день.
2.Участники игры: «продавцы»- учащиеся, «покупатель» - воспитатель.
3. Подготовительный этап. «Покупатель» в начале учебного года,
начиная с нового набора, составляет «Сводную таблицу трудовых умений и навыков самообслуживания». В таблице указывается перечень трудовых умений и навыков самообслуживания, которыми должны овладеть «продавцы» и «продать» их «покупателю» за время учебы в начальных классах.
В перечень «товара» включаются следующие трудовые умения и навыки
самообслуживания:
- умение протирать классную доску;
- умение протирать мебель, подоконники, дверь и др.;
- умение подметать пол в классе и дома;
- умение дежурить в классе;
- умение подметать дорожки на школьном дворе;
- умение сервировать стол;
- умение вести себя за столом во время приема пищи;
- умение дежурить в столовой;
- умение ухаживать за цветами;
- умение ухаживать за одеждой;
- умение укладывать одежду в отведенном месте;
- умение ухаживать за обувью;
- умение складывать в ранец школьные принадлежности;
4
- умение прибирать комнату перед сном;
- умение подклеить страницы в книге, обернуть книгу или тетрадь;
- умение заправить постель;
- умение очистить вареные овощи (картошку, свеклу и др.);
- умение мыть руки перед едой;
- умение мыть фрукты и овощи перед едой;
- умение сварить компот, заварить чай;
- умение пришить пуговицы;
- умение зашить распоровшийся шов;
- умение постирать носовой платок, полотенце, носки, чулки;
- умение мыть посуду;
- умение пользоваться электрическим выключателем, открыть и закрыть
водопроводный кран;
- умение включить и выключить телевизор;
- уметь включить и выключить газовую плиту на кухне;
- уметь включить и выключить водонагревательную газовую колонку;
- уметь пользоваться утюгом – выгладить носовой платок, полотенце и др
Далее составляется «Сводная таблица трудовых умений и навыков по самообслуживанию», в которую заносятся: а) фамилии «продавцов» - учащихся; б) «ассортимент товаров» - перечень трудовых умений и навыков по самообслуживанию.
Сводная таблица
трудовых умений и навыков по самообслуживанию
№№ п. п. | Фамилии продавцов | «Ассортимент товаров» - перечень трудовых умений и навыков самообслуживания | |||
У м е н и е | |||||
Вытереть кл. доску | Протирать мебель | Подметать пол | Далее по перечню | ||
1. | Иванова Ирина |
- Порядок проведения игры. Игра проводится с младшими
школьниками на протяжении всего периода обучения в начальной школе.
«Продавцы» - учащиеся под руководством воспитателя, родителей, старших членов семьи те или иные «товары» - трудовые умения и навыки, перечисленные в «ассортименте товаров». После того, как то
или иное умение (навык) будет усвоено, «продавец» - учащийся «продает» его «покупателю» - воспитателю. Убедившись из личного наблюдения, со слов родителей, старших членов семьи, что ребенок владеет тем или иным умением (навыком), «покупатель» «покупает» у «продавца» его «товар», т.е. умение (навык) и проставляет в «Сводной таблице трудовых умений и навыков по самообслуживанию» слово «зачет».
5
5. Оценка труда «продавцов».
А) «Продавец», «продавший» впервые десять своих умений и навыков по самообслуживанию и получивший за это 10 зачетов, получает звание «Предприниматель».
Б) «Продавец», «продавший» двадцать своих умений и навыков и получивший за это 20 зачетов, получает звание «Купец» (для мальчиков); «Прима – продавец» (для девочек).
В) «Продавец», «продавший» все свои умения и навыки, включенные в «ассортимент товаров» по самообслуживанию», получивший зачеты по всем позициям «Сводной таблицы умений и навыков по самообслуживанию», получает звание «Бизнесмен».
6. Контроль за результатами хода Игры.
В конце каждого месяца «покупатель» (воспитатель) опрашивает «продавцов» (учащихся) о готовности «продать» свой «товар». При положительном решении «сделки», проставляются зачеты. Результаты оглашаются сразу.
О результатах Игры воспитатель рассказывает на родительских собраниях.
Надеюсь, что эта Игра заинтересует детей, заставит их без напоминания обращаться к родителям или к старшим членам семьи с просьбой научить их тем или иным умениям и навыкам и впредь самим без посторонней помощи обслуживать себя своими собственными силами.
Список литературы
- Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. – М., 1985.
- Комарова Т.С. И др. Трудовое воспитание в детском саду. – М., 2006.
- Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. – М., 1988.
- Никандрова Н.Н. Воспитание у младших школьников чувства прекрасного // Начальная школа, 1998, №6.
- Розанов И.Г. Самообслуживание учащихся 1-4 классов в школе и семье. – М., 1961.
- Торшилова Е.М. Эстетическое воспитание в семье. – М., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся начальных классов"
Презентация подготовлена для выступления на семинаре "Взаимодействие участников образовательного процесса при формировании экологических компетенций школьников"...
РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОСОЗНАННОГО ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛЫ VIII ВИДА
В своей работе я постаралась обобщить и систематизировать различные приемы и методы работы, которые способствуют совершенствованию и развитию навыка осознанного качественного чтения, помогают ре...
Доклад на тему: "Развитие навыков выразительного чтения учащихся начальных классов"
Доклад на тему "Развитие навыков выразительного чтения учащихся". Задачи: формировать речевую и читательскую деятельность учащихся....
Доклад \'\'РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)\'"
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал – «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя»....
РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал – «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя». Чтение – это и то чему обучают младших школьников...
Формы и методы проверки знаний, умений и навыков по математике в начальных классах.
Общим стержневым понятием выступает «контроль».Контроль - выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.Проверка - выявление и измерение....
Формирование навыков чтения у учащихся начальных классов
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность.В данной статье предлагаются различные приёмы и методы работы для отработки технической и смысловой сто...