Выступление на региональном семинаре "Роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании молодежи" - 2013 год "Мы создаем музей"
статья на тему

Каримова Ольга Анатольевна

Первые шаги в создании школьного музея

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья49.22 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на региональном семинаре

«Роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании молодежи»

2 марта 2013г.

        Доброе утро, коллеги!

1. Государственная стратегия в отношении школьных музеев. Так же вчера много говорили о государственной стратегии.

Напомню одно высказывание Лузиной Клавдии: в условиях решения государственных стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Поэтому в основных  политико-правовых  документах  образовательной  политики  России – в Национальной  доктрине  образования  до 2025 года  и  в  Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", в  числе  главных  приоритетов  выделяется  потребность общества  в  воспитании  граждан  правового,  демократического  государства,  уважающих  права  и  свободы  личности,  являющихся  носителями  гуманистических  ценностных  ориентаций,  обладающих  высокой  духовно-нравственной  культурой.

           Речь идет, таким образом, о необходимости воспитания в школе Гражданина в самом высоком смысле этого слова.

             В нашей школе реализуется программа правового, гражданско-патриотического воспитания обучающихся «Патриоты Отечества», которая разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национальной доктрине образования в РФ, концепцией модернизации российского образования, государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ», федеральным законом «О днях воинской славы (памятных днях) России» и т.д.  При разработке программы мы ориентировались на данную нормативную базу, об этом тоже говорилось вчера.

        Программа определяет содержание, основные пути развития правового, гражданского-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

        

        2. Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании учащихся.

        Одним из направлений  программы  является музейная педагогика, так как она способствует  воспитанию патриотического сознания школьников, живущих в нашем селе. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.

        Вообще, музеям ведь издавна придавали большое внимание в учебно-воспитательной работе, в распространении знаний, в приобщении к ним людей разных поколений, разных местностей. Местные музеи всегда были и остаются главной базой овладения краеведческими представлениями. Ведь первоначально формируются знания о том, что рядом, доступно непосредственному восприятию. От любви к «Малой Родине» и изучения ее приходят к познанию всей родины, всего мира. Во всех более или менее значительных населенных пунктах имеются краеведческие музеи.

        Школьный музей, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. В разные периоды истории школьные музеи переживали подъемы и спады, их то признавали главнейшим резервом для развития государственной музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками отжившей идеологии. И наша школа, не стала исключением, в 90-е годы  XX века  многие собранные музейные экспозиции  были потеряны.

        Участвуя в создании и деятельности музеев образовательных учреждений, педагоги и учащиеся вносят неоценимый вклад в дело выявления, собирания, сохранения и использования объектов культурного и природного наследия.

        Забота о музее, пропаганда его материалов сближает юных со старшими увлеченными краеведами, поэтому особенно важно, чтобы руководил музейной работой человек и неравнодушный, и в определенной мере подготовленный.

        Понимая потенциальные возможности музея как универсального инструмента обучения и воспитания учащихся, приобщения их к общественно-полезной деятельности и по охране культурного и природного наследия родного края, Министерство образования России приняло в 2003 году «Примерное положение о музее образовательного учреждения (о школьном музее)».

        Музей Ильинской школы функционирует с 2003 года, хотя собирать объекты культурного наследия начали намного раньше.  Первоначально в музее был создан уголок, посвященный предметам крестьянского быта. В настоящее время наш музей значительно расширился: в нем представлено более 260 экспонатов, объединенных в 6 экспозиций. Мы накопили определенный опыт  в вопросах организации школьного музея и построения методической работы в условиях его развивающего пространства.

        3. Мы создаем музей (методика создания музея образовательного учреждения).

         Первые шаги. Перед педагогом, который решил заняться созданием и организацией деятельности школьного музея, стоит немало проблем организационного и научно-методического характера.

        Приступая к работе по созданию музея, педагогу и директору школы необходимо изучить соответствующую нормативную базу, чтобы ясно представлять, в рамках какого правового поля можно действовать и какую ответственность, юридическую и моральную, они принимают на себя (федеральный Закон РФ  «О музейном фонде РФ» от 24 апреля 1996 г.; Письмо Министерства образования РФ «О деятельности музеев образовательных учреждений» №28-51-181/16 от 12 марта 2003г. и приложение к нему - «Примерное положение о музее образовательного учреждения (о школьном музее)»; «Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» 1984г.)

        В соответствии с «Примерным положением о музее образовательного учреждения» обязательными условиями для создания школьного музея являются:

-музейный актив из числа обучающихся и педагогов;

-собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы;

-помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

-музейная экспозиция;

-устав музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

        Необходимым условием проведения краеведческих исследований и создания школьных музеев является повышение квалификации педагогов в области краеведения и музейного дела, а также создание системы кружковой или клубной учебы детей, принимавшей участие в этой деятельности.

        Важно также продумать и ряд практических вопросов, связанных с материальной базой. Ведь проведение краеведческих исследований, экспедиций, изготовление специального фондового и экспозиционного оборудования требует серьезных материальных затрат.

        Это только основные проблемы, которые приходится решать педагогу-руководителю школьного музея.

        Словосочетание «школьный музей» дает представление о статусе музея, его основных функциях и месте в музейной сети. Во-первых, оно указывает на то, что музей относится к виду негосударственных музеев, во-вторых, - к типу музеев, работающих на общественных началах, в-третьих, что это музей, в котором основные музейно-профессиональные функции осуществляют дети, в-четвертых, - это музей, предназначенный, в первую очередь, для обучения и воспитания учащихся.

        Дать имя музею – задача не столь простая, как кажется на первый взгляд. Название должно быть достаточно информативным и одновременно лаконичным. В названии музея необходимо указать его профиль.

        Профиль музея – это специализация собрания и деятельности музея, обусловлена его связью с конкретной наукой, техникой, производством, с различными видами искусства и культуры.

Музеи делятся на следующие основные профильные группы:

- естественно-научные;

- исторические;

- литературные;

- художественные;

- музыкальные;

- театральные;

- технические и прочие.

- краеведческие музеи являются музеями комплексного профиля.

        Школьные музеи фактически любого профиля с полным основанием могут считаться краеведческими (они изучают события и явления, связанные с историей и природой родного края).

4.Организация музея. Общее руководство деятельностью музея осуществляет директор школы. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом директора школы.

        Необходимо организовать актив школьного музея из педагогов, учащихся и их родителей. В состав актива музея могут входить и другие местные жители.

        На собрании актива школьного музея целесообразно решить первые организационные вопросы: выбрать Совет школьного музея, который будет осуществлять текущую работу.

        Одна из важнейших научно-организационных задач – разработка концепции школьного музея. Под концепцией стоит понимать систему взглядов организаторов музея на то, каким они представляют свой музей. То есть это своеобразная долговременная программа деятельности актива музея. Программа создания и деятельности музея должна быть сформулирована таким образом, чтобы каждое поколение учащихся достигало конкретных результатов в ее осуществлении, чтобы каждый учащийся, принявший участие в деятельности музея, получил моральное удовлетворение от проделанной им работы и от сознания собственного вклада в общее дело.

        Активу школьного музея необходимо разработать устав школьного музея, в котором необходимо четко зафиксировать принципы внутримузейной демократии, ответственность. Устав утверждается руководителем данного образовательного учреждения.

        Для реализации основных направлений деятельности музея рекомендуется организовать профильные функциональные группы:

- поисково-собирательская (осуществляет комплектование музейного собрания, разрабатывая краеведческие задания классам и анализируя их выполнение)

- фондовая (обеспечивает учет и хранение фондов)

- экспозиционно-выставочная (создается для проведения экскурсий и выставок музея)

        Эти группы могут называться и по другому. Суть не в количестве и названии групп, а в том, чтобы создать условия для добровольного и творческого участия детей в реализации всех направлений и видов музейной деятельности. Такие группы целесообразно создавать на добровольных началах и организовывать их работу на принципах ученического самоуправления.

        Важно, чтобы деятельность каждой такой группы курировал взрослый из числа педагогов. Если взрослый наставник имеет профессиональные представления о тех видах музейной деятельности, которые осуществляют его подопечные, то он может проводить систематические занятия с группой по повышению квалификации.

        5. Комплектование фондов. Одним из путей формирования собрания музея является целенаправленное и систематическое комплектование музейных фондов и коллекций. В зависимости от целей комплектование фондов может проводиться по двум направлениям:

- систематическое комплектование – регулярное пополнение музейных коллекций однотипными предметами. Оно может применяться в сочетании с тематическим комплектованием.

- тематическое комплектование – выявление и сбор предметов музейного значения, изучение процессов и явлений, связанных с определенной темой комплектования. Например, о заслуженных учителях можно собрать комплекс материалов: фото, значки, грамоты, иные вещи (ручки, книги, журналы, письма учеников, сувениры, сделанные руками детей и подаренные учителю).

         Комплектовать фонды можно разными способами. Подскажите, пожалуйста, где, из каких источников, можно получить предметы музейного значения, как происходит комплектование в вашей школе, музее?

- научные экспедиции и командировки (туристические походы, поездки по местам боевой славы)

- закупка на выставках, аукционах, в мастерских и студиях художников, букинистических и комиссионных магазинах, у частных лиц…

- дар от частного лица или передача от юридического лица.

- получение по завещанию через нотариальную контору

- оперативное комплектование музея на местах событий (например, на днях сбора экспонатов, днях дарений, конкурсах на самый интересный экспонат…)

- инициативное документирование событий и фактов (записи наблюдений и бесед с населением, фото, видеосъемки, фиксирующие предметную среду: жилище, утварь, орудия труда, хозяйственную деятельность..)

- заказы музея на выполнение оригинальных работ.

- обмен предметами с другими музеями, коллекционерами…

        Заключительный этап комплектования фондов – это  анализ собранных предметов, выявление и описание основных характеристик предметов, т.е. фиксация основных характеристик предмета и его связи со средой бытования, а именно:

- наименование предмета (вид, название)

- принадлежность (автор, создатель, владелец)

- место и дата происхождения

- общая характеристика предмета с указанием его отличительных особенностей (форма, цвет, принципы устройства (для вещевых предметов), содержание и аннотация (для письменных источников), наличие клейм, надписей, подписей, печатей, штампов)

- материал, техника изготовления

- состояние сохранности.

        Важно помнить, что музеи в первую очередь собирают первоисточники знаний – подлинные памятники материальной и духовной культуры, истории. В то же время практически невозможно избежать включения в фонды и экспозиции школьного музея различных копий – в основном они делаются с документальных и изобразительных материалов. Следует помнить, что количество копий не должно превышать число подлинников.

        Необходимое условие, при котором можно проводить собирательскую работу – наличие подготовленного помещения и оборудования. Нужно иметь шкафы (или аналогичную мебель) для предметов, папки для хранения документальных источников.

        

        6. Учет и хранение фондов школьных музеев. Вся учетно-хранительская  работа музея регламентируется «Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях» (1984)

        Директор школы несет полную ответственность за создание надлежащих условий для хранения предметов музейного значения, за их полную сохранность, за состояние учета, за обеспечение охраны, противопожарной безопасности музея. Наряду с директором, ответственность за сохранность предметов и состояние учета несет руководитель музея.

         Немного о порядке приема предметов на хранение (вдруг вы пожелаете передать музею какие-то ваши находки или реликвии). Во первых, оформление предмета производится немедленно при поступлении на основании заявления лица, которое передает в музей предмет. Во вторых, составляется акт приема на постоянное хранение в двух экземплярах (владельцу предмета и хранителю музея). Все акты регистрируются в книге регистрации актов. (вы можете мне возразить и сказать, что это лишняя работа для школьного музея, но я приведу случай из моей практики: …..

        Юридическая охрана музейных фондов осуществляется также и при помощи след. Документов:

- книга поступлений (на основании акта приема предметы заносятся в книгу поступлений основного или научно-вспомогательного фонда.

- книга научной инвентаризации (инвентарная книга) – обеспечивает сохранность предмета и сведений о предмете.

- паспорт музейного предмета. (картотека)

(документы, имеющие законную силу, подлежат регистрации и вечному хранению. Хранятся документы в запирающемся шкафу).

        

         7. Новые технологии в работе музея. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей войны, города,  школы  независимо от того, какую тему они изучают.

        За годы существования музей в Ильинской школе уже добился определенных результатов, а школой был накоплен достаточно богатый опыт краеведческой работы:

  • В фондах музея более 250 экспонатов, многие из которых – подлинные;
  • Создано 6 постоянных экспозиций, и регулярно создаются временные;
  • По экспозициям музея разработано более десяти тематических экскурсий;
  • Оформлен обширный материал по истории школы;
  • Разработаны и реализуются в образовательном процессе школы программа кружка «Исследователи неизвестного».
  • Налажено сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, военно-патриотическими клубами и организациями, музеями города и школьными музеями, советом ветеранов, сельской библиотекой  и другими организациями.
  • Принимаем активное участие в областном конкурсе-форуме «Мы – уральцы», проводимой Дворцом молодежи.  С 2007 года принимаем участие в областной научно-практической конференции «Каменный пояс», проводимой в Лицее милиции г. Екатеринбург (похвастаюсь, в феврале этого года в категории 7-8 классов наши ребята взяла 1 и 2 призовые места соответственно. Они вышли с работам по изучению писем с фронта наших земляков и описанием школы в годы ВОВ. Большую работу они провели в музее и архиве школы. Сейчас готовятся к 3 этапу конкурса. Если все сложится удачно, то нас ждет Москва).
  • О работе школы по краеведению есть публикации в районной газете «Народное слово»;

8. Воспитательная работа на базе школьного музея.

        Наш музей тесно сотрудничает с единственным оставшимся очагом культуры на селе – с сельской библиотекой. С библиотекарем составлен план работы, часто проводятся классные часы. С января 2012г. мы начали цикл классных часов, посвященных детям-героям ВОВ. Ребята не только узнают о жизни и подвигах своих ровесников, но и знакомятся с литературой, посвященной данной теме. Библиотекарь Надежда Анатольевна Аптина с удовольствием приносит книги по теме на классные часы и выдает и записывает их заинтересовавшимся читателям.

        Администрация сельского поселения также осуществляет свой вклад в пополнение музея предметами старины. А совет ветеранов активно включился в деятельность музея: ведет работу по сбору сведений о тружениках тыла, детях войны, ветеранах труда. На данном этапе инициативная группа пенсионеров помогает нам обозначить фамилии ветеранов на фотографиях, хранящихся в школьном музее.

        По мере возможности, мы стараемся выезжать в музеи города  Богданович, а также за его пределы. Ребята посетили музеи г. Екатеринбург, Талицы, Челябинска, Тюмени, Каменск-Уральского и др.

        Школьный музей является базой для серьезной воспитательной работы. У музейных витрин проходят интересные классные часы. Уже стало традицией  проводить в музее уроки мужества, посвященные дням воинской славы. 18 февраля 2013 г. прошел такой урок мужества и конкурс чтецов «Живая память», посвященные памяти павших в Афганистане и других горячих точках. Ребята самостоятельно подбирали стихи на тему, готовились к мероприятию. В течение часа учащиеся слушали стихи, воспоминания солдат, музыку, посмотрели презентацию. В конце мероприятия директор школы сыграл на гитаре и спел несколько песен об Афганистане. Дети замерли, заслушались. Ведь не часто им приходится слушать живой звук гитары и душевное пение человека, неравнодушного к проблеме войны в мире.

        Скоро 9 мая, день победы. В этот день во всех школах проходят классные часы, экскурсии в музеях с просмотром видеофильмов. Я предлагаю вам посмотреть 2 ролика на данную тему. Очень трогает за душу, не оставит равнодушным ни одного ребенка.

        

        9. Интерактивная интеллектуально-творческая игра. Очень много мероприятий проходит на базе музея.  С некоторыми из них вы можете ознакомиться в фотоальбоме. Очень интересно проходят всегда интерактивные турниры и игры. Я предлагаю вам сыграть в интеллектуальную игру «Тайны бабушкиного чердака».

        Игра является итогом первого этапа работы по сбору, систематизации и изучению истории предметов крестьянского быта. Второй этап предполагает углубление полученных знаний о культуре быта русского народа  и экскурсоводческую деятельность учащихся.

        Цель: сформировать целостное представление учащихся о культуре быта крестьянской семьи:  истории предметов крестьянского быта, их использовании, образном воплощении в народном творчестве.

        Игра включает три раунда, каждый из которых раскрывает один из аспектов изучения предметов крестьянского быта:

  • «Из истории предметов крестьянского быта»,
  • «Использование предметов в быту»,
  • «Предметы крестьянского быта в народном творчестве».

        В игре участвует весь класс, который делится на 3 команды. Каждая из команд выполняет одинаковые по характеру, но разные по содержанию задания, поскольку смысл игры состоит не только в повторении и обобщении известных сведений, но и получение новых знаний.  (3 команды + эксперты)

        Общая тема нашей игры – крестьянский дом и предметы быта.

Разминка.

Ответьте на вопросы:

  1. Как называлось в избе почетное место? (Красный угол)
  2. А почему он назывался красным? (Значит красивый. Не случайно в народе говорили и «красная девица» и «красное солнышко»).
  3. Кто, по народным поверьям, являлся  хранителем домашнего очага? (Домовой).
  4. Вспомните, на чем догадливый крестьянин поставил избу? (На печи)
  5. Отгадайте предмет быта  по описанию. В прежние времена существовала примета: чтобы при уходе хозяина из дома не ушел домовой, нужно было этим предметом загородить печь. Не зря говорили: «С ним баба – хоть на медведя» (Ухват).

Ну что ж, молодцы. Начинаем первый раунд нашей игры «Из истории предметов крестьянского быта».

I РАУНД

Из истории предметов крестьянского быта

1. Объясните, почему мы так говорим:

1) «Носить воду в решете»

2) «Бить баклуши»

3) «Заварить кашу»

4) «Устроить трепку»

2. Собрать пазлы, объяснить назначение предмета

(выделить из каждой группы  ребят):

рукомойник

самовар

кринка

3. На рисунке подписать названия всех частей прялки (выполняют остальные ребята).

4. Проследите историю появления известных вам предметов и расположите предметы в нужном порядке и объясните:

История утюга: рубель - угольный утюг - электрический утюг без реле - электрический утюг с реле - современный утюг.

История мясорубки: пест и ступа - ручная меленка – мясорубка

История самовара: угольный самовар – электрический самовар – электрочайник.

II РАУНД

Использование предметов в быту

  1. В левом столбике даны предметы. Найди им пару в правом столбике.

1 команда: ухват, самовар, прялка, лапти, веретено, лыко, чугун, угли

2 команда: ступа, кринка, рукомойник, меленка, молоко, полотенце, мука, пест

3 команда: лапка, ключ, лен, подкова, лошадь, рубашка, амбар, ботинок


2. Догадайся по названию, для чего служил этот предмет, замени название современным:

1 команда

Квашня – посуда для теста

Наливка – ковш, поварешка

Рогач – ухват

2 команда

Ложкомойка – посуда для мытья посуды

Кокорюка – кочерга

Кашница – деревянная поварешка для каши

3 команда

Коромысло – приспособление для переноса ведер

Рукотерка – полотенце для рук и лица

Хлебалка – ложка

3. Покажите, как справлялась крестьянка с домашними делами:

Погладьте белье при помощи рубеля

Подготовьте к работе прялку

Покажите, как сварить в печи кашу

III РАУНД

Предметы крестьянского быта в народном творчестве

1. Выполни задания теста (по командам)

В какой из перечисленных сказок встречается печь (подчеркни):

а) «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо»

б) «Крошечка-Хаврошечка»

в) «По щучьему веленью»

г) «Зимовье зверей»

Какой из предметов служил транспортом для Бабы-Яги? (подчеркни)

а) самовар

б) прялка

в) корыто

г) ступа

На чем Баба-Яга сажала в печь Иванушку? (подчеркни)

а) на коромысле

б) на ухвате

в) на деревянной лопате

г) на кочерге

2. Собери из слов пословицу, объясни, почему так говорят?

 Дом вести – не лапти плести

Хлеб-соль кушай, а хозяина слушай

Один с сошкой, а семеро с ложкой

3. Рассмотрите внимательно иллюстрации с традиционными русскими орнаментами. Украсьте прялку, сделайте нарядной рубаху крестьянина.

Ребята выполняют творческое задание

Подведение итогов игры

   В заключении.      В последнее время возникает проблема: как сделать краеведческую, исследовательско-поисковую работу в школе более интересной и привлекательной для современного подростка. В связи, с чем становится актуальным использование компьютерных технологий в данном направлении.    

        В феврале 2005 года начался проект «Школьные музеи в новом информационном пространстве». (некоммерческий проект «Музей. Школа. Интернет). Всё началось с того, что всем школьным музеям, имеющим доступ в Интернет, было предложено заявить о себе. На сайте проекта было «открыто» несколько залов, подготовлено несколько виртуальных экскурсий по школьным музеям городов и областей, собраны официальные и методические материалы в электронном виде по теме «Школьный музей». Сегодня сайт представляет собой базу данных, в которых содержатся сведения о нескольких десятках музеев России и стран ближнего зарубежья.

        Опыт введения этого проекта показывает, что для развития музея сегодня владение компьютерными технологиями просто необходимо для развития, продвижения вперед, для поиска, презентаций, исследований. Даже для ведения учета и документации, для хранения статей и результатов анкетирования, для составления и размножения путеводителей и программ, для анализа и статической отчетности.

        С 2013-2014 учебного года мы планируем запустить инновационный проект «Школьный музей», который рассчитан на активное применение информационно-компьютерных технологий в работе школьного музея (создание своего сайта или страницы на сайте школы) и разработать мультимедийную продукцию, посвященную летописи нашего села, нашей школы.

        На данном этапе мы только частично используем все возможности ИКТ: начали вести электронную инвентарную книгу, создавать презентации по различным темам.

        Все выше сказанное подчеркивает значимость одного очень важного тезиса – чтобы быть востребованным новыми поколениями учеников, музей в школе должен быть живым. Живым в смысле постоянного поиска не только экспонатов, но и поиска новых форм и методов музейно-педагогической работы, которая позволяла бы непрерывно «держать» детскую аудиторию, пробуждать и поддерживать в ней интерес к творчеству и обучению. Все зависит от нас, руководителей и активистов школьного музея.

         Мои рекомендации не охватывают весь спектр вопросов, которые будут стоять перед человеком, решившим впервые заняться организацией работы школьного краеведческого музея. Спасибо за внимание!

                

        

        

 

        

        

        

        



1 команда

Квашня

Наливка

Рогач

2 команда

Ложкомойка –

Кокорюка –

Кашница

3 команда

Коромысло –

Рукотерка

Хлебалка –


1. Выполни задания теста (по командам)

В какой из перечисленных сказок встречается печь (подчеркни):

а) «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо»

б) «Крошечка-Хаврошечка»

в) «По щучьему веленью»

г) «Зимовье зверей»

Какой из предметов служил транспортом для Бабы-Яги? (подчеркни)

а) самовар

б) прялка

в) корыто

г) ступа

На чем Баба-Яга сажала в печь Иванушку? (подчеркни)

а) на коромысле

б) на ухвате

в) на деревянной лопате

г) на кочерге


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль народной педагогики в духовно- нравственном воспитании детей.

Выступление составлено на основе личного педагогического опыта по проблеме формирования духовно- нравственной культуры у младших школьников в условиях модернизации начального образования...

Выступление обучающихся школ г. Льгова на выставке «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в Курской области»

Выступление обучающихся школ г. Льгова на региональной специализированной  выставке учреждений образования Курской области «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в Курской области» в р...

Роль народной педагогики в духовно- нравственном воспитании детей.

Выступление составлено на основе личного педагогического опыта по проблеме формирования духовно- нравственной культуры у младших школьников в условиях модернизации начального образования...

Выступление на заседании педагогического совета по теме: "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Материал содержит информацию о путях духовно-нравственного воспитания младших школьников....

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассказывается как можно воспитывать ученика младших классов на основе народной культуры русского народа,какие цели изадачи я ставлю перед собой для достижения положительного результата, каки...