Проект "Народные праздники"
проект по теме

Харламова Наталия Николаевна

Разработка педагогической технологии "проектная деятельность". Составлен долгосрочный проект "Народные праздники", задачи, этапы проекта, план мероприятия на 3 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnye_prazdniki.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное казенное учреждение

 «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

г. Неи и Нейского района».

ТЕХНОЛОГИЯ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».

ПРОЕКТ

«НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ».

Разработчики:

воспитатель Наталия Николаевна Харламова

воспитатель Марина Леонидовна Малинова.

2014 год.

Проект «Народные праздники».

       В настоящее время проектной деятельности уделяется большое внимание, так как по мнению ученых в таком виде деятельности у ребенка происходит активное усвоение знаний, умений, навыков.

       Метод проектов — комплексный обучающий метод, который дает ребенку возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, достижении поставленной цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

       Метод проектов формирует у детей коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к умению партнеров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий.

        Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

        Проектная деятельность не должна быть скучной, назидательной, у ребенка она должна вызывать яркий эмоциональный отклик.

        В настоящее время в нашем центре реализовывается долгосрочный проект « Народные праздники». Выбрали этот проект, потому что идея знакомства с народными (фольклорными) праздниками показалась на этот момент самой злободневной, так как выяснилось, что  знаний у детей по этой теме мало или нет совсем.

       

Актуальность проекта.

         Россия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Наше желание через данный проект познакомить детей с народными обычаями  и традициями нашей страны, вызвать желание и интерес у детей к народным праздникам, добиваться того, чтобы дети помнили культуру и знали прошлое нашей страны.

         Проектная деятельность  - это важнейший процесс воспитания, желание познать культуру своего народа (через праздники).

         Проекты по праздникам являются групповыми, творческими. Проектной деятельностью могут заниматься дети  разного возраста, с разными способностями.

          Участие в проекте «Народные праздники» способствует развитию интеллектуальных возможностей детей, их творческих способностей, любознательности, повышает интерес к народному празднику и обогащает кругозор детей и взрослых.

         Народные (фольклорные) праздники - это часть духовного наследия народа (обрядов, ритуалов, традиций и т.п.).

        Восстановление народных, природных праздников прошлого необходимо для восстановления экологической культуры: преклонения перед природой, ее красотой, бережного отношения к ней.  В рамках данного проекта решается широкий круг задач нравственного и художественно-эстетического направления.

        Изучая свои истоки, ученики лучше узнают исторический путь своего народа и вместе с тем глубже понимают мировую общность,

приобщаются к народным идеалам мужества, красоты, юмора, любви к родной земле. А использование метода проектной деятельности в исследовании народного богатства дает возможность детям раскрыться в полной мере, творчески реализоваться через сотрудничество, проявить себя как личность, выразить внимание к другим людям, быть полезным им, заслужить одобрение и признание окружающих, позволяет испытать чувство собственной значимости.

     Срок реализации проекта 3 года.

    Цель проекта: приобщение детей к культуре русского народа, развитие прикладных умений и навыков, способности к творческому взаимодействию с социумом.

    Задачи:

- Вызвать у детей интерес к истории и народным традициям России;

- раскрыть значение национальных традиций (проведение праздников, игр, образу жизни и др.) для формирования культуры, нравственных качеств русского народа;

- формировать навыки  экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

- развивать навыки работы в группе, выполнять различные роли, взаимодействовать с другими людьми;

-  воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству;

-  воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

       Этапы проекта.

1Подготовительный ( погружение в проект, заинтересованность проблемой, подбор материала).

2.Деятельностный (разучивание потешек, поговорок, стихов, песен, чтение художественной литературы, разучивание игр, занятия ручным трудом, составление папок-передвижек, стенгазет, презентаций по темам).

3.Оценочный (представление и защита проекта).

       Предварительная организационная работа педагогов.

Разработка сценариев мероприятий.

Подбор подвижных игр, художественной литературы, фольклорных текстов.

Составление примерного перечня работ для детского творчества.

Оформление итогов проектов.

         Содержание проекта.

1 год: праздник «Пасха».

           Фольклорный праздник «Чай. Как он приятен, вкусен, крепок, ароматен».

2 год:  праздник «Рождество. Святки»

          Фольклорный праздник «Деревенские посиделки».

3 год: Праздник «Березкины именины».

          Фольклорный праздник « Дожинки».

       Ресурсное обеспечение.

Кадровый персонал: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.

      Ожидаемые результаты:

      1. Формирование эмоционально - осознанного отношения к народному творчеству, традициям, праздникам, эстетического восприятия фольклора в его художественном и самобытном разнообразии.

      2. Продуктивное сотрудничество со сверстниками, родителями, воспитателями при решении различных творческих задач.

      3. Развитие духовно-нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, открытости, доброжелательности, понимания и сопереживания, уважительного отношения к историко-культурным традициям народа.

     4. Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства народа, умение играть в народные, подвижные игры.

Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

План мероприятий.

№  п/п

Название мероприятия.

Сроки.

Участники.

2014 год.  Праздник «Красная Пасха».

1.

Составление плана действий, сбор материала по теме «Пасха», составление сценария праздника.

январь-февраль

2014 год.

Воспитатели:

Малинова М. Л.

Харламова Н. Н.

2.

Разучивание песен, стихов, пословиц о пасхе.

март - апрель

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

3.

Чтение художественных произведений по теме «Пасха».

март-апрель

Воспитатели, дети.

4.

Оформление папки-передвижки и книжной выставки «Красная Пасха».

апрель

Воспитатели, дети.

5.

Изготовление поделок к празднику и оформление выставки поделок «светлый праздник Пасхи».

март-апрель

Воспитатели, дети.

6.

Репетиции театрализованной части праздника, подготовка реквизита, костюмов.

апрель

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

7.

Проведение праздника «Красная пасха».

25апреля 2014г.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель,

родители.

2014 год.  Фольклорный праздник

«Чай. Как он приятен, вкусен, крепок, ароматен».

1.

Создание плана действий, сбор методического материала к  празднику.

май - июнь.

Воспитатели: Малинова М. Л.

Харламова Н. Н.

2.

 Составление сценария праздника.

Июль.

3.

Сбор целебных трав для приготовления  чая.

Июль- сентябрь.

Воспитатели, дети.

4.

Чтение и обсуждение художественных произведений « Муха-Цокотуха», «Чайные стихи», «Как лягушки пили чай».

Июль- сентябрь.

Воспитатели, дети.

5.

Знакомство с историей появления чая. Разучивание пословиц и поговорок, стихов, частушек, песен о чае.

Август- сентябрь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

6.

Проведение анкетирования «Чайная лавка».

Август.

Воспитатели. дети, родители.

7.

Обсуждение костюмов и оформления к празднику.

Август- сентябрь.

Воспитатели, дети.

8.

Составление презентации «Чай, чай, выручай».

Сентябрь.

Воспитатели.

9.

Практическое занятие по сервировке чайного стола.

Сентябрь.

Воспитатели, дети.

10.

Праздник «Чай. Как он приятен, вкусен, крепок, ароматен».

Октябрь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители.

2015 год.  «Рождество. Святки».

1.

Конкретизация целей проекта на 2015 год.

Октябрь.

Воспитатели: Малинова М. Л.

Харламова Н. Н

2.

Составление плана работы, сбор материала, составление сценария.

Октябрь.

Воспитатели: Малинова М. Л.

Харламова Н. Н

3.

Просмотр мультфильмов и детских фильмов о Рождестве.

Ноябрь- декабрь.

Воспитатели, дети.

4.

Оформление книжной выставки «Рождественская сказка».

Декабрь.

Воспитатели.

5.

Чтение  и обсуждение художественной литературы по теме.

Ноябрь-декабрь.

Воспитатели, дети.

6.

Участие в конкурсе «Вифлиемская звезда».

Октябрь.

Воспитатели, дети.

7.

Изготовление рождественских подарков из бросового материала.

Декабрь.

Воспитатели, дети.

8.

Разучивание народных игр, песен, хороводов.

Декабрь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

9.

Репетиции театрализованной части праздника, подготовка оформления.

Декабрь-январь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

10.

Оформление стенгазеты « Святки. Рождество».

Декабрь.

Воспитатели.

11.

Проведение праздника «Рождество. Святки».

Январь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители.

2015 год. Фольклорный праздник «Деревенские посиделки».

1.

Создание плана действий,

сбор методического материала к  празднику.

Февраль.

Воспитатели: Малинова М. Л.

Харламова Н. Н

2.

Составление сценария.

Март.

Воспитатели: Малинова М. Л.

Харламова Н. Н

3.

Изготовление поделок из природного материала и оформление выставки.

Июнь – август.

Воспитатели, дети.

4.

Конкурс рисунков «Родные просторы» и оформление выставки рисунков.

Апрель – май.

Воспитатели, дети.

5.

Экскурсия в музей.

Сентябрь.

Воспитатели, дети.

6.

Подбор музыки и изготовление реквизита.

Июнь – август.

Воспитатели,

музыкальный руководитель.

7.

Разучивание песен, стихов, танцев, частушек.

Август- октябрь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

8.

Распределение ролей для театральной постановки.

Сентябрь.

Воспитатели, дети.

9.

Репетиция отдельных сцен.

Октябрь- ноябрь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

10.

Разучивании  народных игр.

Август- октябрь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

11.

Оформление сцены.

Ноябрь.

Воспитатели, дети.

12.

Просмотр презентации «Русский быт», «Народный костюм», «Русские традиции».

Сентябрь- октябрь.

Воспитатели, дети.

13.

Праздник «Деревенские посиделки».

Ноябрь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители.

2016 год.  Праздник «Березкины именины».

1.

Конкретизация целей проекта на 2016 год.

Декабрь.

Воспитатели: Малинова М. Л.

Харламова Н. Н

2.

Составление плана работы, написание сценария.

Январь.

Воспитатели: Малинова М. Л.

Харламова Н. Н

3.

Изготовление реквизита, подбор музыки.

Февраль - март.

Воспитатели, музыкальный руководитель.

4.

Конкурс рисунков «Красавица березка».

Май.

Воспитатели, дети.

5.

Чтение и обсуждение произведение Шмелева «Лето Господне», стихов Бунина, Есенина.

Апрель.

Воспитатели, дети.

6.

Беседа об истории  праздника.

Март.

Воспитатели, дети.

7.

Разучивание стихов, песен, хороводов.

Апрель - июнь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

8.

 Практическое занятие по изготовлению праздничных венков.

Май.

Воспитатели, дети.

9.

Разучивание народных игр, забав.

Май – июнь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

10.

Изготовление папки – передвижки «Троица».

Май.

Воспитатели, дети.

11.

Постановка пьесы для театра.

Апрель – июнь.

Воспитатели, дети.

12.

Праздник «Березкины именины».

Июнь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители.

2016 год. Фольклорный праздник «Дожинки».

1.

Составление плана работы, написание сценария.

Июль.

Воспитатели: Малинова М. Л.

Харламова Н. Н

2.

Чтение и обсуждение рассказов о хлебе.

Август.

Воспитатели, дети.

3.

Занятие

 « Беседа о хлебе».

Август.

Воспитатели, дети.

4.

Викторина

«Хлеб – всему голова».

август-сентябрь.

Воспитатели, дети, родители.

5.

Театрализация

«Легкий хлеб».

Август-ноябрь.

Воспитатели, дети.

6.

Экскурсия

«Где растет хлеб».

Сентябрь.

Воспитатели, дети.

7.

Практическое занятие «Блюда их хлеба».

Сентябрь.

Воспитатели, дети.

8.

Исследование

 «Как растет овес».

Октябрь.

Воспитатели, дети.

9.

Просмотр презентации «Путешествие колобка».

Октябрь.

Воспитатели, дети.

10.

Поделки из соленого теста.

Сентябрь-ноябрь.

Воспитатели, дети.

11.

Разучивание песен, поговорок, пословиц, стихов о хлебе.

Сентябрь-ноябрь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

12.

Праздник «Дожинки».

Ноябрь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители.

По завершению проекта составляется итоговый фотоальбом « Народные праздники».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкального праздника, посвященного Дню Победы. Этот праздник со слезами на глазах"

Этот материал поможет учителям начальных классов провести утренник, торжественное мероприятие, линейку, посвященные Дню Победы....

Сценарии праздников: "Осень, Осень, в гости просим", "Здравствуй, праздник Новогодний"

Сценарии праздников: «Осень, Осень, в гости просим!»   «Здравствуй, праздник новогодний!»      ...

"Праздник Букваря." сценарий праздника.

В сценарии представлен вспомогательный материал  для проведения праздника в 1 классе " Прощай,Азбука!"...

Пасха – праздник праздников»

Сенмейные праздники в традициях народов....

Праздники и календари. Праздники буддизма и праздники христианства. (1-ый урок)

Конспект открытого урока по ОРКСЭ. ( "Основы   религиозных культур и светской этики"...

Православный праздник "Пасха - праздник праздников!"

Праздник православного праздника - Пасха....

Семейные праздники: « Праздник красок», « Праздник друзей».(1 класс)

Семейные праздники для первоклассников не требуют от учителя большой подготовки, что не мало важно в наше время, но дают возможность помочь современной семье в деле воспитания, предупредить появление ...