Роль разновозрастных отрядов в формировании социального опыта школьников (программа работы по организации РВО в общеобразовательных учреждениях)
проект на тему
Система воспитательной работы в школе традиционна: воспитательный процесс строится через работу с отдельными классами, взаимодействие осуществляется только в рамках проведения больших общешкольных мероприятий. Проблема заключается в отсутствии тесного взаимодействия ребят разного возраста. В процессе взаимодействия со сверстниками, с младшими, взрослыми учащийся имеет дело с носителями различного социального опыта. Это позволяет ребенку развиваться разносторонне, социализироваться, формировать познавательный и коммуникативный потенциал личности. Решением данных проблем может являться создание разновозрастных отрядов в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Нерюнгри
678960 Республики Саха (Якутия), г. Нерюнгри, ул. К. Маркса, д. 7/1 телефон 4-79-13
Роль разновозрастных отрядов в формировании социального опыта школьников
(программа работы по организации РВО в общеобразовательных учреждениях)
Авторы:
Плотникова Марина Евгеньевна,
классный руководитель 7б класса
МОУ – СОШ № 18;
Ларионова Евдокия Прокопьевна,
классный руководитель 2б класса
МОУ – СОШ № 18
2014г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение - Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) функционирует 27 лет.
Образовательное учреждение находится в квартале Г-Е. Имеется налаженная транспортная связь со всеми кварталами города.
Социальный статус населения микрорайона разнообразен: от семей служащих, творческих и научных работников до семей мигрантов.
Рядом находится Гимназия № 1. У жителей микрорайона есть возможность выбора общеобразовательного учреждения.
Система воспитательной работы в школе традиционна: воспитательный процесс строится через работу с отдельными классами, взаимодействие осуществляется только в рамках проведения больших общешкольных мероприятий.
Проблема заключается в отсутствии тесного взаимодействия ребят разного возраста, а в настоящее время «многие исследователи детского коллектива указывают на большую роль межвозрастных связей, как в организации коллектива, так и в развитии личности ребёнка». В.А. Сухомлинский подчеркивал, что организация отношений между учениками разного возраста должна охватывать основные направления идейно-воспитательной работы в школе. В процессе взаимодействия со сверстниками, с младшими, взрослыми учащийся имеет дело с носителями различного социального опыта. Это позволяет ребенку развиваться многосторонне, социализироваться, формировать познавательный и коммуникативный потенциал личности.
Решением данных проблем может являться создание разновозрастных отрядов в ОУ.
Одним из примеров такой организации служит РВО (дети и подростки в возрасте от 7 до 17 лет) «РОСТ» (Развитие, Образование, Сотрудничество, Творчество), созданный в городе Нерюнгри в СОШ №18 в 2012 году и представленный ребятами первого, шестого и десятого классов.
В данном отряде предназначение каждого возрастного звена имеет определенную направленность: старшие дети (10 класс) – это воспитатели, модераторы, тьюторы для ребят среднего и младшего возраста; подростки (6 класс) – это инициаторы, изобретатели, «провокаторы»; младшие школьники (1 класс) – воспитанники, для них примером для подражания являются дети старшего и среднего возраста.
Задачами данной организации являются:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, к природе.
- формирование познавательного интереса к различным областям знаний
- формирование потребности к достижению успеха и самоутверждению в различных видах деятельности
- переориентация обучающихся с детских норм поведения на взрослые
- формирование навыка культуры цивилизованного общения и норм социального поведения
Этапы и сроки реализации программы:
Продолжительность исследования – 3 года
I этап - Подготовительный (август – сентябрь 2012г.)
- Разработка программы воспитательной работы на основе ФГОС НОО и концепции воспитательного процесса в ходе организации межвозрастного взаимодействия;
- Запуск формирующего и констатирующего эксперимента;
- Проведение мониторинга;
- Разработка программы эксперимента по организации межвозрастного взаимодействия.
II этап - Основной (2012-2014 гг.)
- Окончательное формирование структуры воспитательной работы;
- Проведение экспериментальной проверки формирующего эксперимента;
- Корректировка отдельных положений программы эксперимента воспитательной работы;
- Проведение мониторинга, формирующего эксперимент.
Основные направления межвозрастного взаимодействия | Формы работы | Планируемые результаты |
Духовно-нравственное направление | –встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда; –оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны и труда; – «Уроки мужества». Вахта памяти; – выставки рисунков; – оформление газет о боевой и трудовой славе россиян; – тематические классные часы; – конкурсы рисунков; – фестивали патриотической песни; – работа кружка « Я – гражданин России»; – изучение конституции страны. Викторины. Дебаты. Ролевые игры; – оформление стендов с государственной символикой; – творческие проекты. | 1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 3) Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 4) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. |
Общеинтеллектуальное направление | -интеллектуальные соревнования; – предметные недели; –экскурсии, олимпиады, конференции, конкурсы. |
|
Общекультурное направление | – тематические классные часы; – поездки в музеи и театры; –организация выставок творческих работ учащихся; – организация игр на переменах; –художественная самодеятельность; – театральные кружки; – творческие мастерские; – конкурсы лучших чтецов. |
|
Социальное: | –круглые столы, конференции, диспуты, ролевые игры; – проведение совместных праздников; - благотворительные акции; –социально-полезная деятельность. Трудовые десанты. Волонтерская деятельность. |
|
Физкультурно-спортивное и оздоровительное направление | –секции плавания, волейбола, футбола, борьбы; – спортивные соревнования. Веселые старты. – подвижные игры. – Дни здоровья. –тематические классные часы о здоровом образе жизни. |
|
III этап - Аналитический (2015 г.)
Сравнительный анализ воспитательной работы на разных ступенях обучения;
Описание опыта научно-исследовательской деятельности;
Подготовка рекомендаций по организации межвозрастного взаимодействия в условиях общеобразовательной школы;
Разработка программы следующего эксперимента.
Разновозрастное сотрудничество обучающихся на разных уровнях содержит неограниченные возможности формирования УУД младшего школьника и развития УУД в среднем звене:
- Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
- Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
- умение учиться и способность к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- преодоление импульсивности, непроизвольности;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
- умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""
Рекомендации к организации и режиму работыгрупп продленного дня...
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
СанПин 2.4.2.2821-10WebRep currentVote noRatingnoWeight...
Роль разновозрастных отрядов в формировании социального опыта школьников (программа работы по организации РВО в общеобразовательных учреждениях)
Система воспитательной работы в школе традиционна: воспитательный процесс строится через работу с отдельными классами, взаимодействие осуществляется только в рамках проведения больших общешкольных мер...
Роль разновозрастных отрядов в формировании социального опыта школьников (программа работы по организации РВО в общеобразовательных учреждениях)
Система воспитательной работы в школе традиционна: воспитательный процесс строится через работу с отдельными классами, взаимодействие осуществляется только в рамках проведения больших общешкольных мер...
Расписание уроков для первоклассников с учётом санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
Расписание уроков для первоклассников с использованием «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, вноябре-декабре – по 4 урока...