Конспект урока технологии "Передвижение по воде. Бумажный кораблик"
план-конспект урока по технологии (1 класс)
Конспект урока технологии "Передвижение по воде. Бумажный кораблик. Моя Чувашия". 1 класс, УМК "Перспектива" ( авт. Роговцева Н.И., Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tehnologii-_1_klass._lyavina_m.m.docx | 221.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Порецкая средняя общеобразовательная школа»
План-конспект урока технологии
«Передвижение по воде. Бумажный кораблик.
Наследники А. Н. Крылова»
1 класс
Автор: Лявина Марина Михайловна,
учитель начальных классов
МАОУ «Порецкая СОШ»
Порецкого района
Чувашской Республики
Порецкое - 2021
План-конспект урока технологии в 1 классе «Передвижение по воде. Бумажный кораблик. Наследники А.Н. Крылова»
Предмет: Технология
Тема урока: Передвижение по воде. Бумажный кораблик. Наследники А.Н.Крылова
УМК «Перспектива» Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, И.П. Фрейтаг
Тип урока: Постановка и решение учебной задачи
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты: - выполнять поэтапно модель кораблика из бумаги, придавая ей свой образ с помощью дополнительных деталей;
-возможность научиться творчески, использовать освоенные технологии работы;
- осваивать и использовать при выполнении изделия способы работы с бумагой: сгибание, складывание;
- осваивать приём складывания изделия в технике оригами;
-сформировать представление о необходимости воды в жизни человека;
-закрепить позитивное отношение к труду.
Метапредметные результаты:
познавательные - научатся анализировать устройство кораблика: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы изготовления изделия;
-получат возможность научиться самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
регулятивные - научатся планировать предстоящую практическую работу с опорой на инструкционную карту, соотносить свои действия с поставленной целью;
-получат возможность научиться прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
- контролировать и корректировать свою работу;
- оценивать свою работу и работу других учащихся по заданным критериям
коммуникативные - научатся слушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
- формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче;
Личностные результаты: - формировать чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды;
- формировать бережное отношение к результатам деятельности человека и культурно-историческому наследию родного края;
-чувствовать гордость и любовь к своей малой Родине.
Целевые установки: - познакомить с передвижениями по воде, с водным транспортом, с общими представлениями о конструкции;
- обучать приёмам складывания изделия в технике оригами, с техникой выполнения поделки «Кораблик;
- учить использовать при выполнении изделия правила сгибания;
- провести эксперимент, сделать выводы;
- воспитывать аккуратность, терпение, любовь к труду.
Методы: - объяснительно-иллюстративный - формирование теоретических знаний;
- проблемно-диалогический - развитие самостоятельного мышления;
- индуктивный - умение обобщать, делать выводы;
- дедуктивный - умение анализировать.
- практический.
Формы работы: самостоятельная, работа в парах и группах, фронтальная работа.
Основные понятия и термины: передвижение по воде, вода, модель, эксперимент, шаблон, корпус, корабль, флот, бумага, оригами.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация , аудиозапись песни «Бумажный кораблик», фотографии академика А.Н. Крылова, писателя Н.С. Мишутина, деревянный брусок, резиновый мяч, яблоко, гвоздик, камешек, ракушка, пластмассовая игрушка, шарик из пластилина, ёмкости с водой, лимон, листы бумаги формата А4, заготовка флага, клей, зубочистки.
Организационная структура урока.
I. Организационный момент. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
-На уроке наши глаза…(внимательно смотрят)
-Наши уши… (внимательно слушают)
-Наши руки…(не мешают, а помогают)
-Наша голова…(хорошо думает)
-Какое у вас настроение? Покажите все хорошее настроение. Поднимем руки, потянемся к солнышку, почувствуем его тёплые лучи. Улыбнёмся друг другу. Начинаем наш урок.
II. Актуализация знаний. Повторить и проверить знания о малой Родине.
-Издалека, долго течёт красавица – Сура, младшая сестра Волги. И уже 4 столетия к ряду плещутся её волны у старинного села Порецкое.
«Нет краше места и родней
Лесов порецких и полей!
Здесь аромат цветов пьянит,
И воздух, как струна звенит…
Я пью июль в ручье студёном,
Сентябрь встречаю с птичьим гомоном,
Я здесь живу, я здесь мечтаю,
И ни на что не променяю
Ветвей склонённых изумруд,
И всё, что родиной зову!»
- О чём эти строки? Разгадайте ребус: Р1А.
-Что такое родина? Наше село – это наша малая Родина – место. Где мы родились, где увидели солнышко, и начали познавать окружающий мир. Это наша школа, наш дом, наши близкие, наше село, наша республика – всё это маленький кусочек нашей огромной страны.
Работа в парах.
- Соедините слова парами: « Порецкое, Республика, Сура, село, синее, Россия, Чувашская, страна, небо, река.»
III. Самоопределение к деятельности.
III.1. Работа с терминами. Разгадывание кроссворда. Формулирование темы и целей урока.
-На прошлых уроках мы говорили с вами о том, как можно передвигаться по земле.
-А можно ли передвигаться по воде? Каким образом? Для чего это нужно человеку?
-Как вы думаете, что мы сегодня изготовим на уроке?
-Для этого давайте разгадаем кроссворд с терминами и понятиями, связанными с уроком технологии.
Загадки:
- Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины. (квадрат)
- Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижёт. (ножницы)
- Японское искусство складывания фигурок из бумаги. (оригами)
- Образец, трафарет, по которому изготовляют какие-нибудь изделия. (шаблон)
- Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу,
А поможет вам, ребята,
Разноцветная…(бумага)
- Я слеплю кого угодно:
Волка, куклу в платье модном.
На уроке мы творим.
Нам очень нужен …(пластилин)
- Изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на что-нибудь кусков цветной бумаги, ткани. (аппликация)
- Я предмет для школы важный.
Чтобы сделать куб бумажный,
Самолёт, картонный дом,
Аппликацию в альбом,
Ты меня не пожалей.
Я – липучий, вязкий…(клей)
- Загадки все мы отгадали. Какое ключевое слово получилось по вертикали? (кораблик)
-Что же мы сегодня будем делать? Какие цели поставим перед собой?
Физкультминутка. Выполнение движений под видеоклип «Бумажный кораблик»
III.2. Рассказ учителя о кораблестроителе Крылове А.Н. .
- Сегодня мы будем в роли кораблестроителей, как и наш знаменитый земляк, академик Алексей Николаевич Крылов.
-Алексей Николаевич – кораблестроитель, механик, математик, основоположник «Теории корабля». Он родился 3 августа 1863 года, т.е. 153 года назад, в деревне Висяга (а ныне Крылово) Порецкого района, где и провел свои детские годы. Большую часть жизни Крылов А.Н. провёл в Санкт-Петербурге. Там он учился и работал. Много великих открытий сделал Крылов в кораблестроении. Некоторыми из них пользуются и по сей день во всём мире. В д.Крылово есть дом-музей учёного, во дворе школы установлен бюст академика и летом 2015 года установлен памятник А.Н. Крылову в речном порту г. Чебоксары. Особое внимание Крылов уделял учению о непотопляемости корабля.
IV.Изучение нового материала.
IV.1.Формулировка проблемы. Проведение эксперимента.
- Давайте и мы немного поговорим о непотопляемости.
- Скажите, пожалуйста, любой ли материал подойдёт для изготовления нашего кораблика?
- Проведём эксперимент «Тонет - не тонет». Для этого вспомним правила работы в группах.
-Каждая группа получает набор предметов.
1 группа – деревянный кубик, металлический гвоздик, яблоко, бумажный комок, пластилиновй шарик.
2 группа – камешек, воздушный шарик, морская ракушка, бумажный комок, пластилиновый шарик.
3 группа – металлический значок, пластмассовая игрушка, пёрышко, бумажный комок, пластилиновый шарик.
- С чего начнём? (Подумаем, выдвинем предположение, гипотезу.)
- Теперь нам надо выстроить гипотезы, по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие утонут.
- Чтобы было удобно, данные будем заносить в таблицу.
- Если предмет тонет, то напротив этого предмета ставите «+», не тонет «-».
(Сообщение гипотез по группам с места. Ответы фиксируются на доске.)
- Теперь проверим наши гипотезы. Что будем проводить? (Эксперимент)
- Что будем проверять? (Все ли из этих предметов умеют плавать.)
- Что для этого нужно? Что понадобится? (Вода, предметы, таблица.)
-Возьмите ёмкости с водой со стола и проведите в своих группах эксперимент. Результаты так же занесите в таблицу.
-Что получилось? Сообщите результаты эксперимента.
- Сделайте выводы. Подтвердились ли ваши гипотезы. Все ли предметы умеют плавать? (Дети сообщают результаты эксперимента и делают выводы.)
- Как вы считаете, от чего зависит плавучесть предмета?
- Все ли предметы лёгкие?
-Зависит ли плавучесть от размера и формы предмета?
-Посмотрите на эксперимент с лимоном, который проведу я.
Опускаю лимон в воду. Лимон плавает. Очищаю лимон от кожуры и вновь опускаю в воду. Лимон утонул. Почему?
- Это произошло потому, что увеличилась его плотность. Кожура у лимона менее плотная, чем его внутренность, и содержит много частичек воздуха. Которые помогают лимону оставаться на поверхности воды.
- Как вы думаете, а почему не тонет огромный корабль, сделанный из железа, который перевозит людей и тяжёлые грузы?
-Всё дело в том, что в корабле кроме команды, пассажиров, груза есть воздух. А воздух намного легче воды. Корабль устроен так, что внутри него есть некоторое пространство, заполненное воздухом. Именно оно поддерживает корабль на поверхности воды и не даёт ему утонуть.
Физкультминутка для глаз.
IV.2. Практическая работа. Делаем сами.
-Какой из исследуемых материалов нам подойдёт для изготовления нашего кораблика? (Бумага.)
- Какие свойства бумаги нам в этом помогут? (Она довольно таки прочная, хорошо складывается, хорошо сохраняет форму.)
-Рассмотрите последовательность выполнения поделки по инструкционной карте, которая лежит у вас на партах.
- Что вам понадобится для работы?
- Теперь, опираясь на инструкционную карту, назовите основные этапы изготовления кораблика.
- Какие приёмы работы будете использовать? (Складывание и разметка бумаги путём складывания, использование шаблона для якоря.)
Техника изготовления кораблика
1. Начинаем свою работу с того, что складываем пополам подготовленный листик, а затем его верхние углы сгибаем к середине.
2. Загибаем вверх верхний слой бумаги, находящийся на получившимся прямоугольнике. Это же действие повторяем и с другой стороны.
3. Получившийся треугольник мы загибаем слева и справа внутрь, повторяем это же и с другой стороны.
4. Как и указано на рисунке, тянем кораблик за середину в разные стороны (таким образом, мы совмещаем правый и левый углы).
5. С обеих сторон загибаем наверх нижний треугольник.
6. В пункте 5, указанном на схеме, загибаем наш кораблик, а затем поворачиваем его на 90 градусов вбок.
7. Теперь переходим к последнему этапу изготовления кораблика, для которого загибаем вверх нижнюю часть.
Вот и всё, оригами из бумаги кораблик готов!
IV.3. Оформление изделия.
- Итак, мы получили наш кораблик. Как корабль назовешь, так он и поплывёт.
- Вспомните, как назывался кораблик из рассказа нашего земляка Николая Мишутина «Пашкин кораблик»? («Смелый»)
- Что произошло с Пашкиным корабликом? (Пашка положил в кораблик письмо с адресом и отправил его по Суре. Кораблик попал в руки команды парохода «Грозный» в Каспийском море. Моряки прочитали Пашкино письмо и отправили ему кораблик, тельняшку и бескозырку. )
-Дайте название своим корабликам, подпишите красиво их.
- Завтра на занятии по внеурочной деятельности «С чего начинается Родина?» мы с вами пойдём на Суру, загадаем желание и спустим наши кораблики на воду. Может и они попадут к добрым людям.
- А чтобы все знали, откуда приплыли эти кораблики, давайте прикрепим к ним маленькие флажки нашей республики.
-Возьмите на партах заготовки и раскрасьте их.
-Какой основной цвет Чувашского флага? (Жёлтый)
- Как вы думаете почему?
- Жёлтый цвет в чувашском народе – всё самое светлое и прекрасное, а так же означает верность, справедливость, милосердие, великодушие, силу.
- Красный - достоинство, могущество, мужество.
Верхнее жёлтое поле означает – пространство под солнцем, населяемое народом Чувашии. Нижнее красное поле – Чувашская земля.
- Прикрепим флаг с помощью клея к зубочистке и вставим в верхнюю часть кораблика.
- Посмотрите, у нас получилась настоящая флотилия.
Флотилия – «маленький» флот, соединение множества кораблей.
IV.4. Анализ и выставка работ.
V. Рефлексия.
- Я думаю, что наш земляк – кораблестроитель А.Н. Крылов был бы доволен нашей работой.
-Какова была цель нашего урока? Достигли ли мы цели урока?
- С помощью чего передвигаются по воде?
- Отчего зависит плавучесть?
- Как изготовить кораблик?
Если на уроке вам было всё понятно и легко работать, то поднимите солнышко. Если у вас по ходу урока были какие-то затруднения, поднимите цветочек, а если вам пока было очень сложно, то поднимите дождевую тучку.
VI. Итог урока.
- О чем бы вы рассказали дома после нашего урока?
- Что вам особенно запомнилось на уроке? Чему вы хотели бы еще научиться на уроках технологии?
Заключение
Урок по разделу «Человек и вода» с использованием ИКТ, наглядных пособий и других средств обучения соответствует целям и задачам урока.
В плане-конспекте показаны этапы проведения урока, позволяющие заинтересовать учащихся и привить любовь к уроку технологии в целом через изучение своего края путём следующих форм:
1.Мультимедийная презентация используется на разных этапах урока.
2. Эксперимент.
3.. Практическое выполнение работ.
Развивает самостоятельность и умение принимать на практике полученные ими знания, и формируют творческий подход к делу и сотрудничеству в коллективе. Такая система работы на уроке позволяет расширить возможность для самостоятельной, творческой деятельности учащихся, привить им навыки самоконтроля, самостоятельности, научит решать задачи более широко, наглядно, доступно.
Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся. Данный урок состоит из шести основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс.
1 этап – организационный задает общее настроение последующих 40 минут, способствует созданию положительной эмоциональной направленности на учебную деятельность. С этого момента ребенок увлекательно по-детски и, рассуждая «по взрослому», включается в дальнейший не простой процесс.
2 этап - актуализация знаний проводится в форме беседы и работы в парах по знанию своей малой Родины и теме предыдущего урока с целью подготовки мышления, активизации мыслительных операций.
3 этап – самоопределение к деятельности. Занимательная работа с терминами в виде разгадывания кроссворда способствует осознанному вхождению учащихся в тему урока, созданию условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.
4 этап – изучение нового материала. На данном этапе проводится эксперимент и практическая работа. Работая в группах, дети учатся взаимодействовать друг с другом, устанавливаются правила взаимодействия, которым они стараются следовать. Позволяет применить, полученные на уроке теоретические знания на практике.
Физминутки проводятся для снятия мышечного и умственного напряжения, а также для снятия напряжения с глаз.
5 этап –рефлексия урока на этом этапе проводится оценивание учащимися собственной деятельности.
6 этап – подведение итогов.
На протяжении всего урока царила «живая», насыщенная, работающая обстановка, что говорит о рациональности используемых методов обучения и форм организации работы учащихся.
Список использованных источников
- Большой энциклопедический словарь. М.: БРЭ- СПб.: Норинт, 1998 г
- Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, И.П.Фрейтаг «Технология»: учебник для 1 класса. – М.: «Просвещение», 2013
- Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, И.П.Фрейтаг «Технология»: рабочая тетрадь для 1 класса. – М.: «Просвещение», 2014
- Электронное приложение к учебнику «Технология», 1 класс, авторы Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, И.П.Фрейтаг
- Роговцева Н.И. Технология. Методическое пособие. Изд. Просвещение. 2012
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / под ред. И.А. Сафроновой - М.: Просвещение, 2011 г
- http://www.happy-giraffe.ru/community/24/forum/post/43326/
- http://img.labirint.ru/images/comments_pic/1042/012lablacl1287665880.jpg
- http://easyen.ru/load/tekhnologija/1_klass/404
- http://perspektiva-1.jimdo.com/
Приложение 1.
к | в | а | д | р | а | т | ||||||
н | о | ж | н | и | ц | ы | ||||||
о | р | и | г | а | м | и | ||||||
ш | а | б | л | о | н | |||||||
б | у | м | а | г | а | |||||||
п | л | а | с | т | и | л | и | н | ||||
а | п | п | л | и | к | а | ц | и | я | |||
к | л | е | й |
Приложение 2.
Предметы | Гипотеза | Эксперимент |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»
Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...
Конспект урока технологии на тему: Бумажная пластика
Конспект урока+ презентация урока по технологии...
Конспект урока Технологии «Игрушки из бумажных полосок» 2 класс
Конспект урока Технологии «Игрушки из бумажных полосок» 2 класс...
План-конспект урока технологии 1 класс "Бумажные фантазии" (Лягушка)
План-конспект урока технологии 1 класс "Бумажные фантазии" (Лягушка)...
Конспект урока по технологии "Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Проращивание семян" (УМК Школа России, 1 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИТема: «Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Проращивание семян»Цели деятельности учителя: знакомство со значением воды в жизни человека и растений; ...
Конспект урока окружающего мира «Вода и водные жители. Вода-вещество. Путешествие капельки» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )
Тема: «Вода и водные жители. Вода-вещество. Путешествие капельки» Цели деятельности учителя: формирование представлений о роли воды для человека и всех живых организмов; о разных состояния...
Конспект урока 3 класс "Вода и свойство воды" с опытом
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме « Вода и свойства воды». УМК «Школа России» Цель урока: познакомить с основными свойствами воды путём проведения прос...