Краеведческая викторина "Цвети, мой Татарстан!"
классный час (2 класс) на тему
Данное мероприятие основано на краеведческом материале республики Татарстан. Предназначено для учащихся 2-4 классов. В данной работе рассматриваются вопросы природы Татарстана, его животного и растительного мира, национальностей, проживающих на его территории, их обычаев и традиций. Мероприятие имеет патриотическую направленность, приучает детей гордиться своей малой родиной, любить свой родной край.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedcheskaya_viktorina.docx | 575.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое внеклассное мероприятие
для учащихся младшего школьного возраста
Краеведческая викторина
«Цвети, мой Татарстан!»
Цели мероприятия:
- Познакомить учащихся с культурой и традициями родного края.
- Прививать любовь и уважение к памятникам культуры и традициям людей, проживающих в Татарстане.
- Развивать интерес к изучению истории и культуры многонациональной республики Татарстан.
- Развивать коммуникативные способности учащихся, воспитывать чувство коллективизма, умение работать в команде.
Оборудование: интерактивная доска с подготовленной презентацией мероприятия; оформление доски: карта-схема Казанского Кремля, карта-схема достопримечательностей города Казани, символы Государственности России, Татарстана, Казани.
Организационный момент: подготовить 2 команды учащихся, выбрать капитанов, предварительно на уроке технологии приготовить эмблемы-значки участников викторины.
Рекомендации: заранее подготовить помощников учителя, учеников старших классов, которые зачитывают исторические справки, помогают подводить итоги конкурсов.
Викторина состоит из 2-х туров: этнографического и краеведческого. Каждая команда дает ответ на вопрос в письменной форме, по истечении отведённого времени ответы зачитываются, каждый правильный ответ даёт команде 1 балл.
Ход викторины:
Этнографический тур.
- Как называется наш родной город?
Ответ: Казань (помощник рассказывает легенду о возникновении названия города)
- Как называется республика, в которой мы живем?
Ответ: Татарстан
- На берегах каких рек стоит город Казань?
Ответ: город Казань расположен на берегах реки Казанки и Волги, а также в городе протекают реки Нокса, Сухая, Булак.
- Какие крупные реки протекают по территории нашей республики?
Ответ: По территории нашей республики протекают реки: Волга – быстроходная, Кама-полноводная, Вятка, Мёша, Казанка, Белая и др.
- Какие животные обитают в лесах Татарстана?
Ответ: В лесах Татарстана обитают такие животные, как кабан, лось, медведь, лиса, волк, белка, заяц, рысь, хорёк, енот, ондатра, суслик, ласка, бобёр и др.
- Назовите птиц, которые обитают в нашей местности?
Ответ: В нашей местности обитают такие птицы, как воробей, голубь, ворона, галка, синица, соловей, снегирь, аист, цапля, кукушка, дятел, клёст, сорока и др.
- Какие коренные народности проживают на территории нашего края?
Ответ: Коренными народностями на территории нашего края считаются марийцы, мордва, чуваши, удмурты, татары, русские.
- Назовите известные народные праздники народов Татарстана?
Ответ: Мусульманские праздники – Курбан-байрам, Ураза-байрам, Науруз и другие; Православные - Рождество, Пасха, Масленица и др.
- Найдите соответствие между национальностью и принадлежащим ей национальным напитком: татары, русские, марийцы, чуваши – пиво, простокваша, квас, катык.
Ответ: татары-катык, рысские-квас, марийцы-простокваша, чуваши-пиво.
- Назовите растения, произрастающие на территории Татарстана, которые занесены в Красную книгу?
Ответ: В Красную книгу республики Татарстан занесены первоцветы: ландыши, подснежники, а также волчье лыко, купальница, колокольчик, кувшинки, водяная лилия и др.
- Практическое задание – расшифровать орнамент на сосуде.
Командам выдаются изображения сосудов с древним орнаментом (у каждой команды свой орнамент)
( Перед выполнением задания помощник ведущего дает справку о толковании различных видов орнамента, используемого в древности)
По завершении 1-го тура для команд подводятся и объявляются предварительные итоги викторины.
Краеведческий тур.
- Что изображено на гербе Казани?
Ответ: описание герба Казани: «Змий чёрный под короною золотой, Казанской, крылья красные, поле белое». (Демонстрируется изображение)
- Что изображено на гербе Татарстана?
Ответ: На гербе Татарстана изображён крылатый белый барс, хвост его поднят. На боку барса изображён щит, в центре которого находится восьмилепестковый цветок астры. Барс изображён на фоне красного поля. Обрамляет герб по зелёному кольцу популярный растительный орнамент казанских татар. Лепестки орнамента выполнены в виде волн, наверху трехлепестковый цветок тюльпана. Герб имеет круглую форму. (Демонстрируется изображение)
- Что изображено на гербе России?
Ответ: На гербе России изображён двуглавый орёл, поднявший вверх распущенные крылья. Изображение орла на красном поле. Над головами орла три короны. В правой лапе орла - скипетр, в левой – держава. На груди орла – герб города Москвы – Георгий Победоносец на серебряном коне, поражающий змея. (Демонстрируется изображение)
- Как называется торжественная песня, которая исполняется в особых случаях на важных государственных мероприятиях?
Ответ: Торжественная песня, исполняющаяся на важных государственных мероприятиях, называется гимном. Гимн слушают стоя, мужчины без головного убора. Авторы гимна России: композитор Александр Александров, поэт Сергей Михалков. Автор гимна Татарстана Рустем Яхин, слова народные.
- Назовите цвета, которые присутствуют на государственном флаге РТ?
Ответ: На Государственном флаге РТ присутствуют цвета зелёный, белый, красный.
- Назовите цвета, которые присутствуют на государственном флаге России?
Ответ: На Государственном флаге России присутствуют цвета белый, голубой, красный.
- Практическое задание: из данных полосок цветной бумаги выбрать полоски соответствующего цвета и составить (приклеить на лист с соблюдением последовательности цветов)
1-я команда – флаг РТ
2-я команда – флаг России
После выполнения задания демонстрируются флаги России и РТ.
- Перечислите, какие музеи нашего города вы знаете?
Ответ: Национальный музей РТ, Музей «Эрмитаж», Музей татарской государственности, Музей истории Ислама, Музей Вов, Художественная галерея, Музей Горького, Салиха Сайдашева, Каюма Насыри, Габдуллы Тукая, Мусы, Джалиля, К. Васильева и др.
- Памятники каким выдающимся людям поставлены в нашем городе?
Ответ: В нашем городе поставлены памятники Льву Толстому, Александру Пушкину, Габдулле Тукаю, Карлу Фуксу, Мусе Джалилю, В.И. Ленину, Федору Шаляпину, строителям Кремля.
- Как звали царицу, именем которой в Казани назвали башню?
Ответ: Царица Сююмбике. (Демонстрируется портрет царицы, башня Сююмбике в Кремле)
- Назовите самую короткую по протяженности реку в нашем городе, которая протекает в центре Казани.
Ответ: река Булак.
- Назовите единственную в городе пешеходную улицу в городе, которая расположена в центре?
Ответ: улица Баумана.
- Назовите место, которое считается историческим центром нашего города?
Ответ: Это территория Казанского Кремля – музей-заповедник.
- Из какого материала был построен первый Кремль в Казани?
Ответ: Первый Кремль в Казани был деревянным.
- Что обозначает слово «кремль»? Первые две буквы этого слова присутствуют в слове-отгадке.
Ответ: Слово кремль переводится как крепость.
- Чем отличается башня дозорная от башни сторожевой? (Обращаем внимание на схему-иллюстрацию территории Кремля: башня Сююмбике, башня Тайницкая, башня Спасская – какая дозорная, а какая сторожевая?
Ответ: Сторожевая башня должна быть более мощной, иметь отверстия-бойницы, через которые можно отражать нападения врага. Сторожевая башня имела назначение охранять границы города от врагов. Дозорная башня должна быть высокой, чтобы с её высоты можно было вовремя увидеть приближающихся врогов. Поэтому башня Сююмбике – дозорная, а башни Спасская и Тайницкая – сторожевые.
- Назвать объекты по фотографии:
1-я команда – мечеть Кул-Шариф, Казанский университет, мост «Миллениум»
2-я команда – Спасская башня Кремля, здание Национального музея РТ, КРЦ «Пирамида»
Подводятся итоги краеведческого тура.
Подведение общих итогов игры-викторины, награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование природоособразной технологии обучения чтению А.М. Кушнира в учебно-воспитательном процессе (из опыта работы школ Бугульминского муниципального района Республики Татарстан)
Чтение – это труд, и труд тяжелый. Вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов, так как чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие д...
Краеведческий материал «Рассказ о бывшем директоре школы, создателе краеведческого музея»
Краеведческий материал «Рассказ о бывшем директоре школы, создателе краеведческого музея»...
Открытый урок “Туган җирем- Татарстан.”( Моя Родина- Татарстан")
Открытый урок " Туган җирем- Татарстан"для 4 класса...
Публикация "Краеведческий компонент на уроках технологии в начальной школе" в сборнике "Реализация краеведческого принципа в системе школьного образования"
Материалы областного семинара по результатам деятельности инновационной образовательной площадки Института развития образования Кировской области в МКОУ СОШ с УИОП пгт Тужа Кировской области...
Варислар булырбыз. (2 нче сыйныф укучыларын Татарстан эзтабарлары, 4 нче сыйныф укучыларын Татарстан варислары сафына кабул итү кичәсе.)
Көн саен игелекле эш эшлә....
Открытое внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов, краеведческая викторина «Цвети, мой Татарстан!»
Цель мероприятия: Познакомить учащихся с культурой и традициями родного края.Задачи: 1. Прививать любовь и уважение к памятникам культуры и традициям людей, проживающих в Татарстане.2. Развивать ...
Портфель компетенций педагога дополнительного образования туристско- краеведческой направленности. Особенности и условия формирования образовательной среды для реализации туристско-краеведческой деятельности.
Портфель компетенций педагога дополнительного образования туристско- краеведческой направленности. Особенности и условия формирования образовательной среды для реализации туристско-краеведческой деяте...