Конспект внеклассного занятия "Средства передвижения"
план-конспект занятия по теме
Внеклассное занятие с мультимедийной презентацией позволяет наглядно рассказать детям о видах транспорта, проследить очередность изобретения транспортных средств, повторить правила дорожного движения и в занимательной форме узнать об истории возникновения правил дорожного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vneklassnogo_zanyatiya.doc | 84.5 КБ |
prilozhenie_1.doc | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие "Средства передвижения"
Цель: формирование представления о транспорте и его классификациях.
Задачи:
обучающие:
- ввести понятия "транспорт", "специальный транспорт";
- раскрыть значение транспорта в жизни людей;
- предоставить информацию об истории появления транспорта;
- предоставить информацию об истории появления ПДД;
- предоставить информацию о службах экстренной помощи, телефоне "Службы спасения";
- повторить правила дорожного движения.
развивающие:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать логическое мышление, память, наблюдательность;
- развивать умение слушать вопросы и сосредотачивать внимание;
- развивать умение быстро отвечать на вопросы, выбирать правильный ответ, рассуждать и объяснять свое решение;
- развивать умение работать индивидуально, в коллективе и слушать собеседника.
воспитывающие:
- воспитывать уважительное отношение к водителям, пешеходам, животным.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, конверт с заданием.
Место использования: внеклассное занятие в ГПД.
Целевая аудитория: 1-2 класс.
Содержание презентации:
Слайд 1. Название презентации. Сведения об авторе.
Слайд 2. Содержание презентации.
Слайд 3. Тема внеклассного занятия.
Слайд 4. Введение понятия транспорт.
Слайд 5. Виды транспорта по способу передвижения.
Слайд 6. Примеры транспортных средств.
Слайд 7. Назначение транспорта по перевозкам.
Слайд 8. Специальный транспорт.
Слайд 9. Назначение транспорта по обслуживанию.
Слайд 10. Рубрика "Давай подумаем!"
Слайд 11. Порядок изобретения транспортных средств.
Слайд 12. Как избежать аварии?
Слайд 13. Вывод: Транспорт - одно из величайших изобретений человечества!
Слайд 14. Обобщение.
Слайд 15. Разгадывание кроссворда по теме занятия.
Слайд 16-18. Повторение.
Слайд 19. Список Интернет-ресурсов.
Ход занятия:
- Орг. момент.
Проверьте, чтобы у каждого на парте лежал конверт с заданием.
- Знакомство с темой внеклассного занятия.
Презентация. Слайд 3. Посмотрите внимательно на доску.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем занятии?
Если вы еще не догадались, то предлагаю вам отгадать загадку:
Он людям всем необходим.
Летит, плывёт, спешит он к ним.
Он пьёт солярку и бензин,
И не угонишься за ним.
(транспорт)
Как еще можно назвать транспорт?
Тема нашего занятия: "Средства передвижения или Транспорт". Сегодня на занятии мы познакомимся с различными видами транспорта, проследим очередность изобретения транспортных средств в мире и узнаем об истории возникновения правил дорожного движения.
3. Введение понятия "транспорт".
Презентация. Слайд 4.
Как одним словом можно назвать изображенные предметы?
Давайте попробуем самостоятельно сформулировать понятие "транспорт". (Выслушиваются ответы детей).
Кто поможет нам найти объяснение понятия "транспорт" в Толковом словаре Ожегова?
Транспорт - многозначное слово.
1. Транспортировать.
2. Отрасль народного хозяйства, связанная с перевозкой людей и грузов, а также тот или иной вид перевозочных средств.
3. Партия грузов, доставляемых одновременно.
4. Движущиеся перевозочные средства специального назначения.
5. Судно морского флота для перевозки грузов, людей. [1].
Сегодня, говоря о транспорте, мы будем иметь ввиду движущиеся средства, осуществляющие перевозки.
4. Знакомство с классификациями транспортных средств.
Презентация. Слайд 5. Где в окружающем мире можно встретить транспортные средства? (В воздухе, в воде, на земле).
Глядя на иллюстрации, попробуйте разделить картинки на группы, в зависимости от способа передвижения транспорта. Обсудите свой ответ с соседом по парте.
Сколько групп получилось? (Водный и подводный, воздушный и космический, наземный и подземный). Давайте соотнесем каждую картинку с определенным видом транспорта.
самолет - воздушный
метрополитен - подземный
подводная лодка - подводный
ракета - космический
автомобиль - наземный
корабль - водный
Сейчас мы проведем небольшое командное соревнование. (Дети делятся на три группы для работы в командах. 1 и 3 команда собираются у первой парты своего ряда, а 2 команда - у последней парты. (Желательно, чтобы слабые дети оказались в 3 команде.) Первая команда на листке бумаги должна написать как можно больше названий водного и подводного транспорта, вторая - воздушного и космического, третья - наземного и подземного. На задание отводится 4 минуты. Время пошло. Презентация. Слайд 6. Давайте проверим.
Сейчас на доске по-очереди будут появляться названия транспортных средств для каждой группы. Вы в своей работе вычеркиваете те слова, которые появились на доске. Победит команда, у которой останется больше записанных (не названных) слов.
Молодцы! Давайте еще раз вспомним, по какому признаку мы делили транспорт на группы? (В зависимости от способа передвижения транспорта.)
Для чего человеку нужен транспорт?
Как люди используют транспортные средства?
Посмотрите на иллюстрацию транспортных средств. Презентация. Слайд 7.
Подумайте, что перевозят эти машины и как они называются? По перевозкам транспорт делится на грузовой, пассажирский и специальный.
Какой транспорт называется специальным? (Приезжает на помощь.) Презентация. Слайд 8.
В каких случаях мы обращаемся в полицию?
По какому телефону можно позвонить в полицию?
В каких случаях мы обращаемся к пожарным?
По какому телефону можно вызвать пожарных?
Как вести себя во время пожара?
В каких случаях мы обращаемся в скорую помощь?
По какому телефону можно вызвать скорую помощь?
С недавнего времени в стране действует единый телефон Службы спасения МЧС, по которому можно вызвать и полицию, и пожарных, и скорую помощь.
Кто из вас знает номер телефона Службы спасения МЧС? (112)
По каким признакам можно отличить специальный транспорт от других машин?
Автомобили, которые относятся к специальному транспорту, имеют звуковую сигнальную сирену
и специальную светящуюся лампочку на крыше, которая называется «проблесковый маячок».
Так что же транспорт приносит в нашу жизнь: пользу или вред?
С появлением транспорта наша жизнь стала легче. Тяжелые вещи мы перевозим на машинах. Службы спасения быстрее приходят на помощь. Но с каждым годом все больше страдает экология.
Какой вред наносит транспорт экологии?
Давайте еще раз вспомним, по какому признаку мы делили транспорт на группы? (В зависимости от назначения перевозок.)
5. Индивидуальная работа. Возьмите конверт с заданием. Приложение 1. Достаньте картинки транспортных средств. Распределите картинки по группам в зависимости от назначения перевозок. На выполнение задания дается 2 минуты.
Проверяем:
Грузовой транспорт: товарный поезд, автотрейлер, самосвал, грузовик, молоковоз.
Пассажирский транспорт: трамвай, маршрутное такси, самолёт, теплоход.
Специальный транспорт: аварийная служба, снегоуборочная машина, эвакуатор.
По каким признакам узнали специальный транспорт? (Проблесковый маячок.)
Презентация. Слайд 9. Посмотрите на следующие картинки и подумайте: кого обслуживает транспорт, и кому принадлежат эти транспортные средства? На какие ещё виды можно разделить транспорт? (Личный и общественный.)
По обслуживанию транспорт может быть личного и общего пользования.
6. Рубрика "Давай подумаем!"
Презентация. Слайд 10.
Какой транспорт называется гужевым? (Если дети затрудняются дать ответ, то, кликнув мышкой, педагог убирает знак вопроса и выводит на экран иллюстрацию гужевого транспорта.) Гужевой транспорт - это вид транспорта, в котором применяется сила животных (лошадей, слонов, верблюдов, оленей, собак и т.д.) [1]. В деревнях очень часто можно увидеть лошадь, которая везет повозку с сеном. Это и есть гужевой транспорт.
В русском языке даже есть пословица: Взялся за гуж, не говори, что не дюж!
Давайте попробуем объяснить смысл этой пословицы.
Что такое вьюк, и какой транспорт называется вьючным? (Если дети затрудняются дать ответ, то, кликнув мышкой, педагог убирает знак вопроса и выводит на экран иллюстрацию вьючного транспорта.)
Давайте в Толковом словаре посмотрим значение слова "вьюк". Вьюк - это упакованная поклажа, перевозимая на спине животных, а также сумка для такой поклажи. [1].
Вьючный транспорт - это средство перевозки грузов с помощью вьючных животных. [1].
Такой транспорт необходим людям в труднодоступных районах. На животных перевозят еду и медикаменты. Жизнь людей во многом зависит от этих животных. Поэтому люди очень их ценят и заботятся о них.
Физминутка. (Стихотворение И. Токмаковой)
На лошадке ехали,
До угла доехали.
Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот.
На реке — пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везет,
Надо сесть в самолет.
Самолет летит,
В нем мотор гудит: У-у-у! [2].
7. Великие изобретения.
Презентация. Слайд 11. Соберитесь в команды.
Давайте прочитаем на доске названия транспортных средств.
Подумайте и расположите их в порядке изобретения человеком. На выполнение задания дается 5-7 минут. (Работу можно проводить в парах или в группах, в зависимости от уровня развития детей.) Проверка проводится с помощью презентации. На экране появляются названия транспортных средств с датой изобретения и названием страны, в которой изобрели этот вид транспорта. Педагог обращает внимание детей на факт: сначала появился автомобиль, а потом - велосипед.
повозка до н.э. Рим (точно не известно)
подводная лодка 1620г. Англия
автомобиль 1768г. Франция
паровоз 1803г. Великобритания
пароход 1807г. США
велосипед 1840г. Шотландия
метрополитен 1863г. Англия
трамвай 1881г. Германия
троллейбус 1882г. Германия
самолёт 1903г. США
вертолёт 1907г. Франция
космический корабль 1951г. СССР
8. Повторение правил дорожного движения.
Презентация. Слайд 12.
Посмотрите внимательно на экран. Машины двигаются в разные стороны. Кто внимательно смотрел, должен ответить на вопрос: не было ли столкновения машин? Что помогло им избежать аварии? (Внимание и вежливость водителя на дороге, разная скорость движения, соблюдение ПДД и т.д.). Кликнув мышкой, педагог выводит на экран надпись: "Соблюдай ПДД!"
Какие правила дорожного движения необходимо соблюдать и водителю, и пешеходу?
9. Рубрика "Путешествие в прошлое".
Мы много говорим о том, что нужно соблюдать ПДД. А когда и где впервые появились эти правила?. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим отрывок из м/ф "Уроки тетушки Совы. История ПДД".
Просмотр отрывка м/ф "Уроки тетушки Совы. История ПДД".
Что интересного узнали из м/ф?
А вы знаете ответ на вопрос м/ф?
Первые известные попытки навести порядок в городском движении были предприняты ещё в Древнем Риме Гаем Юлием Цезарем. По его указу в 50-х годах до н. э. на некоторых улицах города было введено одностороннее движение. С восхода солнца и за два часа до его захода был запрещён проезд частных повозок, колесниц и экипажей. Приезжие были обязаны оставлять свой транспорт за чертой города и передвигаться по Риму пешком. Тогда же появилась специальная служба, которая следила за соблюдением этих правил. Основные обязанности таких регулировщиков заключались в предотвращении конфликтов и драк между владельцами транспортных средств. История правил дорожного движения берёт своё начало в Лондоне 1868 года, где на площади был установлен механический железнодорожный семафор с цветным диском. С наступлением темноты включали вращающийся газовый фонарь, который подавал сигналы красным и зелёным светом. К семафору был приставлен слуга, в обязанности которого входило поворачивать фонарь. Однако скрежет цепи подъёмного механизма был настолько сильным, что проезжавшие лошади шарахались и вставали на дыбы. Решение о создании единых европейских правил дорожного движения было принято в 1909 году на всемирной конференции в Париже, ввиду увеличения числа автомобилей, роста скоростей и интенсивности движения на городских улицах.
Презентация. Слайд 13.
Транспорт - одно из величайших изобретений человечества!
10. Обобщение нового материала.
Презентация. Слайд 14.
Сгруппируйте картинки, используя знания, полученные на занятии.
Во время проверки обсуждаются все варианты и исправляются ошибки.
Презентация. Слайд 15.
Разгадывание кроссворда по теме занятия.
Кликнув мышкой, педагог по-очереди выводит на экран вопросы кроссворда и ответы.
1. Машина, предназначенная для тушения пожара.
2. Вид транспорта, имеющий проблесковый маячок и звуковую сигнальную сирену.
3. Транспорт для перевозки грузов с помощью вьючных животных.
4. Вид транспорта для перевозки людей.
5. Транспорт, который можно вызвать по телефону 03 или 112.
6. Вид транспорта, в котором применяется сила животных.
7. Вид транспорта для перевозки грузов.
Ответы: пожарная, специальный, вьючный, пассажирский, скорая помощь, гужевой, грузовой.
Кто отгадал слово по вертикали? (Транспорт).
11. Повторение изученного материала.
Презентация. Слайд 16-18. (Для детей, которые не справились с разгадыванием кроссворда.) Давайте вставим пропущенные слова в предложения.
12. Подведение итогов занятия.
Как звучала тема занятия?
Что узнали нового?
Что понравилось и запомнилось?
Какие возникли трудности?
О чем захотелось рассказать родителям?
Всем спасибо за работу!
Список литературы:
1. С.Ожегов. Толковый словарь Русского языка. М.,"Издательский дом "ОНИКС", 2008г.
2. И. Токмакова. Детские стихи. СПб., Издательство «Эксмо», 2007г.
Список Интернет-ресурсов:
Иллюстрации:
автобус http://ru.stockfresh.com/image/1238791/school-bus
анимированный поезд http://www.gifpark.su/OBJ.htm
белый автомобиль Artega http://www.autohim.kz/forum/styles/prosilver/imageset/274772125.png
вьючный транспорт http://img826.imageshack.us/img826/8240/gebirgstragtierwesen04.jpg
гоночная машина http://ru.123rf.com/photo_10104165_Гонки.html
гужевой транспорт http://www.talish.info/_ph/2/949737426.jpg
зеленый автомобиль http://ru.123rf.com/photo_11657847_Зеленый-автомобиль-значок.html
картинки 15 слайда из коллекции клипов Microsoft Office Online
корабль http://ru.123rf.com/photo_14799454_Мультфильм-корабль.html
красный автомобиль Ford Mustang http://fotki.yandex.ru/users/an-mor2011/view/471404/
красный автомобиль Dodge http://www.starlook.ru/sets/546154
мальчик в машине http://ru.123rf.com/photo_20754201_Мультфильм-мальчик-в-красном-автомобиле.html
метрополитен http://ru.123rf.com/photo_16899829_Поезд.html
подводная лодка http://ru.123rf.com/photo_10946116_Подводные-на-белом-фоне---html
пожарная машина http://ru.123rf.com/photo_15501250_Вектор-мультфильм-fire-truck.html
полиция http://ru.123rf.com/photo_15531384_Полиция-полицейский-автомобиль.html
ракета http://ru.123rf.com/photo_14536940_Полет-ракеты-металла.html
самолет http://ru.123rf.com/photo_20517646_Иллюстрация-из-самолета-на-белом-фоне.html
самосвал http://ru.123rf.com/photo_11438077_Векторный-изолированные-самосвала-html
синий автомобиль Aston Martin http://img-fotki.yandex.ru/get/6606/132985411.74/0_803f4_6d220ebf_XL
скорая помощь http://ru.123rf.com/photo_9763366_.html
трамвай http://ru.123rf.com/
Видео:
м/ф УРОКИ ТЕТУШКИ СОВЫ "История ПДД" http://torrent.kuzbox.ru/details.php?id=1940
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект внеклассного мероприятия по сказкам А.С. Пушкина
данный конспект представляет собой авторскую разработку литературного мероприятия, посвящённого творчеству А.С. Пушкина....
Конспект внеклассного мероприятия " Солнце, я тебя люблю!"
Внеклассное мероприятие...
Конспект внеклассного занятия " Александр Невский- гордость нации"
Конспект для проведения классного часа или внеклассного мероприятия во 2 классе....
конспект внеклассного мероприятия
Выпуской вечер в 4 классе....
Конспект урока технологии «Передвижение по воде. Кораблик в технике оригами» (1 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с техникой «Оригами»;формирование умения работать в технике «Оригами».Планируемые результаты:Предметные:знать, что такое «Ориг...
Конспект урока технологии "Передвижение по воде. Бумажный кораблик"
Конспект урока технологии "Передвижение по воде. Бумажный кораблик. Моя Чувашия". 1 класс, УМК "Перспектива" ( авт. Роговцева Н.И., Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова)...
Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года
Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года...