классный час "Разрешение конфликтов в классе"
классный час (4 класс) на тему
Формирование толерантного и уважительного отношения к одноклассникам, обучение навыкам бесконфликтного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.ch_.razreshenie_konfliktov.docx | 13.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Разрешение конфликтов в классе»
Цель: формировать бесконфликтные отношения в классе через воспитание уважительного отношения друг к другу; научить оценивать конфликты и свое участие в них, вымышленное или реальное.
Задачи: формирование толерантного и уважительного отношения к одноклассникам; обучение навыкам бесконфликтного общения.
Конфликт (от лат. coпflictus - столкновение), согласно толковому словарю, трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия. Конфликт прекращается, если стороны удовлетворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжение столкновения бессмысленно.
Конфликты в классе – это конфликты между учениками. Нередко они возникают из-за стремления учащихся к лидерству. Путь к лидерству связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости и безжалостности. Детская жестокость – явление общеизвестное. Ребенок подвержен соблазну стадности, что порождает немотивированную жестокость, травлю себе подобных.
Положительное влияние на разрешение конфликта оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса.
Ход мероприятия
Учитель. Давайте послушаем диалог ученика с учителем.
Диалог читают два ученика.
— Кирилл, почему ты ударил его?
— Он первый ударил меня.
— А он говорит, ты ударил его первым.
— Нет, не я. Он первый ударил меня.
— Ты так и не ответил на мой вопрос. Почему ты ударил его?
— Я защищался. Я не хотел отступать. Я должен был защищаться.
— И поэтому ты его ударил?
— Он первый меня ударил...
Учитель. Что произошло?
Ученики. Драка, выяснение отношений между ребятами, учитель выясняет, хочет понять: кто прав, кто виноват.
Учитель. Итак, произошел конфликт, и мальчики выбрали далеко не самый лучший путь его разрешения. Что означает слово «конфликт» лично для вас? Попробуйте написать «на скорую руку» список некоторых ассоциаций, образов, воспоминаний, связанных со словом «конфликт» (в классе).
Ученики пишут на тетрадных листах, а потом читают вслух: слезы, раздражение, обида, боль, крик, грубость, непонимание, порванная тетрадь, замечание в дневнике, вызов родителей в школу.
Учитель. Возможно, перед вами всплыли картины разбитых носов, «кучи-малы» в коридоре, заплаканные глаза. Что вы чувствуете, когда находитесь с кем-нибудь в конфликте, какое у вас настроение?
Учащиеся пишут на тетрадных листах, а затем читают вслух: гнев, страх, расстройство, раздражение, возмущение, слезы.
Учитель. А теперь, закрыв глаза, представьте себе абсолютно бесконфликтный класс. Какой он?
Учащиеся. Восхитительный, скучный, трудноуправляемый, неинтересный.
Учитель. Скажите, а нужны ли конфликты?
Учащиеся:
— Ой, ну зачем они нужны?
— Да, без них невозможно найти истину.
— Нет, всегда лучше найти приемлемое решение без ссоры.
— Конфликты причиняют боль и страдание людям.
— Без конфликтов в классе нельзя, настоящая жизнь такая же.
Учитель. Конфликт может привести или к улучшению климата в классе, к взаимопониманию, или, наоборот, к большей несправедливости. К сожалению, невозможно прожить жизнь без конфликтов. Но разрешение конфликта во многом зависит от нашего поведения.
Предлагается обсудить с учащимися следующие вопросы:
- В чем сходство и различие понятий «спор» и «конфликт»?
- Что, на ваш взгляд, является конфликтной ситуацией?
- Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?
- Что чаще всего является для вас причиной конфликта?
- Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувства, достоинства всех людей, участвующих в конфликте?
- Что мешает людям (вам лично) разрешать конфликты именно так?
Обучение разрешению конфликтов
Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого разрешения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе – улучшение их отношений.
Сначала формируются правила разрешения конфликта.
Следующий шаг: анализ конкретных конфликтных ситуаций (групповая работа). В течение 10-15 минут обсудить ситуации в соответствии с усвоенными правилами и дать свой вариант возможного пути разрешения конфликта, причем важно найти решение, приемлемое для обеих конфликтующих сторон, иначе эта конфликтная ситуация сохранится и вскоре разразится новый конфликт.
Памятка «Учимся жить без конфликтов»
Не говори сразу со взвинченным, возбужденным человеком.
Если тебе придется сказать что-то неприятное, постарайся создать доброжелательную атмосферу, отметь заслуги человека, его хорошие дела.
Постарайся посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место».
Не скрывай доброго отношения к людям, чаще высказывай одобрение, не скупись на похвалу.
Умей заставить себя молчать, когда тебя задевают в мелкой ссоре, будь выше мелочных разборок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Конфликт и пути его разрешения"
Это занятие заняло 3 место в городском конкурсе "Учитель года-2010г.""Социально-педагогическая номинация/Лучше проводить его в 2-4 классах....
Личностно-ориентированный классный час в 4 классе по теме: "Конфликты"
Успешность реализации замысла классных часов в современной начальной школе во многом зависит от того, насколько мы, учителя, сможем оказать профессионально-компетентную помощь младшим школьникам в фор...
Классный час в 4 классе "Учимся разрешать конфликты"
Ход классного часа:Мотивация. Учитель:Ребята, предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма и сказать какая ситуация в нём показана?Просмотр и обсуждение видео отрывка по вопросам:-В чём причин...
Классный час в 7 классе "Жизнь без конфликта"
Классный час проведён с целью: довести до учащихся сведения о способах разрешения конфликтов....
Классный час "Конфликт"
Классный час "Конфликт"...
Конспект классного часа «Учимся разрешать конфликты» (3 класс)
Тема: «Учимся разрешать конфликты» Цель: формировать у обучающихся конфликтную компетентность, научить выходить из конфликтной ситуации.Подготовительная работа: подготовить презентацию, на...
Конспект классного часа в 3 классе " Конфликт. Инструкцию по применению."
Цель: Сформировать понятие конфликтных ситуаций, научить правильно действовать при конфликтных ситуацияхЗадачи:Дидактические: Изучить сущность и понятие «Конфликта»...
- Мне нравится (1)