Познавательные игры.
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
Познавательные игры :сущность, виды, условия
эффективности в начальных классах
Познавательная деятельность младших школьников проходит преимущественно в игровой форме. Во- первых ,потому ,что дети этого возраста -недавние дошкольники и игра занимает существенное место в их жизни .Во- вторых ,небольшой объем знаний не способствует серьезной познавательной деятельности и она требует яркого игрового оформления.
Грамотно организованные познавательные игры активизируют процесс познания школьников ,создают положительную эмоциональную атмосферу
в группе, вызывают чувство удовлетворения и желание продолжать игры
вновь и вновь ,не боясь трудностей преодолевая препятствия. .Кроме того,
в играх дети незаметно для себя ,без особых усилий овладевают очень важ-
ными умениями. Они учатся работать в группе: ставить общие цели и задачи, совместно действовать ,распределять роли координировать общие усилия.
Не менее важны и умения работать с книгой :ставить вопросы, искать на них ответы, находить нужную информацию ,выделять существенное ,ориенти-
роваться в книжном мире.
Игра и игровое общение по сравнению с традиционными формами учебного
общения в большей степени способствуют возникновению и проявлению
активности, стимулируют познавательную активность всех учащихся ,что особенно важно для слабо успевающих детей.(М.А.Матюшкин)
Игра-способ сделать учение ,познание делом непринужденным, увлекатель-
ным, интересным. Играя, ребенок радостно и счастливо проживает значи-
тельный момент жизни. Не готовится к жизни, а живет "здесь и сейчас",в
каждый момент своего бытия.
Познавательная игра – это активное познание мира, облеченное в яркую
игровую форму. В организационном плане познавательная игра- коллективное творческое дело игрового, занимательного характера, имеющее в своей структуре коллективное планирование ,подготовку, осуществление, коллективный анализ и оценку.
По содержанию ,методике и технологии проведения можно выделить несколько групп познавательных игр: игры -конкурсы, игры-путешествия, игры читателей ,почемучкины игры и игры-обзоры(игры истории).
Игры-конкурсы, состязания основаны на ярко проявляющейся особенности
ребят - желании постоянно сравнивать себя с другими, соперничать ,что заложено в детской природе.
Игры – конкурсы, как видно из названия, построены на соревновательности , состязательности в области познания .Они требуют от ребят проявления
смекалки разносторонних знаний.
По своему характеру это интеллектуальные состязания по различным отрас-
лям знаний, выходящих за пределы содержания учебных программ и учебников . В них всегда есть победители и проигравшие. Победители
-это те, кто больше знает, много читает, многим интересуется . Выигрыш
и проигрыш в игре стимулирует познавательную активность детей,
желание читать , узнавать новое ,расширять круг чтения.
Успех в таких играх зависит от :
- интересных , занимательных и в то же время заставляющих думать
вопросах
- быстро ориентирующегося в ситуации и обладающего широким
кругозором ведущего
- награждения победителей.
Перед каждой игрой обязательно продумывается вместе с детьми система
оценок. Их можно фиксировать на доске, на табло ,на плакате. Совсем необъя
зательно каждый раз использовать цифровые показатели .Их с успехом мо-
гут заменить предметные: по-разному окрашенные листья деревьев ( "Знато-
ки природы"), геометрические фигуры("Математический турнир"), лепестки цветов("На цветочной поляне","На балу у Флоры"),снежинки ,желуди, ягоды,
рябина и.т.д.
Не стоит и забывать о том ,что игра –это не урок ,и поэтому во время ее про-
ведения возможны и шум, и смех, и передвижение детей по классу .Ценность
игр-состязаний состоит в том, что ребята все вместе в составе команд думают, обсуждают вопросы, находят ответы.
Надо учесть и то, что младшие школьники ,как правило ,не умеют работать в группе(команде),стараются отвечать или задавать вопросы индивидуально
(часто им просто не хватает терпения ,и они выкрикивают с места то ,о чем
догадались ,о чем знают).Их надо учить совместной умственной работе ,ес-
ли не делать этого, то в познавательных играх будут участвовать только самые эрудированные , сообразительные ученики ,а другим станет не инте-
ресно , и игра не даст того воспитательного результата ,ради которого и
задумывалась педагогом.
Победителей в игре можно награждать и призами : книгами , игрушками,
играми и. т . д. Вполне подойдут самодельные медали(их можно изготовить
вместе с детьми), дипломы и.т.д.
К играм- соревнованиям можно отнести такие игры, как "Умники и умницы",
" Зездный час", "Ау , знатоки" и.т.д.
Игры – путешествия , реальные и воображаемые ,отличаются ,во-первых ,ин-
тересным сюжетом , который разворачивается перед детьми героями кото-
рого они становятся . Во – вторых, игры ,как правило ,построены на одной тематике, например:,
"Природа"," Море и корабли","Космос" и.т.д.
Игры – путешествия -это исследование какого-либо объекта ,явления области, знаний .В них нет соревновательности, как в конкурсах и турнирах.
Они требуют от детей большей самостоятельности и активности в подготовке, именно от них зависит успех . Готовясь к играм-путешествиям,
дети больше работают с книгами ; словарями, энциклопедиями ,ищут нужный материал , формируют по нему вопросы.
Таким образом , они развивают творчество ,воображение.
Сформулируем некоторые условия и требования к организации игр -путе-
шествий:
-темы игр должны отвечать потребностям ,интересам, запросам детей;
-необходимо предоставить каждому ребенку возможность активно
-участвовать в игре.
-организовать игры предпочтительно по микрогруппам , чтобы ,во - . . первых охватить всех детей , а во-вторых, осветить разные стороны . . избранной темы;
-главное в игре- путешествии – познание , а не соревнование ,поэтому
элементы состязательности не должны выступать на первый план и яв-
ляться определяющими;
Почемучкины игры побуждают детей к задаванию вопросов и поискам отве-
тов на них. Психологи отмечают ,что младшие школьники меньше задают ,
вопросов ,чем дошкольники.
Задачи почемучкиных игр - развивают любознательность детей, иницииро- вать их вопросы побуждать к наблюдению ,анализа окружающего мира.
Почемучкины игры построены на вопросах детей, организуя данную группу игр, учитель не вправе отмахиваться ни от каких, даже "глупых" на взгляд взрослого ,вопросов. В организации почемучкиных игр весьма важен стиль
обучения учителя с детьми .Чем они демократичнее ,тем более активны дети
в постановке вопросов .Дети глубже развивают свои подлинные возможности в исследовании проблемной ситуации с помощью вопросов.(исследование Н.Б.Шумаковой. ) Педагогические требования к организации познавательных игр :
- внимательно относиться к детским вопросам, накапливать их ;
- учить детей задавать вопросы ,открывать новые стороны в исследуемом
объекте , проблеме, явлении.
- не оценивать детские вопросы как "плохие - хорошие", "умные - глупые","правильные – неправильные " , а радоваться любым вопросам и рассматривать их как положительный факт; это помогает не снижать
самооценку ребенка;
- предпочтителен демократический стиль общения с детьми, когда они не
боятся задавать вопросы , не боятся выглядеть глупыми.
К почемучкиным играм можно отнести: " Шкатулка по кругу", "Хочу все
знать", "Отчего и почему?" и д.р.
Следующая игра это Игры-читателей .Чтобы вырабатывать у детей интерес
к чтению и привычку читать, обращаться к книге, развивать читательскую
активность и самостоятельность.
Основное назначение данной группы игр сделать детей активными читате-
лями. Поэтому важно , чтобы в них принимали участие все дети: и те, кто много и охотно читают, и те, кто читают мало и без особого желания.
Своеобразие игр читателей в том, что они содержат в себе элементы
других групп игр. В них могут присутствовать конкурсы и состязания
("Эстафета сказок", "Листая энциклопедии"), и.т.д.
В организации игр читателей учителю поможет знание и соблюдение
ниже перечисленных требований:
- у детей должна быть свобода выбора содержания игры, собственной
роли , формы воздействия с другими участниками;
- следовательно, учителю нужно предоставить эту возможность через
разнообразие литературы, игровых сюжетов, наличие возможных ролей.
3. содержание игр должно выходить за рамки того , что дети знают что
уже читали , то есть находиться в "зоне ближайшего развития".
(Л.С. Выготский").
В этом случае у детей возникает интерес к новому , а главное- . - происходит их развитие.
4. у детей должен быть доступ к хорошей литературе, как к худо-
жественной , так и к познавательной .Это необходимо для воз-
буждения интереса к чтению , для развития читательского вкуса,
для раскрытия разнообразия окружающего мира.
Игры-обзоры , игры-истории дают возможность окунуться в историю
и познакомиться с происхождением самых простых и хорошо известных
детям вещей , явлений, событий: как и когда люди начали измерять ,когда
появились первые печатные источники, как и где дети раньше учились,
какова история иголки и нитки, ложки и тарелки . - обо всем этом дети
узнают в процессе проведения подобных игр.
Игры- обзоры отличаются, прежде всего , своим содержанием .Его сос-
тавляют различные истории происхождения и существования знакомых
детям вещей и явлений – от истории зеркала до истории школьного обу-
чения. Однако не исключено , что интересы детей могут выйти за пределы
обычных вещей ,и тогда мы расширяем содержание игр.
Подготавливая игры, дети вместе с учителем выбирают какую- либо об-
ласть интересующих их объектов и предметов окружающего мира. Ими
могут быть домашние вещи ,школьные принадлежности и все ,что связано
со школой , одежда и обувь, меры измерения, изобретения игры и игруш-
ки , книги и библиотеки и многое другое.
Таким образом ,расширяется кругозор детей ,читательский диапазон ,раз-
развивается их самостоятельность ,познавательная активность.
При проведении игр-обзоров можно посоветовать учителю следующее:
- Опираться на интересы детей и развивать их дальше;
- приучать их более самостоятельно работать со справочной и научно-познавательной литературой;
- постепенно приобщать всех к активному участию в подобных через
постановку вопросов ,через работу с литературой, через предоставление
каждому возможности поговорить о том ,что его интересует, о чем он знает.
Технология организации всех игр базируется на методике и технологии
коллективной творческой деятельности. В ее основе - активное участие
детей во всех этапах и элементах игр: от замысла до анализа результатов.
Педагогические (воспитательные) возможности познавательных игр
могут быть реализованы при соблюдении следующих методических
условий.
- Ребенок должен быть субъектом деятельности, занимать активную позицию в организации игр : в их планировании, поиске информации, осуществлении ,анализе и оценке.
- Чтобы обеспечить постоянный и устойчивый интерес к познанию, чтобы игровой мотив менялся на познавательный ,необходимо по-
степенно увеличивать объем информации и степень участия детей
в ее поиске.
- Чтобы игры приобретали развивающий характер , их содержание должно выходить за пределы учебных программ и учебников.
- Необходимо учесть и психологические особенности младших школьников , придавая играм познавательного характера занимательную форму, используя увлекательный сюжет, красочное
оформление , новизну и необычность информации.
- Весьма важно при организации познавательных игр опираться на
интересы детей . Преимущество внеклассной работы , в отличие
от учебной, заключается в том , что в ней мы не ограничиваемся
строгими требованиями программы и можем учитывать потребнос-
ти ,жизненные ориентиры, увлечения детей ,идти за их насущны-
ми интересами . В этом случае деятельность детей приобретает
для них личностный смысл, становится личностно значимой.
6. Сила влияния игры в ее привлекательности , необъязательности,
поэтому - никокого принуждения, насилия, авторитарности.
Позиция учителя в игре – позиция советчика ,старшего товарища,
координатора. Направленность его воздействий :не принудить ,а
увлечь, не убедить (хотя и это неплохо ) а заинтересовать ,восхитить;
не разъяснить ,а открыть ,инициировать активность самих детей.
Проводя познавательные игры, учитель ориентируется на уровень
общего умственного и социального развития детей, внося в них
конкретные коррективы в соответствии с его педагогическими
задачами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий спортивно-познавательной игры: « Весёлый экспресс «01».
Цель: 1.предупреждение шалости детей с огнём; 2. повторение правил пожарной безопасности; 3. развитие творческой и познавательной активности детей. Игру можно провести между детьми в летних озд...
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНА ИГРА
Интеллектуально-познавательная игра "Задача нашего века - сохранить здоровье человека" для 4 класса. Задачи этого мероприятия: повторить и закрепить правила безопасного поведения: при пожаре, в бы...
«Своя игра» (интеллектуально-познавательная игра) для 3-4 классов.
Внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 классов. Проходит в форме командной интеллектуальной игры. В ходе игры обобщаются и систематизируются знания детей в разных предметных областях. Со...
Интеллектуально – познавательная игра «Своя игра»
Предметные недели как традиционная часть внеурочной деятельности привычны для любой общеобразовательной школы.Увеличение учебной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддерживать инте...
Интеллектуально- познавательная игра (Своя игра) (1 класс)
Согласно ФГОСу современный урок, занятия внеурочной деятельностью должны способствовать развитию интеллектуально- познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников,формировать...
Внеурочная программа игровой деятельности. Тема: Интеллектуально - познавательные игры. Экологическая игра «Крестики-нолики»
Знакомство с интеллектуально-познавательными играми в 1 классе прошло на примере экологической игры "Крестики-нолики"...
Интеллектуально-познавательная игра по окружающему миру "Своя Игра".
Игра для 1 класса...